Опубликовано: 5 мая 2013 г. Исполнилась моя давняя мечта собрать тандем для велопрогулок с дочкой, которая, к сожалению, самостоятельно ездить пока не может. До этого, из готовых вариантов, я смотрел на Форвард или Трек. Смущала цена и покупка на заказ. Еще я думал, где хранить эту бандуру, и как перевозить. Отсюда пришла мысль соединить два обычных велосипеда, с возможностью быстрой сборки/разборки. В интернете нашел пару вариантов. Один из них тандем "Бродяга", собранный на "Камах", с дополнительным стыковочным узлом, в конструкции которого я не разбирался. Второй вариант, зарубежного автора, был мне ближе. Особенно внушало глухое крепление рулевой второго номера насквозь тремя болтами...ух! Здесь это необходимо для создания единой трансмиссии. Я же решил оставить трансмиссии раздельными, и это дало определенные преимущества. Сделать тандем хотелось с минимальными вложениями, потому что оставались сомнения в жизнеспособности подобной конструкции. Решено было соорудить "действующий макет".Поэтому были куплены два О'Кей-байка по 4000р. Они соответствовали моим минимальным требованиям: крепление задней оси на гайках, жесткая железная вилка второго номера, многоскоростная трансмиссия. Сразу скажу, что это плохое вложение денег, потому что менять на таких велосипедах надо всю навеску, а затем и раму). Еще и нажегся с ростовкой, и первый номер мне катастрофически мал, а второй дочке велик. Проблему второго номера уменьшил, развернув вынос в сторону седла. Лучше, вероято, собирать бюджетный вариант на чем-нибудь вроде STELS Navigator 250 Lady. Сама сборка тандема заняла несколько часов. Вилку второго номера разжал ромбическим домкратом, чтобы она садилась на ось заднего колеса первого номера снаружи задних перьев. Еще мешал выступающий винт крепления заднего переключателя к раме, удалось привинтить его изнутри рамы (нарезав резьбу в петухе), а выступающую наружу резьбу срезать. Со второго номера были сняты тормоза. Остались два вибрейка первого номера. При нашей скорости 15-20 км/ч и весе ездоков 85+40=125кг. силы торможения хватает. Тандем получился длиной 2,78м., вес 26,5 кг. Приятным бонусом оказалась возможность складывать тандем пополам не разбирая. Таким образом, ему легче найти место в квартире, и он влезает в лифт! Узел соединения двух велосипедов, как самая ответственная часть, безусловно требует доработки. Вилка второго номера должна иметь возможность поворачиваться на оси заднего колеса, чтобы был контакт всех трех колес на неровностях дороги. Сейчас она просто притянута гайками плюс предохранительные шайбы с усом, достаточно хилые. В поездке крепление постепенно ослабевает и заднее колесо первого номера смещается в дропаутах и начинает тереть. Периодически надо подтягивать и вообще следить за этим соединением. Если заменить ось заднего колеса первого номера на более длинную (есть такие?), то можно качественно притянуть гайками заднее колесо, а потом уже насадить вилку второго номера через шайбы, обеспечив ей подвижность. Подводя итог скажу, что эксперимент удался, дети от такого катания в восторге. Быстро привыкают и понимают, как надо себя вести. С удовольствием помогают вкручивать) Попробую перечислить плюсы и минусы трехколесного тандема, учитывая, что на классическом тандеме я не катался и все сказанное будет очень большое ИМХО. Плюсы: Складная разборная конструкция удобна в хранении и перевозке. Меньше нагрузка на колеса (вес распределен на три колеса вместо двух) Возможность поставить два полноценных багажника, на втором и третьем колесах (не пробовал) Раздельная трансмиссия позволяет экипажу педалировать независимо. Возможность быстро собрать бюджетный тандем. Первый номер может быть использован, как самостоятельный велосипед. Минусы: Сомнения в надежности узла соединения. Требует внимания и доработки. Нехарактерные нагрузки на вилку второго номера. Отсутствует единая жесткая рама. На неровностях ощущения напоминают езду с прицепом. Вес лишнего колеса и, в моем случае, чугунных компонентов. Фотки на фотофайле или вконтакте. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 мая 2013 г. А почему ранебаут не купили? 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 мая 2013 г. (изменено) Как пользователь ранебаута сравню тандем ведущий вел/ранебаут с трёхколёсным тандемом (плюсы трёхколёсного тандема сохраняются): Плюсы тандема ведущий вел/ранебаут по сравнению с трёхколёсным тандемом: Шарнирная конструкция ОЧЕНЬ надёжная (можно ездить и по пересечённой местности), легко и быстро устанавливается на любой ведущий велосипед. Ранебаут прикрепляется и отцепляется от ведущего вела за несколько секунд. Складная конструкция ранебаута более удобна в хранении и перевозке. Руль ранебаута неподвижно закреплён на раме и не следует за задним колесом ведущего вела. Меньший вес. Тандем выглядит как единое целое, а не как колхоз. Цена 4,5т.р. (для односкоростного ранебаута с 20" колесом). Нет необходимости в колхозе - купил, поставил и поехал. Флаг для ранебаута идёт в комплекте. Минусы тандема ведущий вел/ранебаут по сравнению с трёхколёсным тандемом: Ранебаут нельзя использовать без ведущего вела. В сумку находящуюся непосредственно над площадкой багажника ведущего вела можно положить лишь минимум груза (штаны велорюкзака можно наполнить до предела). Жёсткая рама ранебаута не амортизирует под ездоком (устраняется установкой Биг Эйпла). Безбожная цена у наших продавцов, Чейн перестал продавать ранебауты. Оборудование ведомого вела начального уровня, но это уже далеко не уровень Пятёрочко-байка. Запчасти в случае поломки шарнира придётся заказывать за бугром, хотя вероятность поломки шарнира практически нулевая. Изменено 5 мая 2013 г. пользователем WasserWolf 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 мая 2013 г. (изменено) Как пользователь тандем-штанги сравню тандем ведущий вел/тандем-штнага/ведомый вел с трёхколёсным тандемом (плюсы трёхколёсного тандема сохраняются): Плюсы тандема ведущий вел/тандем-штнага/ведомый вел с трёхколёсным тандемом: Ведомый вел можно использовать и отдельно, причём ведомый вел прикрепляется и отцепляется от ведущего вела за несколько секунд. Шарнирная конструкция относительно надёжная (можно иногда ездить и по пересечённой местности), относительно легко и быстро устанавливается на любой ведущий велосипед. Руль ведомого вела неподвижно закреплён на раме и не следует за задним колесом ведущего вела. Тандем выглядит как фирменная вещь, а не как колхоз. Цена тандем-штанги менее 2,5т.р. Нет необходимости в колхозе - купил, поставил и поехал. Минусы тандема ведущий вел/тандем-штнага/ведомый вел по сравнению с трёхколёсным тандемом: Нельзя использовать ведомый вел с колёсами более 20". Вес тандем-штанги относительно высок. В сумку находящуюся непосредственно над площадкой багажника ведущего вела можно положить лишь минимум груза (штаны велорюкзака можно наполнить до предела). Жёсткая конструкция не амортизирует под ездоком ведомого вела (устраняется установкой назад Биг Эйпла). Запчасти в случае поломки шарнира придётся заказывать за бугром, хотя вероятность поломки их не высока. Место крепления крепежа тандем-штанги к ведомому велу надо усиливать (я оборачивал жестью от пивной банки), иначе возможно повреждение краски в месте крепления. Перевод на русский инструкции не очень понятный, блондинка сама не разберётся. Изменено 5 мая 2013 г. пользователем WasserWolf 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 мая 2013 г. (изменено) гениально, как по мне! аж захотелось в перспективе тоже попробовать! рулевую, я считаю, фиксировать не стоит, пущай будет подвижность в горизонтальной плоскости, в поворотах легче будет управляться. раздельные трансмиссии, имхо, - большой плюс, каждый крутит когда хочет и на своей комфортной передаче, не нужны тандемные системы (иначе будет эффект фикса). минус - вес, но в случае тандема он как-то побоку должен быть. автору на заметку - посмотри на вилку Surly Pugsley (или Moonlander, не помню). там прикол в том, что у нее 135мм по дропаутам. у них там классная идея - можно поставить да задних колеса, одно с кассетой, допустим, другое синглспидное, или просто два сингла с разными звездами, или разные кассеты (на что фантазии хватит, короче), и вместо замены кассет-звезд можно просто перекиунть колеса местами (ну и цепь сменить на нужной длины). в случае ТС такую вилку куда как проще будет чуть-чуть разжать. что до размера ее, то по высоте она будет соизмерима с какой-нибудь амовилкой на 24-26 (надо смотреть axle-to-crown). еще можно ведущий вел собрать на планетарке с меньшим OLD (например, 120мм для трешки, 132 для восьмерки, у штурмеек-срамов аналогично примерно) или вообще на сингле. в случае с сниглом, кстати, ось элементарно меняется на более длинную (150мм есть, больше - хз, можно поискать или самому нарезать, у мну плашка есть 10x1, если что), а то на планетарках там хитрые оси, обычную не воткнешь. еще можно попробовать сингл + натяжитель + тройник спереди. хотя на кассетной системе тоже, может быть, обычная ось? слышал, что эксцентриковая ось во втулках может меняться на цельную под гайки и наоборот (возможно, не везде), тогда тоже можно попробовать. с длинной ось можно будет вилку зажать через два узких промподшипника, что даст искомую подвижность при нормальной затяжке (главное подшипники нормальные, чтоб их не скрутило в узел при затяжке). ЗЫ. сам сколько смотрю на тандемы - все время ощущение, что третьего колеса посередке не хватает. а вот так оно куда гармоничнее)) Изменено 5 мая 2013 г. пользователем dimas000 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 мая 2013 г. Владимир, ранебаут все-таки очень детский вариант. А моя барышня уже достаточно рослая плюс на вырост. Еще расчитываю и на катание двух взрослых. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 мая 2013 г. dimas000, О, сколько информации! Начну с поиска длинной оси. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 мая 2013 г. Странно, должен быть набежать народ с криками "да вы что, среднее колесо будет юзить в повороте, это износ покрыхи, опасно и ваще низя!" Соответственно, вопрос топикстартеру: пробовали ли совершать циркуляции малого радиуса? Заметен ли негативный эффект бокового волочения колеса в повороте? 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 мая 2013 г. В повороты вписывается, проблем не почувствовал. Никуда не тянет, не ведет, колеса не проскальзывают. Все это на скоростях до 20 км/ч. Обычно захожу в поворот большим радиусом, но специально пробовал и малым. В планах тесты на минимальный радиус разворота. Напомню, что у меня вилка второго номера свободно поворачивается как в рулевой, так и на оси среднего колеса. Это позволяет конструкции выписывать все радиусы и неровности. Еще на привалах тандем надежно ставится углом без опор и подножек. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 мая 2013 г. mike vulgaris (AKA mike) писал(а) Sun, 05 May 2013 20:16Странно, должен быть набежать народ с криками "да вы что, среднее колесо будет юзить в повороте, это износ покрыхи, опасно и ваще низя!" Соответственно, вопрос топикстартеру: пробовали ли совершать циркуляции малого радиуса? Заметен ли негативный эффект бокового волочения колеса в повороте? В детстве мы с товарищем такой соорудили. С радиусами все ОК. Но в один прекрасный момент при возвращении из покатушки по грунтовке в 30 км (по нагрузкам примерно как 150 км в Ленобласти) конструкция превратилась в два отдельных велосипеда, один из которых без переднего колеса. Увы, на этом велосипеде ехал я 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 мая 2013 г. (изменено) Kimber1 писал(а) Sun, 05 May 2013 22:42Но в один прекрасный момент <...> конструкция превратилась в два отдельных велосипеда, один из которых без переднего колеса. Тут с этим, как я понимаю, поспокойнее, благодаря вот таким шайбам: http://photo.qip.ru/users/leon-gl/96684481/130550448/#mainImageLink Но все равно будет и развинчивание, и испорченная резьба на задней оси переднего велосипеда. Тут шарнир какой-то грамотный нужен. Изменено 6 мая 2013 г. пользователем Mithr 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 мая 2013 г. Le0n писал(а) Sun, 05 May 2013 17:16Владимир, ранебаут все-таки очень детский вариант. А моя барышня уже достаточно рослая плюс на вырост. Еще расчитываю и на катание двух взрослых. Ранебаут с 24" колесом подойдёт для подростка любого возраста. Да и взрослому невысокого роста тоже на таком ранебауте будет вполне комфортно. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 мая 2013 г. "вот такие шайбочки" у меня гнулись просто при затяжке гайки - вместо с гайкой провернуло и сорвало носик. пассатижами правятся обратно, но про надежность нечего говорить. да и дропауты и первой рамы ппц хилые. если там алюминий - это полный ахтунг! касаемо длинной оси: с резьбой 10x1.0 вряд ли что-то найдется, зато вот можно пойти в Метизы и купить длинный-предлинный болт с частичной нарезкой. головку и резьбовую часть на конце отпилить. ну или найти где 10мм пруток. тиски, как я погляжу, есть. плашку 10x1 и держак купить на Юноне (или могу одолжить, тоже в Автово). подшипники там же на Юноне можно поискать в выходные. или попробовать вкорячить промы для втулки. еще можно купить две дешевых передних втулки на насыпи, от них отпилить по внутренней стороне фланца боковины и через них зажать вилку, расположив конусами наружу. конуса упилить до минимальной ширины, внешние законтрить. при наличии болгарки - ерундовое дело. только сзади тогда точно не 135мм. а какой-нибудь сингл на 110. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 мая 2013 г. Kimber1 писал(а) Sun, 05 May 2013 22:42 В детстве мы с товарищем такой соорудили. С радиусами все ОК. Но в один прекрасный момент при возвращении из покатушки по грунтовке в 30 км (по нагрузкам примерно как 150 км в Ленобласти) конструкция превратилась в два отдельных велосипеда, один из которых без переднего колеса. Увы, на этом велосипеде ехал я Вот! Мне старший товарищ тоже сказал, что видел такие сцепки во времена своей молодости Финал, конечно, печальный 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 мая 2013 г. dimas000 писал(а) Mon, 06 May 2013 19:09"вот такие шайбочки" у меня гнулись просто при затяжке гайки - вместо с гайкой провернуло и сорвало носик. пассатижами правятся обратно, но про надежность нечего говорить. да и дропауты и первой рамы ппц хилые. если там алюминий - это полный ахтунг! Рамы - честная водопроводная сталь! А шайбочки да, вшивые. Попробую поискать на замену кузовные шайбы, и выточить. Там толщина должна быть 2,5-3мм. dimas000 писал(а) Mon, 06 May 2013 19:09 касаемо длинной оси: с резьбой 10x1.0 вряд ли что-то найдется, зато вот можно пойти в Метизы и купить длинный-предлинный болт с частичной нарезкой. головку и резьбовую часть на конце отпилить. ну или найти где 10мм пруток. тиски, как я погляжу, есть. плашку 10x1 и держак купить на Юноне (или могу одолжить, тоже в Автово). подшипники там же на Юноне можно поискать в выходные. или попробовать вкорячить промы для втулки. еще можно купить две дешевых передних втулки на насыпи, от них отпилить по внутренней стороне фланца боковины и через них зажать вилку, расположив конусами наружу. конуса упилить до минимальной ширины, внешние законтрить. при наличии болгарки - ерундовое дело. только сзади тогда точно не 135мм. а какой-нибудь сингл на 110. Очень не хочу отказываться от многоскоростного привода.. К Метизным болтам отношусь очень скептически. Может быть гнутый на такой длине и скорее всего сырая сталь неизвестного качества. Померил длину оси - 175мм. То есть мне надо 195-200. Поискать можно. Вот не совсем то, но длина подходящая: Ось Xenium D:12mm L:202mm Al7075 Вот на Чейне 185мм 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 мая 2013 г. WasserWolf писал(а) Mon, 06 May 2013 12:53 Ранебаут с 24" колесом подойдёт для подростка любого возраста. Да и взрослому невысокого роста тоже на таком ранебауте будет вполне комфортно. Вот наткнулся на обсуждение ранебаута для компактной дамы - отговаривают 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 мая 2013 г. Le0n писал(а) Mon, 06 May 2013 23:29 Вот наткнулся на обсуждение ранебаута для компактной дамы - отговаривают Теоретики такие теоретики. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 мая 2013 г. Цитата:Очень не хочу отказываться от многоскоростного привода.. ну а фигли? 135мм + дропауты + гайки. это только если так, по-тупому зажимать. а ежели через какие-то подшипники что-то мудрить - еще несколько милиметров как минимум можно накинуть. мне видится возможным вот такой вариант: шимановская трешка с OLD 120мм + при желании натяжЫтель и тройник спереди. если рекорды скорости не ставить, ездить можно, особенно ежели правильно подобрать передачи на обоих байках. ну и тогда уже ширина позволяет что-то накинуть, можно еще гайки чуть подточить, пущай поуже будут. в конце концов, можно вместо изобретения шарнира попробовать посередке амовилку поставить.24" популярны у всяких попрыгунчиков, так что можно поискать. а ежели еще спереди двухподвес - ваще гулять будет только так! Цитата:К Метизным болтам отношусь очень скептически. Может быть гнутый на такой длине и скорее всего сырая сталь неизвестного качества. это правильно. впрочем, можно поспрашивать в строительных на предмет болтов покрепче. ну или найти хз где годный ровный круглый 10мм пруток из хорошей стали. есть конторы, торгующие арматурой и прочим металлопрокатом, но чтоб в розницу, да физлицам, да такими малыми кусками... хотя могут просто так отрезать или из обрезков поискать, если договориться)) 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 мая 2013 г. (изменено) А на "хорошей стали" получится ли самостоятельно нарезать резьбу? Тогда лучше искать сначала токаря, потом термиста. Почему амовилка 24", колеса-то у меня 26"? Изменено 6 мая 2013 г. пользователем Le0n 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 мая 2013 г. про планетарку фигню вчера сморозил на ночь глядя, ибо там хитровыделанная ось. можно посмотреть на штурмей-арчер, но у них скорее всего тоже, ибо там один набор шестеренок крепится неподвижно на оси. тогда остается сингл на 110/120 с обычной осью. тройник спереди по желанию. Цитата:Почему амовилка 24", колеса-то у меня 26"? а у дочки? на 24-х что-нибудь нормально будет, 26 поди великоавты. хотя тоже фигню сказал, амовилку так не разогнешь вообще. в смысле, разогнуть-то можно, но работать оно не будет никак, и вообще поломается. Цитата:А на "хорошей стали" получится ли самостоятельно нарезать резьбу? Тогда лучше искать сначала токаря, потом термиста. чтобы нарезать резьбу на хорошей стали, нужна плашка из очень хорошей стали))) а ежели есть знакомый дядя токарь, можно взять шестигранник на 10 (или чуть больше) подлинней, отпилить голову и обточить его до круга, потом там же не станке нарезать резьбу. получаем точно ровную ось плюс хромванадий, все дела. я хз, правда, насколько хорошо нормальная инструментальная сталь точится. у арматуры могут оказаться неподходящие допуски на кривизну, ну и делают ее наверно из говна. да, там же у дяди токаря можно выточить подшипники нужного размера, шаров купить не проблема. 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах