home  служба спасения  новости  объявления  проекты  партнеры  линки  пресса  о Федерации  контакты
путешествия: Египет - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
 
Записки Невменяйнена, или путешествие вокруг Ладожского озера имевшее место быть в маябре 00 года.

Состав группы велопутешественников и авторов нижеприведенного текста:
Илья Гуревич - руководитель и главный НЕредактор этого текста
Александр Боровский (San, Ыфт) - врач, механик и пациент: примечания зелёным как тоска цветом
Николай Максимов (MAXIMOVE) - завхоз: примечания синим цветом
Анна Кононова
Сергей Марков: примечания розовым цветом
Татьяна Маслова: основной текст
Анатолий Иванченков (Ветролет): примечания красным цветом

Я уста свои закрою,
Завяжу язык свой крепко,
Прекращу я эту песню,
Распевать не буду больше...
(с) Невменяйнен, Калевала

 

Выехали мы вшестером (до последнего момента не знал этой цифры.. хотя и был завхозом J ) с Московского вокзала на лодейнопольской электричке в пятницу в 18.45. Пока ехал на вокзал, шёл дождь. Только тронулся поезд, как между тучек издевательски прорезались солнечные лучики. Говорят, что выезжать в дождик – хорошая примета.. Ну.. Со мной вроде ничего плохого не случилось в этом походе, а вот интересно, каковы были погодные условия над головой оставшегося недовольным от похода Сана? Ехали очень долго, часов пять, беспомощно наблюдая наступление темноты за окном. (сумерки. В голове вертится – надо срочно искать место для стоянки) Вышли на станции Заостровье уже в темноте, проехали совсем немного по шоссе и свернули в лес. Илья предложил перед сном вскипятить чаю, но не нашел поддержки у участников. Я не помню этого предложения.. Может я спал уже? Нет, просто это был Ыфт. Все легли спать, причем оказалось, что на шесть человек взято три палатки, всё так и было задумано, что было исключительно нецелесообразно, но еще менее целесообразно было использовать все три палатки и спать по двое при тогдашней температуре воздуха. Я, например, в первую ночь замерзла. (А вот не надо было кочевряжиться! Мне тоже, между прочим, не жарко было!) Наверно, вы холодильник забыли закрыть перед сном! J А поставили мы три палатки “чисто из прикола”. Я по летней привычке спал без одежды и, конечно, мне было с утра прохладно… Ааааааааааа, я знаю, почему ты замёрзла! Сан-то встал на час раньше всех. И ты одна досыпала в палатке!
А мне кажется, что три палатки были запланирваны с самого начала :) — правильно кажется!
Я (Ветролёт) выехал с Ленинградского вокзала в 18.30 на поезде “Москва – Петрозаводск”.

Когда мы встали и осмотрелись, оказалось, что мы встали почти рядом с деревней. Позавтракали, потеряли мой ножик… воду, кстати, брали из какой-то мутной реки… Ху…анхэ, наверно… безымянная какая-то полуречка- полузатон J, но все живы остались.

Немного проехали по шоссе до реки Свирь - когда-то в первые послевоенные годы в этом месте ходил паром, а теперь через реку перевозят местные мужики на лодках. Рядом с другим берегом стояла лодка с мужиками, и наши стали им кричать, зовя к нам. Лодка не спеша стала приближаться. Когда сидящие в ней узнали, что нам нужно перевезти шесть человек и столько же велосипедов, они отказались, сказав, что они такие же отдыхающие, как и мы, но согласились перевезти двух наших - Ыфта и Колю - на тот берег, чтобы они попытались там кого-нибудь уговорить заработать на нас деньги. Рыбаки очень добросовестно подошли к делу и перенесли Колю с Ыфтом на закорках к лодкам. чуть не утопив (Хароны хреновы), всё таки переправили нас через этот Стикс…Там мы проискали 2 часа в поисках человека, который бы хотел заработать 100 рублей, но народ в деревне живёт другими категориями... Мы вчетвером остались на берегу болтать и есть пастилу. Солнышко припекало. Это был самый теплый день нашего похода. (самая холодная ночь… самый тёплый день… потом просто привыкаешь ко всему J Я в глубине души не очень верила, что что-нибудь у нас выйдет, и не понимала, зачем нам вообще это нужно, когда изначально можно было доехать до Лодейного поля и переехать Свирь по мосту. А где ж романтика? Но, видимо, у Ильи были какие-то свои соображения. (разведать невозможность переправы в этом месте). Нам осталось воспринимать эту переправу как некоторое разнообразие в рутине похода. Только лучше бы это было не в начале похода, а то рутина еще не началась (мы просто заранее запаслись разнообразием). Ветролёту пришлось ехать вторым способом, так как поезд на Петрозаводск был скорый и пролетел мимо Заостровья. Но означенное разнообразие ждало его напоследок (см. ниже).

 

Через полчасика (мне показалось, что мы часа полтора бегали по этой деревне в поисках хозяев лодок, спущенных на воду. Никто не признавался. Наверно, в этой деревне еще живы партизанские традиции. Эту территорию немцы не захватывали, вроде. Видимо, традиции туда позже добрались и пустили корни) к нам наконец приехала лодка с местным парнем (весьма выразительной внешности). Удивляюсь тебе Коля, что ты на парней внимание обращаешь. Не даром ты с Сергеем в одной палатке спал! В первый рейс погрузили меня с тремя велосипедами, в следующий ехал Сергей в компании еще трех, и последним приехало начальство. Я раньше и не подозревала, что в лодке так удобно перевозить велосипеды.

Когда мы выгрузились на берегу, Ыфт с Колей заметили (наоборот: Коля с Ыфтом (в порядке замечивания) J ), что у меня на задней покрышке намечается дыра. Ыфт даже предрек этой покрышке смерть через сто километров. Но, так как запасной покрышки у нас все равно не было, я выбросила это из головы до худших времен.

"Этот парень сразу раскусил, как надо использовать велосипеды в походе"

 

За переправу мы заплатили 100 рублей. Местный парень нас предупредил, что с дороги, по которой мы собираемся ехать, нельзя никуда сворачивать под угрозой большого штрафа (500 МРОТ), потому что мы находимся на территории заповедника. Впрочем, там ничего такого, куда хотелось бы свернуть, и не встречалось. Вот и не правда! Там такие классные болота!

Стояла такая жара, что многие ехали в футболках. Это было единственный раз за весь поход. Проехав 15 километров по грунтовой дороге, мы попали в деревню Старая Слобода. Когда-то здесь было два мужских монастыря, но сейчас действует только один — Александро-Свирский Троицкий, а во втором — Александро-Свирском Преображенском — находится психиатрическая больница.

Сойдя с поезда в Лодейном Поле около шести утра, Ветролёт (т.е. я) проехал через интересный автожелезнодорожный мост с центральной фермой, которая может подниматься и опускаться по двум вертикальным опорам. Километров через 10 мурманской трассы свернул налево на гравийку с островами снега. Еще через 10 километров она вывела меня на ту, по которой предстояло подъехать основной группе.

Вначале осмотрел монастырь, в котором больница. Точнее, больница находится в бывших келейных корпусах, а церкви никак не используются (кроме Троицкой) и пребывают в совершенном запустении. Поразила трехшатровая церковь: подобные я видел только в Угличе и Вязьме. Вообще, архитектура этого монастыря на порядок интереснее, чем Троицкого. Потом заехал в действующий монастырь. Время было еще раннее (9 часов утра), и я побывал на службе в монастыре, а затем испросил благословения подняться на колокольню, где как раз подвешивали колокола, и пофотографировать оттуда. Потрясает панорама сразу двух монастырей в нежно-зеленой весенней дымке.

Перед монастырем (вообще-то перед психушкой, он нам ее еще показал) мы встретили нашего седьмого участника - Толю из Москвы. Я его грешным делом приняла за паломника, т.к. не знала. что у нас ожидаются еще люди. И уж точно с первого взгляда на него нельзя было предвидеть, насколько интереснее благодаря этому замечательному во многих отношениях человеку станет наш поход. J

Троицкий монастырь.
Психиатрическая клиника.
Психиатрическая клиника.
     

Купив консервы и две бутылки какого-то противного (но сладенького) напитка, мы устроили пикник на траве около ворот Александро-Свирского Троицкого монастыря (и зелёненького домика). Потом двумя группами по очереди сходили на осмотр достопримечательностей (видели мощи Александра Свирского) (ну, или его мумию. Кстати, Таня, как ярый атеист, не зашла туда :). Мумия – это когда без внутренностей и специально засушенное. А у Александра Свирского - это мощи! И не богохульствуй! Ё-моё, а я что в это время таблицей щщщелкал? Я что то мощей не видел!

Недалеко от монастыря мы выехали на шоссе (проехав село Новая Слобода, живописно растянувшееся вдоль озера Долгое. Несколько хорошо сохранившихся крестьянских домов оставили приятное впечатление. Хороший образец деревянного зодчества.), и километров через шесть был въезд в Карелию, где мы снялись под огромным щитом.

В селе Мегрега у поста ГИБДД стоял очень симпатичный броневичок с надписью “милиция”.

Дальше, вдоль реки, - места массового гнездовья… грачей, кажется. Ну не орнитолог я, просто красиво!

В Олонце мы зашли по просьбе San'а, который болел, в магазин-кафе попить чаю. Там были удобные деревянные сиденья, но невероятно узкие проходы между ними и столами. Почти все выпили по две чашки чая и, кроме того, мы все вместе выпили два литра кефира. В походах, почему-то, часто хочется кисломолочных продуктов, а нам в этот раз удавалось ими питаться ежедневно. (а мы с Колей в это время мерзли на улице, сторожа велы, и разговаривая с местными детдомовцами). Также в Олонце есть краеведческий музей с амбициозным названием “Забытая Столица”, в который мы, впрочем, не зашли. Зато с удовольствием осмотрели Смоленский собор - трогательного провинциального классицизма здание, гордо расположившееся в самом живописном месте Олонца (островок при впадении р.Мегреги в р.Олонку – двух полноводных потоков). Несколько часов оставалось до начала Пасхальной службы. Погода портилась. Мы покидали Олонец. Дорога шла вдоль Олонки, через поля и ветер. На одном из таких полей отдыхала стая каких-то птиц ... может, утки? Сан зафильмовал их… Большааааая стая.

Через некоторое время после выезда из Олонца мы стали задумываться о месте стоянки. Но найти ее было непросто: все берега водоемов там застроены домами.

Начал падать туман, причем прямо на голову. И начались поиски, и ходили группы разведывать местность по обе стороны дороги, и велась по этому поводу непрекращающаяся дискуссия. Дело в том, что там должно было быть нехилое озеро, судя по карте… а оно оказалось полем. Вот как бывает! Но, когда нас догнали Толик с Саном, которых мы до этого больше часа не видели (они, предварительно, конечно, дали нам добро на такой изрядный отрыв от них .. да, я ехал с ними, когда Сан простонал что-то вроде “брось меня здесь..” - я так и поступил J. Вообщем, он попросил меня догнать основную группу и сказать, чтобы его не ждали, считали коммунистом, и искали место для палатки..), и Толик стал доказывать Илье, что тот не там, где он думает, спор принял иное направление. В доказательство своей правоты он решил поймать машину и спросить, где мы находимся, и это ему удалось раз на пятый, но ничего утешительного, видимо, водителем сказано не было. А тем временем стала уже формироваться добровольческая (принудительная) бригада для поездки назад, в деревню, за водой, и вообще, стоял такой шум, что Илье пришлось воспользоваться (единственный раз в походе) своими полномочиями руководителя и громко гаркнуть на всех. За это он потом весь вечер получал нарекания от Толи, который является поборником демократии в туризме. Не то чтобы демократии, но, IMHO, это запрещенный прием, так как народ едет отдыхать и есть люди, старшие по возрасту. Всемером всегда можно договориться (как это успешно делалось впоследствии). К чести Ильи, в моем случае он сам сгладил недоразумение, выяснив его причину: на моей карте не было переезда в поселке Ильинский и не была подписана деревня Нурмойла, поэтому я потерял из виду не только группу, но и привязку к местности, и даже местные жители не могли меня сориентировать.

Иногда это единственный способ прекратить пустые разговоры и навести порядок, тем более, что уже давно было пора вставать на стоянку, и во избежание больших неприятностей это допустимо, я в этом плане полностью был согласен с Ильёй!

 

Встали мы в лесу недалеко от поля, которое на карте считалось озером. Коля с Сережей съездили в деревню и набрали воды во все наши бутылки (и во вставочку, которую Сан прикрепил мне на багажник. Ыфт он после этого! У меня всё на систему расплескалось и песочком присыпалось). L (и это все о нашем подвиге по добыванию воды!) Но все равно, дежурным (Илье с Аней) пришлось очень экономно ее расходовать. Да ладно! Они ещё с утра на ней готовили! Да, но без всякого удовольсвия!

На ужин мы ели рис с соевым мясом, которое Аня жарила на крышке котла с луком и морковью. Получилось довольно вкусно. Это был пасхальный вечер, и у San'а был припасен кулич с кагором. А у меня яички крашеные J. Пижон! А девушкам нравится…Мы все выпили граммов по пятьдесят кагора, но, почему-то, очень развеселились. (кагор ИМХО был тут ни при чем :). Там были и другие экзотические напитки J

 
Ладожское озеро.
 

День третий. 30 апреля.

Вскоре после выезда со стоянки мы свернули налево — решили посмотреть на Ладожское озеро, впервые в этом походе. Там было очень красиво: большой песчаный карьер (правильнее сказать дюны) и вид на Ладогу — через метров двадцать от берега полоска снега шириной метров тридцать. Надо сказать, что, чем больше мы ехали на север (вообше-то, мы ехали на запад. Ну тогда уж на Северо-запад! Не ссорьтесь!) тем больше нам попадалось снега, что, вообщем-то, и неудивительно.

Там San лег умирать (спать), (прогреваться на солнце) прямо рядом с велосипедами, а мы все поднялись выше, уселись на песке, смотрели на Ладогу, ели шоколадные конфеты (мне не оставили :-(( ), а наши мужчины вели компьютерные беседы: Коля с Ильей, например, сетовали, что у них безнадежно устаревшие компьютеры – Pentium 200, давно пора делать upgrade (а у меня P2-350). Молчал бы лучше, чтобы девушку не расстраивать лишний раз! На меня, довольную своей старой верной “четверкой”, посмотрели бы, наверно, как на неандертальца (неандерталицу), поэтому я скромно молчала. Зато теперь всё высказала. Как? Этот текст написан на таком паршивом компе????

San чувствовал себя гораздо хуже, чем в предыдущий день, его бросало то в жар, то в холод (и голод), а голос стал хриплым. Он предложил посадить его на ближайшей станции на поезд, чтобы он не задерживал группу, но его уговорили ехать с нами дальше. Толик, воспользовавшись случаем, начал проталкивать идею остановиться на ночь в гостинице, чтобы не морозить лишний раз San'а, а заодно и его, Толика, не привыкшего к таким холодным ночевкам. Разве к этому можно привыкнуть? J

Ехали мы в этот день очень ровно и медленно, даже по моим меркам (знаем, знаем мы твои мерки...). Кстати, оказалось, что я долгое время тешила себя иллюзиями, что езжу на велосипеде быстро и на большие расстояния: на самом деле мой велокомпьютер до середины этого похода врал на 20 %, и мне никогда раньше не приходило в голову проверить его по километровым столбам и установить правильную длину окружности колеса.

Почти сразу после остановки у Ладоги был поселок Видлица. Мы хотели там заехать в магазин за какой-нибудь едой, но первый магазин нам не понравился, и мы так привередничали, пока не оказались в конце поселка — нам пришлось сделать крюк и свернуть на какую-то улочку в последней надежде встретить магазин. В этом магазине многие купили по мороженому, я — бутылку “Байкала” (это первое место, где он оказался в продаже), а Толик накупил сладостей. На обратном пути на шоссе мы набрали воды из колодца, на котором стоял крест.(мы не стали следовать примеру жены Али-Бабы и ставить кресты на всех остальных колодцахJ) Местные жители подтвердили нам, что вода эта святая :).

 

Чуть дальше остановились на обед у быстрой речушки с рыжей водой (торфяная просто, чего людей пугаешь!) и видели четырех местных тётенек, которые проехали туда-обратно на дорожных велосипедах. Вообще, окрестности Видлицы были насыщены велосипедистами. Потом началась настоящая Карелия: гранитные скалы, красивая пересеченная местность, остроконечные ели и голубые озера, как в песне. Мы остановились полюбоваться одним таким озером – Сариярви. Вечером проехали поселок Салми.

Поиски ночлега у нас были еще гораздо более длительными, чем в предыдущий день. Сначала мы свернули на грунтовую дорогу, на которой на протяжении метров ста лежал снег, правда, довольно утрамбованный. Мы с Сергеем получили первый опыт езды по снегу – у остальных он, вроде бы, уже был, причем у Ильи с Аней довольно солидный. Мне безумно понравилось, и Сереге, вроде бы, тоже. Нужно просто крепко держать руль и нельзя расслабляться, а то начнет заносить. (я таки свалился один раз, правда в отличии от, я ехал быстро). Вот только Толику (извините за каламбур), похоже, не очень понравилось…

Дорожка повернула направо, а мы (после того, как Коля с Сашей сходили туда на разведку) прошли через заболоченное поле, ведя велосипеды рядом (кто вел, а кто ехал :), и вышли к Ладоге. Но это место чем-то не понравилось Илье (мне тоже не понравилось. Мы там всё обошли и оказалось, что встать можно только на дороге, довольно далеко от берега), и он дал команду искать другое. Мы вернулись на дорогу и проехали еще метров триста, потом опять переехали поле и выехали к значительно менее приятному месту. Вообщем, оно было очень даже ничего, если бы весь берег не был охвачен пожаром. Берег был весь в камышах, и подходы к озеру были плохие. Да нормальные там были подходы J (берег там был, кстати, лучше, просто ты не видела).во- во! Все, кроме нас с Толей, пошли на разведку и встретили пьяного мужика и, неподалеку от него — огромный костер, который начал распространяться на ближайшие деревья. Илья набросился на мужика за то, что он не потушил костер (надо было ему воще рыло за это начистить), но тот сказал, что сейчас придут его друзья и потушат. Мы уехали оттуда и вернулись на прежнее место. Толик бурно протестовал против ночевки там, говоря, что, раз уж мы почти здесь встретили людей, причем немирно, останавливаться здесь очень опасно. Я, честно говоря, тоже испытывала тревогу и очень не хотела там ночевать (неконструктивно: там до следующей стоянки было 10-15км, а был уже вечер и темнело). Но все прошло нормально. Я же говорил, что всё будет нормально, а ты не верила!

Вечером San варил глинтвейн из “Монастырской избы”, предварительно купленной в магазине, с добавлением гвоздики. А ещё вы сожрали 20 порций картофельного пюре с тушенкой, и сказали, что было мало! (БОЛЬШЕ Я ВКУСНУЮ ЕДУ БРАТЬ В ПОХОД НЕ БУДУ, НЕБЛАГОДАРНОЕ ЗАНЯТИЕ!) J Вкусно - это когда много!!!!! Ну вот. Жрачи – одно слово!

 

Утром мы все выехали бодрыми и полными сил, даже San себя стал лучше чувствовать, и Илья объявил: “Следующая остановка — мост в Ууксу”, и через пару десятков сотен метров у меня прокололась камера на заднем колесе. Вернее, San говорит, что она не прокололась, а просто протерлась рубцом, который образовывала дыра на покрышке. Мы остановились минут на сорок и занялись ремонтом. San выдал мне кусок резины и иголку с ниткой, чтобы я зашила покрышку, но я сделала только пару стежков с огромным трудом, а остальное пришлось дошивать ему. Поставили новую камеру, а покрышки на колесах поменяли местами, (мне в голову пришла эта “здравая” мысль, уже когда ремонт был закончен, меня же и запрягли их переставлять — лучше молчать в таких случаях! J.) и поехали дальше.

В Ууксу мы действительно остановились около моста через реку Уксуньоки и перекусили.

Река была довольно спокойная. Но километра через полтора езды вдоль нее мы увидели жутчайший порог. Мне никогда еще не приходилось видеть такой бурной воды (теперь, правда, я могу сказать, что видела и более бурную воду, причем в тот же день, но об этом позже). Примерно на треть ширины реки в нее вдавались каменные остатки моста. На мой инженерный взгляд – это были развалины плотины J. Коля заехал на этот мост на велосипеде и, наклоняясь как можно больше над рекой, стал позировать San'у, который снимал его с берега на видеокамеру. У меня от такого зрелища кровь в жилах стыла: и без велосипеда страшновато было там находиться. Шоубизьнесь не терпит слабонервных!

Мы стали обсуждать, какая бы категория могла быть у этого порога, и интересно, плавают ли здесь водники . Тут, как по заказу, подъехали водники – пара байдарок и пара катамаранов, причалили к берегу и пошли осматривать порог. Делали они это долго, и наши поехали дальше, а мы с Серегой и Колей все надеялись стать свидетелями увлекательнейшего зрелища – преодоления порога V к.с. (так его оценили водники), но пришлось нам уехать ни с чем, т.к. водники обнаружили, что сразу после порога через реку натянута проволока, и решили делать обнос.

Рукотворный Порог на Ууксу.
 

Уже в городе я узнала, что река Уксуньоки очень популярна для водных походов, и выше по течению есть еще четыре более простых порога. Эх, было бы у нас время – мы бы проехались вдоль реки, там отличная лесная дорожка. Это ещё не поздно сделать.

Питкяранта мне ничем не запомнилась, кроме того, что в ее магазине некоторые из нас сделали весьма полезные покупки – например, Сережа купил себе шерстяные носки, а Толик – то же плюс колпак. Теперь ему не нужно было больше спать в велошлеме! Все это шьют и вяжут местные надомницы. А ешшо я купил там свежеразмороженные овощи для супу!

Несколько раз мы с Серёжей, отрываясь вперёд, искали место для обеда. В конце концов нашли вроде бы неплохое. Там даже родник был. Скалы. Другие достопермечательности J. Тамже познакомились с умным, но чёрным псом. Я с ним поиграл и даже сфоткался. А когда мы выехали на шоссе, и я сказал ему, что теперь наши пути расходятся, он спокойно пошёл восвояси.

Самое большое впечатление произвела на меня, да и на всех, наверное, гидроэлектростанция в поселке Ляскеля. Вот там была действительно бурная вода. Местами били фонтаны метров до десяти (еслиб там были такие фонтаны, это была бы как минимум Красноярская ГЭС :). И вообще, место было замечательное. Само здание ГЭС тоже представляло большой интерес. Оно было многоэтажное и напоминало жилой дом, на окнах были кружевные занавесочки. При этом росло оно как будто из самой бурлящей воды. С нижнего этажа снаружи вела лестница в какую-то пещеру, которая еле виднелась над водой. Надо всем этим, правда, стоял не самый приятный запах, но это ничего не портило (Вообще-то это была целлюлозно-бумажная фабрика! Они всегда не слишком приятно пахнут :-(( Ты ещё в Кондопоге не была!).

 

Встали мы в тот день в очень красивом месте на берегу какого-то из заливов Ладоги. Шхеры это называется. А залив назывался Хиденселькя. Правда, со стоянки было видно шоссе (с нашей не былоJ), и палатки были очень далеко друг от друга, но последнее нас с San'ом не очень волновало — мы ведь были дежурными и, естественно, устроили костер рядом с нашей палаткой. Мы со Змеем просто место вам для палатки выбрали около костра J Съели мы в тот вечер килограмм макарон с огромным количеством тушенки, которое, почему-то, все равно почти не чувствовалось. Вообще, я заметила, что с некоторого момента концентрацию тушенки в еде увеличивать бесполезно – это ничего не дает.

Вечером мы с Серегой, Колей и Толиком пели песни и болтали у костра до половины второго. Толик периодически призывал своих товарищей по палатке пойти спать, но они оставались глухи к его призывам. Токовали. J В конце концов он пошел спать один, но палатку ему удалось найти далеко не сразу. При этом он ещё потерял свой фонарик.

День пятый. 2 мая.

Утром обитатели палатки на горе — Толик, Сергей и Коля — объявили, что собираются закончить маршрут, т.е доехать до Кузнечного, тогда как Илья, Аня и Ыфт решили уехать из Сортавалы, т.к. 3-го им всем нужно было быть в городе. Я долго колебалась, с кем мне ехать, и до самой Сортавалы не могла это решить.

Утро для некоторых последнего дня.
 

В Сортавалу мы приехали около половины первого. Красива и очаровательна дорога из села Рауталахти в село Кирьявалахти. Я ехал медленно, наслаждаясь тем, как она живописно извивалась между водой и скалами. У отъезжающих был поезд в 13.30 до Приозерска. Мы попрощались с ними, позвонили по домам (но не все удачно), пообедали в кафе "Ровесник" (рекомендую: довольно вкусно, недорого и есть куда поставить велосипеды) (не рекомендую: довольно дорого (хотя, если сравнивать с Grand Hotel Europe, то недорого), в мясе один жир, готовят долго, и вообше) борщ был пересолен J , Толик проявил несколько пленок и скупил половину книжного магазина — там, наверно, давно таких покупателей не видели. (они так и сказали: “Такие покупатели к нам редко заходят!” :) За два часа, что мы пробыли в Сортавале, цивилизация нам страшно надоела, и город мы осматривать не стали. Коля нам только успел показать здание, которое считается в Сортавале самым красивым (это у него отложилось из экскурсии, на которой он был в детстве), памятник Невменяйнену (тот который Вяйнемяйнен) я вам тоже показывал, просто вы внимания не обратили. и мы поехали дальше по шоссе. Начиналась самая интересная часть похода.

Места вокруг стали несравненно красивее, слева почти все время была вода. Дорога от Сортавалы до Лахденпохьи была последним асфальтированным участком в нашем походе, правда, мы об этом еще не знали. Но это был и самый холмистый участок — там, наверно, не было и ста метров ровных, мы только и делали, что забирались на горки жуткой крутизны и высоты, а потом еле успевали перевести дух на спуске. Знали-знали!

Из Лахденпохьи (где тоже выли довольно интересные развалины кирхи) у нас было два варианта выезда: основное шоссе шло почти вместе с железной дорогой через Ихалу, а левее, ближе к Ладоге, была дорога через деревни Лумиваара, Хухтерву и Терваярви. В Хухтерву я жила позапрошлой зимой целую неделю на даче у знакомых, и мне очень хотелось там еще раз побывать, так что я уговорила всех ехать по этой дороге. Она была очень плохая (очень даже ничего), и некоторые поначалу возмущались, но, когда вдали показалась лумиваарская церковь, все затихли. Это финская церковь, построена она была в 1935 году, и действовала всего несколько лет (в смысле до 39го, я думаю), но довольно прилично сохранилась, есть даже роспись на стенах: Здесь был Вася, ДМБ-84, Спартак – чемпион и еще много чего нецензурного надо полагать так. Внутри висят списки лумиваарцев, погибших во второй мировой войне. Лумиваара прежде, судя по всему (спискам погибших, например), была довольно большим поселком. Мы залезли по лестнице на самый верх и долго там сидели и любовались окрестными видами. Я спустилась раньше всех и вскоре услышала оглушительный удар колокола. Сергей с Колей потом утверждали, что колокола они едва коснулись.

Место ночевки мы выбрали заранее, еще в Сортавале — оно было на озере Терваярви, за одноименной деревней. На карте от дороги к нему шла черная дорожка, которая не вызывала у нас никаких подозрений. (у кого-то, может, не вызывала, а у Коли вырвался такой комментарий: "Знаем мы эти черные дорожки!"). Но на ней нам троим впервые в этом походе по-настоящему пригодились горные велосипеды. То ли ещё будет! Не знаю, пожалел ли Толик об отсутствии у него маунтин-байка, но особого восторга эта тропинка у него не вызвала, особенно на следующее утро. А чего жалеть, сам же предложил это место ночевки.

Остановились мы в глухом месте (это была самая красивая ночевка в походе), но, после того, как легли, нам (не будем показывать пальцем) стали все время слышаться какие-то шаги и даже голоса. Спали мы вчетвером в палатке. Толик все порывался поставить свою, боясь тесноты, но потом раздумал.

 

День шестой. 3 мая.

Утром мы проснулись около восьми, но ужасно долго собирались. Я без конца всех торопила, т.к. очень хотелось успеть в Кузнечном на предпоследнюю электричку (с последней я не успеваю на свою электричку). До "шоссе" по тропинке было километра четыре, но ехали мы их минут пятьдесят - постоянно попадались заросшие участки, лужи невероятной ширины и глубины, поваленные бревна. Очень приятная дорожка. А то по шоссе, знаете ли, задалбывает. J Выехав на дорогу, я вспомнила, что забыла свой любимый пендель около стоянки, и пришлось возвращаться, предварительно, конечно, сбросив рюкзак. Вернулась обратно еще через час десять.

Дальше почти до Кузнечного шла совсем отвратительная дорога. После каждой машины приходилось полминуты ехать с закрытыми глазами и не дышать, а первое было тоже рискованно, потому что на этой дороге чего только не валялось. И тут мы въехали в самый красивый поселок на всем нашем пятидневном пути — Куркиеки. Действительно красивый городок. Природа красивая!

Живописно расставленые финские дома и Русские домики. Он разительно отличался от всех населенных пунктов, через которые мы раньше проезжали. Почти все здания были очень необычными. На главной площади был фундамент церкви, который очень заинтересовал Колю. Они с Сережей долго о чем-то беседовали с местной старушкой. (Что интересно, эту церковь сами финны и сожгли, так как наши хотели превратить в православную). А мы с Ветролетом, испугавшись намечающегося дождя, стали переодеваться. Правда, нам это не пригодилось.

Места там действительно хороши. Они соблазняли Толика останавливаться и “щёлкать”. Однако, его никто не хотел ждать. Всё-таки я не стал его бросать... С каждым красивым местом спины оторвавшихся становились всё меньше. Встретились мы только в Хийтоле.

В Хийтоле (ей, между прочим, недавно исполнилось 600 лет. ТАК- ТО! И Куркиёки тоже.) Кстати, очень миленькая деревянная часовенка - видимо, совсем недавно построена. И затейливый магазинчик без окон, но весь в орнаментах. J ) мы поели сметаны с печеньем, и почти без остановок по стиральной доске приехали в Кузнечное. На выезде из Карелии, вопреки опасениям Ветролета (кстати, мы его бросили там, торопясь на электричку), никто нас не остановил. В Кузнечном посмотрели на памятник кузнецу (смотрели мы на скорости 25км/ч). Электричка была через полчаса, в 18.20 (вообше-то через 50 минут) всё-таки через полчаса. Мы едва успели в магазин сгонять! (причем, даже не предпоследняя) (как раз предпоследняя), так что мы как раз успели купить продукты. Толик поехал дальше на велосипеде, а мы сели в электричку, и в Питере были около десяти часов вечера.

А Толик тем временем устремился на Приозерск. Простившись с ребятами в Кузнечном у магазина, куда они подъехали за провиантом, он (то есть я) вышел опять на трассу и, наслаждаясь быстрой ездой с горки на горку по асфальту, вскоре доехал до Приозерска. Здесь первым делом слетал посмотреть крепость Корела, после чего остановился в одноименной гостинице на центральном бульваре.

Толик на трассе

День седьмой. 4 мая

Наутро проехался по магазинам. Напротив гостиницы есть хлебозавод, источающий благоухание; накупил там булок и приторочил в сумке к рюкзаку. Время поторапливало, но я решил снова заехать в крепость и посмотреть тамошний музей. Поражает огромная история этого города. Был он и карельским, и шведским, и русским, и финским, а теперь опять русский. А в круглой башне крепости, оказывается, содержались члены семьи Пугачева.

Но вот уже и гладкая асфальтовая дорога на Питер. Через 6 км, в Ларионово, свернул налево и покатил по дороге, которая на некоторых картах (не топографических) показана как Р33 – вторая дорога на Питер, непременно сквозная. Та же претензия сквозит с километровых столбов, отсчитывающих 133 км от Ларионово до Питера. (Точь-в-точь как на старой Смоленской дороге – 170 км от Вязьмы до Смоленска, невзирая на грунтовые участки). Асфальта на ней, однако, хватило только на 10 км до Моторного. Дальше всех моторных и безмоторных ожидает та же галька с песком, что и от Лахденпохьи до Кузнечного. У этой дорожки обнаружилось ответвление на Владимировку, куда я и заехал в тайной надежде увенчать наше путешествие посещением Рождества-Богородичного монастыря на острове Коневец. Для этого я заехал на подворье монастыря, которое расположено в одном из бараков флотской части, сильно ужавшейся в размерах. Здесь двое бородатых мужиков былинного вида объяснили, что настоятель уехал на катере утром, а когда я робко поинтересовался, не вышлют ли за мной катер, они два часа пытались вызвать монастырь по рации: “Остров, Остров, ответьте Бухте!” – но все впустую. По их предположениям, на острове еще не завели дизель и не было электричества. Ждать дальше не имело смысла, и я поехал дальше: та же гравийка до Приладожского, потом после протоки у озера Гусиного поворот налево, на такую же дорогу, но вдвое более узкую. Озеро нескончаемо тянулось слева. Доехав до развилки двух дорог, расходившихся под равными углами, я двинулся по правой. Постепенно дорога становилась все более гладкой, исчезла галька, остался один влажный укатанный песок, и, преодолев где вброд, где в обход несколько ям с водой, я разогнался во весь опор по прямым, как стрела, аллеям в сосняках и помчался на Соловьево. Но тормозить все же приходилось – чтобы заснять замечательные микропейзажи с роскошными елями и тонко прорисованными распускающимися березками.

Тряска и пыль были вознаграждены волшебным видом на реку Бурная: шириной с Неву или две Москвы-реки, она привольно текла в Ладогу. Слева, в устье, показался бескрайний голубой простор, и туда помчался моторный катер, за которым расходились две волны. О, как я хотел бы прокатиться на том катере!

За золотистой излучиной, в багровом свете заходящего солнца на другом берегу замаячило серое двухэтажное здание с лодочной станцией при нем. Я крикнул мужику, возившемуся с лодкой, чтобы он меня переправил. Тот спокойно ответил: “Мне не на чем, сейчас Юрку позову” – и в тишине вечера над безмятежной рекой его слова отдались в моих ушах за 500 метров, как если бы он стоял в двух шагах.

Видимо, повторялась картина начала похода. Юрку я так и не дождался и расставил свою мини-палатку прямо на берегу (вот где она мне пригодилась). Попутно помог одному местному парню с погрузкой-разгрузкой стройматериалов. За это он наутро переправил меня на тот берег на пластмассовой лодке. По его словам, здесь ходит и большой паром с дизелем, но неизвестно, пустили ли его именно сегодня или это случится на днях.

 

Серое здание оказалось домом охотника-рыбака “Переправа”. Если бы меня перевезли вчера, то я мог бы заночевать здесь за 100 рублей.

Прямо от лодочной станции идет асфальт до Запорожского. Название села происходит от порогов (на карте они обозначены как водопад Падунец). На самом деле здесь не водопад, а просто камни в широченном русле, вокруг которых бурлит вода. Я сделал к ним радиальную вылазку от Запорожского.

Асфальт продолжался до поворота на Денисово. Здесь находится гора Отрадная – возвышенность, откуда открывается необъятный вид на поля и леса. Потом идут километров 15 гравия, а от Песков уже окончательно начинается 50-километровый асфальт до самого Питера.

Торжественно вкатившись на проспект Культуры, я полюбовался выразительной застройкой окружающих кварталов. Но время поджимало, и я живо пролетел на Московский вокзал, заскочив попутно на место дуэли Пушкина (на открытии сезона мы чуть-чуть туда не доехали). Промежуточно финишировал на Дворцовой (603 км, а от станции – ровно 600!) и помчался в кассу покупать бутылку квасу. Вместо кваса мне всучили билет на верхнюю боковую полку.

С этим билетом я и ввалился в гости к Илье. Немного пообщались дружески за чашкой чая, но время было позднее, и я поехал на вокзал. Здесь глазам своим не поверил: у одной из платформ под парами стоял всамделишный ЭР200, выходивший в рейс под видом обычного скорого поезда. Я спешно поменял билет и погрузился. Проводница жутко тряслась за сохранность кресел, и я в конце концов придумал, как расположить “Адмирала”: задрал его нос (без колеса) и зацепил эспандером за багажную полку в середине вагона, где шаг между сиденьями побольше, а сам сел напротив и сразу уснул. Сквозь сон приглядывал за табло, где чередовались время и скорость: 64 км/ч, 78 км/ч и т.п. – форменное издевательство над скоростным поездом. Только перед самой Москвой, постояв в Клину, ЭР200 выжал 132 и с мелодичным перестуком пронзил ближайшее Подмосковье.

Впечатления от поездки великолепные. Проехали по красивейшим местам, раньше я ничего подобного не видел. А что может быть лучше Питера, полного друзей!

Фотографии Змея Гуревича.

путешествия: Египет - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
mail home  служба спасения  новости  объявления  проекты  партнеры  линки  пресса  о Федерации  контакты