• Тест драйв велосипеда Stern Force 2.0


    PaaLadin
    sternfors_html_m376d0472.jpg
     
    Что бы понять душу велосипеда недостаточно прокатиться на нём туда-сюда по магазину. Можно конечно прийти и навернуть пару кругов по торговому залу, опробовав тормоза и мягкость сиденья. Но как он поведёт себя в экстремальной ситуации? Позволит ли выжать 40-50 километров в час, чтобы безопасно миновать развязку с автомагистралью? Будет ли достаточно лёгок, чтобы пронести его на руках по шаткому мостку? Сможет ли обеспечить надёжное торможение на крутом склоне после того, как вы искупаете его в болоте во время похода?
     
    К сожалению, всех этих условий в магазине не воссоздать, и в таком деликатном вопросе приходится полагаться на мнение экспертов. Есть, конечно, "диванные" эксперты, которые оценивают качество велосипеда по стоимости его обвеса и известности марки, но полагаться на их голословные утверждения, не подтверждённые практическим опытом - глупо. В этой статье вы увидите (да-да, именно увидите!) реальные испытания велосипеда Stern Force 2.0 Карельскими болотами, озёрами и прочими экстремальными приключениями которые может встретить на своём пути велолюбитель выбравшийся в "поход выходного дня" из мегаполиса. Но не только велопоходами живёт велолюбитель, ходовые качества байка протестировали также на трассе где проходил Чемпионат России по МТБ и в городских условиях.
     
    sternfors_html_m3b6bf315.jpg
     
     
    Зная мой скептицизм по отношению к велосипедам марки Stern, мне на тест предложили велосипед средней ценовой категории Force 2.0, который предназначен для таких крупных мужчин как я (центнер веса это вам не шутка). Предложение оказалось нестандартным, отличаясь от всех предыдущих тест-драйвов тем, что велосипед мне передали на "полный убой". Если обычно после тестирования оборудования компания забирает образец обратно, для своих нужд, и я при тестировании ходовых качеств и удобства стараюсь сохранить внешний вид, то в этом случае тестирование проходило на износ. Для чистоты эксперимента велосипед прислали напрямую с завода, ровно в том виде, в котором он поступает в магазины розничных сетей, и я с уверенностью могу сказать, что это не была какая-то особенная модель, сделанная по спецзаказу для придирчивых журналистов.
     
    Техническая часть:
    sternfors_html_m1b423f.jpg
     
    Предисловие получилось чрезмерно длинным и пора бы уже перейти непосредственно к объекту исследования.
    Собирая неспешно велосипед из коробки, что можно о нём сказать? Неплохая вилка SR Suntour XCM ходом в 120 мм., с прелоадом и блокиратором хода.
     
    sternfors_html_6ca40309.jpg
     
    У неё сплошные плюсы: блокиратор хода построен на основе масляной камеры, поэтому заблокировать вилку для езды по шоссе или подъема в гору можно не сходя с велосипеда и не снижая скорости. Даже на моём повседневном найнере той же ценовой категории для блокировки надо слезать с велосипеда и снимать нагрузку с вилки.
     
    sternfors_html_m595c3065.jpg
     
    Второй плюс в  том, что при грамотно настроенном прелоаде мне даже всем своим весом не удалось "пробить" вилку до конца, 115 миллиметров хода показывают замеры при нагрузке в 100 кг на переднее колесо на скорости 40 км\ч по тракторной колее. Нет характерного для более дешёвых вилок удара при пробое.
     
    sternfors_html_m46d18427.jpg
     
    Ещё стоит заметить, что грамотные пользователи увидят при сборке на вилке табличку на языке жителей Соединённого Королевства, предостерегающую от Downhill, Freeride and any hard riding.  
     
    sternfors_html_114a5807.jpg
     
    Вилка, согласно предостережению, предназначена исключительно для leisure cross country, или, говоря по-нашему, досуга на природе. Что такое досуг на природе в понимании SR Suntour к сожалению мне не известно, зато как обладателю мануала от американского кроссовера (самим кроссовером обладает супруга) понятен тот смысл, который англоговорящие вкладывают в это словосочетание. "Когда вы пересекаете горную реку вброд, в процессе своего досуга на природе, старайтесь, чтобы вода не поднималась выше фар" - пишут в инструкции к городскому паркетнику в разделе "leisure cross country". Ну, в общем вы поняли, да?
     
    sternfors_html_m3cd678ab.jpg
     
    Следующими после вилки по важности идут тормоза. Гидравлика Shimano с 180мм ротором на переднем колесе и 160мм на заднем - хваткость у них на должном уровне. Помните картинку из интернета, со слоганом "Я буду визжать как ***** когда намокну"? В процессе тест-драйва, который длился 220 километров, я ни разу не заметил проблем с тормозами. Ни когда спускался по практически отвесному склону в Юкках, ни когда после продолжительного купания велосипеда в болоте оттормаживался в группе, мчащейся по булыжной мостовой на скорости свыше 30 км\ч с горы. Тормоза именно такие, какими и должны быть тормоза, от которых зачастую зависит ваша жизнь и здоровье.  Единственное, что вызвало у меня нарекание - это компоновка на руле тормозных ручек и манеток. К сожалению, у этой модели тормозов в комплекте идут ручки слишком близко расположенные к рулю, и кулачок гидравлического поршня нависает над малым триггером манетки, мешая разместить на нём указательный палец для переключения скоростей. Особую сложность это может вызвать при использовании зимних перчаток.
     
    sternfors_html_3112e8fc.jpg
     
    Кстати, о манетках и, как вы уже догадались, о переключении скоростей и ходовых качествах.  Печально, что на сайтах с описанием велосипеда не уделили должного внимания точному перечислению характеристик привода, в лучшем случае мы видим строку: "Четкое и точное переключение передач обеспечивает Shimano Deore, 24 скорости." У профессионалов разбирающихся в велотехнике подобная формулировка вызывает недоумение, так как системы уровня Deore рассчитаны на 9-скоростную кассету, цепи super narrow и как следствие речь должна идти от 27 скоростях.
     
    sternfors_html_77b11aa7.jpg
     
    По факту на велосипеде стоит оборудование Alivio (манетки) и Tourney (передний переключатель), а класс Deore представляет только задний переключатель. Как следствие работа с 8-ми скоростной цепью KMC Z Narrow достаточно посредственная, за время теста я умудрился пару раз столкнутся со сбросом цепи со звёздочек, и переключение под нагрузкой, при езде в гору, тоже удручало. После окончания тестирования я решил эту проблему установкой манетки Sram Attack (там оба триггера переключаются большим пальцем, и в результате решилась также проблема с неудобством от близости тормозной ручки) и комплекта цепи и кассеты на 9 скоростей. Но ведь никто не идеален, и иногда даже у изобретателей велосипедов случаются промахи.
     
    sternfors_html_2f60d222.jpgsternfors_html_m1d0ae19f.jpg
    Передача усилия на привод осуществляется через систему SR Suntour снабжённую картриджной кареткой и педалями VP-565. Довольно неплохие "топталки" с широкой цельнолитой платформой и шипами. Мой 45 размер уместился на педалях без проблем, и особенно меня порадовала цепкость шипов. Как показала практика на таких педалях довольно комфортно передвигаться в туристических сандалиях, широкая платформа распределяет давление по подошве, а шипы идеально держат ногу на тряских спусках и при этом не портят обувь.  
     
    sternfors_html_71e4e278.jpg
     
    Пожалуй заключительная часть технической вводной - колёса. Стоковые шины Kenda Kinetics предназначены в основном для бездорожья, но если накачать их до максимального давления то по асфальту они позволяют развить приличную скорость в 30 км\ч и без особых усилий её поддерживать. Главное - избегать резких торможений с блокировкой колеса, ибо мягкая резина Kinetics предназначена для облегания неровностей грунтовых дорог и зацепистости на корнях, а не для дрифта по асфальту. Максимальная скорость на плоскости которую мне удалось развить около 40 км\ч, набор до 30-35 км\ч, достаточных чтобы уверенно чувствовать себя при пересечении сложных развязок на дорогах (к примеру через КАД, где приходится ехать во втором ряду), проходит достаточно шустро, в основном за счёт геометрии рамы позволяющей передавать усилие на педали максимально эффективно. Есть тут конечно и одна особенность, если начать вкручивать на лёгких передачах, то велосипед будет "козлить" пытаясь встать на заднее колесо, и если на плоскости с этим легко совладать, то при заезде в очень крутые подъёмы он попросту скинет вас с седла. При спуске же максимальная достигнутая на тесте скорость 65 км\ч, при этом остаётся ещё запас для разгона в 1-2 звезды (при каденсе 80-90). В моём случае банально закончилась горка и пришлось тормозить. Ну, и, конечно, двойные обода с толстыми спицами позволяют без опаски молотить сквозь лес по корням не особо заботясь о возможности появления восьмёрки на колесе. 
     
    sternfors_html_m487619c0.jpg
     
    Настало время перейти от технического описания к практической части испытания, в которой я расскажу вам о маленьком ПВД (походе выходного дня) который я возглавил этим летом, и в котором велосипед Stern Force 2.0 был сначала утоплен в луже, потом в озере, а в финальной части - в болоте. И поверьте мне, я не отношусь к тому виду экспертов из анекдота про суровых сибирских лесорубов, которые подсунули хитрой японской бензопиле железный лом. Компоненты велосипеда сразу после сборки, а также перед серьёзными испытаниями были обработаны смазкой.
     
    Воскресная Покатушка:
     
    sternfors_html_4339ff3.jpg
     
     
    У меня с друзьями есть традиция, каждое воскресенье сезона мы приглашаем начинающих велолюбителей, собираемся вместе и отправляемся в путешествие. Иногда по городу, чтобы научится ездить в группе и донести до присоединившихся новичков азы ПДД и безопасного передвижения на велосипеде, иногда за город, чтобы отдохнуть, искупаться и проверить свои силы в ПВД - походе выходного дня. В это воскресенье намечался как раз такой поход, с шашлыком и купанием на достаточно отдалённом участке озера Хеппоярви, что на Карельском перешейке, до которого возможно добраться только на велосипеде. Пешком - долго, квадроцикл - завязнет, танк - солярка дорогая. Маршрут был необследованным, собирались ехать практически наугад, пользуясь данными OpenStreetMap. Force 2.0 предназначен именно для таких кратковременных походов, поэтому на нём не предусмотрено штатных мест под задний багажник и как следствие нет возможности навесить рюкзак-"штаны" для долговременного велотура. Основную поклажу (питание, плавки, полотенце и прочее) пришлось взять на спину, в рюкзак, оставив на велосипеде лишь фотосумку на руле, подседельную сумку с инструментом и бутылку да насос закреплённые на раме. Но прежде чем отправиться в леса мне предстояло забрать коллег с места встречи у магазина ВелоДрайв, от которого традиционно стартуют все Воскресные Покатушки. А это значит, что мне (загородному жителю) предстояло пересечь Кольцевую Автомобильную Дорогу, взявшую в велоблокаду Петербург, по одной из труднейших для велосипедиста развязок - КАД-Энгельса. Мне предстоит двигаться во втором ряду, пропуская слева и справа от себя автомобили, летящие на скорости 90-110 км\ч и перестраивающиеся через несколько рядов для съезда на КАД с проспекта Энгельса\Новоприозерского шоссе. Не пытайтесь повторить. Серьёзно. Помимо стандартных средств безопасности: жёлтого жилета, шлема, зеркала заднего вида, мне предстояло быть уверенным, что моё средство передвижения позволит развить необходимую скорость для относительно безопасного перестроения во второй ряд и я не буду беспомощно крутить педальки с черепашьей скоростью пытаясь проскочить перед Камазом. Позволило. 35-40 км\ч на выходе на развязку очень достойный результат позволяющий нормально сманеврировать в такой ситуации. Стоит также отметить неплохую курсовую устойчивость Stern Force 2.0 - велосипед не болтает из стороны в сторону от потоков воздуха создаваемых проносящимися рядом машинами. Он уверенно прёт в заданном направлении.
    Долго ли, коротко ли, но я приехал на место встречи с коллегами, и мы направились в гипермаркет за покупками. Не буду утомлять вас списком продуктов и перейду сразу к следующей части - поездка на электричке с целью забраться подальше от мегаполиса.
     
    sternfors_html_42b0514e.jpg
     
    Ехали мы до Кавголово, посадка проводилась на Кушелевке - второй станции от места старта электрички. Несмотря на жаркий выходной день, когда "электричка забита битком, все едут к реке", с велосипедами удалось комфортно разместиться в вагоне. Stern Force 2.0 20" ростовки обладает достаточно короткой рамой, что позволило его без проблем вместить в закуток для багажа в головном вагоне, и не мешать проходу граждан. 
     
    sternfors_html_653909d2.jpg
     
    Приехали, выгрузились, впереди первое испытание - Токсовское ледниковое плато, 9% затяжной подъём от Кавголовского озера к кирхе на вершине холма. Заехали все, хоть и пришлось устроить на самом верху пятиминутный перерыв для приведения пульса в порядок. Передачи были 1-1. Дальше путь пролегал вдоль озера Хеппоярви, частично по трассе недавно прошедшего там Токсовского веломарафона. Сожалел, что не поехал на него на этом велосипеде, Kenda идеально прёт по местным грунтам с песком, цепляясь всеми своими шипами и позволяя гнать 25-30 километров в час по лесным тропкам и дорожкам. К сожалению роль ведущего покатушки не позволяла мне в своё удовольствие погонять, иначе я рисковал потерять группу в лесу.
     
    sternfors_html_78155d27.jpg
    sternfors_html_1a64f3ef.jpg
     
    Внезапно дорогу преградила широкая лужа, больше смахивающая на небольшое озерцо от края до края дороги. Роль ведущего подразумевает и то, что надо проверять безопасность пути для группы, поэтому я, недолго думая и не тормозя, въехал в воду. Тут-то я и ощутил всю прелесть вилки с ходом в 120мм, преднагрузкой и очень хорошей передачей усилия с педалей на колёса. Сначала, когда я обнаружил, вернее, нащупал, в мутной воде яму обработала вилка, плавно опустив меня в неё, потом в ход пошли покрышки и привод, выводя меня вверх из ямы и не позволяя велосипеду остановится. Это непередаваемое ощущение, когда ещё чуть-чуть усилий, и ты преодолеваешь пиковую точку сопротивления подъёма, велосипед вырывается вперёд и крутить становиться легче. Словами трудно описать. Если вы ещё не катали на Stern Force 2.0, то наверняка имели счастье выталкивать автомобиль застрявший в снегу? Вот именно это "пошла-пошла, ещё немного, ВСЁ!" сравнимо с преодолением препятствий на Stern. Именно с таким ощущением я выбрался из лужи.  И только после этого осознал, что если бы техника меня подвела и я кувырнулся в воду, то вместе со мной искупались бы планшетный компьютер, недешёвый зеркальный фотоаппарат и куча другой электроники которую я привык таскать в походы. Конечно чему быть того не миновать, и я, отправившись в лужу повторно, ради красивых кадров, умудрился таки добиться купания фотосумки, позабыв вынуть из неё запасные фотоаккумуляторы. Их я потом по недосмотру вставил в фотоаппарат, подумав, что они достаточно просохли... В общем, кирдык камере, но не будем о грустном. Завалился в луже я по глупости, остановившись посреди неё и решив встать с педалей на ноги. Не повезло, и под правой ногой оказалась та самая глубокая яма. Зато проверил плавучесть велосипеда - Stern не тонет, держится на воде, соответственно пригоден для ватерджампа без дополнительных доработок.
     
    sternfors_html_4982cb58.jpg
     
    Ещё пару километров, и мы на пляже, вернее, продравшись сквозь моховое болотце в лесу, мы выходим к озеру Хеппоярви. Малая глубина, твёрдый песок на дне - как тут не попробовать то, о чём мечтает каждый подросток (и взрослый)! Погонять на велосипеде в полосе прибоя может каждый, а вот погонять по дну озера? Грузим велосипед по самые втулки и поехали.
     
    sternfors_html_m4a271b59.jpg
     
    Едет! Не просто проезжает пару метров завязнув в песке, а реально едет, пусть немного трудновато преодолевая сопротивление воды, но всё же позволяет достаточно быстро перемещаться по прибрежной полосе в воде. То есть его без проблем можно использовать в туризме связанном с пересечением бродов и подобных водных преград, банально прокатить по мели на озере в случае непролазного леса на суше. 
     
    sternfors_html_31db685.jpg
    Маленький leisure cross country перерыв. Шашлык, волейбол, купание, загар. Велосипед тем временем сушится на берегу. Но вот настала пора собираться в путь. Издав громогласный клич "MAAAP MEEETING!" собираю вокруг себя толпу участников похода с целью объяснить дальнейший маршрут похода, показываю карту, тропки, рукой указываю направление, в котором будем двигаться, и приступаю к подготовке: собрать вещи, проверить велосипед, полить смазкой привод. Только поднимаю голову от велосипеда, а народ расслабленный отдыхом на природе позабыв ведущего уже выстроился цепочкой и уверенно пробирается сквозь лес. Но не в том направлении! Тут то и пригодилась потрясающая проходимость Force 2.0, по мху, по сосновым корням, по кочкам. Нагнав впереди идущих я рассказал им про их трагическую ошибку с выбором направления, но, к сожалению, мы уже удалились на приличное расстояние от адекватного выхода из лесу, и было проще срезать до ближайшей тропки, обозначенной на карте. Тут уже сглупил я, не уменьшив масштаб, и в итоге мы вышли не к нужной грунтовой тропе, а к ответвлению, упирающемуся в маленькое торфяное болотце.
    sternfors_html_2ce75e56.jpg
     
    Вот оно, серьёзное испытание для велосипеда! Недостаточно просто ехать на велосипеде, чтобы понять его суть. Надо хотя бы километр пронести его на себе, протащить волоком сквозь лес, цепляясь за ветки и сучья, преодолеть с ним болото, выбраться из топи. Только после этого ты поймёшь, пригоден ли этот велосипед для турпоходов или его следует оставить под ближайшей берёзой. Stern Force 2.0 как выяснилось  -  пригоден.
     
    sternfors_html_33725311.jpg
     
    Вопреки ожиданиям передний переключатель после такого экстремального купания в жидком торфе успешно справился со своей задачей в лесу и мы, выбравшись на лесную тропу, мчались по холмам во весь опор. Добравшись до ближайшей цивилизации, мы отправили спешащих в город друзей в сторону трассы, а сами решили съездить на озеро, искупаться после болот. Но нетерпеливость участников опять внесла свои коррективы, и парочка гонцов учесала вперёд ведущего,  промахнувшись мимо нужного поворота на несколько километров. Пришлось догонять и следовать дальше, в поисках нового водоёма. Таким образом, неожиданно, мы оказались на старой дороге допетровских времён, мощёной булыжником. Вы видели по телевизору шоссейную велогонку Париж-Рубе? Вот представьте, что то же самое мы проделали на МТБ, уставшие, после болот, по колено в грязи... Булыжная мостовая перемежающаяся песчаными наносами и гравием - что может быть лучше для проверки плавности хода вилки? Я даже рискнул проделать трюк "езда без рук", вилка держит плавно покачивая велосипед на булыжниках. И вот финальная точка маршрута - Кузьмоловский песчаный карьер, в котором мы отмылись от грязи путешествия. Близился вечер, и электричка в паре километров манила и завлекала нас в город. 
     
    sternfors_html_7a69bb15.jpg
     
    Суммарно за день я накрутил около 60 километров. Это был один из самых насыщенных приключениями дней за всё лето, спасибо Stern - лес пройден!

     
    Автор теста - Павел Семенов