В феврале 2012 при поддержке магазина «Меридиан Байк» в Петербург был привезен из США Fatbike. Что такое Fatbike вы можете узнать из статьи Владимира Горбунова http://velopiter.spb.ru/tech/fat/
Сначала мы провели первый (зимний) этап тестирования этого «чуда» на снегу. Теперь пришла пора сделать тест в пустыне. Был еще летний тест фатбайка в окрестностях Петербурга этап тестирования этого «чуда» на пляже
Я иду по ледоколу, ледокол идет по льду...
Тест-драйв фатбайка в Сахаре
Закинула нас с Кимбером горькая судьбина в Сахару. Совсем одних. Но с фатбайками. Это позволило нам провести небольшой тест-драйв. Напомним уважаемым читателям, что фатбайки мы приобрели для похода по льдам Ледовитого океана в районе Чукотки. Об этом походе можно прочитать тут http://velopiter.spb.ru/rep/chukotka/report.htm . Фатбайк нам дал то, что мы ожидали. Мы смогли ездить по льдам. Да, не 100% пути, но порядка 80. Что более чем хорошо, для ПОЛНОСТЬЮ ВНЕДОРОЖНЫХ походов. Ведь смысла использовать ФАТбайки на дороге нет никакого. Это внедорожная машина, которая на дороге идет медленно. Теперь мы озадачились вопросом: а как оно будет в пустыне?
Вообще говоря, по пустыне приходилось нам ездить и на гибридах и МТБ. Пустыни бывают разные. Не обязательно, что пустыня — это гора песка. Скорее пустыня в виде горы песка — редкость. А основная часть — это камни, камешки и каменюги. Глина тоже бывает. По ним на МТБ ездится, особенно если есть какая-никакая колея. И даже без колеи, тоже можно кое-как ездить во многих местах. А вот песок, даже в малых количествах, да, бич МТБ. Некогда мы уже торили пески (именно пески) на МТБ http://velopiter.spb.ru/rep/desert/ Фото тех лет Посему для теста мы выбрали юго-восток Марокко, где присутствовали как каменистые ландшафты, так и пески.
Главные вопросы: идет ли фатбайк по песчаным дюнам, и можно ли пересекать пустыню на фатбайке по азимуту в принципе. Еще раз повторю, что пустыню по дороге, и даже по вади, я скажем, ездил не раз и на гибридах Но тут иное — азимут.
Что вам сказать за пустыню Сахару в целом? Да, регион не простой, это верно. Хотя в целом, скажем прямо, экстрима тут несравненно меньше, чем у нас на крайних северах. Рассказывают всякие байки, что в пустыне ночью холодно. Брехня. То есть, да, холодно, но смотря что называть холодом. Один раз видели иней. Тест происходил в январе. Ну два градуса мороза. Может быть один. Когда ночевали перед дюной, ночью был плюс. Вероятно, люди рассказывают ужасы про ночной холод в пустыне по причине большого хода температур. Днем может быть +20 (январь) ночью «вдарит» +3. Все кто ездит по Ленобласти на майские видели ночи и холоднее.
Иной разворот — ветер. Ветра бывают сильными, и от них не особо спрячешься. Нам тоже досталось несколько часов сильного ветра. Зато, обогнув гору, получили ветер в спину и нас просто понесло! Лесов нет, ничто от ветра не экранирует. Есть сезон песчаных бурь, сильной жары. Но никто не заставляет ехать в пустыню в неблагоприятное время.
Теперь по поводу фатбайка. Самое интересное было в песке. Да, если подспустить давление в колесах, фатбайк начинает по песку ездить. Причем, даже по довольно серьезным уклонам, если они не очень длинные. На накаченных колесах фатбайк быстро зарывается. Технология езды по дюне была такая. Перед песком колеса подспустили, далее наметили путь по дюне и поехали. Пока едется, конечно. Когда закапываешься, то пешком доходишь до гребня дюны, и начинаешь ехать вниз. Тут важно рассчитать траекторию движения так, чтобы ехалось все больше по гребню. Не сползать в бока. Можно попасть под снос, закопаться в песок. Так, видимо, бывает у горнолыжников, торящих целину.
Итак, вниз, и с разгона вверх. Требуется очень четкое переключение передач и грамотный их подбор. На кону — непрерывное движение. А в этом — основной «фан». Чтобы ехать с гребня на гребень, не слезая с велосипеда. Я немедленно лоханулся и порвал цепь. Хотелось с разгона с гребня попасть на гребень, а переключиться быстро не удалось. Цепь десятерная, тонкая. Проехала порядка 1000 км. Переклепали, поехали далее. Видео (снимал и монтировал Дмитрий Кимбер) ниже: езда по песчаной пустыне.
Тяжело ли ехать по дюне? Да, тяжело. Особенно на велосипеде с грузом (у нас были с собой запасы еды, палатка и т. д.). Но в целом возможно. Вероятно, пересечь реально песчаную пустыню на десятки километров на фатбайке будет сложновато (а зачем нам простые задачи?), а такие вот дюны - только развлечение. Особенно при езде вниз. Фат, даже на немного спущенных колесах, довольно устойчиво идет вниз и хорошо набирает скорость.
Намного лучше обстояли дела в пустыне каменистой. Как это выглядит? Это пустыня, которая засыпана камнями калибра от горошины до телевизора. А камни калибра с чашку и котелок — норма жизни. Видео (снимал и монтировал Дмитрий Кимбер) ниже.
Конечно, по камням размером с телевизор не поедешь, да и камни котелки надо объезжать. А так, по камням размером с чашку фат идет. Скажу более, это вполне посильная задача. То есть, ты едешь в нормальном режиме, без ощущения совершения великого подвига. Типа вкрутил 100 метров, две минуты дышишь. Нет, ничего такого. Едешь и едешь. Хотя, если в пустыне есть хотя бы колея, или верблюжья тропа, то по ней ехать становится намного проще. По такой тропе, как правило, и МТБ пойдет. Мы же просто поднимали давление и ехали.
Главная разница — на ФАТе едешь, как едешь. А на МТБ все время думаешь, как не оставить спицы на камнях? На ФАТе ощущения даже на тесте феерические. Едешь по азимуту, и решаешь — а давай вот на тот холм заедем? Не вопрос! Сворачиваем и едем по прямой на холм. Или увидели колодец (метров 30 глубины), повернули, доехали, осмотрели. То есть, степень свободы большая. На МТБ тут по азимутам — все колеса оставишь.
Однако есть и негатив. Негатив выражается в особенностях местной флоры. Ххххххххххххххххххххххх — здесь непечатное описание местной флоры. Пустыня обильно засыпана колючками. И это — ужасно. Замечу, пустыня не вся в колючках. Кое-где они не растут. Правильнее сказать, даже они не растут. А кое где растут. И даже цветут, хххххххххххх через коромысло хххххххх мать ххххх — тут тоже не печатно о колючке.
Первые километров 30 мы проехали ничего. А потом въехали в зону, где колючка растет. Это был полный атас. Колючка, как видно, на картинке имеет несколько поражающих элементов, которые могут воткнуться в широкое (4,8 дюйма) колесо фатбайка сразу в нескольких местах При проезде через первую колючечную долину, всего несколько сот метров, мы умудрились не пробить одно колесо из 4х. Зато в трех пробитых было от 2х до 6 дыр. Мы все что нашли — заделали, но нашли видимо не все. Мы клеились еще несколько раз днем, и потом вечером перед сном. Утром перед завтраком. Благо ночь тут продолжается почти 12 часов, и что эти 12 часов делать не ясно. Хотя, рекорд в 11 часов сна мы все-таки установили.
На следующий день у нас почти иссякли запасы клея и заплаток. Слава аллаху (пустыня вроде в его власти), каменисто-колючечная пустыня сменилась песчано-глинистой, где колючек мало. Но все равно, последние 20 км я проезжал на подкачке, через каждые 3,5 км. Хорошо что тест был задуман не особо длинный. А если бы на неделю?
На фото ниже: она еще и цветет гадина!
Замечу, что после теста мы погрузили фаты в машину, и поехали по делам. Через несколько дней пощупали — все колеса были спущены в ноль, даже те, которые мы полагали целыми. Это от мелких шипов. С ними можно довольно долго ездить. Дырка столь мелкая, что воздух из нее выходит очень медленно. Незадача. Замечу, что на колеях колючек почти нет. Видимо их собирают те, кто колеи делает. Может быть автомобильным покрышкам и не страшно. А может быть с колей просто сдувает все. Так или иначе, если не решить проблему проколов, то ездить по пустыне азимутами будет крайне проблематично.
Основной вывод: путь для пересечения пустынь азимутами открыт. И это будет более интересно, чем путешествовать по пустыне на МТБ. ФАТбайк открывает для этого совершенно новые возможности. Если, конечно, решить проблему колючек.
Благодарим компанию Меридиан Байк за помощь в осуществлении теста.