Что задумано | На чём едем | О команде
8 апреля 2013 года команда нашего велоклуба отправится в экспедицию по покрытому льдом берегу Ледовитого океана на велосипедах. В этот раз, при помощи компании "ВИМ-АВИА" и агентства Авиатэк мы перелетим на южный берег Восточно-Сибирского моря. В чем задача экспедиции? Конечно, говоря о севере, о Ледовитом океане, нельзя не вспомнить Глеба Травина, который в 20ые годы прошлого века прошел в этих краях на велосипеде. Или с велосипедом. Этот легендарный подвиг никем не был повторен. Даже не ясно, возможно ли такое путешествие в принципе.
Первый раз наша команда попробовала пройти следами Глеба Травина в 2007 году. Мы прошли от Амдермы до Усть Кары вдоль южного берега Карского моря. Об этом походе можно прочитать на нашем сайте.
Это было замечательное приключение, но ехать на велосипедах мы не смогли. И это не смотря на то, что у нас, в отличие от Глеба, велосипеды были вполне современные специально подготовленные. На переднее колесо мы крепили специальную лыжу, чтобы оно меньше проваливалось в снег. Это изобретение петербургского велосипедиста Сергея Владимировича Левичева. Велолыжа изображена на рисунке ниже. Удачное изобретение, которое позволяет ездить по неглубокому снегу в парке. Однако на берегу Карского моря это изобретение нам помогло, но не в полной мере.
Задние покрышки у нас тоже были, как миниуму, в полтора раза шире, чем у Глеба. Вдобавок, на каждой покрышке было по 300 металлических шипов. Но и это не помогало. Велосипед приходилось толкать, хотя снег был не так уж и глубок. Но ехать все равно было невозможно. В итоге лыжа перекочевала на заднее, более нагруженное колесо, и мы пешком прошли 167 км. На фото справа - Михаил Каменцев и Виктор Шульц на берегу океана.
С тех пор много воды утекло. Мы провели целый ряд интересных походов в разных частях света. Ездили по замерзшим морям и рекам, озерам. Но мысль о береге Ледовитого океана не отпускала. Что произошло? Почему мы не ехали? Климат поменялся? Снег не тот? А, может быть, люди стали не те? Конечно, мы и экиперованы хорошо, и опыт имели, и старше Глеба были. Но, может быть, не в экиперовке дело? В силе духа? В силе мышц? А, может быть, и сам Глеб, не ехал на велосипеде вдоль берега океана? Может быть, шел пешком? А велосипед, как и мы, вел в поводу или толкал?
Конечно, Глеб был человеком, по-видимому, исключительной силы духа и воли. Вот что о нем пишет Вивиан Итин в книге "Земля стала своей". Вчитайтесь в эти строки:
Новый меховой костюм в первый же день показал свои отрицательные качества. Меховая одежда и обувь хороши тогда, когда их можно ежедневно просушивать. На пути Травина не было плавника. Днем, во время езды, он сильно потел в излишне теплой одежде, шерсть быстро выпревала и клочьями оставалась в берлогах его ночевок. Обувь так раскисла от пота, что ее нельзя было снять без риска разорвать окончательно. Во время ночного отдыха между портянкой и камысами намерзал слой льда.
Однажды, во время одной из таких ночевок, на полпути от устья Печоры до Югорского шара, из-под тяжелой льдины, рядом с которой спал Глеб Травин, зарывшись по обыкновению в сугроб, выступила вода и пропитала снег. Сильный мороз быстро превратил его в одно целое с торосами. Путешественник проснулся в ледяном склепе.
Шерсть его комбинезона вмерзла в лед. К счастью, нож оказался на поясе под меховой одеждой. «Благодаря исключительной изворотливости», Травину удалось освободиться от ледяной хватки, но вся шерсть его комбинезона осталась в льду. На нем же осталась рваная, облезлая шкура, в которой он походил на «морское чудище», а «между комбинезоном, свитером и рейтузами образовался ледяной панцырь, что отчасти предохраняло от ветра».
Обувь пришла в полную негодность, подошва прорвалась у обоих носков. Травин, шел, ступая на лед голыми пальцами, - «снять и подвернуть что-либо не было возможности, ибо обопрелый камыс был настолько слаб, что расползался при малейшем прикосновении».
— «Как результат первой борьбы с северной стихией, - пишет Глеб Травин в своем сжатом, скупом и лишенном всякой рисовки письме, — получаю обморожение ног и при первой встрече с людьми на островке в ненецком обиталище, ампутирую сам себе оба больших пальца. Добродушный ненец предлагал мне поехать на оленях до стойбища в тундру, где бы я смог подкрепиться и немного залечить ноги, но я не согласился, стремясь скорее попасть на радиостанцию в Югорском»
Вчитайтесь в эти строки. Человек идет берегом Ледовитого океана, ледяная корка внутри одежды предохраняет его от ветра, обувь такая, что ступать приходится по льду голыми ногами. И как итог - сам себе делает операцию, и удаляет несколько пальцев ног. Кто из нас, жителей мегаполиса, сегодня смог бы повторить это? У кого хватило бы духа? Не скрою, мы собираемся проехать очень малую часть того, что в свое время сделал Травин. Но для нас это будет испытанием. Мы готовимся, подбираем снаряжение и велосипеды. Но нам, конечно, несравнимо легче. У нас все достижения человеческой цивилизации: навигаторы, хорошие ботинки, прочные палатки, мультитопливные горелки. И все равно в душе холодок. Как оно там будет? На снимке справа - Виктор Шульц и Илья Гуревич на берегу Карского моря.
А ниже - видео. Непогода на Карском море. Буран застиг нас всего в 7 километрах от финиша. Но нам пришлось провести в палатке три ночи в ожидании, когда погода исправится. Интересно, что делал Глеб, когда его застигала непогода? У него ведь не было палатки, которая специально сконструирована для сложных климатических условий? Мы используем не первый год палатки "Буран" от компании "Нормал". Эти палатки делаются в Санкт-Петербурге. Пережидал непогоду "зарывшись по обычновению в сугроб?".
Чукотка. Самый восток России. Ее северный берег омывается водами Чукотского и Восточно-Сибирского морей. Толщина льда в береговом припае может достигать двух метров. 10 месяцев в году - зима. Но край этот обжитой. Здесь есть "Самый северный город России" - Певек. Сказать по нашему - деревня. Менее 4 тысяч жителей. Для северной Чукотки - столица и окно в мир. Сюда из Москвы летает единственная авиакомпания - "ВИМ-авиа". Отсюда начнется и наш поход. Главная цель - пройти по берегу океана между Певеком и Биллингсом, обогнуть мыс Шелагский - самую северную точку Чукотки. Путь от Певека до Биллингса по зимникам будет пройден на транспорте. Всего получается пути чуть более 300 километров. Зеленая линия - это один из вариантов пути, если для начала попробовать пройти низовья реки Пегтымель. Один из вариантов начала пути.
Точки на схеме:
Вопрос покорения берега Ледовитого океана на велосипеде остается для нас открытым. Велосипед - это транспорт. И ехать на велосипеде - правильно. Тащить его на себе, это уже несколько иное дело. Скажем прямо, не имеющее смысла деяние. Перемещение груза, велосипеда, холодильника, или рояля - это не элемент экспедиции. Одно дело, мы ищем предел возможностей велосипеда, другое - становимся вьючными животными. Встал вопрос, какая техника нужна, для того, чтобы именно ехать на велосипеде (пусть и с трудом), а не нести велосипед на себе? В прошлом, 2012 году в Санкт-Петербург, при содействии компании Меридиан Байк, прибыл велосипед нового для нас типа. ФАТ-байк. Этот велосипед появился на Американском континенте, и его главная цель - езда по снегу, песку, бездорожью. Мы провели серию тестов, и пришли к выводу, что он обладает процентов на 20 большей проходимостью, чем МТБ, на котором мы пытались ездить по Карскому морю. Понятно, что у Глеба Травина ничего подобного не было. Но и отрицать прогресс было бы странно.
На фото справа - Фат Байк на тестировании на Колтушском озере. За рулем известный Петербургский велосипедист, член совета клуба ВелоПитер Федор Ельцов.
У нас под Петербургом есть свое море - Балтийское. И есть крупнейшее в Европе Ладожское озеро. Эти водоемы и стали нашим полигоном для испытания велосипедов. Например, о пересечении участка Финского залива от Васильевского острова до Кронштадта можно прочитать вот по этой ссылке >>>.
Когда обычные МТБ уже зарываются в снега, ФАТ байк продолжает ехать. Конечно, скорость перемещения по снегу не так велика, как хотелось бы. Но это не главное. Главное, что велосипед идет как танк, проминая снежный покров. До определенных пределов, конечно. Снег по колено не покорится такому велосипеду тоже. Хотя Чукотка, если иметь в виду ее северный берег, не самое снежное место на земле. Снег сдувает сильными ветрами вглубь континента, где он застревает в ущельях, или наоборот, его уносит в море. Это повышает наши шансы на то, что проехать в этих краях будет вполне реально. У нас есть сведения и от местных жителей, что велосипед на Чукотке - совсем не нонсенс. Его здесь знают, используют, в том числе для поездок на дальние расстояния. Это вселяет оптимизм. Пессимизма добавляет ветер, который здесь часто дует с ураганной силой.
Главное отличие ФАТ байков - это их колеса. У нас используются колеса с покрышками 3,7 - 3,8 дюйма. Это - "тонкие" покрышки. Толстые - 4,7 - 4,8 дюйма. Это очень много. На таком велосипеде, в принципе, можно ездить и по бездорожью, и по снегу, и по насту. Вместе с рюкзаками мы будем использовать санки-волокуши. Это важный момент. За счет саней мы рассчитываем снизить вес рюкзака, который перевозится на велосипедном багажнике. И, соответственно, снизить нагрузку на наст. Может быть, это поможет меньше застревать. Все-таки, все необходимое для экспедиции надо вести на себе. Магазинов и ресторанов на берегу не предвидится. Вес будет не малый, и часть его поедет в санях-волокушах.
Защищать велосипеды наши мы будем смазкой Nanoprotech отечественного, заметим, производства. Смазка это тоже важный элемент. Если стоят морозы, то велосипедам все не так страшно. Страшно, если наступает оттепель, а затем вновь ударяет мороз. Это самый неприятный случай для велосипеда. В походах по льду Байкала и льду Белого моря, нам приходилось временами разогревать велосипеды в прямом смысле слова - чтобы их колеса вновь смогли вращаться. Будем использовать новую смазку, которая должна выгонять влагу из узлов велосипеда и предотвращать их замерзание. Ржавчину смазка тоже предотвращает, но в двухнедельной экспедиции это для нас имеет не самое важное значение. Экспедиция не очень длинная., ржавчина не успела бы образоваться в значительном количестве, чтобы создавать помехи движению. А вот борьба со льдом в трущихся частях - важная задача.
К походу по северному берегу Чукотке готовится команда из трех человек. Михаил Каменцев, Дмитрий Кимбер и Илья Гуревич. У команды за плечами довольно богатый уже послужной список.
"По льду озера Хубсугул -2011" - Зимний велосипедный поход по озеру Хубсугул и Монголии
"Ледовитый океан - 2007" - Зимний велосипедный поход по следам Глеба Травина. Амдерма - Усть Кара.
"Полюс холода - 2004" - зимний велопоход, в рамках которого команда "Бивак Экстрим" прошла более 900 км по восточной Якутии, и финишировала в Оймяконе.
Зимний Урал - 2003, когда мы прошли маршрутом Ухта - Соликамск, то есть, из республики Коми в Пермскую область, тоже зимой.
Трансбайкал - 2001, когда команда прошла 1100 км по зимникам Забайкалья и пересекла Байкал поперек, а затем и прошла вдоль него.
Есть в нашем активе пересечения Ладоги в разных местах, Ильменя, Валдая, экспедиции по зимникам к Белому морю, и многие другие. Лето - не сезон для нас, но на счету команды пара пересеченнных пустынь (в Египте и Туркмении), велоэкспедиция к вершине Арарата и путешествие по тундрам Ямала.
Михаил Каменцев, (1974). Председатель клуба марафонцев "Балтийская Звезда". Участник не только зимних походов, но и супер марафонов длинной 1200 км и более. Штурман экспедиции.На фото Михаил на берегу Карского моря в походе 2007 года. В "мирное время" работает начальником сектора программирования в IT компании. По образованию - программист.
Кимбер Дмитрий (1971). Механик и завхоз экспедиции. Велосипедист, участник многих супер-марафонов. По образованию - геолог. Работает в IT сфере. В команде принимает участие впервые.
Илья Гуревич (1971), координатор проекта. Почетный председатель клуба ВелоПитер. Большой поклонник зимней езды на велосипеде. Основатель нашей команды. На фото Илья у стеллы "Полюс Холода" во время экспедиции 2004 года. В руках футболка с тогдашнем логотипом ВелоПитера.
И наш главный участник, который, правда, остается в Санкт-Петербурге на вахте. Анна Кононова, генеральный секретарь команды. На фото Анна отдыхает на южном берегу Ледовитого Океана. Анна мать двоих детей, участница большинства походов команды.
Экспедиция стала возможной благодаря помощи наших транспортных спонсоров - агентства «Авиатэк» и авиакомпании «ВИМ-АВИА». Социальная направленность деятельности «ВИМ-АВИА» - в частности, поддержка культуры и спорта - является одним из приоритетов авиакомпании с момента ее основания. И нам хочется сказать спасибо этим компаниям, не только за то, что мы благодаря их помощи окажемся в Певеке. Но и за то, что они способствуют поддержанию жизни в этой северной и удаленной части страны.
Отчет об этом путешествии можно прочесть вот на этой странице >>>
ilia.velotur@gmail.com