Предыстория
Байк Smart machine 700 изначально имел непростую судьбу. Он пережил пожар в Велодрайве на Пионерской и был мной куплен в Велодрайв-дисконте с впечатляющей скидкой 50%. Радовался я меньше года: в силу неудачности геометрии рамы, лопнула подседельная труба. Несколько месяцев я пытался найти раму на замену, но это оказалось нереализуемым делом. Тогда я первый (и единственный до сих пор) раз обратился в веломастерскую ( biketrip.spb.ru на Римского-Корсакова).
Вот так вёз раму одного велосипеда, сидя на другом.
Сроки там продинамили раза в три, но раму заварили, добавив ещё и второй усиливающий элемент.
Хватило этого ремонта ещё на год с небольшим... Ситуация выглядела обидно-безвыходной. Не заваривать же раму ежегодно! А что же тогда делать? Какое решение может быть надёжнее сварки? Над этим вопросом я размышлял ещё больше года, пока велосипед пылился на чердаке.
Решение найдено!
И так, для радикального ремонта треснувшей подседельной трубы я решил вклеить в неё подседельный штырь. Покрутив в руках велосипедный хлам, я обнаружил: распостранённые диаметры подседельных штырей прекрасно входят друг в друга, а именно в 32,6 мм как родной вставляется 25,4 мм. Что ещё важно, эксцентриковый хомут для подседелов 27,2 мм ровно садится на трубку 32,6 мм. А значит, вклеив 32,6 в раму, я могу превратить его в продолжение подседельной трубы, сохранив функцию регулировки по высоте!
Подробности реализации
Этот самый 32,6 мм штырь (будем называть его толстым), имеет запрессованное крепление для седла, и это крепление надо было удалить. Выбивать его сложно, решил просто спилить, поскольку оставшейся длины штыря хватит для моей задачи.
Новый штырь
Теперь про тонкий штырь (25,4 мм). Его предстояло приобрести. Выбор был между современным алюминиевым, с хорошим креплением седла, но относительно малопрочным, и допотопным стальным, с неудобным и ненадёжным креплением, но зато неубиваемым (ха) самим штырём. Я выбрал третий вариант. Всего за 112 рублей купил в магазине spb-velo.ru стальной штырь без крепления, отпилил кусок толстого штыря с запасом, и вклеил туда тонкий штырь. Хорошая ли это идея? Дело в том, что крепление седла так же держится трёхсантиметровой стальной трубкой, вставленной в штырь. Думаю, что 5 сантиметров вклеенного стального штыря выдержат все испытания.
Вклеиваем старый штырь в раму
И так, главная задача, как вклеить штырь в раму? Понятно, что эпоксидкой, но какой? Я остановился на знакомом всем эпоксидном клее ЭДП. Он имеет некоторую эластичность (рама гнётся под нагрузкой, эластичность нужна), а также хорошую адгезию к металлам. И решающий аргумент за ЭДП: у меня он как раз был, просроченный года на три.
В подседельную трубу загнал винную пробку, чтобы клей не проник в кареточный узел (потребовалось натянуть на пробку отрезок камеры, чтоб гарантировать герметичность). Втрой пробкой заткнул нижний торец вклеиваемого штыря. Наждаком P80 зачистил отрезок штыря и внутреннюю поверхность подседельной трубы. Для последней задачи полоску наждака спирально наклеил двусторонним скочем на трубку 27 мм (да-да, ещё один подседельник из велосипедного хлама). Больше ничего не делал — ни обезжириваний, ни удаления алюминиевых опилок. Алюминиевая пудра в инструкции к ЭДП как возможный наполнитель, так что им там самое место.
Стоит также указать, что новый штырь в отрезок старого я вклеивал до работы с рамой. Это стало экспериментом перед более ответственной задачей, работой с рамой. Специально ничего не зачищал, просто намазал клеем и погрел горелкой до затвердевания. И тоже всё отлично держится.
Работа с клеем ЭДП
Компоненты клея отмеривал с помощью маленьких электронных весов с Али. Ну очень точно! Что там какие-то шприцы и риски на бутылках.
Насколько мог тщательно и щедро промазал внутренную поверхность рамы, затем штырь, а остаток клея вылил в подседельную трубу. Идея была в том, чтоб раму затем перевернуть, и клей максимально заполнил промежуток между трубами (вклеиваемый подседельник, напомню, заткнут пробкой снизу). Всего ушло 50 граммов клея. Но хватило бы и 20, на самом деле. Клей практически не вытек, и такой запас просто отстался в раме.
Эпоксидка — человек непредсказуемый, у меня не было уверенности, что она не вытечет из нужного промежутка. Чтобы процесс затвердевания эпоксидки прошёл быстро и под контролем, я погрел раму газовой горелкой. Эпоксидка быстро твердеет при повышенной температуре, а алюминиевая рама отлично распостраняет тепло, так что способ выглядит разумным. Остаётся лишь догадываться, насколько мне удалось равномерно заполнить клеем просвет между трубками (ожидания хорошие). Судя по тому, как трудно отдирались случайные капли застывшего клея даже с неподготовленных поверхностей, с адгезией тоже полный порядок.
Позже менял каретку и убедился: винная пробка не пропустила эпоксидку к кареточному узлу. Пробку из вклеенного штыря, к слову, я вынул — она мешала вставлять новый штырь достаточно глубоко. Как вынул? Сделал дли-и-нный штопор из тонкого подседельника, термоклея и самореза.
Была идея поставить для верности пару вытяжных заклёпок, делать этого не стал. На раме оставлен штатный хомут, его можно считать подстараховкой. Хотя оставил его больше из эстетических соображений, чем для прочности.
Как превратить подседельный штырь в подседельную трубу
Пропил в подседельном штыре, ставшем частью рамы, делался до вклеивания. Ориентировался на форму и размер фабричного пропила в подседельной трубе. Только сделал его чуть длиннее, поскольку новая трубка значительно более жёсткая. Просверлил отверстие, и выпилил ножовочным полотном полоску металла от торца к отверстию. Последующий опыт показал, что эксцентриковый хомут прекрасно зажимает и эту трубу, не смотря на то, что она гораздо толще трубы рамы.
Первый тест
Всего через сутки я уже проехал на отремонтированном велосипеде 30 километров. Тут ещё раз напомню, что щедро применял прогрев рамы для ускоренного затвердевания клея. При комнатной температуре нужно трое суток для набора прочности.
Show must go on
Конец? Нет. Прошло немного времени, и новый железный подседельник погнулся самым комичным образом. Этого я, признаться, не ожидал. Алюминиевые подседельники у меня ломались, но чтоб стальной?? На стальном, такого же диаметра, проехал в своё время больше 40 тысяч, и был полностью уверен в его неубиваемости. А тут на тебе! Видимо, теперь такие штыри делают только для детских велосипедов, без какого бы то ни было запаса прочности.
Как выходить из такой ситуации? Купить ещё один подседельник, алюминиевый? Не хотелось, поскольку и более толстые алюминиевые ломались. И я продолжил выбранную тактику превращения подседельного узла в чёртову матрёшку. Сужение отпилил, внутрь подседельника (который 25,4 мм) вогнал ещё одну трубу — точно уже неубиваемую, из толстой нержавейки. Вклеивать её не пришлось, ведь подседельник деформирован, и трубу внутрь просто забил (заодно подровняв и подседельник).
Итого
На данный момент, январь 2022 года, больше двух лет езжу на реанимированном таким образом байке, никак его не жалея. Проблем не выявлено. Не знаю, были ли раньше у кого-нибудь такие конструкции из четырёх труб, вложенных друг в друга? Подседельник из трёх труб? А чтоб ещё на подседельной трубе два усиления и эксцентрика?...