Hello World!

  • Современные палатки для велотуризма — часть 1


    VORON

    pik99.jpg

    Введение

    IMG_4947.jpg

     

    Современная палатка входит в число тех видов снаряжения, которые сделали туризм доступным для каждого. Ушли в прошлое 5-килограммовые монстры, требующие усилий нескольких человек для установки и переноски, норовящие протечь или сгнить. Современные палатки — это в некотором роде произведения инженерного искусства, и с их установкой и переноской справится даже ребенок. Удивительно наблюдать, как килограммовый кулёк размером с бутылку для воды за несколько минут превращается в дом для двух человек, способный выдержать дождь и ветер, защитить от холода и комаров.

     

    Палатку, без сомнения, можно назвать домом туриста. Одни туристы предпочитают проводить большую часть свободного времени, отдыхая в палатке, другие используют ее только для ночлега. Так или иначе, от качеств палатки зависит не только получаемое удовольствие от ночевок, но в ряде случаев — здоровье и даже жизнь ее обитателей. Поэтому выбор подходящей палатки — сложный и ответственный процесс, усугубляемый наличием на рынке сотен моделей под любой вкус, кошелек и условия эксплуатации.

     

    В этой статье мы рассмотрим особенности современных палаток, дадим советы по выбору подходящей палатки для велотуризма и по особенностям эксплуатации. Однако велотуризм — весьма многогранное понятие, охватывающее диапазон от летнего отдыха на озере вплоть до походов высшей категории сложности, где любая ошибка или огрех в снаряжении несет угрозу для жизни участников. В этой статье мы будем рассматривать некий средний уровень сложности туризма, для участия в котором уже стоит подумать над выбором подходящей палатки (а не позаимствовать у друзей первую попавшуюся), однако жесткость предъявляемых требований еще не чрезмерна, и есть право на ошибку.

     

    Среди туристов нередко встречается определенный консерватизм в выборе снаряжения, и эта статья может быть полезна в том числе и для опытных туристов, задумывающихся о замене своей видавшей виды палатки на новую. За 10 лет туристической жизни автор статьи владел и активно пользовался следующими палатками: Пик-99 Грань-1-Л-плюс (двухместная), Tramp Peak 3, Salewa Finch II (двухместная), MSR Hoop 2, Big Agnes Seedhouse SL2, Marmot Limelight 3P, Hilleberg Kaitum 3 (2 штуки), Fjallraven Abisko Lite 3, Hilleberg Nallo 3. По результатам использования всех этих палаток я написал большую статью в стиле мемуаров, желающие могут также ознакомиться с ней.

    Классификация палаток

    20120802-230936.jpg

     

    В мире выпускается великое множество типов палаток, подходящих для самых разных задач. Одни палатки выдерживают ураганные ветра и снежные бури, другие сравнимы по размеру с автомобилем, третьи — легко помещаются в кармане рюкзака. Рассмотрим основные существующие типы палаток, от самых легких к тяжелым.

     

    tents_html_m38e9253f.jpg

    Сверхлёгкие укрытия — предназначены для предельно спартанского размещения на ночлег или укрытия от непогоды, фактически это следующая ступень по комфорту после бивачного мешка или куска полиэтилена для ночевки. Как правило, эти укрытия устанавливаются на трекинговые палки вместо каркаса, наиболее передовые модели могут весить менее 500 граммов. Как правило, в велотуризме не используются из-за отсутствия трекинговых палок под рукой, да и в целом, сочетание комфорта и стоимости здесь одно из худших.

     

    tents_html_7cea9b57.jpg

    tents_html_41a18f1b.jpg

    tents_html_5f30db0b.jpg

    Трекинговые палатки — самый распространенный и универсальный тип палаток; часто такие палатки называются трёхсезонными. Они достаточно легкие, чтобы без проблем перевозиться на спине или на велосипеде, но при этом достаточно комфортные и просторные, чтобы в них можно было ночевать неделями напролёт. Трекинговые палатки имеют множество разновидностей, различающихся по массе, прочности, количеству мест и объему места для поклажи. Как правило, трекинговые палатки рассчитаны на стандартные погодные условия (лес-равнина) — они легко выдержат любой дождь, но не устоят против шторма, застигшего на открытом месте. Характерные особенности таких палаток — внешний тент, не прилегающий вплотную к земле, и наличие незакрывающихся сетчатых окон у внутренней палатки.

     

    Типичные представители:

    • Ультралёгкие палатки — самые легкие полноценные палатки (700-2000 г для двухместной палатки). Изготавливаются из сверхтонкой ткани, имеют невысокую прочность и ограниченные внутренние габариты.

    • Стандартные палатки — обычные во всех отношениях модели, отличаются разумной стоимостью и оптимальным соотношением всех качеств.

    • Крупные палатки — предназначены для размещения с большим комфортом, чем стандартные. Имеют большую ширину, высоту, более просторные тамбуры. Но и масса их заметно выше.

    • Палатки с увеличенным тамбуром — имеют особо большой тамбур, часто равный по габаритам самой палатке. В таком тамбуре можно готовить под дождем, складировать вещи для нескольких человек и даже хранить велосипеды ночью. Платой за удобство выступают повышенные масса и габариты.
       

    tents_html_34dd58a3.jpg

    Экспедиционные (горные) палатки — усиленные и утяжеленные трекинговые. Часто такие палатки называются четырёхсезонными. Имеют более прочную и тяжелую конструкцию с более прочным каркасом, прочный тент, утепленную внутреннюю палатку с регулируемой вентиляцией. Для утепления и защиты от ветра используется либо вплотную прилегающий к земле тент, либо снежная юбка. Для обычных летних походов по равнинам их прочность и масса избыточна, зато в походах по горам и приравненным к ним местностям повышенная прочность и ветрозащита могут оказаться спасительными.

    tents_html_m20ccc11e.jpg

    Штурмовые палатки — используются в сложных горных походах и экстремальных восхождениях. Имеют снежные юбки и особо прочную конструкцию каркаса, рассчитанную на противостояние самым сильным ветрам.

    tents_html_m745c3d13.jpg

    Палатки базового лагеря — рассчитаны на то, чтобы долго простоять в горах на одном месте при любой погоде, поэтому они очень ветроустойчивы, с жёсткой конструкцией, выдерживающей давление ветра и снега. Объем достаточно велик для размещения нескольких человек.

    tents_html_m7e3df149.jpg

    Кемпинговые палатки — предназначены для автомобильного туризма и длительного комфортного проживания на одном месте. Имеют повышенную комфортность и вместимость (до 10 человек), большие размеры и вес, их транспортировка практически невозможна без автомобиля.

    helsport-varanger-4-6-pers_10.jpg

    Зимние шатры — очень тяжелые, тёплые, со снежной юбкой, часто имеют возможность установки печки или даже разжигания небольшого костра внутри. Не имеют пола.

     

    Abisko Lite 3.pngК хорошей палатке всегда прилагается ее схема, на которой обозначены длина, ширина и высота жилой части, а также ширина тамбуров. Учтите, что некоторые производители замечены в «жульничестве» со схемами — они указывают не внутренние габариты палатки, а внешние (по тенту), в результате палатка фактически оказывается заметно меньше, чем показано на схеме. Легкие палатки часто имеют сужающееся к ногам днище с целью экономии массы при сохранении приемлемого комфорта.

     

    Исходя из ширины внутренней палатки, определяется ее номинальная вместимость. В среднем, считается, что для размещения с достаточным уровнем комфорта на одного человека средней комплекции должно приходиться порядка 60 см ширины спального места. 50 см и менее — для худых людей и пар/семей, 70 см и более — для людей крупной комплекции и для любителей комфорта. Чтобы не приходилось подпирать головой потолок, высота помещения должна быть от 100 см для человека среднего роста. Высота 90 см больше подойдет для невысоких людей, а также для вариантов использования палатки, когда в ней не приходится сидеть днями напролёт.

     

    В зависимости от желаемого сочетания комфортабельности и массы палатки, требования к вместимости могут серьезно «гулять» — например, в коротком ПВД кому-то больше нравится ночевать в маленькой палатке, чтобы везти с собой минимум вещей, а кто-то наоборот предпочитает большой «ангар», поскольку в короткой поездке ему не важно, сколько весит рюкзак. То же самое относится и к длительным походам: маленькая палатка позволит облегчить рюкзак, зато большая обеспечивает комфортные дневки под дождем, удобство размещения внутри багажа и мокрых вещей. Подход здесь сугубо индивидуальный, и единого рецепта нет.

    Конструкция современной палатки

    СПОСОБ УСТАНОВКИ

    В зависимости от способа установки, палатки делятся на каркасные и бескаркасные. У каркасных палаток тент устанавливается на трубчатый (алюминиевый, пластиковый или изредка карбоновый) каркас — дуги. А бескаркасные палатки закрепляются на растяжках между деревьями (в лесной зоне), либо на одной (тип «шатёр») или нескольких стойках.

     

    tents_html_62e197d6.jpg 
    Классическая бескаркасная палатка

     

    В настоящее время каркасные палатки практически полностью вытеснили бескаркасные с рынка благодаря своей хорошей прочности, малому времени установки и нетребовательности к наличию растяжек. В бескаркасном исполнении выпускаются преимущественно сверхлегкие укрытия весом несколько сотен грамм, для их установки обычно используются трекинговые палки в качестве стоек.

     

    Также можно найти в продаже бескаркасные палатки старого образца, отличающиеся низкой ценой и хорошей вентиляцией, но такая конструкция имеет много недостатков и уже давно морально устарела.

     

    Отдельной строкой идут палатки-гамаки, предназначенные для подвешивания между деревьями. Но это тема для отдельной статьи — например, про гамаки можно почитать на сайте Activeinfo.

    ОДНОСЛОЙНЫЕ И ДВУХСЛОЙНЫЕ ПАЛАТКИ

    Каркасные палатки разделяются на две группы в зависимости от наличия внутренней палатки.

     

    Однослойные палатки — самые простые, легкие и дешевые, в Петербурге они часто называются «лента-палатками» (по аналогии с «лентабайками» — в честь сети гипермаркетов «Лента»). Такая палатка целиком сделана из водонепроницаемой ткани, тамбур отсутствует. Конструктивный недостаток однослойных палаток — конденсат, скапливающийся на внутренней стороне тента, стекающий на пол и капающий на спящего человека. Кроме того, обитатель такой палатки ограничен в регулировании вентиляции (в холод внутри холодно, а в жару жарко), защита от комаров также может быть не лучшей.

     

    Некоторые однослойные палатки выпускаются с механизмом автоматического раскрыва по принципу зонтика, такая палатка ставится очень быстро за счет увеличения веса, сложности и риска поломки.

     

    Считается, что однослойные «лента-палатки» предназначены исключительно для ночевок в идеальных условиях, когда не жарко, не холодно и нет дождя. Если условия не идеальны, то ночевка может быть безнадежно испорченной. Таким образом, подобные палатки неприменимы в многодневных походах.

     

    tents_html_6bdb13f4.jpg 
    Однослойная палатка высокого уровня

     

    Следует отметить, что существуют однослойные палатки высокого уровня, иногда оснащенные полноценными тамбурами. Тент в таких палатках может быть изготовлен из дышащего материала, например, Gore-Tex. По своим потребительским качествам такие палатки могут мало отличаться от аналогичных двухслойных и весить меньше, но проблема конденсата и теплоизоляции всё равно не решается до конца. Основное назначение таких палаток — горные восхождения, но встречаются и ультралегкие модели (на фото выше).

     

    Двухслойные палатки — отличаются наличием растянутой под каркасом внутренней палатки из тонкой дышащей ткани или сетки и вентилируемого водонепроницаемого тента (обычно поверх каркаса). Внутренняя палатка обязательно имеет пришитое к ней водонепроницаемое дно с высокими бортиками и вентиляционные окна, закрытые сеткой. К каркасу внутренняя палатка крепится с помощью пластиковых крючков (у более дорогих палаток) или Т-образных пуговиц-клевантов (у более дешевых). У ряда тяжелых моделей каркас заправляется в карманы, пришитые к внутренней палатке.

     

    IMG_0522.jpg
    Двухслойная палатка с наполовину откинутым тентом

     

    Важная особенность двухслойных моделей — внутренняя палатка и тент не касаются друг друга. Поэтому конденсат, скапливающийся на тенте, стекает по нему на землю, а не внутрь палатки. То же самое относится и к воде, протекающей сквозь изношенный тент. Такие палатки выдерживают даже сильный ливень, обеспечивая при этом достойную вентиляцию, сохранение тепла и защиту от комаров.

     

    Выходы из тента оттягиваются в стороны, формируя тамбуры, не имеющие пола, но полностью закрытые от дождя. Тамбуры предназначены для хранения вещей, защиты внутренней палатки от попадания дождя при входе и выходе, а в больших тамбурах с крышей можно даже готовить пищу.

     

    Практически все палатки для походов — двухслойные каркасные, в дальнейшем речь пойдет именно о таких палатках.

     

    tents_html_647d7544.jpgНекоторые двухслойные палатки имеют внешний каркас — вся палатка в сборе подвешивается под каркасом, тогда как у классической конструкции тент натягивается поверх каркаса после того, как внутренняя палатка прикреплена к дугам.

     

    Внешний каркас позволяет установить всю палатку практически «одним движением», что полезно в случае дождя — палатка гарантированно останется сухой изнутри во время установки или разборки. Также такая конструкция удобна при установке крупной палатки в одиночку, особенно в сильный ветер. Разделять тент и внутреннюю палатку нужно лишь для просушки. Но такая конструкция сложнее, дороже, тяжелее и не позволяет просто так установить внутреннюю палатку без тента, поэтому не получила распространения в массовых палатках. Читайте нашу статью об особенностях палаток с внешним каркасом.

    УСТРОЙСТВО КАРКАСА И ЕГО ГЕОМЕТРИЯ

    Каркас — это силовая структура палатки, определяющая ее важнейшие параметры: устойчивость, прочность, внутренние габариты, простоту установки, в значительной степени — массу и стоимость. В зависимости от конструкции каркаса, палатки делятся на две категории:

    • Самонесущие (англ. freestanding) — палатка в собранном виде имеет относительно жесткую конструкцию и поддерживает сама себя без колышков. Палатку можно поднять и перевернуть вверх дном, чтобы вытряхнуть мусор. Тем не менее, колышки все равно нужны для растягивания тамбуров, а также для закрепления палатки от сдувания или повреждения ветром.

      • Некоторые конструкции самонесущих палаток все же требуют несколько оттяжек на колышках, чтобы на крыше в дождь не скапливались лужи и/или тент не касался внутренней палатки, вызывая ее намокание от конденсата. Это характерно для палаток с большими площадями тента без поддержки дугами.

      • Изредка встречаются полностью самонесущие палатки, у которых даже тамбуры не требуется растягивать колышками — их растягивает отдельная дуга. Такие палатки прочнее и гораздо удобнее обычных при установке, но заметно тяжелее.

    • Не самонесущие — палатка не может стоять без колышков. Такая палатка обычно легче, но ее установка на поверхностях, где невозможно использовать колышки (камень, снег, иногда песок), может вызвать серьезные трудности, особенно в сильный ветер.

     

    CIMG_5799 (1).jpg
    Самонесущая палатка легко ставится на любой поверхности, даже где колышки не держат

     

    Основные материалы для изготовления каркаса:

    • Стеклопластик — используется для самых дешевых палаток. Тяжелее алюминиевого сплава, менее прочен, сложнее в ремонте. Стеклопластиковые дуги склонны к быстрому износу в сочленениях при сборке-разборке палатки. Единственное достоинство — низкая цена.

    • Дюраполь — еще одна разновидность пластика, применяется в бюджетных палатках уровнем повыше. Более надежен, чем стеклопластик, подходит для палаток, используемых время от времени в простых походах.

    • Алюминиевый сплав — самый распространенный материал для всех категорий и ценовых диапазонов палаток, кроме бюджетных. Являет собой оптимальное сочетание хорошей прочности, небольшого веса и возможности полевого ремонта. Важное требование к каркасу — отсутствие остаточной деформации дуг, которая определяется качеством используемого сплава. Ведущие мировые производители дуг для каркаса — фирмы DAC и Easton. Толщина стенок у самых легких дуг может достигать 0,5 мм.

    • Карбон — экзотический материал для отдельных моделей сверхлегких палаток. Существуют нарекания на прочность такого каркаса. Большинство сверхлегких палаток изготавливается с высокотехнологичным алюминиевым каркасом (из сверхлегких трубок переменного диаметра), а не с карбоновым.

     

    IMG_1154.JPGIMG_1326.jpg

    Слева — сверхлегкие дуги DAC Featherlite NSL, справа — сравнение сложенных габаритов двух 3-местных палаток

     

    В палатках используются дуги диаметром от 8,5 до 11 и более миллиметров. Чем больше палатка и на чем более суровые условия она рассчитана, тем более толстые дуги ей «показаны» — ориентировочно от 8,5 мм для двухместных, от 9 мм — для трёхместных, от 10 мм — для четырёхместных. Большая палатка со слишком тонкими дугами может иметь недостаточную прочность в сложных погодных условиях. С другой стороны, меньшая толщина дуг может компенсироваться их количеством и дополнительными оттяжками. Некоторые палатки в экстремальных погодных условиях могут ставиться на двойных дугах с соответствующим увеличением прочности и веса.

     

    Секции каркаса соединяются эластичным шнуром и у туристических палаток выполняются длиной 40-50 см. Чем длиннее секции каркаса, тем длиннее палатка в сложенном виде. С другой стороны, каркас с длинными секциями немного легче и прочнее.

     

    Если велотурист использует велобаул объемом 65 и более литров, то длина палатки в сложенном виде не играет особой роли, места по длине хватает даже с 50-см дугами. Если же используется небольшой заплечник или боковые сумки, то желательно присмотреться к палаткам с короткими дугами (от 40 см). В противном случае, палатку или хотя бы ее дуги придется размещать снаружи. Велорюкзак объемом 45 литров — это пограничный случай, компактная палатка с дугами длиной 50 см помещается в него с натягом.

     

    gran-1.jpg

    Полусфера

    tlixir_3.jpg

    Полусфера с коромыслом

    fj-akka-endurance-2-blue_fc2e445c8159bbc8d11bed6435a616b2.jpg

    Полубочка

    akto.jpg

    Полубочка с 1 дугой

    stormking.jpg

    Геодезическая геометрия

    tents_html_647d7544.jpg

    Полубочка с хребтом

    223.jpg

    Одна дуга с раздваивающимися концами

    fly-creek-2-platinum-tent-zm.jpg

    Y-образная геометрия

     

    По своей геометрии каркасные палатки делятся на несколько классов:

     
    • IMG_2744.jpgПолусфера — наиболее широко распространенная геометрия. В классическом случае каркас образован двумя дугами с одним или двумя перекрещиваниями (в последнем случае палатка немного тяжелее, но зато прочнее и чуть просторнее). Такая палатка имеет неплохую ветроустойчивость, является самонесущей, но в базовом варианте имеет небольшие тамбуры и малую ширину в верхней части (из-за треугольного сечения).

      • Коромысло, оно же консоль — горизонтальная поперечная стойка, устанавливаемая в верхней части каркаса, увеличивающая крутизну стенок палатки и создающая потолок в тамбуре. Заметно увеличивает пространство в верхней части палатки при небольшом увеличении массы. Полусфера с коромыслом — наверно, самая распространенная и удобная конструкция для просторных палаток, не рассчитанных на штормовую погоду.

      • Иногда конструкторы палаток растягивают коромыслом только тент, а внутренняя палатка так и остается узкой в верхней части. Такое решение сложно назвать продуманным.

      • Третья дуга — встречается на палатках, предназначенных для тяжелых погодных условий. Растягивает тамбур, увеличивает внутренний объем и делает полусферу полностью самонесущей, но заметно увеличивает массу.

    • Геодезическая геометрия — дальнейшее развитие полусферы в сторону увеличения прочности. Имеет не менее 3 дуг каркаса, многократно перекрещивающихся друг с другом. Это тяжелые штурмовые и базовые палатки для особо сложных погодных условий, обычно наблюдающихся только в горах. С ростом числа перекрещиваний растет устойчивость каркаса к ветру и падающему снегу — палатка выстоит в условиях, когда любая другая будет сломана.

    • Полубочка — весьма распространенный способ сделать легкую просторную палатку. Имеет каркас с одной или несколькими поперечными дугами, не соединенными между собой. Из-за наличия минимум одной полностью вертикальной стенки у полубочек довольно большой внутренний объем (особенно это относится к тамбуру) для своей массы. Однако полубочка не является самонесущей и требует обязательной фиксации минимум 4 колышками, что может вызвать проблемы на снегу или камнях. Многие полубочки с середины палатки снижаются к ногам почти до нуля, что делает такую палатку довольно спартанской.
      Подробнее про полубочки рассказано в нашей статье про палатки с внешним каркасом. 

    • Гибридная геометрия — многие производители выпускают палатки оригинальных конструкций в стремлении сочетать достоинства различных базовых конструкций палатки. Современная промышленность предлагает широкий ассортимент различных муфт и соединителей, позволяющих не набирать каркас из отдельных не связанных между собой дуг, а создавать сложные сборные формы каркаса, например, Ж-, H- и Y-образные. Необходимо помнить, что сборный каркас по прочности несколько уступает традиционному.
      Некоторые примеры:

      • Полубочка с хребтом — представляет собой полубочку с 2 поперечными дугами, соединенными еще одной продольной дугой между собой. Получается самонесущая конструкция.

      • Одна дуга с раздваивающимися концами — похожа на полусферу, позволяет заметно облегчить палатку без существенного падения прочности, однако пространства в верхней части палатки становится совсем мало. Если же добавить коромысло, получается очень просторная и при этом легкая палатка.

      • Y-образная геометрия — имеет 1 продольную и 1 поперечную дуги. Распространенная геометрия для ультралегких палаток. Такая палатка обеспечивает достаточную устойчивость и минимально-необходимый внутренний объем для 1-2 и иногда даже 3 человек. Но при этом палатка имеет только один маленький тамбур и недостаточное пространство в верхней части.

     

    schemes.pngВ зависимости от устройства тамбуров, палатки делятся на несколько групп:

    • Без тамбура (А) — предельно спартанские палатки, в которых багаж нужно размещать в жилом помещении (между тентом и внутренней палаткой можно спрятать максимум ботинки), что обычно очень неудобно. Такие палатки встречаются весьма редко, обычно в сверхдешевой или сверхлегкой категории.

    • С поперечным размещением тамбуров (Б) — характерно для полусфер и их разновидностей. Достоинство такого расположения — максимальное удобство пользования тамбуром для туриста, чье место рядом с ним. Недостаток — если кому-то из жильцов не досталось персонального тамбура, то для выхода из палатки или доступа к своим вещам ему придется перелезать через соседа. Таким образом, для трехместных палаток и легких двухместок с одним тамбуром такая конструкция неудобна.

    • С продольным расположением тамбуров (В) — характерно для полубочек, Y-образных палаток и других подобных конструкций. Здесь все обитатели палатки находятся в равных условиях в плане доступа к тамбуру, однако пользоваться таким тамбуром менее удобно. Например, при выходе из палатки можно стряхнуть конденсат на лицо соседа или разбудить жужжанием молнии над ухом. А если в конструкции два тамбура, то палатка получается очень длинной, порядка 4-5 метров. Зато можно один из тамбуров без потери комфорта отвести под хранение вещей, а другой — под вход-выход.

     

    Как правило, ширина обычного тамбура ограничена значением в районе 100—110 см. Еще большая ширина делает наклон потолка тамбура слишком большим, а его открывание — неудобным (нужно слишком далеко тянуться, чтобы достать до молнии). Чтобы сделать действительно большой тамбур, применяют отдельную дугу (Г), не связанную с остальными — так можно увеличить площадь тамбура практически до размеров остальной палатки.

     

    В таком тамбуре уже можно готовить пищу, с большим удобством складировать багаж, а при необходимости — хранить ночью велосипеды или даже аварийно уложить на ночлег еще 1—2 человек. Одно плохо — тамбур с отдельной дугой увеличивает массу палатки на 400—1000 грамм. Да и рост занимаемой площади почти в 2 раза не всем придется по вкусу.

    ТЕНТ, ПОЛ И ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ

    Тент и пол палатки — важнейшие ее элементы в деле обеспечения требуемой водостойкости. Любой турист рано или поздно попадает под затяжной ливень, когда под палаткой даже возникают стихийные ручьи или глубокие лужи. Хорошая водостойкость позволит в таких случаях избежать испорченной ночёвки.

     

    IMG_9221-01.jpgДля изготовления тента и пола палаток обычно применяются следующие материалы:

    • Армированный полиэтилен — используется только для пола в кемпинговых и самых дешевых трекинговых палатках. Самый дешевый и весьма надежный, но при этом очень тяжелый и объемный материал.

    • Нейлон (полиамид) с полиуретановым (PU) покрытием — классический и наиболее распространенный вариант водостойкой ткани. Нейлоновый тент при намокании надо подтягивать, чтобы он не провисал и не касался внутренней палатки. Иногда используется в сочетании с водоотталкивающим покрытием DWR.

    • Полиэстер с полиуретановым покрытием — имеет практически те же потребительские свойства, что и нейлон, но немного тяжелее и лучше противостоит ультрафиолету. Такая ткань не растягивается под воздействием влаги.

    • Нейлон с силиконовым (Si) покрытием — заметно дороже вышеприведенных тканей, но легче и не боится мелких повреждений, поскольку силикон не образует сплошную пленку, а обволакивает каждую нить по-отдельности. Такая ткань скользкая, вода быстро скатывается с нее, ткань меньше деградирует от ультрафиолетовых лучей. Используется в высококлассных палатках, обычно только для тента (потому что ткань с силиконовым покрытием проколоть легче, а порвать — труднее, чем с полиуретановым).

      • Одностороннее силиконовое покрытие — как правило, массовые западные производители применяют силиконовое покрытие только на наружной стороне ткани (внутри — полиуретановое покрытие). Такая ткань дает возможность механизированной проклейки швов изнутри, она сравнительно недорогая и более прочная на разрыв, чем ткань с полиуретановым покрытием.

      • Двухстороннее силиконовое покрытие — применяется в палатках высокого уровня. Такое покрытие стоит дорого, зато делает ткань гораздо более прочной на разрыв по сравнению с другими вариантами. Однако при этом заводская проклейка швов становится невозможной, поэтому требуется специальная технология шитья для обеспечения достаточной водостойкости швов. 100% водозащиту дает ручная проклейка швов кисточкой с силиконовым клеем, однако для новых палаток это обычно не требуется.

     

    Экзотические редко встречающиеся виды ткани:

    • Мембранная ткань (Gore-Tex и др.) — используется в сверхдорогих штурмовых однослойных палатках.

    • Dyneema Composite Fabrics (изначальное название — Cuben Fiber) — самый новый материал для производства дорогих ультралёгких палаток, отличается легкостью и прочностью. Имеет характерный белесый цвет. Такая ткань в 2 раза легче Si-нейлона, но в 4 раза дороже. Практически не тянется, что усложняет правильную установку палатки. Обычно используется только в сверхлегких укрытиях.

     

    В технических характеристиках палатки всегда указываются характеристики используемых тканей, например: 20D x 330T Ripstop Nylon 1200mm Polyurethane & Silicone. По такой записи можно оценить основные потребительские свойства используемой ткани: материал, прочность, массу и водонепроницаемость.

     

    IMG_4523.jpg
    Тент у легких палаток уже настолько тонкий, что кажется полупрозрачным
    (на фото — капли воды на наружной стороне тента)

     

    Водонепроницаемость покрытия ткани характеризует ее способность противостоять давлению воды и измеряется в миллиметрах водного столба. Применяемые в палатках значения покрывают диапазон от 1000 до 20 000 мм водного столба. В теории, чем больше значение водонепроницаемости, тем более сильному и длительному ливню способна противостоять палатка. С другой стороны, ткань обычного зонтика имеет водонепроницаемость всего 400-500 мм, что не мешает зонтику защищать от дождя. Более толстый водонепроницаемый слой имеет и недостатки: он делает ткань тяжелее, жестче, хуже тянется, может быть более подвержен отслаиванию.

     

    Таким образом, паспортные цифры водонепроницаемости ткани мало что скажут о том, насколько хорошо данная палатка противостоит дождю. Более того — глядя на значение в каталоге, у вас нет ни малейшего шанса определить, хорошая перед вами палатка или плохая. Например, когда перед вами две примерно одинаковые на вид палатки — американская за 500$ с заявленными 1000 мм и китайская за 70$ с 10 000 мм. Вполне вероятно, что если измерить специальным прибором реальную водонепроницаемость ткани, то и там, и там окажется по 5000 мм. Дело в том, что стандарт измерения водонепроницаемости, используемый серьезными производителями, подразумевает искусственное «состаривание» ткани перед тестированием.

     

    Словом, высокая паспортная водонепроницаемость может быть компенсирована непродуманной конструкцией палатки, низкой износостойкостью покрытия и, наконец, пресловутыми «китайскими миллиметрами», взятыми с потолка. При оценке стойкости палатки к дождю стоит больше полагаться на отзывы реальных пользователей и имя производителя. Как правило, все хорошие палатки противостоят дождю одинаково хорошо. 

     

    Кстати, нередко встречаются жалобы на то, что капли дождя «пробивают» тент. Однако это невозможно, если только тент не сделан из марли. На самом деле, эффект «пробития тента дождем» вызван тем, что удар капли дождя стряхивает в палатку конденсат, накопившийся изнутри тента. Второй вариант — так называемый «сплэшбек», когда капли дождя рикошетят от земли и залетают под тент. Для борьбы с этими эффектами внутренняя палатка у дорогих моделей имеет водоотталкивающую пропитку, не позволяющую ткани намокать. Способы борьбы с конденсатом описаны во второй части нашей статьи.

     

    Приблизительно оценить прочность и устойчивость ткани к износу можно по толщине (точнее, линейной плотности) нитей. Она указывается в единицах «ден», например, 20D. Чем выше значение D, тем прочнее и тяжелее ткань. В зависимости от класса палатки, толщина нитей может различаться в широких пределах:

    • для кемпинговых палаток характерно использование тканей 150–210D,
    • для стандартных палаток — 68–75D,
    • для легких моделей — 30–50D,
    • для ультралёгких палаток — всего 7–20D. Такая тонкая ткань на ощупь мало отличается от целлофана.

     

    Пол палатки подвергается большему износу и давлению воды, чем тент, и должен быть выполнен из ткани с как минимум не меньшей толщиной и водостойкостью. Если водонепроницаемость пола меньше 3000 мм, то при стоянке на мокрой поверхности влага может продавливаться сквозь ткань при сильном надавливании на дно коленкой или локтем. Чтобы избежать этого, можно использовать футпринт (второй пол), который подкладывается под дно и увеличивает водонепроницаемость.

     

    IMG_4543.jpg

     

    Плотность плетения ткани указывается, например, как 330Т («T» — от англ. Thread Count). Число обозначает количество горизонтальных и вертикальных нитей на квадратный дюйм. Чем больше D, тем меньше T, и наоборот. Для увеличения прочности тонкой ткани без значительного увеличения веса используется специальное плетение Rip-Stop, легко узнаваемое по характерному сетчатому рисунку на ткани. Силиконовое покрытие также существенно увеличивает прочность ткани.

     

    Для борьбы с холодом некоторые горные и экстремальные палатки позволяют полностью закрыть вентиляцию тента с помощью юбки. Это специальная полоска ткани по периметру тента, прилегающая непосредственно к земле и закрывающая просвет между тентом и землёй. Наличие юбки обеспечивает дополнительное утепление, отсутствие сквозняка сбоку и снизу, возможность дополнительно укрепить палатку, привалив ее снегом или камнями. Однако юбка существенно утяжеляет палатку и переводит ее в разряд специализированных.

     

    Во второй части нашей статьи мы расскажем о выборе подходящей палатки для велотуризма и о том, как ей правильно пользоваться.

     

    forum.gif

    © 2016–2017 Владимир Горбунов (VORON)

    Фото из архива автора и фирм производителей

     

     

     

     

     

    0