Летом 2016 года мне довелось принять участие в велопробеге, который организовывался Дорпрофсожем на ОЖД в честь 100-летия начала движения по железной дороге в Мурманск. 100 лет назад, в 1916 году, в разгар Первой Мировой войны, как всегда с опозданием лет на 10, стали спешно сооружать железную дорогу на берега Баренцева моря. Главная причина — незамерзающий Кольский залив, где нужно было построить порт. Строительство шло в сложных условиях (хотя, в России, не так много мест, где условия не сложные). Озера, реки, болота, скалы. А также мороз, комары (по словам очевидцев размах крыльев комаров достигает одного метра, а диаметр жала (в военное время) — превышает 3.14 см), бездорожье.
фотографии взяты с сайта, посвящённого истории создания железной дороги
Железнодорожный профсоюз решил отметить этот юбилей велопробегом, и мне, как члену этого профсоюза и велосипедисту, повезло заниматься организацией пробега. Анонс велопробега можно посмотреть по ссылке >>>
Получилось очень интересно, так как одна из задач, которые ставились перед велопробегом, было проехать максимально второстепенным дорогами. Почему? Чтобы посмотреть, как выглядел Север до того, как построили дорогу. С мурманской трассы то что увидишь? Асфальт, заправки, цивилизация. И трафик. Иное дело — заброшенные грунтовки!
Этот отчет посвящен велосипедной части мероприятия. Я не буду рассказывать о встречах с железнодорожниками, мероприятиях, которые посвящены были юбилею. А поделюсь информацией, как мы ехали до Мурманска в объезд трасс. Ну, удалось не везде, но тем не менее. Надеюсь, этот опыт, а также треки, помогут тем, кто захочет повторить этот маршрут полностью или частями.
Если смотреть на весь путь в Мурманск в целом, то самые красивые места — это Кольский полуостров, район озера Имандра и дорога 1000 ручьев (восточный берег Умбозера). На второе место можно поставить северную Карелию, участок от Лоухов и далее на север. На третьем месте по красоте Карелия у Медвежьегорска и между Надвоицами и Белым Морем (Сумским посадом).