home  служба спасения  новости  объявления  проекты  партнеры  линки  пресса  о Федерации  контакты
путешествия: Египет - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
Зимняя Россия
Зимой 1998/1999 годов мы провели ряд походов по России на велосипедах. Самые интересные из них приведены на этой страничке.
 
4 - 8 января 1999 года. Череповец - Белозерск - Кириллов - Ферапонтово.
27 - 28 февраля 1999 года. По льду Ладоги в Коневецкий монастырь.
20 - 22 марта 1999 года. Сусанинским путем по тракторно-санным дорогам Костромской области.

Существует широко распространенный предрассудок о том, что зима - это время для лыжников. Казалось бы, последние десять лет, когда любители этого странного время провождения могли встать на лыжи всего то пару раз за сезон, должны были расставить все на свои места, ан нет! Все равно, когда мы собираемся прокатиться погожим декабрьским деньком, как все нормальные люди на велосипеде, нам обязательно скажут, что, мол, не сезон. Согласится с такими ни на чем не основанными измышлениями определенно нельзя. Вот мы, например, прошлой зимой, в самые морозы, в феврале, откатали более 1000 километров весьма непростых дорог! И самым сложным во всем путешествии было отнюдь не борьба с холодами и сугробами, а езда по забитым транспортом улицам Бангкока. Другой зимний маршрут состоялся в 97м. И то же очень успешно. Один раз только и видели и то не снег, а иней, и то высоко в горах. И вообще в Египте не бывает настоящих снегопадов.

Форсирование сугроба Владимиром Воронковым

В этом году, как известно жизнь преподнесла нам большой сюрприз, изрядно скорректировавший наши финансовые возможности. Поэтому, очередные наши маршруты состоялись не в Мексике, как планировалось, а в Вологодской области и Беларуси. Единственное, что осталось без изменения, так это время проведения мероприятий.

Итак, январь, четвертое число. Мы занимаем свои места в поезде Петербург - Ижевск, в приятном предвкушении путешествия. И вот долгожданный момент. Пять утра, станция Череповец. Темно, легкий морозец. В теплом вокзале мы собрали свою технику и отправились на север. Как известно, рассвет в это время года наступает около девяти утра. То есть примерно три часа мы двигались по шоссе в полном мраке. Периодически нам приходилось съезжать на занесенную снегом обочину, что бы дать возможность попутным машинам нас обогнать. У них то же свои проблемы - дорога не слишком широка, и по краям на ней лежит укатанный снег.

Наконец, начало светать. Это обстоятельство позволило нам выяснить, что вдоль обочины идет широкая канава, а за ней лес, в котором мы решили перекусить. Для завтрака нам понадобилось форсировать канаву и углубится в лес. Проваливаясь по пояс, мы сошли с дороги, и добрались до гостеприимной полянки, защищенной со всех сторон от ветра, где на небольшом костерке вскипятили чайку и сварили геркулесовой каши. После еды жизнь показалась нам значительно лучше, чем она есть на самом деле. Впрочем, мы не долго пребывали в плену у таких иллюзий. Ровно через 25 километров у меня сломалась трещотка. Казалось бы, пустяковое дело, но не для моего "Золотого Коня". Для снятия корпуса упомянутого иностранного изделия требовался специальный ключ.

Здесь я прерву свой рассказ, для того, что бы поразмышлять, что же отличает великих путешественников, таких как Америго Веспуччи, Марко Поло, меня или, наконец, Витьку Шульца, от каких - то обыкновенных туристов? Конечно же, масштаб деяний. Скажем, Америго отправлялся на открытие дальних стран, Марко разведывал Восток, а я - претендовал на лавры первооткрывателя города Белозерска. В этих условиях, заботится о том, что бы не забыть съемник для трещотки просто мелко. Таким образом, съемник покоился в тепле и уюте моего Петербургского дома, а я со товарищи на холоде пытался возродить к жизни чертов механизм. Через час стало ясно, что ехать на моем велосипеде нельзя.

Тогда я вспомнил, что первый велосипед представлял собой скорее самокат, у которого не было педалей, а седок отталкивался ногами от земли. Я снял педали, опустил седло и решил попробовать этот метод. Однако, в зимних условиях, когда отечественные дороги покрыты тонкой корочкой льда, мои ноги скользили, не давая велосипеду разогнаться более чем до 10 километров в час. Пришлось принять тяжелое решение - эвакуироваться в Белозерск, что бы с утра закупить новое колесо. Пришлось нам полевую ночевку в уютной палатке заменить на жуткие условия городской гостиницы.

Утром, я отправился в единственный местный магазин, торгующий спорттоварами. Правильнее сказать, торговавший. Хозяева не успели до 31 декабря продлить лицензию на право торговли, и в новом 1999 году двери универмага так и не открылись. Весь оставшийся световой день я шел пешком в направлении Кириллова. За пол часа до заката, а именно в 15 часов 45 минут мой велосипед так же внезапно поехал, как до этого сломался. Мы проскочили еще десяток километров и остановились на ночь в отличном болоте, не далеко от Шекснинского водохранилища.

Стоянка на зимнем болоте Велосипеды у палатки

Чем заниматься в лесу, длинным зимним вечером? К пяти часам мы поставили палатки и развели костер. К шести сварили еду и даже успели ее съесть. К семи закончили чай и вдоволь наговорились. К восьми поняли, что у нас нет другого выхода, как немедленно отправится спать.

Через одиннадцать часов сна в семь утра, когда было еще совершенно темно, мы выползли наружу. Вечером шел дождь со снегом, а ночью это все замерзло, покрыв все вокруг корочкой льда. Мне пришлось потратить больше часа, что бы в темноте обледеневшими веточками развести костер. Даже трудолюбивый Вовка Воронков, который, как правило, не изволит подняться до того момента, как завтрак уже сварен, успел вылезти из палатки!

Виктор Шульц у переправы через Шексну

Преодолев Шексну по ледяной переправе, мы очутились на ее восточном берегу, который значительно холмистее и живописнее. Несколько часов и мы в Кириллове. Больше всего мне запомнилось в городе, это даже не сам кремль и древние соборы, а один пьяный мужик, который в шапке, с собакой и вдобавок обнимаясь с женой, стоял в церкви на рождественской службе. Правду говорят люди, культура то она не в столицах с их космополитическими замашками, а здесь, в глубинке, на земле!

Следующий день мы посвятили поездке в Ферапонтово и обратно. Утром было прохладно, градусов 6 - 7, а к вечеру ударил морозище градусов в 15. До Ферапонтова монастыря я доехал без приключений, а вот обратная дорога, была не столь проста. Мой велосипед периодически "пробуксовывал" благодаря той самой трещотке. Иногда приходилось даже идти пешком. Выручали горки. Катишься вниз, а сам педалями делаешь резкие движения, пытаясь привести трещотку в рабочее положение. Когда удается, то гонишь что есть сил, не давая ей холостого хода. При въезде в Кириллов пришлось спешиться и идти до автовокзала, так как велосипед стал совершенно не дееспособен. Дальнейший наш путь прошел без приключений: автобус, поезд. От вокзала любезный Шульц буксировал меня почти до дома, и нашел, что в Питере в то утро стояла ужасная жара. Очень странно, так как я, сидя без движения на своем коне, был как раз обратного мнения….

Илья Гуревич


По льду Ладоги в Коневецкий монастырь

Февраль… Февраль - наиболее любимый всеми велотуристами месяц. Это время, когда каждый из нас преодолевает горные хребты и непроходимые болота, песчаные пустыни и холодные тундры. Происходит это, правда, в мечтах, которые посещают нас за питьем пива и лежанием на диване. Ничего не поделаешь - на улице вьюга и жуткий холод.

В феврале-99го, окончательно разочаровавшись в этой жизни, я решил отправиться в монастырь. В нашем регионе, к сожалению, нет велосипедных монастырей, есть только мужские и женские. Один из них - Коневский Рождество - Богородичный монастырь. Располагается он в 5 километрах от берега в Ладожском озере на одноименном острове.

К моему великому удивлению, компания желающих уединения быстро росла. К моменту отъезда нас было уже чуть более трех человек. Четвертый, большой оригинал Николай Сороко, решил ехать на Коневец на лыжах, в то время, когда все нормальные люди использовали для этой цели велосипеды. (Поэтому, за целого человека его считать никак нельзя).

Виктор Шульц и Антон Чижов на пути в монастырь
Дорога в Монастырь

Утро того дня выдалось удачным. Легкая прохлада (-16 градусов) способствовала хорошему настроению, и быстрой езде. Правда, жаркое зимнее солнце делало свое дело, и к вечеру температура поднялась до -2 - 4. От станции Отрадное до побережья километров 30. Хорошая дорога, асфальт залегает не глубоко. Кое-где его даже бывает видно. Не езда, а сплошное удовольствие. На льду дело пошло не так весело. Снег, обильно выпадавший весь предыдущий месяц, был весьма глубок - по щиколотку. Тем не менее, за два часа мы добрались до монастыря. Сегодня он действующий, но мужской. Люди в нем очень гостеприимные. Нас они радушно встретили, рассказали об истории монастыря, показали, куда святой Арсений прогнал злых духов, и даже извинились, что не приглашают нас переночевать.

Виктор Шульц и Илья Гуревич на пути через Ладожское озеро
Переход Федерации Путешественников
через Ладогу

Сам остров очень красив. Значительная его часть покрыта сосновым бором, в котором мы и остановились на ночлег. Так как снега в лесу было почти по колено, то сеточка для разведения костра пришлась очень кстати.

Всю ночь и утро шел снег, в результате чего снега насыпало столько, что ехать по льду назад было уже совершенно невозможно. Более того, тяжелый снег продавливал лед, и из трещин сочилась вода. Колеса поднимали ледяную шугу, которая быстро замерзала на морозе. В результате этого, колеса примерзали к тормозам и прекращали вращаться. Последние двести метров до берега мы тащили велосипеды волоком.

Сбив с велосипедов лед, мы отправились на станцию. Быстро стемнело. Наша езда не представляла собой ни чего особенного. Покрытое льдом не освященное шоссе, замерзшие тормоза и переключатели, проносящиеся мимо по узкой полосе расчищенной от снега редкие машины. Падающий снег образовывал пелену тумана, сокращая видимость до 100 метров. Одним слово - приятная зимняя прогулка.

Коля - шаман!<br> Он готовит завтрак! Утром мой байк проснулся недовольным...
Коля - шаман!
Он готовит завтрак!
Утром мой велосипед
проснулся недовольным...

Илья Гуревич


Сусанинским путем по тракторно-санным дорогам Костромской области.

Быстро пролетела короткая Петербургская зима. Только что, вроде, в ноябре началась, и вдруг уже в марте на нет сходит. Приходится закрывать зимний велосипедный сезон. Для этого, решили мы отправиться в Костромскую область, чтобы проехать по асфальтовым дорогам Галичского и Солигаличского районов. В этот раз наш состав оказался весьма близким к боевому. Пол года мы уговаривали Аню поехать с нами в зимний велопоход и, наконец, преуспели в этом! Передаем ей нить повествования.

Кроме меня Костромская область привлекла Илью Гуревича и Виктора Шульца. Однако, судя по Питерской погоде, бояться мороза не стоило. Поездка от дома до вокзала радовала грязью луж, а тяжелый рюкзак с зимними вещами досадно замедлял движение.

Аня - автор текста
Это - Аня!

Наш маршрут начался в деревне Россолово. Пьяные (в девять утра в субботу) мужики долго всматривались в карту, а потом сказали, что асфальтовой дороги, по которой мы намеревались добраться до города с интригующим названием Солигалич, нет. И, вообще, в лесу снегу столько, что нам лучше повернуть велосипеды в сторону Галича. Но Илья, который с таким тщанием спланировал маршрут, сказал, что, скорее всего, сами жители не знают своей местности.

Первые километры мы ехали по широкой укатанной лесовозами дороге. Было несколько градусов ниже нуля, пригревало солнце, и тонкий слой воды делал лед дороги особенно скользким. Велосипеды поскальзывались, мы периодически падали, но это было скорее весело, чем больно. В одном месте вправо отходила колея, мы использовали ее, чтобы перекусить в стороне от дороги, но поверить в то, что это и есть наша "дорога районного значения", показанная на карте, было трудно. Через четыре километра лесовозная дорога закончилась около деревни, а любопытный мужик на мотоцикле объяснил нам, что надо вернуться.

Первые километры мы ехали по широкой укатанной лесовозами дороге. Было несколько градусов ниже нуля, пригревало солнце, и тонкий слой воды делал лед дороги особенно скользким. Велосипеды поскальзывались, мы периодически падали, но это было скорее весело, чем больно. В одном месте вправо отходила колея, мы использовали ее, чтобы перекусить в стороне от дороги, но поверить в то, что это и есть наша "дорога районного значения", показанная на карте, было трудно. Через четыре километра лесовозная дорога закончилась около деревни, а любопытный мужик на мотоцикле объяснил нам, что надо вернуться.

Колея от грузовика терпеливо дожидалась нас. Укатанных следов от колес два, поэтому и путешествовать зимой лучше вдвоем. Первый велосипед проваливается в недостаточно плотный снег, но ехать можно, зато второму достается разбитая колея и только большое мастерство позволяет ему не падать. Колея привела нас к ферме: породистые лошади, бык, обилие сельскохозяйственной техники, свежесрубленный коровник на высоком берегу реки. Мужик, который "работал по-плотницки" на хозяина показал нам дорогу дальше. Это уже была санно-тракторная колея, по которой из деревни Лодыгино ездят на рыбалку.

Тракторный след был перекрыт широким гладким следом санных полозьев. Сначала мы шли пешком и думали, что чтобы поехать надо обладать мастерством Коли Сороко - старейшего члена нашей команды, который по ошибке вместо Костромской области поехал в лыжный поход на Кольский полуостров. Первые попытки сесть на велосипеды привели к падению в глубокий по пояс снег. Однако вскоре мы поехали. К концу дня мы даже стали испытывать удовольствие, особенно когда дорога шла под гору, и удержаться в колее стоило большого труда. Еще большей проблемой было затормозить, так как тормоза покрылись льдом и не работали. Пришлось вспомнить детство и тормозить ногами. Когда стало темнеть, нас обогнали сани-трактор, то есть трактор, запряженный в сани, из которых на нас удивленно взирали рыбаки. Пора было вставать на стоянку.

Стоянку мы планировали в гостинице в Солигаличе, а оказались на заснеженном поле. Хорошо, что туристский инстинкт заставил нас тащить с собой котлы и палатку. Чтобы устроить лагерь, в первую очередь надо было добраться до деревьев. Илья надел рюкзак на плечи, взял в руки велосипед и сделал первый шаг с дороги. Проваливаясь выше колена, он отошел метров на двадцать, где не выдержал и упал. Дальше он продвигался ползком, волоча велосипед рядом. Мы с Витькой тоже оценили этот способ передвижения. На опушке мы воткнули велосипеды в снег рядком и вдруг обнаружили, что находимся всего в двух метрах от дороги! Это была отвилка той колеи, по которой мы ехали.

Лагерь был оборудован по всем правилам: широкая яма под костер и траншея, ведущая к палатке. Палатку мы поставили прямо на снег, чтобы, когда она провалится, спать было теплее. Костер быстро загорелся. Сидя за высокими брустверами ямы, мы наслаждались теплом, сушили промокшие за день ботинки, разговаривали. Тем временем на небе высыпали яркие зимние звезды. Ночью в палатке мы прислушивались к треску деревьев снаружи и гадали, какую температуру готовит для нас утро.

Теплое мартовское утро
Теплым мартовским утром

Утро действительно выдалось холодное (около -15С). Мы быстро собрались и поехали. Вскоре впереди на высоком холме замаячила деревня Лодыгино. Поднявшись наверх, Витька стал фотографировать, а Илья остановился около дома, где пожилой мужик колол дрова. Тот замахнулся топором, поднял глаза на Илью и: "Ты что, мужик, охренел!" - вырвалось у него. За деревней начиналась асфальтовая дорога, покрытая льдом. Мы ехали "на цыпочках", и когда показался поворот: налево Чухлома и Солигалич, а направо Галич, мы, подсчитав свою среднюю скорость и оставшееся время, решили ехать в Галич, так и не достигнув основной цели маршрута. Последний участок дороги огибал Галичское озеро, он был особо скользким с наклоном в сторону берега. Измотанные мы въехали в Галич, проехали по тянущейся вдоль озера улицы с коммунистическим названием и нашли гостиницу. Такие удобства, как горячая вода или душ, в этом здании предусмотрены не были. Чем-то это все напоминало произведения классиков, писавших о русских губернских городах середины 19 века.

Утром следующего дня мы были уже в Питере. Удивительно, но после трех дней зимнего велопохода мы чувствовали себя как после недельного летом. Явная экономия времени! Рекомендуем!

Анна Орлова


Rambler's Top100
путешествия: Египет - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
mail home  служба спасения  новости  объявления  проекты  партнеры  линки  пресса  о Федерации  контакты