home  служба спасения  новости  объявления  проекты  партнеры  линки  пресса  о Федерации  контакты
путешествия: Египет - Зимняя Россия - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
 

Рассказ о штурме Арарата связкой питерских Альпинистов Владимира Долматова и Славы Писарева

 Владимир Долматов: "покорять Арарарты - мое хобби!"


Гора Арарат

Арарат, - эти слова засели в голове еще с 1996г. Неизвестный район, загадочные люди, древнейшая история, 5137 м. На многочисленные запросы пришел только один ответ - из Анкары от профессора Мехмет Али Онура: "Восхождение возможно только с разрешения Федерации альпинизма и МВД Турции, но опасно для жизни, сами туда не ходим".

  Проходит 3 года. Илья Гуревич от лица Федерации путешественников С-Пб будоражит восточное спокойствие посольства Турции. Его долго переправляют от чиновника к чиновнику и наконец какое-то ответственное (???) лицо дает добро: "а идите вы куда хотите". Так началась наша экспедиция.

Покорители Арарата образца 1999 года.
 

Владимир Долматов,

диверсант-нелегал

покоритель Арарата

Слава Писарев.

сообщник Долматова и

сопокоритель Арарата


 

Ура ! Мы едем в колыбель человечества, в места, овеянные легендами, в истоки Тигра и Ефрата, … . Тем более - у нас отпуск, хочется солнца и спортивных подвигов. Велосипедисты из Федерации уезжают, альпинистский состав выезжает через неделю. За пару дней до выезда раздается телефонный звонок из Турции. Илья с нездоровой бодростью в голосе произносит несколько совершенно убийственных тезисов о невозможности попасть на Арарат, фанатично выкрикнув на прощание через три тысячи километров клич "Но мы будем прорываться!". "Мы тоже" подумали 2 альпиниста,садясь в поезд и плавно удаляясь от городской суеты в предельно непонятное по причине отсутствия какой-либо положительной информации, мероприятие.

Турция встретила нас непомерно любезными местными жителями,навязчивым сервисом, русскими проститутками и "челноками", шикарнейшими автобусами, таксомоторами и минаретами, с которых с фатальной педантичностью громкоговорители на протяжении всего пути от Трабзона до Догубаязита внушали нам чувство чего-то возвышенного, к чему мы собственно стремились и увидели через два дня пути в виде ледника на высоте 5000 метров на вершине колоссального исполина,заполняющего половину горизонта, под названием AGRI-DAGI, или Арарат по-русски.

Выйдя из "Мерседеса" (обычного в тех краях автобуса) в Догубаязите мы оказались в лапах курдов, мысль об общении с которыми всю дорогу вызывала у нас щекотливый озноб в области нижней части спины. Но все обошлось, - после нескольких бутылок пива, выпитых в приятной компании прямо на станции, мы оказались в "осином гнезде" - МУРАТ-КЭМПИНГЕ, неподалеку от местной достопримечательности - дворца "ISAK-PASHA". Курды искренне расстроились, что в России у нас нет работы по специальности радиоинженеров и недолго думая, дали понять, что у них работы хоть отбавляй. Взвесив все за и против мы решили, что по прошествии одиннадцати лет после получения высшего образования нам неподсилу будет разобраться с электрическими взрывателями и электронными системами наведения. Пришлось раскрыть свои планы о планируемом восхождении. И даже здесь мы получили полную поддержку - услышав полную информацию об ожидаемых на пути опасностях - от камнепадов и ледопадов на горе, до обстрелов турецкой армией на подходах.

Так Питерские альпинисты готовились к восхождению. Исполняется ритуальная курдская пляска "ой не ходи гора турист"

Наши отношения вошли в самую главную стадию - обсуждение предложений от курдов об их помощи нашей экспедиции. В течение этого периода нас возили по соседним городам для поиска нашей группы велосипедистов, показывали местные достопримечательности, приглашали в кемпинг местных музыкантов и ублажали слух запрещенной турецкими властями, действительно прекраснейшей курдской музыкой. Из чувства почти уже Восточной вежливости, а больше из финансовых соображений, нам пришлось отказаться от предлагаемых технических средств типа вездехода, лошадей, проводников и пр.

Изрядно огорчившись, наши гостеприимные хозяева один за другим (по родственному старшинству) передавали нас из рук в руки все более молодым курдам (с соответствующим снижением прайсов), пока, наконец, курд по имени Саим (вооруженный ружьем, больше похожим на небольшой миномет ) не согласился за 100$ провезти нас на своем вездепроходимом микроавтобусе ночью мимо армейских частей и полицейских кордонов под склоны Арарата. Накануне нашего выхода курды привозят с Арарата американца, которого провели до вершины за 3000 долларов. Мы задумчиво рассматриваем его полуживое тело и напрочь сбитые ноги. Обстановка строжайшей секретности, царящая в этих краях, не позволила нам выдавить из путешественника ни единого слова о восхождении.


Людей, которые побывали на Арарате можно узнать по красной голове

Наконец началась решающая стадия нашей экспедиции! Глубокой ночью, с громадными рюкзаками, на ходу, мы выпрыгнули из микроавтобуса где-то в районе Арарата, сопровождаемые подробнейшей инструкцией, полученной на вопрос: - Куда идти ? - Арарат видишь? - Ну, вижу - Ну туда и иди. Вездеход уехал, а мы, осмотревшись, поняли, что находимся в километре от трассы на IGDIR, куда вполне могли бы доехать и на такси за цену раз в десять меньшую. Тем не менее, опасаясь действительно имеющихся повсюду кордонов, через каждые полчаса осматривая видеокамерой окрестности в поиске инфракрасного излучения от приборов ночного видения, связка Питерских альпинистов в составе Долматова Володи и Писарева Славы начала восхождение.

Ночь звездная, но безлунная, фонари не включаем, шуметь нельзя, темп - спринтерский. К рассвету чувство опасности перекрывается здоровым "пофигизмом", ставим палатку.

Утром - рекогносцировка, воды нет на много километров в любую сторону, а та, что взяли с собой - почти кончилась. Опять "через буераки - к звездам". Выбирая самый легкий путь, вместо южных склонов попадаем под западные. На высоте 3000 м. находим речушку с "шоколадной" водой. Чуть повыше закапываем лишнее барахло и продолжаем путь. Пройдя еще час, присаживаемся передохнуть на 5 минут и просыпаемся через 3 часа. Мимо пробегает волк, мы ему улыбаемся, он скалит зубы и исчезает. На каждом биваке прячем в камнях все больше вещей. Все-таки подъем почти от уровня моря без акклиматизации дается непросто. Обстоятельный осмотр пути с запада смущает отчетливо видными ледовыми сбросами. Лишних приключений уже не хочется, поэтому опять траверсируем склоны с запада на юг, форсируя многочисленные речки и перелезая через небольшие скальные стенки.

 
Еще пара шагов и Арарат взят!

Южный гребень - это громаднейшая "сыпуха" с углом подъема до 45 градусов, похоже что камни лежат здесь только зацепившись за частые монолитные выходы в виде 5 - 10 метровых стен и жандармов. На всем протяжении встречаются следы прошлых экспедиций, искавших в этих краях Ноев Ковчег. Найденное каменное изваяние с серьезным лицом внушает мистический ужас. Последний бивак - на высоте около 5000 м. Самочувствие совсем "никудышнее", хочется свалить вниз. Выходим облегченными до безобразия (без веревок, ледобуров). Ледник оказался достаточно "не летним" по состоянию льда, но проходимым. Через полтора часа мына вершине. Армения, Иран, Нахичевань, Курдистан, - это еще не полный список того, что видно с вершины Арарата. Под громаднейшим ледником можно припрятать не только ковчег, а огромный город. Копать здесь еще никто не пробовал. Но нам пора вниз.

 

Узнаете? Это Владимир Долматов на Арарате!

Похоже, что вершина зарядила нас по уши космической энергией и обратный путь со всеми траверсами и сборами закопанного проделываем без остановки за 12 часов, последние километры опять проходя в темноте, без фонарей, не обращая внимание на какие-то выстрелы справа и слева. Приехав на такси в кемпинг глубоко заполночь, и сразу принявшись за пиво, мы шокировали курдов, которые искренне не надеялись нас больше увидеть. Видеозапись с вершины рассеивает все их сомнения и мы становимся для них почти братьями. С удовольствием принимаем знаки внимания в виде бесплатного пива и трапезы. Сутки уходит на отдых и восстановление размера ноги под размер обуви ( в горячих источниках). Все - пора в цивилизацию, к отелям, лакантам, пограничникам, - домой.

(Рассказ о велосипедной части экспедиции) 
 
путешествия: Египет - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
mail home  служба спасения  новости  объявления  проекты  партнеры  линки  пресса  о Федерации  контакты