Hello World!

repovesi

Как ездить на финских поездах с велосипедом

36 сообщений в этой теме

Описал тут. Скоро перенесу сюда, но только одно фото здесь можно, а там несколько картинок-пояснений.
index.php?t=getfile&id=94373&private=0 Изменено пользователем repovesi
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Пару дней назад имел удовольствие воспользоваться финской железной дорогой, путешествуя с велосипедом. Возможность покупки не только "человеческого", но и вело-билета на сайте Vr.fi появилась лишь некоторое время назад, и воспользоваться новшеством успело не так-то много россиян. Процесс имеет некоторые особенности, рассказываю.

UPD: Начну с того, что билеты на поезда можно купить в кассах-с-кассиршей (где они есть), в билетном автомате-тикет-машине (где она есть) и на сайте. При этом вело-билет в тикет-машине купить нельзя. Говорят, до недавнего времени вело-билет нельзя было купить и на сайте, но на сегодня такая возможность обнаружена. В кассах-с-кассиршей можно, разумеется, купить любые билеты, но на многих мелких, а потому заманчивых для велосипедиста станциях нет не только касс-с-кассиршами, но и тикет-машин (напр. Simpele) или есть только тикет-машина (Parikkala).


Покупка на сайте производится не выходя из англоязычного интерфейса (на финский переключаться не нужно). Говорят, лучше пользоваться Internet Explorer'ом, поскольку другие браузеры могут упасть. Совсем короткая ссылка такая: Shop.vr.fi/onlineshop. Например, едем с велом из Imatra в Parikkala. Картинка становится такой:
a

Предстоит выбрать один из двух delivery methods: E-mail или Pick up from VR ticket machines. В случае выбора e-mail, на него приходит два PDF-файла: Order Confirmation и собственно Ticket. Предъявлять контролёру в вагоне следует именно Ticket - можно распечатанный дома на принтере, а можно прямо на экране ноутбука. Мы же по неопытности выбрали delivery method Pick up from VR ticket machines, поскольку находились в этот момент на станции Parikkala, где такой вот автомат-тикет-машина была, а кассы с кассиром-человеком не было. Из-за чего немедленно возникла проблема - тикет-машина оказалась сломана Wink. Следует отметить, что для особо непонятливых пассажиров имеется телефонная сервис-линия, однако в отличие от аналогичной российской 8-800-7750000, финская не круглосуточная и не бесплатная: 1EUR за соединение + плата за эфирное время общения. Не укладывается в уме россиянина и тот факт, что билеты можно покупать не круглосуточно: в интервале 23:30 - 05:00 сервер продажи почему-то не производит. Отчего выбран такой большой интервал для перехода через сутки не понятно: в ОАО "РЖД" продажи закрываются лишь на 45 минут - с 03:30 до 04:15.

Итак, минут за двадцать до отправления поезда на ноутбуке включённом прямо на улице и соединённым с Internet'ом через prepaid Saunalahti мы (два велосипедиста с "конями") уплатили деньги с банковской карты одного из российских банков и получили PDF с Order Confirmation. По прибытии поезда без билета, который в сломанной тикет-машине получить было нельзя, сели в вагон. С контролёрами встретились в конце поездки: быстро объяснили им проблему (по-английски), они поняли, связались по телефону с процессинг-центром, продиктовали туда номер из Order Confirmation, подтвердили нам, что всё ОК и отстали от нас. Но в дальнейшем я уже принял решение никогда не связываться с бумажной технологией и всё оформлять только в виде PDF-файлов, демонстрируя затем их на экране.
b
Выше описана обратная поездка - из Parikkala в Joutseno. А по дороге туда мы ехали таким же поездом InterCity из Imatra в Parikkala, но билеты покупали в кассе в Imatra у живой тётушки-кассирши. Интересно, что в середине пути поезда останавливаются в Simpele, а там нет не только кассы, но и тикет-машины, поэтому два PDFa - по-видимому единственный способ сесть там.

Поезда InterCity вчерне напоминают наши Сапсаны и Аллегро и содержат крайне мало мест для велосипедов: в каждом поезде их ровно три. Места имеют номера (333, 444 и 555), и вело-билеты (равно как и билеты для человека) - номерные. Это означает, что максимальная компания велосипедистов, которая может воспользоваться одним поездом на одном участке маршрута - только трое, причём только если вело-места ещё не выкуплены другими пассажирами.

Финские платформы разбиты по всей длине на зоны, обычно их четыре - A, B, C и D. До прибытия поезда на электронном табло рисуется какую позицию займёт состав после остановки:
cd
Здесь видно, что третий вагон расположиться в зоне C, слегка ближе к зоне B. Верить ли такой электронной карте? Включите русскую соображалку!! Конечно нет Smile
По дороге туда в Imatra поезд остановился чётко как заявлено, по дороге обратно при посадке в Parikkala он проскочил вагона три, и пришлось резко "брать в педаль", чтобы долететь до нужного широкого вело-тамбура. Обманутые пассажиры-пешеходы могут не волноваться - можно сесть в любой тамбур и пройти по вагонам до своего места. А вот инвалиды-колясочники, для которых тоже приспособлен отдельный тамбур (не велосипедный, а соседний с велосипедным) вероятно, смогут и посудиться с финской ж.д. из-за небрежно поданного состава.

При движении туда и покупке билетов через кассиршу человеческие и вело-места оказались в одном вагоне, при дороге обратно из-за спешки в internet-бронировании мы согласились с первой версией, выданной сайтом, в итоге велосипеды ехали в 3ем вагоне, а мы в 7ом. Часть велорюкзаков с особо ценным грузом в этом случае приходилось снимать с "коней" и тащить по узким проходам через четыре вагона, а затем назад - не самая удобная процедура.

Вело-места же представляют из себя чудо инженерной мысли.
d

Сразу не разберёшься как вешать коня, есть специальная пиктограммка-инструкция:
e

Такой вот подпружиненный "кран" нужно с усилием тянуть вниз, чтобы в нижнем положении подцепить на него велоруль. Зато наверх он утащит весь велосипед, придав ему вертикальное положение:
f

Затем заднее (нижнее) колесо следует завести за крюк-держатель и дело в шляпе. Велосипед крепится к вело-месту замком, ключ которого высвобождается опусканием монетки в 50 евроцентов. Подобная система встречается в некоторых финских супермаркетах для разблокировки тележек для покупателя и замков автоматической камеры хранения. Эти 50 центов по окончании поездки следует не забывать в поезде.
g2

Ключ к вело-месту индивидуальный, он не подойдёт к велосипеду соседа:
h2

Но и тут русская соображалка понадобиться: ключ с номером 444 подходит к замку веломеста 333, а не к какому-либо другому Wink
i

А в общем, кататься на финских поездах одно удовольствие, хотя и не такое дешёвое. Удачных вам поездок.
Изменено пользователем repovesi
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
repovesi писал(а) Mon, 22 October 2012 01:27
При этом вело-билет в тикет-машине купить нельзя.

Это неверно. Я сам покупал билет на себя и велосипед в тикет-машинах несколько раз.

Правда, путь к этой опции неочевиден: если выбрать "дайте мне быстро билет на ближайший поезд", то купить велобилет (и вообще выбрать различные варианты) не предложат. Нужно идти в "все билеты и варианты" или что-то такое.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Спасибо. Не лениво изложенная инструкция по практическому применению. Взял на вооружение. Пока не было нужды пользовать ж/д в Финляндии. Но, возникла бы нужда, тупил бы реально дольше. Этот процесс у меня всегда не быстр. В сухом остатке: всё в мире относительно-что-то в плюсе, что-то в минусе.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Alexander Kanavin писал(а) Mon, 22 October 2012 10:14
repovesi писал(а) Mon, 22 October 2012 01:27
При этом вело-билет в тикет-машине купить нельзя.

Это неверно. Я сам покупал билет на себя и велосипед в тикет-машинах несколько раз.

Правда, путь к этой опции неочевиден: если выбрать "дайте мне быстро билет на ближайший поезд", то купить велобилет (и вообще выбрать различные варианты) не предложат. Нужно идти в "все билеты и варианты" или что-то такое.


Хм. Попробую обязательно ещё раз. Интерфейс следует использовать финский или получается достучаться до вело-билета и по-английски?
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
repovesi писал(а) Mon, 22 October 2012 01:27
Вело-места же представляют из себя чудо инженерной мысли.
d

Сразу не разберёшься как вешать коня, есть специальная пиктограммка-инструкция:
e

Такой вот подпружиненный "кран" нужно с усилием тянуть вниз, чтобы в нижнем положении подцепить на него велоруль. Зато наверх он утащит весь велосипед, придав ему вертикальное положение:
f
Ещё такие моменты:

- эти крюки цепляют за руль пластмассовой частью. Но всё-таки за карбоновый руль я бы ими цеплять не стал, жалко как-то. Так что надо чего-то придумывать для смягчения.

- если на руле стоит крепление для Ортлибовской сумки, то крючки не надеваются вообще. Я, когда попал в такую ситуацию, прицепил за багажник.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Можно вообще не цеплять за крюки на пружинах, а просто оставить велосипед в горизонтальном положении, зацепив переднее колесо за крюк в глубине, на который положено вешать заднее колесо. При этом вел конечно выступает в проход, но не смертельно.

Вообще эти девайсы наглядно показывают насколько в VR не хотят видеть велосипедистов в поездах - сделано все, чтобы велосипед занимал минимально возможную площадь.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Alexander Kanavin писал(а) Tue, 27 November 2012 14:09
Вообще эти девайсы наглядно показывают насколько в VR не хотят видеть велосипедистов в поездах - сделано все, чтобы велосипед занимал минимально возможную площадь.
Ну, чтобы велосипед занимал минимально возможную площадь - это совершенно естественно, кому же надо чтобы занимал места больше, чем надо.
Но что в нынешнюю бизнес-модель VR велосипедисты плохо вписываются, это правда Sad
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
repovesi писал(а) Mon, 22 October 2012 02:27

Поезда InterCity вчерне напоминают наши Сапсаны и Аллегро и содержат крайне мало мест для велосипедов: в каждом поезде их ровно три. Места имеют номера (333, 444 и 555), и вело-билеты (равно как и билеты для человека) - номерные. Это означает, что максимальная компания велосипедистов, которая может воспользоваться одним поездом на одном участке маршрута - только трое, причём только если вело-места ещё не выкуплены другими пассажирами.

Позапрошлым летом тоже пользовались поездом между Хельсинки и Турку (из-за поломки велосипеда, да еще и в субботу, выбились из графика путешествия на два дня, а на паром нужно было успеть в срок). Велосипедов было именно 3. Купили билеты; пристегнули велосипеды, как на фотографии; спокойно сели в детское купе (с нами был ребенок); порадовались, как хорошо вписались. Когда выходили в Турку удивились: рядом с нашими примостилась еще пара непристегнутых. Как они туда попали - не знаю. Сомневаюсь, что финские велосипедисты смогли дать проводнику "на лапу". Вряд-ли в кассе не было информации, что все веломеста уже заняты. Так что остается удивление, и надежда, что можно разместиться и компанией из более чем 3-х велосипедистов. Знать бы как...
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
LeoGreen писал(а) Wed, 03 July 2013 20:04
Когда выходили в Турку удивились: рядом с нашими примостилась еще пара непристегнутых. Как они туда попали - не знаю.


Хм... Если б я такую картину увидал, не преминул бы обсудить её с проводником по-английски. Всё-таки это довольно ценное знание: в моей группе, обычно, как раз 4 человека (это хорошее число и для купе, и для каюты, и легковушка, и аренда такси).
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
repovesi писал(а) Wed, 03 July 2013 20:58
LeoGreen писал(а) Wed, 03 July 2013 20:04
Когда выходили в Турку удивились: рядом с нашими примостилась еще пара непристегнутых. Как они туда попали - не знаю.


Хм... Если б я такую картину увидал, не преминул бы обсудить её с проводником по-английски. Всё-таки это довольно ценное знание: в моей группе, обычно, как раз 4 человека (это хорошее число и для купе, и для каюты, и легковушка, и аренда такси).


Я думаю, что садиться в вагон вчетвером имея на руках три билета на велосипед это нормально, если велосипед никому не будет мешать. Недостающий билет на велосипед можно купить у проводника.


Был свидетелем как прошлым летом в такой поезд в Париккале одновременно с мной села группа человек в десять из Москвы. У меня были билеты, купленные в зелёном автомате. Разобравшись, что велокрючки номерные попросил освободить мне законное место, хорошо другого багажа с собой не было. Москвичи же расположились по двум вагонам как попало расставив сумки и велосипеды.

Проводник продал вновь севшим билеты. При мне он вслух не возмущался, но вряд ли он был рад таким пассжирам. Было стыдно за сограждан.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Кстати, если кому интересно, пришло письмо на почту, что теперь билет на вел стоит 5 евро вместо 9. Только не поняла, это для зарегистрированных в Veturi или для всех.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Это для всех. Во всяком случае, такая цена выдается в интернет-магазине vr.fi без какой-либо регистрации.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Дополнение от сегодняшнего дня:

Подвернулся случай проверить на личном опыте, можно ли получить билет одновременно по электронной почте и при случае распечатать его в билетном автомате. Опыт показал, что невозможно.

Я купил билет на сайте vr.fi, получил его в электронном виде по почте. Сегодня, прибыв на вокзал в Лаппеэнранте, я попробовал получить этот же билет в бумажном виде в билетном автомате. Необходимость такого поступка была вызвана тем, что когда я добрался до вокзала Лаппеэнранты, батарея в моём ноутбуке уже окончательно села, что ставило под сомнения возможность демонстрации билета кондуктору на экране ноутбука.

Я попробовал ввести в билетном автомате номер моего заказа. Информацию о заказе автомат вывел корректно. Но печатать билет отказался, сообщив мне, что билет я уже получил.

Пришлось садиться в поезд с севшим ноутбуком и разбираться уже в вагоне.

Сев в вагон я обнаружил, что моё веломесто в под номером 444 в вагоне номер 3, на которое я купил билет, уже кем-то занято. Заняты были все три веломеста. Некоторое время я стоял в недоумении. Потом подошел кондуктор, и сказал, что веломеста есть ещё в шестом вагоне.

Я специально брал место в 3-й вагон, чтобы ехать рядом со своим велосипедом. Но в итоге мне пришлось бежать по платформе в 6-й вагон, ставить велосипед там, а потом возвращаться по составу в 3-й вагон на своё сидячее место. В 6-м вагоне было одно свободное веломесто, видимо, проданное тому, кто занял моё.

Пока я бегал по вагонам и устанавливал свой велосипед, кондуктор ушел куда-то в начало состава. К тому времени когда он вернулся, я уже успел подключить свой ноутбук к розетке в вагоне, поставить батарею на зарядку, и показать свой билет на экране ноутбука. Убедился, что такая возможность работает.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
А что - получается нет возможности заставить освободить СВОЕ веломесто? Или все-таки место на вел идет без номера - и не докажешь, что именно ты сам купил это место, а "их здесь не стояло"? Вообще-то носиться по платформам на коротких остановках - развлекуха та еще. Да и если едешь груженым вообще-то это - очень плохой вариант. Это же нужно сначала снять велорюкзак, оставив его на своем "сидячем" месте, потом отогнать вел в другой вагон, прикрепить его там, потом вернуться на свое место. Какое-то время велорюкзак остается полностью без присмотра. Нормально так вообще-то... Shocked
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
MaryT писал(а) Tue, 16 July 2013 11:41
А что - получается нет возможности заставить освободить СВОЕ веломесто? Или все-таки место на вел идет без номера - и не докажешь, что именно ты сам купил это место, а "их здесь не стояло"? Вообще-то носиться по платформам на коротких остановках - развлекуха та еще. Да и если едешь груженым вообще-то это - очень плохой вариант. Это же нужно сначала снять велорюкзак, оставив его на своем "сидячем" месте, потом отогнать вел в другой вагон, прикрепить его там, потом вернуться на свое место. Какое-то время велорюкзак остается полностью без присмотра. Нормально так вообще-то... Shocked


В моём случае примерно так всё и было. Велорюкзак пришлось оставить в тамбуре, бежать с велосипедом в шестой вагон, потом по составу идти обратно в третий вагон и забирать свой велорюкзак.

А какие были альтернативы? Бегать по вагонам и разыскивать велосипедиста, занявшего моё место, потом убеждать его переставить велосипед? Он запер велокрепление на ключ, ключ унёс с собой, и в каком вагоне его искать? Боюсь, что это было бы ещё сложнее.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Ну нормально, а? Приходи кто хочешь, бери, что хочешь.
Получается, что контролеры не проверяют, что велосипедисты прикрепляют велы не на свое место? Но на самом деле место для вела покупается весьма конкретное и это вполне можно было бы проверять точно также, как и место человека? Так?
А кто там у нас умеет жалобы писать? Может самое время? Embarassed А то так можно и опоздать на поезд, носясь между вагонами (в самом худшем случае оставив при этом в уходящем поезде вещи). Или можно лишиться всех своих вещей, пока носишься пристегивать вел.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
kvbkvb писал(а) Mon, 15 July 2013 19:46
Заняты были все три веломеста. Некоторое время я стоял в недоумении. Потом подошел кондуктор, и сказал, что веломеста есть ещё в шестом вагоне.
Это получается, что в некоторых IC имеется 6 веломест?
А можно узнать заранее, в каких именно? А купить на сайте vr.fi >3 велобилетов на такие поезда?

Меня волнует та же проблема, что и repovesi - как провести в IC >3 велосипедов.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
inFant писал(а) Tue, 16 July 2013 19:06
Это получается, что в некоторых IC имеется 6 веломест?


Да, в некоторых поездах может быть два вагона с веломестами.

inFant писал(а) Tue, 16 July 2013 19:06
А можно узнать заранее, в каких именно? А купить на сайте vr.fi >3 велобилетов на такие поезда?


Можно. Надо начать процесс покупки билета на нужный поезд. Когда дело дойдёт до выбора мест там внизу есть поле с выпадающим списком, в котором можно выбрать количество велосипедов. Если в этом списке самая большая цифра больше 3 - значит в поезде два веловагона.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Я так понимаю, что просто поезд был сцепленный из двух составов. Поэтому в нем было 6 мест. Или я не прав?
Боязнь за свой велорюкзак в поезде в Финляндии крайне странна. кому он там нужен? Броис на багажную полку и забыл о нем на все время путешествия. Мы еще оставляли на местах для инвалидов. Тут, правда, надо следить, чтобы инвалидов не было.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
lavrik писал(а) Tue, 16 July 2013 21:55
Я так понимаю, что просто поезд был сцепленный из двух составов. Поэтому в нем было 6 мест. Или я не прав?


Междугородние поезда, в которых есть веломеста - это не моторвагонный состав типа "Пендолино" или "Аллегро". Это локомотив с вагонами. Они могут формироваться достаточно свободно из произвольного количества разнородных вагонов, и говорить там о двух сцепленных составах бессмысленно.

Два вагона с веломестами были вагонами совершенно разного типа. Вагон №3, в который я купил билет, был двухэтажный вагон с вертикальными креплениями для велосипедов, вроде тех, что показаны в начале этой темы. Вагон №6, в который меня послал кондуктор, был одноэтажным вагоном. И веломеста там располагались в отдельном купе в конце вагона. При этом велосипеды ставились горизонтально.

index.php?t=getfile&id=107276&private=0 Изменено пользователем kvbkvb
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас