Опубликовано: 3 августа 2015 г. romda писал(а) Mon, 03 August 2015 19:14 Вот что за зверь "Шимми"? Ни разу такое не ловил. Только замечал, если отпустить руль, начинает повиливать в автоколебаниях... я тоже заинтересовалась, поэтому вот вики Показать скрытый текстВобблинг, шимми (англ. wobbling, wobble, «шимми», в народе -- расколбас) -- эффект возникновения автоколебаний в системах управления транспортных машин, возникающий на больших скоростях и приводящий к потере контакта с опорой и/или к разрушению конструкции. Название «шимми», принятое в отечественной литературе, происходит от популярного в начале XX в. танца, для которого характерно быстрое покачивание плечами вправо-влево. Частота и амплитуда колебаний в каждом конкретном случае зависят от конкретных характеристик элементов конструкции. Шимми особенно опасно тем, что возникает только на больших скоростях движения. Самые опытные гонщики могут попасть в такую ситуацию, что регулярно наблюдается в соревнованиях на трассах шоссейно-кольцевых мотогонок. В авиации были случаи разрыва колёс и излома стоек шасси, разрушение крыльев самолетов и лопастей вертолетов. Вобблинг на мотоцикле возникает, когда управляемое колесо после отбоя от дорожного покрытия приземляется уже под некоторым углом относительно курса движения мотоцикла. При этом, в результате наклона вилки и выноса оси колеса вперед по отношению к оси поворота вилки, возникает импульс, толкающий руль в противоположную отклонению сторону, что на относительно малых скоростях способствует сохранению равновесия и направления движения. Но если скорость значительно превышает расчётную, то при определённом соотношении сил, действующих на вилку, импульс получается слишком большим, и руль отклоняется дальше, чем направление по курсу. ----- Возможности выхода из шимми на мотоцикле: вначале -- открытие газа (ускорение), расслабление рук, перенос веса тела ближе к задней оси. Далее, на «раскачке»: на прямых -- сильное плавное торможение задним колесом,; в поворотах -- общепринятой тактики не существует. Эффективна установка рулевого демпфера для компенсации колебаний. Крайне важны балансировка переднего колеса, качество покрышки, исправность вилки, правильно выбранная жёсткость амортизатора. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа 2015 г. Лет 7 назад мне рассказывали про случай, когда пара туристов в горном походе разогнались аж за 70 км/ч, потеряли управление и погибли. Вообще хорошо нагруженный велосипед на скоростях за 50 км/ч становится очень нестабильным. И любители хорошо вкрутить с горы в походе откровенно рискуют не дожить до ее подножья. Но я так понимаю, что здесь не тот случай. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа 2015 г. romda писал(а) Mon, 03 August 2015 19:14Вот что за зверь "Шимми"? Ни разу такое не ловил. Только замечал, если отпустить руль, начинает повиливать в автоколебаниях... На высокой скорости с горочки, с перегруженным задом на мтб по асфальтовому серпантину летишь, в какой-то момент вел начинает вибрировать, контроль теряется, попытка торможения, сразу падение фейсом в асфальт, раскалывается шлем. Надо стикером куда-то прикрепить в памятку о покатушках, МТБ с велоштанами не для быстрой езды по шоссе. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа 2015 г. Michel писал(а) Mon, 03 August 2015 21:29в какой-то момент вел начинает вибрировать, контроль теряется, попытка торможения Даже торможения задом? 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа 2015 г. (изменено) [quote title=romda писал(а) Mon, 03 August 2015 19:14]boras писал(а) Mon, 03 August 2015 15:54romda писал(а) Tue, 28 July 2015 03:32... Нагрузили девчонке на багажник больше некуда. Вот её на спуске и раскачало... Не, это не ее вел. У нее новый, дорогой и в полном порядке. Было подозрение на слишком мягкий пер. тормоз Эликсир третий, кажется. Прокатились - все ок, не скрипит, не задевает ничего. Покрышки новые. ... Раскачивается и начинает "резонировать" не велосипед, а гружённый багажник! При большой скорости именно из-за этого "жопу" может начать водить по асфальту как по льду. Судя по синусоидальному следу на асфальте так и было. Изменено 3 августа 2015 г. пользователем boras 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа 2015 г. TarasB писал(а) Mon, 03 August 2015 21:30Michel писал(а) Mon, 03 August 2015 21:29в какой-то момент вел начинает вибрировать, контроль теряется, попытка торможения Даже торможения задом? Расколбас был настолько неожиданен и силен, что я вцепился в руль со всей дури правой так и держался, немного освободил левую чуть прижал тормоз передний и вот я уже сижу на обочине и товарищ льет на меня перекись. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа 2015 г. Мдя, буду знать, если вдруг груз везти буду, что после 40ка (а лучше - 30ти) надо тормоз жать. Кстати, вот и ответ на вопрос о передачах 5:2 и выше для туринга XD 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа 2015 г. Стальной туринг с лоурайдерами на порядок лучше надежнее идет по шоссе, но тормоз на спусках все равно жму. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа 2015 г. Michel писал(а) Mon, 03 August 2015 21:52Стальной туринг с лоурайдерами на порядок лучше надежнее идет по шоссе, но тормоз на спусках все равно жму. В российском варианте большой вес на заднем колесе при разгруженном переднем оставляет велосипеду неплохую маневренность. Но (по моему опыту) где-то с 50 км/ч маневренность переходит в нестабильность. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа 2015 г. VORON писал(а) Mon, 03 August 2015 21:55Michel писал(а) Mon, 03 August 2015 21:52Стальной туринг с лоурайдерами на порядок лучше надежнее идет по шоссе, но тормоз на спусках все равно жму. В российском варианте большой вес на заднем колесе при разгруженном переднем оставляет велосипеду неплохую маневренность. Но (по моему опыту) где-то с 50 км/ч маневренность переходит в нестабильность. 50 км/ч по шоссе на МТБ с велоштанами с завышенным центром тяжести, надо быть очень смелым человеком, в позапрошлые выхи на незнакомой дороге в ленобласти налегке на шоссейнике ехал с горочки с такой скоростью уже было не по себе, где там ямка трещина в асфальте которая тебя ждет. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа 2015 г. Michel писал(а) Mon, 03 August 2015 22:01 50 км/ч по шоссе на МТБ с велоштанами с завышенным центром тяжести, надо быть очень смелым человеком Завышенный центр тяжести как раз-таки у тех, у кого есть большое пузо и нет никакого багажа на велосипеде. У груженого адекватным человеком байка основная тяжесть находится на уровне верхней половины колеса. Когда я ездил на циклокроссе, мне ездить на примерно той же скорости было ГОРАЗДО страшнее. Потому что никакой амортизации нет, тормозов нет, колеса хлипкие. Случись канаве поперек дороги или резкому превращению шоссе в лунную поверхность - даже затормозить не сумеешь. Собственно, страх там как раз служил основным ограничителем скорости. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа 2015 г. Michel писал(а) Mon, 03 August 2015 21:52Стальной туринг с лоурайдерами на порядок лучше надежнее идет по шоссе, но тормоз на спусках все равно жму. 1. Стальной туринг чем лучше по устойчивости, рама ж как говно гуляет небось вся под нагрузкой. 2. В смысле с лоурайдерами? 3. Адово трамвайная геометрия - это плюс? 4. Руль-баран - это минус? 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 августа 2015 г. VORON писал(а) Mon, 03 August 2015 22:17Michel писал(а) Mon, 03 August 2015 22:01 50 км/ч по шоссе на МТБ с велоштанами с завышенным центром тяжести, надо быть очень смелым человеком Завышенный центр тяжести как раз-таки у тех, у кого есть большое пузо и нет никакого багажа на велосипеде. У груженого адекватным человеком байка основная тяжесть находится на уровне верхней половины колеса. Вы это, теоретизируйте, да знайте ж меру! Брюхо может в любой момент двинуться по какой угодно траектории для парирования неприятных явлений. А твой рюкзак никуда не двинется по желанию седока. Но, честно говоря, я ни разу не ощущал шимми. Даже с ребенком в кресле и экстравиллом на буксире на 50-ти км/ч. Спросите СОРАТНИКа, как он на тандеме с прицепом ездит. На тандеме надо ходом проходить горки, в прошлую субботу он местами ехал явно за 70, мне кажется под 100, потому что у меня было 70, а тандем улетал со свистом за горизонт. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа 2015 г. (изменено) Сколько ездил выше 60 км/ч ни разу не испытывал страха, а наоборот газку поддавал. Велосипед Merida Speeder T3 Туринго(жесткая вилка), лежаковский(установлен лежак), не нагруженный, и я сам легкий, только рюкзак на спине 8-9кг. Новые для себя ощущения начинаю испытывать после 70 км/ч, но это не страх или ощущение управляемости на грани срыва, а просто скорость... А так я выше 50 по прямой катал, тоже самое что 35~... Кстати заметил на своем велосипеде один момент, он не так хорошо а даже я бы сказал не очень хорошо держит руль, то есть "сила которая помогает вырулить" на моем велосипеде плохо возможно работает вот и шанс попасть в шимми ниже?... Изменено 4 августа 2015 г. пользователем jeka101 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа 2015 г. (изменено) Уже писал в соседней теме, повторюсь. Ловил "шимми" с гружеными штанами один раз, ощущения примерно такие - руль начинает выбивать из рук, управляемость практически утрачивается. Смог затормозить, но впечатлений хватило - теперь на спусках стараюсь не нестись вниз теряя голову. Например, в Израиле, на спуске с гор все-таки притормаживал, хотя соблазн пролететь весь спуск под 75 км/ч, конечно, был. Про физику этого явления можно почитать в гугле, там же куча видео про расколбас на велосипеде и мотоцикле. Расколбасить может любой велосипед, будь-то грузовой мтб или легкий шоссер. Изменено 4 августа 2015 г. пользователем trolleybus 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа 2015 г. дочка в 7 лет словила ету шимми под горку на скорости 30 с +,без груза, крикнул ей "крепче руль держи" -- уфф пронесло . думаю виновата покрышка ненова - с заду переставлена . грубые расбалансированные -- они плюс недоамортизаторы, плюс слабая хватка за руль на спуске ,плюс торможение -- печальный результат. на шоссейничке под горку -- песня -- только держись 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа 2015 г. Сам ловил шимми в начальной фазе, без всякого груза, просто на спуске со скоростью 55+. Проявляется как внезапно возникшая мелкая, но неостановимая дрожь руля. До "расколбаса" не дошло - придержал немного тормоза и эффект быстро пропал. Думаю, появление шимми зависит от очень большого числа факторов, от формы покрышки до жёсткости хвата - в общем, всё, что так или иначе влияет на силы, приложенные к переднему колесу. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа 2015 г. (изменено) Личный опыт. Ловил. На инбереде, со стальной жесткой вилкой и карбоновым рулем, достаточно мягким. Спуск в Токсово. Рюкзак за спиной. Скорость за 30, может ближе к 40. Появилось именно как вибрация на руле, при падении скорости попадала. Удавалось удержать руками + захватом рамы коленками для большей жесткости. Хватить и держать приходится сильно, но в принципе - возможно. До этого, на 26" колесах - не сталкивался. А на стальном ригидном найнере и мягким рулем - получилось. К слову, на подвесе 29 с алю-рулем такого не получается, хотя 40-50 выжималось без проблем. Изменено 4 августа 2015 г. пользователем AS 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа 2015 г. передний тормозит в 3-4 раза эффективнее,чем задний.,т.е. быстрее остановитесь. А так можно любым тормозить .Лучше конечно двумя. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа 2015 г. тросик задний приберечь 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа 2015 г. Вячеславна писал(а) Tue, 04 August 2015 18:17почему народ тормозит передним тормозом?Вы пошутили сейчас, да? Задний тормоз вообще нужен достаточно редко (в условиях обычного катания). Тормозить задним - вредная привычка, избавляйтесь от нее! Если действительно интересна физика процесса - почитайте статью http://caravan.hobby.ru/materiel/sheldon_brown/breaking/index.html 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа 2015 г. trolleybus писал(а) Tue, 04 August 2015 20:14Вы пошутили сейчас, да? Задний тормоз вообще нужен достаточно редко (в условиях обычного катания). Тормозить задним - вредная привычка, избавляйтесь от нее! Полегче с такой категоричностью. Если не рвать на все деньги, то ситуаций, когда заднего тормоза не хватит, может вообще никогда за жизнь не возникнуть, а вот учиться модулировать, рискуя улететь рыбкой - не лучший совет для новичка. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа 2015 г. VORON писал(а) Mon, 03 August 2015 22:17Когда я ездил на циклокроссе, мне ездить на примерно той же скорости было ГОРАЗДО страшнее. Потому что никакой амортизации нет, тормозов нет, колеса хлипкие. Случись канаве поперек дороги или резкому превращению шоссе в лунную поверхность - даже затормозить не сумеешь. Собственно, страх там как раз служил основным ограничителем скорости. На циклокроссе с велоштанами разумеется чисто российская тема использовать велосипеды не по назначению, циклокроссы они для циклокросса, а если там еще и алю вилка то не позавидуешь такому туристу. Думаю что амортизация на мтб, крепкие колеса, мощные тормоза дают обманчивое чувство безопасности на шоссе, которое чревато. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа 2015 г. TarasB писал(а) Tue, 04 August 2015 20:19trolleybus писал(а) Tue, 04 August 2015 20:14Вы пошутили сейчас, да? Задний тормоз вообще нужен достаточно редко (в условиях обычного катания). Тормозить задним - вредная привычка, избавляйтесь от нее! Полегче с такой категоричностью. Если не рвать на все деньги, то ситуаций, когда заднего тормоза не хватит, может вообще никогда за жизнь не возникнуть да ну?)) особенно на скорости и по мокрому 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 августа 2015 г. Ирландец писал(а) Tue, 04 August 2015 21:31 да ну?)) особенно на скорости и по мокрому И на льду и на спуске. Ибо нефиг. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах