В этой статье я расскажу о своем опыте использования седла Brooks Cambium C15 Carved All Weather в велотуризме. Это седло после своего появления в 2017 году вызвало существенный интерес у наших туристов благодаря сочетанию заявленного высокого комфорта от Brooks и полимерных материалов, которые не боятся влаги и готовы к полноценному использованию с первого километра.
История вопроса
Для начала, что представляет собой обычное спортивное велоседло? В простейшем случае, это пластиковое основание на металлических направляющих, покрытое тонким слоем мягкого материала и каким-нибудь дермантином или винилом поверх него. Такие седла бывают мягкими, бывают жесткими, но идеальный комфорт в дальних поездках на них часто достижим лишь путём перебора и поиска подходящего варианта. Да и то везет не всем. В последние 10 лет я использовал следующие седла:
-
Velo Prolite Ti (не очень удобное),
-
Fizik Arione Ti (очень неудобное),
-
Biologic Impel (вполне удобное, но быстро сломалось из-за тонкого гибкого пластика в основании).
-
Ritchey WCS Marathon (вполне удобное, но на нём при долгой монотонной езде немеет пах, что откровенно неприятно).
В то же время, велотуристы из западных стран особо выделяют кожаные седла, в частности, фирмы Brooks. Модель B17 Standard (на фото) — это как ГОСТ у них. Подобное седло знакомо всем, кто катался на старых советских велосипедах, и представляет собой формовку из толстой натуральной кожи, которая приклёпана к металлическому основанию в передней и задней частях. Чтобы центр не провисал под весом ездока, кожа натягивается в продольном направлении специальным винтом.
В отличие от пластиковых седел, классические кожаные модели умеют “подстраиваться” под своего владельца, что обещает недостижимый на пластике уровень комфорта. Но есть и подводные камни, из-за которых я лично для себя не рассматривал покупку подобного седла:
-
Процесс прикатки, пока кожа адаптируется к организму владельца, достаточно небыстрый, и с моими пробегами это заняло бы никак не менее одного 2-недельного велопохода и с полдюжины ПВД. Неприкатанное седло, как правило, ощущается, как жесткое и в той или иной степени неудобное.
-
Возможна и обратная ситуация: иногда неприкатанное седло владельцам кажется очень удобным, а после прикатки на нем становится неудобно ездить! Обидно, что прикатанный кожаный Брукс придется продавать за недорого, так как он уже индивидуально заточен под предыдущего владельца.
-
Кожа боится влаги. Ее надо мазать специальным кремом (особенно снизу), а в случае дождя — закрывать специальным чехлом для хранения и езды, который надо будет по мере износа периодически заменять. Вы же не хотите случайно намочить своё седло?
-
Если Брукс всё же намок (например, на ночлег его забыли закрыть чехлом, а ночью был ливень), то производитель запрещает на нем ездить до высыхания, в противном случае кожа может потерять форму.
-
Металл у Бруксов, по ряду отзывов, довольно некачественный. Ломаются рамки, срываются натяжные болты. Если в седле за 15 долларов это простительно, то за 80 и более — уже нет.
-
Ну и на закуску, седла Brooks всегда тяжелые (в среднем порядка 450 грамм, бывает больше и меньше в зависимости от конструкции и материала рамок). Впрочем, для туризма это несущественно.
Не имею ни малейшего желания вступать здесь в полемику “кожа против всех” (для этого есть специальные темы на форумах), скажу лишь, что я для своего стиля туризма кожу не рассматривал. При этом отдаю себе отчет в том, что в более сухих регионах, чем Санкт-Петербург, и в других стилях туризма такое седло может быть идеальным выбором. (Для кого-то. А кто-то будет ездить десятки тысяч км на перемотанном синей изолентой пластиковом седле за 500 рублей и горя не знать.)
Brooks Cambium — седло из каучука
Несколько лет назад Brooks выпустил современную модель Cambium (фото справа), которая производится не в Англии, как кожаные модели, а в Италии. В отличие от кожаных моделей, оно не требует прикатки и должно работать одинаково хорошо от первого до последнего километра без какого-либо обслуживания.
Здесь кожаное основание было заменено на аналогичное из вулканизированного каучука, к которому приклеивается хлопчатобумажное защитно-декоративное покрытие. При этом основание по-прежнему работает по принципу “гамака”, натягиваясь на направляющие в передней и задней точках. Это уже гораздо ближе к идеальному седлу, каким я его вижу, но всё равно не то. Представьте себе футболку, которая в течение 2 недель периодически ночью мокнет под дождем, а днем ее активно лохматят. То же самое и здесь — натуральное покрытие это очень мило, но не для меня.
В 2017 году Brooks наконец выпустил версию седла Cambium All Weather. От обычных Cambium оно отличается нейлоновым покрытием и применением чуть большего количества пластика в конструкции (в частности, задняя часть каркаса там пластиковая, а не алюминиевая). Направляющие седла мне поначалу тоже казались пластиковыми, но благодаря эксперименту товарища, оказалось, что они магнитятся, так что это крашеная (или покрытая чем-то другим) сталь.
Данное седло имеет длину 283 мм и выпускается в различных модификациях (аналогично с обычным Cambium):
-
С15 (на фото выше) — ширина 140 мм, для спортивной посадки под углом 45°.
-
С17 — ширина 162 мм, для обычной посадки под углом 60°.
-
С19 — ширина 184 мм, для вертикальной посадки под углом 90°.
Примечание. Из-за покатой формы седла везде надо отнимать 10-15 мм ширины, чтобы получить более-менее реальное значение. То есть седло Cambium кажется уже, чем аналогичное по ширине пластиковое.
Все эти сёдла выпускаются как в обычной модификации, так и в версии Carved с вырезом в середине основания. Этот вырез служит для достижения большей податливости седла в средней части (мягкости, словом). Вопреки распространенной байке/легенде, зацепиться важными органами или прищемить их в этом отверстии невозможно чисто анатомически, оно при езде тактильно никак не ощущается. Тем, кто любит жесткие седла, или у кого вес выше среднего, лучше подойдет версия без выреза.
Вот как все они выглядят в сравнении:
Масса седел велика — от 432 г в версии С15 Carved до 490 г у С19. Обычные Cambium с ХБ покрытием легче примерно на 50 грамм, видимо, из-за других направляющих. Хочется верить, что эти 50 грамм пошли на усиление рамок, поскольку у обычного Cambium они иногда гнутся. Помимо стандартного черного цвета, некоторые версии All Weather могут быть коричневого цвета, либо некоторых других цветов, в ограниченных сериях.
Кстати, Cambium с ХБ покрытием выпускается в облегченной на 150 грамм версии С13 (обычная и Carved), причем здесь 13 указывает не на примерную ширину, а на карбоновые рамки. Седло выпускается в 3 вариантах ширины (132, 145, 158 мм), конкретное значение выбирается при заказе.
Подбор и настройка
В начале 2018 года я получил своё Brooks Cambium C15 Carved All Weather. Коробка у него шикарная, очень редко такие встречаются! Я не был доволен высокой жесткостью моего седла Ritchey, поэтому взял версию Carved, которая мягче обычной. Также у меня узкий таз и наклоненная вперед посадка, поэтому выбор пал на самый узкий вариант С15. В принципе, С17 мне бы тоже подошел, и вообще, у кого нет привычки к узким гоночным сёдлам (125-135 мм шириной), тем лучше на С15 даже не смотреть. С другой стороны, С19 — уже откровенный “диван” для ситибайков, в спортивной посадке он будет неимоверно широк. С17 мне кажется наиболее универсальным вариантом — кстати, в первое время это был единственный доступный вариант Cambium.
Едем дальше. При первом тесте седла оказалось, что настроить его несколько сложнее, чем обычное. Важно подобрать такой сдвиг и наклон, чтобы вы сидели не на мягкой центральной части, а с небольшим сдвигом назад, на более твёрдую область, поддерживаемую задней частью направляющих. Но при этом надо сдвигаться не настолько далеко назад, чтобы заклёпки впивались в попу. Словом, седалищные кости обычно должны находиться где-то между задней парой заклёпок и началом выреза. Повторюсь, что версия С15 может показаться слишком узкой для многих байкеров.
Также надо учитывать, что под нагрузкой седло проминается в средней части (в отличие от жестких пластиковых), и вы начинаете сползать вперед в эту ложбинку, в результате растет нагрузка на руки. Надо чуть-чуть наклонить седло назад, но не настолько, чтобы появилось давление на промежность. Думаю, что байкерам с весом выше среднего стоит брать версию без выреза (и наоборот), чтобы седло не прогибалось под ними слишком сильно. (Мой вес 67 кг, рост 184 см.) Так или иначе, методом проб и ошибок мне удалось подобрать идеальный наклон и сдвиг седла. Оно довольно сильно сдвинуто назад (обычно мои седла наоборот сдвинуты вперед), и вместо прямого подседельного штыря было бы неплохо взять версию с оффсетом, но и так вышло неплохо.
Ощущения от езды
К настоящему моменту я проехал на этом седле около 2000 км, это два велопохода по 2 недели, плюс множество ПВД. С первой поездки Брукс показался мне вполне удобным по меркам жестких спортивных моделей, но без особых эмоций, седло как седло. В дальнейшем, по мере привыкания, оно стало казаться мне все более и более удобным. Что очень важно, на этом седле у меня пропало явление потери чувствительности в паху, которое раньше периодически возникало при долгом монотонном вкручивании по шоссе на Ritchey. Теперь же я никогда не останавливаюсь в походе из-за того, что попа онемела или устала.
В седле нравится то, что на нем можно менять положения, сдвигаясь вперед и назад. Обычно я еду на более жесткой задней части, но когда это надоедает, могу сместиться вперед, на более пружинистую середину. Это помогает размять мышцы и избежать затекания попы. В целом, седло Cambium кажется очень удобным — после возвращения из первого 2-недельного похода на Brooks мое старое седло Ritchey показалось зверски неудобным, я с непривычки даже натёр кровавые мозоли на нем. При этом удобство не означает мягкость: каучук при постукивании кажется похожим на дерево, и лишь средняя часть прогибается, но в рамках меры. Так что я не могу гарантировать, что Cambium придется по вкусу любителям очень мягких седел или владельцам удачно подобранных и прикатанных кожаных моделей. Это в первую очередь спортивное седло.
Разные особенности
Это седло хорошо переносит подвешивание велосипеда за носик в электричках типа ЭД4М. Нагрузка при этом приходится на рамку, каучуковое основание не норовит оторваться. На всякий случай я вожу с собой 10-см отрезок старой камеры, чтобы можно было надеть его на носик седла для защиты при подвешивании.
Седло за 2000 км отполировалось и заметно износило велошорты. Ткань там изначально не идеально гладкая, а с небольшим направленным ворсом. В задней части седла ткань слегка потёрта при переворачивании велосипеда вверх колёсами. Стоит быть при этом осторожным, чтобы не шваркнуть седлом об асфальт и не ободрать ткань.
Седло нормально подходит для подвешивания на него стандартных сумочек. Что здорово, подседельная сумочка не мешает тянуть велосипед в гору, взявшись за заднюю часть седла, там есть специальная выемка под пальцы. Но надо учесть, что задняя часть каркаса конструктивно не прикреплена жестко к направляющим, а имеет некую свободу перемещений (чтобы седло пружинило). Поэтому если слишком сильно тянуть за седло (скажем, волоча велосипед с 40 кг груза по бездорожью), то теоретически можно вырвать заднюю часть каркаса из направляющих. Мне это, впрочем, не удавалось.
Заключение
По прошествии года эксплуатации можно сказать, что я очень доволен своим седлом. Оно удобное, не требует прикатки, не подвержено вредному воздействию влаги. Наконец, оно красивое. Стоит ли оно своих денег — решать не мне. Возможно, если вы и так довольны своим нынешним седлом, то менять его на нечто неизведанное не стоит. Если же вы находитесь в процессе подбора подходящего спортивного седла, но по тем или иным причинам не хотите классическую кожу, то Cambium All Weather может оказаться хорошим вариантом.
В сезоне 2019 года я успешно пересадил свою жену на Brooks C17 Carved All Weather.
Я покупал седло на сайте www.bike-discount.de, оно там стоило сравнительно недорого по сравнению с другими магазинами. Седло надо зарегистрировать на сайте www.brooksengland.com/forever (скромностью они не страдают), чтобы получить 10-летнюю гарантию вместо 2-летней. К седлам C13 с карбоновыми рамками это не относится. Ой.
Удачи на дорогах!
© 2018—2019 Владимир Горбунов
Фото автора и Brooks England