• Современные палатки для велотуризма — часть 2


    VORON

    pik99.jpg

     

    В первой части нашей статьи мы рассказали о конструкции современных палаток, рассмотрели их достоинства и недостатки. Сейчас же  речь пойдет о том, как выбрать палатку для своих задач и как добиться ее долгой и беспроблемной службы.

    Выбор палатки для велотуризма

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

    IMG_7264.jpg
    Ширина 120 см вполне комфортна для двух человек

     

    Велотуризм — очень широкое понятие, включающее в себя и летние выезды на ближайшее озеро, и покорение суровых гор на высоте несколько километров, и волочение велосипеда по снежно-ледовым пустыням. Естественно, что для всех этих задач нужны разные палатки, и многие велотуристы не мыслят своих походов без палаток для альпинизма или зимних экспедиций. В этой статье мы будем рассматривать некую «золотую середину» — велопоходы умеренной сложности, уже предъявляющие определенные требования к палатке, но не несущие риска для жизни и здоровья участников от погодных катаклизмов.

     

    Если рассматривать такой «усредненный велотуризм» в свете выбора палатки, можно отметить следующие особенности:

    • Отсутствие ураганных ветров и снегопадов, рискующих скрыть палатку по крышу.

    • Передвижение по относительно населенным местам.

    • Палатка используется преимущественно для ночевки, а не в качестве долговременного лагеря.

    • Возможность при необходимости взять на борт дополнительный вес.

     

    Таким образом, палатка для нашего велотуриста должна «строиться» на основе трекинговой или горной, но с учетом ряда специфических требований.

     

    Как правило, в велотуризме используются двухместные палатки, которые обеспечивают оптимальное сочетание веса, полезного объема и наличия места для поклажи. Одноместные палатки используются ограниченно из-за того, что они весьма тяжелые и дорогие в расчете на одного человека. Наиболее логичное применение таких палаток — в одиночных походах. Трехместные же палатки — это скорее выбор для семьи с детьми, поскольку серьезного выигрыша по массе в расчете на человека они не дают, а удобство ночевки втроем снижается ощутимо. Четырехместные и более крупные палатки — совсем специфический выбор, далеко выходящий за рамки этой статьи.

     

    В зависимости от комплекции и требований к комфорту, на одного обитателя палатки может приходиться от 50 до 70 см (и более) ширины спального места. Многие современные палатки несколько сужаются к ногам, позволяя немного снизить массу при сохранении достаточной просторности. Типичный туристический коврик имеет ширину 50 или 60 см, в велотуризме чаще используется 50-сантиметровый, который не выходит за габариты велорюкзака. Можно считать, что 60 см на человека — это разумный минимум, обеспечивающий достаточный комфорт при небольших массогабаритах палатки. Любители большого комфорта нередко покупают палатки «на размер больше».

     

    Кстати, не стоит надеяться на то, что в слишком узкой палатке можно будет спать «валетом» — крайне редко удается найти идеально горизонтальную поверхность, чтобы один из туристов не лежал с ногами выше головы.

     

    IMG_2218.jpg
    Иллюстрация разницы между обычным и маленьким тамбуром

     

    В двухместной палатке лучше всего иметь два поперечных тамбура — тогда у каждого обитателя будут собственные выход и место для поклажи. Мало кто любит перелезать через соседа, когда нужно достать свои вещи из тамбура или выйти на улицу. Кроме того, в один маленький тамбур могут не влезть вещи для двух человек. Наличие двух тамбуров также заметно улучшает вентиляцию в жару, а в холод и ветер — позволяет готовить с подветренной стороны палатки, не выходя из нее. Также вполне допустимый вариант — один крупный и хорошо защищенный от дождя продольный тамбур. А вот один поперечный тамбур на двоих человек либо маленький продольный тамбур (часто встречаются у сверхлегких палаток) — гораздо менее удобны.

     

    Наличие тамбура на отдельной дуге — неоднозначный вопрос. Несмотря на безусловное удобство такого тамбура для готовки и хранения вещей, большинство велотуристов предпочитает использовать палатки со стандартными тамбурами. Велосипеды в тамбуре все же обычно не хранят — где есть риск ночной кражи пристегнутых велосипедов, там лучше вообще не становиться на ночь.

     

    При выборе палатки для велотуризма обратите внимание на возможность открывать дверь тамбура под дождем без попадания воды внутрь палатки и, в идеале, на вещи, лежащие в тамбуре. Это позволит безбоязненно выходить из палатки под дождем, а также готовить, установив горелку снаружи палатки у входа, на достаточном расстоянии от стенок. Увы, с маленьким тамбуром открыть дверь под дождем без заливания палатки можно далеко не всегда.

     

    Желательно выбирать палатки с самонесущим каркасом, который позволяет без проблем становиться на камнях, песке и снегу, где использовать колышки затруднительно. У таких палаток даже при полной невозможности использовать колышки тамбуры можно растягивать, цепляясь к лежащим велосипедам. Однако некоторые конструкции палаток (особенно имеющие большие площади тента без поддержки дугами, например, Y-образные), будучи формально самонесущими, требуют несколько колышков с оттяжками, чтобы тент не ложился на палатку.

     

    Crimea_583.jpg
    В большом тамбуре с отдельной дугой можно прятать велосипеды, но так делают редко

     

    Существует два подхода к выбору цветовой гаммы палатки, точнее, ее тента: «защитный» и «яркий». Любители экстремальных походов по безлюдной местности предпочитают яркий цвет, а обычные туристы, как правило, выбирают палатки защитного цвета.

    • Защитный цвет палатки — это черный, зеленый, серый, оливковый, хаки, темно-синий или камуфляжный. В лесу такая палатка практически не заметна со стороны, что снижает вероятность нежелательных* встреч с местными жителями или с официальными лицами. Поэтому палатка защитного цвета настоятельно рекомендуется при путешествиях по населенным местам. Обычно внутренняя палатка делается из ткани светлого цвета (часто желтого), таким образом, в «защитной» палатке находиться не так уж темно и грустно.
    • Яркий цвет — белый, красный, оранжевый, ярко-голубой или желтый. Такая палатка сразу бросается в глаза на большом расстоянии, причем в это же время окружающие ее «защитные» палатки могут быть не заметны. Эта особенность очень полезна при поиске терпящей бедствие группы с вертолета, но при стоянке в обжитой местности яркая палатка сулит повышенное внимание к ее владельцам.

    * В западных странах стоянка «дикарём», как минимум, не приветствуется, а то и просто запрещена. В России, СНГ и развивающихся странах привлекающий внимание лагерь часто приводит к внеплановому общению с местными жителями, далеко не всегда настроенными доброжелательно.

     

    Впрочем, при походах с ночевками в кемпингах и других специально отведенных местах выбор цвета уже не критичен и больше зависит от вкусов владельца палатки.

    ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

    В большинстве случаев в велотуризме используются палатки типа «полусфера» или их разновидности. Это наиболее распространенная конструкция, имеющая много достоинств — хорошую устойчивость, самонесущую конструкцию, возможность без проблем организовать 2 тамбура. Также можно смело рассматривать и другие самонесущие конструкции. А вот не самонесущую палатку брать стоит только в том случае, если вы отчетливо представляете, что вы теряете и что приобретаете при этом.

     

    IMG_8737.jpg
    Участки желтого цвета — зашитые в мастерской сетчатые окна, чтобы не дуло

     

    Важная особенность палатки, напрямую влияющая на комфорт ночёвок — ее вентиляция. При выборе палатки для своих задач необходимо брать в расчет уровень вентиляции и наличие ее регулировки, поскольку при ночёвках в +40 и -40 °С требования к вентиляции принципиально различаются. Во многих импортных палатках большая часть внутренней палатки сделана из сетки без возможности закрыть ее тканью (достаточно вспомнить, что большая часть территории США лежит в субтропиках) — в таких палатках может быть холодно ночевать уже при ночных температурах ниже +5…+10 °С.

     

    С другой стороны, многие отечественные палатки и дорогие «четырёхсезонные» импортные имеют полностью закрывающуюся и регулируемую вентиляцию внутренней палатки — сетчатые окна дублируются тканью на молнии, в холодную погоду ткань закрывается, а в теплую — открывается. Это очень благотворно влияет на комфорт при холодных ночевках, когда температура не превышает +10 °С, либо в сильный ветер. Однако регулируемая вентиляция увеличивает вес, стоимость, а для обладателей хороших теплых спальников и для тех, кто не путешествует в холодное время года — просто не имеет смысла. Существуют и «зимние» палатки, почти полностью закрытые тканью изнутри. В таких палатках при летних ночевках уже есть риск перегреться.

     

    IMG_0521.jpg
    Пример адекватной вентиляции внутренней палатки для походов с плюсовой температурой

     

    Так или иначе, не стоит бояться незакрывающейся вентиляции внутренней палатки и априори списывать такие палатки со счетов. Сетка сетке рознь: если вентиляционные окна есть только в верхней половине палатки, то беспокоиться насчет ее пригодности для холодной погоды не стоит. Если же незакрывающиеся окна находятся на уровне головы лежащего человека, либо вообще вся внутренняя палатка сделана из сетки, то внутри палатки будут гулять сквозняки, и она не может считаться зимней. Впрочем, лишнюю сетку можно закрыть легкой тканью в швейной мастерской за достаточно небольшие деньги, проиграв 50-200 г массы.

     

    Для вентиляции внешнего тента палатки, когда выходы закрыты, используются вентиляционные окошки и/или просвет между тентом и землёй. Чем лучше вентиляция тента, тем меньше возникает конденсата и тем приятнее находиться в палатке в жаркую погоду. Вентиляционные окошки в тенте прикрываются козырьками для защиты от дождя. Желательно иметь закрывающиеся окошки на случай холодной погоды, а в идеале — если всю вентиляцию можно открывать и закрывать, не выходя из палатки.

     

    20130804-132832-196.jpg
    Высоко расположенный тент делает палатку холодной, но зато избавляет от конденсации

     

    Как правило, у трекинговых палаток высота просвета между тентом и землей составляет 5—10 см, чего достаточно для ночевок в плюсовую температуру. Однако у не рассчитанных на холод палаток тент может не доходить до земли на 15—20 см (и вплоть до метра, с соответствующим увеличением непромокаемой части внутренней стенки — такие палатки уже ближе к однослойным, чем к двухслойным). Естественно, что с высоким расположением тента окошки уже не нужны — температура под тентом не отличается от забортной. У четырехсезонных же палаток тент либо проходит вплотную к земле, либо имеется «юбка», больше однако характерная для специализированных «односезонных» зимних палаток.

    fabric.jpg

     

    В завершение обратим внимание на неявный параметр, который, однако, может повлиять на комфорт ночевок. Это качество сетки, применяемой для внутренней палатки. Желательно, чтобы сетка была не обычной (с круглыми или квадратными ячейками размером около миллиметра), а рассчитанной для защиты от мошек (англ. «no-see-um mesh»). Такую сетку можно узнать по тому, что каждая ячейка там дополнительно пересекается несколькими волокнами — даже самое мелкое насекомое не сможет пролезть.

    СКОЛЬКО ДОЛЖНА ВЕСИТЬ ПАЛАТКА

    tents_html_5d136479.jpg 
    Фото Александра Столярова

     

    В характеристиках палаток обычно указываются минимальный и полный вес палатки, различающиеся примерно на 10-20%: 

    • Минимальный вес — это палатка без упаковки, колышков и растяжек — только каркас, тент и внутренняя палатка. 
    • Полный вес — это палатка в упаковке со всеми принадлежностями, иногда включающими в себя ремнабор, до 20 колышков и до 25 метров оттяжек.

     

    В рекламных материалах минимальный вес часто указывается крупным шрифтом, а реальному пользователю больше интересен полный, поскольку перевозка палатки без упаковки приведёт к ее быстрому износу, а колышки в любом случае необходимы для ветроустойчивости. Впрочем, некоторые туристы возят палатки в минимальной комплектации именно ради экономии веса.

     

    Следует помнить, что у палаток среднего уровня начиная с определенного порога (ориентировочно 2,5 кг для двухместных палаток и 3 кг для трехместных), каждый скинутый грамм отнимает какую-то долю от других качеств палатки:

    • Уменьшение тамбуров и/или отказ от второго тамбура снижают возможности по размещению вещей, удобство входа-выхода и качество вентиляции.
    • Более тонкая ткань может быть менее износостойкой и подверженной повреждениям.
    • При уменьшении количества дуг и использовании соединителей вместо полных дуг страдает ветроустойчивость.
    • Отказ от коромысла лишает больших удобных тамбуров и уменьшает пространство в верхней части палатки.
    • Отказ от регулируемой вентиляции (закрываемых тканью и сеткой окон во внутренней палатке) приводит к проблемам в холодную погоду или в жару.
    • Общее уменьшение габаритов снижает удобство и обитаемость палатки.
    • Переход на не самонесущую конструкцию усложняет установку палатки на камне, снегу, иногда на песке.

     

    С другой стороны, большая и комфортабельная палатка может иметь избыточные для ваших задач габариты жилой зоны (либо быть избыточно прочной для предполагаемых условий), но при этом будет весить так много, что не позволит взять с собой более нужные вещи. Впрочем, велотуристы обычно не испытывают особых проблем с массой и объемом возимого груза.

     

    Carbon_Reflex_2_2016.jpg
    В ультралегкой (0,84 кг) палатке MSR Carbon Reflex 2 используется одна карбоновая дуга и ткань  плотностью 7D и 15D

     

     

    Особенности конструкции палатки могут очень сильно влиять на вес в ту или иную сторону. Наиболее распространённые и популярные среди туристов двухместные палатки в зависимости от полного веса делятся приблизительно на такие группы:

    • Менее 1 кг — ультралёгкие модели, в которых всё принесено в жертву малому весу. Помимо легкости, они практически не имеют преимуществ перед более тяжелыми, а чаще заметно отстают от них по своим качествам. Использование отдельно покупаемого футпринта (второго пола) с такими палатками практически обязательно, иначе ткань износится очень быстро.

    • 1—2 кг — сверхлегкие модели с ограниченным комфортом и функциональностью (например, узкие, низкие и с одним тамбуром), либо сделанные из очень тонкой ткани. Такие палатки больше интересны для пеших туристов-легкоходов, у которых каждые 100 грамм веса на счету. Желательно использование футпринта, чтобы палатка прожила дольше.

    • 2—2,7 кг — полноценные легкие модели с 2 тамбурами (или одним, но большим) и достаточным внутренним объемом. Такие палатки можно считать «золотой серединой» из двухместных моделей — они достаточно легкие и компактные, но в то же время вполне комфортабельные и долговечные.

    • 2,7—4 кг — крупные просторные или прочные горные палатки. Возможно наличие большого тамбура, подходящего для хранения велосипедов. Подобные палатки используются либо любителями особого комфорта, либо туристами, путешествующими в тяжелых горных условиях. Отметим, что с 3 кг уже начинаются полноценные трёхместные палатки, иногда используемые в качестве «двушек» ценителями комфорта.

    • Более 4 кг — очень прочные палатки для экстремальных погодных условий, весьма тяжелые даже для трёхместных.

     

    Массу палатки можно уменьшить на несколько сотен граммов сравнительно безболезненно, если перейти на использование дорогой ткани тента с двухсторонним силиконовым покрытием и не менее дорогих сверхлёгких (но при этом прочных) дуг от известного производителя (например, DAC Featherlite NSL). Однако стоимость палатки при этом вырастет на сотни евро.

    ПОЛЕЗНЫЕ АКСЕССУАРЫ ДЛЯ ПАЛАТОК

    IMG_1477 (2).JPG

     

    Промышленность предлагает широкий выбор аксессуаров для палаток, позволяющих, с одной стороны, снизить стоимость и паспортный вес самих палаток (убрав некоторые аксессуары в разряд за дополнительную плату), а с другой — позволить пользователю самому подобрать оптимальный набор для своих задач.

     

    К таким аксессуарам относятся:

    IMG_2979.jpg
    tents_html_1db8fea1.jpg


    IMG_1153.JPG
    • Колышки различных видов. Подходят для любых палаток. Поставляемые в комплекте колышки (особенно гнутые из прутка) обычно имеют только одно достоинство — либо малый вес, либо низкую цену. При этом качество удержания и прочность могут быть недостаточными, особенно для больших палаток. Отдельно приобретаемые колышки выпускаются в различных видах:

      • Более качественные и прочные, чем стандартные — например, с V- или Y-образным сечением, иногда со шнурком, упрощающим извлечение колышка из земли.
      • Сверхлёгкие — имеют массу от 1 грамма, однако прочность колышка и качество удержания здесь наихудшие.
      • Для каменистого грунта — внешне похожи на гвозди, заколачиваются молотком.
      • Для установки палатки на снегу или песке — широкие и длинные колышки-лопасти, либо похожие на якорь.
    • Ремонтный набор — предназначен для устранения небольших повреждений палатки в полевых условиях. Включает в себя надвижную втулку для ремонта сломанной стойки, ткань и сетку для заплаток (иногда с клейким слоем), клей.

    • Второй пол (англ. footprint) — обычно предлагается к импортным палаткам с тонким дном. Служит для защиты дна от износа и повреждений, особенно при ночевке на камнях, также увеличивает влагостойкость дна. Кстати, с помощью футпринта можно установить тент в качестве навеса без внутренней палатки.

      Военная хитрость западных производителей — можно сделать тонкое дно, выиграв в массе, а чтобы палатка дольше прожила — предложить покупателю футпринт за 20-120 долларов. Впрочем, для ночевок строго в кемпингах на травке тонкое дно вполне оправдано.
    • Дно тамбура (обычно объединено с футпринтом) — предназначено для защиты вещей в тамбуре от промокания снизу и загрязнения, превращает тамбур фактически в еще одну комнату. Не имеет смысла для 3-сезонных палаток, у которых тент не проходит вплотную по земле — в дождь вода будет заноситься ветром под тент и собираться в лужи на полу. 

    • Дополнительный большой тамбур для размещения большого количества вещей и готовки под дождем. Обычно включает отдельную дугу, тент и несколько колышков, предназначен для стыковки только с определенными моделями палаток. Иногда для добавления большого тамбура производителем предлагается заменить тент палатки целиком — так выходит легче, но зато дороже.

    • Подвесная полка — подвешивается внутри палатки, позволяет размещать мелкие легкие предметы под потолком. Особенно полезно такое размещение для хрупких предметов (например, очков), так как пропадает риск их раздавить.

    • Держатель для планшета — новомодный аксессуар, позволяющий подвесить планшет под потолком палатки для удобства просмотра фильмов, не вылезая из спальника.

    • Дополнительные оттяжки с натяжителями — улучшают ветроустойчивость палатки. Трекинговые палатки нередко имеют в комплекте лишь необходимый минимум оттяжек (или же вообще ничего), и приобретение дополнительных оттяжек позволит быть готовым к тяжелым погодным условиям. От обычных веревочек оттяжки отличаются наличием специального блока, упрощающего их натяжение. Качественные оттяжки не растягиваются, в том числе под действием воды, и иногда имеют отражающую нить, делающую шнурок видимым в темноте при свете фонаря.

    • Подвесной фонарик для освещения палатки. Некоторые производители предлагают такой фирменный аксессуар специально для внутреннего освещения, хотя он с успехом может быть заменен любым другим маленьким фонариком.

    • Запасные упаковочные мешки. Иногда штатный упаковочный мешок слишком тесный и не позволяет с удобством уложить в него палатку, особенно мокрую — в таком случае можно купить более просторный и удобный. Или наоборот — если возить дуги отдельно от палатки, можно взять более компактный и легкий мешок из тонкой ткани. Также при интенсивной эксплуатации ткань мешков истирается и через несколько лет требует замены. Некоторые мешки оснащены стяжками, но сильно сжимать палатку нельзя, это вредит молниям и покрытию тента.

    • Запасные дуги и секции дуг. Предназначены для ликвидации поломки или сильного изгиба дуги палатки, поскольку соединение ремонтной втулкой стоит рассматривать лишь как временную меру. Отдельные модели палаток могут устанавливаться на двойных дугах для максимальной прочности.

    • Сменная внутренняя палатка. Изредка предлагается в качестве аксессуара, когда штатная внутренняя палатка изготовлена из ткани (что хорошо для холодной погоды), но при этом можно докупить полностью сетчатую на случай походов по жарким странам.

    СКОЛЬКО ПАЛАТОК НУЖНО ТУРИСТУ?

    20130929-072556.jpg

    Выбор подходящей палатки — непростая задача, и даже идеально подходящая для ваших задач модель может уже не так хорошо проявлять себя в других условиях. Универсальные же палатки всегда проигрывают по своим свойствам специализированным, поскольку нельзя одновременно сделать палатку легкой, прочной, надежной, просторной, теплой и хорошо проветриваемой. Поэтому неудивительно, что со временем у опытных туристов разрастается парк палаток, подходящих для решения их задач. Кроме того, выбрать специализированную палатку проще, чем одинаково подходящую на все случаи жизни.

     

    Наиболее простой способ разбить свои потребности на несколько палаток — по числу мест. Например, несмотря на то, что трехместные палатки не очень популярны среди велотуристов, при желании выехать на природу всей семьей с ребенком уже скорей всего понадобится трехместная модель. С другой стороны, для ночевки в одиночку крупная двухместная палатка уже избыточна, хватит и полуторной, а то и одноместной. Помимо приведенного примера, туристы нередко докупают специализированные палатки дополнительно к основной (универсальной) трекинговой: сверхлёгкие, экстремальные, для зимних походов.

     

    Конечно, владение несколькими палатками — это дорогое удовольствие, да и места в кладовке они занимают немало. С другой стороны, многие опытные велосипедисты по тем же указанным выше причинам владеют несколькими велосипедами, а иметь под рукой идеально подходящую для конкретного похода палатку — не менее важно.

    Эксплуатация палатки

    ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ С ПАЛАТКОЙ

    IMG_8401.jpg

     

    Палатка — один из важнейших элементов снаряжения, и в интересах самого туриста обеспечить ей долгую службу. Для того, чтобы палатка не начала преждевременно протекать и не обзавелась не предусмотренными конструкцией отверстиями, следует выполнять несколько простых правил.

     

    В первую очередь, нужно беречь палатку от любых источников огня. Палаточный тент очень легко прожечь даже шальным угольком от костра, а сноп искр может превратить палатку в решето. Поэтому палатку следует ставить не ближе 10 метров от костра или подготовленного кострища. Если уже после установки палатки рядом с вами начали сооружать костер, не поленитесь переместить палатку в другое место, если избежать разведения огня рядом с вами невозможно.

    Известен случай, когда не в меру любопытные туристы положили газовый баллон в огонь и попрятались за деревьями. В момент взрыва летящий баллон пробил одну из стоящих рядом палаток навылет.

    IMG_8140.jpg
    Когда в лааву начали разводить костер, палатку пришлось перемещать

     

    При пользовании горелкой следует держать ее на достаточном расстоянии от тента и помнить о том, что горелка может выплевывать языки пламени до полуметра высотой. Использование огня внутри палатки может привести к отравлению (вплоть до смертельного исхода) угарным газом, особенно опасным из-за отсутствия запаха. Некоторые туристы любят готовить на горелке внутри палатки — что ж, оставим это на их совести и понадеемся, что они не сожгут палатку и не затопят ее кипятком посреди длительного похода. Использовать внутри палатки газовые лампы также небезопасно.

     

    Второй враг палатки, помимо огня, — это застоявшаяся вода. Ни в коем случае не стоит хранить палатку в мокром или хотя бы влажном виде — уже через сутки (а то и меньше) в мокром свертке начнутся процессы гниения ткани и гидролиза водозащитного слоя. Не считая того, что при следующей установке палатки в ней будет стоять запах гнили, тент и пол при таком обращении очень быстро начнут промокать насквозь. Поэтому важное правило для любого туриста — после возвращения из похода следует полностью высушить палатку. В идеале, палатку стоит высушить еще перед погрузкой в обратный поезд или самолет.

     

    При сборке палатки нельзя спешить — проверяйте соединения всех секций каркаса, особенно если они загрязнены и подклинивают. Если дуга состыковалась не полностью, она скорей всего лопнет в момент установки палатки. При установке-сборке палатки под проливным дождем спешки не избежать, однако лучше намочить палатку немного сильнее, чем заниматься ее ремонтом.

     

    Никогда не наступайте на ткань или на лежащие на земле дуги. Торцы секций дуг весьма тонкие и могут быть повреждены, например, если вязанка дуг упадет на твердую поверхность, или если при установке палатки трясти дугами для ускорения сборки сочленений.

     

    20131004-163601.jpg
    Мокрая палатка примерно на 500 г тяжелее сухой

     

    К сожалению, далеко не всегда ночевка происходит на травке в кемпинге — обычно ночевать приходится на корнях, шишках и камнях. Поэтому при постановке на ночлег необходимо тщательно проверять место, куда вы ставите палатку — особенно в условиях СНГ и стран третьего мира, где место ночевки может быть усыпано битыми стеклами.

    Известен случай, когда при ночевке в Лаосе дно палатки прогрызли термиты. Как было у Стругацких: «А кусаться он начнет, так ты его по сусалам!..»

    Перед установкой палатки обязательно нужно убирать из-под дна шишки, острые камни, крупные ветки и особенно стекла. В гористой или вулканической местности, где ночевка может происходить на камнях или на застывшей лаве, нужно подкладывать что-то под дно — например, велочехлы, футпринт или просто подходящий кусок ткани. Также в гористых условиях стоит особенно тщательно выбирать место ночлега, остерегаясь сильных ветров и прочих специфических опасностей, таких как камнепады и внезапные паводки.

     

    Если же произошла неприятность, и палатка оказалась порвана, то для возможности зашить ее в будущем (на фото ниже), нельзя заклеивать ткань армированным сантехническим скотчем! Он прочный и хорошо клеится, но впоследствии при ремонте палатки придется полностью заменить участок ткани, на который наклеивался скотч. Желательно использовать клей и заплатки из палаточного ремнабора, а при их отсутствии — обычный прозрачный скотч.

    КАК УВЕЛИЧИТЬ СРОК СЛУЖБЫ ПАЛАТКИ

    IMG_4642.jpg

     

    Длительное нахождение палатки под солнцем может негативно повлиять на ее долговечность. Ультрафиолетовое излучение постепенно разрушает нейлоновую ткань тента палатки, особенно при стоянках на больших высотах и в южных странах. Ткань с силиконовым покрытием и полиэстер лучше противостоят ультрафиолету, однако длительные «солнечные ванны» для них все равно нежелательны.

     

    Помимо вопроса долговечности тента, в палатке под палящим солнцем невозможно спать, да и в целом тяжело находиться. При возможности, палатку стоит ставить в тени, а если это невозможно — стараться избегать ситуаций, когда палатка стоит на солнце днями-неделями напролёт, особенно в горах. В крайнем случае, можно создать тень самому с помощью туристического тента.

     

    Для того, чтобы пол палатки не протирался с верхней стороны (и чтобы обезопаситься от прокола дна шальным сучком), желательно не пользоваться палаткой без коврика, лежащего на полу. Некоторые туристы кладут коврики-пенки под палатку, защищая ее дно снизу, однако при этом дно сильнее истирается сверху, особенно в сочетании с крошками, песком и уроненными острыми предметами. Лучше всего защищать дно ковриком сверху и велочехлом (или футпринтом) — снизу. Впрочем, в лесной зоне обычно можно ставить палатку прямо на землю, ничего под нее не подкладывая, за исключением сверхлегких моделей.

     

    При разборке палатки при возможности надо вытряхнуть из нее накопившийся песок. Сделать это можно тремя способами: просто подмести внутри, вывернуть внутреннюю палатку наизнанку после разборки, либо (в случае с достаточно прочными самонесущими палатками) перевернуть собранную палатку без тента вверх дном и вытрясти мусор через двери. Будьте осторожны, чтобы не зацепить палаткой ветки деревьев, также такой способ не рекомендуется для ультралегких моделей.

     

    Абсолютно любая палатка, независимо от ее стоимости и прочности, требует внимательного отношения к застежкам-молниям. При открывании-закрывании застежек помогайте себе, придерживая молнию второй рукой (особенно если палатка натянута, и молния находится под нагрузкой). Не делайте рывков и не прикладывайте больших усилий. Растягивайте тамбуры палатки с таким расчетом, чтобы молния не оказывалась под сильной нагрузкой. Когда открываете дверь палатки, то не позволяйте двери валяться на земле — грязная молния прослужит вам недолго. При необходимости, очистить молнию от песка и грязи можно с помощью старой зубной щетки.

     

    При выполнении этих рекомендаций палатка сможет прослужить вам долго и без проблем.

    КОГДА ПОГОДА НЕ ЛАДИТСЯ

    IMG_1088.jpg

     

    Если маршрут вашего велопохода пролегает хотя бы по умеренным горам, например, по горному Крыму, то даже в теплое время года существует риск внезапного ухудшения погоды. Это может сопровождаться резким понижением температуры, затяжными дождями и сильными ветрами. Поэтому при путешествии по любым горам стоит всегда быть готовым к тому, что палатку придется укреплять и утеплять. Помимо этого, сильные ветра могут возникать на берегах крупных водоемов и на больших открытых пространствах.

     

    Нередко бывает, что погода портится именно ночью, и всегда лучше позаботиться об укреплении палатки перед уходом ко сну, чем вскакивать посреди ночи и укреплять палатку в темноте, под ливнем и пронизывающим ветром.

     

    Самое простое и эффективное средство для борьбы с сильным ветром, позволяющее уберечь палатку от поломки, — это оттяжки. Они представляют собой прочные шнурки со специальными натяжителями, которые одним концом закрепляются за специальные петли на тенте палатки, а другим — цепляются за вбитый в землю колышек. Современные палатки не предназначены для «работы» без оттяжек. С оттяжками же типичная трекинговая модель выдерживает ветер до 20 м/с, а горная — до 30 м/с и иногда даже больше.

     

    В зависимости от конструкции палатки, она может либо вообще не требовать оттяжек для установки, либо использовать их в качестве вспомогательного крепления (чтобы тент не ложился на палатку), либо устанавливаться только с оттяжками (у ряда конструкций не самонесущих палаток). В любом случае, предназначенные для сколько-нибудь серьезных погодных условий палатки всегда имеют резервные петли для оттяжек для увеличения устойчивости и прочности палатки при сильном ветре. Лучше всего работают оттяжки максимальной длины.

     

    Однако помните, что большое количество оттяжек у палатки увеличивает риск того, что проходящий мимо человек зацепится о шнурок и даже порвет ваш тент. В хорошую погоду не следует делать лишние оттяжки без необходимости и выносить их далеко от палатки, а в плохую (или если ваша палатка не ставится без оттяжек) — не поленитесь сделать оттяжки заметными, например, с помощью ярких дождевых чехлов.

     

    IMG_2894.jpg
    Попытка втроём удержать улетевшую палатку

     

    В ветреную погоду всегда помните, что без крепления колышками ваша палатка превращается в отличный парус. Все пустые мешочки убирайте в карман или в рюкзак. При установке палатки стоит сначала закрепить внутреннюю палатку колышками по углам, а уже потом — начинать устанавливать дуги. Не помешает также привязать тент одной оттяжкой к чему-нибудь тяжелому, чтобы его не унесло при установке, особенно если вы действуете в одиночку.

     

    Колышек обязательно должен полностью утапливаться в землю и при возможности вбиваться под углом около 45° к поверхности земли. Если колышек вбит в землю не полностью, то он не только плохо держит, а вдобавок есть реальный шанс согнуть его, случайно наступив. Велосипедистам удобно использовать для забивания или вдавливания колышка контактный ботинок с шипом, а при его отсутствии — камень.

     

    Если земля слишком плотная и каменистая, то колышек можно забивать (наступать на него в таком случае нежелательно) под более острым углом в поверхностный слой, где земля еще мягкая. При этом колышек можно придавить сверху камнем для большей устойчивости. Для колышков без удобного захвата для руки (например, моделей V- и Y-образного сечения) стоит сделать веревочные петельки для простоты извлечения и лучшей заметности, когда колышек утоплен в землю.

     

    pegs.png

     

    Часто резервные оттяжки и колышки для них не идут в комплекте, и их предполагается покупать дополнительно. Если планируются стоянки в горах, на больших открытых пространствах и на берегу больших водоемов, то иметь несколько оттяжек (минимум 4) на случай сильного ветра крайне желательно. Также можно рассмотреть покупку специальных колышков для сыпучих или каменистых поверхностей, поскольку стандартные колышки держат только в достаточно плотной (но не каменистой) почве. При попытке забить обычный колышек в каменистую почву он может согнуться или получить вмятины и разрывы.

     

    Кстати, даже стандартный колышек (или лучше кусок палки длиной сантиметров 30) начинает держать в песке гораздо лучше, если привязаться к нему посередине и закопать плашмя на глубине сантиметров 30 (такой «якорь» называется «мертвяк»).

     

    Стоит отметить, что если перед вами не стоит задачи ходить в походы при минусовых температурах, а также в серьезных горах, не нужно специально искать палатку с юбкой. Существует мнение, что даже в экстремальных погодных условиях юбка не нужна, если тент палатки доходит до самой земли. В любом случае, наличие юбки утяжеляет и удорожает палатку, а использование юбки увеличивает конденсацию влаги, особенно в теплую и влажную погоду. Для борьбы с случайными похолоданиями велотурист вполне может использовать подручные средства, например, скомканные дождевые чехлы и запасные сидушки, которыми закрывается просвет между тентом и землей.

     

    IMG_7315_1.jpg
    Чтобы защититься от ветра силой 25 м/с, палатку пришлось ставить за стеной вернады.
    В противном случае, она была бы сломана при установке.

     

    Помните, что во время дождя на земле образуются лужи и начинают течь ручейки — даже если пол абсолютно герметичен, нет ничего приятного в ночевке по щиколотку в воде, когда под полом палатки журчит вода. Если же пол не герметичен, то ночевка будет безнадежно испорчена. Поэтому стоит следить за тем, чтобы палатка не стояла в низинах и на пути потоков воды (например, в высохших руслах или в опасной близости от линии уреза воды).

    БОРЬБА С КОНДЕНСАТОМ

    Даже самая водостойкая палатка не сможет дать 100% гарантии того, что ее внутренности всегда останутся сухими. Причина этого — конденсат, который туристами часто неверно истолковывается, как протекающий тент или пол. На самом деле, конденсация влаги внутри палатки — это естественный и неизбежный физический процесс. Когда теплый влажный воздух, выдыхаемый человеком, контактирует с холодной тканью палатки, он конденсируется в виде капель воды.

     

    IMG_0834.jpg

     

    Обычно конденсацию можно контролировать с помощью усиленной вентиляции палатки, но в условиях высокой влажности (например, в дождь) появление капель воды внутри тента неизбежно. Двухслойные палатки сконструированы таким образом, что выдыхаемый влажный воздух проходит сквозь внутреннюю палатку, и влага конденсируется на внутренней поверхности тента, обеспечивая сухость внутри самой палатки. Это особенно выражено у палаток с большими сетчатыми окнами. Таким образом, капли или слой воды изнутри тента наутро — это нормальное явление в безветренную прохладную погоду, особенно если ночью был дождь.

     

    Однако непродуманный дизайн (например, большие горизонтальные или вогнутые поверхности на тенте) может привести к тому, что капли воды будут не стекать с тента на землю, а капать внутрь палатки. Если тент плохо натянут, он может касаться внутренней палатки, вызывая ее намокание (отметим, что в качественных палатках внутренняя часть имеет водоотталкивающую пропитку). Также во влажную погоду конденсат может появляться на полу палатки, особенно в углах и под ковриком. Зимой конденсат образуется не только на тенте, но и на внутренней палатке, и выглядит как снег или корочка льда, осыпающаяся на вас при малейшем касании стенок.

     

    Способы уменьшения конденсации:

    • Устанавливать палатку на сухой поверхности.
    • Не брать мокрые вещи внутрь палатки. В идеале — хранить их «на улице».
    • Просушивать палатку между ночевками.
    • Устанавливать палатку так, чтобы она слегка продувалась ветром.
    • Если погода и снаряжение позволяют, максимально открывать вентиляцию в палатке. Чем «холоднее» палатка, тем меньше она подвержена проблеме конденсата.
    • Образовавшийся конденсат при возможности вытирать тряпочкой.

     

    В зимних походах конденсация влаги доставляет особые неудобства — снег с внутренней части палатки осыпается на туристов, спальные мешки промокают от конденсата. Техника зимних походов и борьба с конденсатом при морозе — тема для отдельной статьи.

    Заключение. Что же выбрать?

    20120724-205339.jpg

     

    В этой статье были рассмотрены особенности современных туристических палаток применительно к их использованию в велопоходах. Мы постарались показать многообразие конструкций и классов палаток, а также сориентировать в вопросе выбора оптимального варианта.

     

    Тем не менее, выбор палатки — всегда сложный процесс, поскольку даже с неограниченным бюджетом многие полезные качества (вес, габариты, устойчивость, прочность и так далее) взаимно исключают друг друга, и никакая палатка не может иметь все достоинства одновременно. С ограниченным бюджетом выбор палатки становится еще более сложным (или простым — смотря с какой стороны смотреть).

     

    Можно наконец озвучить сугубо личное мнение автора о том, какая конструкция палатки может рассматриваться в качестве отправной точки при выборе модели для несложных велопоходов:

    • Количество мест — 2.
    • Конструкция — трехсезонная (трекинговая) полусфера или одна дуга с раздваивающимися концами. Наличие коромысла приветствуется.
    • Каркас — алюминиевый сплав.
    • Ширина внутренней палатки — в районе 120 см.
    • Высота — в районе 100 см.
    • Тамбуры — два, ширина от 60 см.
    • Ткань тента и пола — нейлон или полиэстер, плотность 40—70D, водонепроницаемость от 1500 мм (для палаток не от крупнейших мировых брендов лучше от 3000 мм). Наличие силиконового покрытия на тенте приветствуется.
    • Внутренняя вентиляция — допускаются незакрывающиеся окна из сетки разумной площади. Полностью сетчатая палатка не допускается. Регулируемая вентиляция приветствуется.
    • Внешняя вентиляция — зазор между тентом и землей разумной высоты (где-то до 10 см) и вентиляционные окошки. Без юбки.
    • Цвет — желательно, «защитный» (например, зеленый).
    • Петли для оттяжек — необходимы, оттяжки в комплекте приветствуются.
    • Масса такой палатки — приблизительно от 2 до 2,7 кг, в зависимости от толщины ткани и общих габаритов.

     

    Все эти рекомендации ни в коем случае нельзя считать догмой, от них можно и нужно отступать при целесообразности. Достаточно сказать, что обе палатки автора не соответствуют этим рекомендациям по ряду показателей. Однако «сферическую велотуристическую палатку в вакууме» они характеризуют хорошо.

     

    Мы надеемся, что эта статья поможет кому-то сделать правильный выбор, а уже состоявшиеся владельцы узнают, как можно продлить срок службы палатки и избежать поломок.

     

    forum.gif

    © 2016–2017 Владимир Горбунов (VORON)

    Фото из архива автора и фирм производителей

     

    0