Зимний велотуризм |
На велосипеде зимой. История вопроса
Впервые эта статья была опубликована в газете Вольный Ветер в конце 2006 года
Я думаю, что не сильно ошибусь, сказав, что на велосипеде зимой ездят с самого появления велосипеда. Разумеется, в тех странах, где есть зима. Пожалуй, я немного преувеличил: на велосипеде по льду ездят с тех пор, как велосипед стал похожим на велосипед: появились шины, колеса стали равновеликими.
Серьезными историками вопрос о катании по льду пока не изучен (если Вам что-то известно, пришлите, пожалуйста, информацию), но кое-что сказать можно. Например, в 1894 году в Канаде в Квебеке в программе зимнего увеселительного карнавала был пункт: езда на велосипеде по льду. Вероятно, тогда организаторы преследовали не цель, пересечь то или иное замерзшее пространство, а развлечь публику падениями азартных велолюбителей на довольно сложном покрытии.
Как известно, в то время как Россия страна высочайшей духовности, Америка заселена барыгами и бездуховными элементами. В начале 20 века на севере Американского континента развивалось такое мерзкое явление как «золотая лихорадка». В 1900 году маршрут Доусон – Юкон был частью наезженной тропы, по которой перемещались полные надежд старатели, искавшие свою удачу в северном золоте. По этому маршруту преимущественно передвигались на собачьих упряжках, но даже тогда у двоих искателей приключений нашлась другая идея. Максу Хиршбергу (Max Hirschberg), управляющему придорожной закусочной и опытному велосипедисту, понадобилось два с половиной месяца, чтобы проехать на велосипеде этот путь в самый разгар зимы. В том же году Эд Джессон (Ed Jesson), молодой горняк, проехал по замёрзшей реке Юкон на двух колёсах, преодолев почти тысячу миль за пять недель.
Проезжая зимними днями по глухим (и не очень) деревням нашей страны, вполне можно увидеть сельских «байкеров», которые продолжают использовать свои «Украины» для поездок на работу и в магазин. Если деревня расположена на берегу озера, скажем, Ладожского, то есть шанс увидеть местных рыбаков, которые едут на велосипеде по льду на рыбалку. Разумеется, это дешевые велосипеды, как правило, дорожные. Возможности этой техники не велики, но для поездки на рыбалку – хватает. Собственно, как известно, едет не техника, а человек.
В 1929 – 1930 годах наш соотечественник Глеб Травин путешествовал по Арктическому побережью нашей страны. Оно, кстати, достаточно обширно, и большую часть года покрыто льдом. Техника у Глеба была адекватна времени, и шипованной резины у него не было. Про Глеба написана даже книга «Человек с железным оленем». Начинается она с душераздирающей сцены, как человек, проснувшись утром, обнаруживает себя примерзшим ко льду, и при помощи ножа отбивает себя от «белого безмолвия»… Так мы незаметно от простого катания зимой на велосипеде перешли к большим зимним велосипедным походам. В этой области у нас в России явное лидерство. И климат у нас что надо, и дороги специальные зимние есть, и люди, из которых гвозди б делать… Лучше всего гвозди делать из Павла Конюхова, (брата того самого Федора) так как в его коллекции есть покорение Полюса холода северного полушария земли зимой. Более того, у него в коллекции таких достижений два. Первое – январско-февральский велопробег от БАМа через Якутск в Томтор. Второе состоялось, согласно легенде, из-за того, что Павел узнал, что на свете есть два полюса холода северного полушария: Томтор и Верхоянск. Во время нашего собственного зимнего велопутешествия к полюсу холода мы встречали людей, которые видели финиш Павла в Томторе. По их словам его сопровождал грузовик (УРАЛ), который когда надо «топтал» дорогу (утрамбовывал снег), а, возможно, служил и местом ночного отдыха.
Надо сказать, что Павел считает, что был и в еще одном велопоходе – по следам Глеба Травина, о котором речь шла выше. Стартовав из Нарьян-Мара, он вроде как достиг Чукотки. При этом сделал ряд ценных географических открытий. Например, открыл неизвестный науке город Усть Печорск, и нашел до сих пор неизвестную географам железную дорогу под Воркутой. Словом, похоже, необходимо Павлу присвоить титул барона, по аналогии с Мюнхгаузеном.
Все-таки, самым известным зимним велосипедистом нашей страны является москвич А. Финоченко. На его счету весьма много интереснейших зимних походов. Побывал Андрей и на Полюсе холода, пройдя дополнительно зимниками Лены, пересекал он Байкал (вдоль и поперек), ходил по льду Каспийского и Азовского морей, по зимникам Сибири и Архангельской области. Однако массовым увлечение зимними походами началось с 2003 – 2004 годов. И было оно связано во многом, с широким распространением шипованной резины и … развитием Интернета. Лидерами движения стали Петербург, Москва и Архангельск, зимние покатушки стали популярны в Сибири, Якутии, и на Урале.
С Петербургом все ясно – город как бы зажат между Финским заливом и Ладожским озером. На обоих водоемах много интересного: и форты, и монастыри на Коневце и Валааме. Впервые Ладогу по льду по маршруту Дороги Жизни на велосипеде пересекли по имеющимся у нас сведениям в 1976 году Алексеяй Нилов сотоварищи, а в 1998 году ваш покорный слуга. С 1999 года проводятся покатушки на Коневец, с 2004 года народ активно освоил Ладожские Каналы (первопроход - Соловьев Андрей, «ВелоПитер»), а с 2003 регулярными стали велорейсы на Валаам. В тот год его «взяли» Михаил Каменцев («ВелоПитер») с востока, и К. Бекетов (www.tourism.ru) с запада.
Петрозаводские коллеги (Володя Пашков, «Колесо») регулярно ездят в Кижи, а иногда им удается обернуться даже за один день. Мурманчане (и Влад Васильев, «ВелоПитер») устраивают велопробег «Самая длинная ночь», которая в их краях – полярная. Такая же традиция есть и у Москвичей.
Самые интересные места для зимнего туризма есть, пожалуй, у Архангелогородцев. Куда не поедешь - на восток, запад или юг – места изобилуют зимниками, старинными деревнями и замечательными памятниками архитектуры. Вдобавок, длинная зима, располагающая к походам. Самые интересные походы, наверное, в Мезень. В этих же поморских краях постоянно ходит группа Миши Каменцева, облюбовавшая южный берег Белого моря. И хоть ходить пешком приходится много больше, чем ехать, интересные места вполне компенсируют такие «мытарства».
Реже заглядывают зимние байкеры в республику Коми. Но бывает: в 2003 году наша группа (рук. И. Гуревич, «ВелоПитер») прошла от Ухты до Соликамска, воспользовавшись зимником, проложенным нефтяниками. Большую популярность приобрело пересечение Байкала по льду. Редкий год обходится без того, чтобы самое большое пресноводное озеро нашей страны не пересекла какая-нибудь группа. Есть люди, которые буквально ежегодно пересекают Байкал. Это, в частности, представители Железногорского велоклуба. Байкал обычно пересекают двумя путями: либо просто с севера на юг например, СевероБайкальск – Листвянка (Финоченко), либо с «выкрутасами» - с прохождением по зимникам хребтов Забайкалья от Нового Уояна до Усть-Баргузина, и далее на Иркутск (Финоченко, Гуревич).
Популярным развлечением зимний велотуризм стал в Норильском клубе ВелоПуторана. Не удивительно с тамошним климатом. http://www.norilsk-telekom.ru/users/bikemagazin ... А может быть причина в Петербургской школе номер 180, которую в один год закончил Ваш покорный слуга, и Герман Бородин, председатель ВелоПуторан? Может школа как-то особенно готовила зимних велотуристов?
За рубежом тоже существуют любители зимних велопоходов. Правда, больше развиты различные гонки на велосипедах. Например, известная гонка по Канаде Iditasport. Благодаря Федору Конюхову у нас больше известна гонка на собаках Iditarod. В Iditasport же есть и велосипедные состязания (а также лыжные, и бег). Обращают на себя внимание Iditasport Extreme – гонка на 350 километров, и Iditasport Impossible – 1100 миль из городка Knik в Nome. Организаторы маркируют трассу, завозят заброски. Перед участниками гонят снегоочистительную машину…
В 1998 году книгой рекордов Гиннеса был зарегистрирован рекорд. Самое быстрое катание по льду. Вероятно, просто француз Christian Taillefer на велосипеде Пежо рухнул с горнолыжного склона Speed Ski Slope в Варсе, Франция. А может и умышленно разогнался до 212,139 km/час…
В 1979 году в Канаде было построено шоссе на самый север, к морю Бофорта. А 20 лет спустя, группа лиц (3 человека) канадской национальности http://www.bikeforest.com/arctic/rays_story.html прошла это расстояние за 15 дней. Дело было в марте, но стояла довольно прохладная погода. Рекорд - минус 43 градуса. В 2003 двое канадцев и американец прокатились 2250 км по замерзшей реке Юкон и вдоль берега Берингова моря. Мероприятие заняло у них 49 дней. Кстати, маршрут в Ном выбран был не случайно – так добирались (только не на велосипедах) в те края в начале 20 века в эпоху золотой лихорадки. http://news.nationalgeographic.com/news/2003/05/0509_030509_bikesonice2.html Во время экспедиции ее участники сначала страдали от жуткого дубака – до минус 40 градусов Цельсия, а потом от чудовищной жары, достигавшей +10. Это, однако, не помешало прекрасной статистике: всего 25% маршрута они тащили свои велосипеды, а остальное время – могли ехать.
В Европе зимой кататься довольно просто. Да Европа в целом не сложный регион для путешествий. Но кое-что интересного и в ней сделать можно. Например, прокатиться по Норвегии зимой. Экстрим не великий, но пара европейцев так развлеклись в декабре 1997 года. См. статью на нашем сайте. Свою лепту в зимнее катание по льду внесли финны. В частности, двое из них, Слава Ильченко и Константин Шемяк славно покатались по замерзшему Балтийскому морю со стороны Финляндии на Аландские острова. http://www.icebike.com/Articles/IceroadToAland.htm.
Кстати, оба финна хорошо говорят по-русски, и вы можете их встретить на форуме «Велотуризм» на сайте ВелоПитер. Но вернемся к делу. В Мариехамн коллеги по зимнему катанию прибыли на «Викинг Лайне» (паром). Вышли на берег и поехали на восток. Доехали до Hummelvik и вышли на лед. Ожидаемой дороги не оказалось, но ребята поехали прямо по морю в направлении Enklinge. По пути они встретили наезженный зимник, шедший прямо по морю, правда, не совсем туда, куда надо было. Тем не менее, проехав по нему и воспользовавшись паромом, оба финна достигли берега в Кустави, откуда автобусом убыли домой.
Любят иностранцы путешествовать и по России, в том числе зимой. Часть из них плохо представляет, что такое настоящая зима. Забавно посмотреть фильм двух австралийцев, которые проехали от Мурманска в Китай, причем часть пути прошли зимой. Один из них получил сильные обморожения, и даже расстался с пальцем на ноге. Эта полная трагизма история произошла где-то в небольшой деревушке, где австралийцы остановились на пару дней. Простая и очень добрая русская женщина (из тех, что «коня на скаку», и так далее) не менее простым кухонным ножом оттяпала обмороженный палец горе-путешественнику, ибо никаких врачей поблизости просто не было.
Время от времени на дальнем востоке появляются японцы, которые иногда совершают большие безумства, напоминающие по сути харакири, но только растянутые во времени. Например, пересекают по льду замершие проливы между Сахалином и Японией, или едут в Якутию. В 2004 году, возвращаясь с полюса холода, мы встретили группу японцев, которые шли в Якутск со стороны БАМа. Приключения их мало чем отличались от приключений французов на реке Березине в 1812 году. Разве что, вряд ли у французов была возможность наматывать полиэтиленовые пакеты прямо поверх кроссовок. Не было тогда полиэтилена. Да и кроссовок не было. Да и местные жители были с ними грубы. Японцев же пестовало пол Якутии. Затем японцы вместе с нашей командой велопробегом по Якутску открыли первую страницу существования якутского велоклуба. В тот же год добрые люди из правительства Якутии изловили нескольких голландцев и отправили домой. Голландцы сопротивлялись, говорили, что им по силам пройти по зимникам Лены до самого Якутска, но северо-восточное гостеприимство не позволило местным властям оставить их на маршруте.
Есть на свете японец Hiromasa Andow, который любит совершать разные велосипедные безумства. Написал эти строки и вспомнил свою учительницу литературы. Она любила говаривать – чтобы много сочинять, хорошо иметь Михайловское, или Спасское-Лутовиново. Возможно, у постоянно путешествующего японца и есть, если не Михайловское с крепостными, то небольшой источник дохода. Итак, Хиромаса проехал зимой от Мурманска до Магадана, а также покорил зимой Тибет. Рекомендую почитать об этом отчет: http://www.tim.hi-ho.ne.jp/andow/geomain/tibet/tibet_2_2.htm . Разумеется, на японском языке. А вот отчет о путешествии по России есть и на родном английском. Вот здесь: http://www.tim.hi-ho.ne.jp/andow/siberia/report/index.html
Одно из самых ужасных…, то есть прекрасных мест для велосипедных путешествий по льду – Гренландия. Сами понимаете: 85% территории покрыто вечными льдами, дорог нет, погода соответствующая. Но и в Гренландии побывали велосипедисты. Это немцы Gottfried Debove и Andreas He?berg, которые в феврале – апреле 1992 года проехали по Гренландии с севера, из Upernavik на юг гигантского острова. Ребята написали очень толковый отчет, из которого ясно, что они весь мусор, который привезли с собой в Гренландию (под видом упаковки полезных вещей) вывезли обратно. Но абсолютно не ясно, ни какой дорогой ехали, ни что видели по пути, ни как ночевали. Спасибо, ребята, за отчет. Похожий подвиг совершил голландец Ralph Tuijn, также пересекший Гренландию. Пишет свои отчеты он на голландском языке, но кое-что понятно. Например, лозунг, «Try before your die» http://www.mountainbike-expedition-team.de/Greenland/greenland.html
Подбираются велосипедисты и к Антарктиде. В одной из телепередач про Антарктиду я видел стоящий на заднем плане велосипед - МТБ. Кто-то из полярников видать развлекается катанием по станции. В прессе же, тем не менее, периодически проскальзывают сообщения о том, что кто-то планирует хорошо покататься по южному континенту, или даже достичь полюса. Называются имена американца Doug Stoup, украинца Леонида Микулы и грузина Джумбера Лежавы. Однако пока идеи не нашли воплощения, к тому же, путешественники собираются использовать не столько велосипеды, сколько «особые велосипеды». Велосипед Дугласа на картинке. Впрочем, Doug Stoup все же совершил 250 мильный велопробег по Антарктиде в 2003 году. Дуглас не новичок в Антарктиде – он однажды достигал Южного полюса на лыжах. Однако на велосипеде это ему пока не удалось. Вроде как не значится и в планах.
Что-то дальше будет? Мест, где не ступала педаль велосипеда остается на земле все меньше. Но, несомненно, у зимнего велотуризма большие и светлые перспективы. Север осваивается, строятся новые дороги, накатываются зимники… Езжай – не хочу! На наш взгляд наиболее интересные зимние первопрохождения могут быть из Якутии на Чукотку по автозимнику, путешествия через Чукотку от Ледовитого океана до Тихого, и собственно путешествия по побережью Ледовитого океана.
Одно из таких путешествий должно состояться в апреле 2007 года, когда группа «ВелоПитера» пройдет по маршруту Воркута – Усть-Кара – Амдерма – Вайгач. Наш сайт обязательно даст отчет об этом мероприятии. Весьма перспективными районами для зимних подвигов представляются центральные районы южной Сибири, Тува. Дубак в тех краях страшный, но снега мало. То, что доктор прописал!
Линки по теме: Рассказ о зимнем походе по Гренландии.
Зимняя велосипедная гонка на Аляске
Зимний велосипедный поход по Аляске