Велосипедный путеводитель по Исландии
Часть 2

Начало — Часть 1

Практические советы велотуристам

Куда же поехать? Нитки маршрутов

Исландия — очень разнообразная страна, в ней, наверно, любой велосипедист сможет найти уголок по вкусу. Разумеется, это не относится к ненавидящим дожди и плохую погоду, однако дни с хорошей погодой делают окружающие пейзажи просто незабываемыми. Серьезное достоинство страны — благодаря хорошему развитию транспорта походы совершенно не обязательно должны начинаться и заканчиваться в международном аэропорту, всегда можно подобрать интересный линейный маршрут, просторы для фантазии здесь практически не ограничены. Здесь приведены примерные нитки маршрутов по стране, цветом показана ориентировочная сложность.

Перед выбором маршрута надо определиться с тем, что вы хотите получить от похода. Здесь мы говорим сугубо о походах, проходящих в высокий сезон — с середины июня по конец августа. Исландская погода и без того предельно непредсказуема, а при попытке поехать вне этого окошка вероятность получить лишние приключения на базе погоды (например, мощный снегопад, шторм или 2 недели дождей) приближается к 100%.

Если вы любите классические «достопримы» и предпочитаете асфальтовые шоссе, то ваша дорога лежит по Золотому кольцу и югу страны. Там вы увидите практически всё то, что обычно печатают в исландских открытках и календарях — это все равно что погулять по Дворцовой площади в Питере. Увы, по общей засиженности и количеству туристов на квадратный метр Золотое кольцо сравнимо с историческим центром — не всем это будет по душе. Если велосипеды позволяют, то можно зацепить «несложные» дороги класса «F» и заехать в Ландманналёйгар — это волшебное место, которое запоминается навсегда. Есть мнение, что побывать в Исландии и не посетить его — это потратить время зря.

Для любителей длительных велопробегов есть асфальтовый круговой маршрут по трассе №1 продолжительностью порядка 1500 км (пробег несложно сократить с помощью автобусов). Наверно, это второй по популярности велосипедный маршрут в стране, известных достопримечательностей на трассе №1 тоже весьма много. Но никто не обещает, что дорога будет легкой — сильные ветра могут порядочно потрепать вас, заставить нагонять график, да и магазины встречаются далеко не каждый день. Зато в случае ЧП или особо плохой погоды всегда можно подкинуться на автобусе. С количеством туристов здесь бывает так же плохо, как и на Золотом кольце. Кстати, нужно учитывать, что тоннель под фьордом Hvalfjörður к северу от Рейкьявика — единственный закрытый для велосипедистов тоннель в стране, придется объезжать фьорд по периметру.

Если вы хотите испытать себя на прочность, то ваш путь лежит через центр страны по дорогам F88-F910-F26, где путников ждут десятки ледяных бродов, пустыня и дороги с покрытием как железнодорожная насыпь, а то и гораздо хуже. Лунные ландшафты, впрочем, потрясающие, да и заезженность гораздо меньше (хотя туристов и тут хватает). Известно, что в одной из пустынь севернее Хердубрейда американцы тренировались перед полетом на Луну. Здесь на первое место выходит подготовка к походу, поскольку маршрут весьма требователен к выносливости, технике и снаряжению. Еду и топливо придется запасать минимум на неделю, плюс запас на случай природных катаклизмов.


Учитывайте, что F910 может быть закрыта из-за извержений вулканов или высокой воды под ледником Ватнайёкюдль, в таком случае придется поворачивать на восток страны (с возможным посещением ледовых пещер). Но прохождение этого маршрута стоит затраченных усилий, впечатления останутся на всю жизнь. Здесь особенно важно попасть в удачный момент, когда дороги уже/еще не закрыты и в идеале когда стоит низкая вода. Сезон здесь всего лишь с конца июля по середину августа: в первой половине июля высокая вероятность попасть на действительно глубокие броды, а в конце августа уже будут заморозки.

Все перечисленные варианты превосходны в плане «лунно-вулканических» ландшафтов, которые вызывают легкий озноб и головокружение от серного запаха. Но лунные пейзажи не всем по душе — многим хочется зелени и птичек. На такой случай Исландия припасла Западные фьорды. Вот там с жизнью, зеленью и позитивом всё идеально — страдать от одиночества точно не придется. Каждый погонный метр берега засижен птицами, везде луга, красивые горы, водопадики текут со скал каждые 100 метров.

Но это не «настоящая» Исландия, Западные фьорды по настроению скорее ближе к Норвегии, только народу и машин здесь намного меньше. Это глухие, ненаселенные и мало раскрученные среди туристов места (причем северо-восток страны будет еще глуше), тут плохо с транспортом, а кемпинги гораздо аскетичнее и встречаются не каждый день. Впрочем, в этом есть свой шарм, когда иной раз стоишь на полянке под водопадиком в полном одиночестве, а не среди 100 палаток и автомобилей, как в Скогаре или Ландманналёйгаре. Бродов тут почти нигде нет, дороги хорошие, но наборы высот заметно больше, чем в остальной стране.

По другим возможным вариантам маршрутов. Запад страны — полуостров Снайфедльснес — приятное и несложное место для катания, примечательное вулканом Снайфедльсйёкюдль. Север и северо-восток страны — красивые и не очень сложные дороги по полуостровам и берегу Северного Ледовитого океана, очень малолюдные, однако с инфраструктурой и транспортом там беда. Восточные фьорды — еще больше растительности, чем в Западных, но дороги проще, меньше рельеф, населения больше. Страну можно пересекать не только с севера на юг, но и по диагонали (можно сделать грунтовое кольцо по Исландии), хотя так достопримечательностей на пути заметно меньше, а трасса F26 в целом скучная.

Независимо от того, куда вы поедете, в любом случае пейзажи будут захватывать дух (особенно в хорошую погоду), кругом будет чисто и интересно.

На чем ехать в поход

Конструкция оптимального велосипеда для похода по Исландии сильно зависит от планируемого маршрута. В любом случае, велосипед должен быть надежным и проверенным, поскольку веломагазинов в стране крайне немного (см. официальные велокарту и велосправочник в разделе ссылок).

Если предполагается езда только по асфальту, то подойдет практически любой современный многоскоростной велосипед. Нужно помнить, что в Исландии встречаются крутые горки и бывает сильнейший встречный ветер, поэтому трансмиссия должна быть достаточно тяговитой. Грейдеры без буквы «F» в номере тоже не предъявляют особых требований к велосипеду, кроме возможности заезжать на 15% подъемы. Например, передача 22-36 в Исландии используется очень часто, хочется еще ниже, но на такой маленькой скорости уже ветер начинает сдувать.

Если же планируется ездить по дорогам с номером, начинающимся на «F» (или вообще без номера), требования к велосипеду ужесточаются. На дорогах центральной части страны нетрудно порвать покрышку, сложить колесо или сломать багажник. На плохих, старых, дешевых компонентах и без запасных покрышек туда лучше не соваться, поскольку велопомощи ждать неоткуда, если только не эвакуироваться на автобусе или попутке. Говорят, что посреди пустыни стоимость запасной покрышки доходит до 200 евро.

Чем толще и прочнее покрышки, тем лучше, поскольку некоторые дороги по трясучести равны железнодорожной насыпи, и одновременно по вязкости — песчаному пляжу. Желательна толщина шин от 2,25’’ и выше. Особо зубастые шины брать нет особого смысла (в частности, на заднее колесо), поскольку грязи в стране почти нет. Также на грунтах могут очень неплохо вести себя фатбайки и велосипеды класса «29+», но при условии, что обеспечена достаточная тяговитость.


Жесткие вилки при неспешной езде по любым исландским дорогам показывают себя неплохо, даже на покрытиях типа «стиральная доска». Конечно, ехать на хорошей амортизационной вилке будет заметно комфортнее, однако не удивляйтесь, если по возвращении заметите износ покрытия ног, а в масле будет размешана абразивная вулканическая пыль. Плохая амортизационная вилка может заклинить прямо в походе. Жесткие вилки не имеют такой проблемы и заметно легче, но хуже подходят для походов с высоким темпом движения.

В 2012 году мы видели два классических примера, как нельзя ездить по центру Исландии:

Также встречаются отчеты о походах с описаниями того, как в центре страны рвутся шины, ломаются спицы, ободья, багажники, и вообще велосипеды в целом разваливаются. Возможно, здесь сыграло роль невезение, но причина также может быть и в недостаточном уровне техники для походов такой сложности. Наш же опыт показал, что даже самые тяжелые исландские горные дороги можно успешно преодолеть на хорошо подготовленном велосипеде.


Подготовка одежды

В отличие от велосипеда, необходимый уровень подготовки одежды и снаряжения для исландского похода мало зависит от маршрута. Не надо недооценивать местную погоду — в брошюре, посвященной путешествиям по центру страны, вполне серьезно говорится о риске смерти от гипотермии при температуре 0…+4°С в сочетании со штормом. В любом походе можно столкнуться с сильнейшим ветром, многодневным непрерывным дождем, неожиданным похолоданием, а также с сочетаниями этих факторов. Даже песчаная буря может накрыть прямо на трассе №1. Поэтому готовиться надо по полной программе.

Одежда для езды — обязательно влаго/ветрозащитная, настоятельно рекомендуются теплые обтягивающие ветрозащитные велоштаны и гортексовая куртка. Очень полезны ветрозащитные полоска на уши и перчатки с пальцами (только не флисовые). Базовая защита — шлем и перчатки без пальцев — тоже придется очень кстати, учитывая горный и каменистый характер дорог. Дождевики и полиэтиленовые накидки для езды абсолютно бесполезны из-за парусности. В целом, зачастую в Исландии при езде одеваешься так, будто на улице 0 градусов.

В чем точно не надо ехать:


Существуют различные мнения насчет полезности гортексовых брюк. Автор считает, что они хороши только пока не намокнут (хотя бы снаружи) под длительным дождем, после чего будут так же мешать и раздражать, как и любые другие брюки свободного покроя.

По части обуви можно сказать, что для велотуриста идеал это гортексовые Shimano SH-MT91, они будто созданы для Исландии. Достаточно теплые, прочные, хорошо подходят для многочасовой пешки, выдерживают брызги из-под колес, ходьбу по щиколотку в воде и дождь в течение половины дня. Но ботинки всё равно промокнут рано или поздно, к этому надо быть готовым, особенно если на пути много бродов. Впрочем, если погода хорошая, то мокрые насквозь ботинки полностью высыхают за ходовой день. При наличии лишнего места в рюкзаке не помешают запасные ботинки для лагеря и пешек, которые надо беречь сухими до последней возможности и ни в коем случае не надевать при езде. Альтернатива этому — готовить, сидя в палатке.

В Исландию также рекомендуется взять защитные (велосипедные) очки на случай песчаных и водяных бурь, плюс хороший крем от загара, иначе можно сильно обгореть на солнце.

Всё вышеперечисленное относилось к обычному рядовому походу по Исландии. Если же вы собираетесь ездить по дорогам класса «F», то добавляется еще одна важная вещь — неопреновые носки для бродов. С ними можно хоть часами ходить по 5-градусной воде без болевых ощущений и риска заболеть. Если бродов мало и они спокойные, то переходить можно прямо в носках (или с тапочками поверх), переодевая их каждый раз. Если бродов много (например, на F910, F208), то носки надеваются с ботинками (можно достать стельку, если места мало), чтобы не терять время на переобувание. Также неопреновые носки хороши и просто на случай особо холодной и мокрой погоды — в них ехать все же чуть теплее, чем в обычных носках. Однажды утром даже пришлось заливать горячую воду в мокрые с прошлого дня ботинки, чтобы они хоть немного согрелись в начале маршрута.


Подготовка снаряжения

В самую первую очередь, обязательна защита от дождя для всех сумок и рюкзаков. Надо привыкнуть не держать деньги, документы и телефон без гермоупаковки. На случай, если первый слой защиты не выдержит ливня, все боящиеся воды вещи надо упаковать в мусорные пакеты с завязками или лучше в легкие гермы. Для спальных мешков выпускают компресс-гермы, которые позволяют спокойно везти даже пуховые спальники.

По части снаряжения для готовки особого выбора нет — необходимо использовать горелку. Костровой набор, двуручную пилу и топор-колун оставляем дома — дров в стране нет. Впрочем, серьезных проблем с топливом при путешествии по населенным местам не ожидается — в универмагах и/или на заправках в крупных населенных пунктах продаются резьбовые баллоны, а по береговой линии раскидано немало автоматических заправок с бензином неплохого качества. А вот для пересечения страны через пустыню топливо минимум на неделю придется везти с собой (из расчета примерно 100 г на человека в сутки).

По вопросу выбора между бензином и газом существуют различные мнения, здесь дело вкуса конкретного туриста. Российские туристы традиционно больше склоняются к бензину, а западные — к газу. Нужно помнить, что резьбовые газовые баллоны здесь крайне дорогие по сравнению с авто-бензином, встречаются в продаже гораздо реже, а запасов газа в магазине на большую группу может просто не хватить.

Большинство автозаправок в стране автоматические, круглосуточные (чего нельзя сказать о магазинах), общаются по-исландски и питаются банковскими картами. Часто заправка интегрирована в небольшой универсам. Чтобы заправиться, надо вставить карточку, набрать ПИН-код и выбрать максимальный расход денег (например, 500 крон). При необходимости, выбрать номер колонки (часто не требуется). Затем снять шланг с держателя, аккуратно наполнить свои емкости бензином, вернуть шланг на место и снова вставить карточку — выползет чек ровно на реально потраченную вами сумму. Автор однажды по ошибке выбрал «полный бак», с карточки сразу списалось 6000 рублей, после заправки 5900 вернулось обратно.


Весьма важная деталь снаряжения — термос на 1 литр, который желательно иметь каждому участнику. Случаются погоды, когда за кружку горячего чая можно отдать всё на свете.

Насчет палатки для ночлега можно сказать, что главное требование — это чтобы она держала дождь, поэтому непроверенные палатки и дешевые однослойные здесь не годятся. Требуемая ветростойкость — вопрос сложный. По опыту, из примерно 40 ночевок в Исландии реальный шанс порвать палатку был только один раз, да и тогда получилось найти укрытие в кемпинге. Лично для себя автор считает достаточным иметь обычную трекинговую палатку и 4 дополнительных колышка с веревочками для растяжек — при условии, что ночевки на вершинах гор и посреди пустыни исключаются. Однако с местным климатом высокая ветростойкость однажды может действительно пригодиться — многие иностранные туристы возят в Исландию прочные горные палатки.

Если вы планируете вставать на ночлег вне кемпинга, следует предусмотреть защиту дна палатки (например, с помощью велочехлов), поскольку при установке на лавовой поверхности дно несложно порвать об острые камни. Редко встречающаяся возможность быстрой установки палатки в качестве укрытия может применяться на обеде, когда дождь застигает на совершенно открытом месте. А вот тент брать нет смысла из-за отсутствия деревьев. Желающим ужинать-завтракать в тепле и сухости лучше заранее рассчитывать на то, что принимать пищу придется в палатке.

Транспорт

Исландия входит в Шенгенское соглашение, поэтому для ее посещения нужна шенгенская (например, финская) виза.

Добраться до Исландии можно на самолетах компании Icelandair, с вылетом из Хельсинки (оптимально по стоимости для петербуржцев), Копенгагена и других городов. Возможно введение летнего прямого рейса Санкт-Петербург — Кеблавик за достаточно гуманные деньги. Перевозка велосипеда в Icelandair обходится в 56 евро. Более сложный, долгий и дорогой способ добраться до Исландии — это паром из Дании, который приходит на восток страны, далее мы его рассматривать не будем.


Международный аэропорт Кеблавика находится в 40 км от столицы страны — города Рейкьявик, в котором расположен внутренний аэропорт. (Кстати, в аэропорту Кеблавика ночевать запрещено: есть только кемпинг и хостел в 2 км от терминала. Спящих на полу будят, а кресел для сидения почти нет. Еще там нельзя входить с велосипедами и собирать их внутри здания, но это правило все игнорируют.)

Вопрос о том, стоит ли ехать от Кеблавика до Рейкьявика своим ходом, остается открытым: даже в хорошую погоду виды на кратчайшей дороге не самые интересные, а в плохую погоду приключения могут начаться еще до старта похода. Впрочем, если вам не хватает километров до круглой цифры, то почему бы и нет? Тем более, что можно проехать не кратчайшим путем, а южнее, через Голубую лагуну, Гриндавик и термальные зоны п-ова Рейкьянес.

По последним данным, из аэропорта Кеблавика в Рейкьявик и обратно ходят 3 вида автобусов, из них первые два имеют опцию с остановкой в Голубой лагуне, где можно оставить вещи в камере хранения и потратить пару часов на купание в термальном бассейне:


Внутренний транспорт в Исландии развит весьма хорошо, учитывая очень низкую по европейским меркам плотность населения. Исландия характерна тем, что в маршрут велопохода не запрещается и даже приветствуется включать отрезки на самолете, автобусе, корабле. То есть никто не запрещает поездить недельку в одном месте, затем перелететь на другой конец страны и продолжить поход там, с потерей максимум пары часов времени. Также велотуристы свободны в выборе линейных маршрутов вместо того, чтобы кататься по кругу.

Самый быстрый и удобный способ пересечь страну — это самолет. Для велотуристов хорошо подходит авиакомпания Air Iceland, которая летает между крупными городами и принимает байки даже в собранном виде (если у вас утренний рейс, то можно переночевать в кемпинге и приехать своим ходом прямо в аэропорт, см. карту). При оплате на месте провоз велосипеда стоит 28 евро, а если оплачивать заранее через Интернет — в 2 раза дешевле. Особо отметим возможность онлайновой замены билетов даже на самые дешевые невозвратные рейсы (где даже провоз багажа оплачивается отдельно). Регистрация начинается за полчаса до отправления.

Более дорогая авиакомпания Eagle Air летает в мелкие городки, но там самолеты очень маленькие и берут на борт не более 1 велосипеда (и то без гарантии), поэтому такой вариант не очень предпочтительный, лучше воспользоваться автобусом. Впрочем, известны случаи перелета на Eagle Air с несколькими велосипедами — видимо, всё зависит от заполнения конкретного самолета. Кстати, терминал Eagle Air в Рейкьявике находится совершенно в другом месте, нежели у Air Iceland.

На пересадку с международного авиарейса на внутренний желательно закладывать 3 часа при условии, что вас везет автобус типа Airport Express. Если заложить официально рекомендованные 2,5 часа, то уже придется понервничать. Если вы летите прямо из России, то придется пройти паспортный контроль, и на это еще полчасика заложить не помешает.

Если у вас нет возможности лететь на самолете, либо если старт/финиш в очень маленьких городках, то имеет смысл воспользоваться автобусом, тоже недешевым, впрочем. Также автобус может быть полезен для эвакуации, при ужасной погоде, либо просто в случае унылого неинтересного куска пути. В основной части страны (кроме Западных Фьордов и тому подобных хвостов) с автобусным сообщением дела обстоят довольно неплохо:


Провоз велосипедов на туристических автобусах стоит дорого, порядка 2500 крон и выше. В больших автобусах есть грузовые отделения, куда велосипеды обычно влезают легко. С микроавтобусами сложнее. Если автобус будет с прицепом, то велосипеды тоже влезут без труда, а если без прицепа — то уже есть риск не поместиться. На горных маршрутах ходят специальные внедорожные автобусы с маленькими багажниками, туда велосипед может и не влезть. Зато бывает, что на автобусе висит велобагажник для перевозки велосипедов в сборе. Словом, всегда лучше заранее узнать по телефону, влезете ли вы в автобус, поскольку пассажиров и багажа зачастую очень много.

Согласно официальной информации для велотуристов, вне городов рейсовый автобус имеет возможность подбирать и высаживать пассажиров на любом перекрестке — достаточно лишь «проголосовать». Оплатить проезд можно на месте наличными или картой, либо купить билет в Интернете.


Организация питания

Магазинов в Исландии, прямо скажем, не очень много, а работают они «по-европейски» — открываются поздно, закрываются рано, а на выходных — хорошо, если вообще работают. Далеко не факт, что перед первой ночевкой вам удастся купить на месте еду и газ (с бензином проще). Магазины почти гарантированно есть в крупных деревнях и в городах, а вот в «туристических» точках вне крупных населенных пунктов вы скорей всего найдете максимум кафе или ларек с хот-догами. Даже при путешествии по трассе №1 будут попадаться участки в несколько дней без магазинов, что уж тут говорить о более диких местах. Так, пересекая страну через пустыню, придется иметь запас еды минимум на неделю, а в среднем по стране возить с собой 4-дневный запас еды — это норма.

Официально в Исландию можно ввезти 3 кг пищи. Этот задел полезно потратить на гречку, сухофрукты и сушеное мясо, если не боитесь, что на въезде в ЕС мясо конфискуют. Также возможен вариант с завозом большого количества промышленных сублиматов для максимальной автономности в плане питания — возможно, это получится даже дешевле, чем покупать еду на месте.

В принципе, ассортимент в магазинах вполне подходит для похода с питанием без особых изысков. Еда очень дорогая (ориентировочно в 2 раза дороже российской, но отдельные позиции могут быть дороже в несколько раз), считается, что наиболее дешевые продукты — в сети универмагов Bonus. Тушенки в магазинах нет, но есть фрикадельки из разных видов мяса, вполне вкусные. Правда, есть вероятность наткнуться на сладкие фрикадельки, надо смотреть состав внимательно. Также можно покупать рыбные консервы и вкусные сыр, колбасы и сосиски. Погода в стране обычно такая, что холодильник не требуется.

Кстати, жира в исландских продуктах практически нет — совершенно не грех иметь в раскладке оливковое и сливочное масло для сдабривания пищи.


Сложность с названиями еды на исландском компенсируется тем, что все магазины сделаны в виде мини-маркетов, нужно лишь знать малый базовый набор слов:

Если повезет, то вы найдете не евро-хлеб из ваты, а классический черный «malt brauð» или похожий на Дарницкий «normal brauð».

Алкоголь в Исландии практически отсутствует. В обычных магазинах его просто нет, в универсамах есть максимум пиво 2,5%, кое-где встречаются специализированные винные магазины.

С чем нет никаких проблем — так это с водой. Обычно в кемпингах из крана течет отличная вода, которую можно набрать на весь день. Вода в спокойных горных речках и ручейках со скал очень чистая, ее вполне можно пить без кипячения. Со снежных шапок течет прозрачная вода с песком, который очень быстро оседает. Если вам не повезло, и чистой воды рядом нет, то остается использовать серую воду из бурных рек, там нет постороннего вкуса или запаха. Интересно, что такая вода не отстаивается.


Инфраструктура и ночлег

В походах по Исландии самый разумный способ ночевки — это кемпинг. Благо, все кемпинги недорогие (на задворках страны иногда вообще бесплатные), обычно нанесены на карте и встречаются в среднем каждые 40—60 км (в горах и в диких районах могут быть реже). Заполненность варьируется от абсолютной пустоты до цыганского табора из сотни палаток и машин. В большинстве случаев, кроме отдельных особо диких кемпингов, имеется горячий душ (часто платный, бывает в виде автомата, отсекающего воду по времени). Кушать под крышей, сушить одежду, заряжать электрику и стираться можно далеко не везде: в небольших кемпингах соответствующих опций просто нет, а в больших и многолюдных всё может быть занято.

Вне кемпингов ночевать можно, если вы находитесь не в национальном парке (но там кемпинги есть и так) или на чьем-то пастбище. С водой проблем, опять же, нет. Но при наличии кемпингов в ключевых точках маршрута нет особого смысла вставать дикарями, если только вы не попали в глухой район, где нет другого выбора. Нужно помнить, что с природными туалетами в Исландии большие сложности, место ночлега может быть открытым со всех сторон. Также много где придется стоять на лаве, которая может повредить дно палатки. В населенных регионах страны бывает непросто найти место, не являющееся дорогой или пастбищем. Однако некоторые велотуристы предпочитают ночевки вне кемпингов, их можно понять — так гораздо меньше народу кругом и нет ощущения муравейника, особенно на юго-западе.

Для тех, кто хочет ночевать с крышей над головой, есть плохие новости в плане расценок. Например, в местечке Хньотюр комната в гестхаусе с удобствами на этаже обойдется в 120 евро за двоих. Для сравнения, поставить палатку в том же месте стоит в 10 раз дешевле, с теми же самыми удобствами на этаже. В горной части страны встречаются бесплатные аварийные хижины, обеспечивающие минимальный набор удобств для ночевки.


С сотовой связью в Исландии нет никаких проблем — базовые станции устанавливаются даже в пустыне, по крайней мере, рядом с кемпингами. Ночевки без сигнала сети случаются, но это редкость. Однако нельзя назвать оператора, который бы одинаково хорошо работал в любой точке страны — для надежной и одновременно не разорительной связи оптимально использовать туристические SIM-карты (например, Goodline или Simtravel), позволяющие подключаться к любому оператору. Интересно, что мобильный интернет доступен не у всех операторов. Как уже говорилось, возможность зарядить телефон есть далеко не во всех кемпингах.

Небольшие советы для путешественников:


Финансовый вопрос

Исландия — далеко не самая дешевая страна, особенно в плане транспорта и еды (на фото — иллюстрация клубники стоимостью 30 евро за килограмм), а вот ночлег в палатках наоборот недорогой по европейским меркам. Типичный бюджет велопохода на одного человека — порядка 1000 евро, не считая сувениров и прочих необязательных трат.

Эту сумму можно постараться уменьшить, подбирая дешевые рейсы в Исландию с вылетом из Хельсинки, стараясь минимально пользоваться транспортом внутри страны и минимально покупать еду в дорогих магазинах в городках и деревнях. Для бюджетного туризма подходят недорогие универмаги Bonus. Наконец, значительную часть еды можно захватить из России, особенно если пользоваться сушеными продуктами и сублиматами. Другое дело, что тащить двухнедельные запасы еды — удовольствие на любителя, когда магазины на основных дорогах попадаются максимум раз в несколько дней.

В Исландии почти везде принимают банковские карточки международных платежных систем. Для туриста это не только удобнее, чем возить пачку наличных, но вдобавок в отдельных случаях (например, на заправке-автомате) расплатиться наличными невозможно в принципе. В местном климате проявляется неожиданное достоинство карточки — ее нельзя промочить. Однако карточки принимаются не во всех кемпингах (особенно в глуши), поэтому небольшое количество наличных все же нужно иметь.

Помните, что иногда банки блокируют карточки, «засвеченные» в неожиданном с их точки зрения регионе, поэтому запасная карточка тоже не помешает. По опыту, Альфа-банк заблокировал карточку после пары небольших снятий наличных в исландских банкоматах, а Сбербанк к нескольким десяткам транзакций (в общей сложности) с нескольких карточек отнесся без подозрений.

В стране чрезвычайно мало обменников валют — можно сказать, их почти нет, а имеющиеся могут не совпадать по времени работы с вашими планами. Банкоматов тоже мало, особенно вне крупных населенных пунктов. Впрочем, минимально-необходимую сумму наличных можно снять в банкомате аэропорта Кеблавика или в крупных универмагах (банкоматы можно найти на электронных картах Исландии). Кстати, крупные кемпинги часто имеют платный душ-автомат, питающийся монетами — наличные понадобятся, чтобы выменять у служащих кемпинга достаточное количество монет.

Заключение

В этом путеводителе я постарался обобщить всю доступную мне информацию про велопоходы по Исландии. Теперь вы знаете достаточно для того, чтобы понять, нужна ли вам лично Исландия, и если да, то куда именно и как вам стоит туда поехать. Сейчас по Исландии есть немало отчетов, изучение которых даст более полную картину того, что вам стоит ждать в том или ином регионе.

При подготовке своего маршрута помните, что сложность исландских дорог, особенно в центре страны, постоянно изменяется. Одна группа могла ехать в жуткую погоду с непрерывными дождями и встречным ветром, у другой все время светило солнце и дул попутный ветер, третьей повезло с таянием ледников, и у них были броды по щиколотку, у четвертой на тех же дорогах — уже по пояс. Поэтому, с одной стороны, нужно быть заранее готовыми к погодным и вулканическим катаклизмам, а с другой — если вам повезет, то воспоминания и фотографии будут предметом зависти всех окружающих. Хороший фотоаппарат (соответствующим образом защищенный от дождя) в Исландии — практически необходимость.


В нашем случае после трех походов по Исландии осталось еще немало интересных и достойных посещения мест, раскиданных по всей стране. Мы испробовали на себе практически все оттенки исландской погоды, умеем радоваться солнечным дням и выдерживать непогоду. Теперь действительно для нас нет плохой погоды: даже самый противный питерский осенний день вызывает воспоминания о том, как мы в такую же погоду тащили велики по воде или карабкались в гору. Хорошо, что запоминается в основном приятное, а плохое быстро стирается из памяти!

Подавляющее большинство туристов в Исландии исследует страну на автомобилях и автобусах — так можно посетить максимальное количество достопримечательностей за минимальное время, не очень отвлекаясь при этом на погоду. Но в корне неправильно считать, что на достопримечательностях здесь сошелся свет клином. В отличие от нашего брата, «механизированные туристы» видят лишь очень малую часть всего этого мира — это всё равно что быстро-быстро пролистывать книгу, останавливаясь только на картинках, вместо того, чтобы вчитываться в каждую строчку.

Ссылки

Карты

Справочники, отчеты и информация

Транспорт

Места



Обсудить вопросы по Исландии можно на форуме ВелоПитера

© 2011-2015 Владимир Горбунов (VORON)