Отчёт о поездке из Петрозаводска в Кижи по льду Онежского озера
10-11 марта 2014

выход на лёд в р-не пос. Сайнаволок - о. Ивановский - маяк Гарницкий - Кижи - маяк Гарницкий - Петрозаводск

По льду Онего в Кижи на велосипеде

126 километров

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Трек: на сайте gpsies.com

Первым делом, хочется сказать несколько спасиб :)

- Алексею (Bomber) за отчет, трек и главное - отмеченную точку выхода на берег в Петрозаводске, без неё поезд уехал бы без нас :) Именно этот отчет вдохновил меня на поездку и давал некоторое представление о состоянии льда, а также информацию где ожидать незамерзшие протоки.

- Илье (uglevod) за отличную компанию, а также костер и горелку :)

- Изобретателям смартфонов, навигаторов и вообще идеи компьютера в кармане. Ведь изначально, никаких Кижей не планировалось. Планировалось только покататься со Змеем Гуревичем и компанией в южной части Онего. Потом, оказалось, что в южной части озера появилась большая трещина и мы отправились искать хороший лёд в районе Петрозаводска. Пока мы ехали на микроавтобусе из Вознесенья в Петрозаводск я начал подумывать о Кижах. И прямо на ходу перечитал отчет Алексея и главное, скачал трек и точки. Посмотрел прогноз погоды, узнал расписание и наличие мест в поездах в Питер (а впоследствии и купил билеты). Т.е. это был уже не спонтанный выход, а вполне подготовленная поездка, причем подготовится удалось буквально за полчаса езды в машине. Кроме того, телефон использовался как плеер и подбаривал музыкой во время вкручивания :)

- Тем людям, которые изобрели мощные светодиоды. То для чего раньше приходилось таскать килограммы аккумуляторов, теперь весит 200 грамм и без раздумий берется "на всякий случай". Этот свет позволяет ехать несколько часов и быть уверенным, что трещину или промоину заметишь заранее.

- Проводникам поезда N21, которые спокойно пустили нас с велосипедами без чехлов :)

События же развивались следующим образом.

Вышли на лед со Змеем и Ко в р-не поселка Сайнаволок. Докатили до о. Ивановский. Покрытие - не очень. Там где был чистый лед - верхние ~0.5 см подраскисли, там где были участки наста - они тоже стали с раскисшим верхним слоем. Зато, в спину дул сильный ветер и ехали мы все равно быстро.

Впереди Ивановские острова

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Позади - Петрозаводск

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Щербатый лёд

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Это твердый, смерзшийся лед. Но когда по такому едешь - сложно в это поверить :)

По льду Онего в Кижи на велосипеде

По льду Онего в Кижи на велосипеде

На острове посидели у костра, поднялись на заброшенный маяк. Собственно, до этого момента я откладывал принятие решеня насчет Кижей - хотелось увидеть реальное состояние льда. С маяка же, в сторону открытой Онего, открывался вид на отличное покрытие. Оно было явно лучше, чем между берегом и островом. Позвонил Володе Пашкову, уточнил где там у них был порванный лед, понял что в северной части все должно быть Ок.

Вид на остров Ивановский

По льду Онего в Кижи на велосипеде

В сторону берега

По льду Онего в Кижи на велосипеде

В сторону открытого озера

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Как поется в песне, широко известного в узких кругах барда Александра Королева:
"Нам погода словно шанс даёт,
Если не сегодня, то когда?
Посмотри как солнышко встает,
Освещая белые снега"
:)

Около 16 часов стартовали с Углеводом от о. Ивановский.

Основной план был такой: успеть до темна доехать до Кижей, увидеть при свете дня состояние льда на пути, а также по свету обойти незамерзшие протоки в шхерах. Ночью же - медленно, но мощно ехать против ветра на утренний поезд.
В случае какого-то форс-мажора со льдом - выбираться на север, в Великую Губу и там ловить машину до Медвежьегорска.

Буквально через пару минут я пробил задним колесом "мягкий" лёд около острова. Пока смотрел на дырку от колеса, сделал пару шагов и, провалился ногой, по колено :)
Останавливаться не стали, аккуратно отошли подальше от острова и покатили.

Открытая трещина

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Иногда снова встречается щербатый лёд, на таком скользко даже на шипах. Но на скорости, по ветру, пролетается легко

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Илья uglevod

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Лед толщиной 20-30см, ветер в спину, едем 25-30 км/ч. Тонкий верхний слой льда по-прежнему слегка раскисший, но это не мешает. Бесконечное открытое пространство во все стороны - неописуемо... До Гарницкого маяка долетели за 1,5 часа вместе с переходом трещин и фотографированием. Трещины я отмечал на GPSе, чтобы на обратном пути в темноте, быть готовым к их появлению.

Очередная трещина

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Маяк Гарницкий

По льду Онего в Кижи на велосипеде

По льду Онего в Кижи на велосипеде

По льду Онего в Кижи на велосипеде

По льду Онего в Кижи на велосипеде

В шхерах, несмотря на опасения по поводу наста - покрытие оказалось не хуже.
Протоки обходили по берегу - возможности пройти по льду уже совсем нет, вода от берега до берега.
В 19.20 были у Кижей.

В шхерах

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Незамерзающая протока у Сенной Губы

По льду Онего в Кижи на велосипеде

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Кижи

По льду Онего в Кижи на велосипеде

По льду Онего в Кижи на велосипеде

По льду Онего в Кижи на велосипеде

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Контрольное фото :)

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Решили, что лучше будет до темна успеть вернуться мимо незамерзших проток.
Против ветра поехалось значительно медленее и это мы были еще в шхерах, прикрытые островом.

Как раз к наступлнию темноты доехали до протоки у Сенной Губы и устроили на берегу привал - удобно, вода рядом :)
Илья развел мини-костерок, погрели мокрые ноги, поели, накипятили воды в термоса.
Также, я подзарядил телефон от зарядки "18650 - USB" и он-лайн купил билеты на поезд 4.48 :)

Около 22х выдвинулись обратно. Небо мутноватое, но кое-как светит луна, очертания островов хорошо видны. Фонарей хватает чтобы не напрягаясь видеть что под колесами. Правда, скорость против ветра упала до 14-16 км/ч.

У Гарницкого маяка начался спорт :)
Мы уже ощутимо утомились ехать против ветра, а тут взяли курс, которым яхты ходить не могут :) Левентик - ровно против ветра. Остров нас больше не прикрывал. Прогноз на Виндгуру обещал 6 м/с с порывами до 15 м/с.
В реальности же, на открытом пространстве дуло более-менее стабильно, но зато около 10 м/с :)

Скорость удавалось держать не более 10-12 км/ч, ощущения - как будто все время едешь в гору. Т.е. инерция у велосипеда отсутствовала, стоит немного отпустить педали - тут же останавливаешься.
Ну и покрытие стало казаться существенно хуже. Ощущался каждый бугор и кусочки наста, которые на пути туда как будто бы отсутствовали.

Ехали в режиме: 30-40 минут крутим, потом остановка на 5 мин - глотнуть чаю и съесть что-нибудь. Иногда немного шли пешком, чтобы погреть ноги и отойти от вкручивания.

Небо стало проясняться.
Снова бесконечное откртытое пространство вокруг и купол темного неба с луной и звездами...

Время уже поджимает.. темп в 10 км/час вроде удается удерживать, это минимум при котором мы успеваем на поезд.

Удивило наличие снегоходнго траффика ночью.
Видели как минимум три снегохода, бороздящих открытое пространство Онего. Надо думать, довольно экстремальное действо в темноте, с учетом открытых трещин и немаленькой скорости передвижения...
Между Ивановских островов снова натыкаемся на тонкий лёд, около 5 см. Идем пешком, видны промоины. Обходим по берегу острова, на другой стороне острова метров 100 проходим по полю расколотого льда, т.е. по толстым но отдельным льдинам размером ~ 2 х 2 метра.

Была надежда, что ветер в Петрозаводской губе будет послабее, за счет прикрытия городом. Но эта теория не оправдалась - ветер стал ещё сильнее :) До выхода на берег 10 км и час контрольного времени. Но, красиво :) Огни города, луна, звезды...
Через 5км силы снова кончаются, делаем остановку.

Очень медленно приближается город...

Метров за 400 от берега переходим сначала одну трещину, потом вторую. В одну из них я проваливаюсь второй, более сухой ногой :)

По кратчайшему пути к точке выхода - какие-то пирсы. Но у нас финишный азарт :) Перелезаем сначала один пирс, попадаем в какой-то причал. Залезаем на второй, понимаем что по нему мы может выйти только на закрытую территорию. Буквально спрыгиваем снова на лёд, ещё несколько метров и вот твердая земля, даже асфальт.

Едем на вокзал по пустынным улицам, хоршо в навигаторе есть карта и проложен маршрут, спрашивать дорогу особо не у кого.

Приезжаем аж за 15 минут до отправления, спокойно снимаем колеса, хорошо байки чистые. А изначально мы думали, что приедем пораньше и купим в супермаркете стреч-пленку замотать велосипеды.
Тут оказывается, что нас нет в списках электронной регистрации.
Показываем сохраненную страничку на телефоне.
Начальник поезда приносит свой телефон с софтовым, РЖД-ным сканером QR-кодов, но в моей сохраненной странице кодов нету.
До отправления остается 4 минуты и назревает скандал :)
Захожу в интернет, открываю "мои заказы - бланк билета", начальник поезда сканирует с экрана код и билет "проходит".
На велосипеды уже никто не обращает внимания :)

Вот так это путешествие с начала и до самого окончания оказалось пропитанно современными технологиями :)

А это, пожалуй, самый приятный момент в этом путешествии :)

По льду Онего в Кижи на велосипеде

Ссылки по теме:

Тема на форуме Велопитер об этом выезде на Онего

Отчёт Алексея Смирнова (Bobmer) об аналогичной поездке в Кижи по льду неделей раньше

Отчёт Дмитрия Булавинова (Bulawka) о поездке в Кижи по льду, 2003 г.

Отчеты петрозаводских участников о проходившем в те же даты (8-10 марта 2014) походе по льду Онего:
Владимир Пашков
Алексей (Bomber)
dummkopf

текст и фотографии: Александр Кутищев (Duke)
duke@duke.su