- Что бы понять душу велосипеда недостаточно прокатиться на нём туда-сюда по магазину. Можно конечно прийти и навернуть пару кругов по торговому залу, опробовав тормоза и мягкость сиденья. Но как он поведёт себя в экстремальной ситуации? Позволит ли выжать 40-50 километров в час, чтобы безопасно миновать развязку с автомагистралью? Будет ли достаточно лёгок, чтобы пронести его на руках по шаткому мостку? Сможет ли обеспечить надёжное торможение на крутом склоне после того, как вы искупаете его в болоте во время похода?
- К сожалению, всех этих условий в магазине не воссоздать, и в таком деликатном вопросе приходится полагаться на мнение экспертов. Есть, конечно, "диванные" эксперты, которые оценивают качество велосипеда по стоимости его обвеса и известности марки, но полагаться на их голословные утверждения, не подтверждённые практическим опытом - глупо. В этой статье вы увидите (да-да, именно увидите!) реальные испытания велосипеда Stern Force 2.0 Карельскими болотами, озёрами и прочими экстремальными приключениями которые может встретить на своём пути велолюбитель выбравшийся в "поход выходного дня" из мегаполиса. Но не только велопоходами живёт велолюбитель, ходовые качества байка протестировали также на трассе где проходил Чемпионат России по МТБ и в городских условиях.
- Зная мой скептицизм по отношению к велосипедам марки Stern, мне на тест предложили велосипед средней ценовой категории Force 2.0, который предназначен для таких крупных мужчин как я (центнер веса это вам не шутка). Предложение оказалось нестандартным, отличаясь от всех предыдущих тест-драйвов тем, что велосипед мне передали на "полный убой". Если обычно после тестирования оборудования компания забирает образец обратно, для своих нужд, и я при тестировании ходовых качеств и удобства стараюсь сохранить внешний вид, то в этом случае тестирование проходило на износ. Для чистоты эксперимента велосипед прислали напрямую с завода, ровно в том виде, в котором он поступает в магазины розничных сетей, и я с уверенностью могу сказать, что это не была какая-то особенная модель, сделанная по спецзаказу для придирчивых журналистов.
- Техническая часть:
- Предисловие получилось чрезмерно длинным и пора бы уже перейти непосредственно к объекту исследования.
- Собирая неспешно велосипед из коробки, что можно о нём сказать? Неплохая вилка SR Suntour XCM ходом в 120 мм., с прелоадом и блокиратором хода.
- У неё сплошные плюсы: блокиратор хода построен на основе масляной камеры, поэтому заблокировать вилку для езды по шоссе или подъема в гору можно не сходя с велосипеда и не снижая скорости. Даже на моём повседневном найнере той же ценовой категории для блокировки надо слезать с велосипеда и снимать нагрузку с вилки.
- Второй плюс в том, что при грамотно настроенном прелоаде мне даже всем своим весом не удалось "пробить" вилку до конца, 115 миллиметров хода показывают замеры при нагрузке в 100 кг на переднее колесо на скорости 40 км\ч по тракторной колее. Нет характерного для более дешёвых вилок удара при пробое.
- Ещё стоит заметить, что грамотные пользователи увидят при сборке на вилке табличку на языке жителей Соединённого Королевства, предостерегающую от Downhill, Freeride and any hard riding.
- Вилка, согласно предостережению, предназначена исключительно для leisure cross country, или, говоря по-нашему, досуга на природе. Что такое досуг на природе в понимании SR Suntour к сожалению мне не известно, зато как обладателю мануала от американского кроссовера (самим кроссовером обладает супруга) понятен тот смысл, который англоговорящие вкладывают в это словосочетание. "Когда вы пересекаете горную реку вброд, в процессе своего досуга на природе, старайтесь, чтобы вода не поднималась выше фар" - пишут в инструкции к городскому паркетнику в разделе "leisure cross country". Ну, в общем вы поняли, да?
- Следующими после вилки по важности идут тормоза. Гидравлика Shimano с 180мм ротором на переднем колесе и 160мм на заднем - хваткость у них на должном уровне. Помните картинку из интернета, со слоганом "Я буду визжать как ***** когда намокну"? В процессе тест-драйва, который длился 220 километров, я ни разу не заметил проблем с тормозами. Ни когда спускался по практически отвесному склону в Юкках, ни когда после продолжительного купания велосипеда в болоте оттормаживался в группе, мчащейся по булыжной мостовой на скорости свыше 30 км\ч с горы. Тормоза именно такие, какими и должны быть тормоза, от которых зачастую зависит ваша жизнь и здоровье. Единственное, что вызвало у меня нарекание - это компоновка на руле тормозных ручек и манеток. К сожалению, у этой модели тормозов в комплекте идут ручки слишком близко расположенные к рулю, и кулачок гидравлического поршня нависает над малым триггером манетки, мешая разместить на нём указательный палец для переключения скоростей. Особую сложность это может вызвать при использовании зимних перчаток.
- Кстати, о манетках и, как вы уже догадались, о переключении скоростей и ходовых качествах. Печально, что на сайтах с описанием велосипеда не уделили должного внимания точному перечислению характеристик привода, в лучшем случае мы видим строку: "Четкое и точное переключение передач обеспечивает Shimano Deore, 24 скорости." У профессионалов разбирающихся в велотехнике подобная формулировка вызывает недоумение, так как системы уровня Deore рассчитаны на 9-скоростную кассету, цепи super narrow и как следствие речь должна идти от 27 скоростях.
- По факту на велосипеде стоит оборудование Alivio (манетки) и Tourney (передний переключатель), а класс Deore представляет только задний переключатель. Как следствие работа с 8-ми скоростной цепью KMC Z Narrow достаточно посредственная, за время теста я умудрился пару раз столкнутся со сбросом цепи со звёздочек, и переключение под нагрузкой, при езде в гору, тоже удручало. После окончания тестирования я решил эту проблему установкой манетки Sram Attack (там оба триггера переключаются большим пальцем, и в результате решилась также проблема с неудобством от близости тормозной ручки) и комплекта цепи и кассеты на 9 скоростей. Но ведь никто не идеален, и иногда даже у изобретателей велосипедов случаются промахи.
- Передача усилия на привод осуществляется через систему SR Suntour снабжённую картриджной кареткой и педалями VP-565. Довольно неплохие "топталки" с широкой цельнолитой платформой и шипами. Мой 45 размер уместился на педалях без проблем, и особенно меня порадовала цепкость шипов. Как показала практика на таких педалях довольно комфортно передвигаться в туристических сандалиях, широкая платформа распределяет давление по подошве, а шипы идеально держат ногу на тряских спусках и при этом не портят обувь.
- Пожалуй заключительная часть технической вводной - колёса. Стоковые шины Kenda Kinetics предназначены в основном для бездорожья, но если накачать их до максимального давления то по асфальту они позволяют развить приличную скорость в 30 км\ч и без особых усилий её поддерживать. Главное - избегать резких торможений с блокировкой колеса, ибо мягкая резина Kinetics предназначена для облегания неровностей грунтовых дорог и зацепистости на корнях, а не для дрифта по асфальту. Максимальная скорость на плоскости которую мне удалось развить около 40 км\ч, набор до 30-35 км\ч, достаточных чтобы уверенно чувствовать себя при пересечении сложных развязок на дорогах (к примеру через КАД, где приходится ехать во втором ряду), проходит достаточно шустро, в основном за счёт геометрии рамы позволяющей передавать усилие на педали максимально эффективно. Есть тут конечно и одна особенность, если начать вкручивать на лёгких передачах, то велосипед будет "козлить" пытаясь встать на заднее колесо, и если на плоскости с этим легко совладать, то при заезде в очень крутые подъёмы он попросту скинет вас с седла. При спуске же максимальная достигнутая на тесте скорость 65 км\ч, при этом остаётся ещё запас для разгона в 1-2 звезды (при каденсе 80-90). В моём случае банально закончилась горка и пришлось тормозить. Ну, и, конечно, двойные обода с толстыми спицами позволяют без опаски молотить сквозь лес по корням не особо заботясь о возможности появления восьмёрки на колесе.
- Настало время перейти от технического описания к практической части испытания, в которой я расскажу вам о маленьком ПВД (походе выходного дня) который я возглавил этим летом, и в котором велосипед Stern Force 2.0 был сначала утоплен в луже, потом в озере, а в финальной части - в болоте. И поверьте мне, я не отношусь к тому виду экспертов из анекдота про суровых сибирских лесорубов, которые подсунули хитрой японской бензопиле железный лом. Компоненты велосипеда сразу после сборки, а также перед серьёзными испытаниями были обработаны смазкой.
- Воскресная Покатушка:
- У меня с друзьями есть традиция, каждое воскресенье сезона мы приглашаем начинающих велолюбителей, собираемся вместе и отправляемся в путешествие. Иногда по городу, чтобы научится ездить в группе и донести до присоединившихся новичков азы ПДД и безопасного передвижения на велосипеде, иногда за город, чтобы отдохнуть, искупаться и проверить свои силы в ПВД - походе выходного дня. В это воскресенье намечался как раз такой поход, с шашлыком и купанием на достаточно отдалённом участке озера Хеппоярви, что на Карельском перешейке, до которого возможно добраться только на велосипеде. Пешком - долго, квадроцикл - завязнет, танк - солярка дорогая. Маршрут был необследованным, собирались ехать практически наугад, пользуясь данными OpenStreetMap. Force 2.0 предназначен именно для таких кратковременных походов, поэтому на нём не предусмотрено штатных мест под задний багажник и как следствие нет возможности навесить рюкзак-"штаны" для долговременного велотура. Основную поклажу (питание, плавки, полотенце и прочее) пришлось взять на спину, в рюкзак, оставив на велосипеде лишь фотосумку на руле, подседельную сумку с инструментом и бутылку да насос закреплённые на раме. Но прежде чем отправиться в леса мне предстояло забрать коллег с места встречи у магазина ВелоДрайв, от которого традиционно стартуют все Воскресные Покатушки. А это значит, что мне (загородному жителю) предстояло пересечь Кольцевую Автомобильную Дорогу, взявшую в велоблокаду Петербург, по одной из труднейших для велосипедиста развязок - КАД-Энгельса. Мне предстоит двигаться во втором ряду, пропуская слева и справа от себя автомобили, летящие на скорости 90-110 км\ч и перестраивающиеся через несколько рядов для съезда на КАД с проспекта Энгельса\Новоприозерского шоссе. Не пытайтесь повторить. Серьёзно. Помимо стандартных средств безопасности: жёлтого жилета, шлема, зеркала заднего вида, мне предстояло быть уверенным, что моё средство передвижения позволит развить необходимую скорость для относительно безопасного перестроения во второй ряд и я не буду беспомощно крутить педальки с черепашьей скоростью пытаясь проскочить перед Камазом. Позволило. 35-40 км\ч на выходе на развязку очень достойный результат позволяющий нормально сманеврировать в такой ситуации. Стоит также отметить неплохую курсовую устойчивость Stern Force 2.0 - велосипед не болтает из стороны в сторону от потоков воздуха создаваемых проносящимися рядом машинами. Он уверенно прёт в заданном направлении.
- Долго ли, коротко ли, но я приехал на место встречи с коллегами, и мы направились в гипермаркет за покупками. Не буду утомлять вас списком продуктов и перейду сразу к следующей части - поездка на электричке с целью забраться подальше от мегаполиса.
- Ехали мы до Кавголово, посадка проводилась на Кушелевке - второй станции от места старта электрички. Несмотря на жаркий выходной день, когда "электричка забита битком, все едут к реке", с велосипедами удалось комфортно разместиться в вагоне. Stern Force 2.0 20" ростовки обладает достаточно короткой рамой, что позволило его без проблем вместить в закуток для багажа в головном вагоне, и не мешать проходу граждан.
- Приехали, выгрузились, впереди первое испытание - Токсовское ледниковое плато, 9% затяжной подъём от Кавголовского озера к кирхе на вершине холма. Заехали все, хоть и пришлось устроить на самом верху пятиминутный перерыв для приведения пульса в порядок. Передачи были 1-1. Дальше путь пролегал вдоль озера Хеппоярви, частично по трассе недавно прошедшего там Токсовского веломарафона. Сожалел, что не поехал на него на этом велосипеде, Kenda идеально прёт по местным грунтам с песком, цепляясь всеми своими шипами и позволяя гнать 25-30 километров в час по лесным тропкам и дорожкам. К сожалению роль ведущего покатушки не позволяла мне в своё удовольствие погонять, иначе я рисковал потерять группу в лесу.
- Внезапно дорогу преградила широкая лужа, больше смахивающая на небольшое озерцо от края до края дороги. Роль ведущего подразумевает и то, что надо проверять безопасность пути для группы, поэтому я, недолго думая и не тормозя, въехал в воду. Тут-то я и ощутил всю прелесть вилки с ходом в 120мм, преднагрузкой и очень хорошей передачей усилия с педалей на колёса. Сначала, когда я обнаружил, вернее, нащупал, в мутной воде яму обработала вилка, плавно опустив меня в неё, потом в ход пошли покрышки и привод, выводя меня вверх из ямы и не позволяя велосипеду остановится. Это непередаваемое ощущение, когда ещё чуть-чуть усилий, и ты преодолеваешь пиковую точку сопротивления подъёма, велосипед вырывается вперёд и крутить становиться легче. Словами трудно описать. Если вы ещё не катали на Stern Force 2.0, то наверняка имели счастье выталкивать автомобиль застрявший в снегу? Вот именно это "пошла-пошла, ещё немного, ВСЁ!" сравнимо с преодолением препятствий на Stern. Именно с таким ощущением я выбрался из лужи. И только после этого осознал, что если бы техника меня подвела и я кувырнулся в воду, то вместе со мной искупались бы планшетный компьютер, недешёвый зеркальный фотоаппарат и куча другой электроники которую я привык таскать в походы. Конечно чему быть того не миновать, и я, отправившись в лужу повторно, ради красивых кадров, умудрился таки добиться купания фотосумки, позабыв вынуть из неё запасные фотоаккумуляторы. Их я потом по недосмотру вставил в фотоаппарат, подумав, что они достаточно просохли... В общем, кирдык камере, но не будем о грустном. Завалился в луже я по глупости, остановившись посреди неё и решив встать с педалей на ноги. Не повезло, и под правой ногой оказалась та самая глубокая яма. Зато проверил плавучесть велосипеда - Stern не тонет, держится на воде, соответственно пригоден для ватерджампа без дополнительных доработок.
- Ещё пару километров, и мы на пляже, вернее, продравшись сквозь моховое болотце в лесу, мы выходим к озеру Хеппоярви. Малая глубина, твёрдый песок на дне - как тут не попробовать то, о чём мечтает каждый подросток (и взрослый)! Погонять на велосипеде в полосе прибоя может каждый, а вот погонять по дну озера? Грузим велосипед по самые втулки и поехали.
- Едет! Не просто проезжает пару метров завязнув в песке, а реально едет, пусть немного трудновато преодолевая сопротивление воды, но всё же позволяет достаточно быстро перемещаться по прибрежной полосе в воде. То есть его без проблем можно использовать в туризме связанном с пересечением бродов и подобных водных преград, банально прокатить по мели на озере в случае непролазного леса на суше.
Маленький leisure cross country перерыв. Шашлык, волейбол, купание, загар. Велосипед тем временем сушится на берегу. Но вот настала пора собираться в путь. Издав громогласный клич "MAAAP MEEETING!" собираю вокруг себя толпу участников похода с целью объяснить дальнейший маршрут похода, показываю карту, тропки, рукой указываю направление, в котором будем двигаться, и приступаю к подготовке: собрать вещи, проверить велосипед, полить смазкой привод. Только поднимаю голову от велосипеда, а народ расслабленный отдыхом на природе позабыв ведущего уже выстроился цепочкой и уверенно пробирается сквозь лес. Но не в том направлении! Тут то и пригодилась потрясающая проходимость Force 2.0, по мху, по сосновым корням, по кочкам. Нагнав впереди идущих я рассказал им про их трагическую ошибку с выбором направления, но, к сожалению, мы уже удалились на приличное расстояние от адекватного выхода из лесу, и было проще срезать до ближайшей тропки, обозначенной на карте. Тут уже сглупил я, не уменьшив масштаб, и в итоге мы вышли не к нужной грунтовой тропе, а к ответвлению, упирающемуся в маленькое торфяное болотце.
- Вот оно, серьёзное испытание для велосипеда! Недостаточно просто ехать на велосипеде, чтобы понять его суть. Надо хотя бы километр пронести его на себе, протащить волоком сквозь лес, цепляясь за ветки и сучья, преодолеть с ним болото, выбраться из топи. Только после этого ты поймёшь, пригоден ли этот велосипед для турпоходов или его следует оставить под ближайшей берёзой. Stern Force 2.0 как выяснилось - пригоден.
- Вопреки ожиданиям передний переключатель после такого экстремального купания в жидком торфе успешно справился со своей задачей в лесу и мы, выбравшись на лесную тропу, мчались по холмам во весь опор. Добравшись до ближайшей цивилизации, мы отправили спешащих в город друзей в сторону трассы, а сами решили съездить на озеро, искупаться после болот. Но нетерпеливость участников опять внесла свои коррективы, и парочка гонцов учесала вперёд ведущего, промахнувшись мимо нужного поворота на несколько километров. Пришлось догонять и следовать дальше, в поисках нового водоёма. Таким образом, неожиданно, мы оказались на старой дороге допетровских времён, мощёной булыжником. Вы видели по телевизору шоссейную велогонку Париж-Рубе? Вот представьте, что то же самое мы проделали на МТБ, уставшие, после болот, по колено в грязи... Булыжная мостовая перемежающаяся песчаными наносами и гравием - что может быть лучше для проверки плавности хода вилки? Я даже рискнул проделать трюк "езда без рук", вилка держит плавно покачивая велосипед на булыжниках. И вот финальная точка маршрута - Кузьмоловский песчаный карьер, в котором мы отмылись от грязи путешествия. Близился вечер, и электричка в паре километров манила и завлекала нас в город.
- Суммарно за день я накрутил около 60 километров. Это был один из самых насыщенных приключениями дней за всё лето, спасибо Stern - лес пройден!
- Автор теста - Павел Семенов
0