Опубликовано: 5 марта 2017 г. (изменено) Клуб ВелоПитер подвёл итоги анализа велосипедных ДТП за 2016 год. Источник анализа – карточки официально зарегистрированных ДТП с пострадавшими велосипедистами по данным сайта ГИБДД (stat.gibdd.ru). Данные карточек не являются окончательной информацией: в ходе разбора дел виновность, вменяемые нарушения и прочие параметры ДТП могли меняться.Анализ велоДТП 2015 года: vk.com/topic-2742_34238034Пост в группе: vk.com/wall-2742_7949 1. Общие данныеЗа 2016 год в Санкт-Петербурге зарегистрировано 247 велоДТП с пострадавшими. В них пострадало 248 человек, в том числе четверо велосипедистов погибли. По сравнению с 2015 годом (346 велоДТП) наблюдается падение количества велоДТП почти на треть, показатели вернулись на уровень 2010-12 годов (в среднем 250 в год). При этом количество смертельных ДТП удвоилось (в 2015 году таких было два), но отстаёт от данных 2010-12 годов (в среднем семь за год). 2. Месяцы и сезоныНа количество велоДТП, как и на количество велосипедных поездок в целом, оказывает влияние погода. Если в 2010-12 и в 2015 годах пиковыми по числу велоДТП становились летние месяцы, то в 2016 в связи с большим количеством осадков в тёплый сезон интенсивность велопоездок летом снизилась. Наибольшее число велоДТП произошло в мае – 49 (20% от всех велоДТП года).По тем же причинам прошедший год отличается от предыдущих и распределением ДТП между сезонами: доля весенних ДТП в нём выше, а летних – чуть ниже. Примечательно, что в отличие от последних шести лет, велоДТП в 2016 году происходили ежемесячно, включая зимний период – минимум по 2 ДТП в месяц.Динамика велоДТП по месяцам года и по сезонам представлена на графике ниже. Значительнее всего количество ДТП сократилось осенью, меньше всего - весной. 3. Сутки74% велоДТП 2015 года произошли в рабочие дни. Заметных изменений по этому параметру по сравнению с прошлыми годами не произошло.В выходные дни 80% всех ДТП случалось днём и вечером (поровну), а 20% – утром и ночью. В рабочие дни по 36% ДТП приходилось на день и вечер, ещё четверть – на утро. Такая структура объясняется использованием велосипеда в качестве транспорта для поездок на работу, учёбу.Распределение велоДТП по дням недели осталось равномерным, как и год назад. Четверг сохранил статус наиболее опасного дня (16% всех ДТП), а воскресенье – статус наиболее спокойного.Согласно статистике велоДТП, самый трудный период дня, как в будни, так и в выходные – около 6 часов вечера. За три вечерних часа происходит более четверти всех ДТП. Также много ДТП случается по дороге на работу / учёбу – в будни с 8 до 9 утра. А сразу после наступает наиболее безопасный промежуток (если не считать ночь).На графиках ниже - количество ДТП по будням/выходным, а также по времени суток. 4. ГеографияНаиболее сложные для велосипедистов районы с точки зрения количества велоДТП – Приморский, Выборгский и Московский. Это крупные районы периферии со значительным населением (в сумме – более четверти населения города) и серьёзным автотрафиком. Однако если первые два – бессменные участники топ-3 по количеству велоДТП, то Московский район, несмотря на схожие параметры, за последние пять лет только однажды попал в топ-10. Другие густонаселённые районы Петербурга – Невский и Калининский – замкнули пятёрку и десятку по количеству велоДТП в 2016 году. В топ-10 также попали сравнительно небольшие районы центра: Адмиралтейский и Центральный, при этом в прошлом году Центральный занимал второе место.Чтобы изолировать анализ от фактора размера района по населению, а также фактора его площади, мы определили количество велоДТП в расчёте на 100 тыс. жителей района и в расчёте на квадратный километр территории района. В первом случае лидером стали Адмиралтейский, Центральный и Московский районы. Попавшие год назад в топ-5 Василеостровский и Петроградский снизили в 2-3 раза количество велоДТП на население. По второму показателю лидеры остались прежними – небольшие районы центра с мощным трафиком: Адмиралтейский, Центральный и Василеостровский районы.В 2016 году велосипедные ДТП Петербурга составили 4% всех зарегистрированных ДТП города (в России – около 3%). Этот показатель снизился по сравнению с прошлым годом (4,8% в 2015). При этом доля велоДТП заметно отличается по районам: в Адмиралтейском она держится на уровне 7%, в отдалённых Курортном, Пушкинском и Петродворцовом не превышает 3%.Карта велосипедных ДТП 2015-2016 находится по ссылке: https://goo.gl/clWvc3. 5. Условия и нарушения Ниже представлены основные тезисы, касающиеся аналитики по условиям ДТП, нарушениям и виновникам. 1) Перегоны Треть всех велосипедных ДТП Петербурга 2016 года случилась на перегонах, то есть вне каких-либо дорожных сооружений. Виновность в таких ДТП распределялась примерно поровну между водителями и велосипедистами, год назад водители становились виновниками чаще. 2) Зебра Каждое четвёртое велоДТП произошло на пешеходном переходе (в зоне перекрёстка или вне его). На регулируемых переходах велоДТП случаются в 2,5 раза чаще, чем на переходах без светофора. В 70% таких ДТП виновником признаётся велосипедист, ещё в 15% ответственность разделяют оба участника. Несмотря на такой перевес, год назад ситуация была ещё менее выгодной для велосипедистов. 3) Перекрёсток Каждое четвёртое велоДТП произошло на перекрёстке, в том числе 58% из них – на переходе в зоне перекрёстка. Соотношение велоДТП на регулируемых и нерегулируемых перекрёстках примерно такое же, как и на зебрах. Велосипедист признавался виновником таких ДТП в 51% случаев, а водитель – в 40%. При этом в случае ДТП на нерегулируемом перекрёстке виновником чаще оказывался водитель. 4) Тротуары, дворы и выезды из них Каждое четвёртое велоДТП произошло на выезде с прилегающей (14%), на внутридворовой территории (10%) или тротуаре (6%). В таких велоДТП вина, как правило, приписывалась водителю (в среднем в 76%, в зависимости от места ДТП), причём в этом году – чаще, чем в прошлом. Наиболее распространённым нарушением водителей в велоДТП в 2016 году стало несоблюдение очередности проезда (около половины всех велоДТП), а среди велосипедистов – естественно, пересечение пешеходного перехода верхом (треть всех зарегистрированных нарушений). 6. Детские ДТП ДТП с участием детей, как и год назад, составили около 15% всех велоДТП. Примерно половина из них произошла по причинам неосторожности самих детей. В основном происшествия с детьми случались на внутридворовой территории, на выезде из неё, а также на пешеходных переходах. Изменено 5 марта 2017 г. пользователем ForceMajor 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 марта 2017 г. На этом краткий анализ велосипедных ДТП за 2016 год завершён. Желаем всем читателям и их близким никогда не попасть в эту статистику. А в заключение – пара интересных фактов. 1. Согласно статистике по Санкт-Петербургу за 2016 год, если велосипедист получает травмы в ДТП, шанс того, что эти травмы окажутся смертельными, равен 1:62. Аналогичное соотношение для водителей – 1:32, для попавших в ДТП пешеходов – 1:20. Следовательно, вероятность скончаться от полученных в ДТП травм у велосипедиста вдвое ниже, чем у водителя, и втрое – чем у пешехода. На графике ниже – процент пострадавших, получивших смертельные травмы по категориям участников дорожного движения. 2. За весь 2016 год в велосипедных ДТП Петербурга получили травмы вдвое меньше человек, чем этой зимой пострадало от катания на ватрушках. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 марта 2017 г. Спасибо, очень познавательно ! И очень реально с тем, что происходит на дороге... 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 марта 2017 г. ForceMajor сказал(а) 11 час назад: [...] Следовательно, вероятность скончаться от полученных в ДТП травм у велосипедиста вдвое ниже, чем у водителя [...] Изумительный вывод! Надо только добавить, что вероятность получить травмы в ДТП намного выше. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 марта 2017 г. Интересно, с чего вдруг в 2016 стало меньше вело-ДТП, чем в 2015? Велосипедисты стали лучше соблюдать правила? Водители стали привыкать к наличию велосипедистов на дорогах? Или ещё что? 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 марта 2017 г. Хочется верить и в то, и в то одновременно 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 марта 2017 г. Hellwarrior сказал(а) 10 часов назад: Интересно, с чего вдруг в 2016 стало меньше вело-ДТП, чем в 2015? Велосипедисты стали лучше соблюдать правила? Водители стали привыкать к наличию велосипедистов на дорогах? Или ещё что? Скорее всего, погода. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 марта 2017 г. Hellwarrior сказал(а) 9 часов назад: Интересно, с чего вдруг в 2016 стало меньше вело-ДТП, чем в 2015? Велосипедисты стали лучше соблюдать правила? Водители стали привыкать к наличию велосипедистов на дорогах? Или ещё что? Увы, но это не так. Лето 2016 года выдалось дождливым и мягко говоря прохладным, в этом плане самым запоминающимся месяцем был июбрь — когда с 4 по 16 число максимальная дневная температура колебалась между +10..15°C, вместо комфортных летних 20..25. Точно такая-же картина наблюдается для других погодно зависимых учстников движения, у мотоциклистов в прошлом году было более чем двухкратное улучшение статистики по смертности, в основном за счет тех месяцев, что обычно собирают самую большую жатву, но в этот раз выдались холодными. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 марта 2017 г. Hellwarrior сказал(а) 11 час назад: Интересно, с чего вдруг в 2016 стало меньше вело-ДТП, чем в 2015? Велосипедисты стали лучше соблюдать правила? Водители стали привыкать к наличию велосипедистов на дорогах? Или ещё что? Странно, в 2016 по моим ощущениям было наибольшее количество острых моментов и наиболее опасных, чем в предыдущие годы. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 марта 2017 г. (изменено) Добавлю своих размышлений. Didin сказал(а) 1 час назад: Увы, но это не так. Лето 2016 года выдалось дождливым и мягко говоря прохладным 2016 год отличился в первую очередь не температурой, а осадками: если весной было ещё более-менее, то лето 2016 стало самым дождливым за историю наблюдений. Приложил сравнение прогнозов температуры с сайта windguru, сделанного в рамках годовых отчётов PIN-Mix, поэтому учитывает среднюю погоду ночей с ПТ на СБ, но общую тенденцию показывает. Обилие осадков именно летом подтверждается и тем что снижение числа велоДТП летом более значительное, чем весной, например. Осень весна в этом году были не очень сухими, ездить было некомфортно. Didin сказал(а) 1 час назад: Точно такая-же картина наблюдается для других погодно зависимых учстников движения, у мотоциклистов в прошлом году было более чем двухкратное улучшение статистики по смертности Всё-таки смертельных случаев слишком мало, чтобы на них опираться, - лучше на общее количество ДТП. И оно действительно снизилось в 2016 году. Но вопрос, связано ли это с погодой, ведь в Питере снизилось и число ДТП с участием авто. По РФ тоже снизилось, но не так заметно, тогда как по Питеру сползли все показатели (см.таблицу по категориям пострадавших) по РФ и СПб). Можно задаться вопросом, корректны ли данные по СПб. Но цифры гладкие - никаких провалов в статистике нет, всё ровненько. Может, изменился порядок регистрации или что-то в этом роде? С другой стороны, 250 велоДТП - это вполне себе адекватные цифры, такие же, как в 2010-12 годах. Изменено 7 марта 2017 г. пользователем ForceMajor 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 марта 2017 г. ForceMajor сказал(а) 1 час назад: Но вопрос, связано ли это с погодой, ведь в Питере снизилось и число ДТП с участием авто. Ничего удивительного: когда лобовое стекло заливает водой, а под колёсами того и гляди возникнут условия для аквапланирования, как-то не хочется тапку в пол. Даже заслуженные мудаки в дождь водят аккуратнее. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 марта 2017 г. Дрон сказал(а) 2 часа назад: Странно, в 2016 по моим ощущениям было наибольшее количество острых моментов и наиболее опасных, чем в предыдущие годы. Ну дык велосипедистов стало меньше в 2 раза, допустим, ДТП стало меньше в полтора раза. Т.е. на одного велосипедиста стало больше ДТП. Почему число ДТП уменьшилось не пропорционально числу велосипедистов? А потому что чем меньше велосипедистов, тем меньше водители на них адекватно реагируют. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах