• Детские велоприцепы Thule. Что, для чего и как?


    VORON

    Детские велоприцепы Thule

    thule_shop1.pngchariot3.jpg

    Введение

    Если среди российских велосипедистов детские велокресла уже стали вполне привычными аксессуарами для спортивных родителей, то велоприцепы  до сих пор остаются экзотикой, привлекающей всеобщее внимание. Помимо высокой стоимости, не последнюю роль тут играет и обстановка на российских дорогах, а также логистические сложности при транспортировке прицепа к месту старта маршрута.

    Однако прогресс медленно, но верно проникает к нам, и постепенно число владельцев детских велоприцепов растет. Конечно, в отсутствие велодорожек их использование в России ограничено по сравнению с западными странами, но с другой стороны, и у нас можно найти достаточно дорожек, где велоприцеп может пригодиться. Как будет показано далее, у велоприцепа есть и ряд несомненных достоинств по сравнению с перевозкой ребенка в детском кресле.

    Например, прицеп может заменить собой целый гараж различных колясок: от детской люльки до спортивной внедорожной. Причем использовать его в роли коляски можно будет начиная с самого рождения ребенка, тогда как велокресло требует, чтобы ребенок хотя бы умел сидеть. Велоприцеп совместим практически с любыми велосипедами (могут понадобиться дополнительные адаптеры), тогда как велокресло требует определенной конструкции рамы, достаточного зазора с покрышкой и не всегда мирно разойдется с багажником — на многие велосипеды кресло установить в принципе невозможно.

    Различные способы перевозки не исключают, а взаимно дополняют друг друга, подробный перечень достоинств и недостатков каждого способа перевозки ребенка - в нашей статье про велокресла.

    В этой статье мы рассмотрим велоприцепы фирмы Thule, которые примечательны своей возможностью создать универсальное транспортное средство для ребенка с самого рождения.

    Особенности конструкции

    КАК УСТРОЕН ВЕЛОПРИЦЕП

    folded.jpgВсе велоприцепы Thule представляют собой легкую складную конструкцию на основе алюминиевой рамы с закрытой кабиной из непромокаемой ткани с пластиковыми окнами. Габариты прицепа можно уменьшить, сложив его с помощью 2 рычагов в нижней части корпуса. Основные колеса — 20-дюймовые, на промподшипниках, с быстросъемным креплением, позволяющим мгновенно снять или надеть колесо. Есть ножной или ручной стояночный тормоз.

    На верхней части прицепа находится съемный руль (у большинства моделей — просто горизонтальная труба с поролоновыми грипсами, имеющая 2 положения по высоте), также можно установить поперечину-основание для дополнительного верхнего багажника. Есть специальное гнездо для установки флажка для езды с велосипедом.

    Внутри кабины находятся 1 или 2 кресла для ребенка с многоточечными ремнями безопасности. Для езды на штатном кресле ребенок должен уметь сидеть самостоятельно (возраст примерно от 6-12 месяцев), а для самых маленьких детей потребуется дополнительно докупить подвеску-гамак. В передней части кабины есть небольшие сетчатые кармашки.

    Кабина закрывается многофункциональным тентом, включающим в себя непрозрачный козырек от солнца, сетчатый тент и прозрачную пластиковую шторку от дождя и грязи. В велосипедном режиме эта шторка должна быть закрыта, чтобы ребенку в лицо не летела пыль и грязь с заднего колеса. Все части тента могут независимо друг от друга сворачиваться и закрепляться резинками. Корпус прицепа имеет большие боковые прозрачные окна, причем в более дорогих моделях там есть вентиляционные окошки либо полностью открывающиеся окна.

     

    connector.jpgЗадняя часть прицепа полностью или частично сделана из сетки, что тоже улучшает вентиляцию. На более дорогих моделях сзади есть закрывающийся багажник, на дешевых — большой сетчатый карман, рассчитанный на 4 кг груза. Там же закреплена и специальная лямка для фиксации на запястье, чтобы прицеп не уехал от родителя при использовании в режиме коляски.

    Узел крепления к велосипеду — легкосплавное дышло, которое вставляется в специальный слот на шасси прицепа и фиксируется пружинной защелкой. Шаровой шарнир на дышле обеспечивает несколько степеней свободы (велосипед может поворачивать под углом до 90° влево и до 45° вправо) и позволяет аккуратно положить велосипед на бок. Ответная часть шарнира крепится слева на дропауте велосипеда с помощью специального длинного эксцентрика, входящего в комплект.

    Если установить ответную часть шарнира на раму не получается (например, ось без эксцентрика или неудачная конструкция дропаута рамы), то на помощь придут покупаемые дополнительно адаптеры, позволяющие в конечном счете прикрепить прицеп к практически любому велосипеду. Все разъемные соединения в узлах крепления дополнительно фиксируются карабинчиками для максимальной надежности. Также безопасности служат полный набор катафотов (8 штук) и флажок на разъемном древке, который крепится к прицепу в верхней части.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЦЕПА БЕЗ ВЕЛОСИПЕДА

    Большинство велоприцепов Thule, кроме самого дешевого Coaster, на самом деле представляют собой «конструкторы» на базе основного шасси, которые могут играть различные роли в зависимости от установленных аксессуаров:

    chariot5_1.jpgchariot5_2.jpgchariot5_3.jpg

     

    • Собственно велоприцеп.
    • Прогулочная коляска с 2 маленькими поворотными колесиками.
    • Спортивная коляска для бега с неповоротным 16" колесом.
    • Лыжный прицеп для буксировки на лыжах, снегоступах или даже на фатбайке.
    • Внедорожная коляска для буксировки пешком.

    Важный аксессуар для новоиспеченных родителей — подвеска-гамак для новорожденных. Он позволяет разместить ребенка в кабине в полулежачем положении (примерно как в автокресле 0+) буквально с самого рождения. Также предлагается большое количество аксессуаров для увеличения комфорта и расширения функционала, все они будут рассмотрены далее.

    ОДНОМЕСТНЫЙ ИЛИ ДВУХМЕСТНЫЙ

    chariot4.jpgБольшинство моделей прицепов Thule выпускаются в одно- и двухместных исполнениях. При выборе того или иного исполнения следует учитывать несколько моментов:

    • Двухместные модели намного более просторные.
    • Если детей двое, то ехать им в одном прицепе веселее, чем если один ребенок едет в прицепе, а другой — в велокресле.
    • Двухместные модели всегда ощутимо дороже и тяжелее.
    • Одноместные прицепы имеют ширину 66-72 см, что мало отличается от ширины велосипедного руля. Прицеп проходит в большую часть дверей и прочих подобных преград. Если вы можете проехать где-то на велосипеде, то такой прицеп там тоже не застрянет.
    • Двухместные прицепы имеют ширину 80-85 см. Прицеп не пройдет в большинство дверей, выступает за габариты велосипеда, может застревать между деревьями на тропинках, не помещаться на пешеходных мостиках, а также между вкопанными в землю анти-автомобильными столбами.
    • Максимальная грузоподъемность одноместного прицепа составляет 34 кг, двухместного — 45 кг.

    В целом, двухместный прицеп стоит выбирать только при необходимости возить 2 детей, поскольку его большая ширина существенно ограничивает мобильность.

    ВОПРОС БЕЗОПАСНОСТИ

    Прицепы Thule отвечают международным стандартам в части пассивной безопасности для детских велоприцепов. Проводимые в рамках этих стандартов испытания включают передние и задние удары, перевороты и ресурсные тесты на неровном покрытии. Ребенок находится внутри прочной «клетки» из алюминиевых дуг, дающих защиту от возможных происшествий.

    Разумеется, при буксировке прицепа за велосипедом ребенок должен носить шлем, быть пристегнутым, а скорость не должна превышать 25 км/ч на асфальте и 10 км/ч на неровных дорогах и при поворотах.

    Фирма-производитель рекомендует следующий минимальный возраст ребенка для различных способов катания:

    • В режиме прогулочной коляски — с рождения.
    • В режиме спортивной коляски для бега, по ровным дорогам — с 6 месяцев. По неровным дорогам — с 1 года.
    • На лыжном шасси — с 6 месяцев.
    • В велоприцепе — с 1 года (из соображений безопасности в случае ДТП подвеска-гамак не допускается к использованию).

    Производитель запрещает использовать прицеп при катании на роликах.

     

    sling.jpgСуществует расхожее мнение, что на российских дорогах детский велоприцеп опаснее, чем велокресло. Дескать, он выступает за габариты велосипеда, и автомобилисты только и ждут возможности зацепить его. На самом деле, с этим можно поспорить: ширина одноместного прицепа примерно равна ширине велосипедного руля, то есть он практически не выступает вбок за габариты велосипеда. Кроме того, сам прицеп весьма заметен и отлично бросается в глаза.

    По опыту езды с велоприцепом  по улицам Санкт-Петербурга, автомобилисты начинают обгонять вас с двухметровым интервалом и всячески стараются не потревожить лишний раз. Так что маловероятно, что кто-то сознательно будет создавать для вас опасные ситуации на дороге, скорее наоборот, — постараются объехать с запасом. Также никто не запрещает дополнительно к штатному флажку установить мощную красную мигалку, заметную за километр.

    Конечно, всё это ни в коем случае не означает, что езда с ребенком в том или ином виде по проезжей части в России безопасна и рекомендована. В конце концов, российские ПДД в таких случаях требуют ехать по тротуару, с чем автор статьи полностью согласен.

     

    Модельный ряд велоприцепов Thule

    coaster.jpg

    НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    В России Thule продает только одну модель «чистого» велоприцепа — Coaster. Это простая и достаточно доступная двухместная модель, имеющая маленькое третье колесо для возможности перемещения отдельно от велосипеда (например, чтобы выкатить прицеп из дома). Очень ограниченно этот прицеп можно использовать и в качестве коляски. Из-за отсутствия различных увеличивающих комфорт опций прицеп оказался весьма легким — всего 11 кг (здесь и далее указана заявленная производителем масса без дышла, которое весит 650 г). Эта модель не совместима с аксессуарами, превращающими прицеп в коляску.

    СПОРТИВНЫЕ МОДЕЛИ

    cheetah.jpgСамая простая модель в серии спортивных многофункциональных прицепов — Chariot Cheetah. Она позиционируется как облегченная модель для тех, кто ценит малый вес выше комфорта и дополнительных функций. Масса одноместного прицепа составляет 9 кг, двухместного — 12 кг. Основные отличия от старших, более дорогих и тяжелых моделей, — отсутствие амортизации, закрывающегося багажника и дополнительных вентиляционных окон по бокам (при полностью закрытом тенте вентиляция осуществляется за счет сетчатой задней стенки).

    Более оснащенная спортивная модель — Chariot Cougar. Она очень похожа на Cheetah, однако оснащена заметно богаче: в наличии есть задний багажник, регулируемая рессорная амортизация, закрывающиеся боковые вентиляционные окна, крепления для перевозки дополнительных аксессуаров (дышло, колесо для бега и др.), когда они не используются. Однако стоимость и масса также выросли: одноместный прицеп весит 11 кг, двухместный — 14 кг.

    На вершине спортивной модельной линейки находится Chariot CX. Эта модель оснащена еще лучше, чем Cougar, и дополнительно имеет эргономичный руль вместо простой поперечной трубы, дисковые тормоза на задних колесах и улучшенную амортизацию сиденья. Также этот прицеп щеголяет измененным дизайном кабины, обеспечивающим больший простор для ребенка и лучшую вентиляцию. Этот прицеп самый тяжелый из спортивной линейки — он весит 13,5 кг в одноместном исполнении и 17 кг в двухместном. Наличие полноценного руля и дисковых тормозов однозначно указывает на то, что этот прицеп предназначен не только для буксировки, но и для занятий бегом (после покупки переднего колеса).

    ТУРИСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

    corsaire.jpg

    В этой серии Thule предлагает три прицепа, отличающихся высоким уровнем комфорта и простора для ребенка, но при этом также повышенной массой и худшей аэродинамикой по сравнению со спортивными моделями.

    Первая модель — Chariot Corsaire. По своим характеристикам она примерно соответствует Chariot Cheetah, но при этом она заметно более просторная (у одноместных моделей ширина кабины различается на 13 см) и имеет амортизацию колёс. Масса достаточно велика — 12,5 кг у одноместной модели и 14,5 кг у двухместной.

    Незначительно отличается от этой модели двухместный Chariot Captain 2. За счет жесткого пластикового пола он шире в плечах на 5 см, чем двухместный Corsaire 2, но зато и весит 18 кг. Это единственная модель Thule с пластиковым дном, позиционируется она как самая долговечная и подходящая для перевозки тяжелого груза (до 45 кг).

     

    chinook.jpgБезусловно, самый оснащенный и продвинутый велоприцеп Thule — это Chinook. В его базовую комплектацию включено оборудование, доступное для прочих прицепов за доплату:

    • Подвеска-гамак для новорожденных.
    • Штатное колесо для использования без велосипеда (оно вдобавок может как фиксироваться для бега, так и поворачиваться при использовании в режиме коляски).
    • Дополнительная боковая поддержка для маленьких детей.

    Кроме этого, Chinook — единственный прицеп Thule, поддерживающий установку детского автокресла на крыше кабины, очевидно, для использования в режиме коляски. Установка автокресла внутри кабины запрещена у всех прицепов. Да и штатное сиденье — регулируемое откидное. Разумеется, такая универсальность не обходится даром, и масса прицепа составляет 19,5 кг для одноместного варианта и 22 кг для двухместного.

    Аксессуары и дополнения

    Thule предлагает для своих прицепов большое количество аксессуаров, позволяющих расширить возможности прицепа, превращая его в универсальную систему для транспортировки ребенка. Прицеп может заменить собой люльку для новорожденного, прогулочную и беговую коляски, даже зимние санки! Разумеется, такая коляска не будет предназначена для походов в магазин или поликлинику, поэтому ее потребуется дополнить слингом или обычной коляской. Почти все аксессуары устанавливаются и снимаются без использования инструментов, с помощью быстроразъемных пружинных защёлок.

    ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ

    chariot2_1.jpgchariot2_2.jpgchariot2_3.jpg

    • Thule Infant Sling — подвеска-гамак. Необходима для детей до года (ограничение по весу до 10 кг), которые не могут сидеть самостоятельно. Она подвешивается в кабине и обеспечивает практически лежачее положение с наклоном около 30 градусов от горизонтали. Ребенок фиксируется штатными ремнями. В двухместных прицепах можно одновременно размещать старшего ребенка на обычном кресле и младшего в гамаке.
    • Thule Baby Supporter — боковая поддержка для туловища и головы. Может быть полезна для 6-18-месячных детей, улучшая плотность их размещения в прицепе, если гамак не используется.
    • Thule Bunting Bag — спальный мешок с флисовым утеплителем. Для использования в холодное время года в возрасте до 2 лет. Совместим с 5-точечными ремнями безопасности.

    ДЛЯ ЕЗДЫ БЕЗ ВЕЛОСИПЕДА

    chariot1_1.jpgchariot1_2.jpg

    Для использования прицепа без велосипеда в режиме коляски есть возможность установить следующие опции:crosscountry.jpg

    • Thule Strolling Kit — пара маленьких поворотных колес без пневматиков (общая масса 1500 г). Превращают прицеп в прогулочную коляску, обеспечивают отличную маневренность. Колеса снимаются-надеваются очень быстро и в походном положении удобно закрепляются на прицепе. Однако вне асфальта тряска на этих колесиках становится совершенно неприемлемой. Кстати, на рынке США прицепы Thule позиционируются как продвинутые коляски, и с ними штатно идут именно эти колеса, а крепление для велосипеда нужно покупать отдельно.
    • Thule Jogging Kit — 16-дюймовое переднее колесо и детали для его крепления (общая масса 1600 г). Превращает прицеп в спортивную коляску для бега, в том числе и вне асфальта. Колесо не поворотное и ощутимо выступает вперед, поэтому с ним тяжело лавировать в городе между пешеходами и поребриками, а также пролезать в двери и коридоры, что особенно заметно при посадке в электричку. Оптимальный вариант для катания ребенка по парковым и дачным дорожкам. Следует учитывать, что 16-дюймовые передние колеса для различных моделей прицепов несовместимы между собой.
    • Thule Cross Country Skiing and Hiking Kit — лыжное шасси в комплекте с упряжью. Экзотический аксессуар, позволяющий родителю прикрепить коляску к туловищу на жесткой сцепке. Буксировать коляску можно как на лыжном шасси (зимой), так и на колесах — на пересеченной местности это гораздо легче, чем толкать коляску перед собой.
    • Thule Jogging Brake Kit — ободной тормоз переднего колеса. Полезен при использовании коляски (особенно тяжелой двухместной) для бега, позволяет быстро и безопасно снижать скорость. Не нужен для моделей СХ, поскольку там уже есть дисковые тормоза на задних колесах.

    КРЕПЛЕНИЕ К ВЕЛОСИПЕДУ

    chariot6.jpg

    В России прицепы Thule продаются с крепежом для велосипеда в базовой комплектации. Для них также доступны следующие аксессуары:

    • Thule Axle Mount ezHitch — набор для крепления ко второму велосипеду. Полезен,если ребенка катают оба родителя.
    • Thule 3D Dropout Adapter — 10-мм проставка для установки на «проблемные» дропауты велосипедной рамы, куда штатный крепеж нельзя установить. Например, если прорезь дропаута окружена ребром.
    • Thule Internal Hub Hitch Adapter — деталь для установки на планетарную втулку (или синглспид). Представляет собой гайку, которая просто накручивается на ось втулки вместо штатной, и уже к ней привинчивается узел крепления. Выпускается в трех разновидностях для втулок разных производителей.
    • Thule Thru Axle Adapter — деталь для установки на полую 12-мм ось втулки, которая встречается на велосипедах для экстрима. Также выпускается в трех вариантах под разные стандарты осей (Maxle, Shimano E-Thru и Syntace X-12).

    ДЛЯ УДОБСТВА РОДИТЕЛЕЙ

    chariot7_1.jpgchariot7_2.jpgchariot7_3.jpgchariot7_4.jpgchariot7_5.jpgchariot7_6.jpg

    Различные аксессуары, упрощающие использование  в режиме спортивной коляски и не только:

    • Thule Cargo Rack — верхний багажник грузоподъемностью 2,3 кг. Имеет встроенный сетчатый чехол, удерживающий груз.
    • Thule Console — верхняя багажная консоль с закрывающиеся карманом и  встроенным подстаканником.
    • Thule Cup Holder — подстаканник на руль.
    • Thule Hydration Cage — флягодержатель на руль.

    ЗАЩИТА ОТ ДОЖДЯ

    • Thule Storage Cover — полный чехол для хранения прицепа и защиты от внешних воздействий.
    • Thule Rain Cover — прозрачный чехол от дождя. В сильный ливень обеспечивает лучшую защиту от дождя, чем штатная шторка.

    НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

    back.jpg

    Несмотря на все достоинства велоприцепов Thule, автор статьи нашел способы улучшить ходовые качества своего прицепа Chariot Cheetah 1. Штатные шины Kenda 20x1.75" были заменены на купленные в веломагазине шины от BMX размером 20х2.3", это практически фат-байковый размер по меркам велоприцепов, на 1,5 см толще штатных. В таких шинах можно держать давление в 1 атмосферу, что позволяет намного улучшить плавность езды, обеспечить легкость движения на песке и гравии.

    Но это еще не всё. Набор, превращающий прицеп в коляску для бега, оснащен передним колесом с шиной 16х1.75". Конечно, можно тоже заменить шину на модель для BMX размером 16х2,125", однако для езды по неровным дорогам гораздо интереснее выглядит установка стандартного 20-дюймового колеса (с втулкой шириной 100 мм). Таким образом, при наличии фантазии любой владелец велоприцепа может улучшить его ходовые качества еще больше.

    Полезное дополнение для перевозки совсем маленьких детей (и не только) — беспроводной датчик температуры Garmin Tempe, который может передавать данные о температуре внутри кабины на GPS-навигатор. В результате, родитель все время видит, какая температура внутри кабины, надо ли усилить вентиляцию или наоборот, утеплить ребенка.

    Заключение

    В этой статье мы постарались дать читателям основные знания о том, что собой представляет современный велоприцеп. Конечно, сложно рекомендовать его покупку всем «велородителям» — по стоимости и габаритам это получается как еще один хороший велосипед. В ряде случаев велокресло может быть и более удобным, особенно при езде по плохим дорогам, где прицеп либо вообще не проедет, либо будет передавать ребенку слишком сильную тряску. Также велокресло будет однозначно удобнее при пользовании электричкой.

    С другой стороны, для велотуристов будет важно, что прицеп практически не ограничивает грузоподъемность велосипеда (лишь бы передач трансмиссии хватало), а ребенок внутри гораздо лучше защищен от ветра, холода и дождя. Это позволяет вполне уверенно использовать прицеп для асфальтовых велопоходов по тем странам, где езда по дорогам безопасна. В России тоже можно при желании найти ровные дорожки без трафика, подходящие для поездок на 1-2 дня. Вдобавок, прицеп можно крепить к таким велосипедам, на которых велокресло закрепить невозможно — вплоть до шоссейных гоночных.

    Если же докупить аксессуары для превращения в легкую спортивную коляску, то прицеп можно будет эксплуатировать вообще ежедневно и круглогодично с момента рождения ребенка — для прогулок по паркам, лесам, дачным участкам. Это позволит не растерять былые навыки,  покрывая за день по дюжине километров с достаточным комфортом для ребенка.

    Надеемся, что эта  статья ответит на большую часть вопросов о велоприцепах и позволит кому-то сделать свой выбор.

     

    © 2015 Владимир Горбунов
    фото автора, Константина Плаксина и компании Thule

    Ссылки

    Обсуждение статьи на форуме ВелоПитер
    Читайте также Статью о ВелоКреслах