mychaika

По льду Байкала 2013

6 сообщений в этой теме

Отчет о вело-пешеходном (!!!) походе по маршруту
Северобайкальск Байкальское м. Котельниковский м. Елохин м. Заворотный м. Рытый п-ов Ольхон Турка


Дата похода: 6.03.2013 23.03.2013 гг.
Участники: Гарькавец Дмитрий, Русанов Игорь, Крюков Игорь, Кораблин Сергей, Чайка Михаил (все г. Воронеж).


Много фотографий выложено здесь:
http://www.velo36.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=6756

Короткое видео:
http://youtu.be/NcCtuDmKUyc

Пролог
Славное море священный Байкал,
Славный корабль омулевая бочка.
Эй, баргузин, пошевеливай вал,
Молодцу плыть недалечко.


Северобайкальск Байкальск. 800 км по самому ровному льду самого глубокого озера в мире. Для крепких парней с новыми велосипедами предстоящее путешествие казалось совсем «недалечко». Но готовиться начали с приходом зимы. Несколько раз катались по Воронежскому водохранилищу, р. Воронеж, ночевали на льду, проверяли коврики, установку палатки на бурах, буксирование санок, обкатывали новую шипованную швальбу. Предстоящее путешествие во всех проявлениях представлялось крайне необычным, т.к. ни у кого из участников не было опыта зимних велопоходов. Кроме того, учитывая дальние расстояния заброски и выброски, кучу необходимого снаряжения решили найти спонсоров данного мероприятия. Как и следовало ожидать, обращение в городские и областные комитеты, которые должны быть заинтересованы в развитие туризма, не принесло никаких результатов. НО! Еще есть частные «инвестиции»! Случай свел с представителями французского велопроизводителя "LORAK" (Лорак), которые согласились предоставить двухколесный транспорт Lorak 300. Первый опыт поиска спонсорской помощи вышел очень даже «не комом», однако русская зима покажет, на что способны французы. В 1812 г. один раз они уже загнулись Smile .
О заброске. Первоначально планировалось снаряжение и велосипеды отправить транспортной компанией в Красноярск, самим туда прилететь самолетом, а из Красноярска поездом прибыть в Северобайкальск. Однако банкротство «Red Wings» и Международный женский день внесли коррективы в способ заброски до Северобайкальска, поэтому мы получили еще один уникальный бонус, которым просто обязан воспользоваться каждый житель России хоть раз в жизни, а именно, прокатиться в плацкартном вагоне через всю Россию.

7, 8, 9 марта

Плацкартный вагон скорого поезда Москва-Северобайкальск. Милые проводницы, соседи, сменяющиеся каждые сутки, домино, душ, сооруженный в туалете на 3-и сутки.

10 марта
Дыхание могучего Байкала чувствуем уже на последних километрах в поезде. Собираем велосипеды на вокзале Северобайкальска, так как на улице настоящая пурга. Учитывая сложность перехода, зарегистрировали свою группу в местном МЧС. Поговорили со спасателями те только качают головой, поглядывая на наши сияющие LORAKи снега в этом году на Байкале по колено! Даже не все джипы проходят. Но у нас еще ноги и санки есть, кроме велосипедов, поэтому выдвигаемся на маршрут уже вечереет. Погода меняется каждый час то светит солнце, то накрывает плотный снежный заряд. Преодолеваем перевал, чуть скатываемся вниз и становимся на ночевку уже в полной темноте. В лесу снега по пояс, поэтому долго отрываем место под палатку, костер. Все полны первых впечатлений, но конечно не терпится на лед. В слова местных, что раз в 5 лет на Байкале выпадает снег, который не раздувается ветром, верить не хочется. Грызем замерзшего омуля, которого купили в Северобайкальске. Ночью холодает до -25С. Но спальники теплые, народу много согреемся. За день проехали 20 км.

11 марта
Подъем утром после ночевки в палатке отдельная тема для разговора. В спальнике +36, а вне спальника -25. Ботинки похожи на японские дзори. А еще надо завтрак приготовить. Но разум нашего командира победил бытовые проблемы. На ужин готовили двойную порцию, половину складывали в термос и в спальник. Утром почти горячий завтрак готов сразу. К обеду приехали в село Байкальское, откуда начинается зимник по льду Байкала. К сожалению, слова местных были не пустым звуком. Снега на льду выше крыши. Основной зимник уходит через озеро к противоположному берегу, но мы решаем двигаться вдоль правого, т.к. хотим попасть на мыс Котельниковский с горячими источниками. Зимник представляет собой переметенную колею, по которой ехать невозможно. Разбираем свои LORAKи и все снаряжение укладываем на санки. Тогда мы еще не знали, что так пройдет наша первая неделя...
«Бурлаки на Волге». Так называлась наша картина. Проваливаясь сквозь наст и поскальзываясь в колее, к вечеру дошли до мыса Берла, где нашли зимовье. Ночь в тепле, бурятские позы, сваренные в котелке, законные 50 г спирта. День был практически безветренным, хотя местные сказали, что сейчас «гора дует», а значит жди снега и ураганного ветра. За день проехали 41 км.
index.php?t=getfile&id=102563&private=0

12 марта
Солнечное утро, ослепительно искрящийся снег встретили нас на пороге избы, в которой прошла ночь. Мимо нас проехала колонна «Байкал-трофи», которые завершали свой маршрут на севере Байкала.
Весь день преимущественно идем пешком. Несколько раз встретились участки открытого льда, но их протяженность была несколько сот метров. Ближе к мысу Котельниковский началась расчищенная дорога, по которой долетели до турбазы на горячих источниках. Искупаться в горячем бассейне нас не пустили, пришлось снимать номер стоимостью 2500 руб. с человека. Но после мороза, борьбы со снегом и колеей сорокаградусный бассейн показался райским местом. За день проехали 22 км.

13 марта
По сложности день вполне соответствовал своей дате. После базы дорога закончилась. Весь день идем, проваливаясь в переметенную колею. Во время обеда началась пурга. Замерзаешь мгновенно, поэтому пока готовился суп, строили стенку из снежных кирпичей. Неожиданно из снежной мглы вынырнула старая Нива с тремя бурятами на борту. «Снег везде и много» - был неутешительный ответ.
После обеда опять идем, временами пытаемся оседлать велосипед и ехать в колее, но руки, ноги быстро устают от постоянного напряжения. Одно неловкое движение и переднее колесо упирается в снег.
Ночь настигает нас километрах в пяти от берега напротив Мужинайской губы. Решаем становиться на холодную ночевку. Расчищаем лед, ставим палатку, на газовых баллонах готовим ужин. Мороз крепчает, руки замерзают мгновенно. Пускаем в дело каталитические грелки, которые хоть как-то позволяют обходиться без костра. Начались первые проблемы со снаряжением. Французы держатся, а вот китайские самонадувающиеся коврики Tramp разом перестают держать воздух. С ними только летом на речку... Причина неясна не могут же разом проколоться пять ковров. Ночь на сдутых ковриках, на льду и морозе около 30 градусов действительно стала холодной. За день проехали 27 км.
index.php?t=getfile&id=102557&private=0

14 марта
С трудом оторвали себя и вещи от дна палатки Sad . Пешка продолжается до мыса Большая коса, где останавливаемся на обед. Гороховый суп, сало, сухари, шоколад и чай из термосов! После обеда едем!!! Начинается лед и первые голубые торосы.
Какие непередаваемые ощущения дарит движение по льду! Кажется, что летишь по воде! Холодная ночевка дает себя знать. Втулки, цепь, педали у новых Лорак в порядке, видно французы не зажали нормальной смазки, а вот гидравлика замерзла. Но эта проблема была решена очень просто тормозные машинки сняли с велосипедов. Тормоза, конечно, придумали трусы, но на льду они нам вряд ли пригодятся. Их вообще надо было оставить дома, но уж очень не хотелось разукомплектовывать новый байк.
Счастье длилось недолго опять тянем санки, рюкзак и велосипед в снежной колее. Через час и колея исчезла, идем напрямую по насту, проваливаясь в снег, до самого вечера. Все смешалось, идем с утра до перекуса, с перекуса до обеда, с обеда до перекуса и с перекуса до вечера. Палатку опять ставим на льду между мысом Малая Коса и мысом Большая Коса, ровного места на берегу не нашли, но костер был и была фантастическая звездная ночь и гулко стреляющий лед прямо под палаткой. За день проехали 23 км.

15 марта

С утра, пройдя пешком около километра, опять едем верхом в седле! Начинаются барханы островки плотного снега на льду. Лавируя среди барханов, доезжаем до мыса Большой Черемшаный, где обедаем в холодной бане на кордоне. Оставили немного спирта в знак благодарности за дрова, да и просто за приятное знакомство егерю Игорю Павловичу. После обеда крутим педали. Цель доехать до мыса Елохин, где по карте есть зимовье. Две предыдущие холодные ночевки дают о себе знать хочется тепла и просушить вещи и спальники. Шипованная швальба шуршит, Лорак летит, солнце светит и лед блестит настоящая гармония, ради которой задумывался этот поход. На мысе Елохин нас действительно ждало очень уютное зимовье! За день проехали 24 км.

16 марта
Встали поздно. Теплая изба, утреннее солнце не позволяют быстро собраться. Тронулись в путь уже ближе к обеду и сразу вернулись «гора» начала дуть по-настоящему. На озере - настоящая снежная буря. Двигаться против ветра невозможно.
Через два часа повторяем попытку двинуться дальше. Лед опять кончился. Идем против ветра по барханам. Ветер крепчает, приходится одевать маску. В пылу борьбы с ветром оказываемся в нескольких километрах от берега, не замечая этого. Вечереет, ветер усиливается, начинают просто сумасшедшие порывы. Срочно поворачиваем к берегу, но наст и глубокий снег заставляют идти уже в темноте. Капитана вместе с велосипедом и рюкзаком приподнимает в воздух и проносит несколько метров. Остальные прижимаются ко льду, пережидая порыв. Долго бредем к берегу, пережидая мощнейшие порывы, прижавшись к велосипеду.
Берег оказывается практически непригодным для установки палатки. Долго ищем место, раскидываем снег. Сил практически не остается. Неожиданно порыв поднимает в воздух установленную палатку и только чудом удалось ее удержать. Байкал беснуется и завывает всю ночь. Ночуем около мыса Средний Кедровый. За день проехали 15 км.
index.php?t=getfile&id=102558&private=0

17 марта
С утра опять дует плотный ветер, но делать нечего собираемся и выходим. К обеду ветер не утихает, но меняет направление, теперь он попутный, но ехать невозможно. Через несколько часов все же поехали, если ездой на велосипеде можно назвать постоянные спрыгивания для прохождения переметов и барханов. Ноги мерзнут, поэтому по совету бывалых полярников на ногу одели тонкий носок, сверху пакет, потом теплый носок и ботинок. Теплее... Доехали до мыса Заворотный, на котором расположен центральный кордон Байкало-Ленского заповедника. Узнаем, что снега везде много и надеяться на чудо, что за мысом начнется чистый лед, не надо! Просим рыбаков немного подвезти нас на машине, они отказываются, т.к. сами от Малого моря добирались два дня. Тем не менее, после Заворотного ехать легче, снега действительно меньше и путешествие опять приобретает краски. Впереди открывается мыс Большой Солонцовый, после которого останавливаемся на ночевку в уютном месте в глубине леса бухты Солонцовая. За день проехали 37 км.
index.php?t=getfile&id=102562&private=0

18 марта
Ура! Едем весь день! Велосипед скользит по идеальному льду, как птица! У мыса Рытый попадаем в окружение группы туристов из Иркутска на квардроциклах и буханках. Нас обступают со всех сторон и фотографируют как невиданных зверей. Неужели бороды и обгоревшие лица лишили нас человеческого облика?
Ночуем у входа в Малое море на границе Байкало-Ленского заповедника в летней бане около мыса Кочериковский. Температура ночью понизилась до -30, поэтому даже баня не спасла. Плюс еще всю ночь мышь пыталась расстаться с жизнью за наши запасы халвы и не давала спать, пока ее вместе с халвой не отправили на улицу. Завтра на курс на мыс Хобой! За день проехали 70 км.


19 марта

Утро необычайно морозное. Вроде на юг едем, да и весна с каждым днем все ближе, но становится холоднее наверное компас замерз... Сначала пытаемся ехать по зимнику, но скоро он исчезает и остается только довериться собственным глазам и держать курс прямо на мыс.
Ровный лед вскоре начинает перемежаться барханами, скорость падает приходится непрерывно объезжать снежные поля. Но дальше больше. Заканчивается ровный лед, начинается «колобковый» лед. Это такие неровные льдинки диаметром полметра, смерзшиеся друг с другом. Тряска адская! И так пару десятков километров. Благо замерзшие вилки на LORAKах хоть как-то работали.
В нескольких километрах от мыса Хобой встретили группу велотуристов из Кирова, которые катались вокруг Ольхона. По их совету отправились дальше вдоль берега в поселок Узуры, где нас ждала натопленная изба. В Узурах сотовой связи так и не было, так что полная оторванность от дома уже с 12 марта. За день проехали 46 км.

20 марта
Пытаемся выехать пораньше, т.к. сегодня надо переехать Байкал. Время уже поджимает, скоро самолет из Улан-Удэ. Местные в сторону Турки не ездят и надеяться на зимник не приходится, будем тропить лед. До ближайшей точки (мыс Повалишина) около 40 км и первые 10 км пролетаем за час. Неожиданно начинает портится погода, налетает пурга и скорость передвижения резко падает. Лед покрыт тонким слоем мягкого пушистого снега бесконечные падения, шипы не держат совершенно. Вдобавок ледовые поля переходят в сплошные торосы, длиной по километру. Движемся со скорость 3-4 км в час, и все радужные мечты о ночевке на берегу с костром постепенно превращаются в дым. Ветер усиливается и начинает поднимать снежную бурю.

Солнце клониться к горизонту, и мы понимаем, что очередной холодной ночевки не избежать. Пока окончательно не стемнело начинаем ставить палатку и возводить снежную стенку. По навигатору до берега 10 километров и мы ночуем на самом глубоком месте Байкала. До изнеможения строим и строим стенку, ветер не стихает и отчаянно рвет палатку. Природная феерия продолжалась до самого утра. За день проехали 49 км.
index.php?t=getfile&id=102564&private=0

21 марта

Утро началось с поиска велосипедов, санок и другого снаряжения, которые занесло приличным слоем снега. От вчерашнего ветра не осталось и следа яркое ослепительное солнце и искрящийся снег. Бодро шагаем к берегу, временами впрыгивая на свои Лораки, - все же последние метры по льду Байкала хочется проехать. Но суровый Байкал не собирался отпускать нас. От кромки льда до трассы по карте около 200 метров, которые ползли часа полтора по пояс в снегу. После барханов, встречного ветра, колобкового льда 20 км до Турки по сухому асфальтированному ровному шоссе показались пятиминутной прогулкой. Активная часть маршрута закончена. Ночуем в Турке, а утром отправляемся на автобусе а Улан-Удэ, откуда самолет в Москву.

Эпилог
Когда в жизни индейца происходит знаменательное событие, он в память о нем кладет маленький камушек в кожаный мешочек, висящий на груди. Когда в жизни индейца случается горесть, он достает из мешочка тот самый камушек и вспоминает, как ему было хорошо.
Подобные путешествия оставляют незаживающие раны, которые сначала болят от пережитых испытаний, а потом от теплоты воспоминаний и пережитых ощущений.

Спасибо всем, кто дочитал!
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Santa писал(а) Fri, 26 April 2013 16:47
Трек писали?


Добрый день! Трек не писал, но маршрут был простой - вдоль западного побережья. У входа в Малое море свернули на Ольхон. С Ольхона пересекли Байкал до Турки.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Молодцы вы. Когда мы (кировчане) вас встретили, реально была гордость за велосообщество. В этом году говорят на Байкале была самая снежная зима за 50 лет. Местные сами удивлялись, что так не хорошо.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
У меня вопрос по питанию. Что брали с собой, что закупали, в каких количествах.
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
bdavid писал(а) Thu, 09 May 2013 04:44
У меня вопрос по питанию. Что брали с собой, что закупали, в каких количествах.


Привет! Ниже пояснения, а в приложенном файле раскладка!

Раскладку составлял супер тяжёлую. Зима-расход калорий больше,велосипеды позволяют везти лишний килограмм, а не тащить на себе. Ещё летом везёшь воду с собой, что значительно увеличивает вес. Здесь пошли по другому пути взяв с собой санки, которые значительно облегчили передвижение. Также открытием стали термоса "Арктика" с узким горлом 0,9 л. И один общественный на 2,5 литра. Брали 2 горелки по 3000w/Primus/ . Овальный котёл отлично греют.Вечером готовили двойную порцию.Заливали чаем термоса на утро и общественный гречка с самодельной тушёнкой. Утром всё было горячее и не надо топить лёд, готовить.Если были дрова иногда утром варили суп на обед и заливали в термос.
Первый раз ходили с термосами-очень удобно. Особенно горячий чай с лимоном на привалах. Также отказались от утренней овсянки по причине особых вкусов двух участников. И не пожалели, не смотря на традицию. Рис,гречка, макароны с сам. тушёнкой утром-съедается под чистую. Овсянка исходя из личного опыта не всем подходит.
Ещё в данном походе отказались от паек. Раньше делали по количеству дней в плотных мешках. Один существенный недостаток разгружаешься раз в пять дней.Здесь всё разделил на 5 мешков. Хорошая упаковка-очень важна. Пищевая термоплёнка рулит. Данный подход позволяет разгружаться равномерно. Что справедливо. На практике это не работало так как разгружали сперва самых слабых, а здоровый и так на пайку больше весь поход несёт. Но в любом случае при малом ассортименте продуктов и хорошей упаковке(чего раньше не было)этот вариант можно применять. Изменено пользователем mychaika
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас