Hello World!


  • VORON

    A6501652.jpgРебёнок 4—6 лет может вполне уверенно ездить на двухколёсном велосипеде и покрывать довольно заметные расстояния своим ходом. Но часто оказывается, что большая часть гладких и дружественных к ребенку дорог являются автомобильными, а где ездить безопасно — там сплошной песок, горки, корни, грязь, лужи и броды.

    Жесткая сцепка для детского велосипеда — это способ, позволяющий как-то сочетать желание родителей путешествовать с потребностями ребенка. В теории, она позволяет сочетать лучшее из двух миров: в отличие от прицепа в виде «полувелосипеда», она позволяет ребенку ездить самостоятельно. А когда устанет (или дорога выведет на шоссе) — он сможет прицепиться к взрослому.

    В этой статье мы расскажем об опыте использования сцепки Followme Tandem в течение одного года для велосипедных ПВД и длительных велопоходов.

    admin
    Как провозить велосипед в городском транспорте Петербурга?
    Клуб ВелоПитер изучил формальную сторону вопроса касательно наземного транспорта, метро и электричек.
     
    Наземный транспорт
    Сайты крупнейших перевозчиков ГУП Пассажиравтотранс и ГУП Горэлектротранс содержат выдержки правил с отсылкой к приказу Комитета по транспорту от 18.12.1997 №332 «Об утверждении Правил пользования наземным пассажирским транспортом» (Гарант, КонсультантПлюс). В них велосипеды не упомянуты непосредственно, но затронуты косвенно в пунктах, касающихся перевозки багажа.
     
    17. Пассажир имеет право:
    17.1. Провозить с собой бесплатно:
    - одно место ручной клади, размер которого… не превышает 120 см
    17.2. Провозить за плату согласно тарифу:
    - одно место ручной клади, размер которого… не превышает 180 см
    18. Пассажиру не разрешается:
    - провозить в качестве багажа… ручную кладь, по сумме трех измерений превышающую 180 см…
     
    Другие перевозчики, такие как ООО Вест-Сервис и ООО Питеравто ссылаются в правилах на ФЗ от 08.11.2007 №259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Гарант, КонсультантПлюс). Его статья 22 посвящённая перевозке багажа повторяет нормативы указанные выше: бесплатный провоз до 120 см, платный до 180 см.
     
     
    Отметим, что велосипед классической конструкции, даже сложенный в специальный чехол, не будет удовлетворять разрешённым к перевозке габаритам. В 180 см по сумме измерений смогут уместиться лишь складные и детские велосипеды.
        Размеры велосипедных чехлов ПИК-99
     
    Метро
    Регламент провоза багажа в Петербургском метро регулируется Постановлением Правительства от 29.09.2020 №776 «Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном» (КонсультантПлюс, Правовой портал).
    26. Пассажир обязан:
    8) провозить с использованием чехлов (упаковки) легко бьющиеся, колющие и режущие предметы, лыжи, монолыжи, санки и коньки, садовый инструмент с открытыми острыми частями, а также сноуборд, складные велосипеды, самокаты, иные средства передвижения и спортивный инвентарь;
    27. Пассажир вправе:
    2) без взимания дополнительной платы провозить:
    а) ручную кладь, сумма измерений которой… не превышает 120 см;
    е) детские велосипеды и иной спортивный инвентарь, размеры которых не превышают 150 см…, в челах
    32. Пассажирам запрещается:
    12) провозить ручную кладь, сумма измерений которой… превышает 150 см;
    38) провозить велосипеды (за исключением складных, упакованных в чехлы, размеры которых не превышают размеров ручной клади, разрешенной к провозу Правилами), а также мопеды и мотоциклы.
     
     
    Электрички
    Правила провоза ручной клади, указанные на сайте СЗППК, содержат лишь одно упоминание велосипеда:
     
    6.1 Пассажир имеет право бесплатно провозить с собой на 1 проездной документ (билет) ручную кладь весом до 36 кг, размер которой по сумме трех измерений (длина, ширина, высота) не превышает 180 см.
    6.2 Пассажир имеет право дополнительно к установленной норме провезти до 50 кг ручной клади за отдельную плату.
    6.4. Разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить за плату дополнительно к установленной норме не более одного велосипеда в неразобранном виде.
     
    Правила СЗППК ссылаются на Приказ Минтранса №473 от 19.12.2013 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (Гарант, КонсультантПлюс), полностью повторяя формулировку п.106.
    Отметим, что посредством обращений в СЗППК велосипедному сообществу Санкт-Петербурга удалось устранить неоднозначность формулировки пункта 6.4:
    1) в тамбуре разрешено размещать несколько велосипедов (но не более одного на пассажира);
    2) не запрещено провозить велосипеды в салоне вагона при условии, что это не ухудшает условий проезда для других пассажиров.
        Ответы СЗППК на обращения по поводу перевозки велосипедов в салоне вагонов  
     
    Подытожим все правила перевозки.
        Правила перевозки велосипедов в городском транспорте Санкт-Петербурга
     
    Статья подготовлена клубом "ВелоПитер" при содействии "Петербургского велообщества" и представителей других велосипедных движений Петербурга.
    admin

    Велосипедные товары – динамичный и неоднородный рынок, со своей спецификой и интересными закономерностями. Клуб ВелоПитер обсудил ключевые тенденции прошедшего года с Кириллом Остапенко, основателем франчайзинговой сети "ВелоДрайв".

    yJUxpqiR0dc.jpg

    admin

    На сайте stat.gibdd.ru появились данные по статистике ДТП за 2020 год.
    Клуб ВелоПитер собрал сводную информацию по регионам России и подвёл краткие итоги.

    2015-2020 ВелоДТП колво.jpg

    admin

    Этот рассказ о борьбе за безопасные улицы и открытые общественные пространства.

     

     

     

     

    admin

    Всем известно, что шлем предназначен для одноразового использования.

    Но каков срок службы шлема при аккуратном использовании?

    Когда менять шлем?, изображение №1

     

    admin

    Экологический проект «Охота на колёса» изучил возможности переработки велосипедных покрышек.

    Мы собрали на одной карте все пункты, подтвердившие приём велошин: https://vk.cc/aCtbSE

    Карта.JPG

    admin
    ЭТА СТАТЬЯ-МЕТОДИЧКА НАПИСАНА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕЛОСИПЕДИСТАМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ПРИ ДТП
     
    1. Старайтесь всегда осознавать, где территориально вы находитесь. Проконтролируйте, чтобы звонок в службу спасения 112 сопровождался корректной формулировкой и точным адресом.
     
    2. Имейте при себе номера телефонов своих друзей или доверенных лиц (карту в кармане, наклейку на шлеме и т.п.), чтобы свидетели или спасатели могли с ними связаться. Это на случай потери сознания.
     
    3. Действуя самостоятельно, оцените своё физическое состояние, старайтесь не делать резких движений. Это в случае болевого шока.
     
    4. После осмотра сотрудниками скорой помощи вы можете письменно отказаться от госпитализации. В этом случае особенно важно письменно зафиксировать все ваши телесные повреждения. Документ, называемый "карта вызова скорой помощи" фиксирует время вызова (в этой карте не записан телефон, с которого набран номер 112, найти своего спасителя в случае потери сознания можно при выполнении п.2), время приезда бригады на место ДТП, номер подстанции и бригады (можно найти и поблагодарить спасавших вас медиков).
     
    5. В нашем городе, как и во многих других, существует система "Безопасный город", включающая в себя сеть камер видеонаблюдения. Если Вы попали в ДТП, есть смысл обратиться в "Городской Мониторинговый Центр".
     
    Обратитесь в полицию (если не вызывали ГИБДД или скорую на месте), или к адвокату. Видео выдаётся только органам полиции, государственным учреждениям и адвокатам по официальному запросу.
    Позвоните в ГМЦ, сделайте это как можно раньше (576-26-15), сообщите максимум подробностей, обязательно место и временной отрезок. Это самое главное, потому что видео с происшествием выгружается в бессрочный архив и хранится там... до начала третьей мировой. Видео архив без выгрузки хранится от 7 до 30 суток, но может быть и меньше.
     
     
    6. На месте сотрудники ГИБДД составляют протокол осмотра места происшествия и схему ДТП. Вызов ГИБДД на место происшествия без пострадавших не является необходимостью, поэтому ваши действия при отсутствии телесных повреждений в этой статье не рассматриваются, но опыт показывает, что следует потратить время и корректно зафиксировать ДТП.
    В случае вашей госпитализации эвакуация велосипеда, если рядом нет ваших доверенных лиц, это задача полиции.
     
     
    7. Предоставление объяснения.
    Будьте готовы к тому, что дознаватель ГИБДД может явиться к вам в больницу, чтобы взять т.н. "объяснение". Ознакомьтесь со статьёй 51 Конституции РФ. Если ваше состояние не позволяет вам быть объективным в этот момент, перенесите предоставление объяснения. Передать дознавателю своё письменное объяснение вы можете через представителя (так называется адвокат пострадавшего). Можно передать дознавателю письменные объяснения свидетелей, личности которых заверит адвокат. Свидетелям при этом не придётся подстраиваться под приёмное время дознавателя и географическое положение отдела инспекции. Если ДТП произошло в каком-то из центральных районов города, визит к дознавателю будет необременительным, и главное в руководстве отделов ГИБДД работают люди, хорошо знающие свой район, которым можно доверять. Если дознаватель, т.н. "инспектор по ИАЗ", исполняет свои обязанности с волокитой, без промедления обращайтесь к вышестоящему руководителю и/или в районную прокуратуру с последовательным изложением фактов и дат.  

     
    8. Не рассчитывайте на то, что "полиция будет искать свидетелей". Опыт показывает, что люди стараются помочь пострадавшему и готовы выступать свидетелями на месте ДТП, но там сотрудники ГИБДД не записывают их контакты.
    Кто будет понятыми при составлении схемы ДТП также зависит от сотрудников ГИБДД.
    Будучи в сознании, вы способны привлечь (либо наоборот неадекватным поведением оттолкнуть) свидетелей. Привлекать свидетелей в последующие дни можно и нужно, оставайтесь на связи с обществом!
     
    9. Причинение вреда здоровью.
    В случае причинения лёгкого или средней тяжести вреда здоровью применяется Статья 12.24 КоАП. КоАП это кодекс об административных правонарушениях, читаем ст. 28.7 этого кодекса:
    Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен: решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев.
    Есть нюанс по сроку вынесения постановления об административном правонарушении, в итоге - год. За причинение тяжкого вреда здоровью предусмотрена уголовная ответственность. При установлении такого вреда административное расследование в ГИБДД прекращается и дело передаётся в ГСУ (главное следственное управление).  
     
    10. Установлением степени тяжести вреда здоровью занимается судмедэкспертиза. Она проводится с документами/рентгенами из больницы, а также рассмотрит предоставленные пострадавшим рентгены и справки из поликлиники и других медучреждений, передаваемые медэксперту через дознавателя. Возможно проведение экспертизы с участием потерпевшего. Это встреча с врачом, и готовиться к ней следует соответственно.
     
     
    11. Для экспертизы с участием лица требуйте оформления документа “Определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении”. В нём вы распишетесь под текстом “С определением ознакомлен. Права, предусмотренные ст.25.1, 25.2, 26.4 КоАП РФ мне разъяснены”. Права по ст. 26.4 реализуются так: в форме этого документа есть строка для заполнения: “Поставить перед экспертом следующие вопросы:”. Помимо стандартного, обычно вписываемого инспектором вопроса “Какова степень вреда здоровью по наиболее тяжкому повреждению?” вы имеете право внести свои вопросы эксперту, например: “Диагностируется ли на предоставленном диске с КТ перелом кости?”. Диагностика в больницах, куда пострадавшие попадают с места ДТП, в ряде случаев недостаточна, об этом ниже.
     
    11. Не стесняйтесь обращаться за медицинской помощью к специалистам, которым вы доверяете, вне зависимости от формы собственности медучреждения. Например, устранением шрамов в поликлинике никто заниматься не будет. Ищите лицензированные клиники, где вам помогут на ранних стадиях.
     
    12. Все материальные затраты, связанные с ДТП (от эвакуации до ремонта велосипеда, от платных услуг в больнице до кредитных договоров с юристами) оформляйте письменно. Взыскание потраченных на лечение средств с водителя или его страховой компании аналогично взысканию материального ущерба. Моральный ущерб можно взыскать только с водителя.
    Ваша ОМС (или ДМС) страховая компания будет обращаться с иском в суд за возмещением с т.н. “причинителя вреда” средств, затраченных на лечение велосипедиста. Автомобиль как “источник повышенной опасности” (гуглим и читаем КоАП) вне зависимости от обстоятельств происшествия рассматривается судом как таковой источник. Поэтому начинать процесс взыскания с водителя автомобиля потраченных на лечение денег и морального ущерба можно уже по получении справки о ДТП. Эта справка составляется на месте ДТП сотрудниками ГИБДД, и получить её можно уже там либо на следующий день, если для удобства прочтения вместо рукописного варианта вам нужен принтерный. Передав своей страховой компании копию справки, вы можете попросить её юриста помочь вам в составлении требования "Иск о возмещении ущерба, причиненного здоровью и компенсации морального вреда".
    Согласно ст.208 ГК РФ требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ исковой давности не имеют, как и требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (но таковые требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска).
    Если водитель скрылся с места ДТП и не найден, обращайтесь в в Российский союз автостраховщиков (www.autoins.ru).
    Если же водитель идёт на контакт с вами, оцените возможности мирного урегулирования.
     
    13. Уголовные дела рассматривает федеральный суд. Знай, товарищ, что причинение даже лёгкого вреда твоему здоровью тоже вопрос государственной важности. Согласно ст.23.1 “Судьи” КоАП РФ, именно суд рассматривает и выносит решение по ст.12.24 того же КоАП. Если ты дочитал до этого пункта, значит у тебя хватило здоровья и воли для того, чтобы не допустить ухода от ответственности (административной либо уголовной) нарушителя ПДД. Если он признаёт свою вину и идёт на мировую, не суди его строго.
     
     
    Источник материала на старом форуме: http://velopiter.spb.ru/club/dtp_chto_delat.html
    Автор: Катя Кони
    admin

    Автор: admin, в разделе «Велотуризм»,

    Велодорожка в Светогорске на границе Ленобласти и Финляндии делает очередной шаг от проекта к реальности.
    В июле должен быть назван подрядчик.

    Два года назад Дирекция по развитию транспортной системы СПб и ЛО начала реализацию проекта "Велодвижение". В рамках программы приграничного сотрудничества "Юго-Восточная Финляндия — Россия" планируется создание велоинфраструктуры: велосипедный коридор длиной в 11 км начнётся у посёлка Лесогорский, пройдёт вдоль федеральной дороги, через Светогорск и закончится комфортной велозоной на самой границе. На двухкилометровом участке на улице Спортивной велодорожка сольётся с автомобильной трассой, но с приоритетом у велосипедистов и ограничением скорости в 20 км/ч.

    Этот проект — первый подобный в России: ещё никогда велодорожки не заводили путешественников на территорию другого государства. Финская сторона также модернизирует велоинфраструктуру со своей стороны границы.

    Почётный председатель клуба ВелоПитер Илья Гуревич, привлекавшийся к проекту в роли консультанта, доволен таким поворотом событий. По его словам, маршрут до Лесогорского - гораздо более эффективное решение, чем звучавшие ранее планы строительства велодорожки от границы до администрации Светогорска. Схема проекта и сама программа развития велотуризма области позволяют надеяться на то, что при правильном подходе к реализации в будущем регион получит действительно полезные туристические веломаршуты.
     
    Сюжеты в СМИ по теме:
    https://vk.com/video-148235461_456266297
    https://vk.com/video-184397039_456239533
     

    admin
    Традиционно в начале теплого сезона Клуб ВелоПитер обращает внимание на важность подготовки к этому всех водителей – как авто-, так и вело-. В этом году мы создали тест по велоПДД. Тест непростой, вопросы серьёзные, и, конечно, всех реалий передвижения по городу он не отразит – только официальную сторону, закреплённую в ПДД. Но мы уверены, что это будет полезно.

    Пройти тест: vk.com/app5671337_-2742#615717
    Или в Яндекс.Дзене: zen.yandex.ru/media/id/5cb0f2b0e962a300b4252913/test-po-velosipednym-pdd-5ea1af8c52a69a0a1e732b45

    После завершения вы получите ссылку на статью с верными ответами и комментариями.
    А вот по этой ссылке можно прочесть материал с разбором велоПДД: vk.com/@clubvelopiter-pdd-dlya-velosipedistov.


    admin

    Автор: admin, в разделе «Езда на велосипеде»,

    На время эпидемиологических ограничений Клуб ВелоПитер подготовил подборку кино о велосипедах и не только.

    Аннотация фильмов представлена в статье: страна и год производства, жанр, рейтинг и краткое описание.

    Лого статьи.jpg

    admin

    Почему это важно

    На сайте для общественного обсуждения вносимых законопроектов появился проект поправок в Кодекс по административным правонарушениям. Этот кодекс регулирует в том числе и наказание за нарушения ПДД. Ресурс regulation.gov.ru предоставляет возможность внести своё предложение по повышению безопасности на дорогах. Например, через уменьшение нештрафуемого порога скорости.

     

    Zpuef4tFD9o.jpg

    admin

    2020 год для российских велосипедистов начался с печальной новости: интернет заполнили сообщения о вводе с января так называемого «налога на велосипеды». Сообщения распространили социальные сети и малоизвестные СМИ, при этом федеральные источники эту информацию не заметили. Специально или случайно?

     

    MTS-kassy-shema.jpg

    admin

    Петербургские велосипедисты вздохнули с облегчением: транзитный маршрут решено сохранить.

    RlKp558_UcQ.jpg

    admin

    Автор: admin, в разделе «Велотуризм»,

    28 сентября состоялся тестовый пуск электрички Санкт-Петербург — Иматра. Это уже не первая попытка связать Петербург с Южной Карелией — приграничным регионом Финляндии, однако до реализации дело пока не дошло. В случае запуска, электричка станет альтернативой маршруткам, автобусам а также личному автомобилю со всеми минусами, присущими наземному автотранспорту. Велосипедисты же получат дополнительную возможность добраться до Финляндии без автомобиля.

     

    Карта 2.jpg

    admin
    ссылка на Часть 1
    Монообъемные рюкзаки — для российского велотуризма

    Монообъемный рюкзак (обычно называется велоштанами или велобаулом) — ноу-хау российских велотуристов, представляющее собой единую большую (40-100 литров) сумку П-образной формы из прочной ткани, «садящуюся» на задний багажник велосипеда. При этом нижние части рюкзака («штанины») плотно облегают багажник с боков примерно до уровня оси колеса, понижая центр тяжести и упрощая надежное закрепление рюкзака.
    Отличительная особенность велоштанов — возможность легкой переноски на спине в пешеходном режиме. Существуют модели велобаулов, ведущие прямую родословную от пешеходных туристических рюкзаков — фактически, это современный пешеходный рюкзак, доработанный для установки на багажнике. Однако большая часть ныне выпускаемых моделей была разработана с нуля специально для велотуризма, и в первую очередь ради удобства перевозки на велосипеде, а не на спине.
    Монообъемные рюкзаки идеально подходят для российского стиля велотуризма, в котором рюкзак приходится регулярно снимать с багажника для посадки в транспорт или для преодоления непроезжаемого участка.
    ВЫБОР ТИПОРАЗМЕРА

    Монообъемные рюкзаки выпускаются в различных типоразмерах, отличающихся объемом, габаритами и предназначением. Нередко у велотуриста есть несколько рюкзаков под различные цели, поскольку слишком маленький рюкзак не вместит все вещи, а слишком большой в полупустом виде может парусить и болтаться. Стоит учитывать, что в объем рюкзака не включается туристический коврик, который обычно едет снаружи, а также возможное размещение багажа сверху на рюкзаке в гермоупаковке или без нее.
    Примеры использования приведены для велотуристов-мужчин, а женщины обычно возят велобаул «на размер меньше».
    А. 80-90 литров
    Классические полноразмерные велоштаны, наиболее распространенные среди велотуристов, не озабоченных облегчением и оптимизацией снаряжения. Предназначены для перевозки 10-35 кг багажа. Это весьма универсальный вариант рюкзака, подходящий для ПВД (при ужимании стропами верхней части по высоте), но также имеющий достаточный объем и для использования в длительных автономных походах, включая зимние. Однако в ПВД появляется соблазн взять множество ненужных вещей, с чем необходимо бороться. Также такие рюкзаки популярны в велосипедных семействах, где муж везет в поход туго набитый 85-литровый рюкзак, а жена — полупустой 45-литровый.
    Б. 60-75 литров

    Полноразмерные велоштаны меньшего размера, позволяющие перевозить 10-25 кг багажа. Представляют собой немного уменьшенную по высоте 80-90-литровую версию, а размер нижней части штанин у них одинаковый. Такие рюкзаки подходят для любых ПВД (включая зимние), а также для длительных велопоходов без автономных участков. Самый универсальный вариант, позволяющий возить действительно много вещей, но при этом не брать с собой слишком много лишнего.
    Кстати, полноразмерные велобаулы часто имеют трапецеидальный скос в нижней передней части штанин. На велосипедах с короткими перьями, а это большая часть современных маунтинбайков, такой скос позволяет избежать касания рюкзака пятками при вращении педалей (особенно актуально для контактной обуви большого размера).
    В. 40-55 литров

     
    Маленькие велоштаны, используемые для перевозки 5-15 кг багажа. Используются преимущественно в летних ПВД владельцами легкого, компактного и дорогого снаряжения (или же суровыми аскетами, готовыми довольствоваться самым минимумом вещей). Но даже с компактным снаряжением количество возимых с собой продуктов здесь серьезно ограничено. Иногда такие рюкзаки берут в однодневки, чтобы не возить груз на спине.
    Некоторые производители в прицеле на использование в однодневках упрощают конструкцию таких рюкзаков, лишая их тех или иных особенностей, присущих старшим моделям (толстая ткань, карманы, лямки, отсеки и так далее). С другой стороны, подобные рюкзаки могут и полностью повторять по конструкции и материалам полноразмерные модели, со множеством карманов и лямками для переноски на спине.
    Г. 90 литров и более
    Экзотический типоразмер велобаула, предназначенный исключительно для автономных многодневных походов с перевозкой особо большого количества вещей (например, воды или зимнего снаряжения). Позволяет перевозить такое количество груза, которое уже создает риск поломки заднего колеса, багажника или опрокидывания велосипеда на подъеме. Использование таких рюкзаков ограничено, поскольку такое количество вещей чаще либо не возят вообще, либо разгружают заднее колесо с помощью боковых сумок на переднем багажнике или грузового велоприцепа.
    КОНСТРУКЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ
    Лямки для переноски на спине

    (фото Екатерины Костюхиной — ветер готов сбросить туриста с обрыва)
    Необходимый атрибут монообъемного рюкзака, позволяющий быстро снять рюкзак с велосипеда, закинуть за спину и продолжить поход в пешеходном режиме, ведя велосипед рядом с собой. Лямки могут быть съемными или несъемными (убирающимися в специальный карман), с поясом и без него.
    Обычно в велопоходах удобнее всего возить лямки уже установленными на рюкзак и плотно притянутыми к нему. Это позволяет быстро переходить в пешеходный режим и обратно без процедуры привязывания-отвязывания лямок. Для удобства надевания рюкзака и переноски на спине расстояние между верхним и нижним крепежом лямок должно быть достаточно большим, чтобы рюкзак ощущался рюкзаком, а не кульком.
    Для длительных переходов в пешеходном режиме (к примеру, больше получаса непрерывной пешки) существуют велобаулы с полноценными пешеходными лямками, имеющими пояс для разгрузки спины. Однако для кратких переносок рюкзака на себе (посадка в транспорт, преодоление брода, бурелома и т. д.) наличие пояса излишне и скорее помешает.
    Способ закрывания основного отсека

    (на фото — велобаул с клапаном, видно неизбежное сужение верхней части)
    В большинстве моделей монообъемных велорюкзаков используется мощная «тракторная» молния на основном отсеке. Это позволяет придать рюкзаку «квадратную» форму, наилучшим образом используя доступный объем без неоправданного увеличения высоты рюкзака. Молния обязательно разгружается стропами, стягивающими верх рюкзака, поэтому ее надежность в походных условиях весьма велика.
    В тех велоштанах, которые ведут свою родословную от пешеходных рюкзаков, используется классическая стяжка верха шнуром в сочетании с верхним клапаном, закрывающим отверстие стяжки от пыли и дождя. Потенциально такой способ надежнее молнии, однако рюкзак неизбежно получается узким и вытянутым вверх, что повышает центр тяжести, ухудшает управляемость велосипеда и устойчивость рюкзака на багажнике.
    Следует также заметить, что крышка с клапаном требует заполнения рюкзака доверху. Если рюкзак заполнен наполовину (что постоянно бывает в ПВД), клапан болтается, дополнительно ухудшая поведение рюкзака на багажнике.
    Задние вертикальные карманы

    Предназначены в первую очередь для перевозки бутылок с водой — так они не повышают центр тяжести рюкзака и в то же время легко доступны. Вместо воды в этих карманах можно перевозить литровую емкость с бензином для горелки и прикрученным насосом, запасные камеры и вязанки инструментов в длительных походах. Обычно на задних карманах пришиты петельки для установки мигалок, однако прикрепленную таким образом мигалку несложно потерять или разбить.
    Крепление для туристического коврика

    Свернутый в трубочку коврик (как правило, шириной 50 см, чтобы не выходить за габариты рюкзака, а стандартные 60-сантиметровые коврики легко обрезаются) перевозится закрепленным на задней или верхней части рюкзака, для чего должны быть предусмотрены стропы с фастексом. За эти стропы можно дополнительно привязать куртку, когда та не используется.
    Хорошим тоном считается возможность открыть рюкзак, не отстегивая коврик, однако это может повлечь за собой слишком низкое расположение коврика (на фото), который в результате закрывает мигалку на багажнике и может даже задевать за заднее колесо велосипеда.
    Крепление к велосипеду

    Часто для крепления к велосипеду велоштаны имеют 2 стропы в передней и задней части (но для надежной фиксации обычно достаточно одной). Также встречается вариант с широкой стропой сзади, которая заодно ужимает рюкзак по высоте и помогает удерживать вещи, уложенные на рюкзаке сверху.
    Для закрепления строп используется либо быстроразъемная клипса «фастекс», либо классическая скоба-трехщелёвка. Фастекс, безусловно, удобнее в эксплуатации, поскольку он мгновенно соединяется и разъединяется, а также не требует снимать зимние рукавицы при закреплении рюкзака на велосипеде.
    С другой стороны, скоба-трехщелёвка гораздо надежнее, у нее практически исключена вероятность поломки или самопроизвольного расстегивания, тогда как фастекс для надежной работы должен иметь качественное исполнение. Если же производитель сэкономил на фурнитуре, фастекс может либо самопроизвольно расстегиваться, либо вообще сломаться (в частности, при сильных морозах).
    Жесткие или полужесткие вставки в ногах

    Уменьшают вероятность касания рюкзаком спиц при неправильной упаковке. Следует помнить, что в отличие от пешеходных рюкзаков, велобаулы не требуют для разгрузки спины туриста наличия пластиковых или металлических лат и тем более — жесткой рамы. Наличие подобных вставок — достаточно неоднозначная опция, поскольку от дыр в ткани они не спасают (даже наоборот), а вот мертвая масса рюкзака и габариты в сложенном виде увеличиваются весьма заметно. Например, если рюкзак «мягкий», то одну из штанин можно вывернуть наизнанку, вставить в другую и превратить 85-л крупногабарит в компактную заплечную сумочку для перевозки в ручной клади. Для владельцев полужестких рюкзаков такая опция недоступна.
    Для чего действительно нужны жесткие вставки — это для возможности кидать вещи в рюкзак как попало, о чем пойдет речь далее. Однако и в «мягких» рюкзаках достаточно проложить внутренние боковые стенки сидушками, чтобы требования к упаковке резко упростились.
    Защита от воды

    Большинство велорюкзаков изготавливается из прочной промокаемой ткани, которая выдерживает слабый дождик и дорожную грязь, но для защиты от серьезного ливня или затяжных дождей не предназначена. Причина в том, что ткань не может быть одновременно прочной (надежной), водостойкой и доступной по цене: толстые ткани вроде Cordura 1000D даже при покрытии слоем полиуретана продолжают промокать из-за больших зазоров между толстыми нитями. Не говоря уже о том, что ткань велорюкзака все время подвергается истиранию изнутри и снаружи, и в этих условиях сохранить хорошую водостойкость в процессе эксплуатации малореально.
    Для защиты от воды обычно используется отдельно приобретаемый легкий чехол (тонкую ткань сделать водонепроницаемой гораздо легче), натягивающийся поверх велоштанов и, к сожалению, имеющий небольшую долговечность — 1-2 сезона при активной эксплуатации. Когда чехол не используется, его удобнее всего перевозить внутри свернутой в трубочку пенки — так он не пачкает ваши вещи и может быть быстро надет на рюкзак при необходимости.
    Альтернатива этому — возить все боящиеся влаги вещи (одежда, спальник, продукты, бумаги, электроника) в гермоупаковках. Но на самом деле, для боящихся воды вещей гермоупаковка не помешает даже при наличии чехла, поскольку тот плохо защищает от потоков воды с заднего колеса и брызг при проезжании луж. (Наличие заднего крыла при езде с велоштанами — обязательно.)
    Существуют и полностью непромокаемые рюкзаки из тезы или более тонких высокотехнологичных тканей, однако их вес и стоимость весьма высоки, а объем — ограничен. В зависимости от конструкции, в таких рюкзаках может обеспечиваться защита либо от дождя (в типичном случае), либо иногда от полного погружения.
    Верхние карманы

    Обычно в верхней части рюкзака (или в клапане) находятся 1-2 крупных закрывающихся кармана (размером вплоть до формата А4) или же отдельный отсек, шириной во весь рюкзак. Наличие карманов очень важно для перевозки мелких и/или хрупких предметов, которые могут быть повреждены при перевозке в основном отделении. Если карманов два, это дополнительно повышает удобство, позволяя не возить в одном объеме, например, стальной мультитул и телефон.
    Стяжка штанин

    Позволяет скрепить штанины между собой для удобства переноски на спине или при сдаче рюкзака в багаж в аэропорту. Для переноски на короткие расстояния обычно не используется. Бывают стяжки не в виде отдельной стропы, а в виде небольших фастексов в нижней части штанин, прячущихся в специальные кармашки.

    Нижние боковые карманы
    Обычно используются для хранения различных мелочей или потенциально грязных вещей (например, эспандеров или флаконов с маслом, средством от комаров). Кроме того, эти карманы очень удобны для складирования мелкого мусора и упрятывания мешающихся ремешков. В случае с полноразмерными велобаулами (60 литров и более) боковые карманы не должны иметь слишком большого объема, чтобы ширина рюкзака не выходила за разумные рамки.
    Кстати, у «правильного» велорюкзака наружу торчит лишь необходимый минимум ремешков, а длина их такая, что даже если забыть их спрятать, это не приведет к попаданию ремешков в трансмиссию.
    Боковые ручки для переноски
    Хорошим тоном считается наличие в конструкции боковых ручек для переноски рюкзака в руках. Несмотря на то, что их необходимость сильно переоценена (часто удобнее взять рюкзак в охапку или за плечевые ремни), эти ручки удобны для поднимания с земли велосипеда с установленным рюкзаком.
    ПРАВИЛЬНАЯ УПАКОВКА РЮКЗАКА

    В отличие от боковых сумок, которые абсолютно не требовательны к правильности загрузки, монообъемный велорюкзак требует соблюдения определенных правил для того, чтобы он держал форму, не перекашивался и не норовил свалиться с велосипеда.
    Издревле умение правильно упаковать рюкзак было одним из важнейших навыков туриста-пешехода, который помогал ему избежать усталости и болей в спине. Рюкзак-велоштаны в определенной степени продолжает эту традицию, хотя, в отличие от пешего туризма, неправильная упаковка не несет прямого вреда для здоровья, а лишь превращает рюкзак в бесформенный куль, норовящий съехать с багажника вперед, начать задевать за спицы или свеситься вбок.
    Вот правила упаковки велорюкзака, в порядке от важных к второстепенным:
    Плотно набивать штанины вещами, не оставляя пустот. Для успешного удержания на велосипеде (и исключения касания спиц) нижняя часть штанин до уровня багажника должна быть заполнена вещами. Не рекомендуется возить велобаулы со слишком малым количеством вещей внутри, в таких случаях лучше переместить туристический коврик с внешней подвески внутрь.
    Распределять массу более-менее симметрично по штанинам. Конечно, никто не требует возить с собой электронный безмен, однако следует избегать ситуаций, когда в одной штанине едет большой спальник, а в другой — топоры, тушенка и вода. В противном случае, по законам физики, велоштаны будут перекашиваться и стремиться попасть в спицы, либо упасть с багажника.
    Стараться тяжелые вещи укладывать вниз, а легкие — наверх. Разумеется, делать так не всегда возможно, однако это позволяет увеличить устойчивость велосипеда.
    Если рюкзак имеет мягкую конструкцию, не помешает уложить сидушки вдоль внутренних стенок штанин, обращенных к багажнику. Это исключит возможность попадания рюкзака в спицы и смягчит остальные требования к загрузке.
    Желательно при возможности укладывать велоштаны, когда они уже установлены на велосипеде. Это поможет набить их максимально плотно и без пустот.
    При соблюдении этих нехитрых правил ваш велобаул будет практически одним целым с велосипедом и не потребует особых мер для закрепления рюкзака на велосипеде, кроме одной стропы. С другой стороны, чем больше правил нарушено, тем больше времени и сил уйдет на закрепление рюкзака, чтобы тот не норовил свалиться.
    ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

     
    Для крепления велоштанов к багажнику, подседельному штырю или раме велосипеда используются стропы со скобой-трехщелёвкой или фастексом. Конструкция монообъемного рюкзака такова, что при правильной упаковке он сидит на багажнике практически без посторонней помощи, требуется лишь прикрепить его, чтобы рюкзак не съехал вперед или назад. Известно немало случаев, когда правильно уложенный рюкзак забывали прикрепить к велосипеду, и он спокойно ехал на багажнике целый день.
    Правильно упакованный велорюкзак обычно не требует закрепления с обеих сторон — достаточно закрепить стропу лишь в передней части. В задней части велорюкзак требуется крепить на сильно пересеченной местности, где приходится съезжать с крутых горок по ухабам (либо если рюкзак полупустой, упакован как попало и не держит форму), и рюкзак в результате может съехать вперед, задевая за пятки владельца при педалировании. Конкретная точка крепления велорюкзака обычно выбирается самим туристом, исходя из удобства и длины крепежной стропы. Это может быть подседельная труба рамы, подседельный штырь или сам багажник, разницы особой нет.
    Некоторые рюкзаки также оснащены дополнительными лямками для крепления каждой ноги к багажнику. Этот дополнительный крепеж призван помочь в случаях абсолютно неправильной загрузки рюкзака, когда в одной штанине едет тушенка или вода на два дня, а в другой — спальный мешок. Любой рюкзак в таких случаях будет пытаться свалиться вбок с велосипеда, и некоторые туристы верят, что привязывание штанин к багажнику убережет их от такой участи.
    На самом же деле, этот дополнительный крепеж в большинстве случаев только помешает снимать и надевать велобаул, отнимая лишнее время и мешаясь под руками. В велотуризме нередко требуется максимально быстро снять или поставить рюкзак, в этом случае дополнительные ленточки неизбежно однажды останутся не закрепленными, и при дальнейшем движении они могут намотаться на колесо или на кассету.
    НЕДОСТАТКИ

    В этой статье уже много было рассказано про монообъемные рюкзаки, и единственное, что хотелось бы добавить — это собрать воедино перечень недостатков, чтобы быть справедливым по отношению к боковым сумкам. Не зря же половина мира ездит с боковыми сумками, а про велоштаны и знать не знает.
    Итак:
    Требовательность к правильной загрузке, склонность превращаться в бесформенный куль в полупустом виде. Про эту особенность уже много сказано, она может несколько нивелироваться полужесткими вставками (или усугубляться заведомо неудачной конструкцией рюкзака), однако все равно не решается окончательно. При желании, любой велорюкзак можно нагрузить так, что он будет лезть в спицы или норовить свалиться вбок. А велотуристы, не умеющие или не желающие тщательно упаковывать рюкзак, были, есть и будут всегда. Не говоря уже о случаях экстренного сбора вещей под ливнем, когда о вдумчивой укладке и речи не идет.
    Промокаемая ткань у большинства моделей. Более того, часто в продаже имеется только сам рюкзак, а чехол покупателю предлагается как-то добывать самостоятельно. Не все новички знают, что вещи в рюкзаке обязательно надо защищать от дождя (использовать чехол или укладывать всё в гермоупаковки), в результате первый же ливень становится для них неприятным сюрпризом.
    По сравнению с боковыми сумками на крючках, не всегда есть возможность быстро прикрепить рюкзак к багажнику, в частности, зимой в толстых перчатках (или плохим летом, не гнущимися от холода пальцами). Здесь особенно страдают модели, использующие трехщелёвки в сочетании с очень короткой стропой. Так, из-за тотальной экономии на длине крепежной стропы закрепить принадлежащий автору рюкзак Трек-85 2013 года гораздо тяжелее, чем такой же рюкзак 2006 года. Впрочем, в модели 2016 года эта проблема решена.
    Протирание ткани о багажник. Не самая важная проблема — скорость износа все же невелика, если не укладывать металлические предметы в рюкзак вплотную к стойкам багажника. А вот производители боковых сумок могут просто сделать внутреннюю часть сумки пластиковой, и здесь уже придется решать вопрос протирания багажника.
    Риск повредить хрупкие вещи ударами о багажник через ткань, что опять же вынуждает немного думать при упаковке рюкзака. У боковых сумок эта проблема также решается на корню пластиковым основанием.
    Всё же размещение всего груза на заднем колесе имеет свои недостатки — больший риск сломать багажник или колесо, меньшая стабильность велосипеда, склонность к опрокидыванию назад на крутых подъемах, сложность поиска предметов в недрах рюкзака. Впрочем, у варианта с передним багажником недостатков не меньше.
    Как ни крути, но для немалого числа велотуристов, особенно путешествующих в европейском стиле, качественные и дорогие боковые сумки все же предпочтительнее из-за своей «дуракоустойчивости».
    Заключение

    В этой статье мы рассмотрели основные способы перевозки багажа в велопоходах. Было показано, что для различных стилей велотуризма оптимально подходят различные способы перевозки, например:
    быстрые походы налегке — заплечный рюкзак и несколько небольших сумочек на велосипеде, длительные велопутешествия по приличным дорогам — 2-4 боковых сумки, велопоходы с передвижением преимущественно пешком — велоштаны «пешеходной» конструкции, обычные велопоходы и ПВД по российским (и не только) просторам — велоштаны обычной конструкции. Важно помнить, что не существует одного идеального способа перевозки груза, равно как не существует и оптимального объема велорюкзака — каждый вариант заточен под свой стиль велотуризма. И бывает, что рюкзак предъявляет некие минимальные требования к опыту туриста для успешного выполнения своего предназначения.
    Надеемся, что эта статья поможет начинающим велотуристам лучше понять свои запросы и, исходя из них, подобрать идеально подходящий способ перевозки багажа и выбрать удачную модель снаряжения.
     
     

    © 2016 Владимир Горбунов (VORON)
    Фото из архива автора и фирм производителей
    admin
    Введение

     
    Велопоход предъявляет серьезные требования к упаковке и размещению багажа на велосипеде. В отличие от обычных покатушек, где можно ехать с любым завалявшимся в кладовке заплечником (разумеется, специальные велосипедные модели гораздо удобнее), рюкзак или сумки для велопохода имеют специфическую конструкцию, подходящую только для велосипеда.
    Хороший велосипедный рюкзак или сумка разрабатывается и дорабатывается по ходу производства с учетом требований велотуристов, нередко и сами конструкторы активно ездят в велопоходы. Поэтому самые распространенные в среде велотуристов модели снаряжения (достаточно взглянуть на полки магазинов в вашем городе) — нередко еще и самые удобные для своих задач. Однако разные модели снаряжения предназначены для различных стилей туризма: одни больше подходят для велопутешествий по гладким европейским дорожкам, другие — для покорения обычных российских просторов, третьи — для специфических стилей туризма, где велосипед едет на своем владельце, а не наоборот.
    В этой статье мы расскажем начинающим велотуристам о различных способах перевозки багажа в велопоходах (включая двух-трехдневные походы выходного дня — ПВД), рассмотрим отличительные черты различных видов сумок и рюкзаков, а также неявные особенности, на которые стоит обратить внимание при покупке, чтобы не остаться недовольным обновкой.
    Итак, существует три основных способа перевозки вещей в велопоходе :
    Заплечный рюкзак (часто в сочетании с небольшими сумками, рассредоточенными по велосипеду). Боковые сумки на багажнике. Монообъемный велорюкзак (так называемые велоштаны или велобаул) на багажнике. Заплечный рюкзак — для минималистов
    На самом деле, в серьезных велопоходах этот способ применяется редко из-за ограниченной грузоподъемности спины велосипедиста. Средний велосипедист может возить на спине в течение длительного времени не более 10 кг без чрезмерной усталости и риска для здоровья. В отличие от пеших туристов, у велосипедиста вся масса рюкзака приходится непосредственно на спину (а не на пояс и бедра), поэтому возить на себе получается в несколько раз меньше груза.
    Начинающие велотуристы нередко пытаются в первые походы возить груз на спине, однако это принципиально неправильно. Новичок с большим туристическим рюкзаком на спине изнывает под тяжестью груза, но при этом часто не имеет при себе действительно нужных ему вещей. Безусловно, перенос груза на багажник позволил бы ему получать удовольствие от поездки, а не боли в спине и быстро накапливающуюся усталость.
    Таким образом, в походах и ПВД груз возят на спине на постоянной основе лишь обладатели аскетичного сверхлегкого снаряжения, для которых вдобавок крайне важны ходовые качества велосипеда. Проще говоря, речь здесь идет про быстрые походы в спортивном темпе (нередко — с сопровождением или ночевками под крышей). Обычно для этого используются заплечники объемом до 30 литров, иногда — крупные велосипедные модели.
    Нередко часть груза размещается в нескольких небольших сумках, равномерно рассредоточенных по велосипеду (внутри треугольника рамы, под седлом, на руле, на консольном багажнике). Это позволяет разгрузить спину без существенного влияния на поведение велосипеда.
    Надо отметить, что обычные велотуристы при возможности стараются максимально разгрузить спину, поскольку даже 5 кг груза на спине существенно увеличивают усталость ездока, способствуют быстрому затеканию «пятой точки», а в жаркую погоду ухудшают вентиляцию спины. Чаще на спине возят необходимый минимум вещей, а большую часть — грузят на багажник(и).
    Влияние багажа на динамику велосипеда

    В следующих разделах речь пойдет о перевозке большей части вещей на багажнике велосипеда. Но вначале необходимо напомнить о том, как изменится поведение велосипеда после закрепления на нём 10-30 кг груза.
    Итак, в первую очередь, большой вес рюкзака отражается на динамике велосипеда — разгон и езда в гору происходят медленнее и отнимают гораздо больше сил. Если в тяжелом походе снять рюкзак, то поначалу покажется, что велосипед хочет выпрыгнуть из-под ездока. Поэтому в велопоходах крайне желательно иметь тяговитые передаточные отношения трансмиссии — для комфортного заезда в горки рекомендуется передача 22-32 для 26-дюймовых горных велосипедов и 22-36 для гибридов и найнеров.
    Далее, при подъеме в гору сильно чувствуется смещение центра тяжести назад — уже на 10 % подъемах по грунтовым дорогам переднее колесо норовит оторваться от земли, а на 15 % подъемах появляется реальный риск опрокидывания велосипеда. Для решения проблем со смещенным центром тяжести велосипеда можно переносить часть груза вперед, в подрульную сумку или на передний багажник.
    Груз на багажнике усложняет преодоление участков, где велосипед нельзя катить, — приходится снимать багаж и либо преодолевать препятствие в две ходки, либо нести рюкзак на спине, а велосипед — под мышкой. Второй опции лишены пользователи боковых сумок, для переноски всех вещей в одну ходку им приходится заниматься увязыванием 2-4 сумок в один большой и неудобный куль.

    Поскольку вес рюкзака обычно сконцентрирован на заднем колесе, велосипед становится менее стабильным при движении по прямой. Если колеса низкого качества или слабо накачаны (сзади требуется давление не меньше 3 атм), на плохих дорогах возрастает риск повреждения обода или покрышки. Естественно, багажник тоже страдает — массовые алюминиевые модели рассчитаны лишь на 15-25 кг (а на плохих дорогах — и того меньше). Если же используется передний багажник, то велосипед теряет в маневренности из-за большой инерции при повороте руля, поэтому при езде по бездорожью передний багажник обычно не используется, да и при необходимости разгрузить велосипед проблем становится в 2 раза больше.
    В некоторых случаях на большой скорости тяжело нагруженный велосипед может войти в колебания с увеличивающейся амплитудой, что в конечном счете может привести к вылету с трассы. Поэтому на сильно нагруженном велосипеде нельзя ездить слишком быстро даже по хорошим дорогам. В среднем, опасный диапазон скоростей начинается от 50 км/ч.
    Важно понимать, что груз на багажнике — «мёртвый», он ухудшает поведение велосипеда. Неудивительно, что любители быстрой езды негативно относятся к перевозке груза на багажнике. В то же время, груз на теле велосипедиста не оказывает негативного влияния на динамику, зато увеличивает усталость, а в теплое время года — еще и заставляет страдать от жары.
    Справедливости ради, заметим, что у велосипеда с тяжелым рюкзаком есть и преимущества по сравнению с порожним:
    Велосипед идет гораздо мягче, тяжелый груз демпфирует вибрации и удары на колесе. Это также заметно и при перевозке груза на переднем багажнике. Нет риска перевернуться через руль — можно безбоязненно тормозить передним тормозом. При езде вне дорог большая инерция помогает брать препятствия с наката, уменьшается риск того, что велосипед неожиданно остановится. Наконец, езда на тяжелом велосипеде — это хорошая тренировка выносливости. Боковые сумки на багажнике — европейский стиль

    Боковые сумки — чисто западное ноу-хау, идеально подходящее для западного стиля велотуризма, заключающегося в длительных велопутешествиях по хорошим дорогам.
    Типичный западный туристический велосипед оснащается багажниками на переднем и заднем колесах, на каждом багажнике висят по 2 боковых сумки, дополнительно на заднем багажнике сверху привязаны эспандерами палатка и большая герма с вещами (а то и две). Часто всё это дополняется большим кофром на руле и еще несколькими сумками, рассредоточенными по раме, не считая 2-8 бутылок для воды в специальных держателях на раме и вилке. Груз, для которого не хватило места, размещают в велоприцепе, но это уже тема для отдельного разговора.
    (Примеры фотографий таких велосипедов)
    ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

     
    Боковые сумки изготавливаются из различных видов ткани (как промокаемых, так и водостойких) на жестком или полужестком основании, прилегающем к багажнику. Сумки имеют небольшой объем, в диапазоне 15-25 литров каждая, зато на велосипеде их можно закрепить до 4 штук.
    Небольшие размеры сумок позволяют выполнять их из прочной непромокаемой ткани (тезы), обеспечивающей полную защиту от любого дождя, а иногда (если сумка закрывается скруткой) — и от полного погружения под воду. Однако использование такой ткани существенно увеличивает массу и стоимость сумок.
    Недорогие российские сумки обычно крепятся к багажнику стропами со скобами-трехщелёвками. Такое крепление весьма надежное, но простота установки и снятия сумок страдает — это занимает много времени. Кстати, для простоты можно связать сумки стропами между собой и перебросить через багажник, закрепив их эспандером.
    Сумки западных производителей используют пластиковые и металлические крючки для подвешивания за багажник, часто в сочетании с пластиковым основанием сумки и быстрозажимным механизмом. Это крепление гораздо удобнее, но качество фурнитуры играет важнейшую роль — некачественный крепеж просто развалится посреди похода, оставив незадачливого туриста с неудобным кульком в руках. Кроме того, пластиковое основание жестко ограничивает объем сумки, не позволяя набивать ее до отказа, как мягкую модель.
    Из дополнительных аксессуаров промышленность предлагает для боковых сумок верхний кофр (превращающий конструкцию в подобие велоштанов из 3 частей), подвеску для превращения сумки в заплечный рюкзак, плечевые ремни, вкладыши для ноутбука, замок с ключом и крепление для фляги с водой.
    ДОСТОИНСТВА

     
    В чем преимущества боковых сумок? Они позволяют гибко адаптироваться под количество возимого багажа. Например, в покатушку можно взять одну сумку, в ПВД — две, в многодневный поход — четыре, а не поместившиеся вещи положить сверху на багажник. Если же у вас вообще нет багажа, это тоже не проблема — сумки можно возить пустыми.
    Кроме того, боковые сумки имеют достаточно жесткую конструкцию и крепятся независимо друг от друга, а это значит, что их можно загружать как угодно владельцу, без оглядки на какие бы то ни было правила балансировки груза. Также несколько объемов упрощают поиск нужной вещи, когда не требуется переворачивать все вещи вверх дном, чтобы найти мелочевку, запрятанную на самом дне.
    Стоит также отметить, что боковые сумки могут быть закреплены очень низко, что улучшает стабильность велосипеда при езде. Большинство передних багажников рассчитано именно на такое сверхнизкое размещение сумок (lowrider). Сумки можно без проблем вешать даже на самые маленькие и куцые багажнички, тогда как велоштаны требуют достаточно крупного багажника с защитой спиц.
    Помимо всего перечисленного, качественные дорогие сумки позволяют в походе полностью выключить голову из процесса сбора вещей: накидал вещей в сумку как попало, повесил ее на крючки двумя движениями, а даже если пойдет дождь, то не беда — сумка непромокаемая.
    НЕДОСТАТКИ

    (Фото Екатерины Костюхиной — турист уже не первый день волочит свой велопоезд по Исландии)
     
    Однако у российских велотуристов боковые сумки практически не используются. Почему? Здесь необходимо вспомнить, что западные велотуристы предпочитают длительные велопутешествия по качественным дорогам (в частности, по самым жирным дорогам на карте), тогда как в России хорошие дороги — нередко еще и самые опасные для нашего брата, да и в целом любителей плохих дорог в России гораздо больше. Также большинство велотуристов в течение года много ездит в ПВД с активным использованием электричек, дизелей и другого подобного транспорта.
    Так вот, важнейший недостаток боковых сумок — сложность переноски отдельно от велосипеда. Если вам необходимо запрыгнуть в транспорт, перетащить велосипед по непроезжаемой дороге или через брод, то каждую велосумку потребуется снять, перенести их отдельно от велосипеда, затем вернуться за самим велосипедом, и в конце — навьючить багаж обратно. Это неудобно, занимает много времени, да и в целом велосумки не так удобно носить в руках (по сравнению с велобаулом за спиной), а в сочетании с велосипедом под мышкой — практически невозможно без кустарного увязывания сумок в один кулёк.
    Еще один недостаток велосумок — их небольшой объем при достаточно большой собственной массе. Если поездка занимает больше пары дней, западный велотурист вынужден ставить передний багажник и увеличивать количество сумок до четырёх (дополняя по вкусу кофрами на руль или даже велоприцепом). Это делает их переноску еще неудобнее, управляемость велосипеда на плохой дороге дополнительно ухудшается, «мёртвая» масса (сумки + багажники) растет. Например, 4 непромокаемых сумки общим объемом 80 литров весят 4 килограмма — как два 85-литровых монообъемных рюкзака с дождевыми чехлами.
    Российские туристы при пользовании сумками обычно все же стараются не ставить передний багажник, а не помещающиеся в сумки вещи (палатка, вещи в герме и коврик) крепят сверху на багажнике. Однако на плохих дорогах с кустами и камнями упаковка палатки и герма долго не проживут.
    Наконец, последняя проблема у боковых сумок — высокая требовательность к качеству фурнитуры, на которую приходится вся масса багажа (в частности, при использовании крючков или аналогичных зажимов). Вариант фатальной поломки посреди похода здесь совершенно реален, не считая особо качественных и крайне дорогих западных сумок, а также сумок с простым крепежом на стропах и трехщелёвках.
    Мы много говорим про дорогие сумки, однако у читателя возникает вопрос: насколько дорогие? Отвечаем: стоимость 4 сумок Ortlieb и 2 багажников Tubus для них начинается от 500 долларов.
    ВЕРДИКТ
    Для чего же нужны боковые сумки в российских условиях? В первую очередь, для перевозки небольшого количества багажа, который уже не вмещается в мелкие 2-8-литровые сумки, а в заплечнике везти не хочется.
    Можно взять всего одну сумку, повесив ее с той стороны, где вы обычно идете, когда катите велосипед (если повесить одну сумку с противоположной стороны от себя, она будет наклонять велосипед так, что он будет постоянно лезть в ноги). Если ваш багаж достаточно легкий, боковую сумку даже не нужно будет снимать с велосипеда при переноске. Также боковые сумки совершенно спокойно можно возить в пустом виде, чего нельзя сказать о велоштанах.
    Особенно полезны боковые сумки для обладателей складных велосипедов — одиночная сумка не будет мешать складыванию, что очень удобно при посадке в транспорт или по приходу на работу (любые верхние сумки и велоштаны необходимо снимать, когда складываете велосипед). А из-за коротких задних перьев и маленьких багажников у складных велосипедов даже маленький велобаул будут свешиваться вперед и мешать крутить педали, тогда как с боковыми сумками такой проблемы нет.
     
    ссылка на Часть 2
     
     

    © 2016 Владимир Горбунов (VORON)
    Фото из архива автора, фирм производителей и сообщества Wikipedia
     
     
     
     
    VORON

    Сатирическая статья «Контактные педали вам не нужны! Забудьте!» от VORON'а высмеивает популярные мифы и легенды о «вредности» контактных педалей, регулярно всплывающие в дискуссиях.

    Дядя Федор
    Байкрафтинг. На пакрафте на велосипеде.
     
    Интервью с участниками тестового байкрафтинг-похода по истокам реки Оредеж Романом, Фёдором и Александром из компании Тритон. Путешествие заняло два дня. Заброска (40 км) и выход (15км) осуществлялись на велосипедах, а водная часть от Кюрлевских карьеров до Батово проходилась на пакрафтах.
     

    Сходили удачно? Хорошо всё прошло?
    Роман: «В общем, всё, можно сказать, удалось. Мы шли проверить на прочность наши новые разработки и за два дня прогнали пакрафты по каменистому дну, потаскали через глухие завалы и по болоту, и всё это с погруженными на них велосипедами. Выявили мелкие недочёты, придумали пару полезных доработок, в общем основное задание выполнили.»

    Ну а лично вам, как?
    Фёдор: «Мы все очень довольны! Получилось настоящее приключение! Причём если отправиться на этот же маршрут на байдарке – это был бы сущий ад ) Мы начали в том месте, где не ступала нога туриста-водника, а закончили, где обычно берёт начало классический байдарочный поход «от начала Оредежа». Пакрафт, особенно в сочетании с велосипедом, это отдельный вид путешествия, со своими маршрутами и особенностями их прохождения. Например, ты можешь по ходу путешествия легко корректировать точку выхода с воды. Просто доплываешь до места, где есть дорога, скручиваешь пакрафт, грузишь его с вещами на вел и едешь до ближайшей станции по дороге. Это был новый опыт для нас, и нам это показалось очень здорово!»
    0:14
    0:13
    Было ли дискомфортно от большого количества груза? Вам ведь приходилось помимо стандартного набора вещей везти на лодке велосипед, а на велосипеде - лодку.
    Роман: «В этом отношении пакрафт с велосипедом нам показались достаточно гармоничным сочетанием. Пакрафты с грузовыми отсеками — это бомба! Они полностью решают проблему места в лодке. По сути, сверху на лодке мы везли только велосипед, ну и может одну герму с посудой, ремнабором, аптечкой, т.е. тем, что может понадобиться на маршруте – всё остальное (палатки, спальники, коврики и т.д.) было внутри баллонов, и, кстати, оставалось там сухим. Правда, место, где на перекате вода захлёстывала в рафт, у нас было только одно, на плотине после Чикинского озера. В общем, мы сошлись во мнении, что отсеки можно назвать «условно-герметичными», и, если вещи внутри будут в лёгких влагозащитных гермах, они не промокнут. А что касается велосипедной части, то вес наших пакрафтов – 3 кг, это если они с грузовыми отсеками, габариты – как средняя одно/двухместная палатка. Для велосипеда с дорожными сумками это не страшно.»


    А весло? Ведь на лодке должно быть ещё и весло…
    Александр: «У меня с собой было обычное байдарочное весло, у ребят два новых тестовых – четырехсоставные с маленькими лопатками. На воде мы двигались примерно одинаково, а вот на велосипеде у меня пару раз на бездорожье отваливались прикрученные эспандером к раме половинки весла. Нужно точно брать хотя бы байдарочное, но четырёхсоставное весло. Вариант, как у ребят, был вообще отличный. У них вёсла лежали в сумках с пакрафтами.»

     
     
    Вы вернули всё в целости и сохранности?
    Роман: «Я сделал пару небольших дырок в днище, у Саши была глубокая царапина на баллоне сбоку, по ней немного травил воздух. Всё это оказалось не фатально. Воды с дырки в днище натекало не больше, чем капало с весла, я её так и не стал ремонтировать. Сашину «пробоину» мы заклеили за десять минут, и рафт больше не спускал. В общем, это всё штатные ситуации в любом водном походе, когда приходится ремонтировать лодку, «ничего военного». Главное, что всё это не приводит к неминуемому затоплению пакрафта вместе с грузом, как можно было бы подумать о надувной односекционной лодке из лёгкого материала. Резюме такое – пакрафт это не игрушка, а вполне себе нормальная туристская экипировка, просто для определённых задач. Можно даже сказать, для своего, специфического вида туризма.»
     

    admin

    Правила дорожного движения для велосипедистов

     

    Что такое велосипед. Кто такой велосипедист

    Согласно ПДД, велосипед является транспортным средством (ТС). Но немеханическим. Он приводится в движение не двигателем, а мускульной силой сидящего на нём человека (хотя может иметь и электродвигатель до 0,25 кВт). Люди, ведущие велосипед, приравниваются к пешеходам. Как и люди, управляющие самокатом и роликами...

    Дядя Федор
    Из истории «старого»* велоклуба.
    Часть1. Белые ночи.
    посвящается памяти Миши Петровича

     
    Середина июня. В Петербурге разгар белых ночей. К 10 вечера на площади у Медного всадника начинает собираться велосипедный народ. Каких только велосипедов здесь не увидишь! Тут и старые заслуженные, и ультрасовременные, и шоссейные-гоночные, и туристские-вседорожные. Приезжают сюда и «чайники» на раздолбанных велосипедах. Приезжают из разных концов города, а иногда и области. Несколько лет подряд приезжали даже москвичи. Собираются, чтобы отметить один из самых романтичных праздников велоклуба –Белые ночи. Чтобы встретиться с друзьями вживую, а не виртуально, поделиться впечатлениями от велопоходов и поездок, сфотографироваться всей толпой у Медного всадника и совершить «круг почета» по центру города, полюбоваться еще раз сказочным зрелищем – разведением мостов.
    Но, пожалуй, самой интересной частью этого праздника были велоэкскурсии (Кому первому пришла в голову эта замечательная мысль – прокатиться в самую короткую ночь с велодрузьями по центру города, по набережным Невы – автору этих заметок неведомо. Буду, кстати, очень признательна, если кто-то знает и напишет). И особенно популярными у жителей города (не только у владельцев велосипедов – несколько раз я видела на таких экскурсиях и роллеров) эти велоэкскурсии стали благодаря Мише Петровичу, который в 80-е -90-е годы был бессменным председателем клуба велотуристов. Каждый год Миша придумывал новую тему для экскурсии и разрабатывал новый маршрут. А город Миша знал как никто другой!. То мы ехали смотреть новые памятники Петербурга, то изучали Коломну, то любовались на Петроградке петербургским модерном.
           Особенно  запала мне в душу экскурсия, которую Миша назвал «Пространство петербуржца». Полумрак, тишина, мы едем, стараясь не очень шуметь, чтобы не будить людей. Останавливаемся во дворах, куда, если бы не эта экскурсия, не попали бы никогда в жизни. В одном из них неожиданно обнаруживаем фонтан, в другом – мраморную статую. Потом следует целая серия запутанных типично питерских проходных дворов. Подъезды с чудом сохранившимися витражами. Едем по Миллионной улице –еще один проходной двор – и мы неожиданно оказываемся на набережной Невы!
           Конечно, другие члены велоклуба (Саша Ламден, Алла Рудакова, Юля Ламден, Анка Скоблова, а пару раз и автор этих строк) тоже готовили свои экскурсии. Но дело это было непростое. Во-первых, надо было придумать интересную тему – и тут с Мишей трудно было соревноваться. Он по природе своей был человеком очень творческим, генератором идей. Прекрасно знал и чувствовал город. Да и работал много лет в сфере планирования городских кварталов и транспортных потоков, так что большая часть любителей ночных велоэкскурсий неизбежно ехала за Мишей.
            Во-вторых, нужно было распланировать маршрут так, чтобы показать все самое интересное и при этом уложиться в 2 часа, так чтобы все участники смогли после экскурсии перебраться на свой берег Невы ( вантового моста тогда еще не было). И в-третьих, проехать весь маршрут самому и не один раз.
     И помощника подобрать, который бы ехал замыкающим, чтобы в темноте всю группу не растерять.
             После экскурсий невыспавшаяся часть велотуристов возвращалась домой, а остальные ехали обратно к Медному всаднику, а оттуда было два пути. Те, у кого еще были силы, ехали завершать праздник на природу –в Осиновую рощу, Токсово. А любители посидеть в теплой компании за чашкой чая и задушевными разговорами – домой к тем, кто не боялся пускать к себе ораву голодных людей с велосипедами. Чаще всего ехали опять же к Мише Петровичу, благо семья вся велосипедная, и квартира просторная. Да и хозяйка (Ира Дедкова, жена Миши) гостеприимная, привыкшая к тому, что в доме всегда куча гостей. Разъезжались уже под утро – в 4-5 часов -и ехали домой отсыпаться.
             А еще из Белых ночей запомнилось – момент торжества.  Мы едем –огромная толпа на велосипедах- и автомобилисты –некоторые нехотя, некоторые радостно –уступают нам дорогу!
              Сможет ли кто-нибудь из молодого поколения велоклуба продолжить нашу традицию? Или придумать что-то свое, еще интереснее? Пойдут ли наши городские власти навстречу велофанатам, чтобы эта замечательная традиция не прерывалась? Время покажет. А велопраздник «Белые ночи» с прошлого года носит имя Миши – Михаила Любомировича Петровича.
                           
     * Под «старым» велоклубом подразумеваю тех, кто в 80-е – 90гг. по четвергам  собирался в клубе велотуристов на ул. Короленко, где царили Никонов и Арнольд, каждый в своей веломастерской –Коля Никонов в той, что попроще, Арнольд – в той, что покруче, где можно было на велотолкучке купить недорого трубы для «Старта» или разжиться фирменной велорубашкой с отстегивающимися рукавами или еще чем-нибудь полезным –но об этом подробнее уже в следующей главе.
     
     
    Татьяна Кузнецова (в клубе велотуристов с 1989г)
    VORON

    Во второй части статьи раскрываются конструктивные особенности прицепов, рассматриваются способы их перевозки, а также даются практические советы по выбору подходящей модели для себя.

    VORON

    Первая часть статьи об опыте туристического использования велоприцепа Thule Chariot Cheetah 1.

    VORON

    В этой статье мы рассказываем о способе уменьшения шумности горелок на жидком топливе. Как известно, такие горелки отличаются сильным рёвом при работе, однако путем замены рассекателя их можно сделать такими же тихими, как и газовые модели.