Что, если комфорт велосипедной инфраструктуры важнее, чем безопасность?

Bogdanter
Bogdanter в Инфраструктура и транспорт,
Как-то я решил написать про количество ВИ, которое нужно, Санкт-Петербургу, чтобы стать самым велосипедным городом. Качество тогда оставил за скобками и вот теперь решил написать и про него.   Долго думал, могу ли я вообще что-то написать о качестве ВИ не будучи профессионалом. В начале идея была в том, чтобы пересмотреть множество методичек по обустройству ВИ и вывести какие-то общие рекомендации для хорошей ВИ. Позже пришло понимание, что это задача типа "дать краткие рекомендации по правильному компьютерному программированию", поэтому на какое-то время идею написать про качество ВИ посчитал невыполнимой и фактически ее забросил.   А вот теперь понял, что к проблеме надо подходить не стороны проектировщика/строителя, а со стороны пользователя, причем пользователя скорее потенциального, неуверенного и неопытного, чем такого, который и так уже ездит и ему и так норм.   Итак, начнем издалека.   Когда я стою у края высокого уступа или обрыва, я рационально знаю, что вряд ли упаду. С точки зрения статистики моих непроизвольных прыжков с обрыва(которых к счастью не было), я почти полностью в безопасности. Но это не значит, что мне нравится стоять на краю обрыва.   Когда я катаюсь на американских горках, я рационально знаю, что ездить на них статистически безопасно. Миллионы людей катаются на них, погибают единицы/десятки, шанс умереть это как выиграть в лотерею. Но это не мешает мне бояться американских горок и поднимать руки, каждый раз когда создается ощущение, что я падаю.   Когда я еду на своем велосипеде по многополосной городской магистрали, я рационально знаю, что рядом со мной профессиональный водитель грузовика/автобуса, сознательный автомобилист, который соблюдает ПДД и уважает чужую человеческую жизнь и все такое. По статистике, вряд ли кто-то из них внезапно свернет направо, задавит меня и убьет. Но это не значит, что мне нравится ездить на велосипеде по такой улице и не значит, что это не страшно.   И я такой не один, скорее наоборот. Рационально или нет, люди в большинстве не любят ездить на велосипеде по улице, которая постоянно напоминает им об их собственной возможной кончине.   Здесь стоит отметить, что существует небольшая группа людей, которые последний вид страха не испытывают или не признаются в этом. Группа этих людей называется веловодители (от англ. Vehicular cyclists). Эта группа людей, идейным двигателем которой был ныне покойный Джон Форестер, считает, что желание людей использовать защищенные велосипедные дорожки или защищенные полосы является нерациональным и поэтому неоправданным. Нерационально это желание, как они считают потому, что столкновений велосипедистов с автомобилями на прямых участках  меньше, чем на перекрестках, а перекрестов все равно не избежать.   Есть множество убедительных аргументов против этой позиции.   Но что если все эти аргументы не нужны, поскольку первоначальный тезис веловодителей уводит нас в неверное русло рассуждений?   Что если безопасность ВИ (которую веловодители отрицают) это не главное ее качество?   Что если у ВИ есть более важное для обычного пользователя качество с которым невозможно спорить (если оставаться в рамках разумной дискуссии)?   Представьте, что проектировщик, а за ним и строитель ВИ решил, что самое главное ее качество это то, будут ли люди чувствовать себя на ней комфортно.    Снова пример. Успешность ресторана не измеряется процентом людей, которые обедают в нем и не получают кишечную инфекцию. Она измеряется по количеству людей, которые входят в заведение, сколько они платят и как часто возвращаются.   Может с ВИ должно быть тоже самое, она должна создаваться так, чтобы привлечь как можно больше новых пользователей, удержать их и подтолкнуть к постоянному ее использованию?   А теперь посмотрим на качества существующей ВИ через призму  "комфорта".   Могут ли обрывки ВИ дать ощущение комфорта при том, что на дороги все равно придется выезжать?   Может ли быть комфортной езда по ВИ, которая никак не обособлена от пешеходных потоков?   Может ли быть приятной езда по велосипедной полосе, на которой постоянно кто-то паркует свой автомобиль, а единственное что отделяет тебя от автомобиля, мчащегося на разрешенной скорости 80 км/ч это краска.   Можно ли комфортно ехать по ВИ, где каждый дворовый выезд представляет собой повышенную опасность из-за недостаточной видимости выезжающих автомобилией?   Комфортно ли ехать по ВИ и то и дело прыгать на поребрики, а потом спрыгивать с них?   Будете ли вы ощущать комфорт от езды, если ширина велополосы или велодорожки не позволяет маневрировать, совершать обгоны, объезжать тех, кто остановился, быть на достаточном расстоянии от открывающихся дверей автомобилей или пешеходов?   В общем на любой вопрос в отношении существующей ВИ можно ответить, что она не дает того самого комфорта.   А ведь это ощущение комфорта в ежедневных поездках и есть та главная морковка-стимул для многих горожан.   Нужно просто выделить часть столь неразумно используемой площади города под ВИ, которая даст каждому возможность лишний раз не испытывать, пусть и статистически иррациональный, но все же страх за собственную жизнь.
  • 109 сообщений