VORON
в Оборудование и снаряжение: обзоры, тесты, испытания,
Эта статья — симметричный по градусу неадеквата ответ на видео «Шлем вас не защитит». Весь всплывающий в дискуссиях бред сивой кобылы про контакты в популярном изложении. Распространение приветствуется.
(фото Кати Костюхиной «Поиск контакта»)
Читатели этого блога постоянно спрашивают, нужны ли контактные педали простому велосипедисту. Я проездил исключительно на контактах уже 12 сезонов, в том числе, 8 сезонов — на складных велосипедах для города (в электричках меня узнают по контактам на 20” складнике). Вожу ребенка на велосипеде 3 сезона. Уже примерно 11 лет, как я не в состоянии эффективно ездить на топталках. И с высоты полученного опыта сейчас поделюсь всей правдой, которую скрывают жадные Шимано, Кренк Бразерс, Тайм, Лук и другие страшные нерусские слова.
Так вот: контактные педали тебе, читатель, не нужны! И вот почему.
Первое. Контакты реально помогают только велогонщикам. Уважающий себя спортсмен выдаёт никак не меньше 400 ватт мощности (почти целая лошадиная сила!), а на финише победителя от проигравшего отделяют доли процента! Скажем, на прошедшей гонке Тур Юнайт 2018, если принять финишное время победителя за 100%, то время первого из проигравших составило 100,0183%.
Отсюда даже слепому видно, что гонщики бьются за сотые доли процента, и для них даже микроскопический прирост эффективности от контактов может означать разницу между подиумом и местом во второй десятке. Тогда как тебе, читатель, с твоими 30 ваттами мощности, должно быть совершенно всё равно, сможешь ли ты доехать до кафе или родного арт-пространства на 5 секунд быстрее. (Подсказка: всё равно светофоры съедят любой выигрыш.)
Второе. На контактных педалях нужно ездить в специальных ботинках. Печально, но факт, — ты, читатель, больше не сможешь выбирать обувь под цвет гардероба, под настроение и под цвет листвы на деревьях. Обувь больше не сможет служить выражением внутреннего “Я”, а будет следовать в лучшем случае канонам моды неулыбчивых ребят в лайкре с бритыми ногами из пункта 1, а в худшем — являться просто бесформенным нагромождением кожи и пластика. Ну а в брючном костюме и велотуфлях ты будешь смотреться просто по-идиотски, тут и к бабке не ходи.
Повторяю еще раз: на контактах ты будешь выглядеть, как идиот. Особенно при трогании с места, когда тебе всякий раз придется отчаянно колотить обеими ногами по педалям, добиваясь устойчивого контакта.
Третье. Контактные педали и требуемая для них обувь неоправданно дорогие, поскольку их покупают гонщики за деньги спонсоров. Здесь та же самая проблема, что и со шлемом. Если трата нескольких десятков-сотен евро на шлем еще может быть как-то оправдана “ростом безопасности” (хотя коллега Варламов убедительно доказал, что шлем только вредит), то с учетом пункта №1, для простого велосипедиста выкладывать стоимость пары модных рюкзаков Канкен, или ужина со смузи, или прошлогоднего Айфона на вторые по счёту педали и уродливые ботинки — это просто несуразно.
Уж лучше купи прикольный рюкзак и органайзер для кед (которые уже наверняка не помещаются в шкафу) вместо контактов, на самом-то деле.
(фото товарищей из крымского велопохода 2011 г.)
Четвёртое. В велообуви практически невозможно ходить. Посмотри любую видеозапись с Тур-де-Франс и представь, что ты будешь точно так же ковылять по паркету Эрмитажа! Да тебя даже на порог не пустят, чтобы после тебя не пришлось закрывать музей на ремонт полов.
Или взять ту же обувь для кросс-кантри (это гонка такая, где много суровых дядек с бритыми ногами носятся по кругу в лесу) — если уж говорить о ходьбе, то обувь такая рассчитана скорее на бег в гору с велосипедом под мышкой, чем на дефлирование по кафешкам Невского или ночное отжигание в клубе. На носках металлические шипы в палец! Задумайся, читатель, и сделай правильный вывод для себя. Конечно, сменку можно повсюду с собой возить, однако увесистый пакет из Рив Гоша на руле здорово ухудшает управляемость, что нас подводит уже к следующему пункту…
Пятое. Безопасность. Ко всем проблемам и неудобствам контактов это ягодка на тортике, вернее, целый арбуз. Говорить об опасности контактов можно бесконечно, донесу лишь основные моменты.
Читатель, запомни: твоё обучение контактам начнется с того, что ты станешь постоянно падать, как зеленый новичок. Остановился перед светофором на переходе — бах, пешеход ступил под колёса — бах, захотел сделать селфи — бабах. Немало народу годами учатся ездить на контактах, всё это время они плачут, колются, падают. Хочешь ли ты того же для себя? Ладно еще пресловутые гонщики, им эти падения затем хотя бы компенсируются подиумами и призовыми. А тебе ничего из этого не грозит, только синяки.
Далее. Контакты клинят! Даже если ты вспомнишь и честно попытаешься выстегнуться при остановке, всё равно педаль может либо освободить твою ногу, либо нет. Контактная педаль — это сложный механизм с точными допусками. Попадёт соринка, камушек, не дай бог глина — и всё. И произойти это может в любой момент, даже на ровном асфальте. А уж зимой-то контакты вообще чаще не работают, чем наоборот. Так что даже когда ты привыкнешь к контактам, падения никуда не денутся, просто станут реже. Представь, что ты везешь на велосипеде ребенка или авоську с пивом — падать в таком случае ну никак нельзя.
И, наконец, самое главное. Как падает велосипедист на топталках? Он красиво летит отдельно от велосипеда, группируется, аккуратно приземляется и отделывается легким испугом. Как будешь падать ты на контактах? Естественно, педали не захотят тебя отпускать, ты будешь лететь намертво пристегнутым к велосипеду, наломаешь дров, потом тебя же еще и догонит великом сверху. Гонщики годами учатся правильно отстыковываться от велосипеда в падении и отводить его в сторону — а ты же наверняка не захочешь тратить часы на бесплодные тренировки? То-то же.
Про то, как “приятно” ездить на контактах по сложным дорогам, я даже распространяться не буду. Скажу лишь, что при съезде с ровного асфальта частота падений растёт минимум вдвое. Не зря же многие опытные велосипедисты в грунтовых поездках не ленятся снять контакты и прикрутить на байк обычные топталки. Например, моя жена однажды везла с собой в поход две пары педалей — контакты и топталки — и две пары соответствующей обуви. Ежу понятно, что на топталках по грунту ехать и быстрее, и приятнее, и безопаснее.
--
Надеюсь, читатель, ты понял, к чему ведет бездумное следование “умным советам” от велосипедных знатоков, которые сами-то едва научились ездить. Итак, подытожим: у контактов нет никаких плюсов для тебя, если только ты не борешься серьезно за подиум в велогонках. Это не только дорого, некрасиво и неудобно, а вдобавок может быть тупо опасно. Не ведись на поводу у манипуляторов и смело езди на топталках!
VORON, 2018 год
Обсуждение на форуме
P.S. Повторяю, что всё вышенаписанное — бред сивой кобылы, не стоит верить ничему из этой статьи. Кроме вводного абзаца и времени победителей на ТЮ, которое по невероятной случайности действительно составило 463 954 секунды у победителя и 464 039 секунд у 2-3 мест.
И Любаня действительно везла с собой в поход на Воттоваару-2010 запасные зимние ботинки и топталки для них, потому что заказанные контактные зимние ботинки не успели приехать, и на случай заморозков хотелось быть во всеоружии. :-)