VORON
в Оборудование и снаряжение: обзоры, тесты, испытания,
В велосипедных путешествиях с детьми по мере их взросления неизбежно возникает «зловещая долина», когда велоребёнок уже слишком тяжел, чтобы его перемещать на родительском велосипеде, но все еще слишком слаб и неопытен, чтобы сколько-нибудь полноценно передвигаться самостоятельно. Мы живем в непростом для детского велосипедизма регионе, где большинство дорог либо слишком сложные для ребенка, либо попросту опасные для него.
Это если не рассматривать “автовелопоходы”, где сзади вас едет машина сопровождения со скоростью 15 км/ч, прикрывающая от фур и готовая взять на борт уставшего малыша.
А кататься хочется — мы в походы возим ребенка с двухмесячного возраста, сначала в коляске-прицепе Thule, потом в велокресле, но неизбежно наступил момент, когда ребенок должен пересесть на свой велосипед. У нас это 16” фэтбайк Author King Kong, на котором ребенок научился кататься в 4 года. Надо сказать, что геометрия этого велосипеда достаточно «взрослая», он подходит для детей ростом 125 см, посадка вытянутая, спортивная, колёса 16х2.25”. C такого велосипеда можно пересаживаться сразу на нормальную 24” модель.
Чтобы можно было возить ребенка в более-менее полноценные велопоходы, в начале 2020 года мы приобрели на bike-components.de жесткую сцепку Followme Tandem, о которой и пойдет речь в этой статье. На момент написания этой статьи сцепка активно используется уже больше года, и предполагается, что ее хватит еще минимум на год, а возможно, и на два.
Для чего нужна сцепка и какие они бывают?
Сцепка Followme Tandem в походном положении
Теоретически, ребёнок 4—6 лет может вполне уверенно ездить на двухколёсном велосипеде и покрывать довольно заметные расстояния своим ходом. Но практика, как водится, не всегда соответствует теории: по эту сторону госграницы оказывается, что большая часть гладких и дружественных к ребенку дорог являются автомобильными, а где ездить безопасно — там сплошной песок, горки, корни, грязь, лужи и броды. Кроме того, ребенок может иметь свои планы на дневной пробег, совершенно не совпадающие с родительскими. Наконец, скорость ребенка на 16” велосипеде — 12-15 км/ч в идеальных условиях, а реально может быть еще меньше, с учетом затупов и почёсываний.
Словом, должен быть способ, позволяющий как-то сочетать желание родителей путешествовать с потребностями ребенка. Здесь мы рассматриваем самого обычного малыша, умеренно ленивого, которому весь этот спорт и великие достижения совершенно не сдались. (Будь его воля, он бы лучше в садике с детьми играл.) Конечно, есть дети, которые запросто обойдутся без тягловой силы в лице родителя. Но опять же, все дети разные, и здесь нет и не может быть какой-то единой мерки. Другой вопрос, что если дело происходит не в России, то можно провести полноценный детский маршрут по велодорожкам. Но этот вариант выходит за рамки данной статьи из-за коронавирусных ограничений, не позволяющих выехать в Прибалтику или Скандинавию.
В теории, жесткая сцепка позволяет сочетать лучшее из двух миров: в отличие от прицепа в виде «полувелосипеда», она позволяет ребенку ездить самостоятельно. А когда устанет (или дорога выведет на шоссе) — он сможет прицепиться к взрослому. Правда, так получается ездить далеко не всегда…
Сцепка Trailgator
Из доступных в России жестких сцепок мы можем назвать две: Trailgator (США, цена порядка 100 евро) и Followme Tandem (Швейцария, цена 160-220 евро). Первая — гораздо более популярная, что неудивительно, учитывая разницу в цене.
Мне довелось примерить на свой велосипед Trailgator, и он не подошёл. Очевидно, его проектировали для старомодных байков с 21" рамой-«забором» и 26" колесами, а не как у меня — ровно наоборот — 29" колеса и 18" рама. Здесь задняя покрышка будет на любой кочке врезаться в крепежную штангу, а если поднимать крепление выше — растет рычаг, выламывающий подседельный штырь из рамы. В любом случае, ни малейшего шанса сочетать Trailgator с багажником у меня не было.
Кроме того, Trailgator оставил стойкое впечатление вещи, рассчитанной для буксировки ребенка в ближайший детсад, а не для походов. Жесткость конструкции очень невелика, она разработана с открытым презрением к сопромату, ось вращения сцепки находится на подседельнике, и поэтому детский велосипед будет уезжать внутрь поворота, тем самым норовя срезать угол или зацепиться за дерево.
Нам оставалось лишь поднапрячь бюджет и купить Followme Tandem. Обошелся он в 160 евро, плюс еще по мелочам — запасные крепежные ленты и адаптеры для детского велосипеда с эксцентриковым зажимом переднего колеса (у нас болтовое, но мало ли).
Устройство
Сцепка рассчитана на детские велосипеды с размером колес от 12 до 20” (что покрывает возраст от 3 до 9 лет), вес ребенка с велосипедом не должен превышать 45 кг, что, в общем, соответствует разумному пределу груза, который можно буксировать за собой взрослому.
При взгляде на сцепку любому понятно, почему она стоит, как велосипед, — потому что по сложности устройства ничуть не уступает. Вся конструкция выглядит очень жестко и надежно. Велосипед ребенка держится за ось переднего колеса, упирается колесом в держатель, и дополнительно держится за нижнюю трубу рамы. Отмечу, что крепление за раму не является силовым, а лишь запирает «замок», зажимающий ось переднего колеса, и создает необходимый для жесткости треугольник.
Со стороны взрослого велосипеда вся эта конструкция висит на оси колеса и может быть оперативно снята (например, для ремонта колеса) или сложена в походное положение. В комплекте идет длинная стропа, позволяющая в походном положении привязать сцепку за рельсы седла, а при наличии багажника проще взять обычный карабин и прицепиться к задней поперечине багажника.
Сама сцепка сделана из “чугуна” и весит 4100 г, что немало. Если сцепка находится в походном положении, то 4 кг за задней осью ощущаются очень сильно.
У взрослого велосипеда поддерживается установка сцепки на размер колёс от 26” до как минимум 29х2.25" (шиповка) или даже 29х2,35” (слик). При этом остается зазор, в который пролезает палец. Можно воткнуть даже более жирную резину, если снять со сцепки крылышко, защищающее ребенка от грязи. Сочетание сцепки с детским креслом, багажником, боковыми сумками или велоштанами допускается без каких-либо ограничений.
Установка на велосипеды
Установка сцепки на взрослый велосипед не вызывает никаких проблем. Штатно установка производится на специальный эксцентрик для задней втулки, идущий в комплекте и заменяющий штатный. Однако если у вас планетарка с кликбоксом, сплошная ось или новомодная 12-миллиметровая, то можно докупить подходящий адаптер. Также на сайте производителя можно купить практически любую запчасть от сцепки, которая теоретически могла бы потеряться. Сломать там что-либо малореально.
Итак, на заднем колесе у вас постоянно установлен специальный эксцентрик, на него с некоторым усилием (есть риск прищемить пальцы) защелкивается сцепка, и в принципе, она уже держится вполне прочно. Далее сцепка фиксируется двумя винтами с пластиковыми ручками и напоследок контрится шплинтами хитрой продуманной конструкции.
А вот на детский велосипед ответная часть сцепки в первый раз ставится и настраивается очень долго. Вначале гайки на переднем колесе меняются на специальные «пеги», идущие в комплекте (два вида для разных номиналов резьбы). Можно докупить адаптер для установки на эксцентриковую ось (актуально для качественных 20” велосипедов), при этом быстросъемность переднего колеса теряется.
Далее с помощью металлической ленты на нижнюю часть нижней трубы рамы ставится ответная часть сцепки. Для этого вам потребуются ножницы по металлу или, в крайнем случае, бокорезы. Лент в комплекте всего две (их можно докупить отдельно), поэтому при отрезании стоит оставить запас в одно отверстие, чтобы вдруг не оказалось, что вы отрезали слишком много. Потом все подвижные части тщательно настраиваются и фиксируются болтами, чтобы детский велосипед стоял в сцепке ровно, а его переднее колесо находилось на требуемом расстоянии от земли (около 10 см). Инструкция в комплекте подробная, но в первый раз на монтаж тратится весь вечер.
Хорошая новость: после первой установки в дальнейшем сцепка-расцепка велосипедов производится максимум за минуту — даже в зимних перчатках. Это большое достоинство Followme Tandem, которое сложно переоценить. При этом в нормальной эксплуатации у нас не возникло ни одного повода усомниться в жесткости и надежности сцепления велосипедов. Отличная конструкция!
Единственный конструктивный недостаток, замеченный за год эксплуатации, — раз в полгода или даже реже откручивается правая гайка-“пег” на переднем колесе детского велосипеда. Это связано с тем, что при эксплуатации на гайку действует небольшая сила, стремящаяся ее открутить (когда приподнятое переднее колесо цепляется за ухабы и слегка прокручивается). Стоит периодически проверять затяжку. Или, как вариант, надевать резинку на передний тормоз детского велосипеда, тогда переднее колесо будет прокручиваться меньше.
Управляемость «велопоезда»
И водитель, и пассажир ездой на сцепке довольны. Велосипеды управляются вполне нормально, — лучше, чем с прицепом или с креслом. Покуда мой сын не освоился с ездой на сцепке, он периодически начинал болтать велосипед, крутя педали, при этом вся конструкция сильно рыскала. Также иногда он случайно крутил педали назад, и благодаря втулке-торпедо мы при этом резко тормозили, что очень сильно раздражает, особенно посреди крутого подъема. Но позже ребенок научился так не делать.
Из-за того, что ось сочленения находится между велосипедами, довольно далеко позади, вся конструкция имеет неплохую маневренность. А именно, третье колесо едет не очень далеко от следа второго, можно затаскиваться в электричку, разворачиваться на небольшом пятачке и проезжать через зигзаги у переходов через железнодорожные рельсы. А также покорять бездорожье и броды! И даже некоторые лестницы в многоквартирных домах.
Я замерял, насколько при манёврах заднее колесо детского велосипеда уезжает внутрь поворота. Оказалось, что всего на 20 см при крутом развороте (на фото слева), а обычно еще меньше. Так что детский велосипед на сцепке не норовит цепляться за всякие углы, можно ехать вполне свободно даже в стесненных условиях.
К неизбежным недостаткам сцепки относится то, что «велопоезд» при езде всё время чуть-чуть рыскает (из-за того, что ребенок крутит педали и раскачивает всю конструкцию), и это иногда раздражает на автомобильных шоссе, где важно ехать по идеально прямой линии. А вот на грунтах это совершенно незаметно, поскольку приходится непрерывно корректировать траекторию, и раскачка на это никак не влияет. Впрочем, ребенок по мере привыкания к езде на сцепке учится меньше ее раскачивать и перестаёт случайно притормаживать.
Можно уверенно сказать, что ребенок на сцепке больше влияет на вашу скорость, нежели на управляемость и проходимость.
Применение в велотуризме
Необходимо отметить, что нашему ребенку походы как таковые особо не интересны, он только ради компании этим занимается. Поэтому он совершенно не склонен в походах вылезать из своей зоны комфорта, как то — самостоятельно вкручивать в сложных дорожных условиях, делать длительные переходы на собственных ногах и т. п. А вот ехать на сцепке ему вполне интересно, потому что это просто как физически, так и технически, можно активно изучать окружающий мир и не отвлекаться на управление. При этом к дождю, холоду, тряске и гоняющим автомобилям ребенок в целом индифферентен, что позволяет с ним ездить в довольно протяженные походы, не особо заморачиваясь с выбором дорог и климата.
Проблема заключается в том, что российские дороги по большому счету делятся на две категории — либо слишком тяжелые для буксировки ребенка на сцепке, либо со слишком большим трафиком. Грунтовый север Ленобласти слишком уж сложен для многодневных походов, когда тащишь на байке почти 50 килограмм груза. Грунты, рельеф, это всё нормально воспринимается в ПВД, однако день за днём они постепенно высасывают силы.
С другой стороны, для ПВД сцепка Followme Tandem более чем применима, особенно когда доступна опция НЕ использовать забитые электрички (например, при наличии автомобиля или базы за городом). Всё лето 2020 года мы катались по Карельскому перешейку с не самыми плохими грунтовыми дорожками, ночуя в разных интересных местах. Не будь сцепки, всё это для нас было бы недоступно.
Подытоживая сказанное, в плане многодневного/грузового велотуризма сцепка идеальна для длительных походов по ровным и несложным дорогам без выраженного автотрафика — к сожалению, в России таких мало. Также со сцепкой можно успешно участвовать в ПВД по любым дорогам, и это выходит не сильно сложнее, чем ездить в такие же ПВД с ребенком на велокресле. А вот многодневные походы по грунтам, бродам и песку — слишком уж тяжелы прежде всего для родителей, хотя тоже возможны. В целом, для велотуризма — совершенно рабочий вариант, и мы можем рекомендовать Followme Tandem нашим последователям.
ЧАВО
— Это вы сами сделали или купили?
Приготовьтесь отвечать на этот вопрос примерно ежедневно. Можете сделать визитки с реферальной ссылкой на какой-нибудь интернет-магазин.
— Грязью ребенка заливает?
Как ни странно — не заливает совсем. У моего велосипеда сзади стоит небольшое крыло, плюс штатный брызговик самой сцепки — и ребенок на 99% чистый даже в ноябрьскую и мартовскую погоду. Естественно, я не езжу на большой скорости через глубокие лужи, но и не стараюсь их во что бы то ни стало объезжать. В условиях похода тоже никаких проблем.
— Может ли ребенок заснуть и упасть с велосипеда?
Теоретически заснуть может, но на практике наш ребенок за год стал засыпать лишь однажды (слишком тепло был одет летом), я это сразу почувствовал по изменению поведения велосипеда (стало больше кренить и болтать). Остановился, спрашиваю: “Ты что, спишь? — Да!” Сняли избыточную одежду, и больше не было проблем.
Конечно, в “экстремальных” походах, если ребенок сначала 20 км едет своим ходом, а потом вы его тянете еще 30 км, то вероятность засыпания увеличивается.
— Страшно ли ездить по шоссе?
Неприятно, но не страшнее, чем ехать по тому же шоссе без ребенка. Мы обязательно надеваем на ребенка велоочки, чтобы шальной камень не попал в глаз, плюс стараемся минимизировать особо загруженные шоссе. Проблема в том, что при управлении «велопоездом» идеально выдерживать траекторию с точностью до 10 см не всегда получается (зависит от поведения ребенка). А все знают, что фуры могут проноситься именно на таком расстоянии от вашего локтя. Забавно, что самому ребенку езда по шоссе нравится гораздо больше, чем по лесу. Интересно же, машинки кругом. А вот очки он ненавидит.
— Тяжело ли ехать?
В килограммах — да. Судите сами: сцепка весит 4 килограмма, ребенок — 20+, его велосипед — около 8. Итого плюс 35 кг веса при однодневной покатушке. Если же едем на два и более дня, то перевозимый вес поднимается вплоть до 50 кг, и всё это не считая снижения наката из-за третьего колеса малого размера.
Спасает то, что велосипедист, в отличие от пешехода, может разменять вес груза на скорость. И современная промышленность выпускает маленькие звёзды и большие кассеты. На данный момент у моего 29” велосипеда нижняя передача — 26-46. (26 спереди, а 46 сзади.) Причем ведущая звезда овальная для улучшения тяги — это здорово помогает, на самом деле. Плюс контактные педали, разумеется. В результате, в 10% подъемы (по асфальту можно и в 15%) мне нормально заезжается, а в еще более крутые горки уже приходится ссаживать ребенка и предлагать ему прогуляться.
Если ребенок достаточно мотивирован, он может помогать вам своим кручением педалей. Но особо на это рассчитывать не приходится, да и помощь реально не очень велика.
— Какая получается скорость движения?
Невысокая. В оптимальных условиях (по асфальту без велоштанов, рельефа и ветра) крейсерская скорость находится в диапазоне 15-20 км/ч. На грунтах с рельефом средняя скорость падает заметно ниже 10 км/ч. На лесовозках и тракторных колеях едем со скоростью пьяного пешехода. (Потому что ребенка периодически приходится переводить за руку через препятствия, чтобы он не ухнул в грязь по пояс.)
— Ребенку холодно при езде зимой?
Зависит от длительности поездки. Конечно, надо учитывать, что ребенок на сцепке работает менее активно, чем взрослый за рулем, и стоит одевать его с запасом, особенно в межсезонье. Я прекращаю возить ребенка в садик (20 минут езды) ниже минус 12 градусов — иначе жалуется, что мерзнут лицо и попа. Если же хочется поехать куда-то на целый день, то мы ждем погоду с плюсовой температурой.
— Зима, снег и лёд как влияют на езду?
С шипованной резиной 29х2,25” ездить зимой вполне нормально, — легче, чем на 20” складном велосипеде по тем же самым дорогам, особенно если замотивировать ребенка самому крутить педали. Разумеется, ваша проходимость по глубокому снегу серьезно ограничена, но это также справедливо для любого тяжелого груза на велосипеде. При некоторой ловкости, можно успешно заниматься родео на ледяных колеях и не застревать. Второй велосипед сзади при этом мешает гораздо меньше, чем может показаться со стороны. Правда, 5 километров такой дороги отнимают сил, как 30 — нормальной.
— Что будет, если упасть?
Ребенок тоже упадет. Родителю надо учиться ездить так, чтобы не падать, впрочем, вы наверняка уже научились, пока ездили с детским креслом (там ребенку еще и дальше было лететь до земли). В летнем походе 2020 года я завяз передним колесом в грязи и красиво упал на бок — прямо в лужу. Причем ребенок отделался легким испугом, а половина меня и моего велосипеда стали жирно-коричневого цвета. Полностью грязь удалось отковырять лишь дома. Отмечу, что уронить велосипед с креслом не в пример проще из-за высокого центра тяжести. Особенно если неудачно прислонить его к чему-либо.
— Можно ли тащить в одной руке детский велосипед, а в другой — взрослый?
Да, можно. Я таким образом стаскиваю велосипеды вниз по лестнице из дома, а также вылезаю из электрички. Единственное, что их общая масса при этом составляет порядка 25 кг. И вверх по лестнице особо не потаскаешь.
— Можно ли затащить «велопоезд» на лестницу или высокий поребрик?
Да, можно без особых проблем, если ребенок слезет. Я многократно затаскивал «велопоезд» в сборе на третий этаж многоквартирного дома. Правда, между пролётами приходилось разворачиваться в два этапа, и это у нас еще довольно широкие и пологие лестницы. Если места на поворотах мало, то эффективнее затаскивать велосипеды в две ходки. Надо отметить, что если масса «велопоезда» (без ребенка) сравнима с массой велосипедиста, то на лестницу может не получиться затащить, особенно если нет хоть какого-то пандуса.
— Можно ли возить на сцепке детский велосипед без ездока?
Да, без каких-либо проблем. Он гремит лишь чуть больше обычного и подпрыгивает на ухабах. Зато скорость движения вырастает раза в полтора. С непривычки кажется, будто летишь.
— Можно ли перетащить «велопоезд» через поваленное дерево или ж/д пути без перехода?
В принципе, можно, — разумеется, без ребенка в седле. Но конструктивная особенность сцепки такова, что если вы перетаскиваетесь через узкую высокую преграду (как ж/д рельс), то переднее колесо детского велосипеда выскальзывает из держателя оси. Посреди путей вы не застрянете, но придется потом отцепить и заново прицепить велосипед к сцепке. Крайне желательно, чтобы на рельсах кто-то сзади (спутница или сам ребенок) слегка приподнял детский велосипед. Еще детский велосипед очень любит цепляться рулем и педалями за ветки и сучья при проламывании через лес.
— Как перевозить в электричке?
Хорошая новость: «велопоезд» с 16” велосипедом нормально помещается по длине в тамбур, и с высокой платформы затащить туда можно без расцепки. А дальше вы разбираете на составные части и размещаете велосипеды, как обычно (учитывая, что взрослый велосипед не получится повесить за седло без демонтажа сцепки). Если вы знаете, на какую сторону будет выход, то можно собрать «велопоезд» в тамбуре, сначала вывести ребенка на платформу, а потом — выкатить “железо”. Разумеется, при езде на электричке стоит избегать переполненных поездов. А вот с 20” детским велосипедом уже есть некоторый риск, что «велопоезд» не поместится в тамбур по длине.
Указанное выше было справедливо для посадки с высокой платформы. Если же вы садитесь с низкой, то остается только расцеплять велосипеды и закидывать их, груз и ребенка по-отдельности. Благо, сцепка или расцепка занимают лишь порядка минуты.
— Вдруг ребенку понравится ездить на сцепке, и он не захочет ездить сам?
Думаю, это больше зависит от ребенка, чем от наличия сцепки. Есть дети, более склонные к пассивному созерцанию, а есть наоборот живчики, которых хлебом не корми — дай погонять самостоятельно. Кроме того, многое зависит от дорог, по которым вы ездите. Если вашу дорогу даже взрослые считают тяжелой из-за бродов, горок, песка и грязи, то для велоребёнка она скорей всего будет непреодолима без сцепки. А вот на сцепке может вполне получаться там ехать.
— Чиркает ли переднее колесо детского велосипеда о землю, и что с этим делать?
Да, периодически чиркает (на поребриках, лежачих полицейских и больших ямах), но никаких проблем это не вызывает. Колесо просто немного проворачивается в держателе и всё.
— Нужно ли как-то усиливать тормоза на взрослом велосипеде, чтобы их хватало с возросшим грузом?
Нет. Вы не разгонитесь до скоростей, на которых вам бы понадобились более мощные тормоза, а также не заедете на горы, при съезде с которых мог бы возникнуть риск перегрева/отказа. Передний тормоз SLX или ХТ с ротором 160 мм позволяет уверенно остановить всю конструкцию двумя пальцами.
— Жалуется ли ребенок на тряску?
Нет. Даже если переезжать разбитые трамвайные пути на солидной скорости, ребенок к этому относится совершенно нормально. Никаких поползновений к тому, чтобы свалиться с велосипеда из-за тряски, за год эксплуатации тоже не возникало.
— Что с надежностью?
Никаких проблем. Конструкция сцепки за год активной эксплуатации осталась практически в новом состоянии, не считая царапин, грязи и следов ржавчины. Думаю, что ресурса этой сцепки хватит еще не на одного ребенка.
Выводы
По изначальному плану, в этом месте должен был оказаться рассказ о том, как здорово мы путешествовали со сцепкой по финским, эстонским и европейским дорогам, и как она нам облегчила туристическую жизнь, позволив продолжить путешествия, когда ребенок уже вырос из кресла. Увы — сезон 2020 года мы провели в Ленинградской области, причем с минимальным использованием общественного транспорта, особенно в первой половине года.
Здесь как раз и выявился основной недостаток сцепки — из-за большой массы груза езда по сложнопроходимым грунтовкам становится слишком тяжелой/медленной, а мотивации ездить самому у ребенка на таких дорогах не возникает. С другой стороны, для меня оказалась приятной неожиданностью нормальная управляемость “велопоезда” на любых дорогах, где можно хоть как-то ехать. И да — кататься с ребенком на сцепке в обычные детские ПВД это совершенно реально! В результате, сезон 2020 года у нас был очень интенсивным, мы проехали в режиме “велопоезда” восемь ПВД на 2-3 дня, а также два похода на 5 и 16 дней. Это довольно прилично, особенно если прибавить ПВД без “велопоезда” — пешком и/или с ребенком на собственном велике.
В межсезонье я вожу ребенка на сцепке в детский сад, что выходит гораздо быстрее, чем на других видах транспорта. Потом либо увожу велосипед обратно (зимой), либо оставляю в садике, и они с мамой возвращаются своим ходом, когда погода позволяет.
Мы продолжаем использование “велопоезда” в велосезоне 2021 года. Нашему сыну исполняется 6 лет, и он по мере взросления и накопления сил наверняка станет ездить более активно, помогать заезжать на горки, будет чаще отцепляться на простых участках дороги. Планы по большому походу на пару недель пока очень расплывчатые, и будет ли в нем участвовать ребенок (и сцепка), пока непонятно. Одно можно сказать точно — Followme Tandem однозначно стоит своих денег и реально позволяет ездить с ребенком в таких условиях, где он бы в одиночку ни за что не справился. Так что можем смело рекомендовать эту сцепку велосемьям.
P.S. Ссылки на наши велопоходы с ребенком
Велопоход по северо-западу Ленобласти, лето 2020 г.
Велопоход по пригородам СПб (к Теплобетонной) 2020 г.
Велопоход по Эстонии, 2019 г.
Велопоход по Белоруссии, 2019 г.
Велопоход по Скандинавии, 2018 г.
Велопоход по Белоруссии, 2018 г.
Владимир Горбунов (VORON)
2021 год