ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

Горелки в велотуризме

Обсуждение статьи на форуме ВелоПитер
ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.
ПИК99

Часть 1 — Выбор горелки для велопоходов

Краткое пособие по выбору горелки

Введение

Несмотря на то, что туристические горелки применяются уже много десятков лет, массовый российский велотурист начал готовить на газу или на бензине лишь в последние лет 20, когда на рынке появились компактные, удобные и доступные газовые варианты. До этого времени готовка на горелке (известной, как «примус» — речь про советские копии бензиновых горелок Primus образца середины прошлого века) была скорее уделом избранных «примусологов» и сопровождалась факелами пламени, запусками примуса в воздух и даже взрывами. Неудивительно, что примус (здесь можно полюбоваться на «Шмель-2» 1990 года выпуска) ранее использовали лишь при необходимости, а при походах по лесной зоне предпочитали готовить на костре. Благо, на большой части территории России найти дрова для костра не составляет ни малейшей проблемы.

Сейчас же всё изменилось. География велопоходов теперь покрывает весь мир. Развитие горных велосипедов сделало доступными районы, ранее интересные лишь фанатам, готовым идти пешком весь поход. Велопоходы нередко проходят по пустыням, степям и горам, где найти дрова невозможно. Кроме того, во многих западных странах разведение костра находится под строгим запретом. Одновременно с этим появилось много недорогих горелок, не требующих никаких навыков обращения с ними. Искусство разжигания костра под проливным дождем из мокрых дров стало уходить в историю. Неудивительно, что с каждым годом все больше туристов отходит от готовки пищи на костре, рассматривая его лишь как средство для обогрева и развлечения.

В историческом плане очень интересен Большой FAQ по примусам (особенно юмористическое эссе «Драконы нашего времени» в самом конце), написанный еще в те годы, когда готовка в походе не на костре рассматривалась как исключительный случай.

В этой статье мы рассмотрим современные туристические горелки, их разновидности, достоинства и недостатки. Кроме того, мы коснемся вопроса выбора начинающими и продолжающими туристами своей первой-второй горелки, топлива для нее, а также специальной горелочной посуды и аксессуаров.

Статья состоит из двух частей. В первой мы расскажем начинающим туристам о том, какие бывают горелки, и как выбрать подходящую горелку под свои нужды. Более опытным туристам интересна вторая часть, где будет подробно рассказано об особенностях конструкции, достоинствах и недостатках различных горелок, описаны аксессуары и принадлежности для них, а также даны практические советы по безопасной и эффективной готовке на различных видах топлива.

Какие бывают горелки

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Современные туристические горелки делятся на три категории:

  • Газовые — работают на сжиженном газе в одноразовых баллонах.
  • Бензиновые — работают на бензине.
  • Мультитопливные — работают на двух и более видах топлива, например, газ, бензин, керосин, дизельное топливо.

Особняком стоят мало распространенные у нас виды горелок, ограниченно используемые российскими велотуристами:

  • Спиртовка — работает на спирту или на таблетках сухого горючего («сухой спирт»). Достаточно популярна на севере Европы. Статью с тест-драйвом спиртовок можно прочитать на сайте Activeinfo.
  • Печка-щепочница — миниатюрная печка из нержавеющей стали, по мощности сравнимая с туристической горелкой. Как следует из названия, топливом служат древесные щепки и шишки.

Важная характеристика горелки — ее мощность, измеряемая в ваттах:

  • до 1500 Вт — маломощные, подходят лишь для готовки на 1-2 человек;
  • 1500—2500 Вт — средней мощности;
  • более 2500 Вт — мощные, подходят для готовки на группу до 6 человек, а при необходимости — и более.

В Америке используется другая единица мощности — британская термическая единица в час.
1 Вт ≈ 3,4 BTU/ч.

Наиболее известные производители качественных туристических горелок — Coleman, Jetboil, Kovea, MSR, Optimus и Primus.

Газовые горелки — удобно, дешево и сердито

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.
ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Газовые горелки за счёт своей дешевизны и простоты снискали большую популярность среди всех категорий туристов. Эти горелки используют стандартные одноразовые баллоны со сжиженным газом (смесь бутана и/или изобутана с добавкой пропана). Такая смесь становится жидкой уже при сравнительно небольшом давлении, что позволяет делать баллоны легкими и тонкими, буквально из жести. При работе горелки сжиженный газ в баллоне начинает кипеть, образовавшийся газ уходит в горелку и сгорает.

В простейшем варианте горелка представляет собой газовую форсунку с рассекателем и регулятором мощности, накручивающуюся на газовый баллон, который выступает в роли подставки. Есть упоры для установки котла, часто складные для экономии места. Стоимость, габариты и вес такой горелки минимальны, надежность высока за счет простоты конструкции. Однако накручивающаяся горелка по своей сути не очень устойчива и требует использования дорогих «фирменных» баллонов.

Более сложные и дорогие варианты газовых горелок предназначены для установки на землю. Они оснащены складными ножками и имеют газовый шланг с вентилем, который накручивается на баллон. Такая конструкция намного крупнее и тяжелее, но заметно более устойчива, что удобно при работе с большими котлами (от 2 литров). Кроме того, баллон можно подогревать, придвинув его ближе к огню, хотя это требует повышенного внимания, чтобы не перегреть баллон выше +50 °С, с последующим взрывом.

Газовые горелки не более сложны в эксплуатации, чем кухонная газовая плита — достаточно прикрутить баллон, отвернуть вентиль и поджечь газ. Многие модели оснащены пьезоподжигом, что еще больше упрощает работу. Правда, он может плохо работать в условиях высокой влажности, поэтому спички, огниво или зажигалку все равно нужно иметь.

Как правило, газовые горелки используют фирменные одноразовые резьбовые баллоны, рассчитанные на 100, 230 или 450 г газа. Такие баллоны отличаются высокой ценой. В России же популярен дешевый газ в высоких цанговых баллонах на 220 грамм (часто называемых «дихлофосными»), с которыми туристические горелки совместимы через переходник.

Бензиновые и мультитопливные горелки — для тяжелых условий

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Эти горелки предназначены в первую очередь для работы на жидком топливе. Лучшим топливом для них считается бензин «Галоша» (продается в хозяйственных и строительных магазинах), либо специальный горелочный бензин (продается в некоторых туристических магазинах). В многодневных походах для готовки обычно используется автомобильный бензин с минимальным октановым числом.

Как правило, внешне такие горелки похожи на газовые модели со шлангом, однако имеют существенные отличия в конструкции:

  • Форсунка с уменьшенным отверстием (чем тяжелее топливо, тем меньше должно быть отверстие для его качественного распыления).

  • Система предварительного подогрева, в которой происходит испарение топлива перед сжиганием. У простых горелок это трубочка в пламени, у более продвинутых — теплопроводящее основание горелки (медная чашка), что уменьшает склонность к засорению.

  • Металлическая емкость для топлива (специальная бутылка), подключаемая к горелке с помощью шланга. Объем от 300 до 1500 мл (обычно не входит в стоимость горелки).

  • Специальный насос, закачивающий воздух в емкость для топлива, чтобы оно начало поступать в горелку.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Все горелки на жидком топливе требуют, чтобы топливо перед сжиганием было превращено в пар — в противном случае, горелка будет выдавать высокий факел желтого пламени. Для испарения топливо должно пройти по раскаленным внутренностям горелки, поэтому при запуске горелку требуется предварительно разогреть — слегка облить жидким топливом, приоткрыв вентиль на пару секунд, и поджечь. Примерно через полминуты можно приступать к готовке.

Мультитопливная горелка отличается от бензиновой особенностями конструкции, позволяющими работать на различных видах топлива: например, может иметь возможность подключения газового баллона и сменные форсунки для газа, легкого и иногда тяжелого жидкого топлива. Чем более продвинутая горелка, тем более широкий выбор топлива она обеспечивает. Справедливости ради, это многообразие видов топлива служит лишь для одной цели — обеспечить готовку в экстремальной ситуации, если вдруг рядом не нашлось даже автомобильного бензина. Тогда в ход идут керосин и солярка, но использовать их на постоянной основе — неразумно.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

В целом, различие между бензиновыми и мультитопливными горелками — в нюансах конструкции, и неверно считать, что мультитопливная горелка чем-то хуже бензиновой. Скорее наоборот, возможность работы на дизельном топливе косвенно говорит о хорошей устойчивости к засорению плохим бензином. Некоторое преимущество бензиновых горелок может быть достигнуто за счет использования проприетарного соединения шланга с насосом вместо стандартного резьбового. Это позволяет отсоединять шланг от насоса, не спуская воздух из емкости.

Также существуют и бензиновые горелки старого образца со встроенным в корпус горелки бачком для топлива. Они выпускаются как западными производителями (Coleman), так и российскими (Шмель). Такие горелки намного дешевле современных моделей раздельной конструкции. Также в процессе готовки корпус горелки разогревается, благодаря чему уменьшается необходимость ее подкачивать. Но при этом они весьма крупные, тяжелые, не имеют возможности работы на газу, менее устойчивы, сложны в дозаправке, а также могут иметь проблемы, связанные с перегревом емкости для топлива при работе.

Из экзотических конструкций можно упомянуть высокотехнологичную японскую бензиновую горелку Soto Muka, не требующую предварительного розжига. Специальный газогенератор в насосе формирует необходимую для запуска топливо-воздушную смесь даже в холодном виде. Обратная сторона медали — необходимость в разы больше качать насосом перед запуском горелки.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Системные горелки — красивый способ экономить топливо

Системные горелки отличаются тем, что они входят в единую систему для готовки из компонентов, специально разработанных для эксплуатации совместно друг с другом:

  1. Горелка специальной конструкции с точечным факелом пламени и предварительным подогревом топлива (газовая или мультитопливная).

  2. Встроенная ветрозащита.

  3. Специальные котлы со встроенными радиаторами, часто плотно стыкующиеся с горелкой для максимальной эффективности и защиты от ветра.

Благодаря этим особенностям, КПД системных горелок достигает 80%.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Главное достоинство системных горелок — сочетание малого расхода топлива (разница до двух раз по сравнению с традиционными горелками) и высокой скорости готовки, благодаря тому, что компоненты системы идеально подобраны друг к другу. Проведенные автором испытания показали подавляющее преимущество системных горелок (а также обычных горелок с радиаторными котлами) в скорости кипячения воды. Кроме того, пользователю системной горелки не нужно решать вопрос с поиском подходящих котлов и ветрозащиты — всё необходимое уже входит в комплект. В дополнение имеется возможность компактного складывания всего набора и упаковки в фирменный чехол.

Однако системные горелки имеют и существенные недостатки. В первую очередь, это высокая цена. Кроме того, у системы достаточно большая масса по сравнению с обычными горелкой и котлом. В коротких походах, где топлива расходуется и так мало, преимущества в весе перед обычными горелками не будет. Лишь в длительных поездках экономия веса достигается за счет количества необходимого топлива. В завершение следует отметить, что компоненты системы не всегда совместимы с обычными. Например, обычный котел не всегда можно поставить на системную горелку, и наоборот.

Основные пользователи системных горелок — ценители дорогих и красивых решений, а также борцы за максимальную эффективность расходования топлива, в чем такие горелки преуспевают, дополнительно обеспечивая высокую скорость готовки. С другой стороны, их стоимость слишком велика, да и ничего не мешает купить котел с радиатором для обычной горелки, тем самым резко увеличив ее эффективность.

На чём готовить в походах

Выбор горелки

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Если говорить про несложные походы, то они, как правило, не предъявляют к конструкции горелки высоких требований. У большинства начинающих туристов выбор стоит между различными разновидностями газовых горелок, поскольку мультитопливные слишком уж дороги и сложны для человека, еще не до конца уверенного в их необходимости.

Из газовых горелок есть выбор между самыми разнообразными моделями, как накручивающимися, так и со шлангом. Несмотря на то, что накручивающиеся горелки обычно заметно дешевле (за счет предельно простой конструкции), при длительном использовании модели со шлангом оказываются выгоднее за счет возможности использовать летом дешевое топливо в высоких 220-граммовых баллонах через недорогой переходник. (Использование таких баллонов с накручивающимися горелками крайне затруднительно.) Кроме того, в холодную погоду горелки со шлангом и предварительным подогревом топлива работают несколько лучше, особенно если используется качественный «зимний» газ.

Таким образом, разумный выбор для несложных походов в теплое время года — это газовая горелка со шлангом плюс приобретаемый отдельно переходник на «дихлофосные» баллоны. Если важны небольшие массогабариты горелки, а стоимость топлива не так важна — то можно взять накручивающуюся горелку. Если же наоборот есть желание переплатить за горелку, сэкономив на топливе и времени готовки — можно взять системную модель и/или котлы с радиаторами. Наличие пьезоподжига — удобная функция для ленивых туристов, однако стоит ли переплачивать за нее — решать только вам. Обязательный аксессуар для всех горелок, кроме системных, — створчатая ветрозащита, существенно улучшающая работу в плохую погоду.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Ситуация изменяется, если сложность ваших походов отличается от минимальной. Стоит рассмотреть приобретение мультитопливной или жидкотопливной горелки, если ваши походы или ПВД:

  • Проходят при температурах ниже +5 °С.
  • Включают в себя перелеты на самолетах.
  • Содержат большие автономные участки.
  • Совершаются на регулярной основе.
  • Проходят по западным странам, где газ очень дорогой, либо по странам третьего мира.
  • Подразумевают готовку на большое количество человек.

Во всех этих случаях готовка на бензине окажется более удобной, эффективной и в конечном счете более выгодной по сравнению с газом. Вдобавок, в случае мультитопливных горелок, ничего не мешает использовать их в режиме газовых, если это требуется. Полезно знать, что некоторые газовые горелки имеют штатную возможность модернизации для работы на бензине — заменяется форсунка и подключается емкость с насосом.

Однако цена горелок на жидком топливе может отпугнуть кого угодно. Причем стараться сэкономить здесь нежелательно — из-за сложности конструкции, дешевые китайские поделки могут принести серьезные проблемы, если взять их в сложный поход. Да и среди хороших горелок их надежность, удобство использования и непривиредливость к топливу, увы, пропорциональны стоимости. Впрочем, при походах по западным странам, где на группу за день расходуется газа на 10 евро (а 95-го бензина — на 0,5 евро), разница в цене очень быстро окупится.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

Нужно предупредить, что многие жидкотопливные модели весьма шумные, что компенсируется невозможностью забивания рассекателя горелой пищей. При готовке на жидком топливе дополнительно придется столкнуться со сложным процессом розжига и явлением засорения. Однако эти недостатки с лихвой компенсируются преимуществами в сложных походных условиях.

Если вас интересует масса, то ориентировочные цифры таковы:

  • Ультралёгкие накручивающиеся горелки — 50—100 г.
  • Обычные накручивающиеся горелки — 100—250 г.
  • Газовые горелки со шлангом — 150—350 г.
  • Современные бензиновые и мультитопливные горелки — 330—550 г (с насосом, но без бутылки).
  • Бензиновые горелки старого образца со встроенным бачком — 800—1000 г.

Точные цифры: по газовым, по бензиновым и мультитопливным.

Как правило, на горелку приобретаются два котла разного объема (например, 1 и 1,5 литра, либо 1,5 и 2 литра), которые в походном положении вкладываются друг в друга на манер матрёшки, а внутрь укладывается горелка в защитном мешочке. Один котел используется для кипячения чая, другой — для приготовления пищи. Готовить всё в одном котле неудобно, плюс придется гораздо чаще отмывать котел от жира. Так поступают в основном сторонники экономии веса любой ценой.

Выбор топлива

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

При выборе топлива для похода проще всего обладателям накручивающихся горелок. У них есть выбор лишь из дорогих резьбовых баллонов. С такими горелками разумнее всего использовать средние баллоны на 230 грамм, поскольку малые слишком уж дорогие и тяжелые для своих 100 грамм, а большие 450-граммовые заметно менее устойчивы и перечеркивают все плюсы от компактной конструкции накручивающихся горелок. Кроме того, встречаются «неудачные» баллоны с плохо работающими клапанами, готовить на которых — одно мучение. И большой баллон в таком случае становится слишком уж неподъемным балластом.

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

К сожалению, обычно производители газа указывают не состав газовой смеси, а лишь неизвестно как измеренный диапазон температур, поэтому качество работы купленного газа в холодную погоду можно проверить только экспериментально. Существуют независимые тесты морозостойкости газа (например, летний и зимний тесты на Activeinfo), однако уже по прошествии года такие тесты представляют чисто исторический интерес, да и марок газа слишком много, чтобы их все можно было независимо протестировать. Впрочем, в теплую погоду практически любой газ работает хорошо.

При наличии газовой горелки с ножками и шлангом логичнее всего приобрести для летних походов дешевый адаптер на «дихлофосные» баллоны и в дальнейшем пользоваться именно таким газом, покупая в хозяйственных магазинах по цене 50-150 рублей за 220 г. Для сравнения, на момент написания статьи фирменный 230-граммовый резьбовой баллон стоит в России 300 рублей, а в Германии — 10 евро. Фирменный газ стоит приберечь для холодной погоды. Но в походах за рубежом нередко бывает так, что никакого другого газа, кроме фирменного, вообще нет — в таком случае, выбора не остается.

Из жидкого топлива оптимальный по всем параметрам вариант — это бензин «Галоша», встречающийся в хозяйственных магазинах. Если найти такой бензин невозможно, то следующим пунктом идет автомобильный бензин с минимальным октановым числом (но если ничего другого нет, то и 95 подойдет). При готовке на авто-бензине нужно контролировать степень засоренности горелки и не забывать ее чистить, пока это еще возможно (актуально для неудачных конструкций, склонных забиваться намертво).

Если в продаже есть фирменный горелочный бензин, то его использование только приветствуется, однако стоимость такой готовки будет высокой. Остальные виды жидкого топлива (керосин, уайт-спирит, солярка и т. д.) стоит считать аварийными, если под рукой нет ни газа, ни бензина.

Кстати, для мультитопливной горелки стоит иметь в запасе переходник под «дихлофосные» баллоны на тот случай, если в глубинке у вас будет выбор лишь между газом в цанговых баллонах и очень плохим бензином.

Заключение

ВелоПитер. Статья Владимира Горбунова. Горелки в велотуризме.

В этой статье мы рассмотрели основные конструкции современных туристических горелок и вопросы выбора подходящей экипировки для различных условий. Автор статьи за 10 лет туристической жизни прошел путь от накручивающейся газовой горелки к паре мультитопливных, идеально подходящих под его задачи. Однако это не означает, что газовые горелки чем-то плохи — наоборот, для большинства туристов, участвующих преимущественно в ПВД и в теплое время года, это отличный выбор.

В то же время, для сложных и зимних походов стоит рассмотреть готовку на жидком топливе, хотя такие горелки гораздо дороже.

Надеемся, что эта статья поможет начинающим туристам выбрать свою первую горелку.

Во второй части статьи мы подробно расскажем об особенностях конструкции и нюансах эксплуатации различных видов горелок, а также о доступной посуде, принадлежностях и аксессуарах для готовки.

© 2016 Владимир Горбунов (VORON)

Фото из архива автора и фирм Campingaz, Coleman, Kovea, MSR, Optimus, Primus


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015