Опубликовано: 22 января (изменено) Кандалакша – Колвица – Умба – Оленица – Кузомень – Варзуга – тоня Тетрина – Умба – Восточное Мунозеро – Октябрьский – 72-й км – Ревда – Тайбола – Магнетиты – Кильдинстрой – Кола – Мурманск 24.06 - 8.07.2023 г. 892 км Участники: Васильев Владислав, Васильева Ирина, Шашков Леонид, Кавелин Денис Главная цель была пройти маршрут через весь Кольский, от Белого моря до Баренцева, с минимальными выездами на федеральную трассу «Кола». Также хотелось проехать до самой дальней доступной по дороге точки Терского берега – д. Кузомени. А также встретить т.н. «Летний Новый год» (1 июля) на тоне Тетрина – историко-этнографическом комплексе на берегу Белого моря. Проезд вдоль берега Белого моря предполагался с использованием петель старой дороги, часть из которых до сих пор не использовалась при прохождении спортивных походов. Подъезд к Ловозёрским тундрам запланировали по трассе строившейся в 1950-е гг. ж.д. в порт Гремиха, и через возвышенность Луппельявр. При проезде вдоль Ловозёрских тундр также задумали пешую радиалку к труднодоступному озеру Райявр в юго-восточной части этого горного массива. При этом предполагалось выполнение спортивной части – прохождение велопохода 3 категории сложности, поскольку маршрут содержал протяжённые препятствия (ПП) соответствующей категорийности. Предварительный анализ КС маршрута был сделан на основании утверждённых ПП на сайте http://velotrex.ru/ Они собраны на карте https://nakarte.me/#m=7/67.70945/35.43091&l=O&nktl=4bdN-F1tT5YEl71BdeQdRg Голубым цветом показаны ПП 2 к.т., жёлтым – 3 к.т., красным – 4 к.т. (оно осталось в стороне). Запланированный километраж 865 км, 15 ходовых дней (в среднем 58 км/день). Надо отметить, что и продолжительность, и километраж похода, и число необходимых ПП для заявленной категорийности были избыточными. Нами это было сделано сознательно, чтобы выполнить основную цель похода – пересечь весь Кольский полуостров с юга на север, от моря до моря. В случае форс-мажорных обстоятельств был предусмотрен сокращённый вариант похода с финишем в Оленегорске. Погода нам в основном благоволила, и запасной вариант не потребовался. Маршрут условно можно разделить на 3 части: малоавтономый участок по Терскому берегу 24.6-1.7.23, автономный Умба – Ревда 1-6.7.23 и завершающий до Мурманска 6-8.7.23. При этом на каждом из этих участков были ПП 2 и 3 к.т. На первой части ПП 3 к.т. в основном связаны с выездом на грунтовые дороги вдоль моря. На втором это разбитые джиперами дороги до состояния почти вездеходных, с болотистыми участками и отсутствующими мостами. На третьем ПП 3 к.с. предполагает движение по полузаброшенным грунтовым дорогам вдоль трассы «Кола», с серьёзным для равнинной местности рельефом. Пройденный километраж за 15 дней – 892 км. Повторы составили 82 км, что существенно меньше, чем при проезде участка Умба – Варзуга – Умба туда-обратно по одной дороге. Этого сокращения мы добились использованием для движения параллельных основной дороге «петель». Время для похода было выбрано не самое оптимальное, поскольку обычно в конце июня – начале июля на Кольском ещё много гнуса. Но этот год оказался с этой точки зрения достаточно благоприятным. Тем более, что при проезде вдоль берега мошку сдувал ветер, а во второй половине похода было достаточно прохладно (10° и ниже), что снижало активность кровососов до минимума. К тому же выбранные сроки позволили в полной мере насладиться полярным днём. Увидеть радугу в полпервого ночи – дорого стоит. Первые 2 дня были не напряжными. Вначале мы заночевали в окрестностях лабиринта «Вавилон», с вечерней прогулкой к нему. Затем встали на Колвицком озере с прекрасным видом на ещё далёкие Хибинские и Ловозёрские тундры. Вторую ночёвку нам, правда, испортили отдыхающие на кемперах с шумом генератора в вечернее и ночное время, место на Татьянином мысу автодоступное. Важным для успешного прохождения участка по-вдоль берега Белого моря был 3-й день, когда мы ближе к вечеру решили проехать дальше запланированной ночёвки. Это позволило в следующие дни проходить грунтовые участки в более щадящем темпе. Наиболее тяжёлым участком здесь оказался подъезд и последующий отъезд к/от д. Кузомень с глубоким почти не проезжим песком. А наиболее ярким моментом – ночёвка у тони Тетрино. От Умбы до Ревды проехали с минимальными отклонениями от плана. По ощущения, наиболее тяжёлым был участок от Восточного Мунозера до р. Инга. Участки после полузаброшенного п. Октябрьский, по насыпи бывшей стройки 509, и через возвышенность Луппельявр показались не такими сложными, несмотря на бОльшие баллы в утверждённых ПП. Возможно, там переоценен Кпк. Приятное разнообразие в «жизнь на колёсах» внесла 15-километровая прогулка к озеру Райявр в юго-восточной части Ловозёрских тундр. Последние дни, начиная с 4 июля, были дождливые и прохладные. Немного отдохнуть от мороси помогла полуднёвка на подъезде к Ревде, а также более ранняя стоянка на следующий день на оз. Лебежье. Это немного выбило нас из графика, поэтому запланированные изначально броды на «Старой Ленинградке» на реках Валма и Орловка мы объехали по трассе. Тем более, что поднявшийся уровень воды в реках делал такие переправы небезопасными. К тому же эти дополнительные ЛП уже никак не повлияли бы на балльную оценку похода. Безопасность похода обеспечивалась регистрацией в местной МЧС, с которой мы созванивались при наличии связи. На участке Умба – Октябрьский связи не было 3 дня, обеспокоенные МЧСники даже выслали на наши поиски машину, которую мы встретили 3.7 после Октябрьского. Как выяснилось, они не зафиксировали сообщение звонком из Умбы 1.7 про то, что связи не будет 3 дня. Получили опыт, что при путешествии по районам с пропадающим покрытием мобильной сети не надо заполнять раздел «Дата/время организации сеансов связи на маршруте передвижения», или писать там «При наличии связи». Также с маршрута отправлялись СМС в МКК. В целом, запланированный маршрут пройден по близкому к оптимальному графику. При этом прохождению не помешали поломки велосипедов. Наиболее серьёзными были поломки 2-х багажников и 2-х переключателей (1 из которых вместе с петухом). Золотые руки нашего мастера, Д.Кавелина, позволили закончить маршрут успешно. График движения День пути Дата Участок Пробег, км 1 24.6.23 Кандалакша – губа Бол. Питкуля 9.5 2 25.6.23 Лувеньга – Колвица – Колвицкое оз. 52.4 3 26.6.23 Талый Ручей – Умба – берег Бел. Моря у р. Чёрная 91.6 4 27.6.23 Кузрека – Оленица – р. Сальница 63.9 5 28.6.23 Кашкаранцы – м. Корабль – р. Варзуга у Кузомени 62.8 6 29.6.23 Варзуга – р. Сальница 75.1 7 30.6.23 Оленица – тоня Тетрина 68.3 8 1.7.23 Умба – Вельмежка (р. Вяла) 72.3 9 2.7.23 Вост. Мунозеро – Инга 58.3 10 3.7.23 Берёзовка – Октябрьский – р. Сейда 63.4 11 4.7.23 72-й км – тропа к оз. Райявр 45.4 12 5.7.23 Сенгисйок – оз. у быв. складов ВВ 38.2 13 6.7.23 Ревда – Сам Сыйт – оз. Лебяжье 55.9 14 7.7.23 Тайбола – Пушной – р. Кица 74.6 15 8.7.23 Магнетиты – Кильдинстрой – Зверосовхоз – Кола – Мурманск 60.7 Всего 892.4 Набор высоты 3530 м. Ссылка на плановый и фактический треки с отмеченными местами ночёвок https://nakarte.me/#m=7/67.66774/34.63440&l=O&nktl=VejfRlweMn6rmfzw0nw6uA Фотоальбом И.Васильевой в ВК: https://vk.com/album5901822_294200574 Технический отчёт https://drive.google.com/file/d/1561tZDIiX_wPBoSc_k3MUMaQqyfH8WR6/view?usp=sharing На Чемпионате СПб по спортивным велопоходам 1-4 КС 2023 г. наш поход стал победителем Изменено 22 января пользователем Santa 5 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 января Знакомые все места! Молодцы, круто прошли маршрут. Завидую. Я катал участки этого маршрута (в разные периоды) до Ловозер, а дальше на север не забирался (нужды не было). В этом году были в Кузомени, правда не спортивно, на аффто 1 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 января Шикарные места! Завидую. белой завистью. Молодцы! 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах