• Спальные мешки для велотуризма


    VORON

    pik99.jpgВведение

    Какие бывают спальные мешки

    Назначение

    Конструкция

    Материал наполнителя

    Особенности конструкции

    Выбор спального мешка для велотуризма

    Температурный рейтинг

    Ожидаемый диапазон температур

    Выбор материала утеплителя

    Выбор аксессуаров

    Заключение

     

    Введение

    IMG_9824.jpg

    Спальный мешок («спальник») — один из важнейших элементов снаряжения (наряду с палаткой и ковриком), определяющих комфортность ночевки туриста. Сейчас в продаже имеется огромный ассортимент спальников, подходящих для ночевок в самых разнообразных условиях — от теплого лета до полярной зимы.

     

    В этой статье мы расскажем о разновидностях и особенностях конструкции современных спальных мешков и дадим рекомендации по выбору подходящего спальника для участия в велопоходах в теплое время года, а именно — когда температура ночью, как правило, не опускается ниже 0 °С. Выбор снаряжения для зимних походов — тема для отдельного разговора, поскольку зимой возникает явление конденсации, существенно осложняющее жизнь туриста.

    Какие бывают спальные мешки

    Назначение

    По своему назначению спальные мешки делятся на следующие категории:

    • Кемпинговые — тяжелые просторные спальники простой конструкции (обычно «одеяло»).
    • Походные (трехсезонные) — стандартные туристические спальные мешки, предназначенные для использования при плюсовых температурах или при небольших заморозках.
    • Модели для женщин — отличаются меньшей длиной и большей шириной для лучшего соответствия строению женского тела. При этом прочие модели — не «мужские», а скорее «юнисекс» — ничего не мешает женщинам пользоваться ими наравне с мужчинами.
    • Детские — специальные укороченные спальники для детей. Увы, по стоимости они мало отличаются от «взрослых». Нередко для ребенка покупают «взрослый» спальник и при необходимости подворачивают нижнюю часть, чтобы уменьшить свободный объем.
    • Экстремальные — специальные спальники, предназначенные для особо тяжелых условий и очень низких температур.
    • Ультралегкие — специальные спальные мешки, в которых удобство сна принесено в жертву низкому весу.

    Для велотуризма наиболее интересны трехсезонные спальные мешки, представляющие собой оптимальный баланс тепла, комфорта, массогабаритов и цены. Как правило, кемпинговые спальники в велотуризме не используются из-за больших массогабаритов. Ультралегкие модели — весьма специфический выбор, гарантирующий ограниченный комфорт во время сна. Экстремальные спальные мешки актуальны для зимних походов.

    Конструкция

     

    image05.jpg

    «Одеяло»

    image13.jpg

    «Кокон»

    image02.jpg

    «Кокон без дна»

     

    Спальные мешки выпускаются в нескольких наиболее распространенных видах конструкции, имеющих свои достоинства и недостатки:

    • Одеяло — конструкция простейшей прямоугольной формы, иногда даже без выраженного капюшона. Эти спальники самые дешевые и просторные, но наименее эффективные по теплу (то есть они либо относительно «холодные», либо тяжелые). В полностью расстегнутом виде могут использоваться в качестве полноценного одеяла.
    • Кокон — конструкция анатомической сужающейся к ногам формы (так минимизируется свободный объем, который снижает теплозащиту), с капюшоном. Самый распространенный и универсальный вид. Эти спальники не такие просторные, как «одеяло», особенно в области ног.
    • Кокон без дна  — спальный мешок без утеплителя на нижней части. Зато там обычно есть карман или привязные ремешки для коврика. Иногда нижняя треть спальника просто удаляется. Идея в том, что нижняя часть спального мешка обычно прижата телом и почти не теплоизолирует (работает только коврик), поэтому ее можно удалить без особого ущерба для теплоизоляции. Такие спальники намного легче обычных, но спать в них менее удобно, так как человек оказывается прочно пристегнут к коврику.

     

    image04.pngСуществуют и более радикальные виды спальных мешков, при разработке которых на первый план выходит минимальный вес, а комфорт — вторичен:

    • Без капюшона (три четверти) — вариант спального мешка типа «кокон» (с дном или без него), у которого с целью дальнейшего облегчения удален капюшон. Предполагается, что голова утепляется самим туристом с помощью обычной шапки или специального маленького капюшончика. Использование веса еще эффективнее, удобство еще ниже.
    • Килт — еще более радикальная конструкция спальника, не имеющая дна, капюшона и молнии.
    • Половинный — вершина «оптимизации» спальника в сторону облегчения и снижения комфорта. Такой спальный мешок защищает человека лишь по грудь, спать в нем приходится в куртке.

     

    В подавляющем большинстве случаев велотуристы используют спальники типа «кокон» по причине оптимального баланса тепла, комфорта и массогабаритов. Спальные мешки типа «одеяло» используются в основном в легких походах при повышенных требованиях к комфорту (либо при желании максимально сэкономить), в ущерб весу и габаритам.

     

    «Обрезанные» типы спальников используются велотуристами очень редко, поскольку уровень комфорта там — минимально-приемлемый даже для опытных туристов, давно привыкших к тяготам походной жизни. В дальнейшем, в этой статье будут рассматриваться только спальники типа «кокон».

    Материал наполнителя 

    image10.jpgВ настоящее время для изготовления наполнителя у спальных мешков используются два класса материалов:

    • Синтетический материал — такие спальники достаточно недорогие и весьма практичные, но отличаются сравнительно большой массой и весьма большими габаритами в сжатом виде. Мокрый синтетический спальный мешок сохраняет свою теплоизоляцию примерно на треть.
    • Гусиный пух — такие спальники дорогие, зато гораздо более легкие и, главное, компактные в сжатом виде. Однако мокрый пуховый спальный мешок теряет теплоизоляцию полностью. (Изредка встречается утиный пух, который хуже гусиного, и совсем редко — гагачий, имеющий отличные показатели и астрономическую стоимость.)

    Большинство спальников изготовлено на основе синтетического пуха (Hollowfiber и другие его разновидности), который отличается дешевизной, достаточной живучестью, однако в то же время — большой массой и неудовлетворительной сжимаемостью.

     

    В последнее время появляются дорогие синтетические утеплители (сравнимые, а то и превышающие по цене пух), у которых масса и иногда сжимаемость уже приближаются к параметрам бюджетного пуха. В качестве примеров можно привести Climashield APEX, Marmot Thermal R Eco, Primaloft Gold (он же One).

     

    Обычно в параметрах пухового спальника указывается процентное соотношение пух-перо (лучше, если пера будет меньше, но не менее 5–10%), а также качество («пушистость») в единицах CUIN (объем 1 унции пуха в кубических дюймах). Значение 600 CUIN характерно для бюджетного пуха, 700–800 считается очень хорошим, 900 — отличным. Часто пух проходит гидрофобную обработку, улучшающую его работу при высокой влажности.

     

    Как правило, в велотуризме используются синтетические спальные мешки — в основном, по причине гораздо более низкой стоимости. Кроме того, существует устойчивое заблуждение, что взятый в поход пуховый спальник обязательно промокнет и перестанет держать тепло. Это справедливо, но только для случаев, когда спальный мешок промок действительно насквозь (например, был уронен в воду или долго ехал под ливнем без какой-либо водозащиты). Ночевки  во влажную погоду к заметному снижению теплоизоляции пуха не приводят.

     

    image01.jpg

    С другой стороны, велопоход тем и отличается от водного похода, что здесь промокшая насквозь экипировка — явление редкое (хотя и возможное, как на фото). При наличии гермоупаковки пух сохраняется вполне сухим даже при недельных дождях. Таким образом, пуховые спальники показаны для опытных велотуристов, готовых существенно переплатить за намного меньший занимаемый объем, поднаторевших в защите своего снаряжения от воды, и на 100% уверенных, что спальный мешок у них не промокнет.

     

    Насколько малый объем занимают пуховые спальники? К примеру, в одну «ногу» 85-литровых велоштанов помещается 3-местная палатка и три летне-осенних пуховых спальника один над другим. Таким образом, две трети рюкзака остаются свободными. А если брать аналогичные по теплоте бюджетные синтетические спальники, то они бы заняли почти весь велорюкзак: в одну ногу с палаткой ни один бы не влез, два заняли бы противоположную ногу, еще один — верхнюю секцию рюкзака.

     

    Аналогичная ситуация с перевозкой спальников в вело-заплечнике: пуховый будет лежать где-то на дне, оставив много места для другого снаряжения (например, небольшой палатки и горелки с котлом), а синтетический займет половину рюкзака.

    Особенности конструкции

    image14.jpgНе все спальные мешки одинаковы. У каждого есть свои особенности, влияющие на его комфорт в ту или иную сторону. При выборе спального мешка для своих задач стоит учитывать эти особенности.

    • Длина спального мешка — нередко спальники выпускаются в разных размерах. В слишком коротком спальнике не будет возможности полностью вытянуться во время сна, а слишком длинный будет холодить ноги из-за большого неиспользуемого объема. В зависимости от производителя, может указываться либо полная длина спальника с капюшоном, либо длина спальника без капюшона и отдельно длина капюшона. 
      Желательно, чтобы полная длина спального мешка была примерно на 20–30 см больше вашего роста. 
      Почему именно столько? — Паспортная длина указывается с полностью расправленным капюшоном, а в реальных условиях капюшон стягивается шнуром, что делает его раза в два короче.  
    • Тепловой воротник — специальный отдельно регулируемый отсек с утеплителем в форме колбаски, который находится на уровне шеи человека и препятствует оттоку тепла через зазор в районе шеи.
    • image12.jpgВозможность состегивания — спальники с такой опцией имеют разъемную молнию и  различаются на «левый» и «правый», которые могут быть состегнуты вместе. Ночевка вдвоем в состегнутых спальных мешках не всегда теплее, чем поодиночке, так как увеличивается отток тепла через большой проем между двумя людьми. 
    • Внутренняя подкладка — как правило, выполняется из синтетики, но иногда встречается и хлопковая. У некоторых спальников подкладка скользкая, липкая и неприятная телу — стоит обратить внимание на этот момент в магазине. Однако есть и приятные телу синтетические подкладки. Самая приятная подкладка — хлопковая, но она тяжелее, хуже отводит влагу и дольше сохнет при намокании.
    • Тип прострочки — определяет качество теплоизоляции. В легких спальных мешках внешний и внутренний слои ткани прострочены с определенным интервалом (А), формируя секции с наполнителем. Однако в этом случае утеплитель выдавливается из-под шва, ухудшая теплоизоляцию. В качественных спальных мешках, особенно предназначенных для межсезонья и зимы, используются объемные камеры для наполнителя без сквозной прострочки (Б), чтобы прострочка не снижала теплоизоляцию. У синтетических спальников прострочки может вообще не быть — в таком случае утеплитель лежит внутри сплошными листами.
    • image08.pngКоличество слоев наполнителя — в теплых зимних спальных мешках для лучшего удерживания тепла утеплитель кладут в несколько слоев (В), одним слоем перекрывая шов другого.
    • Компресс-мешок — позволяет компактно упаковать спальник для перевозки, сжав его до предельно малого объема. Компресс-мешок должен соответствовать по своему размеру спальному мешку — тот должен упаковываться с некоторым усилием. Хранить спальник в компресс-мешке настоятельно не рекомендуется.
    • Длина молнии — в общем случае, чем длиннее молния, тем хуже теплозащита и при этом выше удобство использования. У спальников типа «одеяло» молния занимает всю длинную сторону и всю нижнюю часть, что позволяет раскрыть его в прямоугольник. У «коконов» молния обычно закрывает ¾ длины спального мешка, обеспечивая лучшую теплоизоляцию ног. У некоторых спальников молния едва доходит до середины или вообще отсутствует (очевидно, что такие спальные мешки нельзя состегнуть вместе).

    Выбор спального мешка для велотуризма

    Стоит повториться, что для наших задач (велотуризм в теплое время года) мы рассматриваем только трёхсезонные спальные мешки типа «кокон», имеющие оптимальное соотношение массогабаритов, удобства пользования и теплозащиты.

    Температурный рейтинг

    image11.jpg

    Температурный рейтинг — это важнейшая характеристика спальника, показывающая его уровень теплоизоляции и напрямую влияющая на здоровье (а иногда и жизнь) его владельца. Наличие такого рейтинга упрощает выбор подходящего спального мешка под планируемые условия походов.

     

    Внимание!

    Даже в самом теплом спальном мешке будет холодно спать без соответствующего окружающим условиям коврика. Наличие теплого спальника не освобождает от необходимости иметь теплый коврик. Особенно это относится к пуховым спальникам, которые полностью прожимаются под весом человека.

     

    Стандарт EN 13537 — это единственный стандарт, в котором теплоизоляция спального мешка измеряется в контролируемых условиях, единых для всех производителей. Согласно этому стандарту, в характеристиках спального мешка может быть указано до 4 значений температуры, характеризующих уровень комфорта сна среднего человека. Предполагается, что испытуемый носит длинное термобелье, шапку и лежит на коврике толщиной 25 мм.

     

    Диапазон температур, при которых спать в спальнике уже откровенно жарко

    TMAX 

    Верхний предел комфорта

    Предельная температура, при которой средний мужчина может спать без интенсивного потовыделения (молния расстегнута, капюшон снят, руки находятся снаружи).

    Обычно не измеряется и не указывается производителями, потому что в жару спальный мешок можно вообще снять и накрыться им, как одеялом.

    TMAX ↔ Зона комфорта ↔ TCOMFORT

    Диапазон температур, при которых спать тепло и действительно комфортно

    TCOMFORT 

    Комфортная температура

    Температура, при которой средняя женщина может спать всю ночь в расслабленной позе. Стоит рассматривать эту температуру, как ту, при которой спать становится действительно тепло.

    TCOMFORT  Переходная зона ↔ TLIMIT

    Диапазон температур, при которых можно спать без особого дискомфорта

    TLIMIT 

    Нижний предел комфорта

    Температура, при которой средний мужчина может спать 8 часов, свернувшись калачиком, без пробуждений от холода. Ниже этой температуры уже есть риск пробуждений от холода и негативных впечатлений от ночевки. Это наиболее важный показатель, он всегда указывается на спальниках.

    TLIMIT ↔ Зона риска ↔ TEXTREME

    Диапазон температур, при которых будет ощущаться сильный холод, возможно переохлаждение организма, но непосредственной опасности для жизни еще нет

    TEXTREME 

    Экстремальная температура

    Температура, при которой средняя женщина может находиться в спальнике 6 часов без риска смерти от переохлаждения (но отсутствие обморожений не гарантируется).
    Разумеется, о каком-либо сне речь здесь не идет.

    Диапазон температур, при которых есть риск смерти от переохлаждения

     

    EN 13537 применяется не для всех спальных мешков — так, он не может быть использован для килтов, моделей без капюшона, детских, военных и экстремальных (с зоной комфорта ниже −24°) спальников. Также американские производители зачастую игнорируют этот стандарт, указывая просто температуру комфорта в градусах Фаренгейта.

     

    Часто и российские производители проводят собственные испытания по собственным правилам, которые не всегда соответствуют правилам по EN 13537. Это вносит некоторую неразбериху, вынуждая при выборе спального мешка также сравнивать заявленную массу утеплителя и в конце концов полагаться на везение.

     

    Критики стандарта EN 13537 отмечают, что живой человек — это не усредненный манекен, и в реальных условиях два спальника с формально одинаковыми рейтингами могут показаться человеку различными по теплоте. Поэтому единственно правильного стандарта оценки теплоизоляции спального мешка нет и быть не может — стоит рассматривать не только паспортные значения температуры, но и данные независимых тестов.

    Ожидаемый диапазон температур

    IMG_7264.jpg

    Для использования спального мешка в теплое время года большинству туристов следует выбирать модель, у которой нижняя температура комфорта (TLIMIT) соответствует минимальной ожидаемой ночной температуре.

     

    Всегда помните, что в многодневных походах теплые ночи нередко перемежаются с заморозками, особенно в гористой местности. Кроме того, усталость, недомогание, переохлаждение, голод, недосып и другие подобные факторы могут значительно ослабить устойчивость человека к холоду, не говоря уже об индивидуальных особенностях организма. Поэтому спальный мешок лучше иметь с некоторым запасом по температуре.

     

    В среднем, для походов по умеренному климатическому поясу наиболее универсально показывает себя нижняя температура комфорта (TLIMIT) около 0...+5 °С. Соответственно, при этом верхняя температура комфорта (TCOMFORT) будет около +5…+10 °С. В таком спальнике будет комфортно спать холодной майской или сентябрьской ночью, и даже небольшие заморозки не доставят серьезных проблем. В то же время, спальный мешок останется пригодным и для ночевок в теплые ночи, а также сохранит разумные массогабариты.

     

    Пуховые спальники с таким температурным рейтингом весят около 500–900 г (при этом масса пуха получается 200–300 г), синтетические — около 800–1500 г (и более — для недорогих спальных мешков). В более теплых спальниках уже будет слишком жарко спать в теплые ночи, а более легкие доставят проблемы в холодную ночь, не говоря уже о заморозках.

     

    Покупать отдельный спальный мешок строго для жаркой погоды — в общем, не имеет смысла, поскольку рассчитанный на +5 °С спальник в жару можно расстегнуть и использовать как одеяло. Вместо двух спальников (трёхсезонного и строго летнего) лучше купить один более качественный и дорогой трёхсезонный. Может оказаться, что по массогабаритам он будет мало отличаться от дешевого летнего.

     

    Крайне нежелательно при выборе спальника ориентироваться на экстремальную температуру (TEXTREME), поскольку при такой температуре гарантируется только выживание владельца, а возможность заснуть и отсутствие обморожений никто не может обещать. Однако некоторые опытные туристы осознанно выбирают заведомо холодный спальный мешок и спят в одежде (либо терпят холод), за счет чего достигается экономия массы и габаритов снаряжения.

    Выбор материала утеплителя

    image03.jpg

    При выборе материала утеплителя для спальника в летнем велотуризме вам нужно ответить на два вопроса:

    • Есть ли риск того, что вы промочите спальник насквозь, например, уронив в воду?
    • Если нет, то готовы ли вы переплатить 100–400 долларов за малый вес и компактность пухового спального мешка?

     

    Достоинства пуховых спальников:

    • Примерно в 2 раза меньший объем в сжатом виде.
    • Примерно в 1,5 раза меньший вес.
    • Больший срок службы при правильном уходе.
    • Пух не склонен необратимо сминаться при упаковке в компресс-мешок, в отличие от синтетики.

     

    Недостатки пуховых спальников:

    • Цена в 2–3 раза выше, чем у типичной синтетики.
    • Не греют в мокром виде, требуют защиты от влаги в походе (например, с помощью компресс-гермы).
    • Очень долго сохнут, если промокли.
    • Требуют дополнительных мер по защите от конденсата в зимних походах.

     

    Основная угроза для пухового спального мешка — это вода, поскольку намокший пух, в отличие от синтетики, полностью теряет теплоизоляцию, сохнет долго и неохотно. Поэтому пух заведомо не подходит для тех туристов, у которых выжимание воды из спальника — рядовое явление.

     

    С другой стороны, при транспортировке пухового спального мешка в гермоупаковке даже при двухнедельных дождях его теплоизоляция ощутимо не уменьшается. Поэтому популярные опасения, что спальник намокнет от влаги воздуха или от выделяемой человеком влаги, — в летних походах беспочвенны.

     

    Если же говорить о выборе первого спального мешка для начинающих велотуристов, то даже при наличии средств на пух лучше посмотреть в сторону хорошей синтетики:

    • Заранее неизвестно, насколько интенсивно и долго будет использоваться спальник. Есть вероятность, что он будет в основном лежать в кладовке.
    • Навыки борьбы с дождем еще не отработаны до автоматизма, отсюда выше риск промочить спальный мешок.
    • Неизвестно, склонен ли данный турист ронять рюкзак в воду в течение похода или заливать спальный мешок чаем. Некоторые имеют такую склонность.
    • Возможно, в будущем захочется попробовать себя в водных походах или в чем-то подобном, где спальник уберечь от воды намного сложнее.

    Таким образом, пуховые мешки можно рекомендовать только для опытных туристов, в полной мере понимающих, что они приобретают и что теряют по сравнению с синтетическим наполнителем.

     

    Для тех туристов, которые не испытывают стеснения в средствах, однако не рискуют пользоваться пуховым спальником, выпускается топовая синтетика, например, с утеплителями Climashield APEX, Marmot Thermal R Eco, Primaloft Gold/One. При стоимости на уровне пуха, а то и выше, такие спальники легче и компактнее классических синтетических (но проигрывают пуху в том же ценовом диапазоне), при этом не боятся влаги.

    Выбор аксессуаров

    image09.jpgОбычно эти аксессуары не входят в комплект спальника и не являются обязательными, но они могут серьезно облегчить жизнь владельцу. 

    • Вкладыш — это еще один очень тонкий и легкий «спальный мешок» без утеплителя, вкладываемый внутрь основного. Изготавливается из различных видов ткани: хлопок, шелк, флис. Обеспечивает небольшую прибавку утепления, приятен телу, но главное — оберегает спальник от загрязнения изнутри и увеличивает его срок службы. С другой стороны, массогабариты вкладыша иногда сравнимы с самим спальным мешком.
    • Мешок для хранения — просторный мешок из дышащей ткани или сетки. Хранить спальник в штатном тесном мешке нежелательно (а в сжатом виде — недопустимо). Бесплатная альтернатива — хранить спальный мешок подвешенным на вешалке или свободно лежащим на полке. 
    • image00.jpgКомпресс-мешок — полезный аксессуар для недорогих или сверхлегких спальников, у которых штатный мешок не имеет стяжек. Обычно имеет ткань с брызгозащитным покрытием и/или водоотталкивающей пропиткой.
    • Компресс-герма — позволяет уберечь спальник от намокания даже в случае падения в воду и одновременно сжать его для экономии места. Заметим, что обычную гермоупаковку качественно сжать очень тяжело, и она в сжатом виде будет склонна засасывать воздух или воду снаружи. Компресс-гермы имеют либо клапан для выпуска воздуха (выпускаются фирмой Ortleib), либо мембранную ткань, например, eVent, пропускающую воздух и не пропускающую воду (выпускаются фирмой Sea To Summit).
    • Специальное средство для стирки и гидрофобная пропитка — позволяет избежать сваливания и склеивания утеплителя. В целом, устраивать стирку спального мешка следует только по необходимости, поскольку никакая стирка не идет на пользу утеплителю.

    Заключение

    В этой статье мы рассмотрели основные виды спальных мешков, особенности их конструкции и дали советы по выбору подходящего спальника для велопоходов в теплое время года.

     

    Подытожим наши рекомендации. Итак, для таких походов лучше всего подойдет:

    • Трехсезонная (туристическая) модель спального мешка.
    • Конструкция — «кокон».
    • Диапазон комфортных температур (TCOMFORT — TLIMIT) в районе 0…+10 °С.
    • В качестве первого спальника лучше подойдет синтетический. С накоплением опыта следующим при желании можно взять пуховый.
    • Из аксессуаров полезна компресс-герма, позволяющая меньше задумываться о риске промочить спальный мешок. Вкладыш сделает спальник теплее и убережет от загрязнения.

     

    Надеемся, эта статья поможет туристам в выборе своего первого спальника или в апгрейде существующего.

    forum.gif

    © 2016–2017 Владимир Горбунов (VORON)

    Фото автора и фирм производителей