Опубликовано: 10 июля 2014 г. (изменено) Всем привет! В июне мы прошли на фэтбайках небольшой маршрут Полярный (110-й километр) - Харбей - ст. Собь. Получилось около 150 километров. Маршрут до Харбея является достаточно популярным для велопоездок, и в целом о нем сложно написать что-то интересное, однако ряд обстоятельств усложнили поездку и вполне оправдали применение выбранного класса техники. Изначально мы планировали поход на июль и хотели идти до Хадаты и далее до Щучьих озер. К сожалению, ввиду некоторых проблем с работой пришлось ужать маршрут по времени и перенести его на июнь. Был изучен ряд отчетов об июньских походах, просмотрены сотни фотографий и в целом был составлен вывод о том, что местами может быть многовато снега, но броды проходимы и затея в общем осуществима. В качестве велосипедов использовались Surly Pugley и Surly Pug Ops с покрышками Surly Knard. Выбор был обоснован желанием по-возможности сохранить приемлемые ходовые качества на хороших покрытиях. В качестве багажника на данную раму практически идеально встает Topeak Super Tourist (не DX), рама оффсетная, но верхние бонки крепления расположены так, что можно одну ногу багажника прикрутить снаружи, а другую - внутри пера, тогда он встает точно по центру и вертикально. Подготовка производилась своим чередом, несколько беспокоил тот факт, что судя по веб-камерам трава в Воркуте начала пробиваться только 10 июня, и снега, по отзывам, было еще много. Купили теплое термобелье и утепленные сапоги чуть ниже колена, на которые планировалось надевать и плотно затягивать мембранные штаны. Итак, 22 июня мы высадились из поезда Воркута-Лабытнанги, собрали велосипеды и покатили через Полярный. Выглядело он на тот момент примерно так: На выезде из Полярного уже лежал на дороге снег: Сразу хочу отметить, что по такому снегу (подтаявшему и пропитанному водой, местами превратившемуся в лед) при плюсовой температуре наши велосипеды, буду гружеными, шли весьма неуверенно, но в целом это ожидалось и проблем не представляло. Сюрприз поджидал далее: К сожалению, на фотографии сложно передать бушующую стихию, которая поджидала нас на месте обычно вполне проходимой реки Малая Пайпудына. Были затоплены все окрестные кусты, вода почти сразу же доходила до середины бедер (дальше заходить было совсем страшно, так как течение сбивало с ног). Видео: http://youtu.be/NJDxPKJjnaY Решили поставить палатку на возвышении, оставшемся от насыпи, и ждать утра, когда уровень воды должен, по идее, упасть. В 5 утра пошли сначала вниз, потом вверх по течению искать брод. За 4 часа удалось перейти половину видимой нам реки, но стремнина на второй половине была как-то слишком сурова (учитывая, что веревок и прочего для навески перил у нас не было). Днем я вернулся в Полярный поспрашивать совета у местных, цитата мужика, который сидел и ремонтировал там каракат: "Вода пошла только неделю назад, за 30 лет такого не припомню. Вездеход там сейчас не пройдет". Воодушевленные этими словами, мы решили попробовать обходной путь и поехали по железной дороге мимо станции Собь к устью ручья Кемьрезьрузь, откуда, судя по Генштабовской карте должна была идти наверх вездеходка. Расстояние составило около 12 километров, выехали в 6 вечера, к 8 были на месте (Цитата женщины на станции Собь: "Катаются как у себя дома"). До ст. Собь удобно ехать по шпалам, далее становится как-то некомфортно, зато вдоль железки появляется проходимая вездеходка, к сожалению, немного сыроватая: Добравшись до Кемрезьрузя, обнаружили, что он также изрядно прибавил в глубине и скорости течения, а никаких вездеходок рядом нет. По карте, дорога недалеко от Ж/Д пути должна разделиться на две ветки, одна, по всей видимости, была полностью скрыта под водой, а вторую мы так и не смогли найти, хотя и прогуляли все утро по чудесному лесу, который там растет, будучи защищенный вершинами от ветра: Не помогло даже наблюдение в бинокль с расположенной рядом горы. Забегая вперед, скажу, что дорога там все-таки есть, но найти ее со стороны Ж/Д не очень просто. Густой лес же не позволял даже идти напролом, как мы делали ранее в более северной тундре. На пике морального подъема, обусловленного всеми этим обстоятельствами, решили вернуться в Полярный и переправляться через Малую Пайпудыну вброд, вплавь, ждать падения уровня воды или еще какого-нибудь бога из машины. В итоге, на следующий день, после 3 часов мытарств и вынужденного купания, таки перелезли (сделать это получилось ближе к тому месту, где Малая Пайпудына впадает в Большую, там река делится на множество протоков с сильным течением, но не очень большой шириной. Глубина местами была по пояс. Курьезом послужил тот факт, что после этого брода, продравшись через кусты мы обнаружили второй рукав реки сравнимой ширины =) Правда, с ним уже не возникло больших проблем. Видео с заключительной части брода: http://youtu.be/UYO-FM5EgSQ Вылив воду из сапог и уничтожив часть запасов алкоголя, который был взят для отмечания праздничных событий, выбрались на дорогу до Харбея. Первые 25 километров (до перевала) качество дороги отличное, но дело немного портит тот факт, что инженерные сооружения размыты: Некоторые "ручьи" (например, Звенящий и Дьявольский) изрядно давали прикурить, вынуждая проходить каждый брод по 3 раза (рюкзаки, первый велосипед, второй велосипед). В целом, ничего сверхъестественного, но времени уходила масса, учитывая, что таких бродов там больше десятка. Видео одного ручья: http://youtu.be/YQqWuPzOZyY На следующий день мы пришли к морю под названием Большая Пайпудына. Перейти на месте бывшего моста даже не пытались (сразу у берега по пояс) - отправились выше по течению, так как там, судя по некоторым отчетам переправиться легче. Брода не было. Решили пройти еще несколько километров вверх по течению, так как там в бинокль просматривалось что-то вроде отмелей. Ехали по такой дороге: Собственно тут впервые проявилось преимущество фэт-байка - такого рода тундровая вездеходка оказалась полностью проезжаема с учетом велоштанов с вещами и раскладкой на 10 дней. В прошлом году на 2" резине такие дороги мы в основном проходили пешком, так как ехать можно было только без груза. Брода найти так и не сумели, но тут помог случай: днем сильно испортилась погода, прошел дождь, температура упала на 10 градусов, и к вечеру уровень воды опустился на 30 сантиметров (!). В итоге, около 23:00 мы смогли переправиться, углубляясь максимум чуть ниже пояса. На стремнине, там, где было серьезное течение, глубина теперь была не более, чем чуть выше колена, поэтому удалось избежать купания. После перевала дорога ухудшается и становится сложена из довольно крупных камней: Поразмыслив, мы решили, что такими темпами мы уже точно не успеваем на север, тем более, что надо будет еще переходить ряд крупных рек (Немуръеган, Гэнахадата, Большая Хадата), решили ехать к Харбею. Проехав несколько километров, стали на ночевку недалеко от Дорожного ручья. С утра погода улучшилась и в бодром расположении духа покатили меж существенно выросших гор: Дорога полностью проезжаема, без каких-либо исключений, и на гору, и с горы, что приятно порадовало. Почти везде в колеях дороги бодро журчали ручьи. К середине дня доехали до Харбея, посмотрели на заросшие уже развалины, прикинули, что по вездеходкам вдоль р. Харбей, скорее всего, тоже выйти не получится (тем более, что бумажных карт на Харбей и Ханмей у нас не было). Все рукава р. Харбей перебродили легко, было видно, что на востоке вода уже основательно упала. Заночевали в долине. После некоторых размышлений, обратно решили не ехать по харбейской грунтовке, а попробовать найти путь по вездеходкам мимо того же самого ручья Кемьрезьрузь, поэтому добравшись до перевала, не стали переходить Большую Пайпудыну, а повернули налево: Все вездеходки полностью проходимы. Единственная проблема - по ним не так давно прогоняли стада оленей, которые копытами превращают грязь в какое-то подобие взбитых сливок. Очень сколько, наша резина местами не давала достаточного сцепления, падали с десяток раз. Один раз я очень эпично шлепнулся плашмя в глубокую грязную лужу. К сожалению, на подходах к Кемьрезьрузю вездеходки, обозначенной на карте, не оказалось. Зато в низине вдоль ручья шла варга (оленья тропа). По ней пришлось идти около 3 км, и это заняло часа два - топкая грязнь по колено, кусты. Сюда с велосипедами лучше не соваться. Долина Кемьрезьрузя оказалась потрясающе красивым местом. Мне кажется, что данный участок пути безусловно стоит того, чтобы пройти по нему в противовес Харбейской грунтовке. Здесь мы устроили дневку, которая завершилась небольшим штормом и обильным дождем ночью. Воды в ручье (возможно, летом он и ручей, но в июне это вполне полноценная река) прибавилось На следующий день поехали дальше. В вездеходке на протяжении нескольких километрах в обеих колеях текли ручьи. Ехать было довольно забавно. Глубина от пары сантиметров до "по колено". Местами встречались доставляющие лужи, но проезжаемо на 80%. В самом конце мы приехали к тому месту, возле которого искали дорогу на второй день. Одна ветка вездеходки нырнула в ручей и там и сгинула, вторая же действительно довела нас до Ж/Д путей, но выглядела примерно так: Естественно, что ехать там было нельзя никак, и ничего удивительного, что мы не смогли ее найти - вся эта площадь была затоплена водой по щиколотку, а выше стеной стоят кусты. Впрочем, ничего серьезного там вырасти не успело, поэтому велосипед вполне нормально можно протащить километр, а дальше уже можно ехать. Далее нас ждала ночевка на берегу Соби и бесславное возвращение на поезде (бесславное, потому что начальный план подразумевал, что мы доедем своим ходом по вездеходкам до самой Воркуты - там около 50 км после выхода из гор). Выводы: 1) Велосипеды показали себя отлично, летом, когда будет посуше, проезжаемо будет, скорее всего, почти все, что называлось дорогой последние лет 40. В обсуждаемое время непроходимы были только сильно подтопленные или заросшие участки; 2) Велопоход в июне - не слишком хорошая идея, пригодны для посещения только восточные области. На западе ничего толком не растет и крайне много воды; 3) Резиновые сапоги с одеваемыми поверх мембранными штанами работают неплохо, в спокойной воде можно довольно долго ходить по глубине до паха, а вот если есть течение - уже на глубине немного выше края сапога вода начинает активно заливаться; Для фиксации штанины мы использовали резинки от пенок; Учитывая, что сапоги утепленные, а вода проникает медленно, было всегда тепло; 4) Покатушка получилась крайне матрасная (за 9 дней фактически пройдено 150 километров) в силу частых ожиданий похолодания и сильного сокращения маршрута, тем не менее, сравнивая прошлогодние ощущение с нынешними, можно предполагать, что 25-30 километров в день не будет проблемой даже не лосям, особенно, если вода упадет и брод каждого ручейка не будет проблемой. На Полярном Урале такой пробег за день позволяет покрыть много интересных маршрутов, при этом будет останется время на осмотр окрестностей. Некоторые фотографии можно посмотреть по ссылкам: https://picasaweb.google.com/115215234090056944258/cuGbSE?authkey=Gv1sRgCMW5vrWQ7uDbaw https://vk.com/album2366982_198251229 Трек (очевидные части маршрута, например, по железной дороге, пропущены в целях экономии батареек) : http://13405.selcdn.ru/pub/Prosel_dor_2014-07-03_145733.gpx Спасибо за внимание, надеюсь, что представленный опус будет кому-либо полезен для оценки возможностей фэтбайка. Мы же будем ждать следующего года, а куда деваться =) Изменено 11 июля 2014 г. пользователем Kellvin 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июля 2014 г. (изменено) Комментарий по-поводу внедорожной части. В описываемых условиях фэтбайк позволяет ехать по следующим типам поверхностей: 1) Отмели или дно неглубоких ручьев: До определенного момента (камне не более 10 см, воды не более, чем по щиколотку) ехать вполне можно, но, к сожалению, природа не столь тщательно фильтрует фракцию щебенки, как это делается на Ж/Д-путях. Часто попадаются здоровые камни, которые сильно мешают ехать. Иногда слишком большими являются все камни без исключения, тогда ехать нельзя. Ввиду большого количества воды этот вид поверхности мы использовали очень ограниченно - могу только сказать, что с велоштанами все не так радужно, как налегке. Здесь, вероятно, неплохо помог бы экстравил, но надо понимать, где и сколько собираешься проехать, чтобы не напороться на длинный участок с глубокой водой или вязким серым грунтом на дне; Проезжаемо 50%; 2) Плотный каменистый грунт, иногда усыпанная камнями. Встречается как правило на берегу ручьев и рек, иногда тянется на сотни метров вширь: Едет без существенных усилий, если объезжать крупные камни. Проезжаемо 90%; 3) Плотный каменисто-глинистый грунт, поросший лишайником и мхом: (на переднем плане) Такой грунт хорошо проезжаем, основная проблема в том, что он никогда не простирается более, чем на 20-30 метров, будучи окруженным поверхностью из п.4; 4) Мягкий грунт, поросший березкой высотой 20-30 сантиметров видео: http://youtu.be/arRh6z7jqMA Проезжаемыми оказываются каждые 30-40 метров, после которых следует глубокая рытвина или низинка, поросшая более высокими кустами. Через эти рытвины нужно перетаскивать. Под березкой - мох, сами ветви цепляются и норовят оторвать все, что плохо прикреплено (прощай мой датчик от велокомпьютера). Рейтинг 30-40%. Скорее всего, после 200-300 метров в очередной канаве встретится ива, и вот тут уже придется очень туго. В целом, я бы не рассчитывал на то, что данный вид грунтов можно использовать массово, экстравил тут тоже вряд ли поможет. Наличие уклона или снятие велорюкзака резко увеличивает проходимость, но мы же знаем, что у нас всегда дорога в гору против ветра, а велорюкзак - самый тяжелый из возможных. Изменено 11 июля 2014 г. пользователем Kellvin 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июля 2014 г. В восторге!! Вы просто герои! 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июля 2014 г. просто супер! как там с гнусом в это время? северные регионы очень интересуют особенно в контексте фэтбайка, но у меня аллергия на летающих 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июля 2014 г. (изменено) Мошки обычно нет примерно до середины июля. Комаров достаточно много, на палатке и на рюкзаках иногда сидело штук 5-10 на квадратный дециметр. Тарелки и кружки приходилось закрывать руками или подручными предметами, так как если этого не делать - сразу же начинают набиваться комары. Причем скорость их поступления выше скорости доставания тушек ложкой =) Мы брали два 150ml баллона gardex extreme и еще один маленький чего-то другого, содержание дэты тоже около 30%. Примерный расход получается около 200ml на человека на 10 дней. В обработанные места кусают редко, так что неприятности от них в основном психологического плана (вьются тучей вокруг, раздражает). Изменено 11 июля 2014 г. пользователем Kellvin 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июля 2014 г. Не освещён один из аспектов тундры. Некоторые остряки от геологии называли эти районы "зоной вечного недосирания". 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 11 июля 2014 г. Ну, я же так понимаю, что имеются в виду именно комары, поскольку дело происходило летом? =) Не освещены потому, что даже очень плотная туча комаров плохо подходит для проезжания по ним на фэтбайке =) Я написал выше, как с этим обстоят дела. За три похода по тамошним краям особых проблем с комарами мы не наблюдали (при наличии репеллента). К вьющимся вокруг тучам можно привыкнуть, а 5-10 укусов в день не так страшно. Мошка же нас накрыла только один раз в конце похода - с этой дрянью похуже. Лучше не ходить в походы в августе и в конце июля, тогда шанс с ней столкнуться невелик. Еще можно взять с собой неопреновый костюм аквалангиста, наверное =) 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июля 2014 г. Очень красиво, отличный отчет, надо бы найти время Я на фэте никогда не использую задний багажник, слишком сильный перегруз заднего колеса, особенно в снегу. Экстравил для меня экзотика, поэтому делю вес на два баула - один на руль, один назад. При большей загрузке добавляю внутрирамную сумку. Желаю удачи в освоении фэтбайка! 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 июля 2014 г. Спасибо В описываемых условия велорюкзак вполне себя оправдывает - ехать можно, при этом удобнее переносить и переводить через различные препятствия (броды, кусты). С несколькими предметами было бы значительно неудобнее, а переносить приходится часто. Впрочем, смотря сколько в нем надо нести, конечно. На руле у меня ехало около 3кг (фотоаппарат, навигатор, всякие очки и т.п.). Остальное сзади (около 23 кг). Развесовка вполне адекватная, ругаться почти не хотелось. Насчет внутрирамной сумки две мысли: парусность при боковом ветре (и так-то сдувает иногда), и опять же неудобство переноски. Часто встречаемая проблема - если не хватало сил нести велосипед над головой во время брода, или случалось поскользнуться, велосипед касался колесом воды и река начинала активно его тащить. С внутрирамной сумкой можно было бы огрести куда большую площадь, и большую силу соответственно - так можно случайно впасть в Обь вместе с потоком 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июля 2014 г. Славно потрудились. Интересно рассказано. Спасибо. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июля 2014 г. Kellvin писал(а) Fri, 11 July 2014 01:24 Мы же будем ждать следующего года, а куда деваться =) может над сезоном подумать? типа конец зимы, иличто то такое.. ужас же 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июля 2014 г. Ужас, да Проблемы две - во-первых, от конца зимы до лета там полтора месяца, то есть период ожидания особо не уменьшится. А во-вторых ехать туда-сюда на поезде - полных 4 дня, плюс на маршрут еще надо хотя бы две недели, соответственно, у меня никак не получается вписать два полноценных похода в один год. Теоретически, можно было бы попробовать организовать что-то в конце марта - начале апреля, когда становится солнечно, но еще не сходит снег, но я совсем не знаю, какая там обстановка и по какому маршруту можно было бы идти. Предполагаю, что лыжные туристы будут странно посматривать Так что будем покамест катать по Ленобласти. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июля 2014 г. Kellvin писал(а) Wed, 16 July 2014 20:34Ужас, да Проблемы две - во-первых, от конца зимы до лета там полтора месяца, то есть период ожидания особо не уменьшится. А во-вторых ехать туда-сюда на поезде - полных 4 дня, плюс на маршрут еще надо хотя бы две недели, соответственно, у меня никак не получается вписать два полноценных похода в один год. Теоретически, можно было бы попробовать организовать что-то в конце марта - начале апреля, когда становится солнечно, но еще не сходит снег, но я совсем не знаю, какая там обстановка и по какому маршруту можно было бы идти. Предполагаю, что лыжные туристы будут странно посматривать Так что будем покамест катать по Ленобласти. Если на ФАТах то я бы пошел по берегу Карского моря в конце марта. если на обычных великах с шипами - поискал бы зимники там 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 августа 2014 г. Змей Гуревич писал(а) Wed, 16 July 2014 23:29Если на ФАТах то я бы пошел по берегу Карского моря в конце марта. Ты же вроде уже ходил там? )) 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 августа 2014 г. Bulawka писал(а) Tue, 05 August 2014 17:06Змей Гуревич писал(а) Wed, 16 July 2014 23:29Если на ФАТах то я бы пошел по берегу Карского моря в конце марта. Ты же вроде уже ходил там? )) вот вот. я там ХОДИЛ. А с фатом можно было бы ехать. Я так думаю. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 августа 2014 г. Змей Гуревич писал(а) Tue, 05 August 2014 21:29Bulawka писал(а) Tue, 05 August 2014 17:06Змей Гуревич писал(а) Wed, 16 July 2014 23:29Если на ФАТах то я бы пошел по берегу Карского моря в конце марта. Ты же вроде уже ходил там? )) вот вот. я там ХОДИЛ. А с фатом можно было бы ехать. Я так думаю. Ну, во-1, теоретег, во-2 -- пиши не "пошёл бы", а "поехал бы". ))) 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 августа 2014 г. Bulawka писал(а) Wed, 06 August 2014 15:44Змей Гуревич писал(а) Tue, 05 August 2014 21:29Bulawka писал(а) Tue, 05 August 2014 17:06Змей Гуревич писал(а) Wed, 16 July 2014 23:29Если на ФАТах то я бы пошел по берегу Карского моря в конце марта. Ты же вроде уже ходил там? )) вот вот. я там ХОДИЛ. А с фатом можно было бы ехать. Я так думаю. Ну, во-1, теоретег, во-2 -- пиши не "пошёл бы", а "поехал бы". ))) ну не такой уж и теоретег... я ж по берегу карского ходил, и ЕЗДИЛ по берегу Чукотки. Более менее понимаю что куда о чем и почто. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах