Hello World!

udav

номинация "Самый автономный маршрут"

17 сообщений в этой теме

Вопрос не так прост, как иногда кажется.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Это имхо один из самых сложных вопросов, т.к. автономность невозможно доказать. Может быть например автономный лыжный поход, где автономность гарантирована, если люди забурились туда, где никто не живет. Тогда и сомнений нет. На фэтбайках в глуши гарантированный автоном можно устроить. Но большинство туристов ездят на обычных велах, которые худо-бедно привязаны к дорогам. Где есть дороги, там есть какие-то селения, люди. Использовали ли туристы их помощь, покупали ли там что-то - никто никогда не узнает.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Согласен, но:

AlexTrub писал(а) Wed, 16 March 2016 12:26
Где есть дороги, там есть какие-то селения, люди.

Еще вопрос, что это за селения и что за люди. Если это город, где можно сделать все, это одно. А если чум, где нельзя найти лекарств, нечем починить велик и хозяевам нечем накормить помирающую с голоду толпу народа - другое. Хотя чум тоже селение. Получается, наличия дороги мало, надо знать возможности территории и лучше не только по отчету.

Люди: в Таджикистане видимость одного или более человек на горизонте гарантирует сытный стол и ночлег (но риск что закормят до смерти), а в Амазонии индейцы убегут или не пустят в деревню или застрелят стрелами, автономность разная, не только сложность.

AlexTrub писал(а) Wed, 16 March 2016 12:26
Использовали ли туристы их помощь, покупали ли там что-то - никто никогда не узнает.


Можно ехать автономно по населенке, ничего не покупая, все везя с собой, и можно точно с тем же раскладом ехать по тундре без признаков человека, это же не одно и тоже. Зная что в любой момент сможешь все достать, едешь иначе чем имея большую цену любого решения. Это же тоже нужно включать в оценку автономности?

Потом, можно включить в оценку риск автономности. Может, реально в походе было чем затариться регулярно, но это никто не знал и не мог знать заранее. Тогда будет другая подготовка, другая психология в походе.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
udav писал(а) Thu, 17 March 2016 04:26
Согласен, но:
А если чум, где нельзя найти лекарств, нечем починить велик и хозяевам нечем накормить помирающую с голоду толпу народа

Ну уж по поводу еды точно никак не узнать. Есть чумы, где еды более чем достаточно, это тем более никак не проверить. Да и какой-нибудь болтик иногда можно найти.

udav писал(а) Thu, 17 March 2016 04:26

Можно ехать автономно по населенке, ничего не покупая, все везя с собой, и можно точно с тем же раскладом ехать по тундре без признаков человека, это же не одно и тоже. Зная что в любой момент сможешь все достать, едешь иначе чем имея большую цену любого решения. Это же тоже нужно включать в оценку автономности?

Ну строго говоря да, разница есть. По-моему она не особо большая, но если уж быть дотошным, то надо и ее учесть. Но я вообще о том, что вот такие походы, которые по тундре без признаков человека, они в велотуризме настолько единичны, что нет смысла под них правила писать. 99% походов идут по какой бы то ни было населенке, где невозможно установить факт автономности. Я бы эту номинацию вообще не использовал в велотуризме. Разве что на честное слово полагаться, но это тогда это будет очень несерьезная номинация, типа приза зрительских симпатий. Мне самому обидно, что так получается, потому что я как раз автономно езжу, но тут нельзя не признать очевидного.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Уважаемые эксперты, хотелось бы перейти к более конкретному обсуждению, так как практически все лимиты времени исчерпаны.

Географический фактор и продолжительность похода для определения автономности очевидно важнейший, но не единственный.

Вот как выглядят номинанты с этой точки зрения.

№1 Казахстан - 22 дня
№2 Грузия - 12 дней
№3 Китай - 22 дня
№24 Карелия - 9 дней
№27 Норвегия - 8 дней
№29 Исландия - 18 дней
№44 Грузия, Турция - 22 дня
№89 Малайзия - 16 дней

Казалось бы №24 и №27 можно, отбросить по причине небольшой продолжительности. Однако и тут не всё просто, №27 - ночёвки при отрицательных температурах, а это тоже неизбежно увеличивает возимый груз как и в случае с длительными походами.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
А у походов, где продолжительность 22 дня, за все эти дни ни единого раза не было закупки продуктов?
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Может не стоит делать упор на выяснения фактов закупки продуктов на маршруте? Об этом просто могли не написать в отчёте.

Я например как-то раз по Крыму ездил, набрав с дуру продуктов аж на 10 дней автонома и не заезжал в магазины пока почти всё не съел, но я же не буду утверждать что мой поход был мегаавтономным.

Автономность я понимаю, как наибольшее расстояние (или время) которое пройдено между точками где есть вероятность пополнить запасы продовольствия, топлива. И не важно воспользовались участники этой возможностью или нет.

По трекам участников можно косвенно понять степень автономности. Например, №2 Грузия по треку видно, что едут по асфальтовым или накатанным грунтовым дорогам, постоянно посёлки. Автономность низкая. Изменено пользователем Lev G.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Lev G. писал(а) Thu, 17 March 2016 15:39

Автономность я понимаю, как наибольшее расстояние (или время) которое пройдено между точками где есть вероятность пополнить запасы продовольствия, топлива. И не важно воспользовались участники этой возможностью или нет.

Ну выше об этом спор и шел. В том-то и дело, что крайне мало велопоходов, у которых на маршруте нет (или почти нет) точек, где можно пополнить запасы. Измерять в километрах расстояние между пройденными деревнями и меряться этими отрезками имхо как-то странно. Да и не все деревни на карте обозначены. Бывают мелкие хутора (или чумы), где можно что-то купить, а на карте их нет.

Извиняюсь за выступление не по теме, но повторюсь, что ИМХО для велопоходов номинация бессмысленна. В походе №27 например за 8 дней не было куплено вообще ничего, совсем. Но другой поход с покупками может быть признан более автономным, потому что между деревнями было два дня. Ну как-то я не вижу смысла в таких состязаниях. Еще раз извиняюсь.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Я бы вообще не стала по этому критерию походы оценивать.
Взвешенно оценивают автономность совсем в другом месте и она идет в расчет при категорировании маршрута (в том числе).
Так что я пас по этому критерию оценивать.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Автономность - важнейшая характеристика похода не только в спортивном туризме, это ключевой момент при планировании маршрута, который надо обязательно учитывать. Да, в наше время большой автономностью могут похвастаться немногие, цивилизация проникает повсюду. Но и велосипеды сейчас другие, с большими возможностями, даже на МТБ в некоторых местах можно ездить без дороги, например по степям или тундре, а есть ещё и фатбайки, обладающие ещё большей проходимостью.

Да, все 3 недели автономными скорее всего не были у участников, но неделя автонома вполне могла быть для горных походов или например по Исландии.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
AlexTrub писал(а) Thu, 17 March 2016 13:29

Ну уж по поводу еды точно никак не узнать. Есть чумы, где еды более чем достаточно, это тем более никак не проверить. Да и какой-нибудь болтик иногда можно найти.


В средней полосе - узнать. Я apriori не глядя на маршрут скажу, что она (еда) есть там каждый день. В Казахстане можно узнать с определенной вероятностью, а на Чукотке не узнать, если ты не инсайдер. И мне кажется, риск остаться без еды должен оцениваться, и сделать это лучше как раз в номинации автономности.

AlexTrub писал(а) Thu, 17 March 2016 13:29
Но я вообще о том, что вот такие походы, которые по тундре без признаков человека, они в велотуризме настолько единичны, что нет смысла под них правила писать. 99% походов идут по какой бы то ни было населенке, где невозможно установить факт автономности. Я бы эту номинацию вообще не использовал в велотуризме. Разве что на честное слово полагаться, но это тогда это будет очень несерьезная номинация, типа приза зрительских симпатий. Мне самому обидно, что так получается, потому что я как раз автономно езжу, но тут нельзя не признать очевидного.


Ну, не 99%. По не очень населенке даже хоть в нынешнем списке участников разве 1%? А даже если вдруг будет так в каком-то году, разве не стоит наградить такого человека?
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
AlexTrub писал(а) Thu, 17 March 2016 17:56
Lev G. писал(а) Thu, 17 March 2016 15:39

Автономность я понимаю, как наибольшее расстояние (или время) которое пройдено между точками где есть вероятность пополнить запасы продовольствия, топлива. И не важно воспользовались участники этой возможностью или нет.

Ну выше об этом спор и шел. В том-то и дело, что крайне мало велопоходов, у которых на маршруте нет (или почти нет) точек, где можно пополнить запасы. Измерять в километрах расстояние между пройденными деревнями и меряться этими отрезками имхо как-то странно. Да и не все деревни на карте обозначены. Бывают мелкие хутора (или чумы), где можно что-то купить, а на карте их нет.

Извиняюсь за выступление не по теме, но повторюсь, что ИМХО для велопоходов номинация бессмысленна. В походе №27 например за 8 дней не было куплено вообще ничего, совсем. Но другой поход с покупками может быть признан более автономным, потому что между деревнями было два дня. Ну как-то я не вижу смысла в таких состязаниях. Еще раз извиняюсь.


Ну, два дня или один - смысла мерить мало, да. Мерить метры между деревнями не будем. Но несколько дней - уже автономность, которую можно и померить. Не все же сводится либо к полной дикости либо к полной населенке.

И потом, я вижу так, что несколько дней могут быть разными! Если едем по тайге по лесовозке, знаем что через 5 дней будет поселок точно, в нем кино\вино\домино, проезжаемость дороги видна из факта, что по ней ездят, вокруг в любой точке есть дрова - автономность этих 5 дней одна. А если это где-то на Монгольском Алтае, оказалось тоже 5 дней, но заранее не знаешь, могло быть и 15, неизвестна проходимость дороги и даже будет ли тропа, неизвестно и что можно будет иметь на той кошаре, куда приедем - то люди и готовятся и идут иначе, разве автономность не другая? Хотя тоже 5 дней. Понятно, что тут другая сложность, но ведь и автономность (как ФАКТОР похода, а не как расстояние) тоже другая?
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Lev G. писал(а) Fri, 18 March 2016 02:44
Автономность - важнейшая характеристика похода не только в спортивном туризме, это ключевой момент при планировании маршрута, который надо обязательно учитывать. Да, в наше время большой автономностью могут похвастаться немногие, цивилизация проникает повсюду. Но и велосипеды сейчас другие, с большими возможностями, даже на МТБ в некоторых местах можно ездить без дороги, например по степям или тундре, а есть ещё и фатбайки, обладающие ещё большей проходимостью.


Если смотреть философски, турист со всех сторон - модель цивилизации в концентрированном виде, с опаской выглядывающее за ее дверь Smile От того, насколько далеко он намерен отойти от двери, зависит все. Сложность тоже на самом деле во многом этим определяется. В большом автономе возникают сложности, которых не было бы на точно такой же местности, построй там нас.пункт.
Автономные походы есть, ходят регулярно, просто не каждый сможет. На велике и Антарктиду пытались пересечь, как это смотрится на фоне зимних покатушек, неужели не стоит награды?
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
В общем я бы оценил номинантов так:
1 балл (по 12-балльной шкале) - поход №89 (Малайзия) и поход №2 (Грузия)
2 балла - поход №24 (Карелия), №29 (Исландия) и №44 (Грузия, Турция)
3 балла - поход №27 (Норвегия)
4 балла - поход №1 (Казахстан) и №3 (Китай)

Походы сильно разные, но если оценивать по нескольким составляющим автономности, то они суммируются, и равнодействующая векторов может приводить примерно к одинаковому результату.

Не получается никому поставить высоких баллов, ими по логике должны ранжироваться по-настоящему автономные походы между собой.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
udav писал(а) Fri, 18 March 2016 14:04

Ну, не 99%. По не очень населенке даже хоть в нынешнем списке участников разве 1%? А даже если вдруг будет так в каком-то году, разве не стоит наградить такого человека?

И устраивать конкурс для одного человека? Лучше ему дать награду за самый сложный поход. Поход по территории без признаков жизни по любому и будет самым сложным в сравнении с дорожными походами.

Мне кажется вообще наличие дороги это уже цивилизация. По любой самой захолустной дороге рано или поздно кто-то проезжает, хотя бы раз в сутки. Значит всегда можно обратиться за помощью, по крайней мере с голоду умереть не дадут.
Что я слышал из настоящего автонома - это походы Гуревича, или еще какие-то ребята на фэтах на Полярный Урал ездили. В нынешнем списке настоящего автонома даже не 1%, а 0%.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
AlexTrub писал(а) Sun, 20 March 2016 00:47
udav писал(а) Fri, 18 March 2016 14:04

Ну, не 99%. По не очень населенке даже хоть в нынешнем списке участников разве 1%? А даже если вдруг будет так в каком-то году, разве не стоит наградить такого человека?

И устраивать конкурс для одного человека? Лучше ему дать награду за самый сложный поход. Поход по территории без признаков жизни по любому и будет самым сложным в сравнении с дорожными походами.


Сложность и автономность абсолютно разные понятия.
На сложность, кроме сложности препятствий влияет интенсивность их прохождения. Чем больше интенсивность тем больше сложность, но тем меньше автономность. И наоборот менее интенсивно пройденные маршруты будут неизбежно более автономными для участников.

В одном вы правы, пожалуй действительно стоит прописать в Положении право не только добавлять но и отменять номинации если нет достойных кандидатов.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
В применении к автономности можно было бы отменять номинацию если никто не добирает до середины шкалы - 6 баллов. Ну, просто как вариант. Примерно таким образом часто поступают на научных конкурсах, дабы не давать 1-го места откровенно слабому претенденту.
А насчет отмены из-за малого количества участников не уверен. Предположим, в конкурсе будут масса матрасных походов и одно пересечение Таймыра зимой, который один и заявится в автономную номинацию. Если ее отменять, он пострадает незаслуженно. Он же не виноват, что на голову круче всех остальных? Да это и логический нонсенс: лишать человека награды не из-за низкого его уровня, а из-за чрезмерно высокого!
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах