Hello World!

Константин Шемяк

Парижская система велосипедов Vélib': ВелоСвобода

24 сообщения в этой теме

Оригинал в моём дневнике; копирую сюда.

Некоторое время назад я лично, в качестве туриста, как следует накатался на велосипедах парижской прокатной системы Vélib'.

http://www.konstantin.shemyak.com/dnevnik/wp-content/uploads/2011/03/Velib-bike.jpg

Про систему эту есть статья в русскоязычной Википедии (которую я изрядно расширил и подредактировал, хотя и не чувствую себя специалистом в этой теме). Здесь добавлю личные впечатления.

Самое главное -- совершенно другое отношение, действительно ощущение какой-то новой свободы. О велосипеде не нужно думать. Его можно просто взять, когда надо, и оставить у пункта назначения (станций так много, что можно даже не покупать их карту, хотя мы всё-таки купили). Исчезает целый пласт беспокойства: к чему его надёжно пристегнуть? Не украдут ли седло или колёса, или весь велосипед целиком? А что если надо ехать далеко на транспорте, куда его тогда девать? Точно также не нужно думать и о технике: смазана ли цепь, не надо ли зарядить фару. Я вроде бы и раньше не волновался особо об этих вещах, казалось, что они совсем незначительны, но когда оставил их совсем почувствовал, что без них очень приятно! Именно я ни разу не попадал ни на пустую станцию, когда велосипед был нужен, ни на заполненную, когда его нужно было вернуть. Впрочем, я катался всего два дня. Единственной "проблемой" было то, что пару раз я случайно превышал первые бесплатные полчаса аренды, просто потому, что забывал следить за временем, катаясь по старому городу куда глаза глядят Smile

На улицах Vélib'-овских велосипедов я видел не то чтобы очень много, собственных пожалуй больше. Но всё-таки они встречались почти в каждом "кадре" города. Здорово было понимать, что каждый такой человек не занимает в городе восемь квадратных метров площади своей машиной и не отравляет воздух кубометром выхлопа каждый час. Я был потрясён тем, что в центре десятимиллионного города за три дня ни разу не увидел автомобильной пробки. Мэр парижа Бертран Деланоэ, который, насколько мне известно, является инициатором этой программы, получает от меня +1 голос.

По конструкции это настоящие ситибайки, с "женской" рамой, трёхскоростной планетарной втулкой, динамо-фарой и задним габаритом без выключателя (работают всегда, когда велосипед движется), полностью закрытой цепью, роллерными тормозами и корзинкой для вещей. Конечно, это не для гонок! это для нормальных людей. Которые ездят в обычной одежде по делам. Можно, например, ездить в юбке -- в спицы заднего колеса не попадёт, они закрыты. Или в костюме -- цепь не запачкает брюки.

http://www.konstantin.shemyak.com/dnevnik/wp-content/uploads/2011/03/paris-one-way-bikes-only.jpg

На фотографии -- типичная парижская улица с односторонним движением для автомобилей, а для велосипедов есть специальная полоса и в обратном направлении тоже.

(Обновление: при копировании пропали некоторые знаки препинания) Изменено пользователем Константин Шемяк
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Константин Шемяк писал(а) Tue, 01 March 2011 12:35

На фотографии типичная парижская улица с односторонним движением для автомобилей, а для велосипедов есть специальная полоса и в обратном направлении тоже.

Ой, а где она на фото? ничего не понял...
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
-diman- писал(а) Tue, 01 March 2011 12:48
Константин Шемяк писал(а) Tue, 01 March 2011 12:35

На фотографии типичная парижская улица с односторонним движением для автомобилей, а для велосипедов есть специальная полоса и в обратном направлении тоже.

Ой, а где она на фото? ничего не понял...

Между пунктирами.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
vvsar писал(а) Tue, 01 March 2011 12:50
-diman- писал(а) Tue, 01 March 2011 12:48
Константин Шемяк писал(а) Tue, 01 March 2011 12:35

На фотографии типичная парижская улица с односторонним движением для автомобилей, а для велосипедов есть специальная полоса и в обратном направлении тоже.

Ой, а где она на фото? ничего не понял...

Между пунктирами.

а что на ней тогда машина делает? (та которая подальше)
вообще, слышал, что французики творчески подходят к соблюдению пдд, это так?
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
-diman- писал(а) Tue, 01 March 2011 12:03
слышал, что французики творчески подходят к соблюдению пдд, это так?
Я бы написал о своих впечатлениях - и как пешеход, и как водитель, и как велосипедист - но "французики" мне кажется пренебрежительным. Так что пусть кто-нибудь другой.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Константин Шемяк писал(а) Tue, 01 March 2011 13:29
-diman- писал(а) Tue, 01 March 2011 12:03
слышал, что французики творчески подходят к соблюдению пдд, это так?
Я бы написал о своих впечатлениях - и как пешеход, и как водитель, и как велосипедист - но "французики" мне кажется пренебрежительным. Так что пусть кто-нибудь другой.

Прошу прощения, что оскорбил ваши теплые чувства к представителям этой страны, не хотел сказать про французов ничего плохого.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
-diman- писал(а) Tue, 01 March 2011 12:37
не хотел сказать про французов ничего плохого.
А, ну отлично. Я вообще согласен с предложением "творчески подходят к соблюдению пдд" - по крайней мере, если сравнивать с соседней германской культурой (а к ней я бы отнёс и Финляндию, в которой сам сейчас живу). Наверное, есть чуть менее старательное следование правилам, чуть больше "творчества", или же "разгильдяйства". Например, на больших площадях в Париже кое-где нет разметки; а от финнов я пару раз слышал "в России очень трудно ездить, разметки нет, непонятно, где ехать". Граница отношения проходит как раз по границе языков, она видна в двуязычной Бельгии: на фламандском севере хозяин копает-подстригает свой по-немецки ухоженный садик перед домом, а на французском юге сидит в шезлонге и треплется с женой посреди заросшей поляны. Тут, конечно, как и с любыми стереотипами, надо быть осторожным, чтобы не переносить их на конкретного человека "он - француз (русский/еврей/чеченец), значит, он - вот такой". Но в Париже действительно отделённых велодорожек я не встречал (хотя есть много выделенных полос на автомобильных дорогах), машины едут вроде помедленнее, велосипедисты прямо в их потоке, в том числе и на сложных площадях. Явного несоблюдения правил не замечал. Впрочем, это лучше поговорить с тем, кто жил во Франции подольше.

Пошёл совсем оффтопик для вело-форума - отключаюсь Smile
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Мне кажется, что десять миллионов населения - это слегка перебор. По моим ощущениям, там их от силы три. 10 - это если только сосчитать совсем-совсем все пригороды, наверное.
Но пробок всё равно нет. Мэр молодец, да. Причём, любопытно, что чтобы от них избавиться, он их провоцирует (например, по воскресеньям перекрывается довольно большой участок набережной в центре для движения автотранспорта и в планах перекрыть её совсем и отдать в постоянное пользование пешеходам, велосипедистам, роллерам и т.п.). Дабы стимулировать людей к переходу на альтернативные виды транспорта. Но при этом эти альтернативы весьма хорошо развиваются. Как те же прокатные велосипеды, увеличивается число автобусов и т.п. Не считая крупных магистралей, практически весь центр односторонний. А вообще, писал я уже об этом как-то.
Если я правильно помню, разметки у них нет на мощённых площадях и дорогах.

А из "творческого подхода" к ПДД мне больше всего запомнился момент, когда меня - пешехода, увешанного сумками, практически уговаривал перейти дорогу на красный сигнал водитель, остановившийся на свой зелёный. Smile

Чёрт, да я бы вообще двинул жить в Париж! Но уж больно не люблю французский... Smile
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Techno писал(а) Tue, 01 March 2011 21:50
Причём, любопытно, что чтобы от них избавиться, он их провоцирует (например, по воскресеньям перекрывается довольно большой участок набережной в центре для движения автотранспорта и в планах перекрыть её совсем и отдать в постоянное пользование пешеходам, велосипедистам, роллерам и т.п.). Дабы стимулировать людей к переходу на альтернативные виды транспорта. Но при этом эти альтернативы весьма хорошо развиваются. Как те же прокатные велосипеды, увеличивается число автобусов и т.п.

Именно так. Когда в РФ вместо того, чтобы давать приоритет общественному транспорту и зажимать личный, закатывают под асфальт всё подряд и убирают трамваи, система положительной обратной связи пускается вразнос: чем больше дорог, тем больше машин. Причём дороги никогда не догонят рост числа личных машин, значит пробкам быть.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Константин Шемяк писал(а) Tue, 01 March 2011 13:59
в Париже действительно отделённых велодорожек я не встречал (хотя есть много выделенных полос на автомобильных дорогах), машины едут вроде помедленнее, велосипедисты прямо в их потоке, в том числе и на сложных площадях. Явного несоблюдения правил не замечал.

Есть, есть велодорожки. По набережным проходят по тротуару, по дорогам отделены линиями. Вот, например, на бульваре Генриха IV http://www.panoramio.com/photo/36775499 . От площади Бастилии вообще двухсторонняя дорожка идёт.
Там сложно то, что иногда дорожка перекидывается с одной стороны дороги на другую прямо через поток. Но это не сильно осложняет жизнь, все едут не быстро и если что останавливаются.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
а тем временем все в той же Франции, только в другом городе Авиньоне тоже есть своя система проката, только там байки на кардане
index.php?t=getfile&id=60147&private=0

при движении также горит задний габарит и фара на диоде, удобная корзина для сумки спереди - одним словом порадовал велосипед

только мы так и не брали в прокат, ибо не вкурили принцип (статью в русскоязычной Википедии к тому времени не прочитали )
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Похоже, там не все так шоколадно:
Цитата:
At least 3,000 bicycles were stolen in the first year of operation, many more than had been initially estimated. Some have been stolen and taken to Eastern Europe and Africa. As of August 2009, of 20,600 bikes initially, about 16,000 bikes have been replaced due to vandalism, including 8,000 stolen and 100 pulled from the Seine River.

Officials of JCDecaux have admitted that they initially underestimated the degree of vandalism and theft.

Если уж во Франции такая жесть, то у нас эти байки нужно сразу выпускать в 10-кратном количестве, чтобы изначально насытить ими все кладовки и дачные сарайчики. Sad

Цитата:
An example of tragedy of the commons, profitability estimates have been delayed until new procedures address such losses. A sociologist saw the vandalism as a symptom of revolt by sub-urban poor immigrant youths against the bourgeois urban middle class, the main users of the bikes.

А у нас (не на этом форуме) для 95% среднего класса передвигаться по делам на чем-то 2-колесном - "никрута, братва не одобрит".
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
VORON писал(а) Thu, 03 March 2011 08:46
А у нас (не на этом форуме) для 95% среднего класса передвигаться по делам на чем-то 2-колесном - "никрута, братва не одобрит".

У нас (по крайней мере, в Питере) это скорее куда сильнее граничит с самоубийством.
И это даже если забыть про солёное время года, когда порой мечтаешь о полной химзащите...
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
VORON писал(а) Thu, 03 March 2011 07:46
Похоже, там не все так шоколадно
Это точно. Вот ещё, например, программа прокатных велосипедов в Хельсинки вообще провалилась два года назад. Она, правда, с самого начала вызывала подозрения, потому что велосипеды можно было брать за монетку 2 евро (столько же стоит билет на автобус или метро). То есть, возвращать его был довольно низкий инсентив Confused Но - несмотря на вандализм, JCDecaux развернула подобные программы ещё во многих городах, кроме Парижа. Я не смог быстро найти полный список, но вот например поиск по словам jcdecaux+bikes показывает кучу городов. (А если кто забыл - здесь http://bike-sharing.blogspot.com/ пытаются поддерживать список всех таких программ.)

Эти программы - похоже, одно из изменений мира за последние 10 лет. Наряду, например, с повсеместным запретом курения в общественных помещениях в Европе. 10 лет назад такого нигде не было.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Techno писал(а) Thu, 03 March 2011 09:36
У нас (по крайней мере, в Питере) это скорее куда сильнее граничит с самоубийством.

Не, ну почему? Например, часто бывает нужно доехать от метро до точки назначения километра 2-4. Пешком лень, а на автобусе получится не сильно быстрее, чем пешком. А тут можно было бы бесплатно доехать на велике! Стрида для этого тоже хороша, но стоит немало, плюс таскать ее всюду с собой не всегда удобно.

Идея прогрессивного роста стоимости времени - как раз в том, чтобы люди пользовались прокатом для коротких подбросок, а не ездили через весь город (для чего существует метро).

time  30 min 1 h  1 h 30  2 h  5 h  10 h  20 h
rate  free   €1   €3      €7   €31  €71   €151


Add. тоже забавно:
Цитата:
Although rental bicycles are not dedicated, it has been known for people to chain a bicycle to its station so that it will remain available to them for a subsequent trip; Vélib' has declared this to be uncivic behaviour; Vélib' employees are authorised to cut the locks in these cases.
Изменено пользователем VORON
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
VORON писал(а) Thu, 03 March 2011 11:20
Techno писал(а) Thu, 03 March 2011 09:36
У нас (по крайней мере, в Питере) это скорее куда сильнее граничит с самоубийством.

Не, ну почему? Например, часто бывает нужно доехать от метро до точки назначения километра 2-4. Пешком лень, а на автобусе получится не сильно быстрее, чем пешком. А тут можно было бы бесплатно доехать на велике! Стрида для этого тоже хороша, но стоит немало, плюс таскать ее всюду с собой не всегда удобно.

Да удобно, никто и не спорит. Было бы неудобно - я бы сам на велике не катался. Чо я, враг себе? Smile Но пока для меня выигрыш по времени в пути в несколько раз был лучшим мотиватором.
А я говорил про то, что даже если тебе надо проехать эти 2-4км, то это банально опасно с нашими автомобилистами и людьми в целом. В общем, не тебе это всё рассказывать-то. Wink
Как бы там ни было, сейчас у нас условий для использования велосипеда невелосипедистами обычными людьми нет и как-то их появления не прогнозируется... Нет, есть отдельные счастливчики, маршруты которых проходят на небольшие расстояния по широченным тротуарам, имиджевым велодорожкам или паркам, но это именно счастливчики.
Даже если допустить, что у нас налепят подобных парковок с велосипедами и взять идеальный случай, когда их (велосипеды... впрочем, может, и парковки тоже) не растащят в первый же вечер, юзеры этих велосипедов, боюсь, начнут десятками попадать в аварии разной степени летальности с участием самоходных колесниц и быстро признают этот транспорт общественно-опасным и антидемографическим.

Ну и насчёт того, что ты сказал, да - надо, чтобы прошла мода ездить по городу на гоночных аппаратах. Вот когда велосипед за 1-2т.р. перестанет быть причиной снисходительной улыбки, станет чуть легче. И очень хочется верить, что и красть такие велы станут таки меньше.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Techno писал(а) Thu, 03 March 2011 12:04
А я говорил про то, что даже если тебе надо проехать эти 2-4км, то это банально опасно с нашими автомобилистами и людьми в целом. В общем, не тебе это всё рассказывать-то. Wink
Как бы там ни было, сейчас у нас условий для использования велосипеда невелосипедистами обычными людьми нет и как-то их появления не прогнозируется...

Не знаю, я не вижу на дорогах, чтобы был прям "ужас-ужас" для байкеров. Лично мне доехать на байке от Лесной, например, до Восстания в час пик быстрее и ГОРАЗДО приятнее, чем на оффтопике. И чем страшнее пробки, тем больше разница в удовольствии от вождения в пользу байка.

Существует точка зрения, согласно которой чем больше байкеров на улицах, тем проще и безопаснее им ездить. В принципе, логично: если водитель оффтопика будет знать, что вокруг него достаточно много байкеров, то он будет учитывать это при своих маневрах.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
по моим наблюдениям в Европе со светофора в первом ряду стартуют стая мотороллеров вперемешку с велосипедистами, затем трогаются машины. Думаю, чем больше велосипедистов на дороге, тем безопасней для них, хотя число ДТП с участием велосипедистов возростет, но %е соотношение (кол-во велосипедистов)/(кол-во дтп) думаю уменьшится. естественно штрафы нужно увеличить за непропуск пешеходов, велосипедистов, мотороллеров (если у последних приоритет на дороге).
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Не совсем понял, а что там с иностранцами? Я был в Лионе, и там взять вел в аренду в муниципальной сети мог только житель города, как я понял. Я только ходил и слюни пускал. Или меня просто подвело знание языка?
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Ivashka писал(а) Sat, 05 March 2011 13:53
Не совсем понял, а что там с иностранцами? Я был в Лионе, и там взять вел в аренду в муниципальной сети мог только житель города, как я понял. Я только ходил и слюни пускал. Или меня просто подвело знание языка?
В Парижской системе нужна только кредитная карта с чипом. В принципе в обоих этих городах систему установила одна и та же фирма, так что я бы ожидал, что оно работает одинаково. Но - не был, не знаю Smile
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
VORON писал(а) Thu, 03 March 2011 11:20


Идея прогрессивного роста стоимости времени - как раз в том, чтобы люди пользовались прокатом для коротких подбросок, а не ездили через весь город (для чего существует метро).

time  30 min 1 h  1 h 30  2 h  5 h  10 h  20 h
rate  free   €1   €3      €7   €31  €71   €151




мда, стоимость проката провоцирует купить велосипед в россии
покататься на нём во франции и там же его оставить
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Дело не в том, чтобы покупать велик в России, а в том, что, если велик нужен более, чем на 2 часа (из-за чего сразу скачок в цене), то проще будет там купить велик и кататься на своём.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Мой гид в Париже(россиянин,петербуржец)рассказывал,как он пользуется этой системой.Надо знать точки расположения пунктов проката на карте Парижа и вовремя менять велики.Так он целыми днями катается по Парижу бесплатно Smile Все просто.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас