Добавлен в библиотеку отчётов. RusTy
В конце августа вернулись из путешествия по Дании. Информации о велопутешествиях по Дании было довольно мало, датские сайты не спешат переводить информацию на английский язык, внутри страны, кстати, тоже на вывесках английский редко увидишь, поэтому многое приходилось уже на месте узнавать. Не знаю, соберусь ли написать отчет, поэтому хочу сейчас поделиться с вами некоторыми наблюдениями.
1. Газ в Копенгагене действительно найти сложно, мы и не нашли, купили в кемпинге на следующий день. Большой баллон с резьбой 480 мл стоил 55 крон (умножаем на 10, получаем рубли).
2. Слухи о том, что Дания – велосипедная страна, слегка преувеличены. Копенгаген и другие более-менее крупные города – без вопросов, велосипедизация на высоком уровне. Между городами велодорожек практически нет, они есть только вдоль больших трасс в тех местах, где проходят веломаршруты, веломаршрут сворачивает – велодорожка почти сразу исчезает. С Голландией, где можно путешествовать, ни разу не заехав на трассу, и сравнивать нечего, скорее, с Францией можно сравнить, но во Франции велодорожки активно строятся, здесь же свежих дорожек практически не было. На дорогах с низким трафиком, где проложены веломаршруты, движение все-таки довольно интенсивное, и фуры с сельхозтехникой носятся как угорелые. Сельхозтехника – отдельная тема. Огромная (занимает полторы полосы), красивая и чистая, как на картинке, залюбуешься, но несется с такой скоростью, что кепку с головы сдувает.
3. Отношение автомобилистов к велосипедистам довольно прохладное, дорогу не уступают, не останавливаются, когда вы хотите перейти дорогу, приходится ждать, пока все пронесутся. Наверно, я просто избалована Францией J.
4. Зато есть так называемые basic places for tents – условно-бесплатные стоянки, где можно официально на ночь поставить палатки. Местные неоднократно говорили нам, что если мы встанем в неразрешенном месте, к нам обязательно приедет полиция (к слову сказать, за две недели мы видели полицейских в форме только один раз). Существуют сайты, где на карте они указаны с большой точностью (сайты на датском языке), в самой Дании продаются карты с их описаниями и координатами (150 крон). Если есть интернет, то определить их точное местонахождение можно без труда, но у нас не было интернета, GPS-координат тоже не было, потому что я наивная девушка и думала, что с маршрута к ним будут указатели. Такие указатели мы видели только три раза, поэтому практически каждый вечер у нас заканчивался квестом «Найди стоянку», пару раз мы проиграли и ночевали под кустом. Но это было весело. Если вы захотите пользоваться этими стоянками, попробуйте найти на этих сайтах GPS-координаты или возможность скачать карты офф-лайн.
5. Почему условно-бесплатные. Исходя из нашего практического опыта мы поняли, что они делятся на муниципальные и частные (сразу замечу, что наши впечатления могут отличаться от принятых правил). Максимальный набор удобств – кострище, скамейки, столы, навесы (shelters), туалет, вода, минимальный – кострище. Муниципальные стоянки бесплатны, частные – платные, но чтобы заплатить хозяину, его нужно разыскать. Информация, как правило, размещена около туалета. Стоимость (по нашему опыту) – от 20 до 40 крон. Один раз мы специально разыскали дом хозяйки и заплатили, в другой раз обиделись на то, что мусор давно не вывозился, и не заплатили (если честно, его дом был совсем в другую сторону). В остальных случаях информации не было, автоматически относилось нами в разряд муниципальных.
6. Цены действительно чудовищны. Пицца в придорожной забегаловке 170 крон, музеи и кемпинги – от 100 и выше за человека, но в супермаркетах цены практически не отличаются от общеевропейских, к тому же бывают разные скидки, так что на питание потратились, как обычно. Самые дешевые супермаркеты – Netto и Rema1000, SuperBrugsen – довольно дорогой, но там есть линейка дешевых продуктов Extra (как в Финляндии) и довольно много скидок на мясную продукцию в связи с окончанием сроков реализации. Lidl оказался дорогим магазином.
7. Банки и бутылки стоят довольно дорого – от 1 до 3 крон, поэтому на улицах они не валяются, но иногда можно увидеть их на обочинах дорог. Сбором и сдачей у нас занялся самый младший член команды (10 лет), за две недели он заработал 100 крон (1000 руб.). Дня через три-четыре два участника среднего возраста тоже начали подрабатывать, создавая конкуренцию, чтобы заработать себе на пиво. Я, как старый аксакал, держалась до последнего, но в последний день все же подобрала банку, пропущенную остальными. Принимает банки автомат, играет бодрая музыка, но там очень хитрая система, не все банки и бутылки принимаются, до конца мы так ее и не поняли. Если на бутылке или банке стоит значок pant, то она принимается, если значка нет, но вы сдаете бутылку, купленную в этом же магазине, то тоже принимается.
8. Вода и туалеты. Главным их источником являются церкви. Около каждый церкви есть туалет (правда, два раза мы не нашли, но, возможно, плохо искали) и вода (если не в туалете, то в кране для поливки цветов). Иногда туалеты оборудованы пеленальными столиками, приспособлениями для инвалидов и бойлерами с горячей водой. Пару раз мы помыли там головы. В самом начале путешествия на ресепшене кемпинга я видела карту церквей, но не взяла, а зря. Если увидите, то обязательно возьмите. Нередко около церквей есть и стоянки для палаток. А в конце путешествия к нам подошел один служитель церкви и рассказал, что есть церкви friendly к велосипедистам, а есть наоборот, и даже дал карту таких церквей. Но мы так и не поняли, чем первые отличаются от вторых. Правда, в той, что friendly, в туалете стоял насос для велосипедов с манометром.
Кладбища очень красивые, сделаны по принципу кемпингов: участки огорожены низкорослым подстриженным кустарником.
9. Море в августе прохладное, но купаться можно. Очень приятный песочек, на официальных пляжах есть бесплатные туалеты, а иногда и душ. Мы помылись в душе в Rødvig всего за 5 крон, а без горячей воды можно помыться бесплатно.