Опубликовано: 16 июля (изменено) Наша сплоченная группа вернулась из велопохода по Алтаю. Общая информация: количество участников – 9 человек, возраст от 13 до 60. Количество ходовых дней – 12. Общий километраж – 733 км Даты – 2.07 – 13.07 Общие впечатления. Цели мероприятия были рекреационно-развлекательные, спортивных подвигов не планировалось, двигались по асфальту везде, где это возможно (долина Чулышмана – грейдер без альтернатив). Есть предположение ( подтвержденное отчетами), что люди сильные духом и крепкие телом могут изрядно разнообразить маршрут горными грунтовками, мы так не делали. Маршрут в описаниях называется «Золотое кольцо Алтая» и является стандартным, кольцевым, с паромом через Телецкое озеро. Все были первый раз в велопутешествии в этих местах. Если кратко – море позитивных впечатлений – красоты, хороший асфальт (за исключением участка долина Бии – Горно-Алтайск), громадное количество туристических услуг в виде жилья, питания, экскурсий и прочего. Мы были с палатками и котелками, но при желании, можно найти жилье на всем пространстве Чуйской долины в виде коттеджей, домиков и аилов разной степени комфортности (опять же за исключением участка долина Бии – Горно-Алтайск). Можно ехать налегке. Велотуристы по дороге попадаются, но не так много, как можно ожидать от этих мест. Цены на ночевках в домиках примерно везде одинаковы – около 1 тыс. руб человека за ночь, цена палатки в кемпинге – около 200 руб, услуги душа ( обычно 200 руб/чел.) оплачиваются отдельно. Ночевка диким образом возможна, тут все на любителя. Нам нравились кемпинги. Диким образом ночевали 2 раза. Газ в цанговых (дихлофосных) баллонах продается везде, винтовых найти не удалось. Костра не зажигали, в июле там жарко. Летели туда и обратно прямым рейсом СПб. – Горно-Алтайск, компания NordWind. Велосипеды можно провозить в общую норму багажа, дополнительных разрешений не требуется. В этой авиакомпании норма – 20 кг, а не 23. На то стоит обратить внимание, много дополнительных вещей в чехол не напихать. Планируемый трек выглядел так https://www.plotaroute.com/route/2593601?units=km и вот так https://www.plotaroute.com/route/2593609?units=km, его и придерживались за незначительными исключениями Поездки на Алтай на велосипеде – это прекрасно! Ниже краткое описание маршрута 2.07 Горно-Алтайск – Тавдинские пещеры 38 км https://www.plotaroute.com/route/2685065?units=km Дорога вдоль реки Катунь, большей частью, по Айскому тракту, достаточно спокойному. Перешли Катунь по пешеходному Старому Айскому мосту (пешеходный с 2017). Как показалось, вдоль всего тракта – пешеходная, она же велосипедная дорожка, но ею не пользовались. Вокруг все из серии – дорого-богато. Проехали мимо пещер, осматривали их на следующий день. Ночевали в палатках в самом конце Айского тракта, где он упирается в недостроенную базу, на берегу Катуни. Живописно и удобно, столики в наличии. Река Катунь – главная артерия Горного Алтая. Берёт начало на южном склоне Катунского хребта у горы Белухи у ледника Геблера. Длина реки от истока до слияния с рекой Бия (образование реки Обь) около 690 км. 3.07 Тавдинские пещеры – кемпинг Тырланда 58 км https://www.plotaroute.com/route/2685068?units=km Тавдинские пещеры. Жила в этих краях злая колдунья Тавда, которая брала оброк с местных жителей. Легенда: Однажды местный гончар Манжерок и его жена, рукодельница Катунг, принесли в подарок колдунье кувшин без дна, чтобы вычерпать море и сеть с огромными ячейками для ловли самых крупных рыб. Разозлившись на издевательский подарок, Тавда превратила парня в озеро Манжерок, а его жену в реку Катунь. В ярости Тавда топнула ногой и провалилась под землю, оставив за собой провалы в скальных откосах. Осмотр Тавдинских пещер – только с экскурсией. Каждые 15 минут отправление экскурсантов. Не занудно и симпатично, продолжительность – 1 час. В дождливую погоду маршрут сокращается, что бы никто не попадал со скал. Радуга над камнем Шамана. Ночевка в кемпинге Тырланда в палатках на берегу реки Сема. В кемпинге Душ в наличии, в беседках – электрические розетки. 4.07 Кемпинг Тырланда – Семинский перевал – кемпинг Re.Lax 81 км https://www.plotaroute.com/route/2686649?units=km Перебрались на Чуйский тракт – автомобильная дорога федерального значения. Исторически Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией. Набор высоты от ночевки до перевала – 1100 м, сам перевал на высоте около 1700. Семинский перевал не производит особого впечатления, как в плане подъема, так и сам по себе. Последний участок – прямой, без серпантинов, 10 км с уклоном в 10 процентов. Спуск веселый)). Кемпинг Re.Lax очень простой – из услуг – питьевая вода, туалет и подстриженный газон, есть беседка, домики 4 шт. в наличии, но мы ночевали в палатках. Виды живописные. Река Сема. 5.07 кемпинг Re.Lax – Купчегень – кемпинг Эркелей 70 км https://www.plotaroute.com/route/2685070?units=km Поселок Онгудай достаточно большой, много всяких магазинов и прочего. Главное мероприятие дня – перевал Чике-Таман, 1295 м. Красивый серпантин в обе стороны. Наверху большая торговля сувенирами. Существует альтернативный вариант подъёма – по старой грунтовой дороге, которая когда-то была Чуйским трактом. Не пробовали, но дорогу видели. Ночевка в кемпинге Эркелей на берегу реки Большой Ильгумень, в домиках. Хороший сервис, баня, душ, столовая, стиральная машина и прочее. 6.07 кемпинг Эркелей – кемпинг Горный рай 52 км https://www.plotaroute.com/route/2685113?units=km Главная достопримечательность – слияние Чуи и Катуни. Вода разная – голубоватая в Катуни и серая в Чуе. Хорошие виды. Чуя с тибетско-китайского буквально переводится как «вода». Река берет свое начало с западного склона хребта Чихачева на высоте 2930 м. Чуя имеет бело-мутный цвет, иногда сероватый, а иногда бело-молочный. Это объясняется тем, что наиболее полноводные реки, образующие Чую, имеют ледниковое происхождение. Перед слиянием Чуя имеет темный мутный цвет. Петроглифы Урочища Калбак-Таш Бом (с алтайского «плоский камень») – археологический памятник на берегу реки Чуя. Калбак-Таш – самая знаменитая писаница Горного Алтая, на плоских скалах бома (*бом – это отрог горного хребта, загораживающий речную долину поперек; узкий, трудный проход по ущелью) собрана коллекция порядка 3000 наскальных изображений от эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) до древнетюркской эпохи (1000-700 лет до н.э.). Наскальные изображения показывают весь быт древних людей, начиная от мифологии и заканчивая насущными бытовыми проблемами. Кемпинг Горный рай на берегу реки Чуя, скромный, ночевали в палатках. Хозяин продает питьевую воду, но нам 5 литров подарил. В принципе, вода в Чуе нормальная, но с осадком (камушки и песок), пользоваться можно. Пытались купаться. 7.07 Кемпинг Горный рай – Акташ – кемпинг Златогорье 73 км https://www.plotaroute.com/route/2685167?units=km Памятник мужественным шоферам Чуйского тракта. Водопад Ширлак (Девичьи Слезы). Высота водопада около 10 метров. Каскадный водопад на реке Боки. Слияние Чуи и реки Айгулак. Поселок Акташ – большой и пыльный, несмотря на большое количество турбаз останавливаться не хочется. Ночевка в кемпинге Златогорье, в домиках, рядом (1,5 км) с Гейзерным озером, местной достопримечательностью. Хороший сервис, все условия. Утром заказывали у них завтрак. 8.07 кемпинг Златогорье – Гейзерное озеро – Улаган – кемпинг Улаган-Ичи 70 https://www.plotaroute.com/route/2685860?units=km Осмотр Гейзерного озера. Глубина озера около 2 метров, диаметр около 30 метров. Главная его особенность – термальные источники, бьющие посередине и выносящие на дно голубовато-синий ил, образуя красочный и причудливый вид. Над гладью озера можно наблюдать небольшое искажение поверхности воды, образованное как раз термальными источниками. Подъем на Улаганский перевал (2081м) – пожалуй самый живописный за поездку. Сногсшибательные виды. Улаган – симпатичный райцентр. Ночевка в домиках (некоторые домики – хоббичьи норки) в кемпинге Улаган- Ичи за городом. Хозяйка кемпинга – шумная и активная, кемпинг нормальный, баня и кухня в наличии. 9.07 кемпинг Улаган-Ичи – долина Чулышмана 71 https://www.plotaroute.com/route/2685879?units=km Почти сразу после кемпинга асфальт заканчивается, превращаясь в пыльный грейдер, на котором активно ведутся дорожные работы со всеми вытекающими последствиями. Главная изюминка дня – перевал Кату-Ярык. Перевалом он назван непонятно почему, так как двигаясь со стороны Улагана к нему нужно будет спуститься вниз, предварительно набрав от Улагана по грейдеру высоту до 1600 м (сам Кату-Ярык расположен на высоте 1200 м). Перевод с тюркского языка обозначает – грозный раскол, твердая трещина в горе, ущелье, теснина. Он является единственным спуском для транспорта в Долину реки Чулышман, а до 1989 г. дороги не было вообще. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем – по озеру, либо конными тропами. Строительство перевала начали в далеком 1987 г. с инициативы Аpсентия Васильевича Санаа. И в течении двух следующих лет бульдозеристами Ухановыми (отец, сын и племянник), была проделана грандиозная работа, итогом которой стала автомобильная дорога Кату-Ярык – Балыкча, протяженностью порядка 77 км. Описывать Кату-Ярык подробно не стану, ему посвящено много всяких описаний, скажу, что спускаться по нему стремно, постоянно кажется, что перевернешься через голову от висения на тормозах, обода и диски сильно разогреваются. Перевал доживает свое, строится новая нормальная дорога в обход отвесного склона. На перевале торговля и кафе, в долине Чулышмана множество кемпингов с разными услугами. Ночевка в домиках в кемпинге, на берегу Чулышмана. Красоты качественные, долина Чулышмана – это из самых ярких мест на Алтае. 10.07 Долина Чулышмана – мыс Кырсай 51 км https://www.plotaroute.com/route/2685898?units=km Красоты долины несколько портит гребёнка грейдера и пыль от проезжающего транспорта, но все терпимо. В устье Чулышмана много мест для ночлега и всякого жилья. Ночевка в кемпинге Чулышман на берегу Телецкого озера, в доме, баня и кафе в наличии. 11.07 Причал Кырсай – Телецкое озеро – долина Бии – турбаза Кокаиха 23 км https://www.plotaroute.com/route/2685910?units=km Телецкое озеро – Байкал в миниатюре, входит в число 25-ти самых глубоких озер мира. Имеет статус памятника природы Алтая и внесен ЮНЕСКО в «Список Всемирного культурного и природного наследия» в 1998 г. Со всех сторон озеро окружено горными хребтами высотой до 2500 м. Местные жители называют озеро «АлтынКоль», Золотое озеро. Современное название озеро получило примерно 400 лет назад от первых русских исследователей. Озеро было названо в честь алтайских племен – телеутов (или телесов), которые ранее обитали на этих берегах. Общая протяженность озера составляет около 77,7 км, максимальная ширина – 5 км, а средняя – в пределах 2-3 км. Что касается глубины озера, то максимальная глубина достигает 330 м, а средняя – 175 м. Озеро очень чистое, поэтому его часто сравнивают с Байкалом. Вода в Телецком озере настолько чиста, что зимой, когда рыбаки освобождают лед от снега, сквозь холодную толщу прекрасно видно дно. Берега озера практически везде обрывисты и круты, прорезаны ущельями. К сожалению, вода в Телецком озере даже в жаркие летние дни не прогревается выше плюс 10 градусов Цельсия, Главное событие дня – паром СП-5. Мы заранее (за месяц) бронировали места для велосипедов. Есть подозрение, что 2-4 велосипеда всегда уедут, но это не проверяли, кроме нас велосипедистов не было. Загрузка парома полная – 15 машин (на самом деле 14, пятнадцатую впихнули с трудом). Стоимость проезда велосипеда вместе с хозяином – 3 тыс. руб., оплата только наличными, в пути 6 часов, посадка начинается в 7 утра, велосипеды заезжают первыми. Есть конкурирующая паромная переправа, но про нее нет подробной информации. Отъехали чуть более 20 км от Артыбаша. Ночевка в палатках на турбазе Кокаиха. Наверное лучший кемпинг – красоты, душ, внимательные и гостеприимные хозяева. 12.07 турбаза Кокаиха – – ночевка в поле перед селом Паспаул 85 км https://www.plotaroute.com/route/2686661?units=km Особенность этих мест – в пространстве межу долиной Бии и Горно-Алтайском нет турбаз и кемпингов. Это очень не привычно. Много пасек и меда на продажу. Ночевали на выкошенном поле, проехав 85 км. У речек пугающий цвет воды, но, судя по всему, вода чистая, это особенности местного грунта, хотя мы с испугу просили воду в детском лагере. 13.07 Паспаул – Горно-Алтайск – гостиница Колибри 61 км https://www.plotaroute.com/route/2685942?units=km Все время казалось, что теперь только вниз. Ничего подобного! Все как обычно. Набор около 400 м от стоянки, только потом спуск. Ночевка в гостинице в 2 км от аэропорта. Гостиница «Колибри», в одном здании с магазином «Красное и белое», что имеет как достоинства, так и недостатки). Гостиница хорошая, двухместные номера, 4 тыс. один номер за сутки. В день отлета 14.04 вызвали грузотакси и двоих участников с упакованными велосипедами отправили в аэропорт, остальные прогулялись пешком. Изменено 19 июля пользователем romat30 1 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 августа (изменено) @romat30, великолепно! А на следующий год этот маршрут не планируется ? Правда, не уверен, что с такими дневными наборами высоты справлюсь ((. Изменено 6 августа пользователем SNord 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 29 августа SNord сказал(а) 06.08.2024 в 16:05: @romat30, великолепно! А на следующий год этот маршрут не планируется ? Правда, не уверен, что с такими дневными наборами высоты справлюсь ((. Такой маршрут - вряд ли. Я попробую спланировать Западную Монголию 1 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 сентября romat30 сказал(а) 29.08.2024 в 22:38: Такой маршрут - вряд ли. Я попробую спланировать Западную Монголию А что там ожидается с наборами высоты? И, если в общих чертах, что планируется? 0 Поделиться сообщением Link to post Поделиться на других сайтах