Hello World!

rirura

Зимние вело-экспедиции Павла Конюхова( интервью, книги)

9 сообщений в этой теме

Привет, Друзья. В этой теме буду размещать информацию о зимних велосипедных экспедициях Павла Ф. Конюхова.
информация из википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Конюхов,_Павел_Филиппович

мини-интервью, январь 2017

Мы попросили Павла Филипповича, ответить на ряд вопросов:

 

Какими дорогами удалось пройти по севере на велосипеде и сколько было экспедиций, цифры и километраж?
Путешествия по Северу были такими:
1) «от Архангельска до Тикси» - 6000 км, 1987 г., маршрут по пути Г. Травина
2) «Тикси – Черский» , 2300 км, 1989 г., маршрут по пути Г. Травина                                    
3) «Черский – Уэлен», 2400 км, 1992г., маршрут по пути Г. Травина
4) «Полюс холода - Тында-Оймякон», 2180 км, 1991 год
5) «От полюса к полюсу - Верхоянск-Оймякон», 1500 км, 1993 год
6) «От Северного Ледовитого океана до Тихого океана», 5700 км, 1994 год
7) «Вокруг озера Байкал» 2145 км, 1995 год
Километры пишу примерно, однако указываю реальные цифры. Иногда  мы замеряли по вело-счётчикам пройденное расстояние за день, но были такие участки пути, на которых велосипеды приходилось тащить на себе.

При планировании экспедиций, ориентировались ли на чей-то практический опыт, кроме Г.Л. Травина?
При планировании первого зимнего путешествия опирался на опыт Г.Травина, и вообще, собирал все сведения о Севере по книгам, газетам, журналам, читал всё, что только мог тогда достать. Старался мысленно предугадать, какие опасности нас могут поджидать на пути, искал варианты выхода из различных ситуаций. Но сразу же после первой зимней экспедиции  опирался только на собственный опыт. Он у нас получился богатым. Снаряжение шили себе сами, опять же исходя из опыта. Как могли, облегчали его вес.

Напишите про опыт экспедиции на Чукотке без палатки (как пурговали, как ночевали и почему не брали палатку?
Хорошую зимнюю палатку везти с собой тяжело. Мы брали лёгкую,( шили сами из капрона), но пользовались ею редко. Огня в ней не развести, обогреться невозможно. Гораздо теплее было защищаться от ветра снежными стенками. Мы делали так: рыли углубление в снегу, по бокам ставили  друг на друга кирпичи из снега, накрывали всё сооружение  целлофаном. А когда залезали все вместе в это убежище, то накрывались  палаткой поверх спальников  и затыкали вход  снежным кирпичом. Во время бурь иногда приходилось просиживать в нём по двое-трое суток.

Учитывая экипировку и велосипеды 90-х и современную одежду и модели, на что бы обратили внимание при выборе и подготовке велосипеда и экипировки?
Мне сложно сравнивать нашу и современную экипировку. Склоняюсь всё-таки к тому, что нижнее бельё надо брать из чистой шерсти. Оно хоть и будет мокрым, всё равно будет греть. На теле быстро высыхает. А в современном стоит пропотеть несколько раз, как оно перестаёт греть. Ну может сейчас я уже не всё знаю.
Какие важные советы и рекомендации, могли бы дать ребятам, которые решат отправиться на север на велосипедах в данное время?
Исходя из собственного опыта скажу, что советы сложно давать. Сразу же после первого сложного путешествия появляется личный бесценный опыт. Важно, чтобы все участники находили между собой взаимопонимание, были друзьями. Главное были готовыми сообща переносить все трудности, твёрдо знали, зачем отправляются в сложный поход, какова их цель.
Велосипеды, на мой взгляд, надо брать самой простой конструкции. Такие меньше ломаются и их легче ремонтировать.

Какие критерии были для участников, которые хотели принять участие в экспедициях?
В любой команде опора делается на твой костяк, состоящий из проверенных друзей. Бывало так, что состав я набирал через объявление в прессе. Тогда мне письма шли со всего Советского Союза. В этом случае брал людей с жизненным  опытом, чаще тех, кому за тридцать, с нужными для команды умениями. Советовался с друзьями. Однако, когда выходили на маршрут - объявлял, что демократия заканчивается с первым стартом. Так было легче вести команду к цели. У каждого участника экспедиции были свои обязанности: врача, завхоза, механика и так далее. Они все советовались со мной, но не должны были подчиняться советам участников команды. Такие отношения не позволяли зарождаться нездоровым настроениям, каким-то эмоциональным шатаниям внутри команды.
             Важно для команды заранее и равномерно распределить груз среди всех участников, определить очередность дежурства и обязанности дежурного, составить рацион питания. В наших путешествиях дежурный вставал на 1,5 - 2 часа раньше, готовил горячую пищу для всех утром и вечером. Тяжело, но зато в этот день вес продуктов у него уменьшался, а при тяжёлом маршруте это даже морально давало облегчение. Опять же многое зависит от качеств каждого участника. У меня в команде был Фарид Абдулин, который старался предусмотреть все трудности пути и как-то облегчить положение друзьям. А позже появился Сергей Половинкин, который часто вставал вместе с дежурными и помогал им готовить. И, конечно, остальные члены команды тоже заботились друг о друге. Вообще, психологический климат очень важен в коллективе, в котором испытания ставят тебя на грань жизни и смерти. Даже пищу в мисках мы ежедневно распределяли так, чтобы никого не обидеть: дежурный указывал пальцем на очередную порцию и спрашивал: "Кому?" - А отвернувшийся от всех член команды называл имя, кому достанется еда в этот раз.
                По другому обстояло дело, если я шёл со своими друзьями, проверенными много раз в самых опасных ситуациях. Здесь мы подчинялись наиболее слабому на маршруте. Так, во время плохого самочувствия одного, мы могли раньше становиться на привал, освобождали  его от ежедневного дежурства, взваливали на свои плечи часть груза. И вообще, мы просто сообща преодолевали трудности, заботясь друг о друге.

Отлично слаженная команда! Какая она на ваш взгляд, и какими качествами должна обладать?
Отлично слаженная команда на мой взгляд такая, в которой участники без слов понимают друг друга. Я был уверен в своих друзьях, как в самом себе. Мои товарищи в экспедициях о себе меньше заботились, чем о других. Было много опасных моментов на Севере и на Байкале, когда они бросались на помощь не жалея себя, вообще не думая о себе. Такое  их отношение, помогло нам благополучно совершить все задуманные в то время маршруты. За что я до сих пор очень благодарен всем моим спутникам.  


КНИГИ:
https://yadi.sk/d/7Xql72Q13APqcP

IMG_0021.jpg

IMG_0046.jpg

IMG_0048.jpg

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Вот честно говоря, деяния Павла вызывают много вопросов. Есть ощущение, что заметная часть его походов не была реальностью. ОДнако в Оймяконе мы видели людей, которые видели Павла в аэропорту этого города. 

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Встречался с ним лично и с другими участниками его экспедиций. Сомнений нет, если окунуться в информацию. Так же на Чукотке их встречала в тот год экспедиция Алексея Ворова, которые ехали автостопом вокруг света. тут как и с маршрутом Травина, или принимаешь или нет.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Гм...

Перешел по ссылке на Википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/Конюхов,_Павел_Филиппович

потом на первую же ссылку в разделе Краткая библиография

Павел Конюхов. По морю на велосипедах // Вокруг света.— 1995.

и прочитал со средины:

"...На следующий день с утра часов пять двигались на север ровно и спокойно. Интересно, что собака опять появилась и трусила за нами. Лед потрескивал вокруг, но все уже привыкли к этому и не обращали внимания. Я подумывал о том, что пройдем еще час и сделаем короткий отдых, но вдруг неожиданно резкий, длинный звук прошел справа от нас. Посмотрели — там пробежала большая трещина. Она стала шириться, не переставая увеличиваться и в длине. Глянули на берег — и сердце оборвалось. На наших глазах с таким же резким звуком такая же большая трещина побежала вдоль берега, отрезая нам путь к земле.

Мы побежали, ведя велосипеды, насколько нам позволял скользкий лед и тяжелый груз. Коридор был шириной от семи до пятнадцати метров. Я молил Бога, чтобы только лед не треснул посередине пути. Нам никак не удавалось обогнать трещины справа и слева. Мы бежали, а темные змейки опережали нас, разбегались и уходили к горизонту. Мы выбивались из сил, но останавливаться было нельзя и передохнуть было негде.

Неожиданно увидели мостик из нагромождения льдин, он соединял наш коридор с берегом. Сергей, бежавший первым, замедлил шаг, и, положив велосипед, попробовал ступить на мостик. Я только было подбежал и схватил его за руку, как льдины рассыпались, и он по пояс окунулся в холодную воду. Выбрались. Ребята продолжили путь, а я подождал Сережу. Он наскоро переобулся, и мы снова заскользили вперед. Опасность придает силы. Мы мчались до самого вечера. Руки и ноги дрожали от усталости, но мы не останавливались. Внизу под ногами — прозрачный лед, сквозь который отчетливо видна бездонная глубина озера; нам никак не хотелось там оказаться...

Байкал ежеминутно готов был принять нас в себя. Случись такое, только любопытные нерпы были бы этому свидетелями. Всегда такие пугливые, теперь они сопровождали нас на всем пути: выныривали в трещинах и не сводили с нас глаз.

Старожилы учили относиться к Байкалу, как к живому существу. Эти часы, слившиеся в долгие мгновения ожидания худшего, были сплошной мольбой, просьбой оставить нас живыми...
Уже темнело, когда опять увидели мостик из льдин, ведущий к берегу..."

Разве такое бывает? Т.е. иду я так вдоль берега по Ладоге, тут мористее пробегает громкая трещина, следом с другой стороны еще одна. Ну и что? Пойду к берегу и перешагну эту трещину. Не может быть, чтоб лед расскочился в стороны сразу на метр или больше. Пишет, что коридор был 7-15 м. Разве такое бывает?

Несколько раз вызывал ездой на велосипеде образование трещины, но через них даже вода не выступала, просто трещины.

Не могу себе представить эту многочасовую беготню по какому-то коридору между отпрыгивающим в стороны льдом.

Вначале пишет, что с утра лед потрескивал, был прозрачный, разве нельзя было определить, ско-ко см толщиной и стоит ли вообще по нему идти?

Теперь я тоже среди сомневающихся.

Изменено пользователем romda
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Не могу, покритикую сей материал. Ведь это же лубок для девочек!

1. Пару дней назад была вода, Байкал только «встает», кто-то утонул. Вес каждого под 150 кг, вышли в пять часов утра, лед трещит и гнется, нам страшно, но мы идем! Куда ветер, ско-ко см – что это? Зачем нам?

2. Наконец, проверили ударом палки – забил высокий фонтан воды! Такого не бывает. Высота фонтана – это глубина прогиба льда. Лед на метры не гнется, он ломается, любой, а тонкий - так подавно.

3. Бледный Сергей остался стоять на «островке» льда посреди черной воды, когда остальные разломали лед вокруг. Во-первых, лед не исчезает, а продолжает плавать в виде крошева. Даже распластавшись, на уцелевшем «островке» не пролежишь -  разломаешь и погрузишься в воду, или лед все же был толстый?

4. Провалившись, человек под водой долго привязывал себя к велосипеду! Двое других, дернув веревку, почему-то полетели вперед. На самом деле тянут постепенно, соизмеряя силу с опорой. Провалившись, всплываешь пробкой на поверхность, а не занимаешься вязаньем грузов.

5. Трое суток не могли обойти полынью, даже без груза – как они вообще сюда зашли? Не иначе, мистика кошачья. Но муж был в курсе.

6. В сильную метель со снегом, даже после предупреждения, что льда дальше нет, продолжали катить до вечера! Даже на следующий день лед продолжал потрескивать. Во, выдержка!

7. Внезапно, лед сошелся клином, и расстелилась ковровая дорожка до горизонта. Ну что тут было делать – конечно, бежать по ней до вечера. Что думать, бежать надо! Чудом остановились.

8. Странно, лишь в середине похода переобулись в шипованные шины, хотя первый лед - самый скользкий.

9. Не говорит лед «дзинь, как пуля просвистела», скорее это сильный резкий глухой удар. Лишь однажды слышал тонкое жужжание 2-3 сантиметрового поля, ползущего на толстый лед.

10. Где люди, там и бури и заносы и вода погана. До этого, вон, привязанными сверху рюкзаков кружками черпали ее из под ног – и ничего. Как все же прошли по такому льду-то? Зачем кружки привязывать?

Эх, Павел... «Вокруг Света» вроде хороший журнал был.

Изменено пользователем romda
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Не менее интересные есть пассажи про 501ую стройку. Из текста выходит что она у него где то у Нарьян Мара. 

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

НЕ менее интересен выход на лед после палаточной ночевки в 5 утра 31 января. Во тьме. Это как понять? Зачем? И это обратим внимание - описание Байкала, мекки любителей всякого льда, по которому катают все кому не лень от пенсионеров до пионеров. Байкал - попсовое место, а не некий дикий ужас и все такое. 

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

не менее удивительно, что у них постоянно фигурирует вес в 50 кг. А что они везли? И главное зачем? Байкал - цивилизованное место. Там можно найти места где нет поселков и людей, вопроса нет. Найти можно. Но тем не менее, 50 кг на каждого - это трудно себе представить для чего. И при этом "скудный рацион". Это на сколько дней запасов там? на 20 ? 

добавлено 4 минуты спустя

И конечно про то что он пили воду... Это вообще говоря интересно. На Байкале. Мы тоже как то решили - достало все, хотим пить не талый снег, а воду из Байкала. И продолжили пить талый снег. Почему? а как вы эту воду достанете из подо льда? Он там метровый, если не больше. Это не вдруг достанешь. И какой либо разницы в воде западного и восточного берега мы не заметили, хотя пересекали озеро поперек. НИ в цвете воды, ни в цвете льда. И заметим, что от Северобайкальска до Святого носа ставят зимник, о чем у Павла почему то упоминаний нет. Вероятно малозначительная деталь. Машины ездят... 

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Чего обсуждать этих Конюховых? У них бизнес на путешествиях, и чем меньше затраты и больше результат, тем лучше. Имея огрехи в воспитании, в т.ч. отсутствие честности, они поняли сей тезис буквально.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас