Путешествие из Петербурга в Москву
на велосипеде... по льду водной системы. 

 

Карта пройденных участков | Пройденные этапы | Участники | Форум | Видео

Красиво по берегам озер и рек! И эту красоту может видеть совсем не только человек, который занимается водными видами спорта, или отправляется в круиз на теплоходе. Зимой, когда озера, реки и каналы покрываются льдом, они становятся доступны... для велосипедистов! Да, это так: по льду вполне можно ездить на велосипеде, особенно если он на шипованной резине. 

Проект из Петербурга в Москву стартовал зимой 2015 года. Группа петербургских велосипедистов едет из Северной столицы в Восточную по рекам и озерам. Цель — проехать весь маршрут от Петербурга до Москвы, а также от Белого моря до Волго-Балта. Проект рассчитан на несколько лет и проходится частями — эпизодами. 

Путь от Петербурга идет так: по реке Неве, Ладожскому Озеру, реке Свирь, далее Онежскому озеру, вверх по Волго-Балтийскому каналу до Белого озера, далее на реку Шексну, Рыбинское водохранилище, на Волгу до Дубны, и на канал имени Москвы до нашей столицы. Полная протяженность 1420 км. Северная ветка идет от Беломорска, по Беломорско-Балтийскому каналу до Онежского озера, и далее до смычки с Балтийской водной системой в Вознесенье. Протяженность 478 км. 

Руководит проектом Илья Гуревич. 

Ездить по льду рек — занятие непростое. Ледовая обстановка бывает довольно сложной. Тем интереснее движение. Нужно не только проехать по льдам, но и сделать это безопасно. Главные препятствия на пути, это промоины, трещины во льдах, и, конечно, наш знаменитый снег. Лед рек коварен. Где-то бьют ключи, где-то идет сброс теплых вод в городах. Это все влияет на толщину льда. Лед не дорога. Надо иметь средства спасения, быть готовым оказать помощь как самому себе, так и товарищам. Впрочем, костяк команды составляют люди, которые со льдами знакомы давно. Мы дважды ездили по льдам Северного Ледовитого Океана в 2007 и 2013 году, по льдам Байкала, озера Ильмень, Ладоги, Белого моря, Балтийского моря, Онежского озера, озеру Хубсугул (Монголия) и десятков других озер, морей и рек. Зачем же нужен этот риск? 

Ездить по льду очень красиво. Солнце блестит, воздух чистый, снег белый! Города и деревни всегда своим фасадом повернуты к реке. Да, вы выезжаете на девственно чистом велосипеде на лед, и на таком же чистом велосипеде со льда возвращаетесь. А на дорогах у нас как? Самая красота России открывается тем, кто смотрит на нее с воды. Кроме этого, задача пройти на велосипедах реку намного сложнее, чем проехать по асфальтированной дороге. Надо подобрать правильные даты, чтобы лед был крепким и не находился под слоем снега. Ехать надо объезжая трещины, торосы, полыньи. Вы спросите, «купались» ли мы? Да, мы проводим вело-ледовые тренировки, плаваем во льдах (иногда не по доброй воле) и ответственно подходим к сохранению своей жизни и бюджета спасателей.

Карта пройденных участков маршрута.

Хотите участвовать?
Анонсы и приглашения публикуются на ледовом форуме ВелоПитера >>>

Принимавшие участие в проекте (3 и более этапов):

Илья Гуревич

Михаил Каменцев

Дмитрий Кимбер

Николай Савчук

Алексей Буров

Александр Кутищев

Антон Петров

Влад Васильев

Пройденные этапы.

Путешествие из Петербурга в Москву 
на велосипеде... по льду водной системы. ВелоПитер

17 этап. 23-24 марта 2019 года.

Река Свирь. Прошли самый глухой участок реки Свирь от базы Ровское вверх почти до Вязострова, и вниз до Плотично. Этап был сложный, лед - последний, два участника проваливались под лед. Посмотрели очень крсивые места. Река Свирь тут течет в высоких берегах. Это очень красиво. Ивенский разлив стоял надежно, а вот на реке бывало сложно

16 этап. 16-17 марта 2019 года.

На этап около Москвы мы летали из Петербурга самолетом. Шереметьево удачно построено рядом с водными путями. Прилетели в аэропорт, разобрали велосипеды и поехали по системе водохранилищ и каналу имени Москвы на север. Лед был на водохранилищах идеальный, а на канале - проблемный. Канал объезжали то по берегу, то по дороге. Хороший лед на канале был только от Икши до Морозков, где этап завершился. На следующий день прошли кусок Иваньковского водохранилища от Дубны до Конаково, и убыли на электричке в аэропорт.

Узнав из соц. сетей о нашем проекте, в Дубне к нам приехала телевизионная компания, которая сняла первый репортаж о нашем путешествии из Петербурга в Москву по льду водных систем.

15 этап. 5-8 апреля 2018 года.

Весна была поздняя, и мы выехали в район Шекснинского водохранилища проходить очередные этапы в апреле. Водохранилище было непроходимо, так как покрыто снегом. А вот Шексну мы прошли частично от Топорни до Попово. Начали проходить канал Александра Виртембергского - это часть водной системы, которая соединяет Волго-Балтийский путь с Северной Двиной. И прошли участок около Белозерска по Белозерскому каналу от Шексны до центра этого города.

Эти места, видимо, одни из самых красивых на пути по воде из Петербурга в Москву. Берега высокие. Много церквей и жемчужина на Шексне - Горицкий монастырь.

Путешествие из Петербурга в Москву 
на велосипеде... по льду водной системы. ВелоПитер

14 этап. Лодейное Поле - Свирьстрой. 12.03.2017 года.

Красивый этап, 18 км. Свирь течет тут сначала мимо города Лодейное Поле, затем по красивым местам. Свирь петляет, и довольно красива. Северный берег пологий, а южный - высокий. Это довольно красиво. Надо быть внимательным на быстринах, так как после Свирской ГЭС лед может быть не слишком толстым.

13 Этап. Новая Ладога - Кобона. 14-15.01.2017.

Путешествие из Петербурга в Москву 
на велосипеде... по льду водной системы. ВелоПитер

Один из самых, вероятно, интересных этапов на всем водном пути. Начинается в Новой Ладоге, там, где Волхов впадает в Ладожское озеро. Здесь зимуют корабли. Здесь есть памятники Ладожской Флотилии. По берегам радуют глаз церкви Новой Ладоги. Двигаемся по каналам на запад. Из достопримечательностей - деревня Дубно. Здесь руины церкви, а также гидротехнические сооружения на Староладожском канале. Интересный объект. В деревне Лигово заночевали. И далее по каналам добрались до Кобоны. В Кобоне музей Дороги Жизни, церковь, гостиница, магазины. Памятники в Кобоне интересные: недавно установили полуторку, которую подняли со дна, а также... треть паровоза!

Этап 12. Устье Ояти - Вороново 7.01.2017. -29. 38 км

Путешествие из Петербурга в Москву 
на велосипеде... по льду водной системы. ВелоПитер

Этот этап идет сначала по Свири от Ояти до поселка Свирица. Там необходимо повернуть в Новолдадожский канал, по которому мы двигались до Вороново. Тоже красивый этап, так как с канала видны несколько деревень, во льдах зимуют кораблики. Лед хороший, видимо течение слабое. в Загубье, Свирице и в Вороново есть магазины.

На фото Створный знак Новоладожского канала у Свирицы

Путешествие из Петербурга в Москву 
на велосипеде... по льду водной системы. ВелоПитер

Этап 11. Лодейное Поле - устье реки Оять 6.01.2017. 50 км.

Это один из самых красивых этапов пути. Свирь здесь течет в естественном русле. С севера находится Свирский заповедник, выход в который с реки запрещен.

Места малолюдные, река петляет, образует острова. Очень красиво.

В низовьях Свири, там где в нее впадает Оять, встречаются натуральные торосы. На ночлег остановились на турбазе Корелка.

Этап 10. Мятусово - Подпорожье 5.01.2017. -25. 16 км.

На самом деле это половина задуманного этапа. На лед удалось выйти лишь около 15 часов, так как утром не завелась машина, на которой мы должны были подкинутся к началу этапа в Плотично. На этом этапе лед хороший, промоин почти нет, так как течение не сильное из-за плотины. Финишировали у северного края плотины уже в глубоких сумерках.

Этап 9. Свирьстрой - Мандроги - Кезоручей 4.01.2017. -27 градусов. 40 км

Путешествие из Петербурга в Москву 
на велосипеде... по льду водной системы. ВелоПитер

Этап начался в Свирьстрое выше ГЭС. Стартовали около дома Культуры. Река здесь красивая, лед хороший, так как течения нет. Главная достопримечательность на пути - Мандроги, туристская деревня. Там есть кафе, но ценник жуткий. Выше Мандрог ледовая обстановка ухудшается, так как на реке появляется течение. Появляются участки открытой воды, но береговой припай позволяет ехать везде. Чуть ниже Кезоручья пришлось выйти на берег, так как стемнело, а количество промоин тут довольно велико. Река петляет.

Этап 8. Сясьстрой — Вороново 25.12.2016 года. 40 км всего (17 генерального курса).

Этап начался в Сясьстрое при температуре +3 градуса. На льду было много воды. Попытка пройти по Ладоге не удалась, так как мы уперлись в открытую воду. Пошли по Новоладожскому каналу, примерно через 10 км свернули на лед Ладоги и добрались до Вороново по льду озера. Назад возвращались по Староладожскому каналу, затем перешли на Новоладожский, так как на нем меньше снега и были снегоходные колеи. В Этапе принимали участие: Илья Гуревич, Михаил Каменцев, Александр Кутищев, Антон Петров, Алексей Савватеев, Ольга Гапонова, Владислав Васильев, Николай Савчук и Кристина Тарасова.

Путешествие из Петербурга в Москву 
на велосипеде... по льду водной системы. ВелоПитер

Этап 7. Череповец — Мякса. 27 марта 2016. (42 км).

Озерный этап, который идет по льду Рыбинского водохранилища. От Череповца вышли вдоль южного берега Шексны, далее вдоль восточного берега Рыбинского водохранилища. Снега было мало, лед прочный, и к 14-15 этап был преодолен. Основными препятствиями были трещины во льду, несколько промоин, которые успешно объехали. Местные жители в этих краях много ездят по льду, обычно с восточного берега на западный, где нет дорог, но, видимо, есть рыба. Следов снегоходов на льду очень много.

Путешествие из Петербурга в Москву 
на велосипеде... по льду водной системы. ВелоПитер

Этап 6. Череповец — Шексна. 26 марта 2016. (50 км).

Это речной этап, хотя Шексна, видимо, немного подпружена Рыбинским водохранилищем. И, тем не менее, это река, она течет. Ехать приходилось часто вдоль открытой воды, но берегового припая вполне хватало. На воде уже плавали лодки, воздух прогревался до плюс 7 градусов. Лед трещал громко и отчетливо. Но тем не менее, стартовав в Череповце мы вышли на берег перед железнодорожным мостом в Шексне.

Этап 5. Немятово — Сясьстрой. (24 км).

Двойное прохождение! Что значит двойное? Из Немятово мы вышли по льду Ладожского озера и доехали до Сясьстроя по озеру. Затем вернулись в Немятово по льду канала. Получается, что прошли участок два раза. Состояние льда было близко к идеальному.

Этап 4. Вытегра — Аненский мост. 7 марта 2015 года.

Этот интересный маршрут проходит по системе каналов и озер к югу от Вытегры. Основные препятствия — это шлюзы, которые надо обходить по лесам. Обходить шлюз по лесам совсем не то, что ехать по льду. Кроме этого, на некоторых участках маршрута, в частности перед самим Анненским мостом, есть течение, и большие полыньи, которые также приходилось обходить по берегу. Стартовали в Вытегре от памятника подводной лодке. Да, небольшие подводные лодки могут проходить этим водным путем.

Этап 3. Вытегра — Онежское озеро. 8 марта 2016 года.

Фото отчет. Этот эпизод придется, видимо, повторять. Лед был похож на сыр Маасдам с большими промоинами. Стартовали от северной окраины Вытегры (в самой Вытегре льда нет), и двигались вниз. Состояние льда ухудшалось с каждым километром. Наконец, двигаться по льду стало практически невозможно, и мы повернули назад. Придется возвращаться в эти края!

Путешествие из Петербурга в Москву 
на велосипеде... по льду водной системы. ВелоПитер

Этап 2. Вознесенье — Палтога. 9 марта 2014 года. (52 км).

В районе Вознесенья есть незамерзающая полынья. Но дальше дело пошло веселее. Лед был хорошим, погода отличной. Таким образом удалось доехать до протоки в озеро Кобылье. Продолжили движение дальше, и тут оказалось, что лед поломан. Около километра пришлось обходить по берегу. Затем вышли на ледовые поля и поехали через небольшую губу на Ежины. Последние несколько сот метров ехали по битым льдам, которые были, однако, довольно крупными. Они играли под велосипедами, но ехать было возможно.

Этап 1. Разорванное кольцо — Кобона. 32 км.

Пройден несколько раз, стал классикой. Лучшие фото тут. Этот маршрут также известен в истории как «Дорога Жизни» - ледовая переправа, которая работала во время блокады Ленинграда. Машины шли по льду Ладоги от Кобоны до Коккорево.


Видео

Велосипед и Пароход. Балтийское море 2014.

По льду Беломорканала.

Вело-Волго-Балтийский ледово-велосипедный путь.

Из Сегежи по Выгозеру