ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

Как правильно провалиться под лед и при желании выбраться обратно?

Илья Гуревич

Как правильно провалиться под лед, и при желании выбраться обратно живым и в меру здоровым?

То не лед трещит Не комар пищит…

Введение
Хит парад «ледяных опасностей»
Велосипедные особые ледяные опасности
Что делать, если ваша покатушка завершилась провалом
Что иметь с собой для самоспасения, при провале под лед?
Как товарища спасти, а самому в воду не попасть

Замерзшие водоемы – самое интересное, что только может предоставить природа в распоряжение велосипедиста зимой. Кататься по льду очень интересно, хотя опасно. К тому же достаточно сложно «попасть в погоду». Вообще перемещаться по льду для человека, особенно жителя России – занятие естественное. В современной России есть ледовые трассы, и ледовые переправы. Например, в Якутии мостов через Лену, Алдан и другие крупные реки почти нет. Зимой машины идут по льду. А ограничение массы автотранспорта, которые ездят по таким переправам, доходят до 30 тонн! То есть, по льду реки могут ездить более тяжелые машины, чем до недавнего времени выдерживал, например, петербургский мост имени Володарского (24 тонны). Есть ледовые переправы, например, в Вологодской области, между городами Белозерск и Кириллов. В Сибири и Архангельской области, Карелии и Дальнем востоке, везде ездят по льду. Ездят по льду не только рек и озер, но и морей – например по известному зимнику на остров Русский.

В истории перемещение по льду рек описывается постоянно. Например, во второй половине 16 века в районе Николо-Корельского (Белое море, недалеко от Архангельска) монастыря появилось английское судно неудачной экспедиции Уилоуби – Ченслера. Оный Ченслер поехал в Москву на стрелку с Грозным Иваном зимой на санях, вверх по реке Двине, покрытой льдом. Река, покрытая льдом, чем не дорога? Всяко лучше, чем продираться через лес. Лучше, но опаснее.

Известна история и менее удачных походов по льду. Например, в 12 веке были большие неприятности у немецких товарищей, решивших срезать путь из Европы в Россию по Чудскому озеру. Дело было в апреле, что немного поздновато для покатушек по льду, особенно конных. Может быть, на велосипедах немцы бы и проехали. Кстати, сколько не смотрел фильм «Александр Невский», никак не смог проникнуть в глубинный смысл слов князя о том, что немцы тяжелее, соответственно будут тонуть, а наши легче и тонуть не будут. Уж если лед проломится, то мало не покажется никому.

С другой стороны, лед всегда играл за нас. Вспомним Дорогу Жизни по льду Ладоги, и Малую дорогу жизни по льду Финского залива на Ораниенбаумский плацдарм. По льду войска Ивана Третьего переправлялись в тыл Новгорода по замерзшему Ильменю, а двумя столетиями позже русские войска по льду же обходили Выборг. Говорят, что русские казаки в 1809 году переправлялись по льду с Аландских островов в Швецию!

Сегодня поговорим о безопасности велосипедиста на льду.

Честно говоря, учиться поведению на льду можно всю жизнь, так как субстанция эта, скажем прямо, проблемная. Мне, автору этих строк, пока проваливаться под лед насовсем, не доводилось. Все время удавалось выбираться. Мне везло – проваливался в неглубоких местах. Но все равно, приятного мало.

Итак, хит парад «ледяных опасностей».

Неравномерное замерзание. Во-первых, водоемы замерзают неравномерно. Для рек это очевидно – в Восточной Якутии, во время зимнего похода, при среднесуточных температурах ниже 30 градусов мороза мы видели незамерзшие реки. Но и на озерах существуют свои течения и проблемные места. Например, бьет где-нибудь в глубине озера источник. Предположим, вода в нем обычная, холодная, подземная. Градусов 8 тепла. Летом такие места хорошо чувствуются, когда плаваешь. А зимой, тот самый холодный источник несет… тепловой поток, и лед над ним тоньше, так как замерзает позже! Такие холодные источники намного опаснее теплых стоков, или источников, над которым часто льда нет совсем. Их видно издалека. Утоньшение же над холодным потоком не видно, и проваливание под лед становится очень неприятным сюрпризом.

Маскировка снегом. Вторая опасность – «маскировка снегом». Лед, как правило, покрыт снегом, и часто покрыт неравномерно. Что там под снегом не ясно. Снег может скрыть не только тонкий лед, что очевидно, но и небольшую полынью или трещину. Лед у нас, к сожалению, устанавливается зимой, когда световой день короток. Часто едешь по льду уже в сумерках, когда не понятно, почему снег впереди имеет иной оттенок? Может быть он подмочен водой? Или, наоборот, снега так мало, что видится голый лед? Словом, промоину под слоем снега разглядеть и распознать непросто.

Ветер. Самый главный враг льда (на больших водоемах) не тепло, а ветер. Вообще известно, что несущая способность льда заметно зависит от температуры. Иными словами при одинаковой толщине льда при минусовой температуре воздуха и плюсовой он может выдержать разную нагрузку. Понятно, что при минусе эта нагрузка больше, и езда по льду становится безопаснее. Но ветер… Ветер особо опасен на больших водоемах, особенно тех, что замерзают не полностью. Тогда имеет место быть такой процесс – на незамерзшем пространстве ветер разгоняет волну, которая доходя до кромки льда, разламывает ее. Представьте себе картину – едете вы по бескрайнему ледяному полю, и вдруг оно прямо у вас под ногами разбивается на десятки огромных льдин и ледяных полей…

Например, популярная в среде велосипедистов перемычка между Карельским перешейком и островом Коневец. Это место на Ладоге часто замерзает быстрее, чем открытые пространства озера к югу и северу от острова. Получается как бы ледяной мост с острова на материк шириной в десяток километров. Часто бывает, что штормовой ветер, дующий вдоль берега Ладоги, ломает и уносит «мост» в озеро. Важно в этот момент не находиться на нем.

Вода на льду. Опытные люди советуют не выходить на лед, если на нем вода. Строго говоря, я несколько раз нарушал данное правило, так как некуда было деваться. Один раз, возвращаясь с Коневца, другой раз – ехал, чуть ли не по ступицы в воде по Ивенскому Разливу. Обратил внимание на такой аспект: если вода на льду «молодая» и холодная, например, только что высочившаяся из подо льда по каким-то причинам, то ехать еще можно. Вот если вода «старая», которая уже растопила весь снег на льду, которая начинает съедать верхнюю корочку льда – вот это довольно опасно. Но никуда не денешься, если лед под водой, а ты на острове. Хочешь – можешь не ехать. Лед сойдет полностью за недельку-другую, может рыбаки какие приплывут…

Температура. В сети можно встретить такие цифры, что «прочность льда на изгиб при температуре 0°С в 10-12 раз меньше, чем при температуре минус 5°С». Врут, наверное. Но то, что лед на морозе держит лучше, это факт.

Берег. Говоря простым языком, берег – это концентратор напряжений в ледяной пластине. Ну, судите сами – замерзло ледяное поле, скажем, на морском или озерном берегу. Вода остывает медленнее суши, медленнее и нагревается. Волны и ветер колеблют ледяное поле, а берег неподвижен. Снег выпадает слоем на лед, лед немного притапливается, а берег как стоял, так и стоит. У берега появляются трещины и изгиб льда. Как бывает на реке? Лед становится, когда воды в реке больше, чем в тот момент, когда вы ступили на скользкий путь. Обычное дело, ведь уровень воды в реке не постоянный. У берега возникает висящий лед. Под ним – пустота. Словом – много факторов, которые делают прибрежный участок самым опасным. Слава богу, что у берега, как правило, мелко, и проваливаться здесь безопаснее.

Сезон. Говоря проще, лед сильно запаздывает вставать. Например, когда открывают зимники по Байкалу? Во второй половине Января. Многие зимники на северах, также начинают действовать после нового года. Казалось бы, сибирские трескучие морозы стоят не один день, и не одну неделю. Холодный октябрь, морозный ноябрь, ледяной декабрь, а зимник ставят лишь в январе. Словом, не покупайтесь на первые морозы. Льду надо набрать силу и толщину.

Еще опасный участок на озерах там, где в озеро впадают реки и ручьи.

Наконец, особая статья, весенний лед. Весенний лед любит менять цвет, структуру. Именно весной чаще всего стоят удачные деньки для покатушек по льду, когда снега на нем уже нет, но лед еще крепок. Опытные «любители льда» могут по его виду определять насколько он прочен. Например, считается, что прозрачный лед более прочен, чем белый, такой же толщины. Хотя ездить по прозрачному (кристаллическому) льду страшновато. Как сказал поэт, «над ним струя светлей лазури, под ним ставрида ходит косяком…» Видеть бездну под ногами не слишком приятно, даже если ты знаешь, что видишь ее благодаря прочному прозрачному льду. На таком льду можно наблюдать веселую картинку, как из-под ног расходятся трещинки. Опять же, опытные люди говорят, что пока трещинки не принимают кольцевых форм – двигаться можно. Если трещина стремится замкнуть вас в кольцо, дело плохо.

К «обычным» ледяным проблемам добавляются наши, чисто велосипедные. Например, что пишут рыбаки о том, как надо ХОДИТЬ по льду? Рыбак в спасжилете, с веревкой, пешней (многофункциональный прибор из палки и наконечника, которой в частности, тыкают в лед, дабы проверить его прочность) идет по льду, внимательно слушая, как он трещит, всматриваясь в поверхность… Теперь представим, как проделать то же самое на велосипеде? Да никак. Едешь себе и едешь, пока не провалишься. А провалишься как? Тоже не по человечески. Вот рыбак частенько проваливается так: хрусть – и ноги в воде, тело по пояс тоже в воде, а руки на поверхности. У них даже совет есть стандартный – если ты начал проваливаться под лед – расставь широко руки! Кроме того, посмотрите на этих рыбаков – годами они накапливают огромный подкожный слой жира, который обладает и согревающим эффектом, а также обеспечивает дополнительную положительную плавучесть любителю удочки и бутылки. А лица? Специально раскормленные лица рыбаков просто не пролезут в трещину во льду, даже если таковая образуется!

Велосипедист же имеет зачастую достаточную горизонтальную скорость, и проваливается не только вниз, но и может еще пролететь метр-другой, раскалывая ледок далее. Бывает такое, правда не часто, ведь гонять по льду как ошпаренный велосипедист может довольно редко. Чаще едет со скоростью 10 -12 км/час. И тем не менее, разбитые в кровь лица, порезанные пальцы, ноги - это встречается у провалившихся велосипедистов. Кое-кому пришлось ломать тонкий лед лицом, причем, с ребра он кажется много более жестким. Это - возможная плата за скорость.

Иногда и наш брат проваливается под лед тоже обстоятельно, вертикально. Тут тоже важно, где ты проваливаешься под лед. Приятнее всего провалиться под морской лед. Погибнуть в море героем почетнее, чем утонуть в реке как лох. Если отбросить шутки, то когда проваливаешься в реку, то подо льдом обнаруживается течение, которое пытается затянуть вас под лед, что очень опасно. Пожалуй, это две самые опасные ситуации - провалиться под лед на реке с сильным течением, и провалиться под лед с переворотом льдины. Бывает такое – идете вы по битому, но смерзшемуся льду. Видна его структура – вот была одна льдина, вот другая. Между ними перемычка ледяная, новая. Смертельно опасно наступить на недозамерзшую льдину, которая сделает оборот, свалит вас в воду и накроет сверху.

Перечислив основные опасности на льду, сформулируем некоторые правила выхода на лед:

  1. Никогда не выходите на лед неподготовленными к провалу, даже если очень холодно и лед кажется крепким. Береженого Бог бережет. Как готовиться к выходу на лед, написано ниже.
  2. Никогда не выходите на лед крупных водоемов, если дует сильный ветер, особенно в сторону открытого моря.
  3. Не рекомендуется выходить на лед в одиночку. Провалитесь – никто не поможет, у нас на форуме не расскажет, рейтинг потеряем. Вдобавок велосипедист часто перевозит вещи не на себе, а на велосипеде, и вещи эти бывает достать еще сложнее, чем выбраться самому. А друзья, по крайней мере, сухую футболку дадут.
  4. Всегда, выходя на лед, имейте с собой сухую одежду в герметичной упаковке.
  5. Не слишком кучкуйтесь на льду. Держите дистанцию. Вперед отправьте самого толстого, т.е. тяжелого, или просто неприятного человека. В конце концов, все люди смертны. Безопасная дистанция при движении на велосипеде от 10 метров и более, при ходьбе пешком от 5 метров.
  6. Будьте всегда готовы! Прочтите внимательно данную статью, она отложится где-нибудь в темных глубинах вашего сознания, и в острый момент, действуйте немедленно! В успехе вашего выползания многое зависит от того, как вы провалились, насколько сумели уже в момент проваливания что-то предпринять. Хотя мало кто (особенно в первый раз) при провале соображает что делать.
  7. Обратите внимание, что в темноте, когда не видна структура льда ездить еще опаснее, чем днем. Если сумерки застали вас на льду, подумайте, может быть имеет смысл пройтись пешком до берега? В любом случае при малейшем подозрении относительно льда, лучше попробуйте перейти на пеший ход.

Теперь разберем ситуацию, что делать, если ваша покатушка завершилась провалом. Вообще говоря, в нормах нашего родного ВМФ, что мне в свое время довелось изучать, указано, что если моряк (ввиду взрыва, крушения корабля, или по раздолбайству) попадает в ледяную воду, то имеет право умереть немедленно, или в течение 4-10 минут. Считается, что если за 4-10 минут помощь оказана не будет, то вероятность смертельного исхода становится, мягко говоря, крайне высокой. При этом температура морской воды бывает отрицательной.

Что происходит в промежутке между «умереть немедленно» и 4-10 минут? Если организм человека выдерживает попадание в ледяную воду, то у него есть несколько минут для активного самоспасения, когда его жизни ничего не угрожает. В ледяной воде, это те самые 4-10 минут. После них наступает переохлаждение, и, как говорят опытные люди, легкая смерть без мучений.

Что происходит в эти несколько минут? Самые важные минуты – первые. Одежда еще не намокла насквозь, ботинки набирают воду постепенно, энергии у человека много. Очень важно эти минуты использовать по полной программе. Далее у попавшего под лед начинаются проблемы. Первое, на что начинают жаловаться люди – потеря хваткости рук. Вам надо за что-то держаться на льду, вы стремитесь найти пальцами малейшие трещинки, или наоборот наледи. Но сосуды в пальцах узенькие, страшно далеки они от сердца. Руки замерзают первыми, перестают слушаться. А от них много зависит. За руками начинают подмерзать ноги. Далее холод «крадет» энергию человека в целом. Вроде он еще жив, но сил барахтаться нет. Это плохой признак. В этом состоянии человек уже не вылезет на берег сам, но его еще можно вытащить и отогреть. Если, конечно, есть кому.

Соответственно, алгоритм при попадании в воду такой:

  1. При начале провала отпускайте руль велосипеда и стремитесь, раскинув руки (аналогично тому, что советуют рыбаки) задержаться на поверхности как можно большей площадью своего тела. Это, как правило, все равно не удается, но пытаться надо. Это когда вы будете в будущем проваливаться под лед третий, пятый разы, тогда доведете раскидывание рук до автоматизма. А в первый раз, в новинку, вряд ли сориентируетесь.
  2. Далее следует общий и довольно банальный совет – возьмите себя в руки. У вас ведь есть время, чтобы выбраться из воды на лед. Не надо паники, надо выбираться.
  3. Выбираться лучше в том направлении, откуда вы пришли. Ведь лед вас там держал! Правда, будет ли держать и далее, не известно. Очень часто провалившийся человек работает ледоколом – вылезет на лед по пояс – проломит, вылезет – проломит. Это весьма изматывающее занятие.
  4. Выбраться на лед, означает «выползти», не вставая ни на какие острые части тела! Вы должны распределять массу тела на как можно большую поверхность льда. Так больше шансов не вызвать обрушения его кромки.
  5. Есть старинные методы выползания на лед для лохов, которые, не заботясь о своей безопасности, не взяли с собой в полынью ничего из рекомендованного спасательного набора (о чем написано ниже). Первый метод называется «животный» (слава богу, рассказываю не свой опыт). Освободившись от лишнего груза, всяких прицепленных к ногам велосипедов, подплываете к кромке льда, обламываете очевидно обламывающиеся острые куски льда, принимаете горизонтальное положение лежа в воде на животе (отсюда и название – «животный»), и далее, хватаясь руками за скользкий лед пытаетесь, гребя ногами и таща себя руками вползти на льдину хотя бы по живот включительно. Если этот этап вам удался, то далее надо катиться, как сыр в масле, прочь от полыньи. Как дети катаются по полу. Минусы данного метода – лед скользкий, за него не ухватиться. Если полынья не широкая, то можно пытаться подплыть к ее краю, повернуться вдоль него боком, и, держась за противоположный край забросить на ту сторону, по которой вы собираетесь выползать ногу и руку, и потихоньку, держась, хоть зубами, перенести центр тяжести из воды, и далее опять катиться. Второй метод – «спинной». В приятной прохладной воде рядом с кромкой льда вы переворачиваетесь на спину, и рывком, держась за край и орудуя ногами, пытаетесь выбросить на берег самую тяжелую часть вашего тела. Некоторые виртуозы забрасывают на лед не только самую тяжелую часть тела, но и ноги. Этот метод, на мой взгляд, более рискован. В обоих методах одни и те же проблемы: скользкий лед, за который не взяться, возможность его обломать от резких движений… Это самое обидное – вроде как можно было бы выскочить на лед, разогнавшись в воде как дельфин – но нельзя. К тому же от вас брызги летят в разных направлениях, лед намокает, становится более скользким.
  6. Выбравшись на лед надо отползать, откатываться от места провала как можно дальше. На ноги вставать на гарантированно твердом месте.

Что иметь с собой для самоспасения? Наиболее удобный девайс – специальные спасательные шильца. Они носятся на шее, и в нужный момент можно выхватить их из чехольчика и ими цепляться за лед. Очень действенное, недорогое средство. Если жизнь заставляет вас срочно идти на лед, а дома специальных шильцев нет, то под это дело вполне может быть приспособлена обычная бытовая отвертка, и даже 100мм гвозди.

шильца висят у велосипедиста на шее

Как пользоваться? При провале в воду подплываете к краю, протягиваете руки как можно дальше и втыкаете шильца в лед. Немного подтягиваетесь, одно шильце вынимаете и втыкаете немного дальше от проруби. Опять подтягиваетесь, другое шильце вынимаете, и втыкаете дальше от проруби. Должно помочь. Обратите внимание на то, что шильца не должны лежать в кармане, в клапане рюкзака. Только висеть на шее поверх одежды, или быть просунуты в рукава как делают для детских варежек. В любом случае по походному шильцы должны быть зачехлены. Иначе о них можно пораниться, еще не дойдя до воды.

 

шильца в действии

Провалившимся в воду, рекомендуют иметь с собой свисток. Считается, что у внезапно провалившегося человека сбивается дыхание, и позвать на помощь он не может. А его товарищи, вероятно, заняты интересными разговорами и его хрипы не слышат. В народе бытует шутка, что свисток нужен для отпугивания акул. Если вы покоряете водные, вернее, ледяные просторы в группе, то вам поможет веревка. Особенно, если она окажется не у вас, а у ваших друзей. Веревка может быть не только толстая, но и средней толщины. Лучше купить в магазине специальный спасательный конец. Можно использовать "морковку", если вы занимаетесь водным туризмом и она у вас и так есть. На конце веревки хорошо бы прикрепить карабин. Обычный альпинистский карабин. Веревку пострадавшему легче кидать, когда она свернута. Летит и разматывается. Не забудьте держать ее за один конец. Карабин - незаменимая вещь при вытаскивании затонувшего велосипеда.

шильца в действииЗачем нужен карабин? За тонкую веревку человек, пробывший в воде десяток минут, схватиться и прочно держать не сможет. Ему нужно обенуть веревку вокруг себя. Карабин тут в помощь - с одной стороны с карабином на конце веревка обладает лучшими аэродинамическими свойствами, с другой, пострадавший может обернуть вокруг себя веревку, и застегнуть на карабин. Быстро и эффективно. Спасательные концы продаются и "в сборе", как на фото справа.

Обращу внимание, что спасатели, если они лезут в воду доставать притопшего, оборачивают веревку вокруг верхней части туловища, проводя ее под подмышками. Тогда, когда тянут бездыханное тело, голова остается над водой. Если вы сами оборачиваете веревку вокруг себя, можете поступить проще - обернуть ее просто вокруг тела. Не стоит, разве что, оборачивать веревку вокруг шеи.

Пешню, которую рекомендуют рыбакам, велосипедистам рекомендовать бессмысленно, но если вам предстоит форсировать заведомо подозрительный участок льда, то хорошая, длинная палка, или небольшое дерево, лишними не будут.

Время от времени, чтобы выйти на лед, приходится преодолевать прибрежный подозрительный участок, и тут удобно идти с небольшого размера березой. Или даже по березе, бросив ее на лед.

Возможно, велосипедист в спасжилете кажется на льду смешным, но лучше быть смешным и спасенным, чем грустным и утопшим. Теперь предположим приятное, что под лед провалились не вы, а ваш товарищ.

Есть несколько советов, как товарища спасти, а самому в воду не попасть.

  1. Нельзя подходить к обломанному краю на ногах. К нему вообще нельзя подходить, и даже подползать. Да и незачем.
  2. Нельзя предлагать товарищу руку. Только сердце и чистосердечную помощь. Если утопающий схватит вас за руку, то у вас будет два выхода из ситуации – либо вы сможете его вытащить, либо он утащит вас за собой. Последнее – ни к чему. У вас не будет шанса на вторую попытку! Посему протягивайте притопшему другу только подручные предметы. Веревку, палку. Сами в его руки не давайтесь. На худой конец снимите с себя куртку, возьмите ее за рукав, и киньте товарищу. Ваше дело дать ему точку опоры – лежите спокойно и достаточно далеко от полыньи, на вытянутой руке держите то, чем спасаете. Далее в основном дело друга – он должен держась за соломинку (веревку, палку, куртку) выбираться. Ваше дело быть надежным якорем, лишь чуть-чуть помогая тянуть на себя бедолагу. Если вы чувствуете, что земля, то есть лед, начинает трещать и под вами – бросайте друга в беде и отползайте назад. Главное для вас – обеспечить свое надводное положение. Пока он в воде, а вы на льду, шансы на спасение гораздо выше, чем в случае, когда вы оба в воде. Бросив друга и отползя на безопасное расстояние, подумайте, что может быть более длинное из подручных средств, чтобы вновь кинуть товарищу с более безопасного места. Или заползите с другой стороны. Часто времени, чтобы сбегать на берег вырубить березу и прибежать обратно может не хватить. Может быть, у вас есть в ремнаборе шестигранники, отвертки – попробуйте кинуть их другу. Их можно использовать, как и шильца, для зарубок во льду.

Вы можете еще почитать: Переохлаждение как не замерзнуть окончательно и бесповоротно

Автор выражает благодарности другу и соратнику по ледовым походам Михаилу Каменцеву за то, что он провалился под лед как раз во время написания данной статьи. Это было очень полезно для данного материала. Спасибо Бурову Алексею, за то, что он провалился под лед так, что друзья смогли записать это действо на видео. Спасибо подруге жизни Анне, гидрологу, за то, что не только проваливалась под лед, но и поделилась своими знаниями об этой субстанции.


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015