Опубликовано: 15 сентября 2015 г. (изменено) Всем привет! Хотелось бы с небольшим опозданием рассказать о нашем походе на Полярный Урал в июле 2015 года. В прошлом году мы уже бывали в тех краях, так что это своего рода работа над ошибками. Фотографии доступны тут или тут Трек доступен на www.gpsies.com или на http://www.marshruty.ru Маршрут получился такой (всего около 420 километров): Шли по маршруту вдвоем, на фэтбайках. Для переправ взяли с собой двухместный пакрафт "Иволга", что позволило замкнуть маршрут в кольцо. Итак, 7 июля мы выдвинулись в сторону поселка (25 километров по асфальту), затем проехали еще около 30км сперва по грунтовой дороге на плотину, затем по вездеходкам до р. Уса. Дорога достаточно хорошая, можно легко и быстро ехать, местами попадается липкая после дождя глина, но в целом очень комфортно. Дорога пресекает очень красивый ручей под названием Скалистый, кроме того, можно посмотреть прекрасную панораму Усы. Река достаточно широкая и глубокая, на карте обозначен брод, но с ходу мы там переправиться не смогли, поэтому надули лодку. Здесь произошел небольшой курьез. Переправлялись в два захода: сперва рюкзаки, затем велосипеды. После того, как рюкзаки были перевезены я обнаружил, что лодка несколько спустила. Стал надувать, в процессе обнаружилось, что лодка, похоже, не держит давление вовсе. В воздухе запахло бедой... И тут, как нельзя кстати, из кустов выбежал песец, подбежал к лодке и начал грызть клапан! Кое как отмахались от него веслом, после чего он обижено убежал в кусты. С лодкой все оказалось хорошо, просто дул сильный ветер, который в процессе надувания широко открывал клапан. Далее без приключений переправились и стали на ночлег. Затем на протяжении трех дней мы двигались по тундре, дорога стала существенно хуже и ближе к горам выродилась в классическую тундровую болотную колею шириной в 200 метров - каждый водитель вездехода норовит проторить свою собственную дорогу. Ехали, как правило, на самой низкой передаче. На этом участке очень красивы берега и скалы на реке Нияю. К сожалению, нам не повезло, и почти все время лил дождь. В какой-то момент мы добрались до вездеходки, которая тянулась параллельно горам на юг - она оказалась существенно выше качеством, двигаясь по ней километров через 10 мы внезапно оказались в горах (До последнего момента горы были скрыты за облаками, плюс дорога шла по низине). Заночевали на пригорке над озером Естото. На следующий день перевалили, и оказались в широкой долине Большой Пайпудыны. Дорога здесь была хорошей, погода наладилось, в просветы между облаками выглядывало солнце... В этот день мы перебродили Большую Пайпудыну (в этом месте и в это время она оказалась совсем не опасной и не глубокой, максимум, чуть выше колена - никаких следов того безбрежного потока, каким она оказалась весной 2014 года). Далее по отличной твердой дороге вдоль холмов доехали до долины Лонготьегана. Здесь стояли местные, которые сперва заинтересовались нами, но интерес быстро угас, когда оказалось, что спирта у нас нет. Увы. Следующий день был одним из самых тяжелых. Долина Лонготьегана весьма заболочена, примерно половину пути по ней ехать было нельзя даже на низком давлении. Плюс лил дождь и дул сильный ветер. Сам Лонготьеган перешли легко (по колено), а вот через Немурьеган переправились на лодке - там, скорее всего, можно было найти брод, но надуть лодку оказалось гораздо быстрее и проще. В этот день мы добрались до Сядатаяхи. Ночлег настиг нас внезапно - мы решили срезать несколько километров по тундре (здесь она была достаточно сухая и поросшая невысокой березкой, ехать не хуже, чем по местным дорогам), в общем, ехали ехали, и вдруг оказались над десятиметровым обрывом в месте, где Сядатаяха очень широко разливается перед слиянием с Немурьеганом. Достаточно хорошая награда для тяжелого дня Следующий день мы начали двигаться вдоль Сядатаяхи меж красивейших вершин. Погода с утра и примерно до обеда была прекрасной, солнце выглядывало. Ближе к середине дня полил дождь. Далее началась череда неприятностей. Сперва мы утопили велокомпьютер при переправе через Гэнахадату. Потом внезапно оказалось, что дорога многократно пересекает этот ручей, весьма бурный и тяжелый для брода. Второй брод прошли еле еле, перенося по отдельности каждый велосипед и рюкзак. Отдышавшись, мы свернули на тропу на северной стороне Большой Хадаты. Недалеко от реки стоял егерьский вагончик, однако никто нас не окликнул. Вероятно, это одно из самых красивых мест: горы защищают от ветров, поэтому здесь совершенно невообразимое количество цветов. На карте здесь обозначена дорога, однако она явно заросла еще лет 30 назад. Вместо нее осталось какое-то подобие тропы, по которому мы и проехали еще около 5 километров. Следующие 3 километра ехали по прибрежной гальке, местами продираясь через кусты. В какой-то момент углядели в бинокль, что по той стороне тянется вполне приличная вездеходка, переправились на лодке, и ближе к 3 часам ночи наконец-то дошли до озера Большое Хадатаёнганлор. Учитывая, что на ногах к этому моменту мы были уже часов 18, и день в целом выдался нелегким, последние километры шли в режиме превозмогания. Берег озера оказался весьма диким, усыпанным поистине титанического размера курумником и поросшим ольхой.Собрав остатки сил, мы нашли площадку повыше так, что от палатки был прекрасный вид на озеро. Следующий день непрерывно лил дождь, поэтому мы сидели в палатке и выползли только к вечеру. Поднялись метров на 500 по склону почти что в темноте - из просвета между горами непрерывно валили темные низкие тучи. С утра было практически ясно - после вчерашней темноты это воспринималось как совершенно иной мир. Собравшись, двинулись к озеру Большое Щучье. На этом отрезке, к сожалению, помимо хорошей дороги смотреть особенно не на что - горы очень далекие и пологие. Зато закат над долиной Щучьей реки был прекрасен. Щучьи озера, несмотря на свою близость, оказались очень разными - хотя здесь сыграла свою роль и погода. Большое встретило нас просветами меж облаков, и оказалось очень гостеприимным: по берегу, устланному мелкой галькой, очень удобно как ехать, так и валяться. Над Малым Щучьим клубились совершенно черные тучи, и несмотря на это, оно показалось нам очень красивым - острые пики, камни, и снова миллионы цветов. Дорога вдоль Малого - фактически, след от движения вездехода по довольно крупной гальке. На фэте здесь было вполне комфортно. После посещений озер, на которое ушло два дня, мы заночевали в долине Малой Кары, в восьми километрах от истока. Далее, по идее нас должна была ждать дорога вдоль Малой Кары. Первые 5 километров колея, действительно, была, затем последовал участок, очень обильно заросший кустами - и здесь дорогу найти так и не удалось. Какие-то древние остатки вездеходок местами проступали подо мхом, но ни одна из них не тянулась более нескольких десятков метров. В итоге, еще около 7-8 километров мы перли напрямую через кусты, по оврагам и ручьям. Крайне тяжелое занятие, но с другой стороны, места эти удалось посмотреть и прочувствовать гораздо лучше, нежели пересекая их по дороге. Затем, на выходе из гор дорога снова нашлась и далее до самого конца уже не терялась, оставаясь весьма твердой и хорошей. Через Кару переправились на лодке, по вездеходкам добрались до дороги газовиков, затем свернули на Хальмер-Ю и по бывшей железной дороге доехали до Воркуты. В целом, маршрут получился, на мой взгляд, хорошим. Для любителей рафинированного удовольствия, вероятно, лучше заброситься поездом от Полярного, но нам понравилось и ехать через тундру - в этом есть своя прелесть. Практически весь маршрут нормально проезжается на фэт-байке (горная часть по большей части без особых проблем пройдется и на МТБ). У нас появилось несколько примет: в частности, лучше всего едется там, где растет чемерица - как правило она отмечает обочину вездеходок даже в тех случаях, когда дорога уже толком не просматривается. Разумеется, ломать ее и тем более есть не стоит, чревато А вот если на дороге растет морошка - это значит, что качество покрытия ухудшается и скоро ухудшится совсем. Зато вкусно, но есть риск, что по этой морошке недавно гнали оленей - надо быть аккуратным Некоторые замечания по снаряжению: 1) Ехали в ботинках MT91, на ногах у меня были теплые мембранные носки, у Юлии - неопрен. Сверху ботинок - гамаши. Мембранные носки одевались поверх двух пар тонких трекинговых, было вполне приемлемо даже после получасовых блужданий по ледяной воде в поисках брода. Разумеется, толку в мембране в таких условиях не было - носки заливало сверху. Но отмечу, что в таких носках все же заметно суше, нежели в неопрене, если не лезть глубоко в воду - это было хорошо заметно в начале и в конце путешествия. 2) Лодка пригодилась, броды через Усу и Хадату были бы весьма неприятными без нее. Вес вместе с веслом составил 3.7кг, что вполне приемлемо. В лодку помещаются два человека и две велосипеда, либо два рюкзака. Мы пытались взгромоздиться в том числе и со всем этим сразу, но конструкция получалась весьма громоздкая и неустойчивая, изображать из себя Титаник на большой воде было страшно. 3) Почти вся раскладка была на сублиматах. Основные блюда - Гала-Гала (гречневая каша с мясом, супы), еще брали Mountain House. Последний весьма вкусен, но на двоих одного пакета мало. Оптимально, мне кажется один "походный" пакет на один раз - это хватит чтобы очень хорошо наесться. К сожалению, выходит весьма накладно. Да, их десерт "хрустящее яблоко" очень хорошо подходит на роль походного сюрприза Вот, собственно, и все. Спасибо за внимание. Буду рад ответить на вопросы. Изменено 18 сентября 2015 г. пользователем Kellvin 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 сентября 2015 г. Отличный поход. Завидую! 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 сентября 2015 г. Kimber1 писал(а) Wed, 16 September 2015 10:36Отличный поход. Завидую! +1 И отчёт то что надо, без занудства и несмешного псевдоюмора. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 сентября 2015 г. (изменено) У одного меня фоточки в 1-м сабже не показываются? Изменено 16 сентября 2015 г. пользователем Santa 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 сентября 2015 г. Проверил, вроде бы все должно работать, в том числе, если в гугле нет регистрации. На всякий случай добавил вторую ссылку на альбом вконтакте. Спасибо. Теперь бы еще понять, куда в следующем году поехать =) На Полярном Урале все логичные маршруты вроде бы прошли. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 сентября 2015 г. Kellvin писал(а) Wed, 16 September 2015 14:20Проверил, вроде бы все должно работать, в том числе, если в гугле нет регистрации. На всякий случай добавил вторую ссылку на альбом вконтакте.у мя так 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 сентября 2015 г. Kellvin писал(а) Wed, 16 September 2015 14:20Проверил, вроде бы все должно работать, в том числе, если в гугле нет регистрации. На всякий случай добавил вторую ссылку на альбом вконтакте. С гугл-фотками не все однозначно, что бы они нормально были видны альбом нужно открыть через Picasa и оттуда уже получить ссылку для публикации: типа: https://lh3.googleusercontent.com/-nRS7crn__QQ/VXSjL9Yg-4I/AAAAAAAAKVI/n2U3gqhRi5w/s800-Ic42/IMG_20150607_211818583_HDR.jpg 2 Santa: видно? Отчет очень красивый. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 сентября 2015 г. AS писал(а) Wed, 16 September 2015 16:25так видно2 Santa: видно? 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 сентября 2015 г. Поправил 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 сентября 2015 г. Kimber1 писал(а) Wed, 16 September 2015 10:36Отличный поход. Завидую! +1 Красивые места 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 сентября 2015 г. (изменено) Kellvin писал(а) Wed, 16 September 2015 14:20 Спасибо. Теперь бы еще понять, куда в следующем году поехать =) На Полярном Урале все логичные маршруты вроде бы прошли. Тогда логично перекинуться на Приполярный - Кожим , Желанная, Народа красиво и интересно. Все таки из отчета не совсем понял, про Фэт и тундру. Сколько процентов именно тундры вы ехали, сколько шли? Жалко вы от Щучьих не поехали на восток, тогда бы точно сравнили бы, фэт и мтб. PS Трек таких маршрутов лучше выкладывать на http://www.marshruty.ru/ там генштаб Изменено 18 сентября 2015 г. пользователем kampy 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 сентября 2015 г. В тундре ехать получалось практически везде, где была вездеходная колея. Спешивались только для брода ручьев и совсем корявых непродолжительных участков. Итоговое сотношение, я полагаю, было около 80/20. То что на фото, практически всегда проезжаемо. Изредка приходится перетаскивать велосипед поперек колеи. Иногда на горки по такому грунту проще зайти, чем заехать. На участке вдоль Естовис дорога была сильно заболочена, поэтому крейсерская скорость тут составляла около 3-4 километров в час - не факт, что идти было бы сильно медленнее Вызвал некоторые сложности участок в долине Лонготьегана - шел дождь, и местами было слишком много воды, чтобы ехать. Но там поверхность не совсем как на равнинной тундре - мягкий грунт, поросший травой - такое обычно встречается только возле ручьев и озер и редко тянется более, чем на 100 метров. Суммарно находили, я думаю, около 10-20 километров, в основном на участке вдоль малой Кары, и немного вдоль Хадаты, где ехать было невозможно в принципе из-за большого количества растительности. Субъективно ощущения того, что часто приходилось ходить, нет. Конкретно для этих мест, имхо, фэт очень сильно повышает проезжаемость. Возможность сравнить у меня есть, в 2013 году мы ездили немного севернее на МТБ. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах