ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха
"Впервые на велосипеде зимой "
Илья Гуревич, Федор Ельцов
 

Первый раз зимой на велосипеде… 31 января состоится ежегодный традиционный зимний велопробег по Дороге Жизни посвященный годовщине снятия Блокады Ленинграда. Традиционно в ближайшее воскресенье к 27 января велосипедисты едут от "Разорванного кольца", что на берегу Ладоги в Петербург. И дело даже не в том, что это событие – святое для всех, жителей города. Моя мама, в частности, в 1942 году была эвакуирована по этой дороге… Но дело и в том, что в этот день, движение по дороге Жизни перекрывается для автомобилей. На ней проходит беговой марафон, после которого велосипедисты имеют возможность проехать за спортсменами без автомобилей. Кроме того, дорогу тщательно чистят для бегунов, что тоже не лишнее для велосипедистов. Посему, самое массовый зимний велопробег происходит именно в эту дату.

О велоробеге читайте на нашем сайте, а мы поговорим на тему «первый раз зимой на велосипеде».

Да, зимой на велосипеде можно ездить, причем с большим удовольствием. Однако удовольствие это, во многом, зависит от экипировки. С другой стороны, если вы хотите проехать первый раз в жизни зимой вместе с ВелоПитером, то покупать специально зимнее снаряжении, конечно, довольно накладно.

В рамках данной статьи мы поговорим о том, как следует одеваться для езды зимой, ничего не покупая магазине. Купите потом, если езда по заснеженным лесам доставит вам удовольствие.

Первым делом выбираем самое главное – обувь. Выбор обуви сильно зависит от забортной температуры. Вариантов два: если холодно очень (минус 6 и ниже) и если относительно тепло, минус 5 и выше. В чем разница? В первом случае вы боретесь только с холодом, во втором, не столько с холодом, сколько с влагой. Исходим из того, что специальной обуви у вас нет. Тогда действуем так: берем зимние ботинки или кроссовки, желательно те, которые называются «высокими», то есть доходящими до косточки и чуть выше. ВНИМАНИЕ: не надеваем много носков. Это ошибка! Нога в ботинке должна сидеть (стоять?) свободно. Например, так: одеваете простой шерстяной носок (если у вас нет полартекового), можно без обычного носка, или даже на обычный носок, если при этом нога все равно свободна в ботинке. Если вы одели кучу носков и ощущаете, как ботинок давит – замерзнете в ноль секунд. Ботинок берем обычный треккинговый, а если такого нет – обычный зимний. Чем плохи обычные зимние ботинки? Ну, они могут промокать (это важно при тепературах минус 5 и выше, когда на дороге бывает влага). Кроме того, их подошвы не слишком расчитаны на нагрузки от педалей. И тем не менее, если нет ничего иного...

Еще одна проблема – в месте сопряжения ботинка со штанами. Там бывают зазоры, куда забивается снег, летящий из под собственных колес, и от автомобилей. Если снег попадает внутрь башмака - дело труба. Что делать? Ответ таков: лучше всего использовать бахилы, гамаши или «фонарики». Раз мы договорились, что дома у вас ничего специального нет, то, значит, их можно сделать самостоятельно из куска ткани. Хотя отметим, что бахилы, гамаши стоят дешево, и можно подумать над их приобретением. Скажем о них пару слов.

Бахилы бывают разными, но самый оптимальный вариант это просто галоша с пристроченной к ней тканью, сзади на ней – молния, сверху - затяжка. Простая и работающая схема. Стоит недорого. Бывают «рыболовные сапоги» - это такие прорезиненные сапоги из гнущейся и непромокаемой ткани для зимних рыбаков, которые по весне часто испытывают проблемы с водой на льду. Оба варианта бахил одеваются поверх ботинок. Нога в них немного преет, но это - «меньшее зло».

Самостоятельно бахилы сделать можно, если есть старые галоши. Но можно не заморачиваться на бахилы, и сделать гамаши – это такой вид одежды, которая закрывает сопряжение между верхом ботинка и штанами. Берете кусок ткани такой, чтобы по высоте его хватало от вершины стопы почти до колена. Ну и по ширине чтобы можно было обернуть ногу с небольшим нахлестом. Снизу пришиваете петлю, которая будет заходить под башмак и удерживать ваш гамаш от сползания вверх. По краям делаете шнуровку (она будет на задней поверхности ноги). Одеваете после того как одеты штаны и ботнки, зашнуровываете, и затягиваете на завязке под коленкой. Грубо, но на один раз хватит.

Можно ли ехать без бахил и гамаш? Можно, если сухо. Если на дорогах мокро, то будет очень некомфортно.

Если вы во время езды почувствуете, что ноги у вас холодеют, сойдите с велосипеда, и пройдитесь пару минут пешком. Это помогает восстановлению кровообращения в ступне. Вы можете поступить по иному: если вам лень слезать с велосипеда, а ноги мерзнут, просто меняйте стиль педалирования: сначала понажимайте на педали пяткой (пару минут), затем носком, затем серединой стопы. Стопа разомнется, и вы согреетесь.

Что делать, если тепло? Тепло, это минус 5 и выше, когда у нас на дорогах начинает образовываться снежно-водяная каша. Тут выбор довольно жесткий: обычный невелосипедный и не треккинговый ботинок после грязевых ванн с солью может быть определен разве что на выброс. Если случается оттепель, то ситуация усложняется, как ни смешно. Варианты решения: можно ехать, как описано выше, в ботинке с бахилами. Дешевле купить бахил, чем выбросить потом башмак. Есть опыт езды в утепленных резиновых сапогах (такие, опять же, продаются для зимних рыболовов). Конечно, это довольно прохладная обувь. Выглядит так: резиновый сапог, в котором внутри есть валенок. Есть иной вариант: прорезиненная ткань, в которой внутри вставка заполненная пенкой. Посмотрите, что есть в доме, может быть, найдете приемлемый вариант. Если нет – вам путь за бахилами в рыболовные магазины. Наконец, приходилось видеть такой расклад: человек одевает обычную обувь, практически летнюю, внутри одевает два носка, между которыми прокладывает полиэтиленовый пакет. Это верный путь заморозить ноги. Такой вариант работает при +5, +8. Многие туристы летом так делают. Зимой же это не вариант.

Разобрались с ботинками, пошли дальше, к штанам. Обычная одежда для зимы, та, что специализированная, состоит из двух слоев. Верхний – ветрозащита. Обычные «шуршунчики». Конечно, те кто часто ездит использует мембрану… Но она стоит недешево. А вот обычные ветрозащитные штаны есть у всех. Под штаны одеваем термобелье, если есть, если нет – «треники». «Треники» намного хуже термобелья. На порядок. Особенно если «треники» - «поластиковые». Кто носит, понимает о чем я. Лучше всего себя ведут треники с начосом, хотя и им далеко до термобелья. Если температуры не ниже 12-14 градусов мороза, таким комплектом можно обойтись. Если ниже, будет холодно. Потребуется более теплые штаны. Как правило, это полартековые толстые штаны… но мы договорились, что в магазин ни ногой… Разумно, видимо, если нет дома теплых штанов которые можно поддеть под ветровые, не принимать участие в мероприятиях при температуре ниже 14 градусов. Или, все-таки, зайти в магазин.

Вопрос, можно ли ехать в джинсах? Ответ: физически, конечно, можно, но это очень плохая и холодная одежда, крайне плохо подходящая для велосипеда вообще.

Далее одеваем «тельце». Самая главная ошибка, это когда человек одевается тепло. Одеваться надо так, чтобы вам было холодно до того самого момента, как вы не сядете на велосипед. Если вам тепло в одежде стоять, это значит, вам будет жарко ехать. Пот будет ручьем стекать по вашей спине, и комфорта это не добавляет. Так что, мерзнуть на каждой остановке? Нет, просто брать с собой теплую одежду, которую вы накидываете себе на плечи каждый раз, когда останавливаетесь. Это «геморрой»? Отчасти да, но такая схема очень эффективна, позволяет меньше потеть на марше, и не переохлаждаться при остановках.

Итак, одеваем термофутболку, или если нет, увы, футболку просто. Футболка просто – это плохо. Она впитывает пот, и пот этот комфорта не добавляет. Далее следует полартековая кофта, или свитер шерстяной (его надо будет снять при небольших морозах перед стартом), и сверху ветровка, или мембранная куртка. Ну и в рюкзаке у вас пуховка или теплая куртка, которую вы одеваете на остановках.

Руки. Если у вас перчатки зимние, проблем у вас будет мало. Когда перчатки недостаточно греют, внутри них можно вынуть пальцы и свернуть в кулак. Рулить при этом приходится одной рукой. Альтернатива – варежки. В варежках неудобно переключать передачи, но зимой, на ровной дороге в невысоком темпе… вы ж не кросс кантри едете. Но в варежках (они должны быть непродуваемыми) намного теплее рукам.

Голова. Рекомендация на зиму, это шлем с подшлемником. Понятно, что не у всех есть шлем, не у всех – подшлемник, а у кого есть и то и другое, не факт, что шлем куплен правильно с регулировкой, которая позволяет одевать шлем и на голову, и на подшлемник. Без шлема ездить (особенно зимой, когда падений больше) заметно опаснее, но в шлеме без подшлемника – невозможно совсем. В качестве подшлемника идеально подходят шапки из Виндстоппера, например «Satila» Blizzard SE http://www.satila.ru/catalogu.html , но раз договорились «никаких магазинов», то придется одеть «вязаную шапку». Это будет не особо хорошо, она продувается, шлем продувается, а скорость с горки, скажем 35 км в час… Да, плохо получается, когда совсем нет никакой одежды, кроме «обычной». Но ничего, понравиться кататься зимой – можно будет купить все что надо.

Зададимся вопросом, а велосипед надо как то готовить? Ответ такой: конечно, зимняя резина с шипами очень полезна, но стоит денег. Все остальное, скорее относится к тому, как сохранить велосипед после поездки зимой.

Несколько слов о использовании велосипеда зимой и в частности на пробеге "Дорога Жизни". На велосипеде зимой едут так же как и в другое время года, но мороз и снег (вода в твердом состоянии) осложняет жизнь. Еще сильнее всё усугубляет борьба со льдом и снегом на дорогах. Что должно быть на велосипеде:

  • шипованные колеса, потому что на дорогах и обочинах лёд, а велосипед без шипов выскальзывает из под ездока неожиданно и в непредсказуемом направлении. Кроме того, вокруг вас другие велосипедисты -- можно и завал утроить. Подумайте и ближнем!
  • крылья и грязезащитные щитки. Нам предстоит ехать по дороге общего пользования, где активно борются с гололедом и снегом, и там будет солевая жижа, которая прилипает к деталям велосипеда и ездоку. Если же колеса закрыты длинными крыльями, то процесс загрязнения всего будет минимизирован.
  • цепь должна быть смазана, можно капнуть жидкого масла и на переключатели, на их шарниры. Масло отталкивает воду.
  • велосипед должен быть сухой перед выходом из тепла на мороз.

Как ехать:

  • когда вы вышли из теплого дома или поезда на мороз, велосипед тоже теплый. Надо подождать немного, что бы велосипед остыл и стал холодным, таким, что бы на нем снег не таял. Если же сразу поехать по снегу и снег начнет таять на переключателях и цепной передаче, то переключатели замерзнут и переключиться перестанут.
  • при езде, особенно когда температура около точки замерзания, или на дороге имеется солевая каша, нужно периодически переключать передачи для профилактики. Каша жидкая на дороге, обмерзает, попав на велосипед.

Когда Вы, наконец, приехали и занесли велосипед в тепло, то велосипед надо вымыть и затем смазать -- иначе весной обнаружите, что некоторые детали "сгнили". Исключением является пожалуй езда при морозе по чистому льду и снегу (такое в Финляндии бывает, но у нас не Финляндия), либо если вы оставляете велосипед на морозе, но тогда его стоит просто очистить от налипшего сенега и грязи.

Желаем вам удачно покататься на Дороге Жизни и ощутить рядость от катания на велосипеде зимой!


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015