Тест драйв девайса под названием "Кtrak" или по простому,

тест велосипеда на гусеничном ходу

Змей Гуревич и Михаил Михайлов

Key track

Сегодня длинные волосатые руки ВелоПитера дотянулись до агрегата, который называется Кей-трак. Длинные волосатые руки плавно переходили в плечи и головы Змея Гуревича и Михаила Михайлова (на фото справа едет слева), а кей-трак, это ничто иное, как девайс, предназначенный для перемещения по льду и снегу при помощи велосипеда, гусеницы и лыжи.

Сразу выражу благодарность Игорю Голубеву, который предоставил сие заморское чудо в наши лапы.

Итак, с момента изобретения велосипеда (а может и чуть ранее) человек мечтал о том, чтобы покорять на нем заснеженные просторы. Однако в покорении заснеженных просторов есть проблема – наличие снега. Он до определенной степени мешает катить с ветерком по льду…

Периодически велосипед приходиться носить на себе. Ваш покорный слуга лично носил велосипед на себе на льду Ладоги и Онеги, Байкала и Северного Ледовитого Океана, на Урале и Ямале… Последняя экспедиция в рамках которой я нес велосипед 165 километров из 166 (это заняло 13 дней) навела меня на мысль, может быть существуют более удачные транспортные средства для езды по зимнему Заполярью, чем велосипед? Скажу честно, тест Кей Трака показал, что его ходовые качества для классического зимнего велотуризма не слишком хороши, а большой вес делает его переноску на длительные расстояния затрудненной. Однако тестировать новинку было интересно.

Key track

Key track

Итак, Кей Трак – устройство, при помощи которого из велосипеда делается снегоход. Состоит из двух частей – гусеницы со специальным колесом, которое устанавливается вместо заднего колеса велосипеда, и лыжи, которая ставится в переднюю вилку.

Начнем с заднего колеса. Родное велосипедное колесо заменяется ведущим колесом, которое крутит гусеницу, и устройством, которое с одной стороны натягивает гусеницу, с другой – увеличивает площадь соприкосновения гусеницы и поверхности. На фото справа это хорошо видно. Все три ролика закреплены на рычажном механизме, который обеспечивает и натяжение гусеницы, и плавное "обтекание" всяческих неровностей, встречающихся на пути байка

Ширина ленты-гусеницы, примерно дюйма 3 (пишу в дюймах, чтобы было легче сравнивать с толщинами покрышек). На гусенице в наличии весьма злобный протектор – шипы сантиметра 2! Они перелопачивают снег, и проблем со сцеплением нет. Правда и на «легкость хода» нареканий нет, как нет и самой легкости хода. Ход не легок. Если прекратить крутить педали, то велоснегоход проходит отсилы пару метров.

Основное предназначение девайса – спуск с гор, а не пилежка по снежной целине. Практически нет и свободного хода – когда бросаешь крутить педали, то проехать велосипед накатом может метра полтора. Несмотря на то, что площадь контакта гусеницы и поверхности земли заметно больше чем у колеса, все равно снег продавливаешь и проваливаешься.

На нашу удачу замок Игоря стоит прямо на берегу Сестрорецкого разлива, и мы провели свои заезды на льду этого водоема.

Сначала попробовали так: сзади гусеница, спереди обычное велосипедное колесо. Драйва много, удовольствие от езды в наличии, однако катит, на мой взгляд, это чудо заморской техники, даже тяжелее чем просто обычный велосипед. Гусеница весело поднимает в воздух клубы снежной пыли. Красиво. Но не очень практично. Ехать можно на передачах 1:1, 1:2, но далее, 1:3 – это уже реально для кабанов. На велосипеде по тому же "грунту" можно было закатить и на средней звезде спереди. Не слишком хороша «приемистость» Кей Трака.

Лыжа на кейтраке

Key track

Например, в один прекрасный момент меня на озере догнал средних размеров бобтейл - питомец Игоря. Уйти от голодного бобтейла на скорости не удалось, в результате два укуса – в правую голень и в левую лодыжку. Вместе с тем, из опыта известно, что если на велосипеде немного "прибавить" в скорости, то от собаки уйти как правило удается. Обращу внимание, когда на переднем колесе стоит лыжа, то велокомпьютер, даже беспроводной, скорость не показывает. В любом случае, резко ускориться и избежать "зубов" мне не удалось.

На фото справа: Для полноты тест драйва на лед выпущен бобтейл.

Кроме теста на льду, была еще поездка по заснеженному берегу. Как полагается берегу – он неровный, с кочками. Ехать по берегу еще сложнее, впрочем, и для обычного велосипеда это тоже не подарок. На этой поверхности и не скажешь, на какой технике ехать легче. Пожалуй, все-таки на Кей Траке.

Затем решили поставить полный комплект, установили переднее устройство, именуемое в простонародье лыжей. Что отличает западные разработки – это тщательность! Все что касается удобства установки – все продумано. Велосипед превращается в снегоход «легкими движениями рук». Однако что касается практической стороны дела – движения, то с лыжей по насту с малым количеством снега ехать даже тяжелее, чем с велосипедным колесом. Сложнее всего поворачивать – лыжа склонна к скольжению вбок. Резких виражей непозакладываешь.

В конце скажем о весах. Заднее колесо, в сборе с гусеницей, колесиками и креплениями весило 8.7 килограмм. Переднее колес… то есть, лыжа, весила чуть менее 2х кг. В целом – порядка 10 кг, к чему надо прибавить вес велосипеда без колес. Словом, нести Кей Трак по зимнему замерзшему морю будет намного тяжелее, чем просто велосипед. В целом, всему свое назначение – вероятно, катать на Кей Траках с гор приятно и весело, но как замена велосипеда для езды по снегу и льду, он все-таки не годится.

А вот комментарии к вышеначертанному от бобтей... опс! То есть, от Михаила Михайлова:

Из несомненных плюсов Кей Трака хочу подчеркнуть СТОПРОЦЕНТНОЕ сцепление с покрытием, я имею в виду, естественно, снег. Даже на передаче 1-1 можно смело обрушивать на переднюю педаль весь свой вес (а он у меня, увы, не малый) - заставить гусеницу буксовать может, разве что, турбодизель. Качество, надо сказать, весьма полезное, ведь на любой резине трогаться  в снегу приходится достаточно осторожно. Еще один плюс, правда, пока теоретический, это надежность. Ну нечему там ломаться! Ни спиц, ни покрышек. Только подшипники, но для них снег не страшен. Хочется, правда, поставить на фиксатор резьбы гайки крепления роликов к рычажному механизму. Они, может, и хорошо сидят, но если открутятся – в снегу не найдешь. А спереди вообще все просто – лыжа и лыжа…

Что же касается минусов, тут я "полностью согласен с предыдущим докладчиком" - сопротивление качению у Кей Трака действительно дьявольское. И дарят нам это сопротивление две причины: первая - конструктивная (ну не бывает гусеничного движителя, кпд которого был бы выше колесного), а вторая... тоже, конечно, отчасти конструктивная - налипание снега. Очень хорошо налипает снег на заморское чудо, забивается в канавки на роликах и колесе, опоясывает колесо изнутри. Но главное - вспомним, что для байка критичны грязевые (зимой можно сказать "снеговые") зазоры между колесом и перьями рамы. А у Кей Трака появляются еще две пары "перьев" (см. фото) и зазоры между ними и гусеницей минимальны. Что делать? Отвечая на вопрос классика русской литературы, я пока могу лишь посоветовать обильно полить места скопления снега чем-то вроде жидкой тефлоновой смазки TF-2, естественно, следя, чтобы она не попала на тормоза.

Да, о тормозах. Кей Трак может использоваться только с дисковыми тормозами. Если Вы ставите вперед лыжу вместо колеса, то переднего тормоза Вы автоматически лишаетесь. Это не страшно, но есть одно "но". Если у Вас стоит гидравлика, то первое же инстинктивное торможение передним тормозом может окропить снег не кровью, конечно, но рабочей жидкостью из гидролинии – диска-то тормозного между колодками нет… Посему при использовании лыжи хорошо бы вставлять между колодками переднего тормоза проставку. "Механике" это тоже не повредит – меньше шансов потерять колодки.

Еще один нюанс, теперь уже заднего тормоза. Вряд ли кто-то выделит отдельный велосипед для использования его исключительно с Кей Траком, а это значит, что на байке будут использоваться попеременно два колеса – то обычное, то Кей Трак – и, естественно, два тормозных диска.  А их плоскости могут не совпадать (по закону подлости они не совпадут обязательно, кто использует разные вилсеты, тот знает).

И последнее. При тех условиях, в каких мы испытывали Кей Трак (лед озера, покрытый семисантиметровым слоем снега с легкой коркой наста; берег, покрытый пятнадцатью сантиметрами снега), мне больше понравился вариант с лыжей, чем с колесом спереди. Но лыжа требует широкого, от 650 мм, руля. С узким же рулем каждый маневр заканчивается рысканьем в попытках поставить лыжу прямо. Впрочем, как мы ни старались, ни заноса, ни падения у нас не получилось. Даже с помощью бобтейла Гоши…

"ВелоПитер" выражает благодарность Игорю Голубеву за чай, Кей Трак, некормленного бобтейла Гошу (отдельное спасибо, что Гоша не доберман) и грамотное возведение жилища на берегу тестового полигона.

Лыжа на кейтраке

Лыжа на кейтраке

Вот такой вот тест получился. :)