Hello World!

ache

Мобильный офис-2: автономное энергоснабжение

59 сообщений в этой теме

В связи с всё более активным планированием долгосрочной покатушки в далёких краях задумался я тут об электронной стороне вопроса.

На данный момент я планирую длительные (две-три недели или больше) участки без наличия каких-либо розеток с электричеством поблизости. До сих пор из девайсов я обходился гпсом и фотиком на АА и тупо брал нужное количество батареек/аккумуляторов на автономный участок. Здесь же есть планы использования большего количества энергоёмких гаджетов, в связи с чем нужен совет почтенной публики по их электропитанию. Мои познания в радиоделе крайне скромные.

Часть 1. Гаджеты
1. GPS (Garmin Vista HCX): батарейки АА, есть USB-зарядник для АА
2. фотег (мыльница и/или зеркало): проприетарные аккумы, но к ним найдена USB-зарядка и зарядка от прикуривателя авто 12В
3. телефон (пока неясно какой -- старый почти умер, а нового нет): скорее всего, будет возможность USB-зарядки
4. какой-нибудь Tablet PC дюймов на семь с GPS и сменной батарейкой в целях а) загрузки туда аналоговых карт и ориентирования по ним б) чтения книжек в непогоду в) писания в блог из цивилизации
интересные девайсы не имеют USB-зарядки, но имеют возможность заряжаться от прикуривателя; разъём для зарядки -- скорее всего, круглый неясного диаметра; пока смотрю в сторону witstech a81g
5. Налобнег: батарейки ААА, есть USB-зарядник
6. Велофара с дила на 18650 или на АА (есть и такая и такая)

Часть 2. Источники энергии
Тут я вижу их два: динамовтулка (нынешние цены на шимановские динамовтулки типа альфины или ХТ кажутся мне вполне приемлемыми) или же солнечная батарея (тут у меня никаких познаний нет).

Часть 3. Интерфейс между частями 1 и 2.
Для зарядки почти всех девайсов, кроме компа, было бы достаточно стабильного 5В USB-сигнала. Как заряжать комп, мне пока неясно.

Насколько я понимаю, как динама, так и солнечная батарея выдают на выходе сигнал с меняющимися параметрами (ток/напряжение), стало быть, перед подачей в зарядку его неплохо бы стабилизировать, возможно, организовав промежуточно некий батарейный блок и добавив туда возможность менять напряжение на выходе.

Итого имеем схему:
источнег -- стабилизатор+аккум блок -- на выходе пучок сменных разъёмов, один из которых USB, а второй подходит к компу -- зарядное устройство

Ограничения: хочется уменьшить вес и количество предметов во всей конструкции; финансовая сторона может обсуждаться.

Вопросы:
1. Разумная ли это схема? Есть ли решения лучше?
2. Где берут ныне хорошие солнечные батареи?
3. Как обстоит ныне дело с промокаемостью динамовтулок (полное погружение)?
3а. Можно ли их после такого разобрать и просушить в полевых условиях?
4. Какие сейчас есть разумные решения-посредники между динамой/батареей и потребителями?
Вот это http://www.bumm.de/index-e.html?docu/361e.htm на вид подходит, но не имеет внутри аккумулятора; цена несколько несуразна; также неясно, сможет ли оно питаться от солнечной батареи.
Вампирчики http://vampirchik-sun.nm.ru/ имеют версию на АА и на 18650, умеют питаться от солнечной батареи, но неясно, смогут ли питаться от динамы. 6В попадает в допустимый входной диапазон, но что там по току?

Буду рад всем комментариям!
Изменено пользователем ache
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
ache писал(а) Fri, 04 February 2011 00:27
4. Какие сейчас есть разумные решения-посредники между динамой/батареей и потребителями?
Благодаря ныне работающему поиску на форуме (спасибо - кто? al1?) я могу найти свои старые посты на эту тему:
Самодельное компактное устройство
tout-terrain, pedalpower

С тех пор появились ещё промышленные:
http://www.dahon.com/news/releases/2009/08/dahon-brings-green-power-every-bike
http://www.thinkbiologic.com/products/reecharge-power-pack
http://bikeusbcharger.com/ - что-то полусамодельное, но доступное по цене

Сам я использовал только самое первое из своего списка. Работает. Больше сказать нечего Smile
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Константин Шемяк писал(а) Fri, 04 February 2011 09:28
ache писал(а) Fri, 04 February 2011 00:27
4. Какие сейчас есть разумные решения-посредники между динамой/батареей и потребителями?
Благодаря ныне работающему поиску на форуме (спасибо - кто? al1?) я могу найти свои старые посты на эту тему:
Самодельное компактное устройство
tout-terrain, pedalpower

С тех пор появились ещё промышленные:
http://www.dahon.com/news/releases/2009/08/dahon-brings-green-power-every-bike
http://www.thinkbiologic.com/products/reecharge-power-pack
http://bikeusbcharger.com/ - что-то полусамодельное, но доступное по цене

Сам я использовал только самое первое из своего списка. Работает. Больше сказать нечего Smile


Ага, спасибо.

Однако ж все эти девайсы, в отличие от вампир-продукции, умеют выдавать только 5В по USB.

Мне же, строго говоря, неважно, какой из стандартов выбрать для кормления девайсов -- 5В USB или же 12В автоприкуривательные.

Под 12В симпатично выглядит такой вот вампир-девайс: http://vampirchik-sun.nm.ru/buf.htm, благо, что почти новых энелупов у меня дофига)

вопрос: в каком из вариантов будет больше потерь на преобразования?

Ну и кроме того, остаётся вопрос солнечная батарея vs динамо-ффтулко, пока я всё же склоняюсь к батарее (не надо собирать новое колесо, неясна водостойкость втулок)
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
ache писал(а) Fri, 04 February 2011 12:13

Ну и кроме того, остаётся вопрос солнечная батарея vs динамо-ффтулко, пока я всё же склоняюсь к батарее (не надо собирать новое колесо, неясна водостойкость втулок)


а этот вопрос сльно зависит от того куда планируется поездка, на север или юг.

и, имхо, такие места, где в течении 3-х недель нет доступности розеток будут расположены там где нет дорог, и, соответственно, проезд на байке крайне затруднён, если вообще возможен.
лично я использую запас AA (для навигатора) и 18650 аккумуляторов - для всего остального с портативным преобразователем 3.7V 18650 в 5V USB.

чтобы обеспечить двухнедельный автоном, запас 18650 будет весить не сильно много. сомневаюсь что всякие солнечные батареи со стабилизаторами и буферным аккумулятором будут весить меньше.
не говоря уж о надёжности и планировании. имея запас аккумуляторов, их расход можно достаточно точно спрогнозировать. а как спрогнозировать солнце?
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
indi писал(а) Fri, 04 February 2011 11:35
ache писал(а) Fri, 04 February 2011 12:13

Ну и кроме того, остаётся вопрос солнечная батарея vs динамо-ффтулко, пока я всё же склоняюсь к батарее (не надо собирать новое колесо, неясна водостойкость втулок)


а этот вопрос сльно зависит от того куда планируется поездка, на север или юг.

и, имхо, такие места, где в течении 3-х недель нет доступности розеток будут расположены там где нет дорог, и, соответственно, проезд на байке крайне затруднён, если вообще возможен.


Тут ещё какой момент. Ночевать я люблю вне населенки. А заряжать всю гоп-компанию АА+18650 придётся явно часов пять-шесть. Я скорее готов потаскать лишние полкило, но не терять днём кучу времени на зарядку всего и вся в цивилизации.

Помнится, несколько лет назад я ездил по Пиренеям, и имел кучу АА-powered устройств плюс запас аккумуляторов дня на три. Заряжал в кафе днём, когда обедал. В общем и целом тогда у меня осталось ощущение некой нервозности, связанной с тем, что "ааа, сегодня точно надо найти кафе, и чтобы всё зарядилось, итд итп".
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
ache писал(а) Fri, 04 February 2011 14:07
indi писал(а) Fri, 04 February 2011 11:35
ache писал(а) Fri, 04 February 2011 12:13

Ну и кроме того, остаётся вопрос солнечная батарея vs динамо-ффтулко, пока я всё же склоняюсь к батарее (не надо собирать новое колесо, неясна водостойкость втулок)


а этот вопрос сльно зависит от того куда планируется поездка, на север или юг.

и, имхо, такие места, где в течении 3-х недель нет доступности розеток будут расположены там где нет дорог, и, соответственно, проезд на байке крайне затруднён, если вообще возможен.


Тут ещё какой момент. Ночевать я люблю вне населенки. А заряжать всю гоп-компанию АА+18650 придётся явно часов пять-шесть. Я скорее готов потаскать лишние полкило, но не терять днём кучу времени на зарядку всего и вся в цивилизации.

Помнится, несколько лет назад я ездил по Пиренеям, и имел кучу АА-powered устройств плюс запас аккумуляторов дня на три. Заряжал в кафе днём, когда обедал. В общем и целом тогда у меня осталось ощущение некой нервозности, связанной с тем, что "ааа, сегодня точно надо найти кафе, и чтобы всё зарядилось, итд итп".


а вот постоянно поворачивать солнечную батарею для обеспечения перпендикулярности меня бы точно достало. к тому же, чтобы зарядить хотя бы одну банку 18650, надо приличную площадь фотоэлементов, скорее всего размещать на велорюкзаке. достать что-то из рюкзака значит отцеплять эту батарею. провода, провода... а вдруг дождь или ногой заденешь, вот где настоящие нервяки Smile

я тоже предпочитаю ночевать вне населёнки и вообще люблю всяческий автоном. и обедаю не в кафе. для двух недель запаса аккумов мне хватает и вовсе без всяких подзарядок. но всё благодаря переходу на 18650. раз в две недели я могу и дневку устроить для зарядки. более чем двухнедельный поход и без дневок всё равно не бывает.

я вижу смысл в солнечных батареях только в пеших экспедициях в диких южных пустынях и при этом для больших групп. для 1-2 человек заморачиваться, имхо, смысла нет никакого.

вот динамовтулки выглядят гораздо интереснее. но, боюсь, достойные варианты стоят столько, что значительно дешевле и удобнее иметь запас литиевых лёгких батареек AA и аккумов 18650
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
ache писал
Под 12В симпатично выглядит такой вот вампир-девайс: http://vampirchik-sun.nm.ru/buf.htm, благо, что почти новых энелупов у меня дофига)


на тамошнем форуме пишут что не делают и не продают их больше.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
indi писал(а) Fri, 04 February 2011 12:37
для двух недель запаса аккумов мне хватает и вовсе без всяких подзарядок. но всё благодаря переходу на 18650. раз в две недели я могу и дневку устроить для зарядки. более чем двухнедельный поход и без дневок всё равно не бывает.

я вижу смысл в солнечных батареях только в пеших экспедициях в диких южных пустынях и при этом для больших групп. для 1-2 человек заморачиваться, имхо, смысла нет никакого.


Вот в дикие южные пустыни я как раз и собираюсь)

Короче пока всё упирается в зарядку проприетарных литий-ионных аккумов на 3.7В.

Как показало моё вчерашнее и сегодняшнее гугление, вполне есть смартфоны/таблеты со сменными батарейками на 3.7В, а также встречаются всякие юсб-зарядники для таких батареек вне зависимости от форм-фактора, вроде лягушки:
http://www.vampirchik-sun.nm.ru/acses3/lg3s.jpg

Отсюда, если следовать рекомендации коллеги indi, вытекает такая схема:

берем пачку 18650 и зарядник к ним; по два проприетарных аккума к каждому из устройств и сколько-то АА.

"портативный преобразователь 3.7V 18650 в 5V USB" у меня есть, как и зарядники для всего от USB. Однако ж представляеца глупым повышать/понижать напряжение для перевода энергии 18650 в энергию остальных.

Не видел ли кто на диле/иных китайских местах фиговины для непосредственного перевода заряда 18650 в Li-Ion другого форм-фактора?

Что касается веса. Батареи на аморфном кремнии (что продаются той же вампир-бригадой) на 8 Вт/12 В заявлены в 460 грамм.

Согласно вейтвинис, шимано альфина весит 672 грамма, имеющаяся у мну простая деоровская ффтулко заявлена примерно в 270 грамм. Итого имеем, что разница в весе всего пакета невелика.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
ache писал(а) Fri, 04 February 2011 17:51
indi писал(а) Fri, 04 February 2011 12:37
для двух недель запаса аккумов мне хватает и вовсе без всяких подзарядок. но всё благодаря переходу на 18650. раз в две недели я могу и дневку устроить для зарядки. более чем двухнедельный поход и без дневок всё равно не бывает.

я вижу смысл в солнечных батареях только в пеших экспедициях в диких южных пустынях и при этом для больших групп. для 1-2 человек заморачиваться, имхо, смысла нет никакого.


Вот в дикие южные пустыни я как раз и собираюсь)

Короче пока всё упирается в зарядку проприетарных литий-ионных аккумов на 3.7В.

Как показало моё вчерашнее и сегодняшнее гугление, вполне есть смартфоны/таблеты со сменными батарейками на 3.7В, а также встречаются всякие юсб-зарядники для таких батареек вне зависимости от форм-фактора, вроде лягушки:
http://www.vampirchik-sun.nm.ru/acses3/lg3s.jpg

Отсюда, если следовать рекомендации коллеги indi, вытекает такая схема:

берем пачку 18650 и зарядник к ним; по два проприетарных аккума к каждому из устройств и сколько-то АА.

"портативный преобразователь 3.7V 18650 в 5V USB" у меня есть, как и зарядники для всего от USB. Однако ж представляеца глупым повышать/понижать напряжение для перевода энергии 18650 в энергию остальных.

Не видел ли кто на диле/иных китайских местах фиговины для непосредственного перевода заряда 18650 в Li-Ion другого форм-фактора?

Что касается веса. Батареи на аморфном кремнии (что продаются той же вампир-бригадой) на 8 Вт/12 В заявлены в 460 грамм.

Согласно вейтвинис, шимано альфина весит 672 грамма, имеющаяся у мну простая деоровская ффтулко заявлена примерно в 270 грамм. Итого имеем, что разница в весе всего пакета невелика.



если не нужно бытового изящества- берем девайс на проприетарных батарейках и тупа напрямик припаиваем к нему дидлэкстримовскую банку, можно две, а можно их менять. И никакого двойного преобразования и потерь.

У меня так сделан мобильник Нокиа и китайский ГПС- все замечательно долго-долго работает.
Не сумел побороть, как не бился, КПК Асус, там производитель приложил много сил для того, что бы батарейки покупали только у них.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
paramon писал(а) Sun, 06 February 2011 16:15
если не нужно бытового изящества- берем девайс на проприетарных батарейках и тупа напрямик припаиваем к нему дидлэкстримовскую банку, можно две, а можно их менять. И никакого двойного преобразования и потерь.


На бытовое изящество забить, но при этом теряеца водонепроницаемость. Мои девайсы таким свойством обладают)
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
indi писал(а) Fri, 04 February 2011 14:37
.... для двух недель запаса аккумов мне хватает и вовсе без всяких подзарядок. но всё благодаря переходу на 18650. раз в две недели я могу и дневку устроить для зарядки. ...

Народ, а подскажите, что за зверь такой 18650? Вернее
, что за зверь я уже в инете сам выискал (там ещё есть li-ion элементы питания 18650, 17670, 103450), но не понятно куда их вставить то можно.
Всё что я знаю работает на АА или ААА, ну на крайняк 12V. А куда эти самые 18650 прикрутить то? Их ведь напрямую ни в один фотик и т.п. не вставишь.

P.S. Это так, если кому может надо. Нашёл случайно.
http://chans.spb.ru/cell.html
Изменено пользователем XRV750AT
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
XRV750AT писал(а) Sun, 06 February 2011 17:55
indi писал(а) Fri, 04 February 2011 14:37
.... для двух недель запаса аккумов мне хватает и вовсе без всяких подзарядок. но всё благодаря переходу на 18650. раз в две недели я могу и дневку устроить для зарядки. ...

Народ, а подскажите, что за зверь такой 18650? Вернее
, что за зверь я уже в инете сам выискал (там ещё есть li-ion элементы питания 18650, 17670, 103450), но не понятно куда их вставить то можно.
Всё что я знаю работает на АА или ААА, ну на крайняк 12V. А куда эти самые 18650 прикрутить то? Их ведь напрямую ни в один фотик и т.п. не вставишь.

P.S. Это так, если кому может надо. Нашёл случайно.
http://chans.spb.ru/cell.html


Ну собственно Парамон потому и пишет про неэстетичность: засунуть нельзя, но можно припаять проводков и аккум будет болтаца где-то сзади)
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
XRV750AT писал(а) Sun, 06 February 2011 21:55
indi писал(а) Fri, 04 February 2011 14:37
.... для двух недель запаса аккумов мне хватает и вовсе без всяких подзарядок. но всё благодаря переходу на 18650. раз в две недели я могу и дневку устроить для зарядки. ...

Народ, а подскажите, что за зверь такой 18650? Вернее
, что за зверь я уже в инете сам выискал (там ещё есть li-ion элементы питания 18650, 17670, 103450), но не понятно куда их вставить то можно.
Всё что я знаю работает на АА или ААА, ну на крайняк 12V. А куда эти самые 18650 прикрутить то? Их ведь напрямую ни в один фотик и т.п. не вставишь.

P.S. Это так, если кому может надо. Нашёл случайно.
http://chans.spb.ru/cell.html


НЯП, в "мирной" жизни из 18650 например собирают батареи ноутбуков. А в походных условиях - как я понимаю, их используют как основной аккум, от сборки которых через дополнительную приблуду уже можно заряжать все остальное. Также как от универсалок на"фирменных" плооских аккумах или АА/ААА батарейках. Поправьте, если ошибаюсь.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Gourry писал(а) Sun, 06 February 2011 20:43
А в походных условиях - как я понимаю, их используют как основной аккум, от сборки которых через дополнительную приблуду уже можно заряжать все остальное.


Что за приблуда? Изменено пользователем zhengxi
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
zhengxi писал(а) Sun, 06 February 2011 23:33
Gourry писал(а) Sun, 06 February 2011 20:43
А в походных условиях - как я понимаю, их используют как основной аккум, от сборки которых через дополнительную приблуду уже можно заряжать все остальное.


Что за приблуда?


их множество. про самую простую и дешёвую написал здесь
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
ache писал(а) Thu, 03 February 2011 23:27
В связи с всё более активным планированием долгосрочной покатушки в далёких краях задумался я тут об электронной стороне вопроса.

Ограничения: хочется уменьшить вес и количество предметов во всей конструкции;


Меня размышления над подобной задачей привели к выводу о необходимости полного перехода на 18650.

Но пока ничего делать даже не начинал.

Плюсы - один зарядник на всё (единственный девайс с 220v вилкой), отсутствие разных аккумуляторов, которые ничего полезного не делают, а только заряжают друг друга.

В мобильнике или gps-смартфоне стоит один аккумулятор 3.7в.
Его можно заменить на 18650. Емкость у 18650 (2400mAh) в 2-3 больше, чем у типичного встроенного аккумулятора. При разряде просто подключается очередной 18650 из запаса заряженныx. Зарядник мобильника не нужно таскать. Запас проприетарных аккумуляторов тоже.
Да, коробочка с 18650 примотанная скотчем будет выглядит негламурно, но альтернативы я не вижу. Даже индустриальные мобильники и КПК (типа Motorola MC65 или Psion Teklogix Ikôn) работают на проприетарных аккумуляторах Sad Возможно, китайцы выпускают что-то работающее на 18650. Пока не видел.

tablet pc или ноутбук - там скорее всего и так несколько 18650 внутри, нужно только сделать возможность работать с ними по одному (чтобы заменять на заранее зараженные). Блок питания ноутбука тоже не надо будет таскать.

Фонарики диликстримовские уже 18650, налобник думаю тоже можно найти готовый.

Фотик... не знаю. У меня нет.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
zhengxi писал(а) Sun, 06 February 2011 23:33
Gourry писал(а) Sun, 06 February 2011 20:43
А в походных условиях - как я понимаю, их используют как основной аккум, от сборки которых через дополнительную приблуду уже можно заряжать все остальное.


Что за приблуда?



любая приблуда, в лучшем случае, убъет половину полезной емкости. Йоу!


0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Gourry писал(а) Sun, 06 February 2011 22:43
XRV750AT писал(а) Sun, 06 February 2011 21:55
indi писал(а) Fri, 04 February 2011 14:37
.... для двух недель запаса аккумов мне хватает и вовсе без всяких подзарядок. но всё благодаря переходу на 18650. раз в две недели я могу и дневку устроить для зарядки. ...

Народ, а подскажите, что за зверь такой 18650? Вернее
, что за зверь я уже в инете сам выискал (там ещё есть li-ion элементы питания 18650, 17670, 103450), но не понятно куда их вставить то можно.
Всё что я знаю работает на АА или ААА, ну на крайняк 12V. А куда эти самые 18650 прикрутить то? Их ведь напрямую ни в один фотик и т.п. не вставишь.

P.S. Это так, если кому может надо. Нашёл случайно.
http://chans.spb.ru/cell.html


НЯП, в "мирной" жизни из 18650 например собирают батареи ноутбуков. А в походных условиях - как я понимаю, их используют как основной аккум, от сборки которых через дополнительную приблуду уже можно заряжать все остальное. Также как от универсалок на"фирменных" плооских аккумах или АА/ААА батарейках. Поправьте, если ошибаюсь.



18650 - это часть мировой экспансии Китая. Чайна реально меняет мир и все главное впереди.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
paramon писал(а) Mon, 07 February 2011 06:17
18650 - это часть мировой экспансии Китая. Чайна реально меняет мир и все главное впереди.

Вот суки узкоглазые... Какие молодцы!
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Bulawka писал(а) Mon, 07 February 2011 11:38
paramon писал(а) Mon, 07 February 2011 06:17
18650 - это часть мировой экспансии Китая. Чайна реально меняет мир и все главное впереди.

Вот суки узкоглазые... Какие молодцы!


Булавка, щас парамон будет хвалиться:

если покопаться поиском, то он три года назад предсказал всеобщую моду на литий и вуаля ))

Теперь очередной прогноз: конца света не будет

парамон предсказывает моду на отказ от всяких батареек вообще нах и все! те будем кататься как птицы и получать от этого удовольствие

если форкм не грохнеца через десять лет это пророчество сбудется. ))
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
paramon писал(а) Mon, 07 February 2011 16:58
парамон предсказывает моду на отказ от всяких батареек вообще нах и все! те будем кататься как птицы и получать от этого удовольствие

если форкм не грохнеца через десять лет это пророчество сбудется. ))

Я тут читал про разработку самолёта с ядерной установкой, и что до эксплуатации не довели тока из-за развала СССР.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
paramon писал(а) Mon, 07 February 2011 16:58

парамон предсказывает моду на отказ от всяких батареек вообще нах и все! те будем кататься как птицы и получать от этого удовольствие

если форкм не грохнеца через десять лет это пророчество сбудется. ))


если пророчество сбудется, то всем похрен будет на форрум и на это пророчество Smile
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Bulawka писал(а) Mon, 07 February 2011 21:14
paramon писал(а) Mon, 07 February 2011 16:58
парамон предсказывает моду на отказ от всяких батареек вообще нах и все! те будем кататься как птицы и получать от этого удовольствие

если форкм не грохнеца через десять лет это пророчество сбудется. ))

Я тут читал про разработку самолёта с ядерной установкой, и что до эксплуатации не довели тока из-за развала СССР.

Вообще-то не довели их в пятидесятые-шестидесятые. По причине того, что ядерный реактор на саолет можно впихнуть... А вот защиту нормальную для экипажа - уже не влазит, тяжеловато-с:)
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Gourry писал(а) Mon, 07 February 2011 21:40

Вообще-то не довели их в пятидесятые-шестидесятые. По причине того, что ядерный реактор на саолет можно впихнуть... А вот защиту нормальную для экипажа - уже не влазит, тяжеловато-с:)

ну сейчас то могли б и доделать, или все ещё думают что американцы нам друзья....
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
XRV750AT писал(а) Tue, 08 February 2011 01:59
Gourry писал(а) Mon, 07 February 2011 21:40

Вообще-то не довели их в пятидесятые-шестидесятые. По причине того, что ядерный реактор на саолет можно впихнуть... А вот защиту нормальную для экипажа - уже не влазит, тяжеловато-с:)

ну сейчас то могли б и доделать, или все ещё думают что американцы нам друзья....

Судя по тому, что АПЛ новых серий потихоньку спускают на воду - верят не особо.
Видимо, после "маяка" таки дошло, что то, что летает может и упасть.. И ощутимо нагадить Smile Так что в серию из атомных проектов ни у нас, ни у "них" ни локомотивов, ни самолетов, ни гражданских судов не пошло:) Хотя проект маломощной АЭС модульной на гусеничном ходу вроде реанимируют, кстати.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас