Из князи в грязи,
или
На кросскантрийной раме в поход по Монголии.
C2+ CCM2. Тест-драйв
В мире велоиндустрии с крупными заводами, выпускающими велосипеды десятками тысяч штук, мирно уживаются небольшие фирмы, созданные, обычно, с целью "делать немного, но качественно". Пожалуй, именно к таким можно отнести швейцарский бренд С2+ Concept Cycles, созданный известным велогонщиком Энди Маффом (подробнее об этой марке читайте в статье на ВелоПитере " Рамы С2 Concept Cycles". Естественно, что рамы высокого уровня, да еще и спроектированные профессиональным гонщиком, "заточены" под соревнования и быструю техничную езду. А как поведет себя такая рама в "непривычных" для себя условиях? Например, в многодневном автономном велопоходе, да еще и зимнем? Вам интересно? Нам тоже! Поэтому у команды ВелоПитер-Экстрим и магазина Меридиан-Байк созрел совместный проект – испытать топовую раму хардтейла ССМ2 в зимней велоэкспедиции по Монголии и Бурятии в марте 2011 года. Как же вел себя кросскантрийный, по сути, байк, навьюченный двадцатипятикилограммовым рюкзаком, на льду озера Хубсугул и реки Эгийн-Гол, на степных дорогах Монголии и асфальтовой трассе Кяхта - Улан-Удэ? Можно ли "забивать гвозди микроскопом"?
Давайте посмотрим…
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕЛОСИПЕДА В СБОРЕ (ДЛЯ СПРАВКИ)
Размер рамы: |
"L" (508 мм, 20" center-to-top) |
Рама: |
С2+ ССМ2, тройной баттинг, алюминиевый сплав 6061, для колес 26" |
Вилка: |
ROCKSHOX Dart 3, с дистанционной блокировкой PopLoc (ход 100 мм) |
Рулевая колонка: |
RITCHEY полуинтегрированная 1-1/8" (безрезьбовая) |
Система: |
SHIMANO Deore FC M-533 44-32-22 зуба, шатуны 175 мм |
Передний переключатель: |
SHIMANO XT FD M-771 (34.9 мм, bottom swing) |
Задний переключатель: |
SHIMANO XT RD M-770 (low normal) |
Манетки: |
SHIMANO XT SL M-770 (27 передач) |
Кассета: |
SHIMANO HG-50-9 11-32 зуба |
Цепь: |
SHIMANO HG-53 |
Тормоза: |
SHIMANO Deore BR M-535 дисковые гидравлические (роторы 6") |
Колеса: |
SHIMANO XT wheelset WH M-765, 24 спицы |
Покрышки: |
SCHWALBE ICE SPIKER 26x2.1, NOKIAN HAKKA WXC 300 26x2.1 |
Педали: |
AUTHOR alloy |
Руль: |
AUTHOR riser (с подъемом), подъем 15 мм, диаметр крепления 31.8 мм |
Вынос: |
GUIZZO алюминиевый сплав, 100 мм, +5° |
Подседельный штырь: |
С2+, карбон (диаметр 31.6 мм) |
Зажим подседельного штыря: |
С2+, болтовый |
Седло: |
VELO Plush |
Передачи: |
27 |
Цена (Меридиан-Байк, 2011 г.) |
5250 руб. |
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О РАМЕ И ВЕЛОСИПЕДЕ В СБОРЕ
Магазином Меридиан-Байк на тест-драйв был предоставлен велосипед в сборе на базе рамы С2+ ССМ2 (его характеристики приведены выше). Единственное, что было заменено – вилка. Специально для похода на велосипед была поставлена вилка RockShox Dart 3 (ход 100 мм) с дистанционной блокировкой PushLoc.
Как говорится, "по одежке встречают". Рама – то, что более всего определяет общий вид велосипеда. Конечно, в первую очередь рама должна быть функциональна. Но если она будет некрасива, купите ли вы ее? На мой взгляд, рама ССМ2 красива и, я бы сказал, элегантна. Изгиб… нет, не гитары желтой, а нижней трубы "а-ля Gary Fisher" в сочетании с длинным рулевым стаканом придает велосипеду эдакую "грациозность летящей птицы". Благородное же сочетание серебристого алюминия и черных карбоновых вставок и подавно радуют сердце эстета. Практичного же байкера, чуждого сантиментам, порадует качество сварных швов и покраски.
Бонки ви-брейков на перьях кто-то может посчитать архаизмом. Однако до сих пор многие байкеры (а, особенно, велотуристы) предпочитают ви-брейки дисковым тормозам. Я считаю, что универсальность в выборе навески идет раме, особенно продающейся как отдельный компонент, только на пользу.
Замечу, что рама ССМ2 обладает не самым длинным кокпитом (в сравнении с базой). То есть, ростовка "L" для меня (рост 188 см) ощущалась маловатой, когда я ехал на байке по трассе без рюкзака. Для "грузового" же туризма ETT (длина эффективной верхней трубы) оказалась подходящей. Тем не менее, любителям растянутой посадки ростом более 186 см я бы рекомендовал размер "XL".
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
Напоминаем, что при проведении тест-драйвов ВелоПитер использует балльную систему оценки компонентов (в данном случае – узлов и параметров рамы), аналогичную системе оценки в "Обмене опытом" (от 1 до 10 баллов). Оценка выставляется с учетом параметра "цена/качество", стоимости и назначения велосипеда, то есть, железяка, прекрасная во всем, но стоящая неадекватно дорого, может получить и невысокий балл. Параметры рамы оценивались именно в контексте применения ее в велотуризме, то есть, если бы рама тестировалась, например, как кросскантрийная, ее оценки могли бы быть другими.
|
Недостатков просто нет, эталон… |
|
Прекрасное качество! |
|
Очень хорошо |
|
Качество выше среднего |
|
Хорошее качество |
|
Просто работающий компонент |
|
Неплохо, но есть недостатки |
|
Могло бы быть и лучше… |
|
Хуже быть не может |
|
Нет, оказывается, может… |
ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УЗЛОВ
ГЕОМЕТРИЯ РАМЫ |
|
Глядя на эту красивую раму, все же понимаешь, что проектировали ее, ставя во главу угла не красоту, а инженерные расчеты и здравый смысл. Модной гидроформовкой тут и не пахнет, зато функциональные изгибы труб наблюдаются и в переднем, и, конечно же, в заднем треугольниках.
Эффективная верхняя труба покороче, чем у многих аппаратов, "заточенных" под соревнования, но все-таки длиннее, чем у байков, рассчитанных на прогулочное катание. Задний треугольник не "поджатый", длина нижних перьев и смещенные назад точки крепления багажника позволяют путешествовать с рюкзаком-"штанами", не задевая его ногами. Угол рулевого стакана заваленным никак не назовешь, отсюда и маневренность. Все вышеназванные размеры дают, в совокупности, базу, скорее длинную, чем короткую. Длина стакана впечатляет – алюминиевых рам со столь длинными стаканами в мире сейчас выпускается очень мало. Разработчики рамы решили уменьшить стендовер не за счет изгиба верхней трубы, как это сейчас часто делается, а за счет занижения соединения верхней и подседельной труб.
Клиренс рамы – 29 мм – вполне стандартный.
Комплекс "Фомы неверного" привел к тому, что все размеры не были взяты с сайта производителя; замеры были собственноручно выполнены автором статьи. Размеры справедливы при использовании вилки RockShox Dart 3 с ходом 100 мм, или аналогичной, с размером от оси до нижней кромки рулевого стакана 475 мм.
Тонкостенная нижняя труба внушает уважение своим диаметром. Большой диаметр в сочетании с изгибом предопределили отсутствие усиливающей косынки в месте стыка трубы с рулевым стаканом. Прочность достаточна и без нее, а сварных швов становится меньше. Однако с большим диаметром связаны и некоторые проблемы, впрочем, решаемые. Например, длины стандартной "липучки" подрамной сумки от Пик-99 впервые не хватило, чтобы обернуть ее вокруг столь могучей трубы – пришлось воспользоваться "липучкой-удлинителем".
За счет тройного баттинга средняя часть трубы – самое уязвимое место рамы. На данном экземпляре уже присутствуют небольшие вмятины. Настоятельно рекомендую при перевозке байка в мягком чехле оборачивать его ковриками-"пенками", благо это именно то, без чего ни один велотурист не отправится в поход.
КАЧЕСТВО СВАРНЫХ ШВОВ |
|
Визуальная оценка качества сварного шва если и не дает однозначного ответа о его прочности, то, уж точно, многое говорит о квалификации персонала сварочной линии и, в конечном счете, об отношении руководства фирмы-производителя к основному технологическому процессу. Поэтому мне, как инженеру, знакомому не только с теорией, но и с практикой сварки, было не просто приятно, а очень приятно глядеть на сварочные швы, близкие к определению "идеальные" – отсутствие микрокаверн (перевожу – углублений от пузырьков), плотные ровные валики с равномерными наплывами, точно выдержанная ширина – все это говорит о том, что раму делали "не за страх, а за совесть".
ПРОКЛАДКА ТРОСИКОВ И ГИДРОЛИНИЙ |
|
Прокладка тросиков и гидролинии заднего тормоза по верху верхней трубы рамы традиционна. Невысокая оценка обусловлена, опять-таки, подходом к велосипеду как к туристскому, ведь когда на багажнике восседает довольно высокий рюкзак, единственный способ "забраться на коня" – перекинуть ногу через верхнюю трубу рамы. А там нога, будучи обутой в тяжелый и зубастый треккинговый ботинок, с завидным постоянством цепляется за тросики.
КРЕПЛЕНИЕ БАГАЖНИКА |
|
Расположение точек крепления вполне стандартно. Это не ничего не значащая фраза. Применительно к нижним точкам она означает, что разработчики не стали решать проблему установки обычного багажника на раму с дисковыми тормозами перенесением резьбовых отверстий выше калипера, или специальными приливами на раме. Возможность установки "недискового" багажника, таким образом, полностью зависит от конструкции оного и формы калипера. Если стойки багажника вертикальны, а калипер не выступает сильно вбок, проблемы не будет. В нашем случае "пухлый" калипер тормоза Deore BR M-535 однозначно и бесповоротно потребовал установки "дискового" багажника.
Очень понравилось то, что бонки верхних точек крепления не просто вставлены в раму и развальцованы, а либо вклеены, либо вварены (раму я, как вы догадываетесь, не пилил и не ковырял). Так же выполнены и точки крепления флягодержателя.
РУЛЕВОЙ СТАКАН |
|
У весьма оригинального рулевого стакана рамы ССМ2 два бесспорных плюса – дизайн и длина. Причем первое неразрывно связано со вторым. Почему производители рам стали делать короткие стаканы? Да чтобы элементарно облегчить раму! В данном же случае, наличие карбоновой вставки позволило облегчить конструкцию и вернуться к длинному и узкому (для облегчения рамы) стакану. Преимущества очевидны: и нагрузка на подшипники меньше, и люфт не так страшен. Да и управляемость повышается. Правда, увеличивается длина (и, соответственно, масса) штока вилки. Зато вилку с таким длинным штоком всегда можно продать, если вы захотите поставить новую – ваша старая вилка гарантированно встанет на любую раму.
КАРЕТОЧНЫЙ УЗЕЛ |
|
Как качество исполнения, так и жесткость достойны всяческих похвал. Во многом именно благодаря жесткости конструкции байк прекрасно разгоняется.
Мелочь, а приятно – снизу в кареточном стакане просверлено аккуратное отверстие для слива воды. Молодцы!
ПОДСЕДЕЛЬНАЯ ТРУБА С КАРБОНОВОЙ ВСТАВКОЙ |
Оценивать "ходовые качества отдельно взятой трубы" как-то неправильно… Я могу сказать, например, что она достаточно качественно вклеена в алюминиевые трубы рамы, но вряд ли это будет ценной информацией. Я лучше выскажу пару своих мыслей о сочетании понятий "карбон" и "туризм".
Подавляющее большинство велотуристов твердо верит в то, что карбон и туризм – "две вещи несовместные". А почему, собственно? Потому что карбон хрупкий, ответят мне. Да, хрупкий. Значит, при перевозке, особенно самолетом, надо защищать раму от ударов. Зато карбоновые трубы гораздо менее подвержены усталостному излому, чем алюминиевые. А многие ли задумывались над тем, что в условиях автономного похода треснувшая углепластиковая труба более ремонтопригодна, чем ее металлический аналог? В самом деле, что такое карбон? Это ткань, пропитанная эпоксидной смолой. Значит, и походный ремнабор для карбоновой рамы будет включать в себя кусок стеклоткани и два тюбика эпоксидного клея. А вот сварочный аппарат в поход вряд ли кто-то потащит…
ЗАДНИЙ ТРЕУГОЛЬНИК |
|
Если о геометрии рамы в целом можно судить даже по эскизу с основными размерами и углами, то оценить работу заднего треугольника можно только в процессе езды, причем именно работу. Задний треугольник – не просто кусок металла, соединяющий колесо с подседельной трубой. В идеале он должен иметь а) достаточную торсионную (крутильную) жесткость, чтобы не "вихлять" при силовом педалировании; б) податливость в вертикальной плоскости, чтобы гасить вибрации колеса. Чаще всего, "хорошая" рама и отличается от "плохой" наличием этих трудно сочетаемых качеств. По этим параметрам рама CCM2 однозначно попадает в разряд "хороших". При силовом педалировании колесо не "гуляет"; гашение же вибраций лучше всего чувствовалось на монгольских дорогах. А Монголия, как известно, одна из немногих стран, способных тягаться с Россией масштабами "второй проблемы" (первая проблема, напомню, это дураки).
|
ПОДСЕДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ |
|
Место соединения подседельной трубы с верхней, а так же с перьями заднего треугольника, радует неоригинальным, но эффективным решением – верхняя труба подходит не там же, где перья, а ниже. Такое решение уменьшает стендовер байка и более равномерно распределяет изгибающую нагрузку от подседельного штыря, уменьшая вероятность излома рамы в этом месте даже при максимально выдвинутом подседельнике.
Зажим подседельного штыря, как того и требуют традиции изготовления кантрийных рам, выполнен болтовым (без эксцентрика). Хорошо это или плохо? Вопрос, конечно, риторический, ибо для карбоновой подседельной трубы (а зажимается именно карбоновая, а не алюминиевая труба) и карбонового же подседельника болтовой зажим – самый правильный вариант. Карбон очень трепетно относится к моменту затяжки. На мой взгляд, научиться дозировать усилие, прилагаемое к ключу-шестиграннику несложно. Шансов перетянуть эксцентриковый зажим гораздо больше. Однако для туриста эксцентрик все же предпочтительней. При упаковке велосипеда в чехол, как правило, требуется опустить седло. Если на маршруте есть "трансферы" (у нас, к примеру, был самолет туда и обратно, две автомобильные заброски и два переезда в поездах), то постоянная работа шестигранником начинает действовать на нервы…
ПОДСЕДЕЛЬНЫЙ ШТЫРЬ |
|
Коль скоро рама была предоставлена на тест-драйв вместе с карбоновым подседельным штырем, также произведенным C+2, стоит сказать пару слов и о нем. Замок штыря можно смело назвать "трехболтовым". То есть, один, боковой винт стягивает щечки, фиксирующие салазки седла, а два других отвечают лишь за регулировку наклона. Очень, кстати, удобную и быструю регулировку – поскольку передний винт снабжен колесиком. Взял шестигранник, ослабил задний винт, вращением колесика другой рукой выставил требуемый угол, затянул задний винт. Все!
|
Диаметр подседельного штыря – 31.6 мм, длина – 347 мм.
Поскольку срез подседельной трубы рамы CCM2 расположен довольно высоко, длины штыря хватает с лихвой.
Карбоновый штырь в карбоновой же подседельной трубе фиксируется весьма надежно; при этом и "утопить" его в раму для перевозки велосипеда очень легко. Путешественникам, часто перевозящим байк в транспорте, сей факт придется по душе.
И наконец-то самое главное –
ОЩУЩЕНИЯ ОТ ЕЗДЫ
На мой взгляд, любой байк, позволяющий быстро разгоняться и быстро ехать, просто обязан иметь свой собственный "характер". Не обладают индивидуальностью лишь туповатые агрегаты нижнего ценового диапазона, не блещущие никакими достоинствами, кроме цены. Характер байка надо принимать во внимание, находить с велосипедом "общий язык". Посему привожу описание "норова" тестируемого "коня".
НА БОЛЬШИХ СКОРОСТЯХ (ЧИСТЫЙ ЛЕД, ТРАССА)
Несмотря на достаточно длинную базу и задний треугольник, велосипед довольно строг в управлении. Думаю, свою лепту в это вносит геометрия рулевого стакана. Если на него поставить вилку с ходом 80 мм и узкий прямой руль, думаю, что его управляемости позавидуют и шоссейники. Тем не менее, на скоростях выше 15 км/ч он достаточно хорошо держит трассу, допуская, в то же время, резкие изменения курса (это, конечно, проверялось не на гладком, как стекло, льду Хубсугула – там и так падений не удалось избежать…). Маститым байкерам, любителям "держать все под контролем" такое поведение понравится. Новичкам же байк может и не простить ошибки в управлении.
|
НА МАЛЫХ СКОРОСТЯХ (НАСТ, СНЕГ, КОЛЕЯ)
Увы, физику не обманешь. Хорошая управляемость на больших скоростях оборачивается излишней вертлявостью там, где приходится ехать медленно. Держать курс в снежной колее, проходившей по Байкалу, было дико сложно (хотя езда в колее и вообще задача не из легких). В любом случае, ставить на этот байк короткий вынос никак нельзя. Впрочем, те, кто путешествует по более-менее приличным дорогам, позволяющим держать скорость хотя бы 12-14 км/ч, эту "сверхуправляемость" могут и не почувствовать вообще.
УСКОРЕНИЕ, ПОДЪЕМ, СИЛОВОЕ ПЕДАЛИРОВАНИЕ
Потенциал кантрийной рамы, созданной как раз для мощных спуртов, в полной мере раскрывается и при разгоне с тяжелым рюкзаком на багажнике. Опытные туристы знают, что навьюченный байк, собранный на "хлипкой" раме часто вообще отбивает у райдера всякое желание педалировать стоя. Рама же CCM2 ведет себя прекрасно, жесткий кареточный узел и эффективно передающий усилие задний треугольник работают столь хорошо, что стоя на педалях, забываешь про то, что везешь на багажнике 25 килограммов груза.
|
РЕЗЮМЕ
Когда-то считалось, что для туризма не нужна амортизационная вилка.
Когда-то думали, что дисковые тормоза – это только для даунхилла.
Когда-то говорили, что карбон – удел шоссейников.
Когда-то…
Времена меняются, меняется и концепция велосипеда для туризма. Велосипед, собранный на раме, весящей всего полтора килограмма, да еще и с карбоновыми вставками, оказался вполне подходящим для "грузового" экспедиционного туризма. В принципе, швейцарцы выпустили на рынок продукт, по-своему уникальный для нашего времени. Современные тенденции развития маунтинбайка в Европе и Америке чаще всего ставят покупателя перед выбором: либо становиться владельцем дорогой, накатистой и легкой рамы, на которую не предусмотрена установка ни ви-брейков, ни, Боже упаси, багажника; либо приобретать раму, подходящую по этим параметрам для туризма, но дешевую, тяжелую, часто либо "ватную", либо дико жесткую. А если нужен байк универсальный, на котором можно и погонять налегке в выходной, и в многодневный поход отправиться? Не каждый может и не каждый хочет завалить квартиру велосипедами – один для туризма, один для покатушек, один для любительских соревнований… Есть и другой аспект. Это простое человеческое желание поехать в поход на хорошем велосипеде. Мне кажется, в этом случае, байк, собранный на раме C2+ CCM2 – правильный выбор.
+ J |
- L |
Низкая цена для столь качественно сделанной рамы |
Излишняя маневренность |
Хорошая жесткость кареточного узла и грамотно спроектированный задний треугольник |
Только одна пара точек крепления флягодержателя |
Достаточно длинный задний треугольник и сдвинутые назад нижние точки крепления багажника – рюкзак не бьет по ногам |
Вмятины на трубах – плата за малый вес. |
Благодарим компанию Меридиан-Байк дистрибутора велосипедных рам С2+ за соучастие в тест драйве. Спасибо!
© ВелоПитер, 2011
© Михайлов М. Г., текст, 2011
© Фото, рисунок: Михайлов М. Г., 2011
При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна.