Так уж совпало, что у меня в руках по весне неожиданно оказался электроскладник 20" c 500w мотором (ныне почившая контора Elbike модель Gangstar VIP - смешное название). А еще у меня примерно в это же время вылезли артрозные проблемы с коленями (ага, прям будто сглазил, так что тапками не кидайтесь, на электричество я не по своей воле перелез). На оном складнике я сперва покатался в тестовых целях, чтоб понять что это за зверь. А потом, когда хворь окоянная одолела, стал его юзать уже как основной транспорт чтоб добираться до работы. Накатал на нем пару-тройку сотен км, и некое понимание что к чему появилось.
Можно ездить как в режиме педал-ассиста, так и только на ручке "газа". Мотор-колесо редукторное, так что если ассист отключить полностью (например сел аккум) и ехать только на педалях, то накат вполне вменяемый, как на обычном дешевом веле почти. Если ехать просто на ручке газа, то разгоняется до 38-40 км/ч, быстрее не хочет. На педалях можно разгонять до 45-50, но тут уже вступает ограничение по трансмиссии: на нем стоит трещетка 14-28 с системой 53T и на самой мелкой звезде сзади каденс при скорости выше сорокета уже ну совершенно запредельный. А так гипотетически, если б были нужные звезды (на 12 хотя бы) можно было б вполне поддерживать скорость под 50.
Покатавшись на нем вылезли интересные нюансы. Например, я думал что ну теперь то у меня средняя скорость будет минимум раза в полтора выше, чем на обычном веле, по пути на работу. Однако ж в жизни все оказалось не так.
Вот заезд на традиционном велосипеде, причем не сказал бы что сильно напрягаясь - https://www.strava.com/activities/1512497445 (средняя 23.6)
А вот заезд на электроскладнике, бОльшую часть времени используя максимально скоростную звезду трансмиссии, с каденсом 90-100 и педал-ассистом по вкусу - https://www.strava.com/activities/1547496609 (средняя 26.3)
В итоге, разница в средней скорости оказалась весьма несуществена (выигрыш по времени минут 5-7 от силы на моем традицонном маршруте 15-18 км).
В чем есть реальная разница, так это в энергозатратах. Да, можно выставить себе максимальную помощь и ехать практически в холостую крутя педали. Но можно помощь сделать поменьше, и тогда будет нагрузка вполне сопоставимая с обычным велом. Особенно выручает это при наличии мордодуя. Например едешь ты, и понимаешь что тебе до чёртиков осточертел этот дурацкий ветер в рожу, который в Питере по странному стечению обстоятельств вечно имеет именно такое направление. Врубаешь педал-ассист, и едешь затрачивая столько сил, будто бы и нет никакого мордодуя.
Кстати в данной модели педал-ассист работает по весьма примитивному алгоритму, видимо из-за особенностей контроллера (или оно на всех электровелах так?):
-например у нас выставлен 1й уровень помощи из 5ти;
-мы трогаемся на педалях; контроллер понимает по датчику на педалях, что нужно врубить тягу и подает ее по ощущениям эдак 80% от номинала, от чего вел стартует как бешеный;
-далее так же бешено он разгоняется до примерно 12 км/ч и тут контроллер при достижении этой скорости тягу вырубает;
-если педали мы крутим с такой силой, что вел разгоняется больше 12 км/ч, то тяги по прежнему нет
-если мы педали крутим с недостаточной силой и скорость падает ниже 12км/ч, то контроллер просыпается и опять врубает тягу, пока не будет набраны 12км/ч
То есть, в итоге этот ассист работает как некий "круиз-контроль" в извращенной форме. 1й уровень помощи заставляет вел ехать 12 км/ч, 2й уровень - 18км/ч, 3й - 25 км/ч, 4й - 30 км/ч, а 5й уровень вообще не лимитирует скорость и электротяга будет подаваться всегда на любой скорости, даже максимальной (45-50кмч). Я же ждал, что помощь будет более "интеллектуальная", и будет ориентироваться на мощность прикладываемую к педалям, чтобы велосипед себя вёл как эдакий "экзоскелет" добавляющий человеку сил. А по факту же велосипед себя ведет как педальный электроскутер с круиз-контролем.
Кстати ручка газа тоже себя ведет слегка "по-дурацки". К примеру, на мототехнике я привык, что поворот ручки газа на половину, это означает что двигатель будет выдавать условно 50% тяги, а открытие газа на полную равняется 100% тяги. На этом же электровеле все не так. Любой поворот ручки газа заставит мотор выдавать одинаковую тягу, и разница будет только в том, до какой скорости эта тяга будет выдаваться. То есть, опять таки некий "круиз-контроль", как с педалями. Повернул ручку на 25% вел разгонится до 15кмч условно, повернул ручку на половину, будет 25кмч и так далее. Причем если едешь в горку и газ держишь ровно, то контроллер сам прибавит тяги, чтоб скорость не падала. После мототехники такие особенности весьма сильно вымораживают.
В общем и целом сложилось ощущение, что если со здоровьем нет проблем, то электровел нафиг обычному человеку не сдался. Наиболее интересные электровелы, мне кажется, это какой-нибудь лютый электроэндуро или электрофэт, чтобы лазать в дикие говна и горы, где на обычном веле средняя падает до 5кмч, тут то электротяга думаю позволит намного веселее такие маршруты проезжать. Или же еще интересен электровел с мотором в несколько киловатт, можно уже даже и без педалей, по сути как легкий электромотоцикл. Чтобы в потоке с авто ехать полноценно, но в то же время чтобы можно было его затаскивать домой и в электричку.
Как-то так. Сорри за многобукв, захотелось сюда вылить весь свой наболевший электроопыт с этим велосипедом