БЕЗОПАСНОСТЬ ВЕЛОТУРИСТА и общение с местными жителями |
Начинается очередной сезон длительных велосипедных путешествий. Я не знаю как Вы, но я всегда испытываю некоторое удовольствие от возвращения домой живым. Это отчасти помогает осуществить очередное путешествие, в какой-нибудь спокойный район типа Северного Курдистана, долины Нила или Костромской области. Накопив определенный опыт обеспечения собственной безопасности и съев несколько собак в процессе общения с местными жителями, я решил написать "научный трактат" в нескольких частях, приведенный ниже.
Содержание:
Часть 1. Плохой человек (вид первый) - хулиган
Часть 2. Незваный гость - ЧПИ
Часть 3. Два вида террористов
Часть 4. Таможня
Часть 4 (продолжение). Таможня берёт добро
Часть 5. Проводники
Часть 6. Язык до Киева доведёт
Част 7. Нелегальный бизнес в велопоходе
Часть 8. Ода об Официальной Бумаге
Часть 9. Опасности действительные и мнимые
"Безопасность велотуриста и общение с местными жителями". Часть первая.
В отличие от представителей других "туристских конфессий", велотуристы вынуждены постоянно сталкиваться с самым свирепым и опасным зверем на земле, подвергая себя большой опасности. Это существо, практически единственное из представителей живой природы, которое нападает на туриста первым, более того, может специально его выслеживать. Как правило, перед нападением оно сбивается в стаи и часто использует специальные средства. Итак, речь идёт о человеке и о том, как от него спастись.
Так или иначе, а велотурист постоянно сталкивается с человеком, его жильём, ездит как раз по человечьим дорогам и тропам. Большинство человеков равнодушно к велотуристам. Более того, даже относятся к ним доброжелательно. Но, как всегда, есть небольшой процент популяции, благодаря которому встречи с человеком нам следует остерегаться.
В основе любого научного труда, к которым без сомнения относится данный трактат, лежит классификация. Итак, плохой человек бывает нескольких видов: Хулиган, Бандит-Террорист и "Человек при исполнении". Конечно, трудно уложить всё многообразие негодяев в жесткие рамки приведенных видов, но для нашего случая такого условного деления будет вполне достаточно. Тема сегодняшнего опуса - Хулиган и как с ним бороться.
Хулиган - это романтическая натура, человек полета, можно сказать, поэт! Он не занимается выслеживанием туриста, не сидит в засаде на глухой лесной тропе. Хулиган просто гуляет, скажем, по лесу и вдруг видит вас! Ну, как тут не подойти, не познакомиться, может денег отнять, если душа-то просит? Лучшая защита от Хулигана днем - величина туристской группы и ее боевой вид. Кроме этого, в населенных пунктах надлежит держаться вместе, не разбредаясь, и избегать мест потенциальной концентрации подобного люда. В селах это магазины и автостанции, в городах - центральные улицы, вокзалы, и места продажи алкоголя в разлив. Наиболее хулигано - опасное время это вечер. Впрочем, днем Хулиган виден издалека, а вот в темное время суток…
Обычно человек ведет дневной образ жизни, и ночью, особенно-то по лесам или пустыням, не ходит. Нечего хорошему человеку ночью по лесам - пустыням бродить. С другой стороны, наиболее опасные особи человека как раз и могут использовать вечернее время, для своих темных дел. Чтобы спастись от ночного визита Хулигана следует принять превентивные меры, сделать все, чтобы он не набрел на вас гуляя с ножом при луне. Итак: не следует ставить палатку вблизи жилья, разжигать костер надо только когда уже стемнеет, (чтобы дым не демаскировал вас), ставить палатку и костер так, чтобы их не было видно ни со стороны человеческого жилья, ни со стороны человечьих дорог и троп, и, наконец, тщательно убедиться в том, что ни кто не видит, как вы съехали с дороги в лес и ставите палатки. И еще: не следует проезжать через населенный пункт незадолго до остановки. Вами могут заинтересоваться и проследить. Лучше, остановиться до деревни, и проехать ее утром. Это особенно важно в мало населенной местности, где появление новых людей - неожиданность. Останавливаясь на ночлег, подумайте, не является ли выбранная вами поляна чужим сенокосом, прикормленным для лова рыбы местом, транзитной дорогой для прогона скота - одним словом, посещаемым местом. Если Хулиган надумает вдали от жены выпить с друзьями водки, то он не отправится в глушь лесную, а пойдет именно туда, куда и днем привык ходить. Особенно внимательными следует быть в пятницу вечером, в выходные и праздничные дни. Из всех населенных пунктов наиболее опасными являются рабочие поселки, например, при шахтах или рудниках, наименее - небольшие деревеньки.
В следующем номере нашего журнала мы поговорим о таком звере как "Человек при исполнении" и узнаем приемы, как с ним бороться.
Илья Гуревич
Виртуальный велоклуб "ВелоПитер".
"Безопасность велотуриста и общение с местными жителями". Часть вторая.
Краткое содержание первой части:
Темная Ночь, но вы ставите палатку так,
Чтобы праздношатающийся хулиган
Не обнаружил Вас в Вашем логове.
Должен сразу сказать, что не званым гостем может являться не только Хулиган, но что еще хуже, "человек при исполнении служебных обязанностей" (ЧПИ). Если к вам вечером придет злоумышленник, то, увидев весёлую компанию из 8 человек, он может культурно поздороваться и мирно уйти искать туриста одиночку не читавшего этот трактат. Но если Ваш гость "человек при исполнении" - ждите неприятностей в любом случае. Во-первых, выяснится, что постановлением "министерства по делам болот и лесов Кривокозлинского района Безурожайной области" простой лес, в котором вы приютились, объявлен памятником природы, и вам надлежит в лучшем случае уплатить "много МРОТ" с каждого, а в худшем, немедленно покинуть (прямо среди ночи) место вашей ночевки. Далее, так как вы разожгли костер, то это деяние должно быть наказано по всей строгости местного беззакония. Ну и, наконец, вы являетесь нарушителями пограничного режима установленного между Безурожайной областью и республикой Безработной. Так что лучше избегать встречи с представителями властей с не меньшей тщательностью, чем с обычными хулиганами. Разница же между ними заключается в том, что хулиган - не ищет вас специально, а вот "ЧПИ", наоборот. Самыми неблагоприятными районами в смысле поборов "человеков при исполнении" являются Крым и Карелия.
Итак, человек при исполнении бывает: милиционером, лесником, ведомственным или вневедомственным охранником, пограничником, и просто самозванцем. У этой категории лиц есть одна особенность: им глубоко безразлична их высокая миссия по охране, скажем, заповедника, приграничной полосы или порядка в районе вашей дислокацией. Для них вы - объект наживы и все то, что они будут говорить и делать направлено только на одно: как получить с вас деньги. Для этого, очевидно, надо найти повод. Сразу оговорюсь, раньше было не так. Однажды в 93ем году мы путешествовали по Карпатам. Остановились на ночлег в лесу и разожгли костер еще засветло (ошибка - см. "трактат" часть 1). Через некоторое время прибежал лесник и сразу ринулся к костру. Посмотрел и говорит: "Вообще-то нельзя у нас костры жечь, но вы, как я вижу, не первый раз в лесу. Костер обкопан канавкой, чтоб дерн не горел, дрова лежат вдали от огня, деревьев в опасной близости нет, и даже канистра с водой стоит рядом. Что ж, оставайтесь, не гнать же вас с места на ночь глядя!". И, правда, чего нас гнать, если мы все сделали, по правилам. Кстати, выполнение правил - залог вероятного успеха от общения с занесенным в красную книгу "порядочным человеком при исполнении".
В том, что повод вас оштрафовать найдется - можно не сомневаться. Вам перечислят тысячи постановлений, (при этом не предъявят ни каких документов их подтверждающих) и в случае отказа платить штраф предложат покинуть занимаемое место. Как быть в этом случае? Понятно, что если Вас нашли утром, то извиниться и попытаться уехать, говоря, что вы де в первый раз, да случайно, да и денег у вас нет и так далее. А вот вечером придется договариваться. Свою оборону я отстраиваю так: соглашаюсь выполнить все приемлемые требования пришельца, кроме отъезда с места и вымогания денег. Если костер горит не так - пусть скажет как надо, и мы сделаем! Палатка стоит не на месте? А куда поставить, чтобы была на месте? Надо заплатить штраф? Тоже без проблем, но если есть квитанции и документ, на основе которого мы должны платить. А иначе не можем: мы группа и у нас финансовая отчетность, так сказать дебет - кредит, сдал - принял. Как правило, ничего из вышеперечисленных документов нет, что дает возможность для борьбы. Однако в последнее время и в правду появились места, куда человека пускают за деньги, которые, разумеется, идут только на благие начинания. Если вы сами знаете, что что-то нарушили, например, въехали в такое "платное место", то стратегия должна быть другой. Первое - узнайте, сколько с вас хотят денег. Если сумма для вас не значительная - лучше заплатить и расстаться друзьями. Если сумма вам кажется чрезмерной, то надо пытаться уменьшить ее до разумных пределов. Я, разумеется, не предлагаю вам ни каких противозаконных методов, типа "оплаты штрафа без квитанции" (вам это и так предложат). Я только укажу время, когда надо вести "разговоры о величине штрафа". Пока "ЧПИ" только говорит, что сейчас он вас оштрафует за незаконный ввоз велосипедов в лес на 500 минимальных зарплат - с ним надо бороться, отстаивая свои права. Когда же он достает бумагу - все. Пришло время договариваться. Выписанный штраф - документ подотчетный. "ЧПИ" теперь либо выбьет денег с вас, либо отдаст свои. Сами понимаете, в каком ключе пойдет беседа.
Илья Гуревич
Виртуальный велоклуб "ВелоПитер".
"Безопасность велотуриста и общение с местными жителями". Часть третья.
Краткое содержание предыдущих частей:
Темная ночь, но вы поставили палатку так,
Что праздный хулиган Вас не нашел.
Затем к Вам пожаловал “Человек при Исполнении”,
Но Вам удалось с ним договориться.
Сегодняшнее занятие мы посвящаем террористам и тем, как с ними бороться. Возможно, некоторым нашим читателям задача борьбы с терроризмом в рамках велопохода покажется неактуальной. Ну что ж, тогда они могут внимательно ознакомиться с предложениями магазинов нашего города, напечатанными рядом с этой статьей. Оставшимся же с нами читателям сообщаем, что предлагаемые вам контр террористические меры были специально разработаны для поездки команды велосипедистов Петербургской Федерации Путешественников (под моим чутким руководством) в страну Египет. Некоторые районы этой арабской страны являются рассадником терроризма.
Начнем, как всегда, с теории вопроса. Чем же отличается обыкновенный хулиган-злоумышленник от злобного маньяка – террориста? Хулиган, как вы помните из “части первой”, это романтическая личность: “Украл, выпил – в тюрьму! Романтика!”. Идет такой злоумышленник по лесу, натыкается случайно на туристов и тут его озаряет: “А не отнять ли мне у этих милых ребят их деньги, документы, велосипеды, палатки и прочие элементы снаряжения?”. То есть хулиган, не способен пол года изготавливать орудия уничтожения велотуриста или захвата его в плен. Террорист – другое дело. Для него Вы объект профессиональной деятельности. Это вам не хулиган – любитель, это организация, инфраструктура, спецподготовка, иерархия! Вызывает Главный террорист Среднего и говорит: “изволь взорвать автобус с туристами так, чтобы мир содрогнулся от ужаса”. Средний террорист вызывает группу Младших террористов и говорит: “Значит так, в пятницу 13 июля в месте скопления туристов, скажем у храма Хатшепсут (место в Египте, где в 1998 году был совершен страшный теракт), убить как можно больше людей”. Негодяи берутся за работу, и это уже не смешно. Если встреча с хулиганом не желательна, то с террористами встречаться ни в коем случае нельзя.
Собственно террорист бывает двух видов: первого и второго. Первые охотятся за людьми с целью их похищения, эксплуатации на стройках джихада и последующего возвращения родственникам за определенную мзду. При этом следует учесть, что эти деятели будут хватать всех подряд без разбора. Не важно, что на родине за вашу душу (даже вместе с телом) ломаного гроша не дадут. От этого ваши неприятности не уменьшатся. Есть только один, но радикальный метод борьбы с терроризмом первого рода – надо просто изменить маршрут. Скажем, вместо Египта, отправиться в Финляндию. Иными словами, надо избегать таких стран как Йемен, районов нашей необъятной, прилегающих к Чечне, некоторых других Исламских стран. К слову сказать, велотурист – наиболее уязвимый иностранец в таких неблагоприятных районах земли. В самом деле, представим себе обычную ситуацию. Сидит арабский террорист в своей деревне на берегу Аравийского залива, гашиш курит. Вдруг видит – едет группа белых велотуристов на байках. Хорошо, если он подумает: “Вот ведь, гашиш попался бракованный. В прошлый раз все как положено было – собака зеленая по небу летела, а сегодня не пойми что – люди белые на велосипедах едут”. Хуже, если он бросит свое занятие и ринется Вас догонять. Вас ведь не охраняет бронетанковая колонна? Впрочем, если вас собираются охранять, то от этого тоже удовольствия мало. Вот, например, в Египте,при въезде в террористоопасную зону местные “ЧПИ” (“человеки при исполнении” - для тех кто забыл), решительно собрались нас спасти. Они взяли нас под конвой, и в составе колонны автобусов (!) повезли через кишащий террористами город Кена. Когда скорость конвоя достигла 46 км/ч мы отстали, но нас тут же окружила рота автоматчиков, и, не смотря на все протесты, нас погрузили в фургон, провезли через город и выпустили в пустыню. Все бы хорошо, единственное, что было плохо – нам не дали купить еды (не смотря на все наши просьбы, протесты и даже попытки дать взятку только за одно посещение магазина). В результате спасенные, но голодные мы три дня плелись по бездорожью Аравийской пустыни пока не прибыли в Хургаду.
Второй вид террориста менее опасен для велотуриста. Эти люди занимаются тем, что делают все возможное, чтоб страна их жила как можно хуже. У нас, в России, конечно, такие люди тоже есть, но они носят пиджаки и галстуки и ежедневно посещают свою работу, расположенную в Москве на Охотном ряду. В большинстве же зарубежных стран, они живут нелегально и занимаются непарламентским свержением существующего строя. В зависимости от региона изменяется стиль работы террориста второго вида. Например, вы свободно можете посещать Турцию и Курдистан (сам там был в прошлом году), хотя за время борьбы за независимость Курдистана погибли десятки тысяч людей. Все просто – курды старательно истребляют любых людей в Турецкой военной форме, а последние, заняты “решением курдской проблемы” по типу “нет курдов – нет проблемы”. Туристы не интересуют ни тех, ни других. Я спокойно гулял тихими вечерами в Курдистане и Турции, говорил с Курдами… Другое дело Египет. Здесь местные исламисты хотят свергнуть местную власть под лозунгом “банду Мубарака под суд”. Для этого они хотят подорвать экономические устои Египта, которые базируются как раз на туризме. Их технология такова – посредством терактов заставить туристов отказаться от поездки в Египет. То есть вы – главная их цель. Тем не менее, есть методы, которые позволят снизить вероятность попадания в теракт. Итак, где скажем, исламский террорист будет поджидать своих жертв в том же Египте? Разумеется, там, где они бывают чаще, чем раз в пятилетку. Именно этот факт гарантирует вам относительно безопасное перемещение внутри страны вдали оттуристических объектов. Не будут негодяи сидеть в засаде три года в надежде, что здесь появится какой-то турист. “Если гора не идет к Магомеду, Магомед идет к горе!”. Террорист сам явится к месту скопления туристов, чтобы ему это ни стоило. Теперь задача номер два – выбрать жертву. Всем известно, что самая лучшая жертва – это группа американцев, немцев и англичан, густо разбавленная израильтянами. Отсюда совет – будьте максимально не похожи на них. Одевайтесь как можно ближе к местным традициям. Не следует“рассекать” по арабским городам в обтягивающей велосипедной форме с большой красной надписью USA. Наденьте широкие светлые штаны, простую белую футболку с длинным рукавом, белую кепку. Разумеется, ни один террорист в здравом уме не примет вас за местных, но может выбрать в качестве мишени соседнюю группу. Далее: старайтесь избежать нахождения в больших толпах туристов, осматривайте достопримечательности в неурочное время, в “не сезон”. Ну и, конечно, выполняйте все меры предосторожности при постановке палатки, которые были описаны в “части один”.
Илья Гуревич
Виртуальный велоклуб "ВелоПитер".
"Безопасность велотуриста и общение с местными жителями". Часть четвёртая.
В которой мы расскажем о случаях,
Когда велотурист сам попадает в лапы
Различных злоумышленников, и в первую очередь
“ЧПИ”- человеков при исполнении.
В наших рассказах мы уже сталкивались с ЧПИ, (в части 2 нашего трактата), когда говорили о возможности нападения оных на туристов, с целью вымогания денег под липовыми предлогами. Однако, бывают случаи, когда велотурист сам, по доброй воле, будучи в здравом уме и твердой памяти, лично идет на контакт с ЧПИ. Именно такую ситуацию мы рассмотрим сегодня.
Много на свете есть профессий хороших и разных. В строгом соответствии с этой аксиомой на них работают люди хорошие и, прямо скажем, “разные”. Более того, именно “разные” и даже “совсем разные” люди концентрируются на официальных должностях в отдельных ведомствах. Ну и, наконец, есть профессия, на которой кроме “разных” людей другие не работают. Это – таможенники. О них, и о пограничниках мы ведем свой рассказ.
Работа пограничника на паспортном контроле полна трагизма. Подумать только, целый день он стоит на страже интересов Родины, препятствуя незаконному выезду из страны. С утра до ночи он сверяет наши лица с фотографиями в паспорте, ставит на последнюю страницу прямоугольные штампики… И все это только лишь за одну зарплату! А между тем мимо него за границу отправляются люди по делу, на отдых и в велопоход. У каждого в карманах доллары, фунты, марки и просто рубли. Спокойно смотреть на это безобразие может не каждый. Поэтому, наиболее предприимчивые “погранцы”, применяют различные военные хитрости, чтобы некоторая часть вывозимых гражданами из страны средств, шла по назначению – в их карман. Трагизм же ситуации заключается в том, что легальных способов отъема денег пограничниками в природе не существует.
Итак, технология отъема денег практикуемая “погранцами” следующая. Надо во что бы то ни стало придраться к тем документам, которые у вас есть. При этом, чем меньше времени у вас до самолета (парохода), тем вам хуже. Вам просто не удастся разобраться в причинах возникших проблем. Менее всего опасны наши родные,российские пограничники, более всего – их Узбекские братья.
В качестве примера рассмотрим действия ташкентских “погранцов”. В 1998 году я наблюдал как виртуозы в зеленых погонах “снимали” с транзитных пассажиров по 50 долларов за право пересечения узбекской границы. Дело было в следующем. Гражданин России мог пребывать в Королевстве Таиланд с целью обзора местных достопримечательностей две недели без визы. За тем, он должен был обратиться к местным властям с просьбой о выдаче визы, либо покинуть страну. Примерно такие же правила действовали по отношению к Малайзии. В результате многие наши сограждане мечтали совершить безвизовый тур сроком до 4х недель: две недели без визы в Таиланде и две в Малайзии. Если бы не бдительность ташкентского пограничного контроля, то это могло бы им удастся без проблем. Пограничник брал в руки паспорт, затем требовал билет на самолет. Сравнивая документы, он обнаруживал, что в паспорте нет визы, а билет взят на четыре недели! “Нельзя, ни в коем случае, ни при каких условиях! Без визы на 4 недели в Таиланд – это запрещено, категорически возбраняется! Это нелегальный въезд, несанкционированный выезд, нарушение пограничного режима, одним словом, вы совершаете преступление перед Родиной стоимостью 50 долларов. Платите 50 долларов или отправляйтесь (за 40 минут до отлета) оформлять Таиландскую визу”. Понятно, что спорить в этой ситуации тяжело. При полной противозаконности действий пограничника, он не несет ни какой ответственности, если вы опоздаете на самолет. Сзади подпирает очередь, которая тоже далека от ваших проблем. Многим пришлось платить. Мы, по счастливой случайности летели в Таиланд на три недели, и поэтому позаботились о визе заранее.
Замечу, что пограничники опасны только при выезде из страны Родной и только при въезде в страны другие. Это понятно – вам НАДО выехать за рубеж и вас могут этим шантажировать. Наоборот, когда вы покидаете пределы чужой страны и возвращаетесь в свою, то обычно ни какого интереса к вам не проявляют. Все равно домой вас пустят, хотите вы этого или нет. Разумеется, приведенные размышления верны только не в том случае, если вы летите через Ташкент.
Возвращаясь из описанного выше рейса в Таиланд, я вновь очутился в Ташкентском аэропорту, и более того, по доброй воле явился на пограничный контроль. Как обычно пограничник взял мой паспорт и через несколько секунд лицо его просветлело:
- Что это вы мне, молодой человек, филькину грамоту, подсовываете???!
- Как так филькину грамоту?! Это мой паспорт гражданина России!
- Ну, нет, у вас тут дата рождения исправлена, и написано “Исправленному верить”.
- Так и есть, а чем вы не довольны?
- Печати нет!
Я заглянул в паспорт, печати там не оказалось. Для меня это был неприятный сюрприз, так как до этого я 4 года ездил с этой “Филькиной грамотой гражданина России” по самым разным странам. Более того, три недели назад меня спокойно пропустили через этот самый пограничный контроль! Но, как вы уже знаете, сила была на моей стороне, ибо я ВОЗВРАЩАЛСЯ домой, а значит терять мне было нечего. Далее наш диалог проходил так:
- Что же мне теперь делать?? – спросил я.
- А летите, откуда прилетели!
В этот момент пограничник ожидал увидеть меня потрясенным и
достающем из кармана заветную зеленую бумажку. Но мой ответ был краток:
- Я прилетел из Бангкока.
На консилиуме местных знатоков пограничной законности было принято решение не отсылать меня обратно в Таиланд, а пропустить в Россию, правда, аннулировав мой паспорт. Следует признать, что претензии ко мне в данном случае были законны. Но я хочу обратить внимание на то, что если б меня поймали на выезде за рубеж, то мои действия попали б в разряд “преступления против Родины стоимостью 50 долларов”. А на въезде я отделался законной процедурой.
Какие же методы противодействия можно применить против пограничного произвола? Первое – надо быть на 100 процентов уверенным, что ваши документы находятся в полном порядке. Почитывайте иногда ваш паспорт перед сном, особенно графу “годен до”. Сверьте ее с требованиями страны, куда вы хотите въехать. Прибывайте к месту пограничного контроля как можно раньше, чтобы иметь время спокойно разобраться в предъявляемых к вам претензиях. В случае наличия пересадки, уточните необходимость транзитной визы и “общую обстановку” в узле пересадки. Опасными могут быть не только среднеазиатские узлы типа Ташкента, но и восточноевропейские, арабские, африканские. По возможности таких ташкентов следует избегать. Говорю со знанием дела: пересадка в Амстердаме куда приятнее. Ну и, наконец, в случае затруднений требуйте начальников смены. Они не всегда поощряют действия своих подчиненных, а только в том случае, если последние делятся с ними своими доходами.
Илья Гуревич
Виртуальный велоклуб "ВелоПитер".
"Безопасность велотуриста и общение с местными жителями". Часть четвёртая (продолжение).
Таможня берёт добро.
Один мой приятель как-то после прохождения одесской таможни сказал: “Хороший таможенник – мертвый таможенник”. Конечно, что только с горяча не скажешь. С другой стороны, я тоже знаю одного хорошего таможенника. Это Верещагин из “Белого солнца пустыни”. К слову сказать, он действительно погиб, взорвавшись вместе с баркасом контрабандистов. Современные стражинационального достояния руководствуются обычно несколько другими приоритетами в своей деятельности. Поэтому общение с ними редко вызывает приятные эмоции.
В отличие от пограничников (см. предыдущую часть), таможенники имеют значительно большие возможности по вымогательству денег с путешественников. Мало кто знает все перипетии закона встающего на пути незаконного вывоза из страны старого спальника или трех банок тушенки.
Техника работы таможенника предельно проста. Он попытается найти у вас что-то нестандартное, но при этом Вам необходимое, и потребовать взятку, взамен на разрешение вывезти (ввезти) указанный предмет. Особенно таможенники свирепствуют в странах СНГ. У этого есть две причины. Во-первых, страны СНГ бедные. Ну, кого там, например, в Испании будет волновать, что у вас в чемодане? Да никого! А вот на Украине…, но об этом позже. Во-вторых, границы наших государств так тесно переплетены, что хочешь не хочешь, а приходиться их постоянно пересекать. Сели вы в поезд идущий из бывшей столицы Российской Империи в славный русский город Смоленск. Открываете утром глаза, а вы в другой стране - Беларуси. А уж по пути в Калининград вы и вовсе проедете через две независимые страны Латвию и Литву. Возможно, для путешественника это и не очень удобно, но для таможенника – чистый рай! Ну и наконец, опять во первых же, в наших странах наблюдается разгул гласности. Открываете вы у себя дома в Питере газету, и читаете, что с Беларусией у нас таможни нет. Вы садитесь на машину и что? Правильно, при въезде и выезде васдосмотрят, а на посту висит длинный список того, что вывозить из Беларуси нельзя (именно такой случай с нами был осенью 1998 года).
Наиболее опасные таможни на Украине, странах Средней Азии. Наша петербургская и московская таможни вполне терпимы. Более всего опасны ситуации при транзитном проезде через страны СНГ.
Рассмотрим одну из таких ситуаций на примере моей поездки на Ближний восток.
Денег у меня было не много и поэтому, вместо самолета, сел я в поезд Петербург Одесса и отправился на юг. Глубокой ночью к нам в вагон ворвались люди в камуфляжной форме. С криками и руганью всех подняли из постелей, заставили, в чем мать родила, распаковывать и предъявлять к осмотру чемоданы, паспорта, отвечать на какие-то вопросы. На поверку стало известно, что эта банда головорезов, на самом деле украинские таможенники. Я успокоился (как оказалось рано) и лег досматривать прерванный третий сон. Самое интересное у меня было впереди, а именно в Одесском порту. Здесь меня досматривала таможня настоящая, международная! Все вежливо, спокойно.
Везете что-нибудь запрещенное?
- Да нет, что вы…
- А в рюкзаке что?
- Да так, вещи личные…
- А именно что?
- Ну, штаны велосипедные, кроссовки старые, спальничек синтепоновый, палаточка
полусамодельная…
- НЕЛЬЗЯ!!!!!
- Что ж нельзя-то?
- Спальник и палатку – нельзя! Они явно стоят больше “стольки-то” гривен (как
я помню около 10 или 20 долларов) и посему к вывозу за пределы Украины, как
народное украинское достояние не подлежат!
Я, конечно, попытался доказать, что вещи эти из России-матушки везу. Но доказательств то нет! Банда ночных головорезов ни каких документов понятное дело не оформляла! Ладно, говорю. Давайте так: я внесу вещи эти, в декларацию, и при въезде предъявлю. Но нет, не первый день мой собеседник на таможне работает: “Нет, у нас закона, чтоб тебя наказать, ну штраф взять или в тюрьму посадить, если ты обратно ценности в образе спальника не ввезешь!”. Тогда я придумал по истине соломоново решение: “Давайте я пошлину вывозную заплачу и поеду себе спокойно, спать буду в спальнике, от дождя укрываться в палатке”. “Хорошо, - говорит таможенник, - нет проблем: плати пошлину! У нас это полагается делать по месту жительства, то есть для тебя в Петербурге!”. “Так что ж мне делать то?”. “Оставляй палатку со спальником и езжай себе куда хочешь!”. Пришлось мне прибегать к методам неофициального общения. Методы эти построены на одной простой истине: для любого таможенника собственные интересы зримы и осязаемы, а интересы государства, большого и далекого, есть некая абстракция.
Итак, приведу некоторые рекомендации по борьбе с таможней. Вы можете изучить таможенное законодательство России и всех стран, через которые вы собираетесь проехать. Уверяю вас, вы потратите не более двух-трех месяцев, и после этого спокойно один раз проедете через границу. За год правила изменяться и вам опять придется сесть за книги. Если этот метод кажется вам неоправданно трудоемким (как, например, мне), то рекомендую к прохождению таможни готовиться по-другому. Во-первых, держите все вещи разумно распределенными по всей группе.Вы полагаете, что едите в поход вместе. Но таможенники будут досматривать каждого отдельно. Тем не менее, при прохождении контроля пытайтесь держаться вместе. Запаситесь бумагой об официальности вашего велопохода (такие бумаги Федерация путешественников дает бесплатно). Эта бумага не имеет юридической силы, но, как правило, дает большую поддержку, доказывая, что вам действительно понадобятся и велосипеды, и прочее снаряжение. Вносите в декларацию все, что только можете, начиная от велосипедов кончая спальниками. При пересечении границ со странами СНГ не поленитесь потребовать и заполнить декларацию на ввоз всего того, что представляет ценность, возможно, это вам поможет на выезде из этих стран. Одевайтесь так, как будто вы отправляетесь не на отдых, а на работу. Таможеннику будет менее обидно не взять с вас взятку, чем, если бы вы ехали отдыхать. Ну и, наконец, стройте свои маршруты так, чтобы избегать излишних пересечений границ. Прямой путь далеко не всегда самый быстрый.
Илья Гуревич
Виртуальный велоклуб "ВелоПитер".
"Безопасность велотуриста и общение с местными жителями". Часть пятая.
Проводники.
Одной из разновидностей ЧПИ (человека при исполнении) являются проводники в пассажирских поездах. Годами они катаются из одного конца страны в другой, плохо спят, редко видятся с родными, живут в маленьком неудобном купе. И кто во всем этом виноват? Правильно, пассажиры. Во-первых, им постоянно надо куда-то ехать. Во-вторых, если пассажиры надумают выходить, то обязательно в три часа ночи. В третьих, они вечно мусорят, все пачкают, да вдобавок норовят что-то негабаритное провезти! С годами проводник закаляется в бескомпромиссной борьбе с пассажирами, характер многих приобретает отдельные специфические черты. Казалось бы, нам, велотуристам, что переживать? Доехал куда надо и пошел себе колесить вдали от железной дороги… Но не все так просто как кажется. Для начала,преодолев сопротивление проводника, в вагон нужно сесть. Далее, велосипед надо уложить наименее заметным способом, ну и, наконец, выдержать атаку проводников на ваш кошелек. Вот когда все это позади, вы можете наслаждаться поездкой, если к тому времени уже не надо будет выходить. Итак, обо всем по порядку.
В 50% случаев моей посадки в поезд с велосипедом у меня возникали проблемы с проводниками. Это не удивительно, ведь благосостояние проводника складывается из зарплаты, которую он получает от МПС, а также из денег, которые он сам может “заработать” на пассажирах. Поэтому, любая не стандартная ситуация всегда трактуется в пользу денег. В частности, велосипед – предмет негабаритный, что вызывает у проводника желание взять за его провоз определенную мзду. Второй фактор возникновения проблем с проводником – грязь. Вид грязного велосипеда должен вызвать у него справедливое чувство отвращения, ведь вагон то убирать приходиться ему самому!
Как же нам следует поступать для того, чтобы при посадке в поезд проблем было бы меньше? Честно говоря, хотелось бы все сделать по правилам и ехать без каких либо проблем, но это не просто, благодаря расплывчатости правил на железной дороге. Итак, для начала следует отсечь фактор номер два - “грязь”. Велосипед должен быть чистым и упакованным в чехол. В правилах ясно написано про пачкающиеся предметы: нельзя. Если чехла нет, то велосипед можно пеленать полиэтиленом, который часто используется в походе как тент. Некоторые любители максимально снижать вес багажа даже заворачивают велосипед в тент от палатки. Я категорически не рекомендую это делать, так как шестеренки, педали и ручки тормозов очень любят все вокруг себя рвать.
Теперь рассмотрим проблему габаритности наших велосипедов. Великий документ “Тарифное руководство номер пять”, в части второй, в параграфе 59 гласит: “Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи не зависимо от рода их и вида упаковки, которые по размерам помещаются в вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади”. Дальше уточняется, что габариты не должны превышать по сумме трех измерений 180 см и иметь вес не более 36 кг. С весом проблем нет, а вот с суммой трех измерений…. Попасть в 180 см совсем не просто. Впрочем, реально задача формулируется по-другому. Так как проводники измеряют ручную кладь на глазок, то надо сделать ее на вид такой, чтобы проводник счел ее габаритной. Для этого с велосипеда снимается переднее колесо и левая педаль. Далее, велосипед засовывается в чехол, рядом кладется колесо с упором в правую педаль. Иногдаполезно чехол снаружи перехватить в нескольких местах эспандерами, чтобы он выглядел еще меньше. Затем я вешаю чехол на плечо и с независимым видом иду к поезду. Тут и начинается самое интересное.
Стратегия взятия железнодорожного вагона проста, и отчасти напоминает спецназовский аналог: “Я выбиваю дверь плечом и падаю на пол, а ты берешь их всех на мушку”, но только с велосипедной спецификой. Первый этап штурма поезда это подготовка. Начинается она с упаковки велосипеда, которая должна происходить вдали от глаз проводника. Представьте себе реакцию вагонного главнокомандующего, когда 8 велосипедистов на огромных байках да еще с рюкзаками подъезжают к его вагону и нагло заявляют, что, дескать, они сейчас в него сядут на основании каких то там билетов! Нормальный проводник тут же заявит: “С байками в вагон не пущу!”. Это – не самое лучшее начало посадки. Пусть страж вагона не нервничает заранее и, соответственно не настраивается против вас. Более того, упакованные велосипеды нельзя складывать в одну кучу, иначе они опять же могут потрясти неустойчивую психику проводника. Поставьте велосипеды на перроне по одному – два на некотором расстоянии друг от друга, или сложите их в защищенном от проводникового взгляда месте. Подготовка завершается посадкой. Ее проводят так: в вагон проникает первый байкер с велосипедом или с рюкзаком. Упакованный велосипед несется на плече, частично закрываемый телом, или его можно держать двумя пальцами, наглядно показывая, какой он легенький. Обычно я беру билеты в плацкартный вагон, так как на третьи полки без проблем кладутся 4 велосипеда, и еще остается место для одного - двух рюкзаков. Велосипеды укладываются обычно так, чтобы они опирались сразу на две третьих полки, в два слоя. Пока один человек орудует с байками, укладывая их на полки, остальные подносят оставшиеся вещи. Если в отсеке кроме вас еще кто-то едет, то лучше, если вам удастся зайти в отсек первому. Некоторые пассажиры (бабушки с внуками) очень трепетно относятся к проблеме перевозки байков. Они уверены, что байки обязательно рухнут вниз, при этом ни куда-нибудь, а прямо на голову их чадам. По правде сказать, такое возможно. Например, если рама байка лопнет пополам в двух местах оттого, что на нее сверху сядет муха. Еще вариант – если поезд на полном ходу врежется в скалу. Других вариантов нет. Но, тем не менее, общественность должна быть успокоена. Возьмите обычный эспандер и зацепите его за велосипеды так, что его было хорошо видно. Этого вполне достаточно, чтобы сказать, что байки “надежно закреплены”.
Важно отметить, что байки, аккуратно сложенные на третьей полке, обычно не привлекают к себе внимания. Часто проводники их просто не замечают, или не придают им внимания. Иногда после выхода из вагона, когда все велосипеды оказываются сложенными перед выходом из вагона, проводник искренне удивляется: “Неужели это все ехало в моем вагоне????”.
Иногда, особо вредные представители рода проводников все же оказывают сопротивление при посадке. Тогда я использую “секретное оружие” - бумагу, в которой на бланке МПС написан абзац из упомянутого тарифного руководства. Мы вместе рассматриваем его и находим, что по всем параметрам нас следует в вагон пустить. Для убыстрения процесса посадки я обычно говорю, что если (несмотря на бумагу) мы сделали что-то не так, то мы заплатим в прямо вагоне, при предъявлении, разумеется, документа. Проводник, предвкушая деньги, в вагон нас пускает, но к своему удивлению, документа показать не может. Байки наши лежат в соответствии с “Руководством”, а измерять их на габаритность проводнику тоже не хочется. Таким образом, самое главное при посадке - любыми силами пробиться в вагон. Пока проводник внутри, а вы снаружи, спорить по поводу оплаты велосипедов плохо. Поезд может уйти без вас. Другое дело, когда вы уже внутри. Тогда скользкие и двусмысленные правила МПС можно обсуждать до самого приезда.
В заключении рассмотрим посадку в вагоны других классов. В купейном вагоне 4 велосипеда разместить довольно сложно. Технология примерно следующая: с байков снимаются обе педали и передние колеса. Далее велосипеды кладутся в багажное отделение над вторыми полками задним колесом назад. Передние вилки при этом торчат наружу. Теперь следует аккуратно загрузить еще два велосипеда,. В результате довольно большая часть ваших велосипедов торчит наружу самым вызывающим образом. Снятые передние колеса кладутся в последнюю очередь, затем все перевязывается эспандерами. В отличие от плацкартного вагона, байки надо крепить по настоящему. Следует отметить, что если вас всего двое, то проблем с загрузкой велосипедов в купейныйвагон практически нет.
В сидячем вагоне проблемы прямо пропорциональны “крутизне” поезда и конструкции вагона. В некоторых вагонах бывает свободное от сидений место, куда велосипеды можно легко ставить, в других его нет. К сожалению, “хороший поезд или нет” можно узнать, только увидев сам состав. Лучше уж брать билет в общий вагон, чем в сидячий.
Общий вагон – этот тот же плацкартный, только грязный, вмещающий себя в полтора раза больше пассажиров, причем, как правило, людей малообеспеченных. Соответственно и проводники мало с ними церемонятся, что увеличивает вероятность скандала. Посадка в такой вагон – дело сложное. Места в нем занимаются людьми самостоятельно, следовательно, все пассажиры проявляют лучшие черты своих характеров: толкаются, кричат, ругаются, иногда дерутся. Все это разумеется для того, чтобы попасть в вагон как можно раньше. Если судьба бросит нас в общий вагон, то надо как можно более оперативно в него попасть и занять две вторые и две третьих полки. Обычно это делает один человек, причем налегке. Далее можно спокойно загружать велосипеды, как в плацкарте, только сдерживая натиск других претендентов на занятые места.
Ну и, наконец, само МПС рекомендует сдавать байки в багаж. У этого варианта есть существенный минус: невозможно обеспечить сохранность байка при погрузке и перевозке. Кто будет контролировать, чтобы на байки не клали ящики с фруктами? Кто будет смотреть, чтобы их не кидали, как попало, в вагон? Кто гарантирует, что с байка ни чего не свинтят? Более того, где гарантия, что байк “выйдет” на одной остановке с вами?
Илья Гуревич
Виртуальный велоклуб "ВелоПитер".
"Безопасность велотуриста и общение с местными жителями". Часть шестая.
Язык до Киева доведет.
Велика планета Земля. Много на ней лесов полей и рек. И повсюду в этих потенциальных велотуристских угодьях обитает местный житель. Из предыдущих частей нашего трактата мы уже знаем, как от него спастись, а вот сегодня мы рассмотрим некоторые особенности мирного общения с ним, а именно процесс “взятие языка”.
Представим себе обычную ситуацию – вам необходимо узнать, есть дорога в нужном направлении или нет. Вы ловите какого-нибудь прохожего, и спрашиваете: “Скажите мне любезнейший, есть ли дорога от вашей деревни через Средние Клопищи на Безурожайск?” Скажу сразу. Вопрос, поставленный таким образом, не даст вам точного ответа. Почему – рассмотрим ниже, а начнем, как всегда, с классификации.
Местные языки бывают нескольких типов. Первые – назовем их, к примеру, “паникеры”. Они глубоко убеждены, что живут в тяжелейших климатических условиях, среди непроходимых болот (пустынь, степей, гор). Поэтому, когда вы спросите их о дороге, то они, увидев ваши велосипеды, сделают все, чтобы отговорить вас от продолжения пути. Паникеры искренне думают, что велосипед – это средство передвижения по асфальту. Такие люди начинают рассказывать жуткие истории про завязшие “Камазы”, про снега, завалившие дорогу по пояс и так далее. Как правило, все это и в действительности имеет место, но снега оказывается не по пояс, а сантиметра3, максимум 5, “Камаз” завяз не по вине непроходимости дороги, а из-за разгильдяйства пьяного водителя. Паникеры – самый распространенный вид местных. Я их встречал и на Кольском, и в Египте, и среди снегов Костромской области во время зимнего велопохода,и даже у нас в Ленобласти. Рассказы этих людей пугают, но к ним надо относиться осторожно. Второй тип местных – “гостеприимные хозяева”. “Хозяева” чаще всего встречаются именно там, где живет гостеприимство: в Средней Азии и на Кавказе. Эти люди ни чем нехотят омрачить ваш приезд к ним в село, поэтому на все ваши вопросы отвечают положительно. Однажды, после пересечения полуострова Мангышлак по колеям, оставленным геологоразведочными машинами, мы вышли в село Фетисово. Село расположено на берегу Каспийского моря не далеко от границы Казахстана и Туркмении. Я решил взять языка, чтобы узнать, есть ли дальше дорога на Бекдаш.
Скажите, мужики!, - спросил я группу из пяти казахов, - дорога
то на Бекдаш есть?
- Да, есть, есть! Отличная дорога, асфальт!
- Асфальт? Да, наверное, он скоро кончается…?
- Да! Да! Конечно, скоро! Вот за село проедите километров 40 он и закончится!
- Хм… А машины часто ездят по дороге той?
- Да! Едут! Постоянно едут, одна за другой! Да что там машины, автобус ходит!
- А часто ли автобус тот ходит?
- Да! Очень часто! Раз в неделю туда, и раз в неделю обратно!
На местности мы увидели гравийную дорогу, которую машины, попадавшиеся нам раз в три-четыре часа, предпочитали объезжать по целине… Конечно, к словам “хозяев” тоже следует относиться осторожно. Наконец, еще один распространенный тип местного – “знаток”. Знаток - это человек, который сам никогда дальше своего амбара не ходит, но не может ударить в грязь лицом перед прибывшими издалека путниками. Он дороги не знает, но все равно будет вам объяснять, как проехать. Это – самый опасный “язык”. Его советы могут завести очень далеко.
Чтобы избежать получения неверной информации, изложим ряд мер, по отфильтровыванию всего наносного из речи “местного” и нахождению истины.
Самое универсальное правило в общении с местными – задавать очень конкретные вопросы, в надежде получить именно конкретные ответы. На вопрос: “Хорошая ли дорога?”, вы получите невразумительный ответ: хорошая или плохая. Что такое “хорошая” в понимании лесоруба? Итак, сначала спрашиваем, есть ли дорога вообще, за тем, ходит ли по ней автобус. Если автобус ходит (об этом, как правило, знает вся деревня) значит дорога как минимум проезжая. Что хорошо для автобуса – хорошо и для велотуриста. Есть исключения. Например, до последнего времени из города Онега в Архангельск ходили автобусы по зимнику. То есть зимой дорога проезжая, а вот летом…. Хороший вопрос для выявления типа “местного” – “Вы сами ездили по той дороге?”. На этот вопрос всегда отвечают честно. Местный может сказать что-то типа “брат ездил, когда в армии служил”. Для вас это знак – надо брать еще одного “языка”. В зимнее время есть еще одна тонкость: вам следует поинтересоваться, чищеная дорога или нет. С мелкими проселочными дорогами и тропами еще труднее. О них мало кто из местных может что-то рассказать. Но методика выколачивания информации та же.
Ну и самое главное – не паниковать, каких бы ужасов вам не рассказывали про предстоящий путь.
Илья Гуревич
Виртуальный велоклуб "ВелоПитер".
"Безопасность велотуриста и общение с местными жителями". Часть седьмая.
Нелегальный бизнес во время велопохода и как им правильно заниматься.
Есть на свете отдельные страны, для которых добрые примеры соседей гроша ломаного не стоят. У них перед носом располагаются прекрасные образчики государственного устройства, развитой экономики, открытого гражданского общества, а они все свой путь ищут. Более того, многие страны находят этот свой неповторимый путь, но как правило симптомы у него получаются одни и те же: бедность, черный рынок, развал экономики. Парадоксально, но факт - в таких странах,наш брат, велотурист, чувствует себя не самым худшим образом. Во-первых, ситуация нам знакома, некоторое время назад, мы тоже искали свой путь, но слава богу, похоже, что не нашли. Во-вторых, в странах бедных, цены обычно не столь огорчительны, чем к примеру в богатой Европе. Впрочем, и свои трудности есть. Самая главная из них - незаконная коммерческая деятельность, которую велотурист ведет в тщетных попытках поменять свои кровные доллары, на дензнаки, принятые в данной конкретной стране. В этой части нашего трактата мы как раз и рассмотрим вопросы, связанные с взаимодействиями велотуристов с местными жителями на ниве обмена денег неофициальным путем.
Сначала опять теория. В чем же причина того, что велотурист, пытаясь просто-напросто поменять валюту, в ряде государств становится преступником? Рассмотрим эту ситуацию на примерах моих велопутешествий по Туркмении в 1996 году и Беларуси в 1998. "Отец всех туркмен", по другой версии "голова всех туркмен" бессменный руководитель страны Туркменистан, некогда просто товарищ Ниязов, а ныне Туркменбаши, "свой путь" для Туркменистана нашел довольно давно. Он ввел карточную систему на окраинах своей страны, развесил свои портреты на каждом углу, переименовал город Красноводск в Туркменбаши. В результате, когда наша группа прибыла в страну, мы обнаружили, что в магазинах все стоит копейки, но купить нельзя, так как товары только по карточкам. С другой стороны, на стихийных рынках все купить можно, но для этого нужны деньги, которые следует менять в государственных обменных пунктах. Курс обмена Сапармурат Туркменбаши выводит не на основе каких-то там рыночных предрассудков, а исходя из "высшей справедливости" и заботе о благосостоянии собственного карман..., то есть, я хотел написать, народа. Справедливость от реальности может отличаться в разы, но не это главное. Главное то, что обменные пункты - учреждения государственные, а значит, работают "от" и "до", находятся неизвестно где, а в тот день, когда вы прибыли в город, у них - переучет, санитарный день и просто выходной.Что нужно делать бедному велосипедисту в такой ситуации? Верно - становится преступником и нелегально менять деньги у барыг. Другой пример - Беларусь. В отличие от азиатского Туркменистана, Беларусь - европейская, цивилизованная страна. Здесь почти нет портретов "любимого президента", но курс местной валюты также определяется "необходимостью обеспечить обороноспособность державы". Обороноспособность, во время нашего приезда отличалось примерно раза в 2, 2,5 от реальности. Результат - вы все равно должны отправиться на рынок к барыгам. Однако, все указанные (и еще многие другие) государства понимают, что если вы поменяете деньги не в государственном "обменнике", то оно останется с носом. Поэтому, всех барыг оно объявляет преступниками, а заодно и вас ставит в положение нарушителя закона.
Как же поменять деньги так, чтобы с одной стороны получить реальную стоимость за свои кровные, а с другой стороны избежать неприятностей? При обмене денег частным образом существуют две реальные проблемы: честность человека с кем вы затеяли такой обмен, и бдительность милиции, призванной не допустить вашего успеха. Итак, перво-наперво следует провести разведку. Надо взять нескольких языков, лучше, еще по пути в страну назначения, и расспросить их о реальном обменном курсе. Далее следует оценить, на сколько государство, куда вы прибыли с дружественным визитом, хочет на вас нажиться. Если разница курсов мала, то можно зайти в обменный пункт и дело с концом. Если разница существенна, то необходимо отправиться на рынок, лучше - промтоварный. Как правило, в странах идущих своими путями, на рынках снуют стайки барыг, которые живут за счет обмена денег. С вида их определить несложно: это молодые люди праздно шатающиеся в районе входа, чаще группой 3-4 человека. Обменять деньги у них просто, но опасно. Они запросто могут взять у вас банкноту и сказать, что впервые вас видят. Тут же их браться по бизнесу с радостью этот факт подтвердят. С другой стороны, за барыгой могут присматривать милиционеры, чье вмешательство может не только сорватьсделку, но и обеспечить вам большое количество головных болей. Впрочем, обычно в этом плане бояться нечего, ибо милиция стоит где ей и положено: на страже интересов народа. Народ, в лице барыг, платит ей, сами понимаете, благодарностью. Тем не менее, есливы хотите менять деньги у барыг, то идите вдвоем, меняйте малые суммы, давайте банкноты без сдачи. Если вы вдвоем пытаетесь "сдать" 15 долларов, то барыга, скорее всего, не будет с вами связываться, а просто обменяет деньги. Зачем ему скандал из-за ничтожной суммы? Ведь в это время можно крупного "лоха" потерять!
Тем не менее, я рекомендую более безопасный метод - менять деньги непосредственно у торговцев. Обычно на рынках промтоварами торгуют челноки, которые по роду своих занятий вынуждены постоянно менять валюту. Только в крупных городах вместо челноков стоят нанятые продавцы. Именно к челнокам в первую очередь следует обращаться. Для торговцев промтоварами обмен валют это не бизнес, как для барыг, а возможность всего лишь сэкономить на курсах. Более того, они стоят за прилавком, на нем разложен товар - эти люди не имеют возможности от вас убежать. У них также нет "группы поддержки", которая специализируется на грязных делах. Следует отметить, что менять деньги им удобно и безопасно: они постоянно берут деньги у покупателей, возвращают им сдачу. Пойди, милиционер, разберись, что это вы передаете друг другу доллары или манаты? Я всегда пользуюсь "челноками" для обмена денег и никогда меня не обманывали.
Итак, подводим итог: для успешной операции вам необходимо твердо знать обменный курс, заготовить мелкие купюры по 5-10 -20 долларов, пойти на рынок, найти там "челноков", идти "на дело" парами и менять деньги небольшими партиями за один раз.
Напоследок еще один совет - рассчитывайте свои расходы! Не всегда вы сможете так же легко купить валюту, как с ней расстались!
Илья Гуревич
Виртуальный велоклуб "ВелоПитер".
"Безопасность велотуриста и общение с местными жителями". Часть восьмая.
Ода об Официальной Бумаге.
Бумага - это одно из самых выдающихся изобретений человечества. На протяжении тысяч лет верой и правдой служит она людям для передачи знаний из поколения в поколение, создания чертежей машин и космических кораблей, для написания стихов, выпуска "Спорт Бизнес Маректа" и, главное, обеспечения безопасности велотуриста в велопоходе. Бумага, а вернее то, что на ней написано, может существенно облегчить контакт велотуриста с ЧПИ ("человеком при исполнении"). Об этом, кстати, мы уже говорили в одной из предыдущих статей нашего трактата. Сегодня же наша цель определить, в каких случаях велотурист должен запастись Бумагой, для каких целей, и, наконец, что и как на ней надо написать, чтобы уменьшить свои проблемы в походе. Наш трактат научный, поэтому напомним теорию.
За что ЧПИ так нас люто не любит? Почему все они так хотят содрать с нас денег, испортить нам отдых и настроение? Корень зла очевидно лежит в двух плоскостях. Первая - желание немного подзаработать на вас и вашем отдыхе, второе - элементарная зависть. Понимаете: он, ЧПИ, большой начальник, например, сержант пограничных войск, вкалывает как проклятый с утра до вечера, а вы тут прохлаждаетесь на велосипеде! Ну как в таких условиях не сделать вам какую-нибудь гадость! Стратегия нашей защиты в данном случае строится на двух принципах. Первый: мы не отдыхаем,а выполняем важную народнохозяйственную миссию. Второй: миссия наша официальная, что подтверждается документом - Бумагой. В результате предъявления Бумаги ЧПИ должен понять, что мы находимся на службе, что нам еще хуже чем ему, и что нам следует оказыватьпосильную помощь, а не вставлять палки в колеса.
В каких же случаях нам нужна подобная Бумага? Во-первых, всегда, когда вы собираетесь на основании Конституции РФ осуществить свое право на свободу перемещения внутри страны и въехать на велосипеде в погранзону или просто приблизиться к границе. Любой нормальный пограничник, найдя вас вблизи границы, в силу своей психологии, начнет вас подозревать в жутких преступлениях. Он рассуждает примерно так: "Чего, Россия, страна что ли маленькая, кататься на велике негде? Неспроста эти люди к нам заехали". Наиболее частый пример контакта с ЧПИ это КПП на границе Карелии и Ленобласти за поселком Кузнечное. Со стороны Карелии пропускают всех, а вот со стороны Ленобласти только избранных, или тех, кто имеет Бумагу. Аналогичная ситуация наблюдается у Выборга и на Кургальском полуострове. Второй случай, когда Бумага нам необходима, это попытка проникновения в национальные парки или заповедники с режимом ограничения въезда. В данном случае мы имеем дело с егерями. Третий случай - когда вы планируете сделать то, что по-видимому может быть запрещено в силу каких-либо дурацких (или не очень) правил. Ну, например, пересекать границу на одних КПП можно как угодно, а на других только на автомобиле. Соответственно на велосипеде нельзя. Как заранее узнать какой режим установлен на КПП "Ташанта" между Россией и Монголией? Это отдельный труд, причем не малый. Четвертый вариант применения Бумаги - предъявление ее при посадке в транспорт проводникам (см. Часть 5), любым другим ЧПИ, которые могут остановить вас где попало на маршруте, потребовать документы на проверку. Пятый случай, когда бумага необходима, это если на вашем пути лежат прииски, военные полигоны, зоны конфликтов и т.д. где все мыслимые и немыслимые службы имеющие отношение кбезопасности день и ночь отлавливают различных "нарушителей". Обобщая все сказанное можно отметить, что Бумага нужна во всех сомнительных случаях, когда возникшая конфликтная ситуаций с ЧПИ может быть разрешена как в вашу пользу так и нет. Приведу примеры. Один активный член "Виртуального клуба ВелоПитер" отправился на велосипеде в путешествие по Скандинавии, взяв с собой Бумагу. На границе выяснилось, что количество денег у него меньше, чем требуется по Норвежским законам. (Законы Норвегии требуют иметь довольно круглую сумму денег на каждый день пребывания в стране). По идее, пограничник должен был завернуть отважного велопутешественника домой, но вид Официальной Бумаги с печатью смягчил его сердце. Другой случай: один активный председатель "Виртуального клуба ВелоПитер" был в Монголии. Так вот, при возвращении на родину, его не хотели пропускать через границу на велосипеде. Но нужная Бумага, на двух языках и с печатью помогла склонить местных пограничников к правильному решению.
Теперь, перейдем к главному: как, собственно, составлять заветную бумагу. Во-первых у вашего велопохода должен быть достойный повод, с точки зрения, конечно, тех ЧПИ, на которых она рассчитана. Если на самом деле у вас нет серьезной мотивации почему вы едете в тот или иной район нашей планеты, то ее надо придумать. Например: "Экспедиция "ТрансАлтай-2000" имеет целью сбор материалов о сегодняшней жизни и культурном наследии народов Алтая по обе стороны Российско-Монгольской границы". Или вот: "Велосипедная экспедиция "Онега-2000" проводится с целью сбора фотоматериалов о сохранившихся памятниках русского деревянного зодчества Поонежья". Обратите внимание, что формулировка должна давать ответ, почему вы направляетесь именно в этот район. Далее, необходимо точно указать ваш маршрут, избегая указания прямых дат, но указывая сроки начала и конца похода. В нитке маршрута обязательно должен фигурировать сомнительный участок. Пример: "Бийск, - Кош Агач, - Ташанта, - Российская Граница, - Монгольская граница, - Цаган Нуур, - Кобдо". Сомнительный участок в данном случае - граница. На ЧПИ, кстати, производит хорошее впечатление когда его забытый богом поселок упомянут в маршруте. Далее, в Бумаге явно должно быть прописано, что вы едете на велосипеде. Ну и наконец, обязательно все члены группы должны быть перечислены (Фамилия, Имя, Отчество), указаны номера их паспортов. При поездке за границу, необходимо Бумагу писать на двух языках: русском, и, чаще всего, английском.
Бумага распечатывается на бланке, подписывается и на нее может ставится печать. Если вы работаете в организации или фирме, которая имеет некоторое отношение (хотя бы самое теоретическое) к велотуризму, спорту, или путешествиям в целом, то можете попросить оформить такую бумагу у себя на работе. Руководство фирмы она ни к чему не обязывает. Если же такой возможности нет, то можно оформить такой документ в нашем виртуальном клубе, http://velopiter.spb.ru/ (денег за подобную помощь мы не берем).
Важно отметить, что обычно данная бумага не обязывает ЧПИ ни к чему. Она просто усиливает вашу позицию в разговоре с ним, помогает сбить объем его претензий, объясняет, как и для чего вы попали в зону его ответственности.
Часть 9. Опасности действительные и мнимые
После того, как мы рассмотрели различные методы борьбы с ЧПИ, хулиганами и даже террористами во время велопохода, неплохо было бы проанализировать в целом, а какие опасности могут подкарауливать велотуриста вообще? Чего действительно следует бояться, к чему готовиться, а какие наши страхи совершенно напрасны? На самом деле, ответ на этот вопрос отнюдь не очевиден! Приведу примеры. Осенью 2002 года в окрестностях Вашингтона завелся маньяк, который две недели терроризировал население убивая людей из винтовки с оптическим прицелом. Всего его жертвами стали 9 человек и еще четверо получили ранения. Вся Америка была взбудоражена: люди старались по возможности не выходить на улицы, детей не пускали в школы, а о тысячах публикаций в прессе и говорить нечего. Наконец, маньяк был пойман, и все успокоились. За те две недели, пока "снайпер" стрелял в людей, согласно официальной статистике на тех же американских улицах от ДТП тихо погибло 490 человек, и еще тысячи получили ранения. Другой пример. Когда я рассказываю своим далеким от туризма друзьям о своих походах, их почему-то сильнее всего поражает ночевка в лесу: "Как?? Ты две недели ночевал прямо в лесу вдали от человеческого жилья? Ужас!". Может быть и "ужас", однако, мне не приходилось встречать в графе "причина смерти" формулировку "ночевка в лесу". Так чего же действительно стоит бояться, отправляясь в велопоход?
Первую строчку "хит-парада" причин, приводящих к неприятностям в походе, занимает "потеря бдительности". В самом деле, человек, оказываясь в условиях заметно отличающихся от тех, в которых он проводит большую часть своей жизни (квартира в городе), концентрируется, и, как правило, думает над тем, что он делает. Но со временем, однако, внимание притупляется. Турист привыкает к новым условиям жизни, перестает концентрироваться на том, что делает, и попадает к кому-то под колеса, рубит себя топором по ноге, или ставит палатку "на авось" там, где делать этого не надо бы. Давать совет "быть бдительным" весь маршрут - бесполезно, но обращу ваше внимание на "особые дни". В сложных велопоходах всегда есть "место подвигу". Место и время. А после совершения подвига (преодоления сложного участка), у многих возникает ощущение, что "все позади", и можно расслабиться. Вот тут то, как раз, наступают "особые дни" и происходят различные неприятности. Самые тяжелые по своим последствиям аварии происходят на… "легких" участках пути! Да, таков парадокс велотуризма - пока ты идешь по пояс в болоте с велосипедом на шее и рюкзаком на спине, ничего страшного с тобой не произойдет. Но когда после этого ты выйдешь на асфальт -тут расслабляться ни в коем случае нельзя.
"Потеря бдительности" также охватывает такой род дорожно-транспортных происшествий, как столкновение велотуристов друг с другом и с неподвижными предметами. В самом деле, что заставляет велотуриста "забодать" дерево, или, что встречается чаще - своего товарища? Диагноз таков: "потеря бдительности на фоне обострения желания осмотреть красоты природы без отрыва от управления двухколесным транспортным средством". Говоря о "неподвижных предметах", я должен коснуться их номенклатуры. Вы полагаете, что речь идет о бревнах, незаметно притаившихся на повороте дороги, или скажем небольших кирпичах? Отнюдь! При мне мои коллеги "бодали" стоящий автобус, легковую машину с прицепом полным картошки, несколько довольно крепких деревьев. Некоторые умельцы промахивались мимо дороги, а один ухитрился проехать мимо моста. Ну а я сам, как и полагается председателю велоклуба, превзошел всех "рядовых" членов, въехав в стоящий МАЗ самосвал.
Если вы полагаете, что бдительность можно потерять только на дороге, то это глубокое заблуждение. Чаще всего ее начинают терять еще при подготовке к походу. Примеры: "Так, йода нет - ну, наверное, Маша возьмет. Насос, пожалуй, оставлю, его Митя обычно возит. У меня по раскладке килограмм соевого мяса - ладно, куплю по дороге в Больших Клопищах". Стоит ли говорить о том, что в нужный момент выясняется, что нужную вещь не взял никто? Завершая обзор лидера "хит парада" все-таки воскликну: "Люди! Не теряйте бдительности!"
Вторую строчку нашего "хит-парада" занимает, "человеческий фактор". То есть, взаимоотношение с ЧПИ, местными жителями, проводниками и пограничниками. Это очень распространенный класс неприятностей, но, надеюсь, предыдущие части нашего трактата позволят вам встретиться с ними во всеоружии.
Третью строчку нашего "хит-парада" по праву занимает "глупость". Мне рассказывали, как мой трехлетний племянник, собираясь на природу с родителями, взял спичечный коробок и положил в него одну спичку. На вопрос, почему именно так, он сказал: "так нам же надо будет развести один костер!". Такие детские рассуждения вызывают улыбку, однако, если вы думаете, что взрослые дяди и тети, собираясь в поход, не поступают аналогичным образом, то вы заблуждаетесь. Глупость бывает индивидуальная, которую проявляют "простые" участники похода, коллективная, когда группа вполне адекватных людей сообща принимает "странное решение" и безграничная, которой может обладать только руководитель похода (встречается редко, но приводит к самым печальным последствиям).
Расскажу о некоторых проявлениях глупости, с которыми мне лично
приходилось сталкиваться:
1) "Все вокруг меня дураки, и берут теплую одежду, а я, умный, и теплую
одежду не возьму, ибо по прогнозу - тепло". (Глупость индивидуальная)
2) "Тогда мы решили укрыться от приближающейся грозы и поставили палатку
в старом окопе, дабы ее не снесло ветром". (Глупость коллективная)
3) "Прежде чем разбить лагерь, я предложил отметить мой день рождения,
а уже потом разбираться с палатками" (Глупость безграничная).
С глупостью бороться довольно трудно, особенно с собственной. Единственный метод - проводить "скатки" - небольшие походики, где внимательно смотреть на тех людей, которые собираются с вами в большой поход. Что вас должно насторожить? Повышенное внимание к себе со стороны того или иного человека. Если "кандидат в походники" заявляет: "Я буду ехать по индивидуальному плану: утром рано выйду, прокачусь и буду вас ждать на месте сбора", или, "я питаюсь по специальной программе, и буду сам себе готовить", то это - сигнал. Конечно, бывает, что человек, скажем, болен и действительно нуждается в особом питании, но очень часто это ни что иное, чем нездоровые амбиции и желание противопоставить себя коллективу, сиречь - глупость.
Четвертая строка "Хит-парада" удерживается проблемами со здоровьем (результаты попадания в ДТП или падений - не в счет). Обычно проблемы возникают с желудком, с растяжением мышц, натертостями, аллергией. Бывают проблемы с сердцем (от перегрузки), зубами. А вот простуды, ангины, гриппы и тому подобные напасти практически не встречаются.
Пятую "хитовую" позицию занимают климатические факторы. Почему они находятся так низко? Потому, что если "глупость коллективная и/или индивидуальная" вам не свойственны, то в рамках велотуризма такие проблемы решаются довольно легко. Самая опасная проблема, как ни странно, жара. Человек, особенно путешествующий по нашему северному краю, как-то не отдает себе отчет, что жара может привести к тяжелым последствиям. Еще бы - он то боялся попасть под затяжные дожди и +12 градусов, а тут солнышко светит, и +30! Я был свидетелем нескольких тепловых ударов, причем не в Таиланде или Египте, а в Новгородской области. Это опять же чисто психологическая проблема: отправляясь в жаркие страны, человек готовит себя для борьбы с жарой, а выезжая в соседнюю область - нет. Со всевозможными климатическими проблемами борьба осуществляется чисто организационными методами: изучить статистику по климату региона, взять соответствующее снаряжение, на сложных участках заранее просмотреть возможные обходы.
Интересно отметить, что дорожно-транспортные происшествия в
походах (с учетом того, что мы вычли из них ситуации связанные с "потерей
бдительности"), встречаются реже, чем на покатушках, что, очевидно связано
с тем, что по мере удаления от больших городов интенсивность движения транспорта
падает.
Теперь посмотрим, чего же практически не бывает в велопоходах? Не зафиксированы
случаи съедения велотуристов дикими зверями, нет информации о гибели туристов
от "ночевки в палатке в лесу". Ни разу не довелось наблюдать размокшего
от дождя велотуриста, хотя конечно, ехать под дождем неприятно (не приятно,
но не опасно). Подавляющее большинство велотуристов ездят по дорогам и тропам,
отсюда хорошая статистика: ничего не известно о пропавших без вести группах,
а также о погибших от голода (хотя случаи голодания по несколько дней бывали).
Велотуристов, как правило, не накрывают лавины, и не их судьба замерзнуть в
сугробе. Чтобы эта статистика не нарушалась и в будущем, ко всем возникающим
проблемам надо подходить с применением головного мозга, без паники и с верой
в собственные возможности. При этом очень важно контролировать состояние группы
на маршруте, стараясь избегать сильного переутомления. Усталый человек склонен
к принятию неправильных решений, что вряд ли поможет найти оптимальный выход
из сложной ситуации.