ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

Велосипед и зима 

А. Кунеш

 Перед вами статья, предназначенная в первую очередь для тех, кто раздумывает над идеей не вешать на гвоздь (прятать в чулан, ставить на балкон, засовывать под кровать… выбрать свой вариант) велосипед на время зимнего межсезонья. Автор много зим отъездил ежедневно на работу, разнообразные велопоходы, ледовые покатушки и надеется, что некоторые советы, основанные на практическом опыте, могут пригодиться другим велосипедистам. Начнем, пожалуй, с мифов.

Почему то все считают, что зимой холодно (правда, странно?). На самом деле, бороться приходится в первую очередь именно с жарой, а вернее с избыточным потоотделением. Стоит одеться чуть теплее и уже через пять минут езды по снежной каше становится очень жарко. Пот пропитывает одежду и первая же остановка приводит действительно к замерзанию. Что делать? Например, я отказался от классической схемы: термобелье, флис, мембрана, так как флис набирает в себя много влаги и перестает греть, особенно на остановках. В моем варианте флис заменяется вторым слоем термобелья. В таком виде я езжу вплоть до очень стильных морозов. Знаю людей, которые не используют зимой мембранные ткани, а регулируют температуру дополнительными слоями велоодежды или флиса. Идея заключается в том, что вся влага отводится наружу и не остается под мембраной. Мне в этом варианте не нравится ветер, который сильнее продувает слои одежды, чем в варианте с мембраной. Надо пробовать и выбрать, то, что больше устроит именно вас. 

В отношении рук и ног все несколько иначе. Они должны быть в тепле, так как действительно сильно мерзнут. Теплая и просторная обувь, бахилы, утепленная стелька, варежки вместо перчаток, вот наиболее общие советы. Что нужно запомнить: 

  1. Зимняя одежда должна быть многослойной и регулировать температуру нужно именно количеством слоев. 
  2.  Необходимо избежать накопления влаги в одежде 
  3.  Пуховая куртка или жилетка очень полезна на остановках. 
  4.  Именно руки и ноги должны быть одеты тепло. 
Несмотря на все сложности, описанные выше, бояться зимнего холода не стоит, нужно лишь подобрать вариант одежды соответствующий вашему стилю езды и особенностям организма. Миф номер два – зимой на велосипеде скользко. С этим утверждением можно частично согласиться, но к нашему счастью прогресс не стоит на месте и уже давно и во всех уважаемых магазинах продают шипованную резину, причем выбор ее достаточно широк. Езда на хорошей шиповке по обледенелой поверхности в плане безопасности мало отличается от езды по сухому асфальту летом. Недостатков у шиповки два: высокая стоимость и большое сопротивление качению. Кроме того ресурс шипованных покрышек не высок, вернее сами покрышки живут долго, а вот шипы тупятся достаточно быстро, особенно в городском цикле, когда большую часть пути приходится ехать по голому асфальту. В основном по этим причинам остается значительное количество людей продолжающих ездить по городу на обычной резине. Действительно бывают дни, когда обильно засыпанная солью дорога совершенно не скользит, бывают снегопады и даже совсем сухой асфальт, но бывают и такие погодные условия, когда после оттепели все в считанные часы превращается в настоящий каток и без шиповки становится по настоящему опасно. Переставлять резину каждый день не хочется и приходится выбирать, хотя, на мой взгляд, выбор очевиден: шиповка более безопасна. Проблему стоимости я решил для себя просто – использую комплект новых покрышек для катания по льду (Ладога, залив) и комплект старой резины для города. По мере износа первый заменит второй.

велосипед

Катание по льду водоемов это отдельная большая тема, выходящая за рамки этой статьи, приведу только одну фотографию для иллюстрации того факта, что шиповка там действительно нужна, причем именно хорошая четырехрядная. В городе, все конечно иначе и более дешевой двухрядной шиповки вполне хватает, так что если не планируете в ближайшую зиму ехать за ладожскими красотами, то можете ограничиться и двухрядкой. Что еще нужно знать о шиповке? Шипы бывают цилиндрические и конические заостренные. Первые служат дольше, вторые лучше держат на гладком льду. Редко, но все же встречается в продаже бюджетная резина с обычными стальными шипами вместо победитовых. Брать ее нельзя ни в коем случае, так как мягкие шипы сотрутся об асфальт за считанные километры. Периодически встречаю описания изготовления умельцами самодельной шиповки… Ответ аналогичен – первые же километры оставят от таких шипов одни воспоминания.

При езде на шиповке по городу обратите внимание на места пересечения трамвайных путей. Часто в местах примыкания к рельсам укладывают специальные металлические плиты. Их не всегда видно подснежной кашей, но шиповка совершенно не держит на металлической поверхности. Такие участки нужно проезжать только прямо, без ускорений и торможений.

Третий миф – зимой нужны дисковые тормоза. Чего только не прочитаешь на просторах Интернета: мол только дисковые тормоза позволяю зимой надежно тормозить и колодки у них служат дольше ободных и вообще ободные отжили свой век… Сколько людей, столько мнений и я, помнится, верил в этот миф, менял по 4 пары дисковых колодок за зиму, но все равно продолжал упорно пользоваться дисковыми тормозами, пока, в одну прекрасную зиму, мне это не надоело и я не перешел обратно на ободные тормоза. Экономия на колодках получается почти на порядок, даже учитывая, что я пользуюсь не дешевыми трехцветными колодками от Promax.

Почему такая разница, спросите вы. Ответ прост. В зимнем городе дорога покрыта снежно-песчанно-солевой кашей, которая является прекрасным абразивом при попадании между поверхностью диска и колодками, а попадает она туда в достаточных количествах. В итоге колодки стачиваются буквально на глазах и четыре пары колодок за зиму далеко не предел. С ободными тормозами дела обстоят несколько иначе. Здесь значительно больший просвет между колодками и ободом, а значит - песчинки не приводят к истиранию поверхностей при холостом вращении. Есть у ободных тормозов и неприятная особенность. Периодически, в результате попадания на них воды и последующего ее замерзания, тормоза исчезают совсем. Нажимаешь на ручку, а велосипед продолжает ехать с прежней скоростью. Не очень приятный момент, но с ним можно бороться. Достаточно сделать еще 2-3 нажатия и тормоза опять появляются. Надо просто помнить об этой проблеме
, особенно на затяжных спусках. Я рекомендую периодически проверять тормоза, короткими нажатиями. Если все описанное вас сильно пугает то, конечно, нужно покупать дисковые тормоза, невзирая на накладные расходы. Но я бы не стал торопиться, для начала попробуйте обойтись ободными, возможно они вас вполне устроят.

Четвертый миф – велосипед зимой буквально разваливается под действием соли и холода. Это так, но не совсем. С большинством проблем можно успешно бороться. Для начала давайте разберемся в причинах высокой коррозии сопровождающей зимнее катание по городу. Многие узлы велосипеда сделаны из неустойчивых к коррозии материалов, таких как магний, алюминий, сталь. В местах где разные металлы соприкасаются возникает так называемая электрохимическая пара – разность потенциалов, электрическое поле. Если это соединение полить солевым раствором (читай электролитом), то создадутся просто идеальные условия для электрохимической коррозии металлов. Процесс такой коррозии на несколько порядков быстрее обычной и остановить его достаточно сложно, но в большинстве случаев можно.

 Давайте рассмотрим самые уязвимые места велосипеда.
  1.  Дропауты вилки в месте крепления оси колеса. К электрохимической паре здесь добавляется неизбежное повреждение краски. Пытаться закрасить это место бесполезно – крепление оси все равно ее снимет. Способ борьбы с коррозией прост. Необходимо снять колесо и промазать место крепления консистентной (густой) смазкой. Толстый слой не нужен, главное покрыть всю поверхность. Операцию необходимо периодически повторять. 
  2.  Места крепления калипера (тормозной машинки) к вилке. Разность потенциалов образуется за счет стального болта закрученного в магниевую штанину вилки. Рекомендую обезжирить поверхность, закрасить царапины, а затем промазать все тонким слоем консистентной смазки. 
  3. Обода вокруг ниппелей. С этим соединением все действительно плохо. Судите сами: алюминиевый обод, стальная спица, бронзовый ниппель… Не удивительно, что под действием постоянно попадающего на это соединения раствора соли обода буквально расцветают пышной коррозией, причем видно ее в первую очередь внутри обода, так что начало процесса можно запросто пропустить. Я перепробовал разные способы борьбы с этой бедой, но описывать их здесь не буду, так как ощутимого результата не получил. Если у вас получится решить эту проблему, то буду признателен за информацию. Пока мои рекомендации сводятся к замене колес на самые дешевые, из расчета, что они отслужат не более двух сезонов. 
  4.  Ходовая (цепь, кассета, система). Здесь повышенный износ обусловлен в первую очередь попаданием песка на подвижные части и уже во вторую очередь коррозией. С песком бороться сложно, особенно если он перемешан со снежной кашей, которая налипла везде. В сравнении с летом я использую более густую смазку, например, трансмиссионку разведенную напополам с WD40. Главное не увлекаться слишком густыми маслами, на которые песок прилипает просто замечательно. По непонятной мне причине производители смазок упорно рекомендуют для зимы именно такие варианты. В итоге на цепи образуется толстый абразивно–масленый слой, который прекрасно изнашивает подвижные части, даже быстрее, чем совсем без смазки. Правда мне приходится мазать цепь после каждого катания, иначе все покрывается ржавчиной. В любом случае зимний износ ходовой при катании по городу значительно выше, чем летом. Рекомендация аналогична колесам – поставить все старое и донашивать, а весной поменять на новое. 
  5.  Ноги амортизационной вилки. Опять виноват вездесущий песок, который попадает между зеркальной поверхностью ноги и резиновыми уплотнителями и вскоре поверхность зеркальной назвать уже не получается, следом и коррозия принимается за свежие царапины. Решение проблемы есть и очень надежное. Фирма LIZARD SKIN выпускает специальные «штанишки» из неопрена, которые одеваются на ноги вилки. Встречал мнение, что такая защита наоборот вредна за счет попадающего под нее песка. Мой опыт эксплуатации вилки в с такой защитой в течении четырех зим свидетельствует об обратном. Поверхность ног осталась в идеальном состоянии. Правда есть несколько тонкостей: края неопрена я плотно приматывал изолентой, причем даже в труднодоступном месте между ногой и гориллой, поверхность неопрена мазал изнутри консистентной силиконовой смазкой, а ноги силиконовым спреем. Говорю в прошедшем времени, так как уже два года как окончательно перешел на жесткие вилки. Считаю, что для катания по городу и туризма амортизационные вилки не нужны. 
  6.  «Сдувание» воздушной вилки на сильном морозе. Проблема неприятна тем, что проявляется неожиданно. Выехал утром, на улице -15, все замечательно, вечером подморозило до -20, сел на велосипед, упс, а вилка опустилась до самых упоров. Ехать на ней в таком виде как минимум неприятно, как максим вредно для самой вилки. Еще хуже, когда такая неприятность случается в многодневном походе. Попытки накачать вилку до момента пока мороз спадет, ни к чему не приведут, так как сжавшиеся резиновые уплотнители выпускают воздух в считанные секунды. Неприятности этой подвержены вилки вне зависимости от марки и уровня, хотя с новыми вилками она случается значительно реже. Решение проблемы заключается в замене вилки либо на хорошую пружинную, либо на жесткую. 

  7. Представленный выше список, конечно, не охватывает всех проблем. Из наиболее общих рекомендаций стоит добавить необходимость смазать основные резьбовые соединения, такие как, например, крепление педелей к шатуну. Кстати, я уже давно и успешно использую в этом соединении сантехническую фторопластовую ленту (кроме смазки) и забыл про проблемы с откручиванием педелей. Неплохая идея заключается в использовании для зимы отдельного велосипеда. Старенького, пожившего свое, с недорогими компонентами, только чтобы ехал. В любом случае велосипед приносит нам радость и здоровье. Отказываться от катания на велосипеде ради экономии расходников не разумно, тем более, что кроме просоленного города есть бескрайние ледовые поля Ладоги, Финского залива и белоснежные дорожки красавицы Суоми, но это уже совсем другая тема.

    Что еще почитать по теме Велосипед зимой?


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015