"Водный поход". Декабрь 2002 года 11-14 число.

Ильмень - Пельмень и Валдай - Шмалдай.

Ат чего, дарагой у вас все говорят, не просто "шашлык", а "шашлык-машлык"?
А культур-мультур не хватает!

В самом деле, хорошо, когда в походе не только один голый спорт-шморт, но и что-то для души-муши остается! Вот и поехали мы на Валдай-Шмалдай прокатиться на байках по заснеженным просторам, да посетить Иверский монастырь и церковь Николы на Липне с целью знакомства с их архитектурой. Пусть наш культур-мультур тоже растет!

Добираться на озеро Валдай - дело тяжелое. Удобнее всего ехать до села Окуловка (двумя электричками: до Малой Вишеры, там пересадка до Окуловки), а далее по довольно живописной дороге до Валдая. Что тяжелого? Электрички (или поезда) отнимают 4,5 часа - ночью поедешь не выспишься, днем поедешь - пол дня протратишь. А в декабре каждый световой час дорог! Решили мы выехать накануне вечером электричкой 20-20 до Малой Вишеры, заночевать там в отеле "Хилтон", а утром на 6-25 сесть на первую электричку до Окуловки. Так и поступили. В Вишеру приехали поздно, пока заселились, пока "туда - сюда", утром - подъем ни свет ни заря. В общем, когда мы за час до рассвета прибыли в Окуловку, нас всех плющило, колбасило, выворачивало, скручивало и подкидывало. Ехать в таком состоянии было невозможно, и мы затарились в кафе. Начался кошмарный снегопад.

Рассвело, и мы выехали по дороге ведущей через села Пузырево и Ужин на Валдай. С каждой минутой количество снега увеличивалось. Вот он уже полностью скрывает покрышки. Теперь его еще больше. А скорость все падает! Падаем и мы сами. За селом Сковородка начинается плохой участок дороги. Даже под слоем снега чувствуется, что покрытие здесь не фонтан. Кроме того, все-таки к Валдаю дело, идут постоянные холмы. Вверх едем иногда с проворотом колес, а если остановишься, то с середины подъема тронуться вверх весьма сложно. Зато вниз колесо проскальзывает, взбивая снежную подушку, а если после этого наткнется на что-то твердое, то начинается "полет". Иногда дело доходит до улета - я чуть не слетел на вираже в глубокий кювет! Затормозил… если честнее, упал уже на обочине, а мой байк свесился одним колесом в глубокий кювет.

Наконец, добрались до деревни Долгие броды, включили GPSы и поехали по озеру. Валдай - маленькое озеро, но, не смотря на сильный снегопад, ехать по нему было можно. Разве что иногда слезешь с байка, проведешь его через снежный надув и дальше едешь. Лед под снегом ровный! Уже в сумерках встали лагерем в 200 метрах от Иверского монастыря. Не смотря на то, что место для стоянки было поганое (полуболото), зато красиво было весьма! Монастырь ночью подсвечивается, а вдали виднеются огоньки города Валдай.

Следующий день был ознаменован большим обломом: мы поняли, что маршрут пройти так, как задумали вначале, нам не светит. То есть попробовать можно, но тогда есть риск, что самое интересное как раз и не успеем. Собрались, выехали. Проехали 200 метров, осмотрели монастырь. Второй раз пересекли озеро до города, добрались до вокзала. Здесь Косте Бекетову пришла в голову счастливая мысль: "Ну, раз уж мы такие прославленные экстремалы, великие туристы, не боящиеся трудностей, то может быть нам стоит сесть на поезд, добраться до Старой Руссы и заночевать там в гостинице?". Это предложение, с успехом нами реализованное, означало, что мы имеем шанс, сократив дорогу до Ильменя, все-таки испытать себя на льду этого озера. Мы оценили Костину идею, и вечером уже сидели в отеле "Шератон" и ели тушенку с чаем.

Утром встали ни свет ни заря. Погода - то что надо для пересечения Ильменя по льду: почти 18 градусов мороза, попутный южный ветер и солнце! Выехали с первыми лучами по дороге на Взвад. Эта дорога (асфальт) запомнилась не только красиво заиндевевшими деревьями, но и тем, что при попытке затянуть Анино седло на морозе, обломалась лапка эксцентрика. Очень неприятная поломка, которую устранили, затянув оставшийся хвостик разводным ключом. Перед селом Чертицко свернули в сторону озера по автомобильному следу. Включили GPS и поехали по … дну озера! Лето было очень сухое, и Ильмень сильно обмелел. В общем, ехали по дну едва покрытому льдом километра три, прежде чем началось настоящее озеро. Изначально мы планировали пересечь озеро "осторожно" - вдоль южного берега к восточному, и там заночевать на острове Войцы. А на следующий день продолжить путь вдоль берега к Николе на Липне, а оттуда в Новгород. Эта идея была высказана мной, так как я знал, что со льдом на озерах - всегда какие-то дурацкие проблемы выскакивают. Как у нас на Ладоге было? 10 километров пролетели за час, а потом вдруг раз! И снег по колено. Следующие 20 км шли часов 18. Одним словом на льду всего можно ждать и в самый неподходящий момент! Но в этот раз все было просто идеально! Лед ровный, матовый и не очень скользкий (он был, как бы покрыт изморозью). Кроме того, его толщина уже вызывала приятные эмоции - 20 см и более. По такому льду не то что велосипедист, но и грузовик проедет! В общем, взяли по GPS точку - устье реки Мсты, через которое как раз путь к Николе на Липне и ведет, и поехали прямо через середину озера. Красота! Берегов не видать, только разноцветный лед, солнышко, да редкие торосы и замерзшие трещины видны. Посреди озера в меня пытался врезаться какой-то идиот на "жигулях". Местные часто выезжают на лед на машинах. Этот идиот решил со мной поиграть, типа он едет наперерез, и я как бы должен уступить дорогу. Ну, думаю, так: если он таки устроит мне проблемы - побью смертным боем, и совесть моя будет чиста. Тем более их там вроде как всего двое. В прошлый раз в Костромской области я гонял троих, но у меня, правда, был топор под рукой. Сейчас топора-то нет, да и мои компаньоны уметилили вперед метров на 400, к тому же назад не смотрят. Зато и идиотов тоже только пара. Ну, думаю, пока не буду обращать на них никакого внимания, а там посмотрим. Не доезжая до меня метров пять, машина отвернула, и объехала меня сзади. Ладно, всем нам лучше - ни у них, ни у меня не будет испорчен день конфликтом. К тому же не факт, что побить их было бы легко.

На противоположный берег озера вышли почти в назначенной по GPS точке. Если по озеру было ехать интересно, то по рукавам в устье Мсты - просто бесподобно! Лед речки, конечно, заметно тоньше, но байк держит, и снежком присыпан на 2-3 мм. Практически не скользко! Речка - как широкое шоссе! К тому же без трафика и сильно извивается - ты едешь, "срезая углы" - просто супер! Только треск стоит! Лед трескается не насквозь, а как бы внутри, что не опасно. Вышли к Николе на Липне. Красивое место, но солнце зашло за тучу. Сделали несколько снимков - вроде света достаточно, а вот изюминки - блика какого-нибудь или отсвета нет. Только поехали к Новгороду - вышло солнце! Но возвращаться было поздно - надо было еще успеть на электричку. Проехали другим рукавом Мсты, пересекли Волхов у Юрьева монастыря и завершили свой поход в электричке. Но! Если не везет - то по черному. Если везет - то тоже до конца. Приходят контролеры и ставят нам ультиматум: Либо мы платим по 60 р на нос (300 р всего), либо по 30 р на нос, но только при наличии студенческих билетов. Делаем лицо кирпичом, собираем 150 р и предлагаем контролеру. А он не унимается: только по предъявлению студенческих. Ну, мы туда - сюда… Он тогда говорит - один, вот ты (в смысле я), давай со мной в тамбур, там разберемся. Ну ладно - пойдем в тамбур. Приходим, и он говорит - вот тебе 50 р назад, и мы друг друга не знаем. С чего бы отказаться? Так и доехали не за 70 р, как стоит билет в кассе, не за 60, как предлагалось, ни за 30, как студенты, а за 20, как друзья контролера. Когда пришла вторая проверка - наш контролер даже поздоровался с нами! Так приятно и закончился наш поход.

Интересно отметить, что день нашей родной конституции (12 декабря) как-то поразительным образом на меня влияет. Я постоянно попадаю в этот день в Старую Руссу, а там - жуткий дубак. А по возвращению в Питер оказывается, что здесь было вполне тепло. Вот такие вот парадоксы нашего климата.