если немного потеоретизировать... возьмем 2 условные втулки, - одну накатистую, другую ненакатистую. закрепим на раме и раскрутим, скажем при помощи дрели и резинового ролика. для чего? - тут такой посыл: накатистая втулка - большой кпд - малый нагрев подшипников, соответственно зеркальная ситуя с ненакатистой. представить потери кпд втулки иначе как потерями на нагрев подшипников, мое воображение отказывается. как это просто проверить? - легко - берем полное безветрие, ровный асфальтовый уклон с переходом в горизонталь, байк друга/жены/случайного человека, ставим одинаковые покры и давление и сверяем дальность выката. проверить легкость вращения системы тоже возникает мысль...
еще одно направление теоретической мысли - поразмыслить над кпд системы человек-посадка(геометрия посадки. не секрет что момент силы зависит от угла приложения силы, от коссинуса между прилагаемой силой к шатуну и идеальным вектором, а также от удобства посадки, позволяющей эту силу приложить по адресу...
и еще одна мысль - сила натяжения спиц, особенно под человеком с хорошим весом за 100 - под таким человеком колеса становятся несколько овальными и если разложить вектора сил, которые приводят в движение велосипед, а это толкающий момент на заднем колесе, то становится видно, что в этом случае движение напоминает постоянное движение в гору. большая часть энергии тратится на деформацию обода в попытках его сделать круглым.... вот такая вот имха....