Северный ледовитый океан - 2017

Зимняя фэтбайк экспедиция

Polar lights

Карта маршрута | Команда | Видео | Фото | Спонсоры

Зимняя фэтбайк экспедиция прошла с 23 марта по 17 апреля 2017 года на территории Якутии и Чукотки, маршрут занял 16 дней, за которые команда проехала 430км по льду Восточно-Сибирского моря.

В 2017 году в честь 15-ти летия фонда Адвита, и 95-летия республики Якутия, состоялась благотворительная велосипедная экспедиция по льдам Северного Ледовитого океана. Анонс проекта можно посмотреть на этой странице http://velopiter.spb.ru/club/arctic2017.html

Петербургский благотворительный фонд AdVita

Экспедиция проводилась совместно с фондом с фондом Адвита. Проект был посвящен донорству костного мозга и вопросу привлечения внимания людей к этой проблеме. Донорство костного мозга — очень важная задача. Пересадка костного мозга позволят спасать людей, пораженных такими болезнями, как лейкоз. Подбор донора для больного — намного более сложный процесс, чем при донорстве крови. Поэтому это особенно важно для жителей Сибири, Якутии и крайнего севера, так как они обладают уникальными генетическими особенностями.

Этот проект для нас стал уже третьим в Арктике. Можно было бы сказать, что накоплен опыт, однако это не так. Не ясно, сколько надо провести времени в Арктике, чтобы сказать, что ты тут опытный человек. И даже теперь, когда и третий поход у нас в багаже знаний, я не могу сказать, что я — опытный человек. Придется идти в четвертый раз?

Итак, первая Арктическая экспедиция была в 2007 году, и завершилась негативно. Обычные МТБ по Карскому морю не шли. Вторая экскпедиция «Край Света» уже проходила на фатбайках, и показала нам, что по Арктике можно ездить. Но тогда, когда она сама это позволяет. Погода была столь переменчива, что мы, идя из Биллингса в Певек, никогда не могли угадать, что же нас ждет. Южаки сменялись туманами, оттепели — морозами. Поверхность моря тоже была под стать: то торосы, то торосики, то снежная целина, то крепкий наст. Пожалуй, наша третья попытка, нынешняя, 2017 года, была самой успешной. Мы проехали больше километров чем в первые походы, нам сопутствовала прекрасная погода. Мы много ехали, и мало у нас было мест, где ездить было нельзя и приходилось идти пешком. Даже внутри меня есть странное чувство... ведь в Арктику едешь не только за восторгом от ее красот. Не только за встречами с полярниками, которые остаются глубоко в душе. Но и затем, чтобы немного проверить и себя самого. Немного пострадать, побороться за живучесть. Вот эта часть программы «не удалась». В этот раз Арктика была к нам благосклонна. Конечно, у нас были проблемы.... запомнилась ночевка, когда нам пришлось поставить палатку в проходе в торосах, где кишмя кишели следы белого медведя. Тогда, обсуждая, ходит ли белый медведь ночами, или спит, мне не казалось, что у нас совсем нет испытаний в Арктике. Но медведь на нашу радость не ходил этими путями в ту ночь.

Чем эта экспедиция по Арктике отличалась от предыдущих? Это была благотворительная велосипедная экспедиция. Мы рассуждали так: мы хотим, чтобы наше хобби, наше увлечение, приводило бы к чему-нибудь хорошему на планете Земля. Лучше, чтобы это хорошее — касалось бы севера, людей, которые на нем живут. Ведь у нас берут много интервью, зовут на радио, телевидение. Мы можем использовать внимание к нам и нашим проектам! И мы стали работать вместе с фондом «Адвита», у которого в этом году юбилей — 15 лет. И мы вместе работали над тем, чтобы привлечь внимание людей к проблеме донорства костного мозга. Как? Ну, например, вы читаете эти строки. А вы знаете, почему у нас часто в прессе и на ТВ идут анонсы, типа, помогите Васе, ему нужно сколько-то миллионов рублей на лечение. Да, одна причина ясна — у страны почему-то, находятся деньги на разное, а на Васю и его проблемы — нет. Но есть и другая сторона медали: в Германии полтора миллиона человек сдали кровь на типирование и стали потенциальными донорами костного мозга. Вот значительная часть сбора этих пожертвований — это сбор средств для того, чтобы больной раком крови мог получить материал этого самого немецкого донора в Германии. Отсюда и миллионы. А сколько доноров в России? На момент нашей экспедиции было немногим больше 70 тысяч людей. Капля в море. И каждый из нас, сдавая кровь на типирование, становясь потенциальным донором костного мозга, может помочь конкретно Васе или Пете. Миллионы рублей будут не нужны. Что, впрочем, остроту вопроса номер 1 не снимает. Но если государство одумается (или марсиане исправят), и деньги будет находить, то вопрос о нас — потенциальных донорах, можем решить только мы сами. Нет нашего желания помочь ближнему — нет пересадки костного мозга внутри страны, даже при наличии денег. Вот такая канва. И мы призываем всех, кто молод и силен, кто читает эти строки — подумать над этим. А лучше — сдать кровь на типирование. О чем тут думать? Если вам до 45 лет — надо сдавать. Процедура не сложная, а важная — очень. Я — свою кровь на типирование сдал. И вас приглашаю.

По итогам нашей акции в Якутске сдали кровь 51 человек. Затем акцию повторили, и уже около 700 потенциальных доноров костного мозга появилось в республике Саха. Ну что, хорошо. Идем далее.

Подготовка.

Самое сложное в подготовке арктических проектов, это деньги и возможность добраться до Арктического берега. Впрочем, эти вещи взаимосвязаны. Наш перелет был такой: Петербург — Москва — Якутск — Черский. Обратно: Певек — Анадырь — Москва. Все по родному краю. Но, в итоге, билет стоил нам в полтора раза дороже, чем билет действительно на другой край планеты — в Австралию, куда я лечу в командировку осенью. Один билет из Якутска в Черский в одну сторону стоит дороже, чем можно найти билет из Москвы в Нью Йорк и обратно. Еще раз повторю: билет из Якутска в Черский в одну сторону стоил нам 28500 рублей на человека. Билет из Москвы в Нью Йорк и обратно стоит дешевле. Возможно, причина в том, что никому не хочется лететь в Нью Йорк, приходится держать низкие цены на данном направлении... А рейс в Черский делает посадку еще и в Среднеколымске, что весьма интересно. Но факт есть факт — 4 часа лета из Якутска на турбовинтовом самолете в пределах одной республики России с посадкой в Среднеколымске, стоит дороже, чем 16 часов лета в Нью Йорк на реактивном, с пересадкой в Париже... Вот такие вот реалии. Обратим внимание, что кроме билета на нас самих, нам нужно еще и перевозить груз. Велосипеды, палатки, снаряжение, и даже многие продукты. Так как найти на месте то, что нам нужно в Черском рассчитывать было сложно. Мы благодарны авиакомпаниям, которые нашли возможность сделать для нас скидки на билет (Спасибо, Ютейр!), скидки на перевозку багажа (Спасибо «Якутия»!), либо просто отвезти нас бесплатно, как отвезла нас из Певека в Анадырь авиакомпания «ЧукотАВИА». Спасибо Вам за поддержку нашего мероприятия!

Итак, в качестве точки заброски мы выбрали поселок Черский в республике Якутия. Он находится в низовьях Колымы. Ясно, что на реке будет много снега, так как Черский еще зона леса, и далеко от берега океана. Однако мы рассчитывали, что больше трети пути будет идти продолжение зимника на Черский. Впрочем, выбирать особо не приходилось: на берег Леодвитого океана летают самолеты в Тикси и в Певек. И между ними нигде более. Черский примерно в 100 км от побережья, вполне себе являлся компромиссом.

Кроме проработки маршрута, все остальное было нам неплохо знакомо. Практически все снаряжение, кроме одежды, в наличие уже было. Это мультитопливные горелки, палатки, спальники. Одежда традиционно используется нами Satila. От термобелья до шапок и от перчаток до жилетов. Satila руководима серьезными путешественниками-лыжниками, отсюда и полное понимание того, что нужно велополярнику. Одеваемся, как обычно, в 3 слоя. Термобелье, софтшелл, и добавляем жилет, как правило, на стоянках. Также для стоянок имеем и пуховки. Последние — от разных производителей. Я еще брал авизентовую штормовку, но вроде как ни разу не одел. Хардшелл я не использовал. И в принципе в такой снаряге мне было комфортно. На ноги я использовал обычные треккинговые ботинки. В принципе, больших морозов мы не ожидали. Больших — это ниже 30 градусов. Кроме ботинок я использовал бахилы с калошами производства «Снаряжения». И они у меня лопнули. Ничего плохого про «Снаряжение» не скажу — просто видимо калошам время пришло. Я в них ходил несколько зимних походов, вторую Арктику. И, видимо, резина перемерзла. И это доставляло мне много неприятных моментов. Да, элемент снаряжения стоимостью три копейки (образно), а неприятностей много. В дыру в калошах забивался снег, и осаждался между калошей и ботинком. Это было неприятно весьма. Палатку мы использовали «Буран» от Нормала, и вновь никаких нареканий на нее не было. Велорюкзаки и чехлы для перевозки велосипедов в самолетах - традиционно "ПИК-99".

22 марта мы отправились в путь. Часть первая — из Петербурга через Москву в Якутск. Из весны обратно в зиму. В Якутск прибыли утром, расположились в гостинице при аэропорту, и пошли в город. В Якутске мы уже были на старте и финише нашего велопробега 2004 года на Полюс Холода. Город нам знаком. Посетили некоторые любимые места. В том числе рынок, где рыбы стоят на хвостах. Утром провели пресс конференцию на донорство костного мозга, сдали кровь на типирование. Так сказать, личным путем проторить дорогу. Хотя, мне показалось, что в этом плане нас встречали с каким-то недоверием что ли. Показалось, что люди не очень верили в нашу затею. Возможно, даже думали — ну с чего это люди из Питера, тут о нас заботу проявляют? Один даже спросил в лоб: вы хотите наш генетический материал из Якутии для чего увезти? Почему не оставляете в республике? Вероятно, думали, что мы для себя что-то ищем. Мы, однако, жители европейской равнины, мы то, как раз, если не дай Б-г что, вполне имеем шанс найти себе донора мозга в Германии или других европейских странах, где движение доноров активное. Да и в Российском регистре для нас уже появляется шанс. А им то, что делать? Если сами активны не будут, помощи ждать будет неоткуда. Ну, почти.







Вечером вспоминали север, все наши прошлые походы традиционным способом. Делали строганину, и запивали ее, не при любителях ЗОЖ будет сказано, прямо таки водкой. Записывайте рецепт. Берешь, значит, рыбу. Она — мороженая в смерть. Даешь ей полежать на столе чуть-чуть. Иначе шкуры с нее не спустишь. Водку в этот момент надо ставить в морозилку. Не перепутайте! Рыбу на стол — водку в морозилку, а не наоборот. Когда рыба чуть потеплеет, берете ее за хвост и упираете ее ейной мордой в пол. Это, конечно, зависит от калибра рыбы. Длинную рыбу — в пол. Короткую можно упирать просто в стол. Далее берете нож и спускаете с нее рыбью шкуру. С этой. Как ее? Чешуёй! Важно отметить, что надо соблюдать дресс код. Невозможно с удовольствием пить шампанское в тельняшке и треухе. Бутерброд с икрой требует белой рубашки и костюма. Иначе его вкус полностью не раскроется. Лучшие бутерброды с икрой — в филармонии, мать ее за ногу. И не перед началом концерта, а в середине, когда душа твоя уже обработана Мендельсоном, Бетховеном, или на худой конец, Брамсом. Для принятия строганины надо соблюдать свой дресс код. Чтобы дать муксуну раскрыться всеми искрами вкуса, надо надеть тельник. На ногах могут быть валенки, калоши. На голове уместен треух. Но, продолжаем рецепт. Специи (соль и перец) смешать и положить в банку от съеденной вчера кильки. Если в доме есть хотя бы одна тарелка, можно использовать ее. Рыбу без шкуры распустить тонкими полосами, но без фанатизма. Помните, вокруг вас полно голодных собак. Имейте совесть, оставьте им хребты, на которых будет чем полакомиться. Это в Питере это дорогая эксклюзивная рыба. А тут она просто плавает в реке. Теперь, достаем водку, наливаем в граненый стакан (не более 2/3 объема). Выпиваем не спеша, чтобы язык почувствовал холод воды с нежными нотками этилового спирта. Затем берем рукой рыбу (никаких вилок — дресскод!!!!), макаем ее в соль с перцем, и... божественно.



23 марта на небольшом самолёте благополучно долетели до города Черский, где нас ожидал удивительно теплый прием.


В Черском.
Черский — поселок городского типа в низовьях Колымы. 2600 жителей, -12.7 среднегодовая температура. Расположен на красивом мысу над рекой. Порт. Хорошее место. Посмотрел вакансии для себя после похода, правда не нашел ничего по профилю.



В Черском на удивление нас тепло встретили. Вообще, друзья, в стране надо менять структуру управления. У нас чем ближе начальник к земле — тем более он толков, тем больше он адекватен. А как забирается в высоты власти — так власть их всех портит. Надо делегировать больше прав на места, больше будет порядка для людей. Вот так обстоят дела и в Черском. А может быть я не прав? Может быть мы просто так себе люди, по сравнению с северянами? Например, нас встретил глава поселка.
- Где жить будете?
- Ну, найдем чего нибудь...
- Не, так не получится. У нас нет отелей.

Позвонил куда-то, и говорит. Вот у нас парень работает на смене — сказал, что у него можно переночевать. Приехали, расположились у него дома (его самого нет), переночевали, утром уехали. Вы бы пустили незнакомых людей к себе в квартиру переночевать, когда вас самих-то нет? Денег не взял. Идите, попробуйте в Москве или Питере.

Далее, нас привезли в какой то теплый бокс, типа авторемонта, где мы смогли в тепле собрать велосипеды, перепаковать вещи. Тоже большое спасибо. Конечно, мужики смотрели на нас как на диковинку. Особенно на наши фэты. В этом плане, мы сделали им вечер. И нам они помогли, так как велики долетели до Якутии не без проблем, и нам понадобилась часть арсенала авторемонтников.

Еще удивило — это возможность расплатится картой в любом магазине. Словом, очень мы благодарны за теплый полярный прием.

Вечером мы все маялись джетлагом — бессонницей от смены часовых поясов. Теперь нас отделяло от Москвы 8 часовых поясов. Это значит, что если вы ложитесь спать в полночь по местному, это по вашим внутренним часам 12-8 = 4 часа. Легко ли уснуть в 4 часа дня? А если вам вставать в 7 утра, это означает, что на ваших внутренних часах 11 вечера. Не просто.

24 марта. Утром Загрузили свои велосипедные рюкзаки. Снега в Черском довольно много. Но в нашем направлении вроде как идет Зимник на Походск. Стартовали от гаражей, спустились к реке. Снега по горло. Дали интервью местной газете, и поехали по зимнику. Вскоре зимник оказался переметенным, и мы, то ехали, то шли по снегоходным следам. Наста тут нет, но снегоходные колеи иногда неплохо держат. По колеям доехали до Зеленого Мыса, и далее поехали на север к берегу океана. Зимник на Походск нам не подходил глобально — он вел на запад. Нам же на север и далее на восток. Петушки — наша ближайшая цель.




Зимника за Зеленым мысом в нашем направлении не оказалось. Связано это, видимо, с тем, что нефтебаза, куда он шел, закрыта. Там теперь живут несколько охранников, охраняют. Это нам, кстати, неплохо помогло.




Погода стояла теплая, градусов 8 минуса, солнце яркое. Словом, и по снегоходной колее тоже было не так и плохо.


Ближе к вечеру на мысу нашли избу. Увы, нам не везло в этом походе с рабочими избами. Они все оказались разрушенными. Тем не менее, переночевали мы в избе. Ночь была не особо и холодной.



Самое сложное было дойти до избы. От снегоходного следа до нее было метров, наверное, 150 — 200. Но снега в этом месте было реально по пояс. Не образно, а фактически. Вероятно его наметает к берегу. Словом, эти метры были самыми сложными за день. Протоптали в снегу глубокую колею.

За день проехали 19.5 км.



25 марта.
Утром было прохладно. Довольно быстро собрались, так как палатку убирать было не надо, и вышли. Сначала те самые пару сотен метров до снегоходной колеи, затем пошли по ней. То ехали, то шли. Наконец колея свернула к нефтебазе, где и закончилась. Через 10 с небольшим километров. Далее вниз по течению Колымы снежная целина. А до берега Океана, вернее до полярной станции Амбарчик -100 км. Зашли к мужикам сторожам в каптерку. Сидим, думаем. Пообедали, сходили на берег. Потестили снег. В приницпе, не по горло, можно попробовать и пройти. С другой стороны, мы лжепутешественники. У нас работа, билеты. Надо бы и домой во время. С торением этих снегов не успеем. Раз уж сидим в последнем оплоте цивилизации — надо докинуться до берега снегоходом. Так и поступили. В Петушках на горе ловит сотовая связь, последняя на маршруте. Звякнули в Черский, договорились с мужиками о снегоходах, и к вечеру они прибыли к нам в Петушки. Опять же помог нам глава местной администрации. Настроение, вообще говоря, не фонтан. А вдруг и там, на берегу снежная целина? Просчитались? Ехать назад? Экспедиция насмарку?






Вечером приехали два снегохода с санями. На одни сани загрузили мы велосипеды с багажом, на другие легли сами. Вообще, лежать бревнами на санях, которые скачут на всех неровностях, так себе удовольствие. Надели на себя все что можно было, лежим. Ветер, дубак, ночь, ухабы. Ехать 100 км.



Вначале, снегоходы еще более менее мягко шли — толстый слой снега этому способствовал. Затем снега стало меньше. Колыма потихоньку выходила из зоны леса в зону тундры. Снега становилось меньше. Где то на траверзе Михалкино мы затарились в избу, где работала печь. Что-то варили, болтали с местными. Несколько часов поспали.



Утром настроение начало улучшаться. Мы почти добрались до берега, но уже тут стали появляться заструги. Наст! Значит, скоро все-таки поедем. Уже здесь, на подходе к Амбарчику можно было бы вполне ехать. Что-то будет на берегу? Лозунг дня: «Почувствуй себя дровами».



Вечером расположились на полярной станции Амбарчик. Там работает всего 3 человека. Куча свободного места. Снегоходы остались ремонтироваться. Завтра в путь.







Продолжение следует...

Текст - Илья Гуревич
Фото - Александр Кутищев
Видео - Александр Кутищев, Николай Савчук

Команда

Илья
Гуревич

Николай
Савчук

Александр
Кутищев

Алексей
Саватеев

 

У команды накоплен большой опыт зимних велосипедных экспедиций. Например: Полюс Холода - 2004, Ледовитый океан - 2007, Чукотка - 2013, Льды и пустыни Монголии - 2016...и ряд других.

Карта маршрута

Маршрут на Яндекс.Картах: нажмите здесь

Arctic ocean - 2017. Route

 

Arctic ocean - 2017. Route

Видео

 

Фотографии

Река Колыма Fisherman hut Kolyma river
Weather station Ambarchik Nikolay Moving on the ice
Tent on the ice Drifting snow Kitchen
Ilia Biker on the sea Ice hummock
Cycling Polar bear tracks and fatbike track Night in a tent
Iced beard 5 inch spiked tyre Snowstorm
Eating stroganina on weather station Rau-Chua Communication session by satellite phone Frosty morning
Ayon. National Chukotka village Ayon. National Chukotka village Ayon. National Chukotka village
Snow fox Sunset Abandoned hut on a small island
Winter road on the sea from Ayon to Pevek City of Pevek on the horizon Team on the finish. City of Pevek

Спонсоры

Шикарные шапки из Швеции Авиакомпания ЧукотАВИА Авиакомпания Ютэйр ПИК 99. Производство велосумок, рюкзаков, палаток, спальников. Благотворительный фонд Владимира Потанина – один из первых частных фондов в современной России. Он был создан в 1999 году предпринимателем Владимиром Потаниным для реализации масштабных программ в сфере образования и культуры. Магазин компьютерной техники и электроники в Санкт-ПетербургеЭксклюзивный дистрибьютор Petzl в России,
Армении, Белоруссии и Казахстане Авиакомпания ЯКУТИЯ. С радостью ждём Вас на борту наших самолётов, совершающих регулярные и чартерные полеты по всем направлениям Республики Саха (Якутия), в города Дальнего Востока и центральных регионов  Российской Федерации, страны ближнего и дальнего зарубежья. общественная организация, объединяющая подготовленных добровольных спасателей и волонтеров