• Детские кресла на велосипед.


    VORON

    Детские велокресла

    thule_shop2.jpgkreslo1.jpg

    Введение

    Многие велосипедисты после появления детей задаются вопросом о том, как возить их на велосипеде. Сейчас родителям, думающим о безопасности ребенка на велосипеде, предлагается два основных способа перевозки: велоприцеп и велокресло. В обоих случаях ребенка разрешено возить только с возраста, когда он начинает самостоятельно сидеть, а именно с 9-12 месяцев. Разумеется, ребенок всегда должен носить детский велошлем подходящего ему размера.

    kreslo7_1.jpgkreslo7_2.jpg

    Хочется поспорить с распространенным мнением и показать, что велоприцеп и велокресло не исключают, а взаимно дополняют друг друга, поскольку они имеют свои достоинства и недостатки. C одной стороны:

    • Велокресло намного дешевле и в 2-4 раза легче, чем велоприцеп.
    • С велокреслом намного удобнее ездить на транспорте (поезд, электричка и т. п.), чем с прицепом.
    • Велоприцеп больше рассчитан под качественные дороги, тогда как велокресло может использоваться и на бездорожье.
    • Ребенок в велокресле находится гораздо ближе к родителю, за ним проще следить.

    С другой стороны:

    • Прицеп может использоваться практически с любыми велосипедами, в отличие от велокресла.
    • В отличие от прицепа, велокресло существенно ограничивает грузоподъемность велосипеда.
    • Кресло негативно влияет на управляемость из-за высокого центра тяжести.
    • Ребенок в велоприцепе гораздо лучше защищен от дождя, ветра, холода, грязи и других внешних воздействий.
    • Велоприцеп может быть модернизирован для использования в качестве внедорожной или прогулочной коляски.

    В плане безопасности для ребенка оба варианта можно признать примерно одинаковыми, поскольку и кресло, и прицеп имеют здесь и плюсы, и минусы. С одной стороны, прицеп имеет больше шансов быть задетым другим участником движения (хотя одноместные велоприцепы практически не выступают вбок за габариты велосипеда, поэтому такая вероятность невелика), с другой стороны, ребенок в прицепе находится в прочной алюминиевой клетке, которая защищает его в случае падения или иного ДТП.

    В этой статье мы рассмотрим способы перевозки детей в велокреслах. Устройство и эксплуатация велоприцепов на примере марки Thule рассматриваются в другой нашей статье.

    Варианты конструкции

    kreslo2_1.jpgkreslo2_2.jpg

    При выборе велокресла следует убедиться, что оно соответствует EN14344 — европейскому стандарту на детские кресла для велосипедов. Это дает гарантию достаточного уровня надежности и безопасности.
    Стандарт EN14344 вводит три разрешенных к использованию класса кресел:

    • А15 — задние кресла для детей весом до 15 кг.
    • А22 — задние кресла для детей весом до 22 кг.
    • С15 — передние кресла (где ребенок находится между родителем и рулем) для детей весом до 15 кг.

    ЗАДНИЕ КРЕСЛА С КРЕПЛЕНИЕМ НА РАМУ

    kreslo3_1.jpgkreslo3_2.jpg
     

    mount.jpgК настоящему моменту конструкция большинства велокресел уже доведена до оптимальной, обеспечивающей максимальные комфорт и безопасность ребенка, а также надежность крепления. В самом распространенном случае кресло устанавливается на велосипед с помощью упругого рычага из двух стальных труб, крепящихся к подседельной трубе рамы. Благодаря этому рычагу, кресло на неровностях слегка раскачивается и делает поездку максимально комфортной для ребенка. Масса такого кресла составляет в среднем 4-6 кг.

    Для обеспечения безопасности кресло по стандарту должно быть оснащено 3- или 5-точечными привязными ремнями, развитыми щитками, предохраняющими ребенка от касания колеса, регулируемыми подставками для ног с фиксирующими стяжками, защитой головы и боков. У хороших моделей спинка кресла или всё кресло целиком может откидываться назад, когда ребенок спит.

    Крепление кресла к раме осуществляется посредством массивного узла крепления, который фиксирует трубы подвески быстросъемным зажимом. Узел крепления может устанавливаться только на металлическую подседельную трубу рамы (как правило, круглого сечения), причем в месте установки он не должен касаться колеса или конфликтовать с упорами тросиков или болтиками флягодержателя.

    Все эти сложности делают невозможной установку кресла на гоночные велосипеды, большинство двухподвесов, 29" байки с небольшой рамой (на фото справа — у крепежа кресла Britax зазор с покрышкой на 29" раме с ростовкой 18" составляет считанные миллиметры) и ряд других конструкций, где дизайн рамы, упоры тросов или болтики мешают установить крепеж. Крепить же кресло за подседельный штырь производители запрещают из соображений безопасности.

    В целом, именно этот вариант кресла максимально надежен и оптимален по своим характеристикам, но только если достигается совместимость с рамой велосипеда.

    ЗАДНИЕ КРЕСЛА С КРЕПЛЕНИЕМ НА БАГАЖНИК

    Некоторые велокресла имеют возможность установки на багажник с помощью специальных зажимов. Благодаря этому, снимается проблема совместимости с рамой, однако возникает ряд других проблем. Во-первых, из-за отсутствия упругого рычага тряска и вибрации гораздо сильнее передаются на кресло, что уже становится сравнимым с тряской в велоприцепе. То есть езда по плохим дорогам с таким креслом будет заведомо менее комфортной. Впрочем, у некоторых кресел крепление к багажнику имеет встроенный демпфер, что несколько улучшает плавность езды.

    Во-вторых, далеко не каждый багажник может выдержать установку кресла  (производители кресел иногда предлагают специальные багажники для этой цели). К примеру, известная среди велотуристов немецкая фирма Tubus прямо запрещает крепление велокресел к своим стальным и титановым багажникам. Сами производители кресел требуют, чтобы багажник был рассчитан не менее чем на 25-30 кг — немногие алюминиевые багажники выдержат такой вес. Разумеется, ни о каких консольных багажниках здесь и речи не идет.

    При этом если сломавшийся багажник в походе — просто проблема (достаточно распространенная), то при перевозке ребенка на нём это уже может привести к экстренному завершению поездки. Таким образом, крепление кресла на багажник имеет существенные недостатки и может быть рекомендовано только при отсутствии других возможностей.

    ПЕРЕДНИЕ КРЕСЛА

    kreslo4_1.jpgkreslo4_2.jpg

    Для перевозки маленьких детей (до 15 кг) выпускаются облегченные передние кресла, в которых ребенок сидит перед родителем и смотрит вперед. Такая конструкция кресел очень хороша с точки зрения обзора и возможности общения с родителем, однако центр тяжести получается еще выше, чем с задним креслом, а из-за жесткого крепления к велосипеду вибрации примерно так же высоки, как у предыдущего варианта.

    Применимость такого крепления на спортивных велосипедах, где ездок наклонен вперед, — под большим вопросом, поскольку есть риск, что подбородок родителя будет стучать по шлему ребенка. Также ребенок оказывается открыт всем ветрам, от которых в заднем кресле частично защищает торс родителя — для борьбы с этим производителями предлагается ветровой щиток-обтекатель.

    Нелишне будет напомнить, что установка кресла на верхнюю трубу рамы дает нерасчетные нагрузки на нее, и в случае с рамой из алюминиевого сплава это может привести к скорой поломке. Поэтому более предпочтительно использование кресел с креплением за вертикальную трубу (рулевой стакан или шток вилки), однако далеко не каждый велосипед поддерживает возможность такой установки. Можно сказать, что проблема совместимости здесь стоит наиболее остро из всех вариантов велокресел.

    АКСЕССУАРЫ

    Для использования с велокреслами производители предлагают широкий выбор аксессуаров, а именно:

    • Детские дождевики
    • Подушки-подголовники
    • Наборы для установки на второй велосипед
    • Наборы для установки на велосипед с маленькой рамой
    • Дополнительные или сменные амортизирующие подушки на кресло (например, надувные)
    • Чехлы от дождя
    • Наборы для установки на багажник
    • Ветровой щиток для переднего кресла
    • Багажники, оптимизированные для установки на них детских кресел

    КУСТАРНЫЕ ВАРИАНТЫ КРЕСЕЛ

    Поиск велокресел по китайским магазинам, а также наблюдение за тем, как возят детей в деревнях, дает очень много кустарных способов перевозки детей, ограничиваемых только фантазией:

    • мягкая подушка на багажник;
    • мягкая подушка или седло на верхнюю трубу рамы, иногда с подпорками для ног;
    • различные пластиковые стульчики с ручками для удерживания;
    • кресло, где ребенок сидит задом наперед и смотрит родителю в пах, а также множество других вариантов.

    Все эти варианты не имеют ремней безопасности, а о том, что произойдет с ребенком в случае падения, можно только гадать.

    Производители

    AUTHOR

    author.png

    Известный чешский производитель велосипедов Author предлагает широкую линейку простых велокресел: задние с креплением на раму и на багажник, а также переднее с креплением на рулевой стакан рамы.

    Кресла различаются дизайном, наличием наклоняемой спинки, степенью проработки ремней и прочей фурнитуры.

    BELLELLI

    bellelli.png

    Итальянский производитель Bellelli выпускает три модификации велокресел: универсальное грузоподъемностью 15 кг (для установки спереди или сзади), а также два задних грузоподъемностью 22 кг, различающихся между собой уровнем оснащения и наличием функции откидывания кресла назад у более дорогой модели.

    BRITAX

    britax.png

    Немецкий производитель детских колясок и удерживающих устройств Britax предлагает на выбор два варианта велокресел грузоподъемностью 22 кг, с установкой на раму. Старшая модель оснащена системой откидывания спинки.

    HAMAX

    hamax.png

    Норвежская компания Hamax представляет широкую линейку детских кресел, включающую в себя передние и задние модели, причем последние могут иметь крепеж как на раму, так и на багажник. Кресла отличаются друг от друга оснащением, наличием откидывающихся спинок, надувных подушек, различных регулировок.

    THULE

    thule.png

    Шведский производитель аксессуаров и решений для перевозки детей предлагает два варианта велокресел.

    Thule RideAlong — заднее велокресло грузоподъемностью 22 кг (для детей с 9 месяцев до 6 лет) с крепежом на раму. Отличается наличием системы полного откидывания кресла назад (5 позиций наклона), а также крепежом, закрывающимся на ключ. Крепеж кресла поддерживает установку на трубы круглого и овального (до 40х55 мм) сечения. Кресло оснащено всеми необходимыми элементами безопасности (катафотами, защитными ребрами, привязными ремнями) и весит 5 кг. Для установки на велосипеды с очень низким седлом можно купить специальный крепеж, также предлагается дублирующий крепеж для установки на второй велосипед.

    Thule RideAlong Mini — переднее велокресло грузоподъемностью 15 кг (для детей с 9 месяцев до 3 лет) с крепежом на раму. Это кресло весит всего 2,7 кг, оно оснащено мягким «рулем» для ребенка и может дополнительно оснащаться ветровым стеклом, защищающим ребенка от ветра и дождя.

    Велокресла Thule имеют сменные элементы обивки, которые можно снимать для стирки и менять по мере износа.

    Заключение

    В этой статье мы рассмотрели распространенные конструкции велокресел и ознакомились с основными производителями, представленными на рынке. Не претендуя на исчерпывающее раскрытие темы, эта статья должна помочь начинающим вело-родителям в выборе своего первого кресла или, может быть, натолкнуть на мысли о прицепе.

    © 2015 Владимир Горбунов
    фото Константина Плаксина

     

    Обсуждение статьи на Форуме ВелоПитер
    Читайте также Статью о ВелоПрицепах