VORON

Мои требования к лесному туристическому велосипеду

1 753 сообщения в этой теме

Выдам свои 5 копеек на тему велосипеда для грузовых походов с элементами автономности, бездорожья, бродами, еще бродами, горами и камнями. Асфальта необходимый минимум.

Про что речь НЕ идет здесь: велосипеды для "евро-кругосветок". То есть для длииииинных (или не очень) походов в простых дорожных условиях, где рулят эти ваши Бруксы, планетарки, роллеры и динамо-втулки.

Основные положения: деталь из алюминиевого сплава = расходник, тонкая высоконагруженная деталь из титана = расходник.

Иллюстрация за 2012 год:
PjLWRSOyXVc.jpg 

Иллюстрация за 2014 год (обратите внимание, как изменилось расстояние от задней шины до трубы рамы):
https://lh4.googleusercontent.com/-8dve-yucgN4/U3D8EVCWs3I/AAAAAAAAsMQ/7XoJw3btmwI/s640/IMG_4169.jpg

 

Иллюстрация за 2017 год:

4qG_YOgScSM.jpg

 

Иллюстрация второго велосипеда, 2017 год:

GDBEone3sWc.jpg

 

2018 год. Рама On One заменена на Surly Ogre:

vMp5yAgS7x8.jpg

2020 год, овал 26Т, подседельник Томсон:

X9qLN2aSDn4.jpg 2k6luTcn5pk.jpg
1. Фреймсет.
1.1. Рама - найнер-ригид, однозначно. Предпочтительно, хромолевый с двойным-тройным баттингом (можно и титановый). Алюминий в означенных условиях превращается в расходник, а титан просто немного легче и намного дороже (при покупке рамы от Рапида - напильник и штангенциркуль в подарок, ага).
1.2. Вилка - только жесткая, предпочтительно хромолевая, но можно и из других материалов (у меня карбон). Амортизация на наших скоростях особого толку не приносит, зато добавляет веса, головной боли с обслуживанием, чисткой и так далее.
1.3. Багажник - только стальной, предпочтительно из нержавейки, предпочтительно с крепежом на 6-мм болтах. Защита фонаря приветствуется.

2. Колеса.
2.1. Ободья. Я считаю, что колеса на туристическом байке - это расходник, и меняю их каждые 10-15 тыс. км. Вполне подойдут ободья от более-менее известных производителей, шириной 19 мм и более (если байкер тяжелый, то потолще надо), пистонированные, не Мавик 7-й серии.
2.2. Втулки - предпочтительно, Shimano XT M756. Дешево, сердито, отличная грязезащита, проверенная множеством бродов. Запасной орех в длинных походах возится с собой (он иногда киснет и требует отмачивания в масле). Поскольку колеса все равно меняются раз в 2-3 года, брать впятеро более дорогие втулки Hope не вижу смысла.
2.3. Спицы - тупо DT Champion 2.0. Не вижу смысла в баттинге, когда спицами приходится ломать ветки деревьев и т. п.
2.4. Шины - шириной от 2.25". Назад ставится максимально хорошо защищенная покрышка (рисунок протектора не принципиален, можно и слик), вперед - смотря по покрытию. Думаю, для наших целей оптимально что-то типа Racing Ralph или Race King (эта более хилая). Сразу покупается запасная фолдинговая покрышка.

3. Палки.
3.1. Руль - шириной от 620 мм, обязательно с рогами, предпочтительно стальной. Алюминиевый менять примерно в одно время с колесами.
3.2. Подседельник - двухболтовый. Насчет материала не знаю, титановый я уже сломал. Smile Навряд ли карбоновый будет хорош: мы все время опускаем-поднимаем седло при перевозке.
3.3. Вынос - ХЗ, лишь бы не регулируемый. Smile

4. Трансмиссия.
Примечание. Если есть лишние деньги, то можно взять трансмиссию 1х11 с кассетой 11-46 и системой на 26, 28 или 30 зубьев (для найнера).

4.1. Кассета - 11-36 без вариантов. Предпочтительно высокого уровня, паук уменьшает накопление грязи. Предпочтительно на 10 передач, чтобы были комфортные расстояния между передачами.
4.2. Система - с малой звездой 22, в самом крайнем случае допустимо 24. Большая звезда на 42-44 нужна только в качестве рокринга (но нормальный рокринг ИМХО лучше, т.к. о него не порежешь ногу). Пример годной системы: Shimano SLX FC-M665, 22-36-рок.
4.3. Цепь - девятка, даже если остальная трансмиссия на 10 (соответственно, логично взять систему и пер-пер на 9 тоже).
4.4. Передний переключатель - стандарта high direct mount, с переходником от Problem Solvers. Иначе толстая шина может просто не влезть.
4.5. Задний переключатель с длинной НЕ-карбоновой лапкой. Средняя не подойдет под наш диапазон.
4.6. Манетки по вкусу: SRAM, Shimano, грибы, триггеры - тут вопрос привычки. Проводка тросов сплошная.
4.7. Педали контактные, только Shimano, от PD-M540 и выше. Совершенно не возбраняются новые модели типа PD-M780 с увеличенной площадью контакта. Рамкам - скорее нет, чем да.

5. Тормоза.
5.1. Дисковая гидравлика. Предпочтительно, новая Shimano (SLX и выше) - там большие расстояния между колодками и ротором, грязь почти не шаркает, колеса можно сколько угодно переставлять без подстройки калиперов.
5.2. Роторы - 160 мм, чтобы меньше гнулись и шаркали. Тяжелым байкерам можно 180 мм вперед. Предпочтительно, новые 6-болтовые Shimano на пауке - они жесткие, не склонны шаркать, отличное самоочищение от грязи.
5.3. Колодки - не чувствую разницы между resin и sintered, но совершенно определенно там не должно быть радиаторов-грязесборников. Если шимановский тормоз идет с радиатором, то колодки снимаются и держатся в загашнике на случай похода по пустыне. Smile

6. Разное.
6.1. Седло - обычное спортивное седло, на котором удобно, БЕЗ титановых рамок. Брукс не хочу, т.к. байк вешается в электричке, таскается с хватом за седло, стоит под дождем, ездит под дождем и т. д.
6.2. Крылья - полным крыльям отказать сразу. Вместо переднего крыла можно ставить щиток на раму - его не надо снимать и почти невозможно отломать. Заднее - много вариантов, лишь бы вплотную к покрышке не проходило.
6.3. Фара - маленький легкий (до 100 г) фонарик на 18650, в количестве 2-3 шт (один можно на шлем).
6.4. Задняя мигалка - очень хорошо показали себя Cateye Reflex (НЕ автоматические!) на багажнике.

 

  • Дополнение от января 2014: осенью я таки заменил ободья на Sun Ringle MTX33, вилку - на хромоль и большую звезду системы - на легкий рокринг.
  • Дополнение от декабря 2015: перешел на трансмиссию 1х11 - всё Shimano XT, кроме системы SRAM GX1400 со звездами 26Т (для туризма) и 32Т (для быстрых покатушек) на выбор.
  • Дополнение от 2017 г.: установлена кассета Shimano XT 11-46Т. Собран второй велосипед для жены на раме Surly Ogre (комплектация).
  • Дополнение от 2018 г.: установлено седло Brooks C15 All-Weather. Рама On One Inbred заменена на Surly Ogre.
  • Дополнение от 2019 г.: на велосипед жены установлено седло Brooks C17 All-Weather.
Изменено пользователем VORON
обновление
2

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
тут пишут что наоборот, 10-цепи надёжнее 9, тоесть имеет смысл на 9-систему 10-цепь ставить.

а чем тебе динамовтулки не нравятся? и регулируемый вынос VRO например?
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
dunkelfalke писал(а) Tue, 18 June 2013 12:53
а чем тебе динамовтулки не нравятся?

Получается либо все яйца в одной корзине (сдохла втулка - сдохло всё), либо непонятно, зачем возить полкило меди на переднем колесе, когда это заменяется 200 г лития в самом дальнем углу рюкзака.

Цитата:
и регулируемый вынос VRO например?

Зачем? Мне и так удобно ездить - подобрал привычную посадку раз и навсегда, и всё.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Сколько весит обычно рюкзак в начале похода?
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
feurwerk писал(а) Tue, 18 June 2013 13:01
Сколько весит обычно рюкзак в начале похода?

Смотря какой поход. ))) У меня бывало от 15 до 30 кг.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
dunkelfalke писал(а) Tue, 18 June 2013 12:53

а чем тебе динамовтулки не нравятся? и регулируемый вынос VRO например?


Ворон уже ответил за себя, но я выскажу одно логичное мнение:
1 нахрена динамовтулка в дальнем автономе? человек и так ползет с трудом в гору с огромным рюкзаком, зачем у него отбирать еще 1% сил на освещение пустой дороги днем? а ночью надо палатку ставить. для того, чтоб бороться с внезапной темнотой эффективнее упомянутые фонарики.

2 зачем вообще регулируемый вынос, если ты не страдаешь от болезней опорно-двигательного и не весишь 120 кг? подобрал под себя удобный и пользуйся.. Ворон - легкий, подтянутый парень, ему это не надо имхо Изменено пользователем Micael
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Micael писал(а) Tue, 18 June 2013 13:04
Ворон - легкий, подтянутый парень, ему это не надо имхо

Иначе говоря - дрищь ))))
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
VORON писал(а) Tue, 18 June 2013 12:38

1.3. Багажник - только стальной, предпочтительно из нержавейки, предпочтительно с крепежом на 6-мм болтах. Защита фонаря приветствуется.


Конкретно у вас какая модель багажника?
Изменено пользователем Walker
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
VORON писал(а) Tue, 18 June 2013 10:56

Получается либо все яйца в одной корзине (сдохла втулка - сдохло всё), либо непонятно, зачем возить полкило меди на переднем колесе, когда это заменяется 200 г лития в самом дальнем углу рюкзака.


заменяется? ты как без передней втулки ездить то будешь? Laughing а если учесть этот вес, то разница с литием внезапно исчезает.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
регулируемый вынос по-моему это лишний тяжелый шарнир

капроновая вилка вызывает сомнения, все таки в походах велики имеют привычку падать и стукаться, особенно в багаже Изменено пользователем dr_TPig
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Горячо поддерживаю всё.
Но не согласен про крылья, считаю, что идеал-полноразмерные, со свисающим до земли ковриком.Стиль - Колхоз. Лучше повозится с установкой крыла при транспортировке вела, ремонтом крыла при езде по кустарникам, но зато не искать воды в пустыне, чтоб отмыться от грязи. Парадокс: воды не найти, но грязь всегда найдется.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
serzh_r писал(а) Tue, 18 June 2013 13:12
Горячо поддерживаю всё.
Но не согласен про крылья, считаю, что идеал-полноразмерные, со свисающим до земли ковриком.Стиль - Колхоз. Лучше повозится с установкой крыла при транспортировке вела, ремонтом крыла при езде по кустарникам, но зато не искать воды в пустыне, чтоб отмыться от грязи. Парадокс: воды не найти, но грязь всегда найдется.


вот что-что, а грязь никогда не мешала Shocked
если только она не застревает в огромном кол-ве между крылом и колесом.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Walker писал(а) Tue, 18 June 2013 13:10

Конкретно у вас какая модель багажника?

Tubus Cosmo.

serzh_r писал(а) Tue, 18 June 2013 13:12
Но не согласен про крылья, считаю, что идеал-полноразмерные, со свисающим до земли ковриком.

Видел мучения людей, которые ездят по грязи с полноразмерными крыльями. У меня-то грязевые зазоры в большинстве мест по несколько см, так можно и с парой кг на каждом колесе переть вперед, как танк (к вопросу о том, зачем нужно 22-36). А они каждые 5 минут спешиваются и колупают байк палочкой.

Если же попасть в ХОРОШУЮ глину, то я буду чиститься 10 минут, а человек с полными крыльями - полчаса.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Micael писал(а) Tue, 18 June 2013 11:04
dunkelfalke писал(а) Tue, 18 June 2013 12:53

а чем тебе динамовтулки не нравятся? и регулируемый вынос VRO например?


Ворон уже ответил за себя, но я выскажу одно логичное мнение:
1 нахрена динамовтулка в дальнем автономе? человек и так ползет с трудом в гору с огромным рюкзаком, зачем у него отбирать еще 1% сил на освещение пустой дороги днем? а ночью надо палатку ставить. для того, чтоб бороться с внезапной темнотой эффективнее упомянутые фонарики.

1% отнимает при освещении (при 20 км/ч), иначе там лишь доля процента. В случае Ворона с частым маканием я бы тоже воздержался от динамки, а в остальных случаях она может здорово помочь. Комбинация объемного акка, динамки и зарядки вроде ewerk-а вполне удобная, если есть кэмпы, то можно зарядить акк там, если нет, то от динамы и раздавать потом остальным.

Но тут начальные условия другие, так что все Ок. Изменено пользователем Михаил Иткин
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
dunkelfalke писал(а) Tue, 18 June 2013 13:11
а если учесть этот вес, то разница с литием внезапно исчезает.

Читайте выше и дисклеймер в самом начале. Динамо-втулки, солнечные батареи - это технологично, но слишком сложно. Я не могу позволить себе остаться без электричества посреди пустыни, а если использовать втулку чисто для вспомогательных целей (смартфон подзарядить), то это уже в тему про походы по Европам, здесь про другое речь идет.

Цитата:
капроновая вилка вызывает сомнения, все таки в походах велики имеют привычку падать и стукаться, особенно в багаже

Они довольно прочные. Но сталь предпочтительнее, да.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Micael писал(а) Tue, 18 June 2013 11:04

1 нахрена динамовтулка в дальнем автономе? человек и так ползет с трудом в гору с огромным рюкзаком, зачем у него отбирать еще 1% сил на освещение пустой дороги днем? а ночью надо палатку ставить. для того, чтоб бороться с внезапной темнотой эффективнее упомянутые фонарики.

2 зачем вообще регулируемый вынос, если ты не страдаешь от болезней опорно-двигательного и не весишь 120 кг? подобрал под себя удобный и пользуйся.. Ворон - легкий, подтянутый парень, ему это не надо имхо


1) чтобы не сидеть, как дурак, с пустыми батарейками. свет можно и выключить, тогда втулка вообще не чувствуется, на худой конец есть динамы, которых можно полностью отключить.

2) элементарно. в гору выставить пониже и подлиннее, чтобы не вихляло и давление на переднее колесо было, а когда вниз ехать, покороче, чтобы управление было лучше.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
dunkelfalke писал(а) Tue, 18 June 2013 13:30
Micael писал(а) Tue, 18 June 2013 11:04

1 нахрена динамовтулка в дальнем автономе? человек и так ползет с трудом в гору с огромным рюкзаком, зачем у него отбирать еще 1% сил на освещение пустой дороги днем? а ночью надо палатку ставить. для того, чтоб бороться с внезапной темнотой эффективнее упомянутые фонарики.

2 зачем вообще регулируемый вынос, если ты не страдаешь от болезней опорно-двигательного и не весишь 120 кг? подобрал под себя удобный и пользуйся.. Ворон - легкий, подтянутый парень, ему это не надо имхо


1) чтобы не сидеть, как дурак, с пустыми батарейками. свет можно и выключить, тогда втулка вообще не чувствуется, на худой конец есть динамы, которых можно полностью отключить.

2) элементарно. в гору выставить пониже и подлиннее, чтобы не вихляло и давление на переднее колесо было, а когда вниз ехать, покороче, чтобы управление было лучше.


как динамо-втулки относятся в многократному длительному погружению в воду?
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
dunkelfalke писал(а) Tue, 18 June 2013 11:11
VORON писал(а) Tue, 18 June 2013 10:56

Получается либо все яйца в одной корзине (сдохла втулка - сдохло всё), либо непонятно, зачем возить полкило меди на переднем колесе, когда это заменяется 200 г лития в самом дальнем углу рюкзака.


заменяется? ты как без передней втулки ездить то будешь? Laughing а если учесть этот вес, то разница с литием внезапно исчезает.

А еще ТС вдали от автотранспорта ездит, так что там постоянный свет действительно не нужен, можно заранее расход энергии предусмотреть. Изменено пользователем Михаил Иткин
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Lubania писал(а) Tue, 18 June 2013 11:32

как динамо-втулки относятся в многократному длительному погружению в воду?


длительно ещё не пробовал, а так - шимана как шимана.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Lubania писал(а) Tue, 18 June 2013 11:32


как динамо-втулки относятся в многократному длительному погружению в воду?


Готов пожертвовать одной, давайте ТУ. Взвесь будет сложновато воспроизвести, иначе могу. Smile
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Михаил Иткин писал(а) Tue, 18 June 2013 11:33

А еще ТС вдали от автотранспорта ездит, так что там постоянный свет действительно не нужен.


мой личный переломный момент, когда я плюнул на всё, и заказал для подвеса колесо с динамой, был, когда я в ноябре примерно в 21:00 под дождём добирался домой через лес и у меня села батарейка, которую я только день назад подзаряжал.

так как без фонаря было видно чуть меньше чем ничего, пришлось полтора часа вести велосипед под ручку. с тех пор избавился от всех фонариков на батарейках.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
dunkelfalke писал(а) Tue, 18 June 2013 13:33
Lubania писал(а) Tue, 18 June 2013 11:32

как динамо-втулки относятся в многократному длительному погружению в воду?


длительно ещё не пробовал, а так - шимана как шимана.


не хотелось бы пробовать вдали от цивилизации, а потом тащить вел в зубах ежели что. Surprised
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
dunkelfalke писал(а) Tue, 18 June 2013 11:38


так как без фонаря было видно чуть меньше чем ничего, пришлось полтора часа вести велосипед под ручку. с тех пор избавился от всех фонариков на батарейках.

Дело в том, что ТС в этом случае уже заночует с палаткой.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Михаил Иткин писал(а) Tue, 18 June 2013 13:39
dunkelfalke писал(а) Tue, 18 June 2013 11:38


так как без фонаря было видно чуть меньше чем ничего, пришлось полтора часа вести велосипед под ручку. с тех пор избавился от всех фонариков на батарейках.

Дело в том, что ТС в этом случае уже заночует с палаткой.


а еще ТС очень любит походы по местам с белыми ночами или полярным днем Smile
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Lubania писал(а) Tue, 18 June 2013 11:41
Михаил Иткин писал(а) Tue, 18 June 2013 13:39
dunkelfalke писал(а) Tue, 18 June 2013 11:38


так как без фонаря было видно чуть меньше чем ничего, пришлось полтора часа вести велосипед под ручку. с тех пор избавился от всех фонариков на батарейках.

Дело в том, что ТС в этом случае уже заночует с палаткой.


а еще ТС очень любит походы по местам с белыми ночами или полярным днем Smile


Да, действительно, с северными походами привыкаешь к длиннющему дню, всегда есть пара часов хода в запасе.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах