Hello World!

Константин Шемяк

Потери из-за перекоса цепи, очередное измерение

25 сообщений в этой теме

Знакомый (и хозяин веломагазина) поразвлекался со своим товаром так. Поставил на велосипед и PowerTap, измеряющий мощность на задней втулке, и Garmin Vector, измеряющий мощность на педалях.

С этим безобразием покатался по два раза с более-менее постоянными мощностями 200Вт, 250Вт, 300Вт, 350Вт: первый раз с цепью без перекоса, второй раз - с максимальным перекосом, который давал приемлемый каденс.

У меня сейчас нет всех его данных, но если результат нужно выразить одной цифрой, то она такая: при перекосе теряется 5% мощности.

Результат не очень коррелирует с тем, что 10 лет назад намерили в IHPVA:
index.php?t=getfile&id=92519&private=0
Впрочем, мне эти результаты вообще не кажутся мне консистентными; по крайней мере, они не показывают однозначное увеличение потерь при перекосе. (Ещё они почему-то дают в среднем меньшую эффективность на средней звезде. Подозрительные результаты.)
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
косинус угла никто не отменял Razz И откуда он 27 чисел нашел? если предложить что это система 3х9, то там всего 11 скоростей... Изменено пользователем Михалыч Уфимский
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Константин Шемяк писал(а) Thu, 06 September 2012 12:59
Впрочем, мне эти результаты вообще не кажутся мне консистентными; по крайней мере, они не показывают однозначное увеличение потерь при перекосе. (Ещё они почему-то дают в среднем меньшую эффективность на средней звезде. Подозрительные результаты.)

А я вообще не понимаю, какой цифре от 1 до 27 соответствует какая передача. Тем более, что на графике 15 экспериментальных точек. Smile
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
VORON писал(а) Thu, 06 September 2012 20:45
Константин Шемяк писал(а) Thu, 06 September 2012 12:59
Впрочем, мне эти результаты вообще не кажутся мне консистентными; по крайней мере, они не показывают однозначное увеличение потерь при перекосе. (Ещё они почему-то дают в среднем меньшую эффективность на средней звезде. Подозрительные результаты.)

А я вообще не понимаю, какой цифре от 1 до 27 соответствует какая передача. Тем более, что на графике 15 экспериментальных точек. Smile

27-speed: Shimano
A Shimano Ultegra 27-speed mountain-bike transmission with three front
chainrings (44/32/22 teeth) and a
9-speed rear cluster (12, 14, 16, 18,
20, 23, 26, 30, and 34 teeth). Because
of time constraints, only 15 of the
27 gears were tested: (1) 22/34;
(3) 22/26; (4) 32/34; (7) 22/20; (9) 32/26;
(10) 44/34; (11) 22/16; (15) 32/20;
(16) 44/26; (18) 22/12; (20) 32/16;
(21) 44/20; (24) 32/12; (25) 44/16; and
(27) 44/12.

но больше всего мне понравилась фраза в конце:
Цитата:
As usual, there are
more questions than answers.

Laughing
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
nebeleben писал(а) Thu, 06 September 2012 20:31

но больше всего мне понравилась фраза в конце:
Цитата:
As usual, there are
more questions than answers.

Laughing
Да, я и написал, что мне не понравилась эта статья. Вроде описанная методика измерений разумна, но результаты для классического привода - ну, не совсем случайные числа, но очень странные.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Константин Шемяк писал(а) Thu, 06 September 2012 22:12
nebeleben писал(а) Thu, 06 September 2012 20:31

но больше всего мне понравилась фраза в конце:
Цитата:
As usual, there are
more questions than answers.

Laughing
Да, я и написал, что мне не понравилась эта статья. Вроде описанная методика измерений разумна, но результаты для классического привода - ну, не совсем случайные числа, но очень странные.


По-моему все очевидно: потеря эффективности идет не из-за перекоса, а из-за использования малых звезд. То есть для одного и того же или близкого каденса лучше использовать переднюю 44, а не 32. Даже несмотря на то, что перекос в случае 44 будет больше.

Но при использовании 44 скорость движения цепи, ее натяжение и трение в звеньях будет меньше, чем если для схожего каденса переключиться на 32 и меньшую заднюю звездочку.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Да, несмотря на весь интерес к статье я как-то слабо понимаю, почему 22-12 дает лучший результат по сравнению с 32-12. Как-то противоречит их же логике (авторов).
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Вот, оцифровал график про Шимано, разложил данные по комбинациям звезд.

index.php?t=getfile&id=92548&private=0

Синий график (ведущая звезда 22 зуба) ведет себя как положено, почти монотонно убывает с уменьшением размера ведомой звезды. Кстати кривая очень похожа на график возрастания кривизны при уменьшении количества зубов.

А два других ведут себя странно, тут или я что-то не понимаю, либо погрешность велика, либо не известны все факторы влияющие на эффективность этого конкретного привода.

Красный график (32я звезда) - в левой части графика вроде все в порядке, но пик на 16 звезде мне не понятен.
Похоже авторы это и имели ввиду тут:

Цитата:
With modern transmissions, where multiple gears are available, there is often a difference of 1% to 3% in efficiency between adjacent gears. In figure 11, in the Shimano 27-speed, there is a 4% difference in efficiency between gears 21 and 24 and between gears 24 and 25.


И непонятно почему эффективность 32 - 20 заметно ниже 22 - 34, при минимальном перекосе и почти одинаковым количеством зубов.

Желтый график (44я звезда): возрастание эффективности от 12й до 20й звезды тоже хорошо согласуется с выводом, что перекос не влияет так значительно, как влияет размер звезд. Но падение в левой части графика странно, может перекос все-таки имеет значение, но только при достижении определенного угла? Но тогда хвост синего графика падал бы быстрей, а так градиенты в правой части у все графиков примерно одинаковы.

Кстати, кто-нибудь может мне объяснить почему при росте натяжения эффективность привода повышается?

Изменено пользователем Михаил Иткин
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Franco писал(а) Thu, 06 September 2012 21:21

Но при использовании 44 скорость движения цепи, ее натяжение и трение в звеньях будет меньше, чем если для схожего каденса переключиться на 32 и меньшую заднюю звездочку.


При постоянном каденсе и скорость движения цепи постоянна, отличаться будет только кривизна звезд и, следовательно, угол поворота звеньев. Ну и натяжение, да.
Изменено пользователем Михаил Иткин
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Михаил Иткин писал(а) Fri, 07 September 2012 04:36
Franco писал(а) Thu, 06 September 2012 21:21

Но при использовании 44 скорость движения цепи, ее натяжение и трение в звеньях будет меньше, чем если для схожего каденса переключиться на 32 и меньшую заднюю звездочку.


При постоянном каденсе и скорость движения цепи постоянна, отличаться будет только кривизна звезд и, следовательно, угол поворота звеньев. Ну и натяжение, да.

Дайте и я своё мнение добавлю:
при постоянном каденсе скорость движения цепи увеличивается с увеличением размера ведущей звезды.

Laughing

А теперь покрутим, посчитаем звенья цепи и зубья звёзд, приходящиеся на один оборот системы.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Михаил Иткин писал(а) Fri, 07 September 2012 03:22
Желтый график (44я звезда): возрастание эффективности от 12й до 20й звезды тоже хорошо согласуется с выводом, что перекос не влияет так значительно, как влияет размер звезд. Но падение в левой части графика странно, может перекос все-таки имеет значение, но только при достижении определенного угла? Но тогда хвост синего графика падал бы быстрей, а так градиенты в правой части у все графиков примерно одинаковы.

может, резкое падение синего графика на 44-26 связано с тем, что цепь стала тереться о рамку переклюка? а на 44-34 пришлось стравить тросик, т.к. трение стало невыносимым Smile
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
sunday писал(а) Fri, 07 September 2012 04:23

Дайте и я своё мнение добавлю:
при постоянном каденсе скорость движения цепи увеличивается с увеличением размера ведущей звезды.

Laughing

А теперь покрутим, посчитаем звенья цепи и зубья звёзд, приходящиеся на один оборот системы.


путь цепь пройдет одинаковый, т.к. переключатель вытянется в сторону системы, нет? Smile
Я б покрутил, но сейчас ни одного вела с переключателем/кассетой нет. )) Изменено пользователем Михаил Иткин
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
инетересно было бы всю эту систему смачно сдобрить какой-нибудь
грязью и посмотреть на показатели эффективности.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
sunday писал(а) Fri, 07 September 2012 06:23
[

А теперь покрутим, посчитаем звенья цепи и зубья звёзд, приходящиеся на один оборот системы.


Надо ожидать откровения? Например, что за один оборот системы, когда цепь на 44 звезде, придется 48 звеньев и 42 зуба? Laughing
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
VORON писал(а) Thu, 06 September 2012 20:45
Константин Шемяк писал(а) Thu, 06 September 2012 12:59
Впрочем, мне эти результаты вообще не кажутся мне консистентными; по крайней мере, они не показывают однозначное увеличение потерь при перекосе. (Ещё они почему-то дают в среднем меньшую эффективность на средней звезде. Подозрительные результаты.)

А я вообще не понимаю, какой цифре от 1 до 27 соответствует какая передача. Тем более, что на графике 15 экспериментальных точек. Smile

+1
кроме того, если речь идет о трех звездах спереди, должно быть 3 ярко выраженных максимума, а их нет

2 Константин Шемяк:
А передние звезды вращались от ног, правильно?
Если так, то такие данные, имхо, ценности не представляют, надо крутить чем-то механическим, способным выдать равномерный и стабильный вращательный момент.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
z0rg писал(а) Fri, 07 September 2012 11:46
VORON писал(а) Thu, 06 September 2012 20:45
А я вообще не понимаю, какой цифре от 1 до 27 соответствует какая передача. Тем более, что на графике 15 экспериментальных точек. Smile

+1
nebeleben вверху процитировал - для тех, кто прочитать не осилил, но хочет пообсуждать Wink

z0rg писал(а) Fri, 07 September 2012 11:46

А передние звезды вращались от ног, правильно?
Нет. Но это смогут узнать только те, кто прочитают предмет обсуждения Wink

Но что именно эти данные ценности не представляют - мне тоже упорно кажется Smile
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Константин Шемяк писал(а) Fri, 07 September 2012 12:59
nebeleben вверху процитировал - для тех, кто прочитать не осилил, но хочет пообсуждать Wink

да, уже прочитал. Smile

Константин Шемяк писал(а) Fri, 07 September 2012 12:59
Нет. Но это смогут узнать только те, кто прочитают предмет обсуждения Wink

Но что именно эти данные ценности не представляют - мне тоже упорно кажется Smile

Я ответил, дочитав до сообщения Ворона. Smile
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Kimber1 писал(а) Fri, 07 September 2012 12:38
sunday писал(а) Fri, 07 September 2012 06:23
А теперь покрутим, посчитаем звенья цепи и зубья звёзд, приходящиеся на один оборот системы.

Надо ожидать откровения? Например, что за один оборот системы, когда цепь на 44 звезде, придется 48 звеньев и 42 зуба? Laughing

Я процитировал сообщения, являющиеся "откровением". Но мне нравится ход ваших мыслей - я до такого не додумался Smile



Михаил Иткин писал(а) Fri, 07 September 2012 10:34

путь цепь пройдет одинаковый, т.к. переключатель вытянется в сторону системы, нет? Smile
Я б покрутил, но сейчас ни одного вела с переключателем/кассетой нет. ))

Нет. При каденсе 1 оборот в минуту на первой звезде системы цепь за минуту переместится на 22 звена, на второй звезде - на 32 и на третьей - на 44.

А вообще вся цепь замкнутая и никуда не перемещается, если велосипед стоит на месте Wink
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
sundayFranco), я похоже не прав, спать надо было ночью, а не теоретизировать. Smile Конечно если на ведущей протянуть 44 звена, то и во всех остальных точках протянется 44.
только проснулся и свою же, вчерашнюю, мысль на эту тему поймать не могу Embarassed

И по теме перекосов, мне тут давеча человек рассказывал (могу ссылку поискать), что на фолдинге он меняет кассету чуть ли не раз в две тысячи, а на туринге с перьями 46см до десяти тысяч ездит. Изменено пользователем Михаил Иткин
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Михаил Иткин писал(а) Fri, 07 September 2012 03:22


Кстати, кто-нибудь может мне объяснить почему при росте натяжения эффективность привода повышается?



Я могу объявить, что с некоторого момента она ПОНИЖАЕТСЯ. (Это наблюдал каждый, кто отстраивал натяжение цепи на синглспидах.)
Думаю, что и с дерейлером то же самое: на больших звездах ВЕДОМАЯ (нижняя) ветвь цепи сильнее натянута его пружиной, и это натяжение отбирает пару процентов КПД.
При этом нагрузка ВЕДУЩЕЙ ветви цепи, по-видимому, не играет особой роли: если снова вспомнить про синглспид, то очевидно, что усилие ног при езде несравнимо больше, чем усилие, с которым руки отодвигали назад колесо при регулировке цепи. Тем не менее, велосипед можно практически заблокировать перетянутой цепью.
Полная кинематика такого "заклинивания" мне не слишком понятна, кстати.

UPD: угол огибания звезд цепью тоже растет с увеличением количества зубьев, ухудшая эффективность.
Изменено пользователем mike vulgaris (AKA mike)
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
mike vulgaris (AKA mike) писал(а) Fri, 07 September 2012 20:57


Я могу объявить, что с некоторого момента она ПОНИЖАЕТСЯ. (Это наблюдал каждый, кто отстраивал натяжение цепи на синглспидах.)
Думаю, что и с дерейлером то же самое: на больших звездах ВЕДОМАЯ (нижняя) ветвь цепи сильнее натянута его пружиной, и это натяжение отбирает пару процентов КПД.
При этом нагрузка ВЕДУЩЕЙ ветви цепи, по-видимому, не играет особой роли: если снова вспомнить про синглспид, то очевидно, что усилие ног при езде несравнимо больше, чем усилие, с которым руки отодвигали назад колесо при регулировке цепи. Тем не менее, велосипед можно практически заблокировать перетянутой цепью.
Полная кинематика такого "заклинивания" мне не слишком понятна, кстати.

UPD: угол огибания звезд цепью тоже растет с увеличением количества зубьев, ухудшая эффективность.



Бред какой-то, при чем тут пружина заднего переклюка и как она пару процентов отбирает? Shocked в цепной передаче значение имеет только верхняя часть цепи, снизу по барабану, пусть даже цепь будет бесконечно незамкнута... В зацеплении участвую 1/4 окружности (в случае с 11 звездой) либо первые 4 зуба в случае 42 и более звездами(остальными можно пренебречь)...
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
господа, если вам хочется потеоретизировать -
смотрите книжку Любовицкого "Гоночные велосипеды" глава 6.3

все ваши прения, как мне кажется, из-за:

нормального( шаг цепи больше шага звезды) зацепления
неравномерности хода цепи
упругости цепной передачи

читайте кому интересно Smile
http://knigi.tr200.net/v.php?id=34705
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Михалыч Уфимский писал(а) Sat, 08 September 2012 13:28
mike vulgaris (AKA mike) писал(а) Fri, 07 September 2012 20:57


Я могу объявить, что с некоторого момента она ПОНИЖАЕТСЯ. (Это наблюдал каждый, кто отстраивал натяжение цепи на синглспидах.)
Думаю, что и с дерейлером то же самое: на больших звездах ВЕДОМАЯ (нижняя) ветвь цепи сильнее натянута его пружиной, и это натяжение отбирает пару процентов КПД.
При этом нагрузка ВЕДУЩЕЙ ветви цепи, по-видимому, не играет особой роли: если снова вспомнить про синглспид, то очевидно, что усилие ног при езде несравнимо больше, чем усилие, с которым руки отодвигали назад колесо при регулировке цепи. Тем не менее, велосипед можно практически заблокировать перетянутой цепью.
Полная кинематика такого "заклинивания" мне не слишком понятна, кстати.

UPD: угол огибания звезд цепью тоже растет с увеличением количества зубьев, ухудшая эффективность.



Бред какой-то, при чем тут пружина заднего переклюка и как она пару процентов отбирает? Shocked в цепной передаче значение имеет только верхняя часть цепи, снизу по барабану, пусть даже цепь будет бесконечно незамкнута... В зацеплении участвую 1/4 окружности (в случае с 11 звездой) либо первые 4 зуба в случае 42 и более звездами(остальными можно пренебречь)...


И это я слышу от человека, развивавшего неортодоксальную теорию трения в шарикоподшипнике Smile

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
mike vulgaris (AKA mike) писал(а) Sun, 09 September 2012 23:46

И это я слышу от человека, развивавшего неортодоксальную теорию трения в шарикоподшипнике Smile


Попробуйте доказать обратное))))
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
mike vulgaris (AKA mike) писал(а) Fri, 07 September 2012 18:57

Я могу объявить, что с некоторого момента она ПОНИЖАЕТСЯ. (Это наблюдал каждый, кто отстраивал натяжение цепи на синглспидах.)
Думаю, что и с дерейлером то же самое: на больших звездах ВЕДОМАЯ (нижняя) ветвь цепи сильнее натянута его пружиной, и это натяжение отбирает пару процентов КПД.



Я сегодня поменял систему, поставил (алюминевую) звезду вперед с проставками так, чтобы чейнлайн получился практически идеальный. Вот что интересно, цепь получилось натянуть много сильнее чем на другой системе, с которой чейнлайн далеко не идеальный, и у которой есть небольшое осевое биение (и звезда стальная, подозреваю что флексит).

То есть сейчас натянута практически максимально, как смог, и все равно свободно крутится, со старой системой бы застопорилось гораздо раньше, знаю по опыту. Цепь та же, число зубов то же. Подозреваю, что если и чейнлайн и окружность/жесткость звезд впорядке, то блокировка должна происходить много позже. А если чейнлайн и окружность звед идеальные, то в теории блокировка может и не случиться.

Кажется мне, что блокировка происходит тогда, когда цепь уже максимально натянута на малой оси эллипса (если принять хреновую/бьющую звезду за эллипс) и до большой оси натяжение уже не позволяет провернуть звезду. Изменено пользователем Михаил Иткин
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас